Это постепенно научит правильной эстетической оценке, будет развивать творческие способности детей. Дети могут менять расположение предметов на листе, придумывая новые сюжетные линии. Для этого фигурки должны легко передвигаться (можно закреплять их булавками). Домашнее задание: Нарисовать гуашью кто что хочет: цветы, птиц и т. п. и вырезать (при помощи родителей), чтобы их можно было наклеить на общий лист. Уроки 2–3. Тема: «Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная» Беседа: Что красивого ты увидел и изобразил? В чем проявляется красота? Обсуждение детских рисунков. Показ иллюстраций: 11–20. Рассказ: О целесообразности мироустроения, проявляющейся в красоте форм окружающего мира (перспективная разработка темы). Творческая работа: Загадки о природных явлениях: «Цвет и настроение», «Чей это голос?» (в поэтических и музыкальных формах). Средства: Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (уроки 2–3). Краски, листья, рисунки, сигнальные карточки. Задачи: Привлечение внимания детей к разнообразию (цветовому, звуковому) окружающего мира. Проверка домашнего задания и обсуждение: Вывешиваем на лист сделанные каждым фигурки; обсуждаем, как лучше их разместить композиционно: нижняя часть – земля, верхняя – небо и т.д. Беседа: О разнообразии детских рисунков (домашнее задание): разноцветные рыбки, цветы, деревья, море... И цвета разные в рисунках: синий, желтый, зеленый, красный. А какого цвета осенние листья? Берем три краски: зеленую, желтую и красную. Рисуем разноцветные листья. Смотрим: Изображения растительного и животного мира: трава, олень, косули (большая и маленькая), мишки белые и бурые, большие и маленькие, зайчик, разные птицы (стоящие на земле, сидящие на ветках, парящие в воздухе) (илл. к уроку 2: 11– 18 – по выбору учителя); деревья с зелеными листьями и деревья с голыми ветвями (вспоминаем илл. 1 и 10 из урока 1). Сравниваем иллюстрации и собственные рисунки: разные животные, растения. Сравниваем, почему они разные, чем различаются (животное высокое – жираф, низкое – заяц, яркое по цвету – тигр, неяркое – заяц). Может ли быть одно и то же явление разным? (Медведи белые и бурые. Илл. 11 и 12 – И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу» и Н. Пиросманишвили. «Белая медведица с медвежатами».)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Вывод: Мальчик дело сделал, но плохо, безответственно. Он не отвечал за то, как он его выполнил. Рассказ-беседа. Обязанности в семье. Кто их определяет? Смотрим иллюстрацию: 92 – С.В. Иванов. «Семья». На картине видно, как построены отношения в семье. Вопросы: • Что мы видим на картине? • Кто был самым главным (главой рода)? • Могли ли дети не слушаться родителей? Запись в тетрадь слов: обязанность, ответственность. Бог установил для человека правила жизни. Одним из таких правил является ответственность за то, что ты делаешь. Бог тебя любит, жалеет, оберегает. Он позволяет тебе самому решать, с кем дружить, когда садиться делать уроки, а когда можно пойти во двор погулять. Но Бог предостерег человека, что если он плохо выполняет свои дела, не отвечает за них (не старается в учебе, не выполняет поручения родных), он обязательно будет наказан. Давайте вспомним, что случилось с Адамом после того, как он нарушил правила, данные Богом. Повторение по вопросам: • Остался ли Адам жить в Раю? Куда он пошел? • Где жили Адам и Ева? • Кто такие Каин и Авель? • Кто из братьев был добрым, а кто – злым? • Кто такой Ной? • За что Бог сохранил Ноя и его семью? • Какое обещание Бог дал людям? • Как Бог простил людей? • Для чего пришел в мир Иисус Христос ? • Как поступили с Ним люди? • Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно? • Кто оберегает человека от зла? • Какие у меня обязанности по отношению к товарищам, к животным, к растениям, к родным? • Что нужно сделать, чтобы удержать себя от плохого поступка? Заключение учителя: Мы узнали, что Бог сотворил для жизни человека красивый мир. Поселил в нем много разных животных, насадил красивые растения и отдал человеку для сохранения. Человек нарушал законы Бога. Бог прощал людей и учил их быть добрыми, любить друг друга; любить все, что населяет созданный Им мир. Бог прислал в мир Своего Сына Иисуса Христа для спасения погибающих людей. (Учитель показывает илл. 96). Любит и помогает людям Пресвятая Богородица, Матерь Божия. Книга, в которой написано о том, о чем вы узнали в 1 классе, называется Евангелие (показывает изображение илл. 98). Она написана на том языке, на котором умели читать наши предки. Этот язык называется церковно-славянским. Вы можете попробовать почитать тоже. (Учитель показывает страницу, на которой ясно читаются три слова (илл. 101): строим, праздник, радость.) Прочитанные слова венчают тему года «Праздники-радости» и вводят с опережением материал 2 класса: понятие о славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Беседа: О летних впечатлениях. Учитель показывает иллюстрации 2, 3 – А.А. Дейнека. «Раздолье», «Будущие летчики»; 4 – К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». Дети рассказывают, кто где был летом и чем занимался (речка, море, лес). Беседа: О цветах: Какой у кого из детей любимый цветок? Какой любимый цвет? Как растут цветы? Какие у них лепестки? Рассказы детей о своем самом любимом цветке. Вопросы, детям: Почему именно этот цветок ты любишь? В чем его красота (запах, цвет, форма...)? Беседа: О деревьях. Какими они бывают? Вечнозеленые ели, сосны и деревья, которые сбрасывают листья осенью. Учитель показывает изображения вечнозеленых растений и осенних деревьев с голыми ветвями; изображения цветные и черно-белые (илл. 1 – И.И. Шишкин. «Рожь»; 10 – Каспар Давид Фридрих. «Зимний пейзаж»). Отгадываем загадку: Показывая два изображения одного и того же явления (например, деревьев в черно-белом и цветном изображении, деревьев с листьями и деревьев с обломленными ветвями – илл. 1:10), учитель спрашивает, какое из них детям больше нравится и почему. Чем различаются два изображения? Чего не хватает на одном из них (цвета, красивых веток, листьев)? Какие больше нравятся? Что именно нравится? Так учитель подводит детей к пониманию значения красоты, отраженной цветом, формой. Беседа: О реках, морях, океанах: Кто был летом на реке (море)? Кто умеет плавать, нырять (илл. 2– 4)? Какие растения и рыбки плавают в воде? Какого они цвета, формы (маленькие, большие, их хвостики, глаза, плавники, чешуя...)? Если дети сами активно рассказывают, то учитель только направляет их наводящими вопросами в сторону описания цвета и формы. Слушаем музыку и рисуем: Нарисовать то, что ребенок видел самое красивое летом (растения, птицы, рыбки, животные и т. п.). Музыкальное сопровождение: С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23. Понятие об основных музыкальных жанрах: песня. Слушаем знакомую песню «Во поле береза стояла». Вопросы: Что можно делать под эту музыку (петь)? Закрепление материала: Слушаем песню и плавно покачиваем руками справа налево («как ветви»).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Библиография Источники Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. М., 1988, 1376 с. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. М., 1993, 1658 с. Ветхозаветные апокрифы. Пер. прот. А. В. Смирнова. СПб., 2001, 407 с. Законы царя Хаммурапи. Сост. Гусаков А. Г. Б/м, 41 стр. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 1996, 864 с., илл. Abegg М., Flint Р., Ulrich Е. The Dead Sea Scrolls Bible. The Oldest Known Bible Translated for the First Time into English. San-Francisco, 1999, xxvii + 649 p. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. R. Kittel. edition. Deutsche Bibelgesel- lschaft, lxxii + 1574 S, Martinez F. C., Tigchelaar E. j. C. The Dead Sea Scrolls. Vol. 1–2. Leiden- Boston-Koln, xxiii -+- 627 pp. and 628–1361 pp. Miller F. P. The Great Isaiah Scroll. http://www.ao.net/Mmoeller. Septuaginta. Ed. A. Rahlfs. Duo volumina in uno. Deutsche Bibelgesellschaft, lxx + 1184 + 940 S. The Greek New Testament. Edited by Kurt Aland. 3rd ed. United Bible Societies, 1997, 926 p. Современная литература Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960, 1961, 272 стр., илл. Амусин И. Д. Новейшие открытия и публикации рукописей из района Мертвого моря/Штоль Г. Пещера у Мертвого моря. М., 1965, с. 3–26. Антонины Б. Экзегезис книг Ветхого Завета. М., Беляев Λ. А. Христианские древности. СПб., 2001. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. Бранн М., Хволъсон Д. Еврейская литература/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронное переизд. словаря 1890–1907 гг. М., 2002. Владимиров А. Кумран и Христос. М., 2002, 766 с., илл. Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско- богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о лице Мессии. Киев, 1908, 476 стр. Глаголев С. С. Предисловие к статье «Израильтяне»/Иллюстрированная история религий, под ред. проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей в 2-х тт. Т. 1, [М„] 1992, С. 247–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Понимая, что Римское государство уже пресыщено властью исавров, и его кандидатура не найдёт ничьего сочувствия, Илл задумал верный план. Он решил сохранить своё влияние могущественнейшего человека в Империи, прикрывшись кандидатурой Леонтия, которого предусмотрительно взял с собой в свиту. Первый враг Илла – Верина также оказалась удивительно кстати 931 . Илл и его друзья прекрасно понимали необходимость обеспечить легитимный приход к власти нового императора. Вновь произошла чудесная метаморфоза: вчерашние враги стали друзьями, и 19 июля 494 г. была проведена коронация Леонтия, которую благословила царица Верина. По дороге она рассылала от себя послания следующего содержания: «Верина, царица, нашим правителям и христолюбивым народам. Вы знаете, что царство принадлежит нам и что по кончине мужа моего, Льва, мы избрали царём Зенона, в надежде, что он устроит благоденствие подданных. Но, видя беспорядки, подрывающие государство, нашли необходимым венчать вам царя-христианина, украшенного благочестием и правосудием. Мы венчали на царство благочестивейшего Леонтия, который покажет себя достойным вас своим попечением о благе вашем» . Эта сакра впервые была прочитана в Антиохии, и, надо сказать, многие римляне радостно приветствовали нового императора, благословляя Леонтия 932 . Многие, но далеко не все. Сирийский город Халкида не принял его власти, и префект претория Элиан начал против него военные действия. Илл направил отряд всадников в Месопотамию, но жители Эдессы не приняли его посланцев и закрыли ворота. Выяснилось, что расчёт Илла и Верины на повсеместное неудовольствие императором оказался ошибочным. Наверное, Зенона действительно не очень любили, но не находили никаких достоинств и у его «преемника». По-видимому, этот критерий (его безвестность на Востоке) оказал решающее влияние, поскольку с точки зрения римской политической практики, следы которой обнаружатся при следующем царствовании, Верина имела правовые основания передать Леонтию верховную власть, как бывшая царица. Если понимать под «правовыми основаниями» негласный правовой обычай и специфику римского правосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и рисовании, а также где ребенок сочиняет, воображает, сочетая это с реальностью. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Задание 1 Зрительное восприятие, анализ, синтез Узнай, что это, и дорисуй. Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать. Рис. 33 В данном упражнении развивается зрительное восприятие, актуализируется аналитико-синтетическая деятельность. Задание 2 Зрительное восприятие Ребенок должен самостоятельно найти все предметы и назвать их. В упражнении развивается зрительное восприятие. Илл. 16 на цветной вклейке. Задание 3 Внимание, наблюдательность Ребенок должен самостоятельно придумать несколько предметов, похожих на каждую фигурку. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность. Также оно способствует развитию мыслительных процессов анализа, синтеза и сравнения. На что похожи эти фигуры? Илл. 17 на цветной вклейке. Задание 4 Внимание, восприятие цвета Ребенок должен найти на строчке подходящие предметы и придумать другие, похожие на фигуры в рамочках. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность, а также восприятие цвета. Закрой отверстия фигурками так, чтобы они подходили по цвету и форме. Какие фигурки оказались лишними? Илл. 18 на цветной вклейке. Задание 5 Воссоздание образа предмета Дорисуй и обведи. (Рис. 34–37.) Данное упражнение совершенствует умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке. Также оно позволяет при подготовке к школе хорошо видеть объем и держать правильно руку. Вариант 1. Обрисовывать линии левой/правой рукой. Вариант 2. Смотреть на линии и на чистом листе рисовать то, что видишь, выдерживая количество линий, высоту и т. д.

http://azbyka.ru/deti/znayu-mogu-delayu-...

От этого он слег в постель и через несколько дней скончался от раны. 26. После сего, поссорившись с Зеноном, хотел лишить его власти Маркиан, 225 сын Анфимия, который был правителем Рима, родственником Льва, царствовавшего до Зенона, потому что имел в замужестве за собой младшую его дочь – Леонтию. Около дворца произошла сильная схватка и, хотя многие пали как с той, так и с другой стороны, Маркиан однако же обратил в бегство своих противников и мог бы овладеть дворцом, если бы не упустил удобного случая, отложив дело до завтра. А случай, что – птица; пока у ног, может быть, и поймаешь ее. Но лишь вырвалась из рук, улетает в воздух и смеется над своими ловцами, не думая когда-либо возвратиться к ним. Вот почему живописцы и ваятели, изображая случай, спереди покрывают его волосами, а сзади обривают голову до кожи. Этим они очень остроумно выражают, что случай удобно схватить за волосы, когда настигает нас; а находясь впереди, он решительно не уловим, потому что тогда гонящемуся не за что ухватить его. Тоже случилось, и с Маркианом. Упустив благоприятный случай, он после уже не мог возвратить его; потому что на другой день был выдан сообщниками и, оставшись один, убежал в храм св. Апостолов. Отсюда однако же извлекли его силой и сослали в Кесарию каппадокийскую. Здесь он собрал около себя несколько монахов и был обличен в намерении уйти. Посему император выслал его в Тарс Киликийский, там он был пострижен и рукоположен в пресвитеры. Это происшествие красиво описано Евстафием Сирским. 27. Тот же Евстафий пишет, что Зенон строил множество козней теще своей Верине 226 и наконец выслал ее в Киликию. Впоследствии же, когда Илл устремился к верховной власти. Верина переселилась в так называемую Папириеву крепость и там скончалась. Дела Илла весьма красноречиво описал Евстафий. Он рассказывает, как Илл избегал замыслов Зенона и как Зенон отдал Илла на смерть тому, кого поручено было умертвить самому Иллу 227 – в возмездие за неудачу в отсечения ему головы; как он, желая скрыть свои замыслы против Илла, объявил его начальником восточных войск; и как Илл, приняв к себе в дружбу Леонтия, знатного человека Марса и Пампрепия, жил в восточных областях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Различия в отношении к одиночеству у мужчин и женщин выборки представлены на илл. 2.   Илл. 2. Сопоставление результатов дифференциального опросника одиночества у представителей монашествующих мужчин и женщин Шкала Общее переживание одиночества «отражает степень актуального ощущения одиночества, нехватки близкого общения с другими людьми» . Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют об осознании себя как одинокого человека, нехватке общения и эмоциональной близости; низкие — об отсутствии болезненного переживания одиночества. Шкала Зависимость от общения показывает «неприятие одиночества, неспособность оставаться одному» . Высокие баллы указывают на стремление человека к общению, негативное переживание его отсутствия, нежелание находиться в уединении. Низкие — спокойное отношение к уединению и ситуациям, связанным с отсутствием общения. Шкала Позитивное одиночество воспроизводит «способность человека находить ресурс в уединении, творчески использовать его для самопознания и саморазвития» . Высокие баллы отражают положительную эмоциональную оценку респондентом ситуации уединения, стремление к нему; низкие — негативное отношение к уединению, неспособность находить в нем ресурс для саморазвития. Интересен факт, что у монашествующих мужчин выше показатели по шкале зависимости от общения, что говорит о том, что они показывают большую чувствительность к одиночеству, а женщины более стабильны в переживании одиночества и более толерантны к ситуациям длительного уединения в своем образе жизни. С другой стороны, мужчины демонстрируют явный перевес в сторону преобладания показателей позитивного одиночества и лучше реализуют эти возможности в самопознании, саморазвитии и актуализации личностных ресурсов в жизненном укладе уединения. В большей степени продуктивно используют это состояние для саморазвития. У мужчин-респондентов преобладают положительные эмоции в ситуациях уединения. Они умеют ценить их и стремятся осознанно использовать время наедине с собой. Обратимся к результатам исследования мотивации респондентов. Они представлены на илл. 3.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Нормированность поэтики, массовость и структурная повторяемость контрастных черт религиозного чувства в примитивной иконе и народой религиозной картинке явно обусловливают их способность удерживать важные смыслы того или иного культурно-исторического и религиозного опыта. Оговорки и описки по Фрейду – выражение бессознательного. На простонародных иконах мы часто можем видеть ошибки в надписях. Например, на холуйской иконке-«листоушке» XIX в. неумелой рукой малограмотного крестьянина написано без разделений и лигатур: «Съпреподоб Никандръ». Однако в ошибках мы найдем и доминирующие символы, как бы прорывающиеся на поверхность из глубин опыта и коллективного бессознательного. На упоминавшейся иконе «под Жако» холуйского мастера М. Блинничева «Симеон Верхотурский» над головой Христа поставлена новообрядческая титулатура «IUC ХС», однако рука Христа по привычке написана мастером с двуеперстным благословением. Хотя икона была выполнена с официальной церковной олеографии на жести фирмы Жако, опыт старообрядческого иконописания и благочестия сообщил ей один из своих важнейших знаков. (илл. 95) Здесь напрашивается постановка вопроса о сложном, но явном отражении в суздальской «расхожей» иконе как древнерусских традиций, так и старообрядческого религиозного опыта. «Почти нигде в крестьянских домах нельзя найти произведений новейшего искусства, – писал наблюдатель середины XIX в., – они все суздальской старинной работы» (ВГВ, 1843, 21). Учитывая эту степень распространенности суздальских простонародных икон, а также их роль в истории религиозного чувства, внимательнее присмотримся к их художественному языку, за которым, по сути, стояли многие из тех историко-культурных реальностей, которым были посвящены наши предыдущие главы. Строгость и одновременно скорбность выражения ликов типичная черта суздальской «краснушки». Скорбное и жалостливое выражение дано лику Христа на упоминавшийся выше «расхожей» иконе конца XVII – начала XVIII в. То же самое выражение – на бесчисленных образах Богоматери. (илл. 199) Скорбь и умиленность жертвой своего Сына мы видим на четырехчастной иконе XIX в., на «трехряднице», на «краснушке» «Богоматерь Знамение» второй половины XIX в. (ГМПИ, инв. 541). (илл. 51:52) Прием передачи этого выражения заучен суздальским мастером до автоматизма и, видимо, не составлял мя него никакого труда при необыкновенной скорости работы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Так, одна из монахинь сохраняла ответы своего старца, тщательно вырезая их из текста записок. Те их части, что не несли на себе комментариев руководителя, выбрасывались. Те же Маргиналии преподобномученика Игнатия 1. Обведенное слово (вверху). 2. Дописывание над строкой (в центре). 3. Подчеркивания и дописывание (внизу) фрагменты, где были его замечания, пусть даже в виде подчёркиваний, зачёркиваний, исправлений (илл. 1, 2, 3) или самых кратких и часто повторяющихся пометок (Господь простит!), тщательно вырезались и хранились как великое духовное сокровище. Это не было случайностью. Все эти, в том числе самые — казалось бы — незначительные пометки представляли собой формы диалога между руководителем и учеником, в котором раскрывалась самая глубокая и интимная сторона духовного наставничества. В контексте этого диалога маргиналии осознавались как апофтегмы, изречения старца. Именно это придавало им столь высокую значимость. К счастью, в составе высоко-петровского архива до нас дошли не только вырезанные из текста первоначальных записок ответы на откровения помыслов, но и такие записки, на которых полностью сохранился как ответ старца, так и сам текст откровения (илл. 4, 5). Это даёт нам возможность понять, как выглядели утраченные части переписки. (К сожалению, такие “це­лые” записки   4. Записка с исповеданием помыслов и ответ преподобномученика Игнатия на ней 5. Записка с исповеданием помыслов и ответом епископа Варфоломея на ней составляют не более 1% общего объёма дошедших до нас рукописей.) Вместе с тем ответы на исповедание помыслов очень часто оформлялись не в виде маргиналий, а как отдельные ответные записки разного объёма, своего рода небольшие письма. Их можно охарактеризовать как “дистанци­ро­ванные (от основного текста откровения) маргиналии” (илл. 6, 7, 8). Выбор той или иной формы ответа на помыслы, очевидно, зависел от индивидуального пастырского стиля конкретного руководителя 8 . 6. Записка-ответ епископа Варфоломея на исповедание помыслов Январь 1925 г.

http://pravmir.ru/asketicheskaya-pismenn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010