Душевная вера и душевная любовь становятся духовными и созерцательными. Сверхчеловеческая сила Психе (души) только в этот момент обнаруживает всю свою мощь и превращает человека в бога. Исаак говорит: «С подчинением души твоей (имеется в виду восстановление иерархии) подчинится тебе все, потому что в сердце рождается мир Божий» 635 . Это мир Христов, «мир Мой даю вам» ( Иоан. 14, 27 ). Сердце – центр эроса, божественного и человеческого, в нем рождается любовь к Иисусу 636 . В расплавленном сердце рождаются слезы умиления и восторга, этих двух спутников эротопоэза сердца. Многогранная деятельность энергии духовной силы Любви, вместе с метусиастической энергией Логоса и Духа, составляет содержанке Эрос-Мистики христианства, которая есть лишь часть Логос-Мистики, получившей свое полное развитие в XIII-XIV веках. Западная церковь утеряла существенные черты древней Логос-Мистики, сохранив только основное ядро Эрос-Мистики. Отсутствие духовной дисциплины ума, как в умной медитации, с направлением ума в сердце, оставило свои следы в виде уклонений не только в средневековой схоластике, но и в самой западной мистике. На этих следах выросли отклонения позднейшей спекулятивной мистики Запада и ее метафизики и целый ряд уродливых проявлений духовной культуры Запада, тяжелые последствия коих испытываются и по настоящий день. Любовь рано или поздно ведет к созерцанию. Исаак говорит о созерцательной любви и созерцательной вере. Созерцание без любви характеризует всю «древнюю мудрость», это мудрость преждевременная, без совершенства, без утверждения в любви, без любовного духовного чувства ума, это автософия змея. О преждевременности этих попыток свидетельствует вся история человечества. Исаак говорит: «Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, не приобретет н совершенстве света любви, не преуспевает возрастом в обновлении Христовом, то не возможет сделаться истинным зрителем божественного созерцания. Все же подобия духовного, какие думает составить себе ум, называются призраком, а не действительностью» 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

«И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божья, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» По тексту «увидел» Духа Божья Иоанн, хотя, конечно, видел Его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда — явить людям Сына Божья в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением: «Явился еси днесь вселенней» (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и «пребывающего на Нем» (Иоан. 1:32). Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17, ср. Марка 1:11 и Луки 3:22), был указанием Иоанну и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божья в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Крещение Господне наша св. Церковь празднует 6 января, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Сорокадневный пост и искушение от дьявола (Матф. 4:1-11; Марка 1:12-13; Луки 4:1-13). Повествование о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа и о последовавшем за тем искушении Его в пустыне от дьявола имеется у трех первых Евангелистов, причем подробно рассказывают об этом св. Матфей и св. Лука, а св. Марк лишь упоминает об этом кратко, не приводя подробностей. По крещении «Иисус возведен был Духом в пустыню» (Матф. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Первым делом Духа Божья, почившем на Иисусе при крещении, было водительство Его в пустыню, чтобы там Он постом и молитвою мог приготовиться к великому служению спасения человечества.

http://sedmitza.ru/lib/text/430484/

«Этой блистательной гибкости ума, к[а]к я полагаю, не лишен отчасти и наш Заместитель. Напрасно в э[той] б[листательной] г[ибкости] его ума усматривают какую-то узурпацию... за митр[ополита] Сергия наша Церковь не будет краснеть впоследствии и будет гордиться Им, да и теперь враги м[итрополита] Сергия Его только поносят, но не опровергают». Дальше автор по Златоустову примеру относительно Ап[остола] Павла истолковывает м[итрополита] Сергия, «разделяя» его: «на м[итрополита] Сергия как на правителя Церкви, на м[итрополита] Сергия как на дипломата, на м[итрополита] Сергия как на гражданина СССР». В заключение: «Я оканчиваю «свидетельство» о м[итрополите] Сергии (Иоан: II, 25 644 ). Жду Вашего «свидетельства» о себе самом, как Епископ той области, в которой Вы очень долго жили». «Мне хотелось бы пред Вашим отъездом попрощаться лично с Вами. Дорогой Владыко! Помолитесь за любящего Вас Епископа Антония. 1933. 30 октября». После этого письма мне было дано доказательство, что Пр[еосвященн]ый оч[ень] заботится о скорейшем получении мною паспорта; и вчера, когда я начал свое письмо к Вам, он пожаловал лично сам «поздравить меня с Праздником», и мы с ним и о. Евл[ампием] хорошо пообедали вместе. Сказать, что я вполне уразумеваю настроение и отношение ко мне е[пископа] Антония, не могу. Судите по сделанным выпискам сами. Паспорта я все еще не получил по той причине, что у домоуправления не имеется печати, и будет она не раньше, как через месяц. Без такой печати анкетный листок недействителен. Задержка такая не без воли Божией. Видимо, надо побыть здесь и выждать. Сегодня получил письмо из Чернигова, в котором Н. В. 645 между прочим пишет: «Мой сын, Богом данный, рассказывал, что родненький мой еще числится у Сер[гия] в списках иер[архов], а Вы и совершенно не существуете». Что это означает, Вы, конечно, понимаете, и, ввиду этого, поездка в свой удел будет, пожалуй, пранием противу рожна, и надо просто отойти от зла. Повод к такой расправе могло дать мое последнее обращение, сделанное 28 июля 646 , в котором я объясняю, по каким основаниям считаю совершающееся узурпацией. Вы этого обращения не знаете, и я не могу решить, следует ли Вас ознакомить с ним. Боюсь причинить Вам какую-нибудь неприятность. Назойливое и торопливое напоминание Вам о непослушании имеет какой-то посторонний привкус. Проявляемая же в данном случае распоясанность, м[ожет] б[ыть], совсем не вредна для нашего самочувствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет вечною смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь. Пс. 103:15 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 Ин. 6:58, 48 Ин. 6:51-56 Ин. 6:60, 66 Ин. 6:63 Ин. 6:53 Быт. 2:23 Иов 31:31 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна Святой Исаак Сирский. Слово 68-е Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 Ин. 3:6 Ин. 1:12-13 Мф. 19:28; Тит. 3:5 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 Иоан. 6:56-57 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна Лев. 17:11 Мф. 26:27-28 Мф. 11:29 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: " Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои " Пс. 53:9 Пс. 22:5-6 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 Ин. 6:27 Ин. 6:32-33 Ин. 6:48 Ин. 6:51 Ин. 6:55 Ин. 6:53 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 Евр. 4:12 Точное изложение Православной веры 1Кор. 11:29 1Кор. 11:28 Лк. 18:14 Ин. 6:51 1Кор. 11:29 1Кор. 11:31 1Кор. 11:32 1Кор. 11:30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры Святой Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

112 На втором Соборе председательствовали: Иоанн Кантакузен, Иоанн Палеолог и Патриарх Иоанн Калека, присутствовало много Епископов, Августе того же года (1341). Он подписант, Патриархом Калекой, шестью Митрополитами и несколькими Епископами. Определении Собора состоят в следующем: 1. «принимаем преданное древними (отцами), что. Бог есть действующий, Божеству принадлежит действие, ни одно из трех Лиц не есть действие». 2. «Принимаем также, что неимеющее силы или действия не есть что–нибудь и не может себя полагать и приводить в движение. А то, что имеет (что–нибудь) сколько–нибудь отлично от того, что имеется.» (Dionys. Pelav. opus de Theol. dogmat. T. I, pag. 95, 96. histor. Bysant. Cantacuz. Vol. I, pag. 556, 557. Annot. ad hist. Cantacuz. Graetser. Vol. hist. III, pag. 503. Biblioth. Graec. Fabric. Vol. X, ed. 1721. Hamburg, pag. 454. Petr. Lambec. commentar, manuscript, de Bibl. Vindobon. Vol. VI, ed. 1780, pag. 66, 67. στορ. Μελετ. τομ. 3, S. 212.) 113 На третьем соборе председательствовали с начала Императрица Анна и Иоанн Палеолог, а потом Иоанн Кантакузен, было много Митрополитов, Сенаторов и народа. Определения Собора подписали: одинадцать Митрополитов и тридцать Епископов. В конце их подписался Иерусалимский Патриарх Лазарь. (Hist. Cantacuz. Vol. II, pag. 604–614. Vol III, ed. Rom 1832 , pag. 20–27. Annot. Boivin, ad hist. Cantacuz. Vo. hist. III, pag. 507, 508. hist. Greg. Vol. II, pag. 568–785. Annot Boivin, ad hist. Gregor. Vol. hist.II, pag. 1289, 1290. Церковн. Истор. Кедрин. III часть лист 94, 95. Claud. Fleur, hist. Eccl. Tom. XXIII, pag. 537, 538, 604, 605. Petr. Lambec. commentar· de. Bibl. Vindobon. Vol. VI. ed. 1780, pag. 62.) 114 Житие и писания Молдавск. старца Паисия Величков: Москва 1847 года стр. 176. ορ. κκλ. Μελετ. τομ. 3, S. 212, – На соборе четвертом председательствовали: Императоры Иоан Кантакузен и Иоанн Палеолог и Патриарх Каллист; присутствовали: двадцать два Епископа и множество народа благородного сословия (Hist. Gregor. Vol. II, pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Не от Бога Вы сие пишете, Владыко. Говорящй сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему его, тот истинен и нет неправды в нем ( Иоан. 7, 18 ). И не в целях полемики я посылаю Вам это письмо, а в раскрытие Вам неправды Вашей, сознательно или безсознательно взятой за исходные пункты Вашего обращения к пастве. Вместе с тем Вашим обращением я вынужден сделать распоряжение о напечатании в нашем органе «Церковныя Ведомости» всей переписки, происходившей между Вами и Архиерейским Синодом за это время. В заключение сего я хочу заверить Вас, что мое Окружное Послание от 10/23 июля, не было бы издано, если бы Вы и Митрополит Платон в противовес левой печати, вставшей на защиту Вас путем страшной клеветы, лжи, инсинуаций и т. п. заявили, что все сообщения этой печати – вымысел, неправда, что еще протоколы Собора не присланы Вам и что суждения о них до тех пор не может быть, а в иерархическия разногласия миряне не должны вмешиваться. Я верю, что горячие защитники Ваши вняли бы Вашему голосу и в дела иерархическия не вмешивались бы миряне. Но Вы не только не сделали сего, но еще до получения распоряжений от Архиерейского Синода по вопросу о Германской епископии, задолго до окружного послания стали письменно возбуждать причты и приходские советы в Германии к непослушанию Архиерейскому Собору и Синоду. Бог да будет Вам судьей в подрыве церковных устоев и попрании божественных канонов. А тех, кто поддерживает Вас в печати надо спросить – ищут ли они блага Церкви или напротив – что более вероятно, – ея разрушения. Митрополит Антоний. 17/30 августа 1926 г. 1001. Королевство С. X. С. Срем. Карловцы. Р. S. У меня имеется присланная Вами подписка Ваша и 4-х прочих Владык Зап. Европы о признании канонической (судебно-административной) власти Архиерейского Собора и Синода. Как согласовать с этим Ваши дальнейшия действия и Ваше обращение к пастве? Письмо 35. К Иеросхимонаху Феодосию на Афон Всечестный и достолюбезный батюшка о. Феодосий! Давненько получил письмо Ваше и отвечаю только сегодня, подавленный огромной оффиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Некоторые подробности погребения Христа мы можем найти у Генри Лейтема: «Мы можем заключить... по трудам древних авторов, что Тело Христа принесли к месту погребения без гроба или его подобия; несли его на плечах с помощью носилок, а одето оно было либо в обыкновенную одежду, поверх которой были обернуты полосы материи, чтобы, по всей видимости, удержать благовония, либо же было просто спеленато тканью. «Лицо покойника, – пишет д-р Эдерсхайм, – было открыто. Тело лежало лицом вверх, с руками, сложенными на груди». Судя по дошедшим до нашего времени обычаям, можно полагать, что шея и верхняя часть плеч также обычно были обнажены. Как пишет Иоанн ( Иоан. 19:38–41 ), Тело Христа было подготовлено к погребению Никодимом и Иосифом из Аримафеи в большой спешке. Вероятно, его обернули в три или четыре длинные полосы льняной ткани, с большим количеством благовоний в каждой складке, а голову обернули в платок, связав его концы. Когда Тело положили в гробницу. Его голова покоилась на приподнятой части в конце каменного уступа, служившей подушкой. Рассмотрим теперь вопрос о благовониях. Ни в Евангелии от Иоанна, ни в других Евангелиях не говорится о том, что благовония были обнаружены в гробнице. Это обстоятельство весьма знаменательно. Можно думать, что благовония заворачивались между слоями льняных пелен. Давно отмечено, что Никодим, согласно Евангелию от Иоанна, принёс для погребения огромное количество благовоний; с другой стороны, вопрос о количестве не столь важен, сколь другой факт, на котором сходятся самые авторитетные авторы, а именно: что благовония были сухими, и следовательно, рассыпались бы по полу, если бы Тело поставили вертикально или сняли бы с него погребальные пелены. «Сто литр» благовоний занимали бы при этом весьма заметный объём. Под «алоем» здесь имеется в виду благовонный древесный порошок, что же до «миро», то оно представляло собой ароматическую смолу, кусочки которой перемешивались с этим порошком. По всей видимости, тело также нередко умащали полужидкими мазями типа нарда.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

16 Илия – в Ветхом Завете пророк Илия, живым вознесшийся на небо (3–4 книги Царств). Согласно Новому Завету (Лук., 9:19; Иоан, 1:21), за воскресшего Илию жители Иудеи принимали Христа. 17 ...во видении, Богом будущих чрез сон явлении… – сон халдейского царя Навуходоносора был истолкован пророком Даниилом. 18 ...Тавифу от гроба воставит… – согласно новозаветному преданию, умершая девушка Тавифа была воскрешена учеником Христа, апостолом Петром (Деяния, 9:36–41). 19 И Елиссея чюднаго пророка… – Елисей (от древнеевр. Елища – «бог помог») в ветхозаветном предании (3–4 книги Царств) – ученик Илии. Рассматривался христианскими богословами как ветхозаветный прообраз Христа. Исторический Елисей (ок. 850–800 гг. до н. э.) – пророк в Израильском царстве. Согласно библейскому преданию, видел «восхищение» (вознесение) Илии на небо на огненной колеснице. 20 В Кани вдовицы плача сожалися, зде над многими Христе умилися… – здесь подразумевается евангельский рассказ о чудесных исцелениях, совершенных Иисусом в Кане Галилейской (Иоанн, 9). 21 Водолей – один из знаков зодиака. Согласно астрологическому учению, каждое государство имело свой собственный знак зодиака. Например, Турция – созвездие Пса, Австрия– созвездие Льва и т. п. Это могло быть отражено и в гербах. Водолей толковался в гороскопах и как знак печальной, слезной судьбы. 22 Аз есмь девица в солнце облеченна, от Богослова иногда виденна… – описывается аллегория церкви, представленная в видении евангелиста Иоанна Богослова в «Апокалипсисе» (Откровение св. Иоанна Богослова, 12:1–4). Образ христианской церкви является в то же время и образом Богородицы девы Марии. 23 Як Авесолом отца си гоняше, тако не един на мя сын восташе… – имеется в виду Авессалом, сын израильского царя Давида. Стремясь отомстить за поруганную честь сестры Фамари, он убил старшего брата Амнона и восстал против отца (2 книга Царств, 15:11–37). 24 Наблюдше злая порочная чада, изгнаша злых зле из Сиона града… – видимо, здесь подразумеваются раскольники, которые были отлучены от официальной православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Причт владеет землёю спокойно. Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом нов, а хозпостройки весьма ветхи; для псаломщ. дома и хозпостроек нет. Прип. дер. Слобода-Гута в 15 вёрстах. (сообщению препятствует р. Случь). Дворов – 130, прихожан – 1028 д. об. п. Свящ. – Василий Иоан. Яновский (с 1836 г.) и псаломщ. – Исаия Георгиев. Жолтовский (с 1886 г.). 452 . м. Горынь-Град (или Горнигрод, при р Горыни) волости Тучинской, от Житомира 154 вер., от Ровно и ближ. ж.-дор. ст. 24 вер., от ближ. почт. ст. Гоща 12 вер., от ближ. приход, с. Шубкова 2 вер. и с. Рясник (Остр. у.) – 2 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Построена в 1816 г. на средства князя Гавриила Святополка-Четвертинского при пособии от прихожан. Каменная, крепка. В 1833 г. побелена, а крыша покрашена на средства прихожан. При ней деревянная, новая на кам. фунд. колокольня. Престолов – 3: кроме главного – Свято-Троицкого – имеются ещё: в южном боковом приделе – во имя святит. и чуд. Николая, а в северном – во имя Рождества Пр. Богородицы. Утварью и богослуж. книгами церковь не достаточна. Копии метрич. книг и исповедные ведомости хранятся с 1815 г. Опись церк. имущества составлена в 1835 году. Земли: усад. с огород. 3 дес., пахот. в 3 сменах 45 дес. 1,030 саж., сенок. при р. Горыни 6 дес. 846 саж., при поле 2 дес. 1,953 саж., под пасечником 1 дес. 1,266 саженей. Пахотные земли, вследствие гористого местоположения и глинистой почвы, малоплодородны. Церк. земля снята на план. Проект об обеспечении причта утверждён губернским комитетом 14 декабря 1850 г. Причт владеет землёй спокойно. Причт: свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., поном. – 38 руб. и просф. – 16 руб. Причт. дома и хоз. постройки ветхи; а для просф. дома нет. Имеется римско-кат. костёл – ныне закрытый, а также кладбищ. каплица, построенные князем Четвертинским. Церк.-приход, школа сущ. с 12 февр. 1885 г. Прип. дер. Микулин в 2 вёрстах (за р. Горынью, которая во время разлива представляет большое затруднение при сообщении).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Покажите им гл. XIV ст. 6, 15, 21, гл. XV – ст. 4, 5, 6, 7, 10, 14. Убедите их почтить Евангелие Христово, веровать ему. Ныне являются уже и из подобных вашим старицы, которые всем прежним своим выпискам и рукописям предпочитают Христово Евангелие, читаюсь его, поучаются в нем день и ночь, и ревнуют, – не один раз в год, а несколько приобщаются сладчайшей небесной манны – тела Христова и крови Христовой. «Чаще во храме Пресвятой Богородицы служите, молитесь о заблуждающих, молитесь неутомимо – они близ вас, на ваше попечение духовное отданы милосердием небесным; никто об них столько заботиться не обязан, как вы, о. Иоанн! Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Сии божественные слова Христа Спасителя нашего должны быть у нас всегда в памяти, в сердце, должны быть в деле, в исполнении, – должны составлять непреложное правило нашей службы, жизнь нашей жизни! «Посмотрим, как Христос Спаситель, Пастыреначальник наш пребожественный, возводил Петра в апостольство. – Читайте: Иоан. гл. XXI, ст. 15 –17. Три раза вопрошал Петра, любит ли он Христа. Требовал от него любви, любви не простой, а в трижды усиленной, возвышенной любви, и любви к Нему, Христу: ибо для Апостола Его требуется любовь к Нему, любовь высшая, отрешенная, предпочитаемая всякой другой любви; такою то любовно водим и воодушевляем был и св. Апостол Павел, почитайте: Деян, апост. гл. XX, ст. 24, 27, 28, 29, 30, 31. «Но сам Господь да даст тебе, о. Иоанн, разум, разумение во всем, да даст тебе хотя искру того божественного огня любви Христовой, которую носили в сердце своем, которою животворились и дышали все пастыри добрые, Христовы пастыри истинные! «Благословение Господне на вас! «Р. S. Не забудьте передать слово любви моей приснопамятному Степану Ивановичу. «У которого то из вас лучше хлеб на полях? Попевать бы вам с ним, по временам, в хиже у вас, или у него, псалмы 146 и 147» 149 . Должно быть вскоре после этого получено было преосвященным от о. Ребольского сведение о состоянии лугов и полей, в ответ на вопрос его, – и в следующем письме преосвященный писал: «Вот – поля и луга готовят своим хозяевам плоды, а нивы сердец. не орошенных водою святого таинственного крещения, не утученных миропомазанием, что готовят своему Господу, как древеса есенна, безплодна, дважды умерша, искоренена? ( Иуд. 12 ) «Читаете ли вы когда им соборное послание св. Ап. Иуды? Имеется ли у вас это послание на русском языке? И мало-мальски понимающие из них слово Божие не могут к себе не отнесть обличения послания сего:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010