Поэтому приносящий жертву священник очищает согрешившего человека от его греха, закалая его заместителя (викария). В жертве за грех ярче всего выражена сущность ветхозаветной религии, а Библия, когда идет речь об этой жертве, совершенно положительно говорит, что именно священник очищает от греха. Первый шаг вновь учрежденного левитского священства — была жертва о грехе (см.: Лев. 9, 7). В книге Левит после изложения каждого отдельного случая жертвы за грех или жертвы повинности повторяется: И так очистит его священник, и прощено будет ему, то есть всему народу (Лев. 4, 20), или отдельному человеку (см.: Лев. 4, 26, 31, 35; 5, 6, 10, 13, 18; 6, 7; 14, 19, 31; 15, 30 и др.). Был день, когда священство выступало в религиозно-культовой жизни народа именно как институт для очищения грехов, это — день очищения, когда первосвященник очищал и себя с домом своим (см.: Лев. 16, 11), и святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их (Лев. 16, 16), наконец, возлагая грехи на выбранного по жребию козла (см.: Лев. 16, 8, 10), исповедовал над ним все беззакония сынов Израилевых... и все грехи их (Лев. 16, 21). «В этот десятый день седьмого месяца заповедал Бог очищать вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним. Очищать же должен был священник» (см.: Лев. 16, 24, 30, 32–34). В этот день однажды в год первосвященник входил во Святое святых не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (Евр. 9, 7). Эта сторона ветхозаветного священства раскрыта в Послании к Евреям. Все ветхозаветное священство стояло в самой тесной связи с грехами народа, кормилось грехами народа (Ос. 4, 8), очищая их в жертве. По Библии, священство и есть Божественный институт, назначенный для очищения грехов. Но и в этом случае священник все же есть стоящий впереди народа в его длительном символическом самоудовлетворении своей религиозной совести. Священник есть именно стоящий (kohen) и многократно приносящий одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов (Евр.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Тем не менее, как говорит преподобный Силуан Афонский, слава благодати священства сокрыта от священников, чтобы они не возгордились. Но если человек получил благодать священства, он должен понимать, что Бога нельзя ограничивать в деле Божественного домостроительства. Митрополит Иларион Алфеев пишет: «Православному христианину нельзя также забывать о том, что только один Бог знает, где границы Церкви. Как сказал блаженный Августин: «Много таких, кто на земле считал себя чуждым Церкви и кто в день суда обнаружит, что был ее гражданином; много и тех, кто, увы, мнил себя членом Церкви и увидит, что был чужд ей». Другими словами, мы, священники, должны быть благодарны за этот уникальный дар благодати священства и принимать со смирением». Христос сказал апостолам: «Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою» (Мф 20:26). Как писал апостол Павел к Коринфянам: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса». И мы принимаем милосердие Христа, который, «видя толпы народа, сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36). Это осознает и священник, и все христиане. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу…» (Кол. 3:12-13). И если «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены»  (1 Кор. 12:26-27). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Святой Петр Дамаскин пишет: «Каждый должен приобрести рассуждение, или даруемое от Бога чрез смиренномудрие, или чрез вопрошение имеющих дарование рассуждения. Ибо совершаемое нами без рассуждения не есть добро, хотя мы по неведению и почитаем его за добро. Чрез рассуждение же человек познает свою силу и предприятие, к которому он хочет приступить, и таким образом начинает делом благоугождать Богу». Священник прежде других должен стать слугой другим ради Иисуса.

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

3 . «Пресвитеров ваших умоляю я, сопресвитер и свидетель страданий Христовых... пасите Божье стадо, какое у вас.., не господствуя над клирами ( των κληρων ), но подавая пример стаду» (I Пе. 5,1–3). В каждой местной церкви Дух Святой поставил пресвитеров (или епископов), чтобы они пасли стадо Божье ( Деян. 20,28 ). Божье стадо, которое пасут пресвитеры, является их клиром, который они получили от Бога 16 . Народ Божий – один, стадо Божье – одно, и клир – один. Принадлежа стаду Божьему, каждый член Церкви принадлежит клиру пресвитеров, которые его пасут, а через них принадлежит клиру Божьему. По этому каждый лаик в широком смысле является клириком. Он – клирик и потому, что уделом всего народа Божьего, в которо м он состоит, является Господь. В Ветхом Завете Господь был уделом одного колена Израилева. «Дабы ты, взглянув на небо, увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь вывел из печи железной из Е гипта, дабы вы были народом Его удела» (Второз. 4,19–20). Весь Израиль – народ Божий, народ удела, но это лишь сень нового Израиля, где настоящее и будущее еще слиты воедино. В настоящем и с обственном смысле только одно Левиино колено имеет уделом Бога. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег Завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему...» (Второз. 10,8). Если весь народ Израиля выделен из всех народов, то Левиино колено выделено из всех остальных к олен и поставлено вне всего народа и над ним, т. к. ему одному принадлежит священство. В Новом Завете весь народ составляет священство, а потому никакая часть в нем не может быть отделена от остального народа. В Новом Завете исполнилось ветхозаветное пророчество: весь народ, а не часть только, служит во имя Господа. Весь новозаветный народ – клир Божий, и каждый в нем клирик 17 . Как при разделе обетованной земли Левиино колено не получило надела, так и члены Церкви на земле не имеют постоянного града, а грядущего взыскуют ( Евр. 13,14 ). Имея уделом служение Богу, христиане Ему отданы, Ему одному принадлежат. В Ветхом Завете левиты были частью Бога на земле и Его наследием – «они отданы Мне из сынов Израилевых» ( Чис. 8,15 ), – а в Новом Завете весь народ Божий отдан Богу. «Вы же Христовы, а Христос – Божий» ( I Kop. 3,23 ). Христиане, как члены Церкви, – Христовы, а через Него они – Божьи. Не отдельная группа, а все вместе они служат Богу. Как лаики – члены народа Божьего «во Христе», – они отданы Богу, они клирики и, как клирики, они все – лаики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Maria 24 января 2012, 20:46 Первое послание к Тимофею, глава 2 (2:8-15) Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. Елена 24 января 2012, 18:41 " Православное богословие никогда прежде не занималось теми вопросами, которые были поставлены феминистской теологией последних десятилетий. И найти на них готовые ответы в святоотеческом наследии едва ли возможно. Православная антропология, изложенная в византийскую эпоху в древнегреческих философских категориях, оказывается непонятной для современного мира, она требует новой герменевтики, своеобразного «перевода» на современный философский язык " - богословие, наверное, прежде потому специально и не занималось этими вопросами, что они были до конца ясными и в обсуждении не нуждались. Елена 24 января 2012, 17:24 Среди апостолов не было женщин. Лера 24 января 2012, 16:03 Аргумент против женского священства: может ли священник быть неверующим? Нет. А может ли быть вера без смирения? Нет. Значит, без смирения нельзя быть священником. Но что же такое смирение? Смирение - это делать то, что должен, а не то, что хочешь. Должна ли женщина непременно быть священником? Нет - ей хочется. Уже поэтому женщина, стремящаяся вопреки долгу к священству, не имеет смирения и веры, а значит, не может быть священником. Павел 24 января 2012, 15:57 Боюсь, что богословски доказать здесь сторонникам женского священства ничего будет невозможно. Тут голос сердца должен быть: это просто бесстыдство и наглость самого сатаны. Женщина-священник, женщина-владыко, женщина-патриарх (или матриарх) - это действительно конец света.

http://pravoslavie.ru/51154.html

XVII. Всеобщее священство есть идеал теократии и цель истории. Трудиться над осуществлением этого идеала, стараться об достиже- 477 нии этой цели — есть без сомнения право (а относительно говоря и обязанность) всех верующих. Этим до известной степени уже предваряются полномочия всеобщего священства. Но право (н обязанность) идти к известной цели никак не может дать нам права считать эту цель достигнутою в каждый данный момент. Если же мы впадаем в столь печальное заблуждение, то успокаиваясь на мнимом конце пути, тем самым отнимаем у себя возможность достигнуть настоящей его цели. Попытка осуществить притязания всеобщего священства среди всеобщего греха и недостоинства может только задерживать правильный ход дела Божия. Поэтому всякая такая попытка, препятствуя осуществлению любви Божией, вызывает против себя возмездие правды Божией. Вот ясный и поучительный смысл следующего события, имеющего глубокую знаменательность для всей религиозной истории. «И взял Корах сын Изгара сына Кагата сына Лэви, и Датан и Абирам сыны Эзиаба, и Он сын Пэлэта — сыны Рувимовы — (взяли они) и восстали против Моисея, и (с ними) мужей из сынов Израилевых двести пятьдесят князей общества, призываемых на совет, мужей именитых. И собрались на Моисея и на Аарона и сказали ил: Полно вам! Ведь все общество, все они святы, и среди них Ягвэ, — так зачем же вы делаете себя господами над собором Ягвэ? — И услышал Моисей и пал на лице свое. И говорил он с Корахом и со всем обществом его и сказал: завтра покажет Ягвэ, кто Его и кто свят и кого приблизил к Сей; и кого Он сам изберет, того и приблизит к себе. Вот что сделайте: возьмите сей курильницы, Корах и все общество его; и снабдите их огнем и положите на них курения пред лицом Ягвэ, завтра; и будет тот, кого изберет Ягвэ, он (будет) свят. Полно вам, сыны Лэви! — И сказал Моисей Кораху: Послушайте-ка, сыны Лэви! мало вам, что Бог Израильский выделил вас из общества Израилева, чтобы приблизить вас к Себе, — служит службы при обители Ягвэ и стоят пред лицом собрания и смотреть за ним. Он взял к Себе тебя и всех братьев твоих сынов Лэви с тобою; а вы добиваетесь еще и священства " Чрез это ты и все общество твое восстаете на Ягвэ; а Аарон — что он, чтобы роптать на него? — И послал Моисей звать Датана и Абирама сынов Элиада; и сказали: не пойдем. Или мало что вывел нас из земли, текущей млеком и медом, чтобы умертвить

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

   Грешники! Убоимся Страшного Суда Божиего, и постараемся иметь сердце сокру­шенное и смиренное, чтобы и нам от Еванге­лия, как от спасительного источника, черпать живую воду прохлады и утешения, и души на­ши напоевать, и так получить вечную жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же будет слава со Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь. Слово восемнадцатое. О чести и благородстве истинных христиан     «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди обновления».(1 Петр 2:9)     «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди обновления».    Возлюбленные христиане! Когда думаю, какой честью сподобил человека Господь, не могу в полной мере надивиться благости Бо­жией и Его человеколюбию к нам, и, рассуж­дая об этом, с пророком не воскликнуть: «Гос­поди, что есть человек, что Ты открылся ему? Или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем» (Пс 143:3)? Честь и благородство, которых людей, истинных христиан, удостаивает Чело­веколюбивый Господь, так велики и высоки, что это не только описать, словом изъяснить, но и умом понять невозможно. «Вы — род из­бранный, царственное священство, народ святый, люди обновления» (1 Петр 2:9), — говорит истинным христианам апостол. Отсюда ви­дим непостижимую благость и человеколю­бие Божие к человеку.    Но посмотрим и представим внутренним нашим очам честь и благородство христиан­ское, чтобы поревновать ему с усердием его поискать. Откройте же слух душ ваших, и по­слушайте слово об истинных христианах:    1) Они называются и есть чада Божии. Что преславнее этого имени для человека? Этому достойно удивляется апостол Христов и с вос­хищением говорит христианам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам назы­ваться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3:1). Поэтому и молятся христиане Богу, как Отцу своему, и единый глас к Нему возносят: «Отче наш, Иже еси на небесех, -» и прочее. О чудо! Грешники Пресвятому Богу говорят: «Отче наш, -» и прочее. О великое благородство и честь наша, и утешение, возлюбленные хрис­тиане! Отец Единородного Сына Божия — наш Отец, Его Бог — наш Бог, как говорит Он Сам к великому нашему утешению: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостолы, водимые Духом Божиим, предали священство своим преемникам, как дар Божий, как благодать Святого Духа, как благодатное таинство; а сами себя признавали только служителями Христовыми и домостроителями тайн Божиих. Так каждый должен разуметь нас, писал апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). К ефесским пастырям он говорил: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян. 20:28 ). Поставление блюстителей, епископов или пастырей Церкви, почитает апостол не своим делом, но делом Духа Святого. Апостолы преподавали благодать священства чрез возложение рук на посвящаемого, при возношении молений к Богу. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: их поставили пред апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки ( Деян. 6:6 ). Также о том, как апостолы Павел и Варнава поставляли пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии, святой Лука пишет: Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали ( Деян. 14:23 ). А что чрез это рукоположение сообщается дар благодати, соответствующий служению рукополагаемых, об этом говорит апостол Павел в первом Послании к Тимофею, заповедуя ему быть верным своему епископскому званию: не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства ( 1Тим. 4:14 ). Во втором послании к тому же Тимофею пишет: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез Мое рукоположение ( 2Тим. 1:6 ). По воле Господа, Основателя и Главы церкви, в ней установлены три степени священства: епископы, пресвитеры и диаконы. Все эти три степени священнослужителей видим в церкви апостольской. И все эти степени имеют тесное отношение между собою, по порядку, установленному от Самого Господа. Глава и вечный Первосвященник новозаветной церкви есть Сам Он, Господь Иисус Христос. От Него, действием Святого Духа, получили власть и силу апостолы, которые рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ветхозаветное же священство в лице Аарона и сыновей его возникает силою прямого повеления Божия, выделяющего колено Левиино для служения через облечение их в священные одежды, принесение жертв в скинии, помазание жертвенною кровью. «И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне» ( Исх. 29, 44 ). По аналогии с ветхозаветным стало пониматься и новозаветное священство, как законное же установление, причем установителем именуется уже Сам Христос (откуда и идея законного викариатства). Оно тем самым становится противоположно священству по чину Мельхиседекову, – «без отца, без матери, без родословия» ( Евр. 7, 3 ), хотя возвещается «по чину Ааронову». Но «если бы священство достигалось посредством левитского священства, то какая бы еще нужда была восставать иному священству по чину Мельхиседека, а не по чину Аарона именоваться»? (11). Новозаветное священство существует силою Христовою, подаваемой Духом Св., но оно не является преемственным от Христа, как своего Архиерея по чину Аарона, за каковое выдается оно в идее викариатства, – Христова или апостольского, – которые между собой сливаются в единое общее преемство. Напротив, оно существует через известное отожествление со Христом в его первосвященническом служении, силою Богочеловечества Христова. Не только первосвященничество Христово, но и все новозаветное священство дано «по чину Мельхиседекову», т. е. по образу Христову. Эго служение дано силою Богочеловечества Церкви, оно есть не установление, но сама высшая действительность, как всеобщее царственное священство. Правда, для организации этого всеобщего священства и новозаветная церковь имеет известное установление, возникшее в истории в качестве разных иерархических степеней, с епископатом во главе. Однако, иерархия возникает лишь на почве всеобщего священства, в котором выражается Богочеловечество, как священство Христово. Оно есть prius епископата, а не наоборот, он не есть высшая иерархия, производящая себя на основе викариатства, по чину Аароню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Видишь ли, христианин, каким благом для тебя является православный пастырь Христов, а потому не оставляй его, следуй постоянно его руководству, слушай его, как посланника Божия, и верь всему, что говорит тебе твой духовный отец, православный пастырь. В нем твое спасение, без него не спасешься! Но вот, в последнее время появились люди, которые в безмерной гордости своей задумали жить без православных пастырей, оставили их и избрали себе своих собственных наставником и учителей. Что сказать о таких людях? Поистине они достойны глубокого сожаления, так как отвергнув православных пастырей, они отвергли установления и законов Самого Господа Бога. В самом деле, священство на земле установлено не людьми, а ведет свое начало от Господа Бога. Как только древний народ Израильский начал жить самостоятельною жизнью, как только была устроена на земле Господня скиния, или походный храм Божий, так тот час же по повелению Божию было установлено на земле и священство. «И сказал Господь Моисею, говорит Слово Божие: «Возьми к себе Аарона, брата твоего и сынов его с ним, чтобы он был священником Мне» ( Исх.28:1–2 ). «И поручи Аарону и сынам его скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Числ.3:10 ). Так получило свое начало богоучрежденное священство. Из приведенных слов Священного Писания видно, что только людям избранным и посвященным вверено было духовное пастырство, восхищающим же и присваивающим его себе самовольно грозило от Бога строгое наказание. В доказательство последнего Слово Божие повествует нам об одном случае. Дело было так: «Корей, сын Иссаара, сын Каафов,... и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Филефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: «Полно вам, все общество, все святые, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»...– И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество» ( Числ.16:1,3,32 ). Так наказал Господь людей за то, что они восстали против установленных Им на земле священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Вместе с царями или в подчинении царям священники преследуют династические и иерархические цели, оставляя как бы без внимания волю и благочестие некоторых из народа; колебали иногда моральные и религиозные убеждения народа. Священство само более служило своему времени, чем время заставляло служить себе, более само следовало по течению времени, чем направляло это самое течение по руслу закона, что должно было делать священство по долгу своему. Одним словом, священство не всегда стояло на высоте своего призвания и совершенно сливалось с общенародной жизнью. Часто поэтому пророки грозят священникам судом (см.: Ос. 5, 1) и обличают их низкое падение. Блуд, вино и напитки завладевали сердцем священства (Ос. 4, 11), оно отступало от заветов и уставов Божиих (см.: Мал. 3, 7), священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3, 8). Священников, по словам пророков, ожидает одна судьба вместе с народом: что будет с народом, то будет и со священником (Ис. 24, 2; Ос. 4, 9). Все приведенные факты и библейские суждения иллюстрируют установленный нами принцип левитского священства. Левитское священство представляло собой народ в религиозном завете с Богом, очищало его посредством жертвенного культа от грехов и должно было, научая народ данному закону, сохранять народную жизнь на путях закона. Священство было специально приставлено к исправлению культа, и весь смысл, вся красота ветхозаветного культа и соединилась в сознании ветхозаветного еврея с лицом священника, предстоящего впереди народа и своей личностью выражающего народную религию. И понятно становится умиленно-восторженное описание Симона, сына Онии, великого священника, благочестивым евреем позднейших времен. Как величествен был он (Симон) среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, как огонь с ладаном в кадильнице, как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис.

http://pravoslavie.ru/5840.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010