Все страдания и муки, перенесенные Господом нашим Иисусом Христом, послужили только к тому, чтобы через них и в них исполнилось Писание. Поэтому враги Его не могли делать ничего более, как только то, что было установлено словом и обетованиями Божиими. И если они хотели преступить эти пределы, то всемогущей Бог Своею всесильною рукою удерживал их от этого. Поэтому, дорогой христианин, если тебя удручают крест и страдания, то помни только то и не забывай того, что и на тебе, и через тебя должно исполняться Писание. Там написано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). И еще написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). И еще написано: «Знаем, что любящим Бога… все содействует ко благу» ( Рим 8, 28 ). И еще написано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5, 4 ). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» ( Пс. 125, 5–6 ). Вот обетования Божии, которые никогда не обманывают и не лгут и которые поэтому должны исполниться в твоих страданиях и через твои страдания. Поэтому не отказывайся от преданности Богу, которая принесет тебе великую награду! И если крест твой тяжело давит и печалит твое сердце, то веруй твердо! Вера открыла разбойнику с креста райскую дверь и перед тобою также открыты те великие обители покоя и отрады, где на нас исполнится последнее и самое великое обетование Божие: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, «Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр. 7, 17 ). Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Дух Вараввы вселился с этого дня в него и овладел им со страшною силой, пока, наконец, окончательно не погубил его. Прошло несколько лет: Иерусалим был осажден римлянами. Жестокие враги не дали пощады никому. Когда город был взят, все было разрушено! То, что переживал еврейский народ при роковом выборе Христа или Варавву, приходится переживать и каждому из нас. Нам постоянно приходится выбирать между Христом и Вараввой. одесную нас стоит Муж скорби и любви, на священной главе Его терновый венец. Лик Его серьезен, и требования Его суровы: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк. 8, 34 ), и «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Но за то Его обетование невыразимо сладостно: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2, 10 ). Ошуюю нас стоит мир и предлагает все свои сокровища, ласкающие взоры и возбуждающие плотские вожделения и жажду тщеславной жизни. Лицо его приятно и любезно и голос его звучит сладко и льстиво. Он обещает нам жизнь во все дни прекрасную и исполненную радостей; он предрекает нам в служении ему счастье и наслаждение в изобилии. «Кого хотите вы из этих двух»? Иисуса или Варавву? Христа или мир? Благословение или проклятие? Жизнь или смерть? Спасение или погибель? Вот вопрос, который почти в каждый час возникает в сердце всякого христианина. Христианин! Ради Бога, не допусти обмануть и прельстить себя тем лживым голосам, которые зовут тебя от Христа, на «страну далече». Следуй голосу своей совести, который так ясно и вразумительно говорит в тебе! Следуй зову божественного Слова, которое призывает тебя к твоему Спасителю и Искупителю! Следуй голосам верующих и праведников всех времен, которые сами уже теперь давно пребывают на небесах и всех направляют к Богочеловеку! Следуй глубочайшим и сокровеннейшим влечениям твоего сердца, которое всегда стремится к Спасителю и к своему спасению! Взгляни, вот висит на кресте Спаситель твой, искупивший тебя Своею святою и драгоценною кровью и стяжавший тебя в Свое достояние! И сегодня простирает Он Свои объятия всему грешному миру. До днесь вопрошает Он, как некогда возвестил от лица Его пророк: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне» ( Мих. 6, 3 ). Скажи громко и держи твердо: «Прочь Варавву!» Господь только мой удел и мое наследие! Ему всецело принадлежит мое сердце и жизнь во времени и в вечности! Скажи это громко и держи твердо и верно и вечность будет тебе наградой. Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп. 3, 18–19 ), то спросим у Спасителя: «Не я ли, Господи? Не принадлежу ли я к врагам креста Твоего, над которыми раб Твой произносит такой строгий, но справедливый приговор?» Но наиболее всего тогда, когда мы приступаем к трапезе Господней и желаем воспринять святое причащение, в сердцах наших должны звучать слова св. Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11, 28–29 ). В глубоком смирении будем спрашивать тогда у нашего Спасителя: «Не я ли, Господи? Не принадлежу ли я к тем недостойным, которые едят и пьют в Твоей благодатной и милостивой вечери проклятие и осуждение?» Никогда в таких подобных случаях не будем слушаться своего собственного сердца и суда людского. С вопросом своим предстанем пред одним только Господом и у Него одного будем молить себе ответа. Так поступили ученики на вечери. Так поступил и царь Давид, когда он молился: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои» ( Пс. 138, 23 ). Постараемся же поставить себя во время молитвы в свете Его слова, пред лицом Его и спросим: «Не я ли, Господи?» Тогда мы получим ответ: «Да, это ты! и мы сознаем в искреннем, сердечном покаянии: Да, это я!» Но тогда же мы в твердой и радостной вере в нашего Спасителя и Избавителя получим обетование: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11, 31 ). Тот, Кто сказал: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3, 17 ), и на наши трепетные вопросы: «Не я ли, Господи? Не я ли в погибели?» – будет отвечать: «Нет, не ты! Не бойся, Я тебя избавил, Я назвал тебя по имени, ты Мой». Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Как могущественно сияние Его славы, как сгоняет оно всякую тень, всякое пятно с этой картины! Милосердная любовь и верность Спасителя отыскивают заблуждающихся, прощают изменникам, восставляют и укрепляют колеблющихся и падающих! Будем же возлагать твердое и непоколебимое упование на любовь и верность нашего Спасителя! Тогда только мы не будем, как не имеющие упования, отчаиваться за наши – непослушание, неблагодарность, шатание и измену: но тогда за то и ныне, и навсегда, и в жизни, и в смерти предадим и вручим себя милосердной любви. Если волны искушений и смущений дойдут до нашей души и нам неоткуда будет ожидать любви, утешения и помощи, и тогда воззовет к нам верный глас Христа: «Не бойся, Я искупил тебя, Я призвал тебя к Себе, ты – Мой!» Если даже нас будет задирать совесть и будет осуждать нас собственное сердце, и в этом случае не забудем обетования верного Спасителя: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис. 44, 22 ). Если, наконец, придет к нам нужда и смерть со всем их ужасом и унынием, душа и тело наши будут томиться, и наши друзья с беспомощными вздохами и слезами окружат наш одр, и тогда погасающим взором мы увидим нашего непостыдного Спасителя: в своей славе Он склонится над нашим смертным ложем, возложит Свою руку нам на сердце и – умирая – мы услышим Его первосвященническое слово: «Отче! которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал мне» ( Ин. 17, 24 ). Благо тем, о ком сказал Давид: «Господь – Пастырь мой!» ( Пс. 22, 1 ). Они, в непоколебимом уповании на любовь и верность Господа, вечно будут исповедовать: «Благость и милость да сопровождают Меня во все дни жизни Моей, и Я пребуду в дому Господнем многие дни» (там же). В этой надежде на милующего и непостыдного Искупителя отойдем теперь от Гефсиманского сада, где мы столько изумлялись пред подвигами Мужа любви и скорби, оставим его, чтобы последовать за Христом на Голгофу. Вступая в этот сад, мы видели, какая благая честь, неизвращенными очами взирать на божественный лик Царя в терновом венце. Благо нам, если мы это сознали и так чувствовали во все течение наших бесед. Теперь, оставляя Гефсиманию, с грустью и благодарностью простимся с любимым и благословенным от Христа садом. Да даст же и нам Господь стяжать тот мир, какой под сенью его дерев получил Христос и которого не дает нам мир! Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Как, напротив, горды мы, когда наблюдаем за тем, чтобы с нами обращались сообразно нашему положению и состоянию, чтобы все без исключения чтили и хвалили наши дела и силу, нашу мудрость и добродетели так и настолько, как и насколько мы заслуживаем этого в своих собственных глазах. Поистине, при взгляде на Спасителя у нас должна была бы пропасть эта гордость, и мы должны были бы дать себе истинный труд научиться и знать, что предписывает всем нам апостол: «В почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12, 10 ). Взгляните, какую кроткую и терпеливую любовь проявил Спаситель к Симону Петру, чтобы привести Его от своенравия и своеволия к послушанию веры! И в каком блестящем сиянии светит эта Его кроткая и терпеливая, эта дружеская и милосердая любовь даже к самому Иуде Искариотскому! Он знал хорошо, с какими лукавыми планами носится предатель. И, несмотря на это, Он умывает ноги и у этого ученика. Как нетерпеливы, напротив, бываем мы, когда нам приходится иметь дело со своенравием или своеволием, с прихотями и странностями наших ближних! Как непощадны мы, когда нас оскорбляют или обижают; мы никогда не хотим прощать и забывать обид. Как немилосердны мы, когда стараемся открывать всякую малейшую слабость у наших ближних, разносим их ошибку из дома в дом и судим их! Спаситель учит нас оказывать кроткую и терпеливую любовь к ближним, носить слабости наших ближних, от всего сердца прощать им то, в чем они согрешили против нас. «Братья, – увещевает нас апостол Павел, – если и впадет человек в какое-нибудь согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» ( Гал. 6, 1 ), а апостол Иаков добавляет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5, 19–20 ). Господь требует от нас, как своих последователей, только того, чтобы мы делали то же, что Он Сам сделал, чтобы мы смиренною и кроткою, терпеливою, дружескою и милосердою любовью проповедовали добродетели Того, Кто вызвал их из тьмы невежества и направил их к чудному свету. Да поможет же нам Господь, наш Бог, в том, чтобы мы оказывали членам наших семей и домов, а равно и всем людям и даже врагам ту милосердую, дружескую, смиренную и терпеливую любовь, каковую Христос проявил в отношении к нам! Аминь. Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Намерения Его благодати и любви были таковы, что Он желал смиловаться над грешным миром и спасти его от погибели. И эти намерения исполнились для нашего спасения, и при этом дело не обошлось без присутствия народа, который узнал величие дела искупления. Этому величию радуются и несчастные грешники на земле, и Ангелы Божии на небе: это величие познается из того, что Евангелие с тех пор возвещается всему миру и оно будет все больше и сильнее возвещаться и распространяться до конца дней. Если мы желаем услышать слово Писания, которое предвозвестило нам и злой совет первосвященников и старейшин, и позорный путь предателя, то мы услышим такое из уст Иосифа, который говорил некогда своим братьям: «Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт. 50, 20 ). И великое число людей восхваляет за это премудрость Бога нашего как здесь, на земле, так и там, перед престолом величия. И это было известно Господу нашему Иисусу Христу. И если Он и терпел вблизи себя постыдного предателя, и если Он пил горькую чашу и понес тяжелый крест, то все это Он переносил ради определения Божия и ради того, чтобы во всей полноте исполнились о Нем пророчества. И если так поступил наш Божественный Учитель, то и мы должны следовать Его примеру в своей жизни. Нам часто приходится испытывать тяжелые часы мучительной борьбы, часто терпеть около себя злых людей, которые ненавидят нас и готовы предать нас. Не унывайте: все совершается по определению милосердого Бога, ибо только говорит пророк Иеремия от лица Божия. «Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» ( Иер. 29, 11 ). И тем, которые любят Бога, все будет служить ко благу ( Рим. 8, 28 ). В этом должна убедить нас вера наша и утешить нас надежда наша. Тогда будут нам приятны и горестные часы, и мучительная борьба, и злые люди. Тогда мы терпеливо будем нести свой крест, который посылается на нас Богом, как понес его терпеливо и наш Спаситель, и тогда мы охотно выпьем ту горькую чашу, которая назначена нам. Страдания наши приведут нас к вечной и нескончаемой радости. Через крест мы унаследуем венец славы! Аминь. Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

  Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: «Распятие» работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом. Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном. В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря «золотому подножию, к престолу приделанному» (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: «и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:26-29). Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24) Креста, «принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27) и, таким образом, «сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице «священство непреходящее» (Евр. 7:24). Так и утверждается в «Православном исповедании Восточных Патриархов»: «На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого» (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. — поясняет св. Дмитрий Ростовский.

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

Вот о таковых Церковь особенно молится, чтобы Врач душ и телес воздвиг их от одра болезни, даровал им благодатную силу к терпеливому перенесению скорбей. В своих молитвах Церковь также не забывает и о тех лицах, которые страдают в неволе. Особенно это случается часто во время войн, когда множество пленных страдают вдалеке от своей родины и подчас подвергаются страшным мучениям. Эти лица, как никто иной, лишены бывают всяких человеческих прав и привилегий и покровительства от других. Для них остается только одно сред­ство, подкрепляющее и избавляющее их от бедствий, – это молитва Церкви Христовой, пред которой не могут устоять ни диавол, ни власть имущие. Говоря о бесконечных человеческих скорбных обстоятельствах, можно привести слова апостола Павла, который писал о себе в Послании к Коринфянам: «Много разбыл в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11,26–27 ). Действительно, сколько людей страдают в самых разнообразных многочисленных обстоятельствах. И обо всех них Церковь молится Господу, чтобы они мужественно и терпеливо переносили все трудности своей жизни и достигли конечной цели своей жизни – спасения. После молитвы за частных лиц священнослужитель в двенадцатом прошении молится о самом себе, прося Бога, чтобы Он избавил его от всех скорбей, гнева и нужды. Это молитвенное обращение пастыря к Богу выражает, во-первых, его смирение, а во-вторых, он тоже, как и все люди, имеет свои греховные недостат­ки и поэтому перед совершением Евхаристического Канона еще раз умоляет Создателя своего о ниспослании ему Божественной благодати, освящающей и очищающей его ради страшного и ответственного служения у престола. Далее возносится молитва о заступлении, спасении и помиловании нас от всех волнений и неприятностей земной жизни. А также пастырь просит Творца, чтобы Он не лишил нас Своей благодати, которую человек, прово­дящий греховную жизнь, может легко удалить от себя и тем самым лишиться покрова милости Божией и своего спасения. И, наконец, в последнем молитвенном прошении Церковь обращается к Божией Матери и всем святым, чтобы они, как имущие дерзновение пред Престолом Божиим, помогали всем христианам достойно совершить свой жизненный подвиг и достичь вечного блаженства. О чем и святой апостол Павел пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4,7–8 ) (7, с.388–391). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Данная трактовка, как и любая другая, должна была опираться на соответству­ющие богослужебные тексты, прежде всего на ветхозаветные чтения Святой Пяти­десятницы, ранее не рассматривавшиеся в литературе по данной теме. Действитель­но, особая характеристика Бога Отца включена в паремии из книги пророка Исаии, которые принято было читать в навечерие, накануне праздника Преполовения Пятидесятницы: Послушайте Меня... и вкушайте благо. ...и дам вам завет вечный... (Ис. 55, 2-3) и далее: слово Мое, которое исходит из уст Моих,– оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал е го (Ис. 55, 10-11). Именно эти пророчества, вероятнее всего, послужили основой для наделения фигуры Бога Отца учительным свитком, символизировавшим Завет и в то же время пророчество о воплощении, а также крестчатым нимбом в знак Отече­ского замысла об искупительной жертве Сына. Особенно наглядно данная тема проиллюстрирована на золоченых клеймах (около 1230 года), украшающих врата собора Рождества Богоматери в Суздале. Ес­ли на южных вратах изображена традиционная композиция «филоксении», то на западных вратах представлен совершенно иной иконографический извод Святой Троицы без Авраама и Сарры. Среди особенностей последнего нам впервые уда­лось выявить наличие свитка в левой руке не только у центрального, но и у пра­вого ангела, а главное – в чаше вместо Агнца помещены пробитые гвоздями кисти рук( илл. 2). В состав Паремийника, древнейший список которого датируется XII веком (РГБ, собр. Григ., 2/М 1685), входят паремии в Неделю Пятидесятницы, кото­рые относятся к истолкованию данного сюжета: И будет после того, излию от Ду­ха Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (Иоил. 2, 28). В службе Пятидесятницы этому посвящен тропарь 7-й песни 2-го кано­на: «…возгремел имевший видения Иоиль, сказав: Я им, как Слово, Богоначальнейшего изолью Духа Моего, – совзывающим: Естество тривещанное светлое, благо­словенно Ты». В связи с данным толкованием глубоко закономерным оказывает­ся помещение данного сюжета именно на западные врата храма, символизирую­щие в чинопоследовании пасхального крестного хода затворенный вход Гроба Господня.

http://bogoslov.ru/article/2602946

Обсуждаем домашнюю работу: Вы нарисовали рыбок, цветы, домики. Они красивые. Но это ваши рисунки. А кто создал настоящих рыбок, цветы? Послушаем и подумаем. Слушаем, как звучит вокруг нас мир на все голоса: поют птицы, журчит вода, шумит лес (слушаем звуки природы из урока 2; смотрим илл. 23 – И.И. Левитан. «Золотая осень»). Рассказ учителя: (звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, фрагмент из 1-й части. Илл. 24 – Сотворение мира. Фреска). Наш красивый мир сотворил Бог . Бог был всегда. Бог присутствует везде. Но увидеть Бога нашими глазами мы не можем. Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Я расскажу вам, как Бог создавал мир. Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем.Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью. Что было создано во второй день? Бог сотворил воздух и назвал его небом. Им разделил Бог воды. Одни разместил над небом сверху – это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом (илл. 25). В третий день Бог собрал воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья (которые мы с вами рассматривали). В четвертый день Бог создал на небе светила – звезды и планеты, Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна. В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц... Вопрос: Каких птиц вы знаете? – Дети перечисляют. Правильно! Это были большие орлы и маленькие ласточки, синички и воробышки, павлины (и все те птицы, которых назовут дети). А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек (илл. 11:12), изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов (илл. 13:14), рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов (все видели жирафа?) (илл. 15), пушистых серых зайчиков (илл. 16), обезьян и всех других зверей (илл. 18). Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю! (В процессе рассказа учитель выставляет указанные иллюстрации, и к завершению истории о сотворении мира детям представлен красочный иллюстративный ряд.)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010