Не случайно входный стих в службе Пятидесятницы, которым традиционно отмечен наиболее характерный момент богослужения, напрямую связан с предшествующим празднованием: «Вознесися, Господи, силою Твоею» (Пс. 20, 14). Ибо Сам Христос обозначил цель Своего восшествия к Отцу ради сошествия Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его: а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). Отныне миссия Боговоплощения исполнена и наступила пора «икономии» Святого Духа, чему и посвящен праздник Пятидесятницы: «Пришествие Духа, предоставление обещанного, исполнение надежды, настолько же таинственное, насколько великое и драгоценное» (Служба Пятидесятницы, глас 1, стихира I на Господи воззвах). Список иллюстраций Walter C. A new Look at the Byzantine Sanctuary Barrier//Revue des etudes Byzantines. 1993. Vol. 51. P. 222. Вейцман К. Ранние иконы//Вейцман К., Хадзидакис М., Миятев К., Радойчич С. Иконы на Балканах. София; Белград. 1967. С. 14. Илл. 25–29; Chatzidakis М. L " evolution de 1 " icone aux 11-е — 13-e siècles et la transformation du templon//Actes du 15-e Congrès international d " études byzantines: Rapports et co-rapporta, III. Athenes, 1976. P. 159–191; Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999. С. 78–81. Акты русского на святом Афоне монастыря св. Великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. С. 55. Первыми среди «святых икон» афонского монастыря названы: икона «Пресвятая Богородица», две иконы с изображением Христа, «Деисус». Затем упоминаются «Господские праздники» на темплоне и девяносто «других икон». Возможно, что упомянутые на первом месте иконы вместе со следующими за ними «праздниками» также входили в состав темплона, образуя его местный, деисусный и праздничный чины. Подробнее об этом сообщалось в нашем докладе «Св. равноапостольный Константин Великий и установление праздника Рождества Христова» на юбилейной X Богословской конференции ПСТБИ 20–22 января 2000 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/o_mest...

2. Алексеев В.В. Гибель Царской Семьи: мифы и реальность. - Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1993. - 286 с. 3. ГА РФ. Ф. Б П. Оп. 1. Д. 71. Л. 130-131 об. 4. Дневники Императора Николая II. - М., Orbita, 1991. 5. Зимин И.В. Врачи Двора Его Величества, или Как лечили Царскую Семью. - М.: Центполиграф, 2014. 6. Зимин И.В. Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам. - М.: Центрполиграф, 2010. 7. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз//Звезда. - 1972. - 8-9. - 1973. - 7-10. 8. Мельник (Боткина) Т.Е. Воспоминания о Царской Семье и её жизни до и после революции. - М.: Анкор, 1993. 9. Панкратов В.С. С царем в Тобольске. - Л., 1925. 10. Переписка Николая и Александры Романовых. 1914-1917: В 5 т. - М.; Пг, М.; Л., 1921-1927. 11. Письма Царской Семьи из заточения/Сост. Е.Е. Алферьев. - Джорданвиль, 1974. 12. Попов В.Л. Идентификация останков царской семьи Романовых (Судебно-стоматологические и судебно-баллистические исследования)/Международные медицинские обзоры. - СПб.: Avalanche, 1994. - 60 с., илл.). 13. Ронжин С.Г., Рязанцев А.А., Ронжин И.С. «Жизнь государю, честь - никому»: Нравственный выбор Евгения Сергеевича Боткина (к 140-летию со дня рождения)//Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - 1. - С. 109-116. 14. Русская летопись. - Париж, 1922. - Кн. 4. 15.Танеева (Вырубова) А.А. Страницы из моей жизни. - Берлин, 1923. 16. Шевцова З.И., Гапонов В.В. Страницы жизни лейб-медика семьи Николая II Владимира Николаевича Деревенко//У истоков российской государственности (Роль женщин в истории династии Романовых): исследования и материалы. - Калуга, КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012, 5. С. 159-169. 17. Калягина В.Г. Психология страхов дошкольников: монография. - М.: Прометей, 2016. - С. 2-5. 18. Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. - М.: Вентана-граф, 2005. - 32 с. 19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Нам не страшен серый волк... Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 202 с. 20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/komp...

15. Ioannes testimonium perhibet de ipso et clamat dicens: «Hic erat, quem dixi vobis: Qui post me venturus est, ante me factus est, quia prior me erat». 16. Et de plenitudine eius nos omnes accepimus, et gratiam pro gratia; 17. quia lex per Moysen data est, gratia et veritas per Iesum Christum facta est. 1. Ин принц и пио э рат В э рбум , эт В э рбум э рат а пуд Д э ум , эт Д э ус э рат В э рбум . 2. Хок э рат ин принц и пио а пуд Д э ум. 3. О мниа пэр и псум ф а кта сунт, эт с и нэ и псо ф а ктум эст н и хиль, квод ф а ктум эст; 4. ин и псо в и та э рат, эт в и та э рат люкс х о минум, 5. эт люкс ин т э нэбрис л ю цет, эт т э нэбрэ э ам нон компрэхэнд э рунт. 6. Ф у ит х о мо м и ссус а Д э о, к у и н о мэн э рат Ио а ннэс; 7. хик в э нит ин тэстим о ниум, ут тэстимониум пэрх и б э рэт дэ л ю минэ, ут о мнэс кр э дэрэнт пэр и ллюм. 8. Нон э рат и лле люкс, сэд ут тэстим о ниум пэрх и б э рэт дэ л ю минэ. 9. Э рат люкс в э ра, квэ илл ю минат о мнэм х о минэм вэни э нтэм ин м у ндум. 10. Ин м у ндо э рат, эт м у ндус пэр и псум ф а ктус эст, эт м у ндус э ум нон когн о вит. 11. Ин пр о приа в э нит, эт с у и э ум нон рэц э п э рунт. 12. Кв о тквот а утэм акц э п э рунт э ум, д э дит э ис пот э ст а тэм ф и лиос Д э и ф и э ри, хис, кви кр э дунт ин н о минэ э йус, 13. кви нон экс сангв и нибус н э квэ экс вол ю нт а тэ к а рнис н э квэ экс вол ю нт а тэ в и ри, сэд экс Д э о н а ти сунт. 14. Эт В э рбум к а ро ф а ктум эст эт хабит а вит ин н о бис; эт в и димус гл о риам э йус, гл о риам кв а зи Униг э нити а П а трэ, пл е нум гр а циэ эт вэрит а тис. 15. Ио а ннэс тэстим о ниум пэрх и бэт дэ и псо эт кл я мат диц е нс: «Хик э рат квэм д и кси в о бис: кви пост мэ в э нт у рус эст, а нтэ мэ ф а ктус эст, кв и а пр и ор мэ э рат». 16. Эт дэ пленит у динэ э йус нос о мнэс акц е пимус, эт гр а циам про гр а циа; 17. кв и а лекс пэр М о и зэн д а та эст, гр а циа эт в э ритас пэр Й э зум Хр и стум ф а кта эст.

http://azbyka.ru/pashalnoe-evangelie-na-...

Берг Н.В. Иерусалим. — М.: Индрик, 2007. — 79 стр., с илл. 16 марта 2007 г. 13:03 Николай Васильевич Берг (1823-1884) — русский поэт, переводчик, журналист. Дважды посетил Иерусалим: в 1860 году как корреспондент газеты «Новое Время», и в 1862 году. Созданные им в жанре очерков описания Палестины, ее святынь и ее обитателей принадлежат, по отзыву В.Н. Хитрово, к лучшим сочинениям о Святой Земле. Настоящая книга представляет собой один из таких очерков, посвященный описанию Иерусалима в 1862 году. Он был опубликован в третьем номере журнала «Русский вестник» за 1868 год. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/213606.htm...

Год с преподобными Оптинскими старцами Календарь Год с преподобными Оптинскими старцами/Сост. иеродиакона Никона (Париманчука). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 368 с. : илл. ISBN 5-7533-0462-9 Собор преподобных Оптинских старцев составляют четырнадцать святых: преподобные Лев († 1841, память 11 октября (все даты указаны по ст. ст.)), Макарий († 1860, память 7 сентября), Амвросий († 1891, память 10 октября и 27 июня), Моисей († 1862, память 16 июня), Антоний († 1865, память 7 августа), Иларион († 1873, память 18 сентября), Анатолий Старший († 1894, память 25 января), Исаакий (†1 894, память 22 августа), Иосиф († 1911, память 9 мая), Варсонофий († 1913, память 1 апреля), Анатолий Младший († 1922, память 30 июля), Нектарий († 1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон († 1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий († 1938, память 26 декабря). В календаре вы прочтете краткие жития каждого старца, их духовные поучения и наставления, описание случаев благодатной помощи по их молитвам, а также сведения из истории монастыря и биографии некоторых его паломников. 27 декабря 2010 г. Рейтинг: 6.5 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43803.html

Илл. 36. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 37. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда. Начало XVI в. Новгород. Илл. 38. Пророк Аввакум. Из пророческого ряда иконостаса церк. Арх. Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1534 г. Кирилло-Белозерский       историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 39. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда церкви св. апп. Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1, 2, 3. История пророков Аввакума и Даниила ( Дан. 14 ). Сборник Чудова монастыря, XVI век. Он же Егоровский сборник. РГБ ф. 98 N 1844. Л. 14,15,16. Москва. 4. Пророк Аввакум несет обед жнецам. Иллюминированная Библия. XV в. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 76 Е 7 fol. 178vb. Гаага. 5. Даниил во рву львином. Аввакум и Ангел. Утрехтская Библия. 1467 г. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 78 D 39 fol. 268v. Гаага. 6. Ангел Господень и Аввакум. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613. Москва. 7. Даниил во рву львином. Молитва пророка Аввакума. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613об. Москва. (Данная миниатюра является иллюстрацией к молитве пророка Аввакума: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозаху и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – ной тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» 1007 ). 8. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 9. Пророк Аввакум и Ангел Мниатюра из грузинского Псалтири. XII в. Н-1665. Грузия. 10. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 1330–40-е гг. ГИМ. греч. 407 л. 502об. Москва. (Настоягцая иконография иллюстрирует слова молитвы пророка Аввакума: «Господи!услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» 1008 . По толкованию святых Отцов в этих словах присутствует мессианское пророчество об уничижении Иисуса Христа в рождестве, искуплении мира от греха, о смерти и воскресение Христа, о Его Втором и славном пришествии).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и рисовании, а также где ребенок сочиняет, воображает, сочетая это с реальностью. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Задание 1 Зрительное восприятие, анализ, синтез Узнай, что это, и дорисуй. Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать. Рис. 33 В данном упражнении развивается зрительное восприятие, актуализируется аналитико-синтетическая деятельность. Задание 2 Зрительное восприятие Ребенок должен самостоятельно найти все предметы и назвать их. В упражнении развивается зрительное восприятие. Илл. 16 на цветной вклейке. Задание 3 Внимание, наблюдательность Ребенок должен самостоятельно придумать несколько предметов, похожих на каждую фигурку. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность. Также оно способствует развитию мыслительных процессов анализа, синтеза и сравнения. На что похожи эти фигуры? Илл. 17 на цветной вклейке. Задание 4 Внимание, восприятие цвета Ребенок должен найти на строчке подходящие предметы и придумать другие, похожие на фигуры в рамочках. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность, а также восприятие цвета. Закрой отверстия фигурками так, чтобы они подходили по цвету и форме. Какие фигурки оказались лишними? Илл. 18 на цветной вклейке. Задание 5 Воссоздание образа предмета Дорисуй и обведи. (Рис. 34–37.) Данное упражнение совершенствует умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке. Также оно позволяет при подготовке к школе хорошо видеть объем и держать правильно руку. Вариант 1. Обрисовывать линии левой/правой рукой. Вариант 2. Смотреть на линии и на чистом листе рисовать то, что видишь, выдерживая количество линий, высоту и т. д.

http://azbyka.ru/deti/znayu-mogu-delayu-...

Инкерман и Инкерманская священномученика Климента киновия в Крыму. Одесса, 19012. 28 с., илл. (18981. 24 с., илл.). Соболевский А.И. Чудо св. Климента, папы Римского (Древнерусское слово домонгольского периода). – Известия Отд. рус. яз. и словесности Имп. Ак. Наук, т. VI (1901 г.), кн. 1, 1–8 [церковно-слав. шрифтом]. Отд. оттиск: СПб., 1901. Жития святых по древнерусским спискам. Мучен, св. Клим. Римск.]. Труд А.И. Соболевского. – Пам-ки др. письм-ти и иск-ва CXLIX. СПб., 1903, 1–16. (Слав. текст [в начале – рус.-греч. словарь]=PG 2, 617–631). Соболевский А.И. Житие папы Климента в древнем церковнославянском переводе. (Оттиск из «Сб-ка в честь В.И. Ламанского»). СПб., 1905, 17 с. (предисл., церковнослав.-греч. словарь, указатель цитат из Священного Писания; текст по Четиям-Минеям Макария, 25 ноября, по списку Публ. 6-ки Погод. 657. Греч. текст: PG 2, 470 sq.=Пс.-Климентины, Посл. Климента к Иакову). Шестаков С. К истории текстов жития св. Климента, папы римского, пострадавшего в Херсоне. – Византийский временник 1907, т. XIV, вып. 4. СПб., 1908, 215–226. Рец. на изд. греч. текста «Жития Климента» до-Метафрастовской редакции, ср. PG 2, 617–631, у Ив. Франко, Сьвятий Климент у Kopcyhi, 1902–1905. Ср. с Метафрастовской ред. «Первой эпитомы» в PG 2, 580С-604А [CPG I, 1015 (7)=BHG 345–347], а также: Терновский, Херсонский святитель… Статья переиздана в кн.: Шестаков С.П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. по Р. Хр. М., 1908 (Пам-ки христ-го Херсонеса 3), 142 с. См. Приложение 2, 105–114 (о св. Клименте в Корсуни на с. 14–16). Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности (Пам-ки христ-го Херсонеса, 2). М., 1911, 47–108. Др.-слав. перев. эпитомы (PG 2: Epit. de gestis S. Petri в Метафрастовской редакции) Пс.-Климентовых гомилий: CPG I, 1015(6)=BHG 342–343; в книге изданы также мученичество св. Климента по греч. и слав. текстам разных рукописей, Пс.-Климентины, прочие сказания и легенды о Клименте. NB. Частично Пс.-Климентины в перев. на слав. есть в «Четиях-Минеях» Макария под 25 ноября. Поскольку последние выпуски издавались на высоком уровне с использованием славянского шрифта, указанием разночтений, в т.ч., и сравнительно с греческим оригиналом (по PG), целесообразно привести содержание Климентии у святителя Макария (издание Четиих-Миней не закончено).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

20. Чудесный улов Найдя в наивном искусстве возможный путь для достижения тех задач, которые она сама себе поставила в самом начале своего творческого пути, Черкасова прекрасно осознаёт, чем принципиально отличаются “реализм академический” и “реализм наивный”. Её выбор — совершенно сознательный, более того, он, как мы видели, был оплачен многолетним творческим молчанием. Вот что говорит сама Елена Черкасова о подлинном реализме, который она нашла в “наивном искусстве”: «Что значит “реальность”, “правда”? Ну вот, например… Если я на тебя смотрю и говорю с тобой, то я вижу тебя совсем не так, как увидел бы тебя в этот момент, скажем, фотоаппарат. Я вижу в первую очередь тебя, твоё лицо, и даже не всё одинаково подробно, а твои глаза — лучше, чем остальное. Я как бы перестаю видеть то, что вокруг тебя, на чём ты сидишь, во что одет… Я тебя слушаю, у меня это вызывает какие-то чувства, я что-то вспоминаю в это же время, что-то представляю, я мысленно вижу то, о чём ты мне рассказываешь, догадываюсь о том, что ты не рассказываешь — и это всё тоже входит для меня в твой образ. Вот это всё и есть то, что я вижу на самом деле, это и является правдой жизни. И как раз наивное искусство всё это умеет изображать, передавать. Это и есть настоящий реализм, реализм интересный и живой — видеть самой, своими глазами, а не чужим, точнее, ничейным, взглядом…» (илл. 21). 21. Венчание Жёны-мироносицы Еще одна характерная особенность художественного языка Черкасовой, которая связана с самыми сущностными для её живописи моментами — некий принцип организации изображения (на любом уровне — будь то цвет, рисунок, образы, сюжеты, смысл, идея), который можно было бы назвать “принципом парности”. Это частые у Черкасовой противопоставления двух фигур, двух персонажей, например, пара “богач и Лазарь” в картине по этой Евангельской притче (Лк 16:19–31), или лик апостола Павла и монета с профилем Артемиды (“Апостол Павел в Эфесе”). Это сюжеты, часто разбиваемые на два контрастных по отношению к друг другу, но и дополняющих друг друга эпизода (характерный пример — “Отречение Петра”). Это такие “парные портреты”, где принцип парности, организующий композицию, не столько выявляет энергию противопоставления, сколько за счёт сопоставления утверждает единство — например, “Адам и Ева снова в Раю”, “Ангел и мученица”, или фас и профиль тюремной фотографии в работе “Новомученик”, или целая серия черкасовских “венчаний” с ликами жениха и невесты. Это могут быть и два смысловых центра, два пространства, сосуществующих в пределах одной работы, но не сливающиеся друг с другом. Пожалуй, самый характерный пример работы такого типа — “Жёны-мироносицы” (илл. 22).

http://pravmir.ru/vhod-v-ierusalim-o-zhi...

15. Книга Товита Каждому, кто вгляделся в работы Черкасовой, несомненно это её творческое дерзание, состоящее прежде всего в смелости изобретения композиций, в изобретении смысловых соотношений, и понятно, что вот именно этому научиться никак нельзя, это идёт из души, из памяти, за этим стоит опыт церковной жизни, опыт углублённого прочувствованного чтения церковных книг, собственный молитвенный опыт, наконец. Это — область индивидуального таланта, так сказать, в чистом виде. Вдохновенность, умилённость, дерзновенность, молитвенность, мудрость, умная весёлость — всё это присутствует в разных сочетаниях в картинах Черкасовой и, собственно, это и рождает её картины. И именно эта основа её творчества, то, чему нельзя научиться, и снимает всякие вопросы о вторичности, стилизации в её искусстве (илл. 16). 16. Отречение Петра Разглядывая её работы, мы приходим к выводу, что Елена Черкасова относится к немногочисленному отряду художников “первичных” — если можно так определить некое качество, решительно отделяющее их от художников, работы которых принято называть “вторичными”, то есть художественно несамостоятельными. Нельзя не увидеть в работах Черкасовой и несомненных влияний, реплик, подсмотренных и присвоенных ею образов. Но поскольку Черкасова художник “первичный”, то эти заимствования у неё не ведут ни к малейшей потере оригинальности. «Ну, вообще-то я всё же училась в художественной школе, хоть и не доучилась, — говорит Елена Черкасова. — У нас там всё же была история мирового искусства, мы там всё это проходили… Правда, я-то училась плохо и почти сразу всё это забыла: датировки, классификации. Но сами картинки где-то в памяти оседали — и потом пригождались. Но больше мне помогала даже не художественная школа, а альбомы по искусству, которые были у нас дома. У нас, например, была большая книга Говарда Картера “Гробница Тутанхамона”, вот она повлияла несомненно. Ещё альбом с греческой керамикой… Или ещё был мой любимый альбом — с фаюмскими портретами. Потом, когда я стала внимательно смотреть иконы, меня очень привлекли “северные письма”, а также неумелые, провинциальные иконы, но при этом невероятно экспрессивные, яркие — вот ими я бывала сильно задета и озадачена.

http://pravmir.ru/vhod-v-ierusalim-o-zhi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010