В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние образцы иконографии М. встречаются в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на неск. миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 238 об.- 241). М. написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с прп. Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают прп. Сергия и получают его признание. В кон. XVII - нач. XVIII в. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела прп. Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, прп. Исаакий (см.: ПЭ. Т. 27. С. 21-22). Краткое описание облика М. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в., в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). Изредка образ М. помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево 1-м справа от центра в среднем ряду, напротив прп. Сергия Обнорского и перед прп. Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной иконе этого сюжета «Прп. Сергий с учениками в молении Св. Троице» (посл. четв. XVII в., СПГИАХМЗ; вклад в ТСЛ кнг. А. Шереметевой). Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)».

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Попытки разграничения авторства 2 мастеров встречаются также в работах Ю. А. Лебедевой (1962, 1968), В. Н. Лазарева (1966), Н. А. Дёминой (1972), В. А. Плугина (1974, 2001), В. Г. Брюсовой (1995) и нек-рых др. исследователей. Если Лазарев и Дёмина не считали свои выводы безусловными, то мн. решительные атрибуции Брюсовой представляются необоснованными. Сомнения вызывает и гипотеза Плугина о наличии у Д. мировоззрения, отличного от мировоззрения прп. Андрея ( Плугин. 1974. С. 54-57, 119-121), поскольку нек-рые различия в художественном темпераменте живописцев не дают оснований для выделения их особых «мировоззрений». Большинство специалистов, пишущих о прп. Андрее, либо намеренно игнорируют проблему, связанную с творчеством 2 мастеров, либо забывают, что основная часть произведений прп. Андрея является плодом его творческого союза с Д. Разделить их наследие не помогают ни технико-технологические исследования (проведенное в 1999-2000 предварительное обследование ряда икон из разных частей иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры не выявило различий в составе левкаса, красочных пигментов, санкиря, приемов письма и т. п.), ни стилистически-художественный и критический анализ. Лишь минимальные отличия в индивидуальном почерке и художественном темпераменте позволяют гипотетически наметить группу произведений Д. Цельность творческого наследия Д. и прп. Андрея такова, что совр. наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной. Жизнь и творчество Сведения о жизни и творчестве Д. содержатся в тех же источниках, что и о прп. Андрее, но их гораздо меньше. Наиболее важные свидетельства находятся под 1408 г. в Троицкой летописи, составленной не ранее нач. 20-х гг. XV в., и в Духовной грамоте 1507 г. прп. Иосифа Волоцкого (слово 10 «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Рустей земле сущих»). Ценные, но неск. противоречивые сведения содержатся в Пространной редакции Жития прп. Никона Радонежского , созданной Пахомием Логофетом (Сербом) в 1440-1443 (?) гг., и в его Краткой редакции того же Жития 1443-1445 гг. Сведения из этой редакции повторяются в гл. «О проявлении мощей святого» Жития прп. Сергия Радонежского в редакциях Д (50-е гг. XV в.) и Е (ок. 1525).

http://pravenc.ru/text/171187.html

Иконы письма А. Р. необыкновенно ценились. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», все они считались чудотворными. Среди знатоков и собирателей рублёвских икон был прп. Иосиф Волоцкий, из 4 икон, к-рые он принес с собой на Волок из Пафнутиева боровского мон-ря как вклад в буд. обитель, 3 были «Рублева письма Андреева» ( Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57). Впосл. неск. рублёвских икон волоцкий игумен получил в дар от сына иконописца Дионисия - Феодосия (Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212). Иконы «Рублева письма» упоминаются во вкладных книгах и описях Иосифо-Волоколамского мон-ря ( Казакова. С. 311). В 41-й гл. Стоглава (1551) сказано о том, что икона Св. Троицы, написанная А. Р., наряду с древними изображениями, созданными греч. и др. «преславущими» художниками, является образцом для иконописцев (С. 304). Уважение, к-рым при жизни был окружен А. Р., «муж превосходящий всех в мудрости», «иконописец преизрядный», вскоре после смерти переросло в почитание его как преподобного. В XVI в. появились изображения А. Р. в нимбе на миниатюрах: лицевое житие прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/111. 21. Л. 229об.- 230об., кон. XVI в.) и прп. Никона Радонежского (БАН. 34.3.4. Л. 269об.- 270, XVII в.). «Сказание о святых иконописцах» сообщает об А. Р. и Данииле как о преподобных иконописцах. В числе святых иноков Андроникова мон-ря А. Р. и Даниил названы в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преподобнии иконописцы, иж церковь святыя Троицы подписаша, а потом в Андроневе монастыре церковь подписаша и, произвидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им инок Данило, инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 332об.- 333). А. Р. также упомянут в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). А. И. Успенский отмечал: «В памятниках древней письменности, а также на иконах... Андрей и его спостник называются святыми преподобными» (Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым/Текст А. И. Успенского. М., 1902. С. 22). Архим. Никодим (Кононов) в списке «святых русских Москвы и Владимира» указывал, без ссылки на источник сведений, день памяти А. Р.- 4 июля ( Никодим . С. 59).

http://pravenc.ru/text/115312.html

живописи и миниатюре, с 1925 - зав. отделом «Эмали, скани, чернь, финифть, резьба по дереву, металлу и кости», с 1926 - хранителем древнерус. живописи, с 1927 был членом правления музея). Вместе со свящ. П. А. Флоренским О. произвел инвентаризацию ризницы Троице-Сергиевой лавры с полным научным описанием предметов. Выступил инициатором издания и автором первых каталогов собрания икон, рукописей, предметов декоративно-прикладного искусства (некоторые тексты О., напр. описание икон из иконостаса Троицкого собора, до сих пор считаются непревзойденными по научной полноте, см.: Вздорнов. 2006. С. 189). Вел наблюдения за реставрацией архитектуры, росписей, икон (в т. ч. в кон. 1918 - нач. 1919 составил протокол о раскрытии иконы «Св. Троица» письма прп. Андрея Рублёва). Организатор выставок (напр.: 1924. Искусство XIV и XV вв.). В 1920 г., опасаясь поругания мощей прп. Сергия Радонежского, вместе с архим. прмч. Кронидом (Любимовым), со свящ. Павлом Флоренским и с др. единомышленниками тайно изъял из раки и спрятал у себя дома честную главу преподобного (возвращена в 1946; Андроник (Трубачёв), игум. Судьба главы прп. Сергия//ЖМП. 2001. 4. С. 36-37). В янв.-марте 1925 г. находился в Бутырской тюрьме под арестом по обвинению в антисоветской деятельности. В мае 1928 г. в связи с угрозой повторного ареста был вынужден вместе с семьей уехать из Сергиева и жить в дальних поселках Подмосковья. В 1928 г. по приглашению И. Э. Грабаря стал сотрудником Центральных реставрационных мастерских в Москве (в 1931-1934 - зав. секцией реставрации памятников древнерусской живописи). Участвовал в подготовке 1-й зарубежной выставки шедевров древнерус. искусства (1929-1932). После ликвидации реставрационных мастерских в 1934-1938 гг. был зав. секцией реставрации древнерус. живописи в ГТГ. Провел огромную работу по раскрытию, изучению и спасению памятников иконописи и храмовой росписи. Участвовал в многочисленных полевых экспедициях, посетив ок. 30 городов и мон-рей, исследовал состояние сохранности и осуществил расчистку настенных росписей в храмах Новгорода (напр., росписи нач.

http://pravenc.ru/text/2578353.html

Во время наполеоновского нашествия 3—4 сентября 1812 г. захватчики разграбили храм, а 5 сентября он уже был объят пожаром и сгорел. Часть утвари удалось зарыть в землю и спасти. Свой окончательный вид основной объем храма получил после реконструкции 1834—38 гг., проведенной архитектором Ф.М. Шестаковым, по проекту которого, в частности, возведено существующее поныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г. Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами известного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно отметить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции). Современная трехъярусная колокольня была построена в 1864 г. взамен прежней шатровой. В 1876 г. была выполнена роспись стен московским изографом А.С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX в. В 1900 г. интерьеры храма были отделаны архитектором И.Т. Барютиным. По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII в., храм прп. Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых, в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к Православной Церкви и поэтому следи­ли за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами, были богато украшены. После закрытия в 1938 г. храм стоял, постепенно ветшая. По некоторым сведениям, в центральной части храма был даже устроен душ. На куполах и крышах храма росли маленькие деревца, а все здание было в глубоких трещинах. Вскоре купола храма были ободраны, кресты сбиты. В храме некоторое время размещался охраняемый секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. История местности, окружающей храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым монастырем и именами прп. Сергия Радонежского и прп. Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митр. Алексия, везшего с собой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажирам, утих 16 августа, в праздник Образа Спаса Нерукотворного.

http://sobory.ru/article/?object=02321

Звон собора составляет 11 колоколов. На колоколах отлиты следующие изображения и надписи: На 1-м колоколе - образы Спасителя и св. Александра Невского. Надпись: " И ины овцы имам, яже не суть от двора сего и тыя ми подобает привести и глас мой услышать, и будет едино стадо и един пастырь. Иоан. 10, 16 " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, начатаго постройкою в 1894 году с соизволения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III по почину и усердием Эстляндскаго Губернатора Князя Сергия Владимировича Шаховскаго и достроеннаго в царствование ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II стараниями Эстляндскаго Губернатора Евстафия Николаевича Скалона и членов председательствуемаго им комитета " . На 2-м колоколе - образы Благовещения Пресвятыя Богородицы и свт. Николая Чудотворца. Надпись: " Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу " . " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора, закладка коего совершена Архиепископ. Рижск. и Митавск. Арсением. Колокол отлит при управлении епархиею Епископом Агафангелом " . На 3-м колоколе - образы прп. Сергия Радонежскаго и Вознесенья Господня. Надпись: " Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем " . Пс. 23, 3 - 4. " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора. " На 4-м колоколе - образ св. князя Владимира. На всех остальных колоколах одинаковая надпись: " Колокол Ревельскаго Александро-Невскаго Собора " . Источник : Все три иконостаса и четыре киота изготовлены по рисункам самого М.Т.Преображенского; работу выполнил мастер С.Абросимов, золотивший купола. Главный придел собора освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского, правый придел - во имя прп. Сергия Радонежского, а левый - во имя св. равноапостольного князя Владимира. Иконы для иконостаса и четырех киотов были написаны на цинковых и медных досках в санкт-петербургской мастерской академика А.Н.Новоскольцева. Иконы следующие: В иконостасе главного придела в нижнем ярусе - иконы Спасителя, Богоматери, Архангела Михаила, Архангела Гавриила, Александра Невского и Гавриила Псковскаго. Пред правым клиросом - иконы Исидора Юрьевскаго и Сергия Радонежскаго. Пред левым клиросом - иконы св. княгини Ольги и св. князя Владимира. Над царскими вратами - Тайная вечеря. В верхнем ярусе - Спаситель на престоле, 6 икон 12-ти апостолов.

http://sobory.ru/article/?object=00141

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года. Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери – Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837–1858), свт. Мелетия (1896–1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733–1750), архиепископа Антония (1621–1637), епископа Гурия Лужецкого (1554–1562), епископа Михаила (1548–1551), митрополита Стефана Яворского (1700–1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.   Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района. Важные события из жизни обители Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря. http://www.ryazeparh.ru/ Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Она была знакома с Марией Николаевной (Соколовой), в монашестве Иулианией, ( †16.02.1981 – А.Н .) духовной дочерью отца Алексия и отца Сергия Мечёвых, ныне прославленных в лике святых. Ирина Васильевна трудилась вместе с М.Н.Соколовой в Лавре преподобного Сергия, затем в Рублёвском музее. С группой художников в Николо-Кузнецком храме ею были расписаны алтари в главном храме и в приделе прп. Сергия Радонежского. Она написала иконы «Сошествие во ад», прп. Андрея Рублёва (к прославлению), списка с иконы Божией Матери «Утоли моя печали», много именинных икон. Здесь, при работе на лесах, Ирина Васильевна упала, сильно расшиблась и сломала ногу. В храме все переживали эту скорбь и молились за неё. Сохранились два письма отца Всеволода к Ирине Васильевне того времени. Вот эти  письма. «Москва. 21 июня 1980 год. Дорогая  Ириночка! Начну с главного: как относиться к случившейся беде. Никто  никогда тебя не выгонял и нельзя говорить, что до сих пор терпели тебя, как и меня. Мы что-то делали, каждый на своём месте, по воле Божией, и как умели. Вспоминай почаще многострадального Иова, как и его друзей, старавшихся ему объяснить, откуда его несчастья. Вспоминай, что все объяснения оказались неверными. И только то, как он сам принял всё ему ниспосланное, Бог нашёл верным, как была верной его вера в Бога. А мы с тобой как раз такой верой верим, во всяком случае, стараемся верить. Вот тебе ответ на самое главное». Второе письмо от 26 августа 1981 года, написанное накануне сложной операции: «Молюсь усердно всё время, непрестанно, наша радость, наше солнышко. На Успение хочу служить. Ты будешь вместе с нами, со всеми. Мы, все Кузнецы, будем с тобой. Завтра, в канун Успения , с девяти часов утра будем на коленях умолять Божию Матерь и Господа Иисуса Христа облегчить твои страдания. Уверен в помощи тебе Неба, наша милая, наша дорогая Ириночка!» После лечения, несмотря на боли, Ирина Васильевна продолжала ходить на службы в храм, часто причащалась Святых Христовых Тайн, исповедовалась, не унывала. У неё можно было поучиться силе духа и смирению, она никогда не роптала.

http://pravmir.ru/predannaya-bogu-i-rest...

Архит. комплекс Г. с., сложившийся к кон. XIX в., разделялся на 3 части: центр., вост. и зап. В центре располагалась Успенская ц. с пристроенной к ней деревянной колокольней (1850), игуменским корпусом и 2-этажными покоями митр. Филарета. На колокольне находились часы с надписью: «Кто тя может убежати, смертный час?» Широкая аллея объединяла храм с 2-этажной трапезной церковью. Верхний престол ее освятил 27 сент. 1853 г. свт. Филарет во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских, нижний - 27 сент. 1860 г. во имя свт. Филарета Милостивого. Вост. часть скита занимало братское кладбище с каменной ц. Воскресения словущего, освященной 27 сент. 1853 г. прп. Антонием (Медведевым). Железный иконостас храма был выполнен в виде пальмовых деревьев, знаменующих победу Христа. В зап. части скита помещались хозяйственные постройки. С 3 сторон Г. с. окружала деревянная ограда с кирпичными столбами, с сев. стороны - пруд. Деревянный мостик соединял берега пруда и позволял перейти из скита в его Пещерное отд-ние. Над юж. линией скитской ограды, обращенной к дороге в город и Вифанский монастырь , возвышалась высокая каменная арка св. врат с колокольней за ними (1871-1873). В 1898 г. вместо деревянной построили каменную ограду с башнями и св. вратами. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. Собор в честь Черниговской иконы Божией Матери. Интерьер. Фотография. 2005 г. В Успенском храме хранились привезенные А. Н. Муравьёвым частицы Креста Господня, камня от гробницы Богородицы в Гефсиманской пещере, список с Иорданской иконы Божией Матери и др. святыни из Св. земли. На юж. стене находилась икона прп. Сергия Радонежского, в к-рую был вложен деревянный крест с частицами мощей мн. святых, а также икона свт. Афанасия III Пателлария с частицей мощей. На аналое находилась греч. икона Успения Богородицы - дар наместника Иерусалимского патриарха Кирилла II, митр. Петра (Мелетия). Убранство украшали также иконы, принесенные из ризницы Успенского собора Московского Кремля, и 6 икон из перламутра.

http://pravenc.ru/text/164929.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010