(73) См.: По требованию прокуратуры Татарстана возобновлено расследование уголовного дела об осквернении казанского Храма-памятника русским воинам (9 июня 2015 г.)//Прокуратура Республики Татарстан (официальный сайт) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа (74) См.: Развитие православия в Татарстане в 2014 - 2015 годах/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е.Алексеев, А.В.Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - С. 64. (75) См.: Там же. (76) См.: Там же. (77) Имелась в виду колокольня Богоявленского храма г. Казани. - И.А. (78) Митрополит Анастасий Казанский и Татарстанский: «Многое из того, что хорошего совершается в нашей жизни, мы не замечаем» (Комментарий митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия после Форума православной общественности Республики Татарстан)//Информационно-просветительский сайт Казанской епархии Московского Патриархата РПЦ «Православие в Татарстане» (14 мая 2014 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: (79) См.: Развитие православия в Татарстане в 2014 - 2015 годах. - С. 64. (80) См.: Там же. (81) См.: Там же. (82) См.: Там же. - С.с. 64 - 65. (83) См.: Там же. - С. 65. (84) См., например: Щеглов М.Ю. На приёме у митрополита Феофана//Пресс-кабинет Общества русской культуры РТ (открытая группа «ВКонтакте») (14 октября 2015 г.) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: Иллюстрации: 1. «Часовня-памятник убиенным воинам» («открытое письмо» начала XX в.); 2. «Памятник павшим воинам в 1552 году» (советская почтовая карточка 1920-х - 1930-х гг.); 3. Вид останков в склепе под «Памятником Павшим воинам, 1823 г., арх. Н.Ф.Алфёров» в советское время (см.: Фролов Г.В. Храм-памятник убиенным при взятии Казани в 1552 г./Издание 2-е, под ред. Ф.А.Ситкина. - Казань, 2005. - С. 14.); 4. Панихида в храма-памятнике в честь Нерукотворенного Образа Спасителя на реке Казанке (12 октября 2002 г.) (12.10.2002 - Панихида///Фотоальбом прихода//Храм-Памятник воинам, павшим при взятии Казани царём Иоанном Васильевичем (Грозным) в 1552 году/Сайт истории православия в Татарии и народов её населяющих [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sitkin.narod.ru/pa120128.jpg );

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

В богословском тексте акцентированы те же идеи, что и в храмовой декорации середины XI в. Мысль от Христа-священника переходит к таинству Причащения. Об установлении Евхаристии на Тайной Вечере говорится не словами Евангелия от Матфея, а в пересказе апостола Павла, читаемом в службе Великого Четверга. Для византийского богослова важна мысль о передаче священства от Христа к апостолам, причастившимся на Тайной Вечере («Я от самого Господа принял то, что и вам передал»), Кроме того, подчеркивается, что причащение истинных даров «Смерть Господню возвещает», являясь образом-воспоминанием Искупительной Жертвы. Через осознание различия в обряде православные богословы приходят к констатации расхождения с латинской церковью в понимании важнейшего таинства и роли Христа в нем. Именно этот процесс стал основой духовного разделения Востока и Запада, а также импульсом к зримому утверждению особого православного самосознания внутри христианской Церкви. Совершенно естественно стремление отразить новую ситуацию в храмовой декорации, которая всегда выполняла роль литургического комментария и отражала важнейшие идеологемы эпохи. Характерно, что автором богословского трактата и составителем иконографической программы мог быть один человек. Именно такой личностью являлся Лев, архиепископ Охридский в 1037–1056 гг. Сохранившийся список архиепископов Болгарии, составленный в XII в., сообщает о нем так: «Лев, первый из ромеев, хартофилакс Великой церкви, основатель церкви во имя Святой Премудрости Божией» 74 . При Льве Охридском, первом архиепископе из греков, кафедральный собор был перестроен из базилики в купольную церковь , полностью расписан и, по всей видимости, заново освящен в честь Софии Премудрости 75 . Лев Охридский известен в истории как один из самых активных участников схизмы. В анафеме, положенной 16 июля 1054 г. папскими легатами на алтарь Софии Константинопольской, его имя проклято вторым после патриарха Михаила Керулария 76 . По мнению современных исследователей, именно архиепископ Лев разработал основные богословские аргументы в споре с латинянами 77 . Примечательно, что сама полемика началась с его послания к Иоанну Транийскому, отправленного в 1053 г. и адресованного не только одному южноитальянскому епископу, но и «всем епископам и священникам франков, монахам, народу и самому достопочтенному папе» 78 . Трактат Льва Охридского «Об опресноках», представленный в виде окружного послания, выражал позицию всего константинопольского патриархата, как это однозначно и было воспринято на Западе. Иконографическая программа Софии Охридской может быть рассмотрена как еще один трактат архиепископа Льва о православном понимании Евхаристии. Как было показано ранее, появляющиеся в храме темы «Причащение апостолов», «Литургия Василия Великого », «Христос-архиерей, освящающий храм», «Христос-священник» находят объяснение в контексте полемики об опресноках, хотя, естественно, не являются простыми иллюстрациями богословских тезисов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Но с чего бы переписчику повторяться 73 ? Скорее это может свидетельствовать о путанице (или, возможно, злонамеренном подлоге, см. ниже) между сочинениями различных Исааков, часть из которых попала в то, что после стало ложно признаваться вторым томом. Монофизит Иаков Эдесский в своем письме Иоанну Стилиту говорит о существовании в V-VI веках трех людей с именем Исаак так или иначе связанных с Эдессой 74 . Любопытно, что в рукописи Vat. syr. 198 первое слово первой книги арабского перевода текстов, приписываемых там преп. Исааку Сирину , в мирской науке сейчас атрибутируется как гомилия Исаака Антиохийского 75 . 4) Об использовании морских образов митр. Иларион пишет: “Оба тома характеризуются сходным образным строем. В частности, в обоих томах используются морские образы – корабль, море, волны, плавание, кормчий, ныряльщик, жемчужины и пр.” 76 Однако указанные морские образы содержатся уже в Новом Завете: глубина морская ( Мф. 18:6 ), волны ( Иак. 1:6 ; Иуд. 1:13 ), песок морской ( Рим. 9:27 ), жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), корабль и кормчий ( Иак. 3:4 ), плавание ( Мк. 6:48 ) и пр. 77 , поэтому нет ничего удивительного в их использовании разными авторами. 5) Пытаясь доказать, что Православная Церковь почитает принадлежащего к несторианской общине человека митр. Иларион пытается привести якобы уже имеющиеся аналогичные примеры: “…не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маюмском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V в., не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов.” 78 В данный момент в календаре Грузинской Православной Церкви Петр Ивер отсутствует, недавняя попытка вновь внести его туда была этой поместной Церковью отвергнута. А ситуация с трудами преп. Исаии Отшельника во многом похожа на разбираемые здесь ложные атрибуции преп. Исааку, в качестве иллюстрации приведем некоторые пояснения А.И. Сидорова :

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

1713 г. (РГБ. Егорова. 1040. Л. 114 об.) В рукописи «Книга» Т. М. Лысенина 1713 г. (РГБ. Собр. Егорова 1040. Л. 114 об.) помещено изображение иконы М. Г., находившейся у его гробницы в Троице-Сергиевой лавре (см.: Юхименко. 2015. Ил. 4). Преподобный представлен на ней фронтально, у него широкая овальная борода до груди, он одет в охристый подрясник, подпоясанный черным ремнем, черную полумантию и черную скуфью. В левой руке раскрытая книга, правой рукой придерживает страницу с текстом: «Ведомо же убо да есть тебе, что якоже в божественном крещении треми в воду погружении тридневное Спаса Христа погреб…»; по замечанию Е. М. Юхименко, данный текст предписывает помещать Иконописный подлинник (ГИМ. Собр. Щукина. 665. Л. 76 об.; Юхименко. 2015. С. 240). На верхнем поле иконы - изображение Св. Троицы. На иконе следующие надписи - «прподобный Максимъ Грекъ» (вверху); «Сей святый образ в Троицком Сергиеве монастыри, в часовне у гроба преподобнаго Максима Грека. И инде в церквах и в домах есть много» (слева от нимба). В описях Троице-Сергиевой лавры XVIII в. встречаются упоминания об иконах М. Г. В описи 1737 г. сообщается: «Подле церкви Сошествия Св. Духа полатка каменная, а в ней деисус писан на трех цках в киоте, деревянной, писан на празелени. Перед деисусом образ преподобного Максима Грека писан на празелени» («Книги описные ризной казне… 737 году». Л. 137-137 об.- СПГИАХМЗ, фонд рукописей). Опись 1759 г. фиксирует: «Образ преподобного Максима Грека во облаце… венец сребреный резной» - и далее: «Гробница преподобного Максима Грека каменная, с одной стороны решетка железная, на гробнице образ оного преподобного, писан на красках» («Копия с описи, какова учинена присланным лейбгвардии Преображенского полку капитаном порутчиком Андрианом Лопухиным». 1759. Л. 45 об.- Там же). Ряд икон продолжает традицию изображения М. Г. как духовного писателя, установившуюся в иллюстрациях рукописных книг с кон. XVI в. Это единоличные образы М. Г. в типе писца, но не в 3/4-ном повороте как на миниатюрах, а фронтально.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

485 Голубинский E. E. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//Православное обозрение. 1872. Второе полугодие. М., 1872. С. 584–585. 486 Mathews Th. F. “Private” liturgy in Byzantine Architecture: Toward a Re-appraisal//Cah. Arch. 1982. Vol. 30. P. 125–138. 491 Таковы, например, подобные иллюстрации в ватиканском кодексе Христианской топографии Косьмы Индикоплова, конец IX в., Vat. gr. 699, fol. 48 г (Lowden J. The Octateuchs: A Study in Byzantine Manuscript Illustration. Pensylvania, 1992. Fig. 120); в двух ватиканских Октатсвхах – позднего XI в., Vat. gr. 747, fol. 106 г, и второй четверти XII в., Vat. gr. 746, fol. 231 г (Ibid., Fig. 121, 122); в Ссральском Октатевхс, вторая четверть XII в., fol. 234 v, 246 г (Успенский Ф. Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия//Изв. Русского Археологии, инсти гута в Константинополе. София, 1907. Т. 12. С. 148, табл. XXIV); в Ватопедском Октатевхе XIII в. (Christou Р. К., Mavropoulou-Tsioumi Ch., Kadas S. .V., Kalamarlzi-Katsarou Ek. The Treasures of Mount Athos. Athens, 1991. Vol. 4. Fig. 59). 492 Фигуры двух первосвященников на откосах алтарной арки присутствуют в соборе Милешева, около 1234 г. (Padojuuh С. Милешева. Београд, 1967. Схема на с. 74 75), в соборе Старо Нагоричино, 1316–1318 гг. (ТодиН Б. Старо Нагоричино. Београд, 1993. С. 76, 98, Ил. 73). Примечательно, что «Ерминия» предписывает располагать фигуры первосвященников на откосах южной и северной подпружных арок. См.: Дионисий Фурнографиот. Ерминия, или наставление в живописном искусстве//ТрКДА. 1868. Вып. 1–2. С. 236. 493 Например, в виме Атенского Сиона представлены четыре фигуры: Давид, неизвестный пророк, Иоанн Предтеча и старец в венце – вероятнее всего, Мельхиседек (от его фигуры сохранился только лик). Т. Вирсаладзе определяет его как Аарона. См.: Вирсападзе Т. Росписи Атенского Сиона. Тбилиси, 1984. Ил. 27–30. В Чсфалу в одном из медальонов в пространстве вимы также представлен Мельхиседек, но и здесь он фигурирует как один из пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

К бекетовской школе граверов принадлежали: Соколов Николай Иванович, академик гравирования, гравер резцом и пунктиром; окончил С.-Петербургскую АХ (ученик Г. И. Скородумова); Осипов Алексей Агапиевич (ок. 1770-1850), крепостной Е. Е. Филиповского, учился гравированию у Соколова; гравировал портреты для изданий Филиповского, Б., Д. Н. Бантыш-Каменского. Ок. 20 лет состоял гравером при московском Обществе естествоиспытателей природы; исполнил виды ростовского Успенского собора (1825), Берлюковской пуст.; Афанасьев Афанасий, работал в 10-30-х гг. XIX в. Грачёв Алексей Петрович, работал до 50-х гг. XIX в. Куликов Иван, работал до 40-х гг. XIX в., состоял при московской Синодальной типографии. Гравировал портреты, виды (Софийский собор в Киеве), двенадцатилистовые святцы; Розонов Иван, гравер-самоучка (портреты, виды Санаксарского мон-ря (1787), Новоиерусалимского мон-ря (1793)). Храмцев Василий, гравировал портреты, иллюстрации, изображения святых (Спаситель, св. Николай Чудотворец, Собор всех Святых - по заказу афонских монахов). У Б. также работали Ф. Алексеев, К. Анисимов, М. Воробьёв, Н. Иванов, Ф. Касаткин, Е. Кудреков, Н. Маслов, А. И. Машутин, П. Милов, Я. Петров, П. Фёдоров, И. Шошкин. Значительная часть народных картинок в технике пунктира и офорта, выпускавшихся в 1-й пол. XIX в. разными издателями, также принадлежат мастерам этой школы. Лит.: Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 76-77, 349; Ровинский. Словарь граверов. Т. 1-2. Стб. 38-46 (Афанасьев), 68 (Бекетов), 245-250 (Грачев), 570-571 (Куликов), 743-751 (Осипов), 837-839 (Розонов), 953-956 (Соколов), 1113-1114 (Храмцев); Симони П. К. П. П. Бекетов//Старые годы. 1908. 2-4; Виноградов С. П. Собрание портретов, изд. П. П. Бекетовым. М., 1913. 86 с.; Самородов Б. П. Бекетов//Полиграфия. 1990. 6; Иткина Е. И. Лубок и профессиональное искусство: Портретная сер. гравюр П. П. Бекетова 1820-х гг.//Цветы необычайные: Нар. худож. культура России рубежа веков. М., 2002. С. 173-223. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77850.html

- С.68. Куда обращаться будущим родителям Коли, Степы, Яши и Сережи. – С.69. Хорошие игры для детей Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В специальном проекте «Фомы» (предыдущие материалы см. в - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере учимся играть в «Индивидуальную  сочинялку». « Индивидуальная сочинялка ». Рассказывает Виталий Каплан //Фома. - - август 2019. – С.69. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-89. Святая София Константинопольская. Как устроена одна из главных святынь православного мира. Фото lori.ru. [Инфографика. История ; Проиллюстрированные сведения о внутреннем строении и убранстве храма ; Справочные сведения о храме : Строительство: 532-537 годы. Закладка камня: 23 февраля 532 года. Освящение: 27 декабря 537 года. Архитектурный стиль: переходный от базиликального к крестово-купольному храму. Основатель: император Юстиниан I. Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Адрес: Турция. Статус: музей Айя-София; Штат Софийского собора при императоре Юстиниане : Всего 525 человек. Священников 60. Диаконов 100. Диаконис 40. Иподиаконов 90. Чтецов 110. Певчих 25. Привратников 100; 8 интересных фактов о Святой Софии : Фото Марии Лисцевой и фото lori.ru]//Фома. - — август 2019. - С.70-75. - (раздел « Культура »). Семейное чтение: Александр Ткаченко. Преображение Господне. История о чуде на горе Фавор.       (Читаем вместе с детьми 9+). Иллюстрации Галины Воронецкой//Фома. - – август 2019. – С.76-81. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение »).  Школа «Фомы». Книга. Стоит этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все  знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать. Борис Пастернак . Доктор Живаго. Рекомендует доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Московского педагогического государственного университета Янина Солдаткина .[«...Когда мне хочется настоящего, чистого, поэтического и наполненного высшим смыслом повествования, я открываю страницы «Доктора Живаго»: там самобытный философ Веденяпин открыто говорит, что задача каждого из нас — уподобиться Христу.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8196-a...

  Следующая книга также авторства Нины Борисовой, но уже включает в себя праздничные рецепты, которыми можно порадовать близких в праздник Рождества Христова. В книге подобраны четыре варианта рождественского меню: из мяса, рыбы, птицы и овощей, в каждом из которых в свою очередь представлены по четыре блюда: салат или закуска, суп, основное горячее и десерт. Это мясная солянка, паштет из куриной печени с яблоком и мускатными орехами, суп из цыпленка с зеленым горошком, медальоны из индейки с горошком и тыквой, шашлычки из запеченных овощей с кускусом и йогуртовым соусом, суп с креветками и гречневой лапшой, торт «полено» и капкейки «тирамису». В начале каждого рецепта история появления тех или иных продуктов и блюд, полезные советы, а также указаны время и сложность приготовления, количество порций и калорийность. Отдельно хочу отметить чудесное оформление книги: качественные фотографии дополняют праздничные рецепты, и книга будет отличным подарком к Рождеству. Издательство «Никея», твердый переплет, 47 стр., формат 225х245мм, цветные иллюстрации. Еще одна книжка – «Самые вкусные рождественские угощения» - также состоит из различных вариаций рождественского обеда. В этой маленькой и удобной книге карманного формата представлены традиционные рождественские блюда разных стран: обед с говядиной по-бургундски, с фаршированными куриными окорочками, обед с пряной бараньей корейкой и с фаршированной кефалью. Каждый из четырех обедов включает в себя несколько блюд и десерт, каждый рецепт сопровождают пошаговые инструкции и советы по экономии времени. Суп с ветчиной, запеченный в горшочке, греческий рождественский суп из индейки, профитроли с сырно-грушевой начинкой, суп-пюре из болгарского перца, французский луковый суп, рождественский творожный штоллен – с этими несложными рецептами справится даже начинающая хозяйка.    Издательство «Никея», мягкая обложка, 76 страниц, формат 115х165мм, составитель – Екатерина Зайцева, констультант – Нина Борисова. Книга «Кухня постов и праздников» немного отличается от вышеописанных изданий тем, что рецепты в ней сформированы в соответствии с временами года и главными православными праздниками.

http://foma.ru/chto-prigotovit-na-novyiy...

Лики и лица: Елена Маркова , ландшафтный архитектор, ныне инженер и студентка Московского строительного университета, прихожанка храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве/Фото Сергея Тетерина//Фома. - – август 2007. – С.76. – (рубрика « Лики и лица »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.77-92. (На заставке: Успенский кафедральный собор города Смоленска – фото Б. Кремера/образ святого мученика Меркурия – иллюстрация Константина Цевменко) Смоленск: защита веры: Смоленская область – только факты //Фома. - – август 2007. – С.79,80-81. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Смоленская область. Карта /Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – август 2007. – С.79. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Виктор Маслов, губернатор Смоленской области . Барьер на пути бездуховности //Фома. - – август 2007. – С.80. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Хранить и защищать //Фома. - – август 2007. – С.82-83. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Силой или словом? Смоляне отвечают на вопрос: - Нужно ли защищать свою веру, и если да, то как?//Фома. - – август 2007. – С.84-85. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Свою точку зрения высказали: Епископ Вяземский Игнатий , викарий Смоленской епархии. Защищать, но не в угоду политике . – С.84; Виктория Кирпанева , врач-стоматолог. В гармонии с Богом. – С.84; Константин Цевменко , иконописец. Постигать себя сложнее, чем стрелять по врагам . – С.85; Глеб Полянский , курсант Военной Академии Войсковой противовоздушной обороны имени маршала Василевского. Слов не всегда достаточно . – С.85. Бойцы невидимого фронта . Защита веры в «современном формате»/Автор – Алексей Соколов ; Фото Дениса Маханько//Фома. - – август 2007. – С.86-92. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.93-122. Настоящее прошлое: Ты не видишь звезд? К 80-летию писателя Юрия Казакова /Автор – Дмитрий Урушев , историк, член Союза журналистов России; Фото А. Фирсова, Н. Савиной//Фома. - – август 2007. – С.95-98. – (рубрика « Настоящее прошлое »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

Виталий Каплан . Кредит доверия . Православные классы в светской школе . Об интересном опыте школы города Балахна Нижегородской области, где по инициативе родителей уже два года работают православно ориентированные классы. Текст и фото Виталия Каплана//Фома. - – октябрь 2011. – С.56-58. – (раздел « Люди »). Реклама : С.59. Позитив : Владимир Ештокин . Открыть в человеке человека. Работы фотокорреспондента «Фомы» Владимира Ештокина. Записал Константин Мацан //Фома. - – октябрь 2011. – С.60-65. – (раздел « Люди », рубрика « Позитив »). Шаг до святости. Памяти Галины Чаликовой / Редакция . 18 сентября скончалась Галина Чаликова – основательница и бессменный директор фонда «Подари жизнь». Человек, благодаря которому само волонтерское движение в России стало реальностью. Фото Ольги Лавренковой/Фонд «Подари жизнь»//Фома. - – октябрь 2011. – С.66-67. – (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-87. Алексей Варламов . « Капитанская дочка » Иллюстрации к «Капитанской дочке» и «Тарасу Бульбе» взяты из разных изданий XIX и XX века//Фома. - – октябрь 2011. – С.68-74. – (раздел « Культура »). 175 лет назад в журнале «Современник» впервые была опубликована повесть Пушкина «Капитанская дочка». Почему она актуальна по сей день? Почему ее называют «самым христианским произведением русской литературы»? Об этом размышляет писатель и литературовед Алексей Варламов. На врезке к статье: Илья Новокрещенов , директор школы 353 им. А. С. Уроки Пушкина. Фото Михаила Моисеева//Фома. - – октябрь 2011. – С.70. – (раздел « Культура »). этом году московской школе 353 им. А. С. Пушкина исполняется 75 лет. Редакция «Фомы» поздравляет директора, учителей и учеников с этой знаменательной датой. Реклама : С.75. Монолог: Евдокия Варакина , кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ. Немощное мира. Христианский смысл «Капитанской дочки» . Фото из архива автора. Ил.: Приезд Гринева на службу. Из серии книг «Иллюстрированная пушкинская библиотека»//Фома. - – октябрь 2011. – С.76-77. – (раздел « Культура », рубрика « Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-102...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010