Господь спокойно слушал их ропот; Он читал в их сердцах,  ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ:  без сомнения вы Мне скажете эту пословицу: врач! исцелись Сам, сделай и здесь, в отечестве Твоем то, что, мы слышали, было в Капернауме. Но там была вера, и Я творил чудеса; а вы не веруете Мне, и потому недостойны чудес. Чудеса не совершаются только для удовлетворения праздного любопытства. Впрочем, на вас оправдывается та прискорбная истина, которая не раз уже повторялась в истории:  НЕ БЫВАЕТ ПРОРОК БЕЗ ЧЕСТИ , нигде так мало не оказывается чести пророку,  РАЗВЕ ТОЛЬКО В ОТЕЧЕСТВЕ СВОЕМ И В ДОМЕ СВОЕМ . Так было с пророком Илией, так было с пророком Елисеем. Как те, когда им не верили Израильтяне, свои благодеяния оказывали посторонним, даже язычникам: Илия – вдове Сарептской, Елисей – прокаженному Сириянину Нееману, так приходится делать и Мне. «Заметь снисходительность Божественного Учителя, – говорит святитель Златоуст, – Он не упрекает их, но с великой кротостью говорит: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем», даже и на этом не остановился, но присовокупил: «и в доме своем», разумея братьев Своих, которые, по замечанию евангелиста Иоанна, тогда еще не веровали в Него». Но как ни кротка была эта речь Спасителя, жители Назарета, однако же, видели, что Господь ставит их ниже язычников, хуже прокаженных, которые с верой принимали древних пророков; это окончательно раздражило их; потеряв самообладание, они вскочили со своих мест, окружили Иисуса Христа шумной толпой, схватили Его, вывели из города и повлекли на вершину скалы, чтобы сбросить его оттуда; но милосердный Господь Сам избавил их от такого ужасного преступления: не пришел еще час Его искупительных страданий, и Он со спокойным величием прошел посреди неистовой толпы Своих исступленных соотечественников и удалился. Так Господь наш «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1:11 ). Эти подробности сообщает нам евангелист Лука; Матфей говорит короче:  И НЕ СОВЕРШИЛ ТАМ МНОГИХ ЧУДЕС ПО НЕВЕРИЮ ИХ , а Марк добавляет, что Господь, вероятно, еще ранее посещения синагоги, возложив руки на немногих больных, уже исцелил их, и не мог сотворить там никакого большего чуда, так что дивился неверию их. «По неверию их, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь не сотворил здесь многих чудес, щадя их самих, чтобы не подверглись тем большему наказанию, если бы остались неверующими после знамений. Но несколько знамений все же сотворил, чтобы не могли сказать: если бы хоть незначительное знамение сделал, мы уверовали бы». Он видел, что для этих людей и чудеса бесполезны: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая — это все мы, весь род человеческий. Потому что мы — падшее создание, мы заблудились, сбились с дороги, и нам грозит опасность и смерть. Господь находит весь род человеческий, оставляя девяносто девять незаблудших овец — Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших. Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною. И далее Господь напоминает, что истина действительно неотделима от любви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. Она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою — верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним — не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость для тебя и радость на небесах. И не нужно добавлять к этому что-нибудь еще.

http://moral.ru/если-человек-будет-упорс...

Разве можно сказать, что Он не давал до этого знамений иудеям? Разве не помнят они, какие Господь совершал чудеса: изгонял бесов, исцелял больных. А чудо умножения хлебов в пустынном месте — разве не напоминало им манну? Но довольно. Господь, «глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?» Столько знамений им было дано, и что за нелепость желать нового знамения? Он не даст им никакого знамения. Единственное знамение, которое Господь даст в будущем израильтянам, будет анти знамение — Он даст убить Себя Своим врагам. Господь предупреждает Своих учеников против закваски фарисейской и иродовой. Закваской в Ветхом Завете часто именуется первородный грех. Это порча человеческой природы, порочная закваска, не дающая человеку творить волю Божию. «Берегитесь злого влияния фарисеев и Ирода, — наставляет их Господь, — остерегайтесь следовать их путем». Они ждут такого мессию, который явит свою земную силу и власть. Требование знамения с небес было такого же порядка. Одна и та же закваска. Они не удовлетворялись знамениями, которые были даны им, и желали новых — по своему усмотрению. «Берегитесь этой закваски», — говорит Христос. Но ученики не понимают слов Господа. Они не могут ни о чем другом думать, кроме как о том, что забыли взять в дорогу хлебы, и могут остаться голодными. Господь напоминает, что дважды Он утолял голод огромных толп, так что еще оставалась пища. Он говорит им: «О чем вы волнуетесь? Неужели вы не помните, что было до этого? Неужели жизнь не научила вас ни о чем не беспокоиться, если вы со Мной?» Отчего у нас столько растерянности и тревоги среди нынешних наших испытаний? Не ожесточилось ли наше сердце, как это было у богоизбранного народа, и как это, оказывается, может быть и у христиан? Или Церковь порою больше заботится о своем выживании и внешнем благополучии, чем о доверии и верности Господу? Это может происходить только потому, что мы «не разумеем» и «не помним» то, что знаем. Или мы помним только о скорбях и поражениях и потому с безнадежностью смотрим в будущее? Но есть другая память. Мы шли, выбиваясь из сил, останавливались перед неразрешимым тупиком, и вдруг непонятным образом все разрешалось. И мы продолжаем идти. Мы были на краю бездны, и уже шагнули в нее, и, тем не менее, мы прошли через нее. Сколько раз враги Христовы назначали день похорон нашей Церкви, но вот, она сияет сонмом новых мучеников и исповедников, и мы живы. Бог может провести нас через все, что может случиться с нами. Совсем недавно была нам чудесно явлена и скоро будет явлена с новой силой милость Господня! Вторник

http://moral.ru/седмица-30-я-по-пятидеся...

3 . Расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их. Это говорят, по св. Афан., восставшие на Господа и на Христа Его: расторгнем священную мрежу небесного царствия ( Мф. 13:47 ), свергнем с себя тяготу закона Христова ( Мф. 11:29 ). «Но мне кажется, – говорит бл. Феод., – что Пресв. Дух повелевает это сказать уверовавшим: расторгнем узы их, т.е. узы нечестивых язычников; и отвержем от себя иго их, т.е. Иудеев, восприимем же на себя благое иго Христово». 4 . Живый на небесех посмеется им, т.е. «тщетными и суетными соделает их замыслы; и Господь поругается им – т.е. уничтожит, возненавидит их и возгнушается ими» (Св. Афанасий). 5 . Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я. «Господь возглаголал гневом Своим, когда по Его мановению, Римское войско, напав на Иудеев, опустошило город (Иерусалим), сожгло храм, большую часть из них предало смерти, а тех, которые избежали убийства, сделав пленниками, поработило» (Св. Афан. Вел. Также и св. Афан.). Такое поражение Евреев всех привело в смятение. Но в последствии самих язычников Римлян, за гонение св. веры, Господь наказал чрез варваров – Гуннов, Вандалов и др. 6 . Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его. С Евр: «Я помазал царя Моего, над Сионом, святою горою Моею». Ни к кому из иудейских царей нельзя относить сих слов; потому что в следующих стихах говорится о Сыне Божием. И так здесь говорит Сам Господь Иисус Христос , что Он, по человечеству Своему, от Бога Отца поставлен Царем над Сионом, т.е. над всею вселенскою Церковию, потому что «Сион, – говорит св. Афан., – означает Церковь Христову». 7 . Возвещаяй повеление 22 Господне. Т.е. Я, помазанный по человечеству Царем над всею Церковию, возвещаю вам повеление или определение Отца Моего, именно такое: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Вот Божие определение: Я Сын от вечности по Божеству, и по человечеству во времени. «Весьма кстати, – говорит св. Афанасий, – присовокуплено: еси – в означение предвечного рождения, потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти, потому что слово: днесь указывает на время и употреблено в означение временного рождения; следовательно о человеческом рождении разумеются и следующие слова: родих Тя» (Св. Афан.). О временном рождении Иисуса Христа разумеет и бл. Феодорит: «изречение сие, – говорит он, – т.е. Сын Мой еси Ты» и проч. всякий верующий учению Бож. Духа да не относит к Божеству Владыки Христа; потому что о вечном рождении говорится в другом тексте: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Пс. 109:3 ). Посему следующий стих Отцы разумеют о царстве Иисуса Христа по человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Преподобный Силуан часто говорит, как мы видели, о смирении, которое являет Христос по отношению к грешникам, о том, что он постоянно готов их принять и простить им грехи, какой бы они ни были природы и тяжести, лишь бы грешники сами в этом раскаивались. Как только человек просит у Христа прощения за свои грехи, Он подает его. Господь настолько милосерден, что Сам делает первый шаг навстречу грешнику (здесь мы возвращаемся к словам евангелиста Иоанна, на которые старец ссылался выше: Он прежде возлюбил нас). «Господь показал нам на разбойнике и на блудном сыне, как Он с любовью идет навстречу кающемуся грешнику. Сказано, что “Отец увидал его издалека и мил Ему бысть, и, побежав, пал на шею его и облобызал его” , и не укорил его ни в чем, но заколол тельца упитанного и велел веселиться» (с. 479). Если мы представляем себе Бога суровым и беспощадным Судией, то это потому, что мы не знаем, каков Он на самом деле, а не знаем потому, что наши грехи и страсти мешают нам познать Его таким, каков Он есть. «Такова милость и любовь Божия. Но грешному человеку Господь кажется немилосердным, потому что в душе его нет благодати» (с. 479). Любовь Христова проявляется и как «благость» (с. 326, 346), «безмерная благость» (с. 299; ср. с. 346). Преподобный Силуан много раз сравнивает ее с отношением отца к своему любимому чаду, желающего научить его всему, что знает, и поделиться всем, что имеет. «...Господь все нам покажет, как любящий отец все показывает детям своим» (с. 310). Поскольку Господь для нас является поистине отцом, мы должны как дети обращаться к Нему с простотой, чтобы попросить у Него то, в чем мы нуждаемся, и Он как отец подаст нам просимое. «Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем...» (с. 513). В Его любви заключено и великое сострадание. Господь страдает, видя, как мы грешим, как удаляемся от Него и лишаемся благодати; Он страдает, видя, как страдаем мы. Чтобы помочь нам, Он готов принести Себя в жертву, как мать – ради своего ребенка. Он доказал нам это лучше всего, согласившись претерпеть за нас страдания и умереть за нас на Кресте; но в глазах людей это – «безумие», тайна, превосходящая их разумение. «Такова любовь Господа к людям. Он сказал: «Нет большей любви, как если кто душу свою положит за ближнего своего» . Господь так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них, как родная мать, и даже более. Но разуметь эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может» (с. 391; ср. с. 479). 2. Кротость

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Все четыре евангелиста, которые согласно описали чудо умножения хлебов, затем говорят о разном. У Матфея (как и у Марка) Господь через какое-то время еще раз, теперь уже семью хлебами, насыщает множество людей. А вскоре ученики, услышав предостережение Учителя – «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!» (Мф.: 16:16) – думают, что это упрек в том, что они забыли взять в путь хлеб. И тогда Господь напоминает им, что Он уже дважды накормил тысячи людей парой хлебов, и объясняет, что Он говорит не о мирском и материальном, а о духовном. Так же и тем людям, которые, согласно Евангелию от Иоанна Богослова, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество), Господь адресует упрек: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились» (Ин.:6:26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27). Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, который называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь. В Священной истории, в которой не бывает случайностей и все полно таинственной символики, Христос рождается в Вифлееме, что на еврейском означает «дом хлеба». О Себе Он скажет: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.:6:48). И: «Я – Хлеб живой, сшедший с Небес; ядущий Хлеб сей жить будет вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира»; (Ин.:6:51) Хлеб жизни – Самого Себя – Господь дарует нам в Таинстве причастия, устанавливая которое, накануне Пасхи, в Великий Четверг, на Тайной Вечере, Он, указывая на Хлеб, говорит ученикам – и всем, через века верующим в Него, – «Возьмите, ешьте («Примите, ядите»), это есть Тело Мое» (Мф.: 26:26). И во время литургии, на которой вспоминается вся земная жизнь Христа, в одной из священнических молитв отражено Чудо умножения хлебов: подобно тому, как тогда Господь раздавал хлеб ученикам, а они людям, так и теперь священник, прежде, чем причаститься самому, а затем причастить людей, молится Господу, чтобы Он «державною Своею рукою преподал нам Пречистое Тело Свое и Честную Кровь, а через нас и всем людям». И само прошение о хлебе – о «хлебе насущном» – в молитве «Отче наш» мы можем понимать не только как прошение обо всем необходимом нам в этой жизни, но и как моление о Таинстве Причастия: о Хлебе, сходящем с Небес. Не случайно поэтому молитва Господня на литургии возносится перед самым Таинством Причастия. Церковь вспоминает Чудо умножения хлебов и на литии Всенощного Бдения, когда священник просит, чтобы Господь, «благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый», Сам благословил хлеб, а также пшеницу, вино и елей, и умножил их – «во всем мире», и через них освятил верующих в Него. Знак веры

http://zavet.ru/a/rss_1293625451.html

Мих.1:2.   Слушайте все народы, и внимай земля и что наполняет ее, и да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святого храма своего. LXX: Слушайте все народы и да внимает земля и все находящийся на ней, и да будет Господь вам во свидетельство, Господь из дома святого Своего. Так как буквально исторический смысл слов ясен, то я предоставляю понимание его уму читателя. В переносном же смысле они призывают к слушанию народы, т. е. церкви всего мира, и ко вниманию землю, потому что еретические учения на ней имеют земные свойства. Что ереси причисляются к делам плоти, которая относится к земле, об этом во-первых не умалчивает Апостол в послании к Галатам (Галат. V:19—21), во-вторых Господь в Евангелии показывает благоразумному слушателю говоря: «Сущий от земли» говорит о земле, а для различения таковых от принадлежащих к церкви Он говорит: «приходящий с небес есть выше всех» (Иоан. III:31.); и: «что он видел и слышал, о том свидетельствует» (Иоан. III:32). Слова: «слушайте народы» , в виду изречения Господня: «кто имеет уши, чтобы слышать , пусть слышит» , (Лук. VIII:8), говорят нечто большее сравнительно с словами за ними следующими: «и внимай земля» ; посему слова: «слушайте все народы» мы будем относить к церкви, а к еретикам, принявшим земное учение, слова: «и внимай земля» и все находящиеся на ней, чтобы и первые, если услышат, и вторые, если будут внимать, не потерпели тех бедствий, которыми угрожает дальнейшее слово Господне. И да будет им Господь «во свидетельство», или, как говорится в еврейском тексте: «во свидетеля», или, как яснее истолковал Симмах, «свидетельствующим,» и свидетельствующим не из другого какого-либо места, но из дома Своего, который есть церковь, и несомненно в Сыне, т. е. в Господе нашем Иисусе Христе, Который воистину есть храм Отца, и устами Которого говорит Отец, проникающий до глубины души и мозга костей тех, которые захотели бы слышать и внимать. Мих.1:3—5.   Ибо вот Господь изойдет [Вульг.; исходит] от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли. И горы растают под Ним и долины распадутся, как воск от лица огня, как воды, льющиеся с крутизны: все это за нечестие Иакова и за грехи дома Израилева. Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и кто поставил высоты Иуды? разве не Иерусалим?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3155...

сказано, что Ему должно придти в мир» (ср. Ин.6:14 ); этими словами они приводили пророчество Моисея: «Пророка... воздвигнет вам Господь» (ср. Втор.18:18 ), – и не какого-нибудь немощного, но «мне подобного», который насытит вас хлебами в пустыне. «Мне подобного» (ср. Втор.18:18 ) – говорит (Моисей). По морю ходил, в облаке открылся, Церковь Свою освободил от закона обрезания и Иоанна девственника поставил вождем Божиим вместо Иисуса, сына Навинова, и отдал ему Марию, Церковь Свою, как и Моисей отдал народ Иисусу, дабы исполнилось то, что сказано: «мне подобного». «А когда наступил вечер, встали ученики и вошли в лодку, чтобы ехать в Капернаум. Господь же взошел на гору, чтобы помолиться наедине» (ср. Мф.14:22–23 ). «Вот, – говорит, – на горах – стопы благовестника» ( Наум.1:15 ). Кто этот (благовестник), изъясняет сам (пророк) добавляя: «благовествующего ...мир». Кому? – язычникам. «Сказал, – говорит, – мир народам» ( Зах.9:10 ). «Празднуй, колено Иудино, ежегодный праздник... твой» (ср. Наум.1:15 ), ибо во время праздника опресноков Господь сделал знамение на хлебах. Пророк говорит: «празднуй, Иуда, ежегодный праздник... твой», поскольку наступил ежегодный праздник наш. И «исполняй обет... твой», поскольку пришел истинный агнец, и древний союз отменен, и достопамятности его упразднены. «Так как уже не будет более совершать беззаконие в тебе» (ср. Наум.1:15 ). Кто? – власть царей или священников. Почему не будет? – потому что Господь уничтожил ее. «Всякую власть царя и священника погубляет» (ср. Наум.1:15 ). Итак, когда сели в лодку и подверглись в ней действию ветра, и волнующееся море поднялось на них, (тогда) пришел Господь и явился им, они же думали, что то, что явилось им, есть призрак. Ибо точно знали, что Христос облечен был телом, которое подчинено закону тяжести, и потому им пришло на мысль, что тяжелое тело ходить по водам не может. Поскольку это было (на самом деле) так, то они встревожились не безрассудно. Но если Иисус, как ты, Маркион, говоришь, не был облечен телом 192 , то неразумно было удивляться тому, что Он ходил по водам; ведь для духа не трудно ходить по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В этом же смысле прежде всего и главным образом называется святою и Церковь ( Еф. 5:27 ), и члены Церкви ( 1Кор. 1:2 ). Много есть религиозных обществ, но выделенное из них, истинное праведное общество есть Церковь Христова. Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята? Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков ( Иак. 3:2 ), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин 1:8 ). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» ( Лук. 11:4 ). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь , хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит? Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою. Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» ( Суд. 20:2 ). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» ( Исх. 19:5 ). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое? «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», – сказал Господь ( Исх. 19:6 ) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» ( Исх. 22:31 ). Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии ( Втор. 7:6 ): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9 ). «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» ( Втор. 28:10 ). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» ( Пс. 113:1, 2 ). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст , объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

На пепелище всех своих надежд и в гное бесчисленных недугов, телесных и душевных, лежало человечество, обманутое и растерзанное этим стервятником 502 и его мрачными легионами, когда явился Господь Иисус. На Горе искушения Иисус отверг все предложения сатаны и не сделал ему ни единой уступки. Это нечто неслыханное для Индии, Египта, Эллады и всех остальных стран, где соглашение с сатаной было обычным делом: без него нельзя было ни жить, ни философствовать. Эта решительная позиция Иисуса означала объявление войны с обеих сторон, и это было первое дело Его после крещения на Иордане – встреча с главным Божиим и человеческим противником, то есть сначала разговор с ним, тираном людей, а потом разговор с людьми. Поистине, это чудно, но тем не менее понятно: не пришел Господь искать славы от людей – «не принимаю славы от человеков» 503 , – а пришел ради спасения их. И потому прежде встретился с тем, от кого нужно было спасать людей, – от «змия древнего, который есть диавол и сатана» (ср.: Откр. 20, 2 ). Невыносима была для отца лжи правдивость, чистота и небесная свежесть Христова. Еще тогда, когда Господь крикнул ему: «отойди от Меня, сатана» 504 , он в страхе мгновенно отполз, словно от света, слепящего его, и ветра, валившего его. Никогда больше с тех пор он не являлся пред лицем Христовым, но по-змеиному заползал в сердца людей и воздвигал их против Спасителя. Так он заполз в еврейских старейшин, священников и книжников. Они этого не заметили, но зато Господь знал и видел, потому и сказал им открыто: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин. 8, 44 ), после чего Он все-таки пытается их вразумлять и им растолковать, кто такой сатана: «он», говорит, «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет истины в нем. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8, 44 ). Точно так же вползает сатана и в Иуду, когда тот решается предать Учителя своего: «И после сего куска вошел в него сатана» ( Ин. 13, 27 ). Спустившись с Горы искушения, Господь тотчас приступил к Своей великой задаче, то есть к победоносной войне против сатаны. Провидел это заранее славный пророк, сказавший: «Господь муж брани» 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010