Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла Беседы о свидетельствах и святоподобиях, приводимых поповцами в защиту их глаголемого священства Источник Именуемые старообрядцы поповского согласия, ради совершения у них необходимо нужных христианских священнодействий решившись принимать «бегствующих» от Великороссийской церкви попов, стали приискивать церковные правила, отеческие свидетельства и события из истории церкви (святоподобия), якобы соответствующие их положению и якобы оправдывающие их в не законном прятии беглых попов. Собранные таким образом свидетельства и святоподобия, составляют основание „беглопоповства“, во многих местах доселе существующего. Беглопоповству нанесён был сильный ущерб учреждением так называемого австрийского, или белокриницкого священства: весьма много беглопоповцев превратилось в приемлющих белокриницкую иерархию. Но как первоначальник этой иерархии, беглый греческий митрополит Амвросий, принят был в раскол на основании тех же свидетельств и святоподобий, по которым принимались у раскольников беглые великороссийские попы: то в сущности эти же самые правила и святоподобия составляют всё основание н недавно учрежденного у раскольников белокриницкого священства, как составляли и составляют основание беглопоповства. Внимательное рассмотрение и разъяснение этих свидетельств и святоподобий, указание их несоответствия без иерархическому состоянию старообрядцев и совершенной недостаточности к оправданию лжеименного их священства представляет поэтому особенную важность: ибо ведет ближайшим образом и к вразумлению самих старообрядцев, несправедливо успокаивающих себя мнимым соответствием своего глаголемого священства древлеотеческим правилам и святоподобиям, и к предостережению недостаточно сведущих в писании православных от обольщения со стороны раскольнических учителей, указующих им на то же мнимое согласие своего лжеименного священства с правилами и примерами древлеправославной церкви. Вот почему Братство св. Петра митрополита признало нужным и благопотребным издать в настоящей книжице «Беседы о. архимандрита Павла о свидетельствах и святоподобиях, приводимых поповцами в защиту их глаголемого священства», как представляющее ясное и обстоятельное раскрытие действительного смысла сих свидетельств и святоподобий. Беседа первая. О восьмом правиле первого вселенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Какую позицию занял Святейший Синод, когда зашатался царский трон? Об истоках проблемы священства и царства в Росии и позиции Святейшего Синода в 1917 году  на Международной  конференции  «Религия и русская революция», прошедшей в октябре в Российской академии народного хозяйства и государственной службы, рассказал историк Михаил Бабкин. В чем проблема священства и царства Позвольте мне осветить позицию Святейшего Синода в период февраля 1917 года. Поскольку вокруг этой темы ломается много копий, ведутся споры, я акцентирую ваше внимание, что существуют две парадигмы, в которых работают исследователи. Первую парадигму можно назвать патриархоцентричной, а вторую парадигму можно условно назвать императороцентричной. Всё сводится к тому, кто является главой Церкви, земной Церкви – патриарх или император? Эта проблема обусловлена, в свою очередь, историко-богословской проблемой священства царства: то есть кто на земле является земным образом Царя Небесного, Христа? Потому что как известно, Иисус Христос – Царь всем царям и Архиерей всем архиереям, и в нем, в Иисусе Христе, царство и священство сходятся воедино. Встает вопрос, кто в мире дольнем на земле является живым образом Иисуса Христа – царь или патриарх? Проблема эта с теоретической точки зрения неразрешима. Понятно, что в сторону одного доводов, что священство выше царства, найдется множество, и не меньше доводов, что царство выше священства. Но с исторической точки зрения, не с богословской, а именно исторической, понятно, что в истории Византии и в истории Московского царства, и Российской империи на практике имеем, что царство было выше священства. Хрестоматийно считается, что проблема священства и царства в истории России – это противостояние патриарха Никона и Алексея Михайловича, середина XVII века, потом следующая узловая точка – это отмена патриаршества Петром I, точнее, учреждение Святейшего Синода. Потом в качестве узловой точки указывается обычно в литературе секуляризация церковных имений Екатерины II, и провозглашение императором Павлом I себя главой Церкви в 1797 году. Строго говоря, себя не провозглашал главой Церкви Павел Петрович, но в его акте о престолонаследии говорилось, что «понеже император и главы церкви суть» – это не прямое объявление себя главой церкви, но косвенное. Потом этот тезис находил отражение в российском законодательстве, в своде законов Российской империи, в комментарии к одной из статей.

http://pravmir.ru/1917-god-problema-svya...

1. Богочеловеческий характер таинства священства Как-то в книге архимандрита Софрония Сахарова (+1993) «Старец Силуан» я прочитал потрясающие слова: «Молиться за людей – это кровь проливать» 1 . Наряду с другими смыслами, которые великий старец вкладывал в эту идею, она включает в себя и дар свыше – харизму священства. Учение о таинстве священства хорошо разработано в школьной догматике, поэтому я видел свою задачу в том, чтобы представить спектр мнений и высказываний отцов Церкви и авторитетных богословов и собрать справочный и полемический материал по историко-догматическому и литургическому аспектам этой тематики, поскольку они настолько тесно связаны друг с другом, что рассматривать их по отдельности практически невозможно. Формулировки таинства священства или рукоположения 2 – практически одни и те же, и поэтому достаточно будет привести два кратких и взвешенных определения: «Священство есть таинство, – писал святитель Димитрий Ростовский (1709), – в котором через рукоположение епископа священнику дается власть от Бога совершать священнослужение и таинства, установленные в Церкви Божией. Материя этого таинства – человек, правильно возводящийся в священника. Форма – рукоположение архиерейское и читаемая архиереем молитва: «Божественная благодать и проч. Епископ отличается от священника тем, что сам совершает таинства и иным преподает власть эти таинства совершать, а простой священник, священнодействует их только по данной архиереем власти, а освящать миро и антиминс священник не может, но только архиерей» 3 . «Священство есть таинство, – вторит ему святитель Тихон Задонский (+1783), – в котором через архиерейское рукоположение иерею дается от Бога власть служить и совершать чины Божественных таинств…Священство… совершается при возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и прочее до конца» 4 . У таинства священства – богочеловеческое происхождение, его утвердил Сам Спаситель – Иисус Христос , в Котором Ипостась Слова или Сына Божия восприняла в Себя человеческую природу и соединила ее в Себе с природой Божественной 5 . Именно поэтому Христос стал единственным совершенным и вечным Первосвященником, Который, оставаясь Богом, смог освятить все человечество, даровать ему вечную жизнь и привести его ко Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

IV. О смешении догматических определений с каноническим в теории папизма Наконец, мы переходим к рассмотрению последней, указанной нами разности, которая состоит в том, что строго соблюдаемое восточною церковью различением догматических определений священства от канонических в церкви латинской спутано и смешано, если не сказать – уничтожено. Раскрытие этой разности дает нам случай выяснить самую сущность вопроса; мы укажем ту черту, переступив за которую, папа из православного сделался неправославным; обличием и тот фальшивый образ действования, каким папизм преобразился в догматическую доктрину. Мы утверждаем, в чем не могут не согласиться с нами и паписты, что между догматическими и каноническими определениями степеней священства существовать строгое различие, которого нарушать никак нельзя. В чем же состоит это различие? В следующем: 1) В догматическом определении священство рассматривается как таинство, как орган Христовой благодати, освящающей Церковь . В каноническом же определении священство берется как церковно-юридическое учреждение, как орган управления и устроения внешнего порядка церковной жизни. Вследствие таких особенностей того и другого определения, первое входит в состав догматического Богословия, а втрое – в состав каноники или церковного законоведения. 2) Священство ведет свое начало от самого Основателя церкви, Господа нашего Иисуса Христа и чрез св. апостолов положено в основу Церкви, как неизменный закон ее существования; ибо без благодати священства, частнее без благодати епископского чина, как коренного и источного, Церковь существовать не может. Каноническим же определением Апостолы положили только общее начало, а развитие их предоставили истории. 3) Священство, по догматическому определению, имеет только три степени или чина: епископа, пресвитера и диакона. Благодать священства каждой степени дается в одинаковый мере; т.е. епископы, как епископы, по благодати священства совершенно равны между собою; нельзя сказать, чтобы одному епископу давалось благодати больше, другому меньше; тоже должно сказать о пресвитерах и диаконах; те и другие каждый в своем чине – равны по благодати священства, и если разнятся, то разве естественными дарованиями, силою веры, ревностью и преуспеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

1 Русский перевод рассматривает « οκοδομεσθε » как повелительное наклонение, но, кажется, более правильно рассматривать его как изъявительное наклонение: «вы образуете из себя духовный дом…», в котором верные — святое священство. 2 Критический текст: « βασιλεαν , ερεις ». 3 Критический текст: «соделал их царством и священниками, и они будут царствовать на земле». Что касается второй части («и они будут царствовать на земле»), то было бы более правильно принять во внимание еще одно разночтение: « βασιλεουσιν » — «и они царствуют на земле». Р.П.Баусмар переводит ст. 10: «ты соделал из них для нашего Бога царство Священников, царствующих на земле» (Апокалипсис. Библия, Париж, 1950, с. 41). См. также: E.G.Selwyn. The first epistle of S.Peter. London, 1949, p. 159. 4 cm. G.Dix. The apostolic ministry in early Church. (The apostolic ministry. London, 1947, p. 285), а также Yves M.J.Congar. Jalons pour une theologie du laicat. Paris, 1954, p. 19 sq. К сожалению, с этой последней книгой я познакомился после написания моей настоящей работы, а потому смог использовать ее только в примечаниях. 5 Перевод « βασλαον ερατευμα » представляет некоторые трудности. Об этом см. E.G.Selwyn, op. cit. p. 165 sq. Трудность относится только к термину « βασλειον », но не касается термина « ερατευμα » (См. статью G.Schunk " a. Theologisches Woerterbuch zum N. Т., В. Ill, S. 249—251). Будем ли мы переводить выражение « βασλαον ερατευμα » как «царство священников», или как «царственное священство» или, наконец, как «священство, принадлежащее царю», смысл выражения не меняется: царство и священство принадлежит «во Христе» Церкви, а в ней каждому ее члену. Это особенно ясно выступает из сравнения этого выражения в послании Петра с соответствующими выражениями в Апокалипсисе. Если мы допустим, что Тайновидец развивал мысли 1-го послания Петра (См. Еп.Кассиан. Христос и первое христиан кое поколение. Париж, 1950, стр.295; вопреки C.Spicq, который-думает, что автор послания к Евреям находился под влиянием и-оанновской письменности. См. его статью «Иоанновские истоки концепции Христа-священника в Послании к Евреям» в сборнике «У истоков христианской традиции». Париж-Нешатель, 1950, а также C.Spicq. «Послание к Евреям». Библейские исследования I, Париж, 1952, с. 109), то для него « βασλαον ερατευμα » Петра означало царство и священство, которое принадлежит Церкви и осуществляется на Евхаристическом собрании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 5. Благодать таинства священства (дары, получаемые пастырем в чинах хиротоний) 1 . Хиротония. 2 . Хиротесии и хиротонии. 3 . Первая степень священства. 4 . Сущность иподиаконского служения. 5 . Дары диаконского служения. 6 . Благодать священства. 7 . Залог пастырства. Заключение Приложения: 1. Священное писание о пастырстве; 2 . Указатель литературы. В последней заключительной главе будет говориться о дарах Благодати, полученных каждым священником при посвящении в сан. Может возникнуть вопрос: не следовало бы эту главу из заключительной поместить в предначинательную, в виде вступления к работе; ведь хиротония предшествует священническому служению. Автор работы умышленно о дарах хиротоний говорит в заключении работы, чтобы пред духовным оком пастыря прошел весь священнический благодатный путь становления, чтобы священнослужитель еще раз мог почувствовать и поразмыслить о том, каких даров удостоен от Бога в совершенных над ним хиротесиях и хиротониях. А это сознание промыслительной Руки Божией, верится, даст новые силы на несение нелегкого священнического Креста в жизни. Не своею силою человека стал священником, а Божием произволением. Господь не оставит своего избранника: укрепит и поможет. 1. Хиротония «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом». Евр.5:4 Найти сразу свое место в жизни, любимое дело на всю жизнь – удел не всех и не каждого. Сравнительно немногие счастливцы, встав на определенный путь, не сходят с него всю жизнь. Еще меньше тех, которые подлинно счастливы на избранном однажды жизненном пути. Если для мирянина неправильно избранный путь – большое личное горе, то для священнослужителя это трагедия не только личная, но и многих, которых он должен вести по пути духовной жизни. К священству многие стремятся с детства, другие приходят позже. Апостол Павел писал, что «никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом». «Голос призывания» должен ясно звучать в душе кандидата священства. Призвание к пастырству есть тайна Божия, ведомая лишь глубине совести самого человека ( 1Кор.2:11 ) и открываемая проникновенному взору духовника или архипастыря, ответственного за посвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Неспособность к священству. Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. Поэтому кандидаты священства должны отличаться глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Далеко не все христиане могут быть рукоположены или поставлены в церковнослужители. Необходимо, чтобы кандидаты священства отвечали определенным требованиям. Несоответствие их этим требованиям служит препятствием к священству. Католическое право различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т.е. недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона) со стороны компетентной церковной власти. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, а если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным. Этого все же нельзя сказать о рукоположении, совершенном при наличии того или иного недостатка у рукополагаемого, расцененном как «неправильность.» В целом, различение двух видов препятствий принято и в православном церковном праве. Безусловно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав ее иерархии. Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (I Кор. 14:34). Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они, разумеется, не были лицами иерархическими.

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

Αρχεο Епископ Гатчинский Амвросий о Таинстве священства и священническом служении 29 Νοεμβρου 2012 τος 21:22 Что такое хиротония или Таинство священства? Почему тому или иному человеку человеку сообщается особая благодать для учения и священнодействий? Насколько избранный через святительское рукоположение облечен духовной властью над паствой и ответствен за нее перед Господом? Об этом в интервью журналу «Православное образование» (осенний выпуск 2012 г.) рассказывает ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий . — Ваше Преосвященство, что такое Таинство священства, в чем его смысл и значение? — Говоря языком катехизиса, мы определяем священство как «Таинство, в котором через епископское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». По сути говоря, из этих слов явствуют три необходимых и достаточных элемента для совершения Таинства. Первое — наличие канонически легитимного епископа как свидетельство неразрывности епископской преемственности от апостолов. Второе — рукоположение должно совершаться над «правильно избранным» кандидатом. Это уже момент не только канонический, но еще и моральный. Поскольку каноническое право просто не может дать всех исчерпывающих критериев вышеупомянутой «правильности» кандидата, то избрание происходит во многом субъективно, что ставит епископат перед особой нравственной ответственностью за совершаемый выбор. К великому сожалению, практика того времени, когда ради укомплектованности приходов духовенством очень часто закрывались глаза на нравственный и образовательный ценз ставленников, еще долгое время будет давать о себе знать. Третий (особенно актуальный сейчас) элемент формулировки катехизиса — Святой Дух сообщает ставленнику благодать для претворения в жизнь двух совершенно конкретных целей: совершать таинства и пастырски окормлять членов общины. И если первая из этих целей весьма определенна и конкретна, то вторая вновь открывает нам просторы для субъективного восприятия и игры воображения.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527617...

Глава VII. Таинство Священства 1. История возникновения чинов посвящения Звание священства, по апостольскому учению, носят все христиане. Называя верующих во Христа «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел» (1 Петр, 2, 9), апостол Петр указывает тем самым на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля, из всего человечества. Каждый из них, рождаясь от воды и Духа, становится храмом Божиим. И в этом смысле все они получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ) и принося Ему духовные жертвы – молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любовью к Господу. Объединяясь во Христе как Источнике вечной жизни, христиане составляют единое целое – Святую Церковь , литургическая жизнь которой созидается благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в священнодействиях, молитвословиях, песнопении, благовестии слова Божия. Хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако служения эти различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. «Все ли Апостолы? Все. ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ), – спрашивает апостол Павел. Церковь , как и всякий живой организм, иерархически организована: не все составляющие ее члены равноценны с точки зрения литургической жизнедеятельности, одним принадлежит главенствующая роль, другим подчиненная. Одни являются пастырями, другие паствой. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие. По каноническим постановлениям Вселенской Церкви все христиане разделяются на духовенство и мирян, или иначе клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужителей и церковнослужителей, которые наделены равными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину, обязанности. Возведение в ту или иную степень духовного служения в Церкви совершается через литургическое посвящение, которое осуществляется либо посредством Таинства Священства, либо церковного священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Таинстве Священства 27.12.2017 1598 Время на чтение 6 минут Во всех языческих религиях всегда существовало жречество, иногда как выделенный институт, иногда жреческие функции исполняли старшие в роде. Жреческое служение всегда было связано с различными аспектами жертвоприношений и совершением определенных священнодействий. В чем же принципиальное отличие христианского понимания священства от того, которое мы находим в языческих религиях? Коренное различие заключается в понимании сути самой жертвы - что именуется жертвой. В языческих культах некая жертва приносится божеству или богам. Жертвой нередко служили обычные семена или часть добычи охотников, но известны нередкие случаи, когда в рамках языческих культов совершались человеческие жертвоприношения. Сущность этих жертвоприношений всегда носила чисто юридический характер - жертвы (разного плана) приносились с целью умилостивления божества, т. е. как откуп за грехи. Данная функция (принесения жертв) вменялась в обязанность жрецам (само слово «жрец» происходит от старославянского «жрьти» - приносить в жертву). Какое понимание священнического служения в христианстве? Само слово «священник» говорит об особом таинственном освящении и посвящении этого человека. На протяжении всей истории христианской Церкви поставление человека во священники было связано с особым чином, который содержит особые молитвы. В них епископ испрашивает сошествие на ставленника (кандидата на рукоположение) особого Дара, который являет онтологическое единство с тем Даром Духа Святого, который получили Святые Апостолы в День Пятидесятницы. Тот факт, что Таинство Священства совершается во время Евхаристического богослужения (Божественной Литургии) явственно свидетельствует - на какое служение ставится данный человек, что будет центром и смыслом всей его деятельности. Данное Таинство сопряжено не только с молитвой, но и с очень важным символическим действием - рукополагаемого трижды обводят вокруг Престола, что символизирует обручение, венчание, особый духовный брак поставляемого священнослужителя с Церковью, с той общиной, которой отныне он должен быть главой и служителем.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010