170 Да войдет принцип мой к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. 171 Изольют уста мои песнь, когда научишь меня оправданиям Твоим. 172 Возвестит язык мой слово Твоё, ибо все заповеди Твои – правда. 173 Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. 174 Возжелал я спасение Твоё, Господи, и закон Твой – поучение моё. 175 Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. 176 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Псалом 119 Песнь ступеней. 1 Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня. 2 Господи, избавь душу мою от уст неправедных и от языка льстивого. 3 Что дастся тебе или что прибавится тебе при языке льстивом? 4 Изощренные стрелы Сильного с пустынными углями. 5 Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна: поселился я в шатрах Кидарских. 6 Много скиталась душа моя: с ненавидящими мир я был в мире. 7 Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною. Псалом 120 Песнь ступеней. 1 Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя. 2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. 3 Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. 4 Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля. 5 Господь сохранит тебя, Господь – покров твой одесную тебя: 6 днем солнце не обожжет тебя и луна ночью. 7 Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. 8 Господь сохранит вход твой и выход твой, от ныне и до века. Псалом 121 Песнь ступеней. 1 Я возвеселился, когда сказали мне: “Пойдем в дом Господа!” 2 Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим. 3 Строящийся Иерусалим подобен городу, которого участки соединены вместе. 4 Ибо туда вошли колена, колена Господни, по свидетельству Израилю, прославлять имя Господне. 5 Ибо там поставлены престолы для суда, престолы в доме Давида. 6 Молите же о мире Иерусалиму, и обилие у любящих тебя! 7 Да будет мир в силе твоей и обилие в крепостных башнях твоих! 8 Ради братьев моих и ближних моих я говорил о тебе: “Мир!”

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Обычно от привычки происходит навык, а навык становится натурой, а изменить натуру почти невозможно. Однако, всё возможно Богу, даже природа не противится Богу. Сказано: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис. 1:18 ). Поэтому не надо отчаиваться – создавший нас Бог сильнее дурной привычки. Если ты приобрёл порочный навык или даже вошёл в самую глубину порока – не отчаивайся, но прибегни к покаянию и спасёшься. Поэтому Бог, говорящий через пророка, приводит в пример цвета багряный и пурпурный, которые, въевшись в ткань, не линяют, чтобы дать людям надежду на то, что и такой грех Он может обратить в противоположную добродетель. Велика сила покаяния, если убеляет нас как снег и волну, хоть предшествовавший грех долгое время очернял и изменял душу негодными делами. Ибо Господь как бы говорит кающимся: станьте как осуждённые, обнажив сердца ваши, и Я присужу печали вашей дерзновение, и будете увенчаны, как праведники. Потому что: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ). Также и мы взываем к Богу и говорим: мы творение Твоё, Господи, не погуби создание Твоё. И Господь грешника поникшего в покаянии и великом смирении, как спас мытаря, не смевшего поднять глаз к небу и взывавшего: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! ( Лк. 18:13 ), так спасает и его, преклонившего душу перед Богом, не за добродетель, не за совершение великих дел, но по Божиему человеколюбию, за осознание своих прегрешений, с великим смирением и сокрушением сердца исповедуемых. Но ты спасайся и добродетелями, взывая к Богу: спаси, Владыка Христе, да не обманет меня дьявол , удалив от правды, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу ( Пс. 27:1 ), здесь пророк имеет в виду ад и греховную тьму. Поэтому непрестанно умоляй Спасителя Христа, говоря: спаси, Владыка, раба Твоего, уповающего на Тебя и не отчаивающегося, и сподобь нетленных и вечных даров. Как написано: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ). То есть брань с собственным телом, должна стать бранью с разожжённым в нём сластолюбием, с сердечными страстями и с зарождающимися от разных причин губительными помыслами. Даже если разожжена похоть и нечистые пожелания сластолюбия, если плоть волнуется от возбуждения, искушает нас всякое дьявольское помышление – всё это мы победим верой, надеждой, терпением, бдением, молитвой, чтением, смиренномудрием и другими подвигами, а наипаче призыванием имени Иисуса Христа, человеколюбивого Бога и Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.). В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». «Тебе Самой оружие пройдет душу» Приняв из рук Пречистой Девы Младенца, старец Симеон обратился к ней со словами: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). Споры в народе — это преследования, которые были уготованы Спасителю. Открытие помышлений — Суд Божий. Что за оружие пронзит сердце Богородицы? Это было пророчеством о Распятии, которое ждало ее Сына. Ведь гвозди и копье, от которых принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце. Есть икона Богородицы — яркая иллюстрация этого пророчества. Она называется «Умягчение злых сердец». Иконописцы изображают Богоматерь стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Анна-пророчица

http://zavet.ru/a/rss_1360929011.html

Слава и ныне. Отпуск. Полунощница субботняя Обычное начало по Приидите, поклонимся… 50 псалом 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы Символ веры и Трисвятое по Отче наш… и тропари, гл. 2: Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас. Слава: Подражая на земле небесным силам, воспоем Тебе, Благой, победную песнь: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас. И ныне: С постели от сна Ты поднял меня, Господи, просвети мой ум и сердце и открой мои уста, чтобы воспевать Тебя, Святая Троица: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас. Господи, помилуй (40 раз). Во всякое время… Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Честнейшую Херувимов… Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, сжалься над нами и благослови нас, освети нас лицом Твоим и помилуй нас ( Пс. 66, 2 ). Владыка Боже Отец Вседержитель, Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе и Святой Дух, одно Божество и одна Сила, помилуй меня, грешного, и какими угодно Тебе путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Молитва св. Евстратия Превозношу Тебя, Господи, что призрел Ты на ничтожество мое и не оставил меня во власти врага, но спас от опасности душу мою. И ныне, Владыка, да защитит меня рука Твоя, да сойдет на меня благость Твоя, ибо смущается душа моя и страдает при выходе своем из этой несчастной и скверной моей плоти, чтобы лукавый совет противника не напал и не одолел ее во тьме за грехи, совершенные в течение жизни сознательно и несознательно. Будь милостив ко мне, Владыка, чтобы не увидела душа моя мрачного образа лукавых демонов, но чтобы приняли ее Твои светлые и пресветлые Ангелы. Даруй славу святому имени Твоему и силою Твоею воскреси меня на Твое Божественное судилище. Когда же буду судим, не предай меня в руки князя этого мира, ищущего ниспровергнуть меня грешного в глубину ада; помоги мне и будь моим Спасителем и Покровителем в телесных страданиях, которые доставляют веселие рабам Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся житейскими страстями мою душу и прими ее, очищенную покаянием и исповеданием, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Храни крепко упование на Господа, и Он сохранит тебя. Береги благодать от всего дурного в мыслях, словах и поступках, и благость Божия защитит тебя, где бы ты ни был. Богу нужны помощники, а не паникеры. Ключ ко спасению всегда находится в твоих руках. Этот ключ есть полное согласие во Христе ума и сердца. Когда ум обретает сердечное место, появляется прямая возможность стяжать полноту благодати. Смиренный ум и кроткое сердце - это врата твоего спасения. Они открываются всякому человеку в любом месте и в любых обстоятельствах, ибо через эти врата входят в жизнь вечную. Следующий всем сердцем заповедям святого Евангелия не умрет, но будет жить на земле, как соработник у Бога и друг Христов. Возвращение ума в сердце приводит к полному прекращению безнравственных мыслей, а спокойное молитвенное удержание в нем ума становится душевным и телесным здоровьем. Мысли рождаются в уме, а ум исходит из сознания, поэтому возвращение мыслей в сознание, или в сердце, где пребывает Христос, называется истинным сердечным просвещением. Сосредоточение внимания глубоко в сердце, без каких-либо отвлекающих мыслей, есть непосредственное стяжанию благодати. А сосредоточение чистого просвещенного сердца, оставившего все помышления, на Божественной благодати и соединение с ней есть совершенное спасение от грехов, болезней и смерти. Любая болезнь - это, в первую очередь, греховная устрашающая мысль о болезни, ослабляющая душу и тело. Погружение ума с молитвой глубоко в сердце, где нет никаких тревожных мыслей, представляет собой совершенное избавление в сокровенности сердечной от болезней и достижение полной победы с помощью Христовой благодати над всеми мыслями и всяким злом, терзающим человека. Это есть внутреннее Царство Небесное, в которое входят те, кто в неколебимой решимости отказался от своего эгоизма. Ибо там, в сокровенности сердца, пребывает блаженство нищеты духа, блаженство сладостного покаянного плача, блаженство кротости душевной, которая наследует землю, блаженство всепоглощающего алкания и жажды истины Божией, блаженство милосердия сердечного, блаженство святой чистоты внутренней сердечной обители, блаженство обуздания ума и достижения степени миротворцев и молитвенников Христовых, величайшее блаженство смиренного принятия гонения за праведность и за стремление к спасению во Христе и нескончаемое блаженство сердца, претерпевшего поношения, злострадание и злословие ради Возлюбленного Христа и получившего благодатную награду неотмирной любви Христовой и помощи Его, вводящих душу в нескончаемую и нерушимую жизнь вечную: «И победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, ...поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»(Откр.16:8).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=312...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Сретение Господне: праздник для всех Кого мы больше прославляем на Сретение — Богородицу или Христа? И только ли им посвящен этот праздник? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов. 15 февраля, 2013 Кого мы больше прославляем на Сретение — Богородицу или Христа? И только ли им посвящен этот праздник? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов. Сретение  — праздник Господский или Богородичный? Каждый год, в приближении к этому празднику, на клиросах не утихают споры. Да, праздник носит черты как Богородичного (практически все в богослужении говорит за это), так и Господского (входное на литургии, например). Но все-таки, кого мы больше прославляем в этот день — Владычицу или Господа? И только ли им посвящен этот праздник? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов. Протоиерей Андрей Ефанов Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть само событие, которое мы вспоминаем в этот праздник. Вот что повествует нам Евангелие: «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-praz...

Слово Божие ясно научает нас быть довольными своим состоянием. Еще с горы Синая прогремел голос Божий, говоривший: «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, – ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ). Коротко эту заповедь можно изложить так: «не завидуй ближнему, будь доволен своим состоянием». Св. евангелист Лука, повествуя о проповеди Иоанна Предтечи в Иорданской пустыне и о крещении им народа в струях Иорданских, говорит, что, когда к нему приходили воины и спрашивали: «что нам делать?» Предтеча отвечал им: «никого не обижайте и будьте довольны своим жалованьем» ( Лк.3:14 ). Св. отцы и учители церкви, как жизнью, так и писаниями своими учат нас быть довольными своим состоянием. Св. свящ. муч. Мефодий, еп. Патарский, в сочинении о свободе воли человека, научая людей довольству своим состоянием, говорит, между прочим: «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно: разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». Последуем, этому мудрому совету св. отца нашего Мефодия и будем довольны своим состоянием. Станем, по заповеди Спасителя, искать прежде всего царствия Божия и правды Его, а все остальное само собою приложится нам ( Мф.6:33 ). 7. Не ворожите и не гадайте Господь заповедал Моисею: Не ворожите и не гадайте ( Лев.19:26 ). Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них ( – 31 ст.). За ворожбы и гадания церковь назначает шестилетнее покаяние с отлучением от святого причащения. Значит грех не мал! А между тем, сколько найдется между нами лиц, повинных этому греху. Одних легкомыслие и шалость располагают прибегать к гаданиям, как к безвинному, по их мнению, средству позабавиться и убить время, которому не знают цены; других недовольство настоящим, нетерпение и недоверчивость к Промыслу заставляют вопрошать неведомое будущее, часто с боязнью и с сомнением, реже с твердою верою в возможность посредством гаданий и ворожбы выведать у судьбы то, что она так тщательно скрывает, т. е. что ожидает их в близком будущем: счастье или скорби, подвенечное ли платье или саван гробовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В новозаветные времена дело еще более осложняется. Здесь мы стоим перед основным моментом первосвященнического служения Господа нашего Иисуса Христа: произошло соединение в Нем Бога с человеком. Поэтому предстояние человеческой природы перед Божественной оказалось наиболее тесно соединено в одном Лице. Но это есть тайна, и тайна очень глубокая, как и та, что Господь приносит в жертву Себя. Выбирая из человеческого рода самое чистое, таинственным образом это самое чистое берет на себя все грехи мира и пригвождает их ко кресту. Это глубокая тайна, которую нам трудно передать словами. Итак, произошло Боговоплощение – Бог стал человеком для того, чтобы человек обожился, если говорить словами Григория Богослова . И это, может быть, самое существенное в первосвященническом служении, потому что речь идет о примирении Бога и человека. То, что было разрушено грехом, когда между человеком и Богом появилась преграда, надо было разрушить. Для этого и пришел Господь Иисус Христос. Итак, искупительная или умилостивительная жертва? Здесь и то и другое, все зависит от нашего слововыражения. Происходит искупление грехов мира, и людям возвращается милость Божия. В зависимости от этого мы и говорим умилостивительная жертва или искупительная. Ис. 53: 4–5 – “Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились”. Дан. 9:24 – “Семьдесят седмин определены для народа твоего и города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Кстати, как агнец всегда был жертвенным животным в Ветхом Завете, так Агнцем назван и Господь наш Иисус Христос. Иоанн Предтеча говорит: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” ( Ин.1:29 ). Мф. 20:28 – “Сын Человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих”. Здесь требует комментария только выражение “избавление за многих”. На греческом языке это звучит как “плата за всех” или “плата за многих”. Что же это означало? Этот термин означал цену выкупа первенцев. Все первенцы должны были быть посвящены Богу в определенный момент, но вместо этого можно было внести определенную плату. Эта же цена была ценою раба, которого отпускали на свободу, ценою военнопленного, которого можно было отпустить, и т.д. В силу этого перевод на русский язык: “избавление за многих”. То есть смерть Господа нашего Иисуса Христа была платой за смерть всех других людей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

преп. отцов Киево–Печерских, Псково–Печерских, Афонских, Синайских, Оптинских старцев), а также новомучеников (С. новомучеников и исповедников Российских, С. новомучеников, в Бутове пострадавших). Соборование – см. елеосвящение. Солея ( греч. σολα – возвышение) – пространство между иконостасом и средней частью храма, возвышающееся на одну или несколько ступеней от пола храма и огражденное невысокой решеткой. Часть С. напротив царских врат, выдающаяся полукружием в направлении середины храма, называется амвоном. На концах С. располагаются клиросы. Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский С.) или Богоявления (Крещенский С.). В С. установлен строгий пост, полагается ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Название С. происходит от слова сочиво – пища, которой питались в этот день верующие (размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; ныне – вареная пшеница с маковым молочком или конопляным маслом и медом). Сретение Господне ( слав. – встреча) – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым; установлен в память принесения Пресвятой Богородицей и Праведным Иосифом Обручником Иисуса Христа на 40-й день по Его рождении (поэтому С. Г. и празднуется 2 февраля ст. ст., т. е. на 40-й день после 25 декабря) в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца Богу как первенца и выкупить Его в соответствии с иудейским законом ( Исх. 13,15 ). В это же время по вдохновению свыше в храм пришел праведный Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа» ( Лк. 2, 26 ). Взяв Младенца Иисуса на руки, Симеон возблагодарил Господа и сказал; «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Пресвятой Богородице Симеон предрек: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 34–35 ; этими словами предуказан и крестный путь Девы Марии от Вифлеема до Голгофы).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010