Марк очень часто даёт полную информацию для наших глаз. Вот Иисус вместе с апостолами идёт по направлению к Иерусалиму; Марк отмечает: «Иисус шёл впереди их» (10:32). Снова, казалось бы, реплика, богословски незначимая, но она помогает увидеть, как они идут: впереди Иисус, и за Ним, чуть поодаль, апостолы. Христос всегда впереди. Мы всегда от Него отстаём. У Марка, в отличие от других евангелистов, довольно много арамейских слов: « тапифа’ куми’ » (5:41), – говорит Иисус дочери Иаира («девица, тебе говорю, встань») и « еффафа » (7:35), то есть «отверзись!» – исцеляемому глухому косноязычному. Слепой Вартимей обращается к Иисусу тоже на арамейском: « Раввуни’ » (10:51). Синодальный перевод, в отличие от сделанного под редакцией епископа Кассиана, не сохранил это арамейское обращение и дал вариант: «Учитель». В Гефсиманской молитве Иисус молится: «Авва Отче». Спаситель произносит Своё « Авва » (Отец), и тут же Марк переводит это слово на греческий язык – Отче (14:36). Наконец, последние слова Спасителя на Кресте: « Элои’! Элои’! лама’ савахфани’? » – что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (15:34). Элементы арамейского языка сохранились именно у Марка. Есть в Евангелии от Марка ещё одно место, на которое следует обратить внимание. Иисуса, уже схваченного, ведут во двор первосвященника. «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (14:51–52). Кто этот юноша? Когда-то было высказано предположение, что евангелист запечатлел в этой фигуре самого себя. Я всегда сравниваю евангельский текст с иконой. Как на иконе мастер нередко изображает где-то сбоку самого себя, так и здесь вполне вероятно появление автопортрета – как бы на полях евангельского текста. Он, этот юноша, был завёрнут в покрывало по нагому телу. Почему? Приходится домысливать ситуацию. Вероятно, когда этот юноша уже лёг спать, он оказался свидетелем чего-то необычного, выскочил из постели, завернулся в то, что попало под руку, и кинулся вслед за Иисусом и апостолами. Возможно, он был свидетелем Тайной Вечери, возможно, видел, как Иисус ушёл вместе с учениками в Гефсиманский сад и потом молился там или как Его схватили. Так или иначе, краткое замечание – «завернувшись по нагому телу в покрывало» – ещё одно доказательство того, что в Евангелии от Марка мы имеем дело с подлинным свидетельством. Причём автор (или авторы) дорожит каждой, даже самой маленькой и на первый взгляд незначащей, деталью.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Загадки не только на небе. Сколько раз философ смотрел под ноги, встречался взглядом со скотом и зверем. Он даже знал голоса птиц и животных, умел обращаться с ними, но не знал их души. Что сокрыто за этим немым взглядом? Что за душа, которая никогда не раскрывается словом? Соломон был мудрее всех людей… говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах ( 3Цар. 4:33 ). А они молчали. Уже давно не павлины, обезьяны и львы окружают великого царя. Уже давно нищий философ с посохом в руках кружит вокруг мучающих его вопросов. Ускользает разница между богатым и бедным, между мудрым и глупым, а есть ли она между человеком и скотом? Еккл. 3:18 Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; Еккл. 3:19 потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета! Еккл. 3:20 Всё идет в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Еккл. 3:21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Неужели отсутствие итрона, чего-то остающегося для человека идёт так далеко? Даже по сравнению с животными не имеем никакого остатка в нашу пользу?.. Даже разница участи человека и скота и зверя тоже суета , пар, рассеивающийся и исчезающий, как только начинаешь вникать в суть вопроса. Всё идёт в одно место! Господи1 Господи! – вот дожили-то. Безмолвный взгляд животного – кто сказал, что дух его сходит вниз, в землю ? Разложился труп – и всё, а может, всё-таки не всё? Гениален дух человеческий, но ты уверен – восходит ли он вверх ? Или участь одна ? Могилы праотцев, курганы, пережившие тысячелетия, чем отличаются от перегноя под деревом лесным, где в прошлом году сдох зверёк? Есть ли разница между врачом и ветеринаром? Какая разница, чей желудок лечить – Иоанна Златоуста или прихворавшего бычка? На все эти темы философы и биологи не одну диссертацию защитили, кто докторскую, кто кандидатскую, но кто из них об этом что-нибудь знает? Если дело дошло до этого, то точно – всё суета , нет утоляющей жажду воды, нет твёрдого искрящегося льда, есть только пар, туман, в котором ничего не видно и который сам есть ничто. Мозги – на полку, хватит их шевелить; посох – вон, хватит искать то, чего, вполне возможно, и вовсе нет. Соломон найдёт себе другое занятие. Поиски и труды можно сменить на срединное мещанское счастье – жить не для чего-то, а просто жить и радоваться, что при этом порой ещё и наслаждение бывает. Но об этом – потом, а пока – стой, философ, давай ещё раз повнимательнее о сынах человеческих и о животных .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   Наряду с этим человек, стремящийся приобрести себе нетленные истинные сокровища небесные, всю свою жизнь подчиняет служению Богу, живет и трудится по Божьим законам добра и справедливости, прощает и любит врагов своих, стремится принести людям пользу, не останавливаясь даже перед самопожертвованием. Такой человек, делающий добро людям, и сам соприкасается с добром, и имеет добро в своей жизни от Бога. Так как согласно Закону Божьему “каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). Человек, просвещающий себя и других людей учением Христовым, сам становится ближе к этому учению, и просвещается ещё сильнее от него. “Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал.6:7-8).    Если человек искренне учит других людей посту и молитве, то и сам будет их выполнять добросовестно и прилежно. Если человек искренне удерживает других людей от зла, гордыни и эгоизма, то и сам будет проявлять смирение и кротость и делать добро. Если человек других людей искренне приводит к пути покаяния и исправления, то и сам будет стремиться исправиться и улучшить свою жизнь по Законам Божьим.    Это произойдет потому, что человек, искренне и бескорыстно делающий добро, ещё в большей мере будет стремиться служить Богу и совершать в жизни как можно больше добрых дел и идти праведным путем. И только этот путь, собирания сокровищ небесных, в конечном счете, открывает перед человеком двери в Царство Небесное и дает ему возможность получить вечное блаженство. Поэтому приучайте себя делать добро, воздерживайтесь от зла, чтобы ваше сердце лежало к совершению добрых поступков. И “если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол.3:1). Как нужно жить человеку чтобы собирать сокровища небесные и ...    Что нужно делать человеку для того, чтобы собирать сокровища небесные, отворяющие перед человеком дверь в Царство Небесное и дающие возможность ему получить вечное блаженство, или жизнь вечную? Вот как на этот вопрос отвечал Сам Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Ну, мы послабее душой, чем прославленные праведники, нам надо за кем-то тянуться, за кого-то зацепиться… — Послабее, конечно, послабее. Но и они тоже людьми были, — об этом не нужно забывать. Они не боялись своей слабости, они смогли переступить через неё. А мы сами себя боимся. Я понимаю: все мы немощные, но вот что говорит апостол Павел: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». ( 2Кор. 12,9,10 ). А мы? Ну как же можно быть такими малодушными? И не только сами малодушествуем, но и всё вокруг заражаем своим малодушием. Малодушный малодушного пытается ещё больше умалодушить: не подтянуть его, не взбодрить, а наоборот — совсем расслабить. И в результате видим, что весь народ расслаблен. Дорасслаблялись! — взгляните вокруг! И всё от того, что мы слишком усердно жалеем себя: ах, я несчастный, ах, я забитый… Да мы сами же и виноваты в своей забитости… Единственное, на что хватает сил, так это ездить по стране из края в край и искать святых, искать чудотворцев, которые мановением волшебной палочки разом всё изменят. Ищем, где бы получить подпитку… Или, может быть, у людей складывается впечатление, что Бог слишком далеко? — Да, я слышал подобные слова, и нередко… И от людей не столь уж малоцерковных: «К Богу страшно обращаться. Вот святые — они как-то ближе…» — Да: «Бог так далеко!.. До Него не достучаться!.. У Него не допроситься!.. Дайте нам чудотворца!.. Дайте нам экстрасенса!..» Но тут-то и проверяется сила нашей веры. И результаты проверки — увы, не радуют. Впечатление складывается такое, что люди ещё чего-то ждут. Ждут некоего всесветного чуда, которое всё сразу разъяснит. Хотя чего тут ждать? Всё дано уже здесь на земле… Надо просто жить — и всё. Вера — это и есть жизнь: шаг за шагом всё ближе к Богу.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/?...

грешников. И первый, кто вошел в рай, был разбойник: нам всем это чрезвычайно утешительно и одобрительно! И сколько грешников сделалось святыми! Только бы мы каялись и надеялись на Господа, Спасителя и Ходатая нашего, Иисуса Христа. “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1, 8—9). Как же ещё грехи наши приносят пользу нам? На это мы ответим словами батюшки. “Если не познаешь опытно влияния на тебя злого духа, – говорит о. Иоанн, – то не познаешь и Господа Иисуса Христа и Святого Духа Утешителя”. И сам батюшка говорил про себя, что он долгое время своего пастырства хотя и верил, что диавол существует, но он – враг – где-то там, далеко; но и Спаситель тоже. Когда же он узрел, как воинствует на него враг, – то он со всею силою прибежал к заступлению Христа Господа. Затем ещё скажу и от себя. Я заметил, что в грехах человеку труднее поддаваться сомнению в вере, потому что для неверия или даже для сомнения нужна гордость, а человеку во грехе – не до гордости. Даже как бы стыдно становится, когда мысль дерзает на эти грехи. Может быть и обратное, т.е. грешное состояние души препятствует вере – это верно, но бывает и то, что я описал, т.е. стыд грешнику дерзать на неверие и сомнение. Дальше грехи вообще смиряют человека. Это – общеизвестный факт. Особенно смиряется человек, когда чем-нибудь возгордится. Угодники Божий об этом говорят единогласно. И чтобы смирить эту безумную гордыню, Господь и попускает человеку впадать в грехи, оставляя его своею благодатию. Всякому падению, говорится в Ветхом Завете, предшествует гордость. А когда смирит тебя Господь грехом – уже не до гордости! Если же принять во внимание, что в основе греха действует начальник его, “лжец и отец лжи” (Ин. 8, 44) диавол, тогда понятно будет, что на тебя найдет томление, тоска, и ты поневоле побежишь к Господу Иисусу Христу и к благодати Святого Духа. И потому можно даже сказать, что чрез

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Некоторые ведут светскую жизнь и не имеют светского настроения. Ибо таких людей связывает с миром необходимость, так что они не могут совсем отрешиться от мира, поэтому они должны содержать мирское так, чтобы уметь не подчиняться ему настроением души. Итак, когда не можете оставить всего, что принадлежит миру, то благоразумно распоряжайтесь внешним, но внутренне с усердием спешите к вечному. Не должно быть ничего такого, что замедляло бы стремление вашей души, никакое пристрастие к какой бы то ни было вещи не должно связывать вас в этом мире. Если любят хорошее, то душа должна услаждаться лучшими благами, то есть небесными. Если боятся зла, то необходимо представлять себе вечные бедствия, для того чтобы душа, видя себя там, и больше любила тамошнее, и больше страшилась тамошнего, дабы решительно не прилепляться к здешнему. Для такой деятельности мы имеем Богочеловека Христа, Посредника между людьми и Богом, через Которого скоро получим всё, если будем пламенеть истинной любовью к Нему, нашему Спасителю. О временном и вечном Какой язык может высказать или какой ум понять несказанные радости небесного отечества – быть среди сонмов ангельских, предстоять вместе с блаженнейшими духами Создателю, взирать прямо на лицо Бога, видеть неописуемый свет, решительно не бояться смерти, пользоваться даром постоянной невредимости? Услышав об этом, душа воспламеняется и желает быть уже там, где надеется бесконечно радоваться. Но она не может достигнуть великих наград иначе, как через труд подвига. Итак, величие наград должно услаждать душу, но подвижническая борьба не должна устрашать. О молитве В доме Иисуса вы ищете не Иисуса, если в храме Вечности неблаговременно молитесь о временном. Вот один на молитве просит жены, другой желает имения, третий требует одежды, четвёртый молится о даровании ему пропитания. И хотя надо просить Всемогущего Бога и об этих предметах, если их нет, мы должны постоянно помнить, что заповедал нам Спаситель: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Итак, нет греха просить у Господа и этих предметов, если, впрочем, они будут просимы не в излишестве. Но ещёчто важнее – иной просит смерти врагу, и кого не может преследовать мечом, того преследует молитвой. И хотя тот, кому зложелательствуют, ещё жив, однако же тот, кто зложелательствует, уже становится виновным в его смерти. Бог повелевает, чтобы мы любили врагов, но, несмотря на это, просим Бога, чтобы Он убил врага. Итак, кто молится таким образом, тот самими своими молитвами сражается против Создателя. Поэтому и об Иуде говорится: И молитва его да будет в грех ( Пс. 108, 7 ), – потому что молитва превращается в грех тогда, когда молятся о том, что запрещает Тот, Кому молятся. Поэтому Истина говорит: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши ( Мк. 11, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

(15) И ещё говорит Павел: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, превыше всякого Бога, то есть идолов, будет ненавидеть Антихрист, чтобы ему самому сесть в храме Божием ( 2Фес. 2:4 ). В каком храме? В разрушенном храме Иерусалимском, а не в том, где мы теперь находимся 617 . Почему мы это говорим? Да не подумает о нас кто-либо, что мы льстим себе. Если он придёт к Иудеям под именем Христа и захочет, чтобы Иудеи поклонялись ему, то, дабы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придёт Антихрист тогда, когда в Храме иудейском не останется камня на камне, по изречению Спасителя 618 когда или сам он падёт от ветхости, или разрушен будет с той целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были херувимы. Тогда придёт Антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными, вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после покажет жестокость, и особенно против святых Божиих. Ибо говорит Даниил: я видел, как этот рог вел брань со святыми (7:21). И ещё в другом месте: будет время скорби, скорби, какой не бывало с тех пор, как сотворены народы на земле, даже до сего времени (12:1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать. Много надобно будет говорить нам о нём из божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего. (16) Посему, зная великую силу противника и давая благочестивым совет, говорит Господь: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф. 24:16 ). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться Сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: кто отлучит нас от любви Христовой 619 ? и прочее ( Рим. 8:35 ). Если мы слабы, то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет ( Мф. 24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

43. Поучение на второй день св. Пасхи Мария обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. ( Ин.20:14 ) Мария, которая почти всегда и везде ходила за Господом – по Воскресении не узнала Его; – как же узнали бы мы Его – если бы Он благоволил видимо ныне явиться между нами? – Она подумала, что это садовник – и как с садовником с Ним говорила: «скажи, где ты положил Его, и я возьму Его» ( Ин.20:15 ). – Явился Он и двум апостолам шедшим в Эммаус – и те не узнали Его, пока Он в благословении хлеба не показал обычного своего образа – благословлять. Как же мы могли бы Его узнать, в каком бы виде Он к нам ни явился? – Что может быть нагляднее, как то, чтобы осязать Его руки и ноги, как Он это предлагал апостолам? А мы Его не осязаем только, но и вкушаем Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Не обещал ли Он апостолам, да и всем христианам, пребывать с нами на земле до скончания века? – И, если Он предстоит теперь в сем храме, среди нас, в виде незнакомого человека – как мы Его узнаем! – Вера, вера дороже самого видения: «блаженны не видевшие и веровавшие» 16 , во всегдашнее Его присутствие между нами! Сказал Он сам. Поэтому, если мы имеем такую веру; то должны мы вести себя так, как будто мы ходим пред Его лицем, как будто Он видит все наши дела, слышит все наши слова; ибо Он все видит и все слышит. Не от того ли такая радость посетила нас в эти дни, что Господь между нами и с нами? Сколь более должен радоваться тот, кто приобщился в сей день пресвятого Тела и Крови Его? Без сомнения, надлежало бы всем приступить ныне ко Христу и вкусить от сей величайшей святыни; но – не все же равно Его любят, как любила Мария Магдалина, которая с ароматами, ещё до восхода солнца, спешила ко гробу; не устрашилась ни темной ночи, ни римских воинов. Блажен тот, кто в эти дни не забывает убогих братий; кто разделяет с алчущими хлеб свой! Не себя увеселяй, но Христа воскресшего и Христовых братий – и блажен будешь. Если всегда Спаситель принимаете жертву, то в настоящие дни ещё с большею любовью приймет. Не оставляй же и ты Христа и братий Христовых; быть может тебе на старость или детям твоим прийдется злострадать; но Христос не оставит тебя в бедном положении – именно за то, что ты при жизни – бедных не забывал, странников принимал, убогих погребал, нищих питал, нагих одевал, больных и в темнице заключённых посещал, скорбным отирал слезы. Ах, христианин! Покажи веру твою от дел твоих! Только добрые, святые и благие дела благолепно украшают христианина, и дают ему надежду на будущее воскресение и блаженную жизнь в раю со Христом и всеми святыми. Христиане! Возрадуемся и возвеселимся в эти дни; но порадуем и Христа, и Его братию добрыми делами, и радости нашей никто не отнимет от нас; Христос воскрес. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? [Так так и было! – Но все забыли! – Единицы знали тайну Его рождения в Вифлееме. Самое небольшое число людей знало, что Он родился в Вифлееме. Забыли все это. И так и знали, что Он из Назарета]. Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. [Вот видите, фанатики. Ведь кто хотел схватить? Это в первую очередь фанатично настроенные люди, для которых не существует никаких правил – и они обезоружены! Вот хотят схватить – и руки не поднимаются. Хотят что-то сделать – и не могут. Обезоруживает их лик-то Христов. Обезоруживает]. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? [это попробуйте-ка ослушайтесь! Страже-то!] Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. [Вот это потрясающей силы фраза. И вот так, давайте, и скажем: никогда не говорил никто, сколько их было за историю людей – гениальных и мудрых, которыми восхищаются, труды которых восстанавливаются, пишут о них, до сих пор пишут, но вот вам ответ: «никогда не говорил человек так, как Этот Человек». И вот что же?] Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? [Вот гарантия, вот где: не сметь, если никто не уверовал из начальствующих! А вы кто? Не сметь!] Но этот народ – невежда в законе, проклят он [Вот какой снобизм. От народа питаются и народ же презирают. Да если он невежда в законе, занимайтесь его просвещением. А то, видите, касту из себя образовали. Народ их содержит, народ перед ними кланяется, а они же народ презирают. Невежда в законе, проклят он. Я не понимаю, как это может духовенство так говорить. Первосвященники и фарисеи. И вот здесь выступает Никодим, тайный ученик, который ещё не решается открыто выступить за Христа, но уже сделал ещё очередной шаг к исповеданию Господа: нейтрально выступает в Его защиту].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ничто так не смущает ока на­шего, как нечистая совесть: смятеся, - говорит (Псалмопевец), - от ярости око мое (синод. - " иссохло от печали око мое " ) (Пс. 6:8); ничто так не омрачает его. Избавь его от этого зла, и ты сделаешь его чистым и крепким, всегда исполненным надежд благих. Будем же все мы, как эту, так и другие способности души устроять так, как желает Христос, чтобы, сделавшись достойными поста­вленной над нами Главы, нам отойти туда, куда Он хочет: " хочу " , - говорит Он, - " чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою " (Иоан. 17:21), которой да сподобимся все мы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 18. БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ " Сказав прежде, что " ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил " , потом прибавил: " вот, иду исполнить волю Твою, Боже " . Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его " (Евр. 10: 8 -13).   1. В предыдущем (апостол) доказал, что жертвы безполезны для совершенного очищения, что они были только прообразом и весьма недостаточны. Так как при этом предста­влялось ему возражение: если они прообразы, то почему они, с принятием истины, не перестали, не прекратились, но ещё приносятся (иудеями)? - то здесь он и решает это, показывая, что они уже не приносятся, как прообразы, и Бог не принимает их. Он опять доказывает это не из нового завета, но из пророков, приводя из древности сильнейшее свидетельство на то, что (жертвы) прекратились и перестали, и что (иудеи) совершенно напрасно приносят их, всегда противясь Духу Святому. При том усиленно доказывает, что они прекратились не теперь, но с самого пришествия Христова, или лучше, ещё прежде Его пришествия, - что не Христос положил конец им, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришёл; прежде они, прекращены, и тогда последовало Его пришествие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010