864 Дмитрей Овчининъ – князь Дмитрий Федорович Телепнев-Овчина-Оболенский был убит около 1564 г. Его отец, Федор Федорович, известный в свое время полководец, был взят в плен во время войны с Литвой при Елене Глинской. После заключения перемирия в 1537 г. вернулся в Москву и умер там, а не в Литве, как сообщает Курбский. 865 ...Михайла... Репнинъ... – Князь Михаил Репнин-Оболенский был убит вместе с Юрием Ивановичем Кашиным-Оболенским в январе 1564 г. 868 ...князь Иоан... князь Дмитрей... – Князь Иван Иванович Кашин и князь Дмитрий Андреевич Шевырев были обвинены в измене и казнены в феврале 1565 г. 869 ...Дмитрия... Курлетева... – Князь Дмитрий Иванович Курлетев-Оболенский также обвинен в измене и казнен в 1562 г. 870 ...Петръ Оболенский, глаголеми Сребреный... – Князь Петр Семенович Оболенский-Серебряный казнен в 1571 г. 871 ...Александра Ерославово... Владимера Курлетова... – Князь Александр Иванович Ярославов в последний раз упоминается источниками как живой в 1567 г. Князь Владимир Константинович Курлятев, занимая пост наместника захваченного русскими войсками Полоцка, был казнен, вероятно, в 1568 г. или немного позже. Оба происходили из князей Оболенских. 872 ...княжа сусдолское Александръ... Петръ Ховринъ... и братъ его Михаилъ Петровичъ... – Князь Александр Борисович Горбатый-Суздальский, его сын Петр, братья Петр и Михаил Петрович Ховрины-Головнины казнены вместе с Кашиным и Шевыревым в феврале 1565 г. Предок Ховриных-Головниных Стефан Комнин был выходцем из Кафы, прибыл в Россию в 1399 г. 873 ...единъ Андрй, княжа суздолское... – Имеется в виду Андрей Юрьевич Боголюбский, великий князь Суздальский и Владимирский, второй сын Юрия Владимировича Долгорукого от половецкой княжны (род. ок. 1110 г. – убит в 1174 г.). Андрей Боголюбский возглавил объединение и возвышение северо-восточных русских земель, заложив таким образом основы будущей централизации русского государства. 875 На поле: Тх же то былъ княжатъ суждальских сродичь Нижнаго Новаграда отчичь, славный богатырь в земляхъ руских, князь Ян Тугой-Лукъ. Аще бы о нем по ряду воспомянути, была бы цлая повсть рьцерства его. ...князь Ян Тугой-Лукъ... – Князь Иван Тугой Лук упоминается среди князей суздальских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6:1) — так и когда Господь снисшел в места ада, пал ад и был умерщвлен, а демоны, живущие в нем, были подвергнуты множеству наказаний. И как ковчег опять вернулся обратно к иудеям, так вернулся в Самого Себя и Христос, когда святая Его душа возвратилась в тело и тело воскресло, поэтому Григорий Богослов сказал: «Христос в Самом Себе — восходите и вы» (Слово на Пасху).    Итак, неужели не справедливо радоваться нам, православным, которые были удостоены увидеть конец и исполнение упомянутых символов и прообразов ковчега? Или как не подобает нам ликовать в духе в Воскресение Господа? И если Давид, будучи царем и пророком, не постеснялся плясать в особой одежде, как написано (то есть в царском венке на главе и порфире самодержца на теле, поскольку им всецело овладела радость), — то почему же мы духовно не пляшем сегодня и не рукоплещем от внутренней радости нашего сердца? Если он ради только прообразовательного, символического и деревянного ковчега выказал столь великую радость, что жена его Мелхола нашла в этом повод, чтобы счесть его безумным: «И Мелхола, дщи Саулова, приницаше оконцем и виде царя Давида скачуща и играюща пред Господем и уничижи его в сердцы своем» (2 Цар. 6:16), — если он, говорю, так радовался, то насколько более справедливо нам явить всяческий вид духовной радости и ликования, потому что воскрес Господь как всесильный и совоскресил весь род человеческий?    Для чего говорит певец: «Воскресе Христос яко всесилен»? Для того, чтобы показать, как мы уже сказали прежде, что Воскресение Его из мертвых превосходило все пределы природы (потому что у еллинов воскресение тел считалось невозможным и одновременно недостойным веры). Для того, чтобы воскреснуть, требовалось одно только действие всесильной силы Божества, и показывая это, Павел говорил: «По действу державы крепости Его, юже содея о Христе (имеется в виду Отец), воскресив Его от мертвых» (Еф. 1:19-20), и в ином месте: «Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия» (2 Кор. 13:4). Смотри, певец сказал: «Воскресе», что значит: Он Сам восставил Себя, как всесильный, как и Сам Он сказал: «Разорите Церковь сию и треми денми воздвигну ю» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Рождение свыше» есть свидетельство, которое будто бы Дух Святой дал каждому пятидесятнику о том, что он спасен и стал сыном Божиим. Трактуется оно как некое внутреннее переживание, своего рода заверение Бога о духовном спасении уверовавшего. Обосновывая понятие «рождение свыше», пятидесятники ссылаются на Евангелие от Иоанна: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин. 3, 5 ). Правда, некоторые сектанты, например христиане веры евангельской, евангельские христиане в духе Апостолов, христиане евангельской веры (их явное меньшинство), усматривают в этих словах Спасителя указание на необходимость двух видов крещения – водой и Святым Духом. Другие – слова «от воды» толкуют символически, как духовное рождение через восприятие Слова Божиего. Самое же водное крещение понимается как символ возрождения от греховной смерти, уже совершенное через слово Божие. При всех различиях буквального понимания этого текста Писания пятидесятники единодушны в мистическом истолковании «рождения свыше», которое совершается только посредством слушания Слова Божия. Вот как трактуют это переживание сами пятидесятники: «Если в христианстве имеется какое-либо главное дело, то это непременно новое рождение. Оно является источником, из которого выходит все хорошее.» Так говорил один из пиетистских отцов, Филип Шпенер. А ведь Иисус описал это еще более ясно: «Должно вам родиться свыше!» ( Иоан. 3,7 ). И также четко выразился Павел в знаменитом стихе 2Кор. 5,17 : «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.» Рождение означает не изменение старой природы, ни стимуляцию естественных добрых качеств. Условием является смерть этой природы, крест и гроб. Радикальнее и быть не может. . «Покаявшийся не является больше прежним человеком. Он не является поправленным и переработанным изданием этого человека. Он является новым человеком» (Карл Барт). Рождение свыше это «новое сердце» ( Иез. 36,26 ) по пророчеству Ветхого Завета, новое творение ( Гал. 6,15 ). Ведь Божье программирование перед рождением не имело в плане бунтовщиков, негодяев или пропащих, но прекрасный оригинал, гармонирующий с Творцом и Его намерениями! После катастрофы греховной смерти, человек получает свое чудное новое начало. 18

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

28, ст. 16).. Но о Римском папе нам не весьма нужно много говорить, ибо защитников его непогрешимости здесь не имеется, а нужно обыскать, нет ли кроме Римского папы других подобных ему, дошедших до такой же дерзости, также изъявляющих себя единых непогрешительными. Скажете: да неужели есть люди, дошедшие до такого исступления? Поищем, только терпеливо послушайте. Каждый православный христианин, при Св. Крещении, в Символе православной веры, по исповедании веры во Святую Троицу, обещается веровать и во Святую Соборную и Апостольскую Церковь . Спрашивается: почему же неотменно нужно, чтобы каждый крестящийся исповедал веру и во св. Церковь ? Первое, потому, что мы все нужные для спасения нашего Таинства получаем во Св. Церкви. И если бы мы не исповедовали веру во Св. Церковь, то могли бы сомневаться в силе преподаваемых ею Таинств; а сомневаясь в силе Таинств, сомневались бы и во спасении; а сомневаться во спасении, значит не иметь твердой веры: без веры же невозможно угодити Богу (Евреям зач. 326). Того ради и исповедуем веру во Св. Церковь, дабы, в ней приемля Таинства, твердо были в силе оных уверены. Второе, для того исповедуется нами вера в Церковь, дабы и самое православный веры учение, преподаемое Церковью, имели несомненным. Ибо учение Церкви, утвержденное общим ее гласом, есть учение Святого Духа, по слову самого Христа Спасителя: «Утешитель Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» (Иоан. зач. 48). И паки: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф.зач.67). И когда церковь учима есть Духом Святым и врата адова одолеть ей не могут: то во общем учении церковном не может быть погрешимости. О ней справедливо сказано в Малом Катехизисе: «Яко ( Церковь ) сама едина сущи столпом и утверждением истины: имать же (власть) и Писание святое толковати, и учителей похваляти и прославляти» (Катехизис Иосифовский на слова: И во едину святую Соборную и Апостольскую Церковь). Сиречь, она имеет силу Писание непогрешимо толковать, и учителей толкования поверять и утверждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

2198 Должен оговориться, что с того времени моё мировоззрение дополнилось многим, чего тогда в нём не было. 2199 Вступительная лекция, сказанная в сентябре текущего года студентам первого, по общему счету LXI1, курса, перед началом чтений по Метафизике. 2201 К этим книгам составлен покойным Викторовым указатель под заглавием: „Описание записных книг и бумаг московских старинных дворцовых приказов 1584–1725 г.“, Москва. 1877 г. выпуск 1 и 2, по которому мы и цитируем описи, хранящиеся в Московском отделе общего Архива Министерства Импер. Двора. 2209 Сборник 1873 г. при обществе древнерусского искусства. „Государевы певчие дьяки XVII в.“ – 155 стр. 2322 Богомольцы верховые – или верховые нищие, жившие подле царских хором, в особом отделении дворца, на полном попечении царя и весьма уважаемые им за благочестивую жизнь и древность лет. Забел. Д. Б. русских царей, т. 1, 373 стр. 2337 См. об этом статью в сентябрьской книжке журнала: „к критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе“. 2339 Кн. С. Волконский. К характеристике общественных мнений о свободе совести. Новый путь. 1903 г. Март. Стр. 131. 2348 В.О. Певницкий. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. П. 1901 г. Стр. 221–222. 2366 Лавров-Платонов А. Ф., магистр XIX (1850–1854 г.) курса, бакалавр ак. с 1854–1863 г., с 1864 г. профессор, † ар-еп. Литовским 9 нояб. 1890 г. 2370 Ныне – протоиерея при той же церкви св. Николая (в Москве – Новая слобода); см. о нём Ист. Влад. семин. Малицкого т. 2-й стр. 260–261. 2375 Гавриил (Розанов) ар-еп. Херсон. с 1837 г.; с 1818 г. – Тверской; в 1857 г. ув. на покой; † 8 сент. 1858 г.; интер. сведения о Гаврииле см. в 113-м томе сборника Импер. Русск. Истор. Общества, кн. 2-я стр. 366 исл.; по этим сведениям Гавриил рассматривал имущество церквей и достояние причтов, как свои оброчные статьи. 2381 Имеется в виду Платон (Городецкий) , ар-еп. Донской (с 1867–1877 г.) который часто оказывал честь иноверцам. Интересен взгляд противоположный, высказанный м. Филиппом 1-м великому князю Иоанну III-мy: „кто отдаёт почести чужой вере, тот унижает свою“. (Из лекций проф. Павлова см. Богосл. Вестник за 1902 год, т. I (апрел.) стр. 662).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Пребывая здесь до смерти, какие св. Исаак совершил подвиги в борьбе с демонами и плотию... какого достиг духовного совершенства, и какой, еще в жизни сей, сподобился благодати – о сем излишне говорить: об этом без труда можно узнать из его писаний». «Св. Исаак писал много и все, что писал, писал с опыта. Он прежде деятельно проходил все то, что впоследствии предал писанию... Так и из пустыни продолжал он источать и неиссякаемо изливать чистую и живительную струю, которою обильно напаявал души братий... Переселился в небесные обители св. Исаак прежде шестьсотого года, по месяцеслову Вершинского в 540 году. Память его апреля 12-го дня». (Простите, Владыко, что так расписалась, но к прп. Исааку у меня особое отношение. Перед войной я с жадностью читала его «Слова» и получила во сне ответ на волнующий вопрос, и все вышло так, как было мне сказано.) Хочу обратить внимание Ваше, что во всех наших календарях начиная с 1944 г. и по 1955 г. включительно и прпп. Симеон Нов[ый] Бог[ослов] и Исаак Сир[ин] и блж. Августин помещались, очевидно, как канонизованные, и только в 1956 г., когда Анат[олий] Вас[ильевич] поручил составление календаря проф[ессору] Ленинг[радской] дух[овной] акад[емии] Н. Д. Успенскому , они не вошли, так как он брал имена для календаря только из I раздела месяц[еслова] арх[иепископа] Сергия, а памяти прпп. Симеона и Исаака были во II разделе и поэтому механически не попали в календарь. О блж. Августине интересующая Вас кн[ига], вероятно, имеется в б[иблиоте]ке М[осковской] Дух[овной] Акад[емии], но пока не было случая запросить ее (из-за праздников). При первом же удобном случае постараюсь ее получить и не знаю, как Вы скажете – сделать оттуда выписки или переслать кн[игу] Вам? Относительно мч. Василиска, к сожалению, ничего определенного не удалось узнать. В «Житиях святых» за март и май месяцы мч. Василиск называется только мучен[иком] и указывается, что он был племянником вел[ико]- м[у]ч[еника] Феодора Тирона. В ноябрьской кн[иге], в «житии Иоан[на] Злат[оуста]» сказано, что Иоанну Зл[атоусту] явился вел[ико]м[у]ч[еник] Василиск, епископ Команский, над мощами кот[орого] был построен храм в честь него.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В новом храме служили два священника — Иван Алексеев Дюков и Афанасий Петров Попов, и два дьячка — Дмитрий Иванов Набережный и Иван Лукоянов Устинов (по сведениям на 1788 г.). В начале XIX в. служили священники: Ефим Герасимов Ляпустин, Андрей Иоанов Дюков, Василий Григорьевич Семенов, дьякон Иоан Васильевич Меркурьев, псаломщик Михаил Ляпустин. Прихожан в главном храме слободы было более 3000 душ, а к началу XIX в. более 4000. Известно и то, что в 1924 г. при официальном ограблении церкви было изъято 33 фунта, 83 золотника серебра (13,8 кг). Перед закрытием Богослужений не совершалось. Закрыт в 1937 г. обновленческой организацией. В здании размещались зернохранилища, позже, с конца 1960-х гг. клуб. Постановление главы МО «Камышловский муниципальный район» от 2005 г. здание старого полуразрушенного клуба было передано в собственность Екатеринбургской епархии РПЦ 03.04.2006 г. для использования по своему назначению. Церковь нуждается в строительстве колокольни, восстановлении главного купола, восстановлении главного придела в честь Рождества Христова, а также приделов Иоанна Богослова и Воздвижения Креста Господня. http://rozhdestvenskii.cerkov.ru/ Калиновское село, на р. Пышме, в 5 в. от ст. Пышминки Т.-жел. дор., от епархиального города в 140 в., от уездного в 15. Основано в 1674 г. слободчиками Мещеряковым и Качусовым; свое название получило от того, что строители предполагали строить эту слободу на р. Калиновке, впадающей в Пышму в 6 вер. от нынешнего села; до 1723 г. числилось в Верхотур. у. В 1722 г. " в чертежу " Калинов. слободы находилось 21 селение: самая слобода, с. Латышево (Ильинское) и 19 деревень; все эти селения были подчинены слободскому приказчику. Теперь приход состоит из села К. и дер.: Махановой (в 5 в.), Порошиной (в 2 в.), Меркушиной (в 4 в.), Боровлянки (в 2 в.) и Ялуниной (в 4 в.); прихожан числится 1743 м. п. и 1794 ж. п.; все русские, православные, земледельцы. Существующий храм построен в 1787 г., с 3 престолами: в честь Рождества Христова, Ап. Иоанна Богослова и Воздвижения Креста Господня. Причт – 1 свящ., 1 диак. и 1 псал., для помещения коих имеются 1 церковный и 1 общественный дома. В селе существует школа земская, а в дер. Боровлянке школа грамоты. В дер. Махановой имеется деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=44773

Веруйте, научает св. Иоан Златоуст, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается; нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Христос; напротив, ту и другую совершает Сам Он. Когда видишь, это священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимой силой держит главу твою, и ни ангел, ни архангел не смеет приступить и коснуться, так и в причащении. Если один Бог возрождает, то Ему одному принадлежит дар» 810 . «Человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, пишет он в другом месте, но все это есть дело силы Божией, и Бог действует на нас в таинствах» 811 . «Возлагается рука на человека, но все совершает Бог и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно» 812 . «И теперь ты спрашиваешь, пишет св. Иоанн Дамаскин , каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино – кровию Христовою? А я говорю тебе:·Дух Святый приходит и делает то, что превосходит разум и мысль» 813 . Таким образом таинство совершается Богом и только Им и в этом отличие таинства от молитвы, где имеется два действия и действие Божие соединяется с действием человеческим. Но если так, то отсюда следует, что ни о каком действии человеческом, как о вере, так и о произнесении имени Божия нельзя думать, что оно является совершителем таинства. В таинстве, как и при чуде, известные действия человеческие являются лишь условием проявления творческой силы Божией с тем лишь существенным различием, что известные действия могут быть условием чуда лишь иногда, тогда как условием совершения таинства они являются всегда. Отсюда вовсе не следует, что в последнем случае эти действия приобретают значение чего-то такого, что связывает волю Божию, значение магического средства. Нет, и в этом случае Бог совершает таинство исключительно по Своему благоволению, а не по какой-либо необходимости, совершает потому, что Он Сам свободно благоволил соединить на все время существования воинствующей Церкви действия своей творящей нового человека благодати с известными условиями, выполняемыми человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Иоанн III, епископ Галицкий ([Баба]) С 1388 года – епископ Луцкий. В 1393 году польский король Ягайло по просьбе самого Иоанна ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о возведении Иоанна в сан митрополита для Литвы. С грамотами от польского короля Иоанн ездил в Царьград. С другой стороны – от Киевского митрополита Киприана – на Иоанна были представлены патриарху обвинения в конфликте с епископом Владимирским. Поэтому патриарх сначала решил предать дело суду, а для этого пригласил обоих владык в Царьград. Но владыка Иоанн не захотел предстать перед судом и бежал из Царьграда на остров Форос. Несмотря на двукратные приглашения патриарха возвратиться, епископ Иоанн не послушал его, за что митрополит Киприан запретил Иоанна и лишил его Луцкой епархии. В 1398 году Иоанн вторично просил о возведении его в сан митрополита, но был назначен только епископом Галицким по ходатайству короля польского Ягайло перед Константинопольским патриархом. Упоминание о нем как о епископе Галицком имеется и в 1414 году. Год смерти неизвестен. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Кн. 1. – С. 1257. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. – Ч. 1. – С. 115. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 84. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039, 1043. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 43. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891; 1848. – С. 336, 338. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 2, пр. 125; т. 3, пр. 34. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 286. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 3. – С. 58, 59, 60, 339, 368, 458. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

           Также в предисловии перевода С. Байингтона ( Steven T . Byington ) “ The Bible in Living English ” записано : «Старые переводы содержат поддельные тексты. Наиболее ярким в этом отношении являются слова о трёх свидетелях на небе в 1 Иоан. 5:7. Переводчики старых переводов полагали, что эти слова были в оригинальном греческом тексте. Но этих слов никогда не было на греческом вплоть до изобретения печатания; с большой вероятностью мы будем правы, если скажем, что знаем имя и адрес англичанина, который привнёс эту подделку в греческий текст» .        В комментарии Уильяма Баркли к 1 Иоанна 5 :7,8 говорится :      «В русском переводе Библии есть стих, который мы совсем опустили: " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино " . В новейших английских переводах Библии этот стих совсем отсутствует без всякого примечания и замечания, и в первоначальном тексте его тоже не было.       Это видно из следующего: во-первых, он отсутствует во всех греческих текстах, появившихся до четырнадцатого столетия. Он отсутствует во всех великих списках, относящихся к третьему и четвертому столетиям. Его не знал никто из великих отцов Церкви, он отсутствует и в оригинальном тексте сделанного Иеронимом латинского перевода Библии Вульгате. Впервые его упоминает испанский еретик по имени Прискиллиан, умерший в 385 году. После этого этот стих постепенно перешел в латинские списки Нового Завета, хотя, как мы видели, он не был включен в греческие списки.      Как же попал он тогда в текст? Сначала это, должно быть, была пометка или примечание на полях. Ввиду того, что она могла служить хорошей иллюстрацией к доктрине Троицы, она со временем была принята богословами как часть текста, особенно в ранние времена схоластической учености, до того, как были обнаружены великие списки.     Но почему она сохранилась и даже оставалась до недавнего времени (а в русской Библии и по сей день) в английском переводе? Первый греческий Новый Завет был опубликован Эразмом Роттердамским в 1516 году. Эразм был великим ученым и, зная о том, что этот стих отсутствовал в первоначальном тексте, он не включил его в свое первое издание. Но к этому времени богословы уже широко использовали этот стих; он, например, был напечатан в латинской Вульгате в 1514 г ., и потому Эразм Роттердамский подвергся критике за такое упущение. Он ответил на это, что напечатает этот стих в следующем издании, если кто-нибудь покажет ему греческий список, в котором этот стих имеется. Кто-то представил ему очень поздний и очень плохой список, в котором этот стих имелся и на греческом, и Эразм, верный своему слову, но вопреки своему мнению и желанию, напечатал его в издании 1522 года.

http://bogoslov.ru/article/1046244

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010