40. Дарование закона В третий месяц после исхода евреев из Египта они пришли к горе Синаю и расположились там лагерем, или станом. Господь повелел Моисею идти к народу и освятить его в течение двух дней, чтобы он вымыл одежды свои и приготовился к третьему дню. Около горы Синая велено было провести черту и сказать народу, чтобы он берегся восходить на гору и прикасаться к подножию ее. Объявлено было, что всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти, его повелено было побить камнями или застрелить стрелою, будет ли это скот или человек. В третий день Моисей вывел народ и поставил его у подошвы горы Синая. Гора вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; дым восходил от нее, как из печи, и вся гора сильно колебалась. Звук трубный на горе становился все сильнее и сильнее. Тогда Господь изрек среди громов и пламени, при звуке трубном и на дымившейся горе следующие десять заповедей: 1 . Аз есмь Господь Бог твой, да не будут теб е бози uhiu разв е Мене. 2 . Не сотвори себе кумира и всякаго noдoбiя, елика на небеси гор е, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися имъ, ни послужиши им. 3 . Не возьмеши имени Господа Бога твоего всуе. 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся д ела твоя; в день же седьмый суббота, Господу Богу твоему. 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долгол етен будеши на земли. 6 . Не yбiй. 7 . Не прелюбы сотвори. 8 . Не укради. 9 . Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искренняго твоего; не пожелай дому ближняго твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни села его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Когда народ услышал эти заповеди Господни, то был так устрашен, что отошел от горы назад и стал от нее вдали. И сказал народ Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , чтобы нам не умереть». Народ говорил, что он исполнит все, что сказано в заповедях Господних, и будет послушен. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   3. А ничего такового не перенесшим и не показавшим плода веры, но добровольно отбежавшим на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние приходящим, нужно и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице, как и Господь говорит: «смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену: и прииде ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, как прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же отвещав рече ему: господи, остави ю и се лето, дондеже окопаю окрест ея и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: если ли же ни, во грядущее посечеши.» (Лк 13.6—9). Положив эту притчу пред своими глазами и показав плод достойный покаяния, в продолжение такого же, то есть, четырехлетнего времени, получат тем большую пользу.    4. А совершенно отчаявшимся и нераскаянным, и стяжавшим постоянную черную кожу и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: «да не будет... от тебе плода во век» (Мф 21.19) почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и сказанное Екклесиастом: «развращенное не может украситься, и лишение не может изчислиться» (Еккл 1.15). Ибо не возможно развращенному украситься, если не будет оно прежде исправлено, и не возможно исчислять лишения, если не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случится с ними реченное пророком может быть Исаиею: «И увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66.24). «Нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоится, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог» (Ис 57.20—21)    5. Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах поругались ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными, как то: или прошли мимо идольских жертвенников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

 В разных источниках его возраст варьируется.  «…ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал:  Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе . И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию». – См.:  Антоний Великий , преподобный. Послания.   Иероним Стридонский , блаженный. Библейские вопросы Книги Бытия. Издание МДА, 2009. С. 91.   Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный  Симеон Новый Богослов  и православное предание. СПб., 2001. С. 23.  Имя «Сара» (евр.  Сарай ) означает «борющиеся»; «Сарра» в дальнейшем означает «княжна», «госпожа». Имя Сара встречается в вавилонских письменных документах, то есть было распространенным. Святитель  Димитрий Ростовский  пишет: «Авраам переименовал жену свою Есху (Иску. – см.:  Быт. 11: 29 ) в Сарру. Она почитала своего мужа, называя его господином; также Авраам почитал супругу свою, называя ее госпожою. Ради этого он назвал ее Саррою, что толкуется “госпожа”, ибо это наименование имеет такое именно значение и смысл в еврейском языке». –  Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С. 241.  Имя «Лот» означает «покрывало», сравни: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» ( 2 Кор. 3: 14 ); то есть Лот имел  ослепленный  ум, и Божественный Логос (Слово) не касался его.   Блато  (ц.-слав.) – грязь, болото, тина, ил. Ср.: «И блато и лес, и несть места, еже уклонитеся» ( 1 Мак. 9: 45 ).   Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. С.240–241. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ника 3 апреля 2021, 01:24 Уважаемый о. Олег, Вы пишите, что " Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом. Надо понимать, что он был духовно мертв, то есть так и остался язычником. Следовательно, Аврам мог покинуть его " . Но св. Иоанн Златоуст пишет, как я понимаю, иначе " Фарра, отец его, хотя был и неверующий, по любви к сыну решился пойти вместе с ним, пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх, по повелению Божию, переселился в землю Ханаанскую. И точно, Бог вывел его из Харрана не прежде, как по кончине Фарры. " (Беседа XXXI на книгу Бытия).

http://pravoslavie.ru/99067.html

в. Что к и не бше человка; звахъ, и не б послшающаг; не можетъ рка мо избавити, ил не мог изти; с, моимъ пстош море и полож рки псты, и изсхнтъ рыбы ихъ не сщей вод и умртъ жаждею: 2. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. г. блек небо во тьм и полож аки вретище дежд 3. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Ст. 2–3. Иерусалим, избивавший пророков и побивавший камнями посланных от Господа ( Мф.23:37 ), в самый день посещения его Господом не уразумел того, что служило к миру его ( Лк.19:42 ). Его граждане не узнали Пришедшего свыше и не приняли свидетельства Его ( Ин.3:31–32 ), не узнали Того, о Ком писал Моисей ( Ин.5:46 ). Кто некогда провёл отцов их по дну Чермного моря ( Исх.14 ), разделил воды Иордана ( Нав.3 ), обратил в кровь воду в реках египетских, так что погибла бывшая там рыба ( Исх.7:20–21 ), и навёл трёхдневный мрак на Египет ( Исх.10:21–22 ). Пришествие Господа к народу иудейскому совершилось в лице Отрока Господня, об учительстве и общественном служении которого среди иудеев и говорится далее в ст. 4–9. Относительно заключающегося здесь пророчества блаж. Иероним между прочим пишет: «Иудеи, отделяя эту главу от предыдущих, желают относить её к лицу пр. Исаии, будто он говорит здесь о получении им дара слова от Господа, о поддержании ослабевшего и блуждающего народа и призыве его к спасению, а также о том, что, подобно малым детям, обучающимся в утренние часы, он слышит от Духа Святого то, что должен говорить, и – что он не противоречил велению Его, но на вопрос Господа: кого послю и кто пойдетъ къ людемъ симъ ( Ис.6:8 ), ответил ему: се азъ есмъ, посл м; а за то, что сказал: слышите слово Гдне, кнзи внемлите закон Бжию, люде ( Ис.1:10 ), он жестоко потерпел, так что подвергся не только словесным оскорблениям, но и побоям. Тем не менее, сознавая повеление Божие, он не устрашился, а по сказанному у Езекииля ( Иез.3:8 ) отразил все нападки их». Это могут говорить, прибавляет блаж. Иероним, те, которые всячески стараются извратить пророчества о Христе и посредством неправильного толкования дать им превратный смысл. Сам блаж. Иероним, как и другие учители и отцы церкви, относят это пророчество к лицу Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ветхий Завет 1. Сотворение мира и человека Было время, когда ничего не было, кроме Бога. Бог сотворил мир видимый и невидимый Своим словом: «да будет». Он сотворил солнце, луну, звезды, планеты, моря, реки, океаны, материки, острова, озера, горы, долины, равнины, растения, животных и людей. В самом начале Бог сотворил небо (ангелов) и землю. Земля была невидима, потому что свет не был еще отделен от тьмы, и пуста, т.е. на ней не было никакой жизни. Дух Божий носился над водою. В первый день творения Бог сказал: «да будет свет», и стал свет. Во второй день Бог сказал: «да будет твердь», и появилась твердь, или видимое небо (воздух, атмосфера, небесный свод). В третий день Бог отделил воду от земли и повелел земле произвести растения. В четвертый – сотворил светила небесные – солнце, луну и звезды. В пятый – рыб и птиц. В шестой – животных земных. И в тот же день был сотворен человек. Бог образовал из земли человеческое тело и вдунул в него душу живую и бессмертную. Человек сотворен был по образу и подобию Божию. Через несколько времени Бог навел на первого человека крепкий сон, вынул во время сна у него ребро, и из него создал женщину. Первый человек был назван Адамом , а первая женщина – Евою. Оба они жили в раю, или прекрасном саду, который насадил Бог для них в Эдеме на востоке, там, где теперь протекают реки Тигр и Евфрат. Живя в раю, наши прародители наслаждались счастливой и блаженною жизнью, по повелению Божию возделывали и хранили рай, и беседовали с Богом. Они были невинны, как дети, и безгрешны. Все, что создано было Богом, было весьма хорошо. По окончании шестидневного творения Бог не стал производить новых тварей и освятил седьмой день, названный субботой, т.е. покоем. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Вполне властно, следовательно, применяя все способы своего мудрого искусства. Воспитатель человечества, наш Божественный Логос, заботится о спасении своих чад. Он внушает, укоряет, упрекает, обличает, грозит, исцеляет, обещает, дарует. Многими как бы удилами Он обуздывает неразумные стремления людей. Коротко: Господь поступает с нами точно так же, как мы с нашими детьми. Есть у тебя сыновья? Учи их, говорить мудрость, и с юности их шею нагибай. Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не услаждайся красотой лица их (Сир. 7:25–26). И однако же мы любим своих детей: сыновей и дочерей — более всего. А так как люди, которым нравится постоянно доставлять другим лишь удовольствие, не жалуют того, что человека может опечаливать, то они не отличаются и истинной любовью; напротив, практикующие благодетельную строгость хотя и причиняют временно горе, на будущее же время благодеяние оказывают: то и Господь не временное удовольствие имеет в виду, а радость вечную. Поэтому рассмотрим по пророческим свидетельствам воспитательный метод этого Человеколюбцу. Внушение есть порицание проистекающее из заботливости и посредствуемое точным разумением дела. Таким Наставником выступает Подлог, говоря в Евангелии: сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37). И опять то же внушение додержится в словах Писания: Они прелюбодействовали с деревом и камнем (Иер. 3:9), кадили Ваалу (Иер. 7:9; 11:13; 32:29). Величественнейшим доказательством любви Божией к человеку служит то, что, видя бесстыдство народа, брыкавшегося и закусывавшего удила, все–таки Бог зовет его к обращению и устами пророка Иезекииля говорит: сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся их и не страшись лица их. И говори им слова Мои, будут ли они слушать иди не будут. (Иез. 2:6–7). Но Моисею говорит Он: Иди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил народ. Я знаю впрочем, что он не огласится отпустить его (Исх. 3:18–19). Здесь обнаруживает Он две стороны: Божественную — предвидя будущее, и человеколюбивую — удостаивая одаренную свободной волей душу приглашения обратиться. И у Исаии «заботясь о народе» (Ил. 1:36), Он обращается к нему с внушением, говоря: Этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис. 29:13). А вот и чистое порицание: Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15:9; Мк. 7:7; Ис. 29:13). Заботливость здесь проявится в том, что, изобличая грех. Педагог через противопоставление ему указывает и целебные средства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Все человечество — это также организм, хотя и больной, а не об­щество, понимаемое как совокуп­ность независимых личностей, объе­диненных лишь различными струк­турами и внешними связями в силу объективной необходимости совме­стного существования. Основным же законом жизни организма и всех его органов является любовь всех к каждому и каждого ко всем и стра­дание всех за каждого и каждого за всех. Об этом очень ярко пишет св. апостол Павел: Ибо, как тело одно, но и меет многие члены, и все члены одного тела, хотя и х и много, состав­ляют одно тело, — так и Хрис­тос. ... Тело же не и з одного чле­на, но и з многих... А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз ска­зать руке: ты мне не надобна; ил и также голова ногам: вы мне не нужны... Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится л и один член, с ним ра­дуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12,13-27). В организме нет проблемы «лич­ного» и «общественного». В нем все едино. И лишь в случае омертве­ния отдельного члена он отсекает его. Но поскольку этот отдельный член именно мертв, это происходит без какого-либо ущерба для него! В этом — закон и благо жизни орга­низма и всех членов. Такое деяние совершает Церковь как организм Христов с омертвевшими своими членами, впадшими в состояние ожесточения, развращения, своеверия. Тот же процесс , естествен и для человеческого общества: омертвев­ший, преступный, неспособный к исцелению в естественной органи­ческой среде член оно ставит в особые условия, частично или полнос­тью отсекает от себя и в качестве крайней меры ампутирует его. Всю­ду просматривается один и тот же ключ в понимании справедливости и насилия — закон любви. Этот закон сам по себе едва ли может быть отвергнут. Но его при­менение, конечно, обу с ловлено нор­мами понимания «жизни» и «смер­ти», которые устанавливаются в каждом человеческом обществе от­дельно, исходя из его духовного и морального состояния. Из такого понимания справедли­вости и насилия очевидной стано­ви тс я и христианская оценка войны и мира как таковых.

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavno...

Все эти библейские аллюзии возникают в речи Иисуса при упоминании о городах, в которых Его проповедь не нашла ожидаемого отклика. Образ, использованный в отношении Капернаума, напоминает слова из книги пророка Исаии: Как упал ты с неба, денинца, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисполнен ( Ис. 14:12–15 ). Пророк Исаия. Икона. XV в. Эти слова, обращенные Исаией к царю Вавилонскому, в христианской традиции переосмыслены как пророчество об окончательной победе Бога над диаволом, который спадет с неба ( Лк. 10:18 ) и будет ввержен в озеро огненное и серное ( Откр. 20:10 ). В данном же случае величественный и порочный Вавилон становится прообразом Капернаума – скромного рыбацкого поселка на берегу Галилейского озера, избранного Иисусом для того, чтобы явить там «силы» (то есть совершить чудеса и знамения). Проповедь. Гравюра. Доре. 1860-е гг. Проповедь Иисуса с самого начала встречает восторженный отклик одних, сопротивление, отторжение и равнодушие других. За Иисусом следуют тысячи жаждущих получить исцеление, увидеть чудо, услышать Его слово, но одновременно десятки и сотни тысяч остаются не затронутыми Его проповедью или равнодушными к ней. Несмотря на совершаемые чудеса, никакого массового обращения в новую веру – а именно таковой в конечном итоге оказалась вера, принесенная на землю Иисусом, – не происходит. Это вызывает Его разочарование и негодование, отразившееся в словах, адресованных галилейским городам. Впоследствии похожие слова будут произнесены в отношении Иерусалима ( Мф. 23:37–38 ; Лк. 13:34–35 ). Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Дети любезные, вы поединок закончите этим. Зевсу, гонителю туч, вы милы в равной степени оба; Оба храбры и сильны: в этом все убедились сегодня. Но приближается ночь; покориться ей очень приятно». (7:280-,+ Сальников.) Герои обмениваются подарками, что является полной заменой (е. ) трофеев, а вдохновенный разгром – пиршествами (ё. ). На главный поединок «Илиады» – бой Ахиллеса и Гектора – мы взглянем позже. (Продолжение следует). СНОСКИ В доинтернетную эпоху совершенно обоснованным было требование: детально указывая источник цитирования, указывать номера стихов или страниц. Дабы не утяжелять здесь массив текста, даю единую электронную ссылку на рассматриваемые события по Синодальному переводу http://algart.net/bible/synodal/bible.html . … ростом он — шести локтей и пяди (ок. 2.80 м). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди (60 кг ); медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей (d > 5 см); а самое копье его в шестьсот сиклей железа (7.2 кг, наконечник), и пред ним шел оруженосец. (1Цар 17:4-7). Меч здесь не упомянут, но был и меч. Параллельно сравним описание особого роста Саула ( 1Цар 9:1, 1Цар 10:23 ) с описанием в «Илиаде» роста царя ахейцев Агамемноном: … Так же, как бык выдается меж всех в многочисленном стаде, - Мощный бугай, средь коров замечаемый с первого взгляда… (Ил.2:475+) Форминга – инструмент с четырьмя струнами (лира – с семью), считается древнейшим струнным инструментом из семейства греческих лирообразных. Все события «Илиады» укладываются в 51 день десятого года Троянской войны. Вне рамок поэмы – причины войны, девять лет сражений и её финал. О знаменитом деревянном коне и уничтожении Трои мы узнаём из «Одиссеи». В эпоху Гомера и в столетия близкие к его жизни все подробности жизни богов и героев цивилизованному миру были известны, как и предыстория добровольного похищения Елены, связанная с яблоком раздора, и не нуждались в напоминании.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/31/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010