Следующий ярус иконостаса – праздничный. Он представляет собой ряд изображений тех событий Нового Завета, которые особо торжественно празднуются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, этапы «нарастания» Откровения. Это начало «имеющего у нас место служения», т. е. исполнение того, что предображено и предвозвещено в верхних рядах Праздники эти выражают собой совокупность учения Церкви; это «перлы божественных догматов», как называет их св. патриарх Герман. Обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных, так называемых двунадесятых, праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места (как, например, в воспроизведенном здесь иконостасе) к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия. На нашем иконостасе расположение икон праздничного ряда не соответствует церковному кругу. Оно следующее (слева направо): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Жены Мироносицы у Гроба, Распятие, Сошествие во ад, Воскрешение Лазаря, Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Воздвижение Креста, Успение, Троица. Содержание и значение икон этих праздников разобрано отдельно (см. с. 219–322). Следующий ряд иконостаса называется чином. Это развернутый Деисис, трехчастная икона древней алтарной преграды. Слово «деисис» (δησις) означает «моление», в данном случае молитвенное предстояние Божией Матери и Иоанна Предтечи Спасителю. Божия Матерь всегда справа от Него согласно словам 44-го псалма: Предста Царица одесную Тебе ( Пс.44:10 ). Слово «чин» означает строй, порядок. Чин образовался присоединением к молитвенному предстоянию Божией Матери и Предтечи представителей различных ликов небесной и земной святости: ангелов, апостолов, святителей и др. 141 . Порядок их расположения на воспроизведенном иконостасе следующий: со стороны Божией Матери – Архангел Михаил, Апостол Петр, свт. Василий Великий , свт. Иоанн Златоуст , прп. Зосима, вмч. Георгий; со стороны Предтечи – Архангел Гавриил, Апостол Павел, свт. Григорий Богослов , свт. Николай, прп. Савватий, вмч. Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Плотски изобразитеся по нам, иже прежде бесплотный, не отвергнися зрака, даруя нам божественное изображение». В словах тропаря говорится о том, что изображение дается на спасение душам нашим. Смысл этих слов заключается в том, что изображение Спасителева образа на убрусе, а вслед ему всякое священное изображение, имеет двойственный смысл, является образом и путем спасения и дается нам на спасение. Подобно тому, как вочеловечение Свое Спаситель совершил нас ради человек и нашего ради спасения. В чем же спасительный смысл святого изображения, в чем заключался спасительный смысл напечатления Спасителем Своего Лика на убрусе? В том, что в образе Христовом божественное неразрывно и непреложно сопряжено с человеческим. Итак, икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию. В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна. Основной смысл почитания икон Собор полагает не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок или мозаичных плиток, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа Невидимому Первообразу Богу. Такое исповедание почитания икон Седьмым Вселенским Собором ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее – быть светлыми вратами неизреченных тайн, путем божественного восхождения. Седьмой Вселенский Собор и отцы Церкви, творения которых имели особое значение на Соборе, в особенности, быть может, св. Иоанн Дамаскин , подчеркивают именно такой смысл почитания икон. В основном, для отцов Собора икона Христа и икона Божией Матери, в особенности, когда Она изображена с Младенцем, является свидетельством истинности вочеловечения Христова. Есть и другой смысл такой неразлучности икон Христа и Матери Божией. Как указывает Л. Успенский , икона Христа есть образ вочеловечившегося Бога, икона же Божией Матери есть совершенный образ обоженного человека, на чем покоится наше спасение. Слово стало плоть, дабы сделать человека сопричастным Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

Благодать Божия осеняет и наше отечество. Целый сонм святых угодников свидетельствует о сем в нашей русской земле, и нетленные мощи их во множестве источают исцеления. Прочитайте, какое угодно житие святого угодника русского и вы увидите и узнаете, какое море милостей оказывает Господь ко благу и спасению сынов России. О почитании святых икон Святая церковь для живейшего воспоминания подвигов Христа Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих, и возбуждения к подражанию их деяниям и подвигам, употребляет и почитает святые иконы, или изображения святых. Почитание святых икон было в употреблении в самой глубокой древности. Сам Господь наш Иисус Христос положил основание употреблению икон, изобразив свой пречистый образ на убрусе (плате) для Авгаря, Эдесского владельца 85 . Святый евангелист Лука был живописец и, еще при жизни Божией Матери, принес к Ней написанные им иконы Ее и спрашивал угодно ли это Ей? Пресвятая богородица изрекла «благодать рождшегося из Меня и моя да будет с сими иконами. 86 » Святый Панкратий, поставленный апостолами Петром и Павлом во епископа Тавроменитского, во время нашествия на его град врагов, противопоставил им духовное оружие: с клиром своим он вышел против них с честным крестом Христовым, с иконами Христа Спасителя и Божией Матери. Страх напал на неверных, и тьма покрыла их; в смятении они стали убивать друг друга, и град остался непобежденным 87 . В житии первомученицы Феклы также упоминается об изображении сей первомученицы, от коего получил исцеление один волхв. Издревле также святые иконы служили руководством к религиозному воспитанию юношества. Родители святого Димитрия Солунского имели в дому своем две иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями – икону Спасителя и Божией Матери. Когда стал проявляться смысл в святом Димитрие, родители вводили его в молитвенную комнату, ставили его пред иконами Спасителя и говорили: это есть изображение единого истинного Бога, который сотворил небо и землю; а это, указывая на икону Божией Матери, есть изображение пресвятой девы Марии, Богородицы, Матери Его 88 . В ложнице святого Иоанна Златоуста , где он писал свои толкования на Св. Писание, находилась икона святого апостола Павла 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

К благоговейному чествованию св. икон побуждают христиан и чудеса, совершаемые Самим Богом через св. иконы. Если бы почитание св. икон было противно воле Божией, то, конечно, Господь не стал бы совершать через них знамения и чудеса. Некоторые иконы Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, святителя Николая и других угодников Божиих, по обилию совершающихся от них чудес, издревле известны под именем чудотворных. Наконец, естественность и благотворность употребления и почитания икон ясна из следующих простых соображений. Если по естественному влечению сердца человеку свойственно желание иметь у себя изображения любимых и уважаемых лиц за невозможностью видеть их лично, то не естественно ли поэтому иметь христианам у себя изображения Господа, Его Матери, ангелов и святых людей и воздавать им надлежащее чествование, возвышаясь мыслью от изображения к первообразу? При том же иконы напоминают нам о бесчисленных благодеяниях к нам Господа и святых Его, о тех высоких подвигах, которым нам нужно подражать. Отсюда, почитание икон может возбуждать и воспитывать в нас чувства веры, надежды и любви. Иконы в этом отношении справедливо древние учители уподобляли книгам, общедоступным и удобопонятным для всех, написанных вместо букв лицами и вещами. II. Иконопочитание имело противников как в древние времена, так имеет их и ныне. В VIII веке греческими императорами иконоборцами было даже воздвигнуто жестокое гонение на чтителей св. икон. Co времени восстановления иконопочитания при императрице Феодоре и до появления реформации XVI в. против иконопочитания восставали лишь отпавшие от церкви сектанты (петробрусиане, кафары, павликиане, богомилы и виклефиты). Но в протестантстве отрицание почитания икон и доселе составляет отличительную его особенность от других христианских исповеданий. Употребление священных изображений в храмах и в частных домах для украшения их, для напоминания о событиях священной и церковной истории, по мнению протестантов, может быть допускаемо и может быть полезным, но не должно быть религиозного почитания икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

На запрестольной иконе «Спас Вседержитель - Богоматерь Корсунская Одигитрия» иконография образа Богородицы близка к иконографии Корсунской (Эфесской, Торопецкой, Полоцкой) иконы Божией Матери «Одигитрия». Указанное сходство, одинаковое определение «Корсунская» вызывали в литературе отождествление этих икон, поэтому исследователи XIX в. допускали, что полоцкая святыня во времена политических смут была перенесена в Киев, оттуда во Владимир и, наконец, с именем «Корсунская» оказалась в алтаре Успенского собора Московского Кремля ( Турчинович О. В. Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен. СПб., 1857. C. 265. Примеч. 90). Со временем число Богородичных икон, происхождение к-рых прямо связывалось с Корсунью, множилось: «корсунские» образы появляются в Новгороде, Полоцке, Суздале, Н. Новгороде, Пскове, Москве. Обычно «история происхождения» таких памятников включает подробный рассказ о перенесении иконы из Корсуни на Русь кн. равноап. Владимиром, получившим ее в знак благословения при крещении, т. е. они ставились в прямую связь с таиной Богоявления и принятием Русью христ. веры. Роль «путеводительницы к новой жизни», наставницы «верных на путь спасительный» скорее всего и определила иконографию икон, к к-рым прилагали название «Корсунская»,- это были прежде всего иконы «Одигитрия». К. и. Эфесская К. и. Эфесская (Торопецкая, Полоцкая, Царьградская) (подробно с библиографией см. в ст. Эфесская икона Божией Матери ) с XVII в. находилась в Корсунском соборе г. Торопца Псковской губ., с 1921 г.- в Торопецком краеведческом музее, с 1936 г.- в ГРМ; в 2009 г. передана в храм св. Александра Невского в пос. Княжье Озеро Истринского р-на Московской обл. Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Эфесская, Торопецкая). 1-я пол. XIV в. (ГРМ; ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Княжье озеро, Московская обл.) Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Эфесская, Торопецкая). 1-я пол. XIV в. (ГРМ; ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Княжье озеро, Московская обл.) Несмотря на сложную судьбу образа, к-рая отражена во множестве названий, возникших в разные периоды почитания в местах пребывания святыни, поздние месяцесловы размещают празднование ей под 9 окт., в день К. и. Предание связывает появление этой иконы на Руси с прп. Евфросинией Полоцкой (ок. 1101/02 - после 1167), основавшей в Полоцке Богородичный мужской монастырь с каменным храмом (ок. 1155) и пожелавшей украсить его одной из 3 знаменитых икон Пресв. Богородицы, письма евангелиста Луки. Согласно Житию святой ( Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 147-148), выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в К-поль и отправлена в Полоцк.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Вскоре от священника было получено письмо с указанием, как проехать в село, копия была препровождена А.М. Васнецову, который изъявил согласие произвести осмотр иконостаса. Однако впоследствии А.М. Васнецов не смог заняться этим вопросом, и осмотр иконостаса провел 8 сентября 1906 года С.Д. Милорадович, оставивший после осмотра такие сведения: «Храм деревянный, внутри оштукатурен, построен в 1600 году; иконостас уже заменён новым, работы местных кустарей. Из икон остались: местная икона Смоленской Божией Матери тонкого письма, в серебряной ризе XVII в. И жемчужный убрус; старые царские врата прописаны масляной краской; две старых рамы: одна с деревянной иконой Спасителя, другая – с житием Божией Матери, в средину коего была вложена Смоленская икона Божией Матери; северная и южная двери с хорошо сохранившейся иконописью; иконы 2-го и 3-го яруса целы, пройдены масляной краской, вероятно в 1886 году; за левым клиросом икона Божией Матери 16х22 вершка в шитом шелками убрусе». Видимо, доглое ожидание представителя комиссии побудило священника церкви на установку нового иконостаса. Часть же икон было отправлено на реставрацию в Моску, о чем свидетельствует письмо из Московского археологического общества: «Запросить священника села Дупли… о причине неприсылки своевременно Обществу накладной и просить возместить расход за хранение присланных икон на станции железной дороги». Старый иконостас уцелел и его судьбу можно проследить в документах за 1915 год. 23 декабря 1915 года и 16 мая 1916 года в духовную консисторию было доложено, с просьбой уведомить, не встречается ли препятствий к продаже гофмейстеру П.Д. Ахлестышеву, для вновь построенной им в своем имении Федино, старых икон и царских врат, оставшихся после переделки в Одигитриевской церкви села Дупли и совершенно не нужных. По выражению священника о.Николая Преображенского, иконостас «в случае требования начальства может быть продан». Начальство разрешило перенос иконостаса под наблюдением известнейшего архитектора В.В. Суслова, руководившего постройкой церкви в имении Федино. Ныне церковь в Федино находится в плачевном состоянии, от иконостаса из Дуплей не осталось и следа.

http://sobory.ru/article/?object=38179

В том же 1879 году, во время хождения с чудотворною Грузинскою иконою Богоматери по некоторым селениям Спасского уезда, в селении Новомордовом, одна раскольница пыталась было несколько раз возложить на св. чудотворную икону Грузинскую украшения (ленты), но в каждый раз была какою-то невидимою силою удерживаема, о чём она тут же и объявила всем, сознавая, что Царица Небесная не допускает её – раскольницу исполнить своё желание. Жители села Новомордова, будучи свидетелями такого чудесного вразумления заблудших, положили обещание ежегодно принимать к себе чудотворную Грузинскую икону Божией Матери из Раифской обители. Чудотворная сила св. икон (Владимирской и Грузинской) Божией Матери, выразившаяся в чудесной помощи исцелений, в различное время и в разных местах явленных, утверждала веру православную, возбуждала надежду и любовь на милосердие Божие. Здесь изложены лишь те из чудес, о которых было заявлено в обители Красногорской и Раифской пустыни, которые тогда же и были записаны. Но все ли исцеленные возвестили славу Божию, поведали чудные дела Божией Матери им явленные, и все ли они занесены в летопись? Однажды Христос Спаситель во время земной жизни Своей исцелил десять прокажённых, но только один из них иноплеменник возвратился дать славу Богу. Славу св. икон Божией Матери обители Красногорской возвещают и немногие из приведённых чудес, в которых осязательно проявилось действие всемогущества и благости Божией. Также промыслительная Божественная сила действует и ныне чрез посредство чудотворных икон Владимирской (списка) и Грузинской Божией Матери. Это исповедует и св. церковь в песнопениях: «Радуйся святая горо красная, небеси подобная, слава бо Божия на тебе возсия: взыграйте горы и холми веселием, яко на сей святей горе прославися икона Божией Матери, честнаго Ея умиления. Ликуйте человецы и веселитеся, яко нам даровася богатство неотъемлемое исцелений сокровище: гласы яко трубы возшумите, прославляюще Ея чудеса преславная! И ты Чистая радуйся, яко с тобою Господь» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В сказаниях о них повествуется о том, как Богоматерь являлась монахам и называла Себя Хранительницей (Иверская), Домостроительницей (“Экономисса”), Скоропослушницей, Покровом и Защитой (“Скоропослушница”). Особенно тесна связь икон “Игумении…” и “Троеручицы”: некогда Пресвятая Дева объявила затворнику Хилендарского монастыря, что Сама желает быть Игуменией обители, и в знак этого древняя икона “Троеручица” чудесно перенеслась на игуменское место. Доселе Хилендарем, национальной святыней сербов, управляет “наместник”, а Игуменией почитается Сама Матерь Божия в лице иконы “Троеручицы”. Новые храмовые иконы — “Игумения…”, “Троеручица”, “Знамение”, “Умиление” (Серафимо-Дивеевская), святых Николая Чудотворца, Блаженной Ксении, Анны Пророчицы, Симеона Богоприимца, Целителя Пантелеимона и Спасителя — были размещены на столпах и стенах церкви. Написаны они в один размер (1 х 1,5 м) масляными красками на оргалите, покрыты лаком и зашиты наглухо в киоты под стекло, причем между поверхностью икон и стеклом около 10 см. С точки зрения иконописного мастерства они не могут служить образцами. Но именно они являют уже несколько лет необыкновенное чудо: с 1993 года на стеклах икон наблюдается, как можно прочитать в церковных записях, появление “благовонного масла”, “росы”, капель и струй разной формы и величины. Каждый подобный случай находит отражение в соответствующем акте, причем в него заносится время и сопутствующие подробности. Такой документ имеет подписи очевидцев (иногда их более десяти) и настоятеля. Отношение прихожан и служителей к чуду можно определить как тихое, благоговейное почитание. Что означают подобные явления? Когда об этом спросили Владыку Иоанна, он ответил: “К скорби, к скорби…”. И блаженная Любушка, и старец Симон отзывались об этом так: “Много нагрешили, навлекли гнев Божий”… Как вспоминают, самое первое мироточение в храме было замечено вечером после службы в канун Прощеного воскресенья, 27 февраля 1993 года. Масляные капли выступили на бумажных репродукциях икон Божией Матери “Скоропослушница” и Спасителя на амвоне. Но первая документальная запись относится к 11 апреля — Вербному воскресенью. В этот день одна за другой замироточили три Богородичных иконы: “Игумения Святой Горы Афонской”, “Троеручица” и “Знамение”. Вот как представлено это в актах. г. Санкт-Петербург. 11 апреля 1993 г. Акт Мы, нижеподписавшиеся, настоящим актом свидетельствуем в том, что в 8.00 на иконе Божией Матери “Игумения Горы Афонской” видели овальное жирное пятно диаметром 3 х 2 см, каплю средней величины и четыре маленькие капли вокруг. (Подписи, печать) (Дата и подписи те же.) “…В 8.00 на иконе Божией Матери “Троеручица” была видна большая капля, большое, как бы запотевшее пятно диаметром 3 см. След от подтека приблизительно 12 см”.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Содержание I. В борьбе с иудеями II. В борьбе с иконоборством III. Прославление икон знамениями и чудесами     Почитание святых икон было в употреблении в самой глубокой древности. Сам Господь наш Иисус Христос положил основание употреблению икон, изобразив свой пречистый образ на убрусе (плате) для Авгаря, Эдесского владельца. 1 Святой евангелист Лука был живописец, и ещё при жизни Божией Матери принёс к Ней написанные им иконы Её и спрашивал – угодно ли это Ей? Пресвятая Богородица изрекла: «Благодать рождшагося из Мене и Моя да будет с сими иконами». 2 Святой Панкратий, поставленный Апостолами Петром и Павлом во епископа Тавроментского, во время нашествия на его град врагов противопоставил им духовное оружие, с клиром своим он вышел против них с честным крестом Христовым, с иконами – Христа Спасителя и Божией Матери. Страх напал на неверных, и тьма покрыла их: в смятении они стали убивать друг друга, и град остался непобеждённым. 3 В житии первомученицы Фёклы также упоминается об изображении сей первомученицы, от коего получил исцеление один волхв. Издревле также святые иконы служили руководством к религиозному воспитанию юношества. Родители святого Димитрия Солунского имели в дому своём две иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями – икону Спасителя и Божией Матери. Когда стал проявляться смысл в святом Димитрие, – родители вводили его в молитвенную комнату, ставили его пред иконами Спасителя и говорили: это есть изображение единого истинного Бога, который сотворил небо и землю; а это, указывая на икону Божией Матери, есть изображение Пресвятой Девы Марии, Богородицы, Матери Его. 4 В ложнице святого Иоанна Златоуста , где он писал свои толкования на священное писание, находилась икона святого Апостола Павла. 5 Но догматическое учение о почитании икон раскрыто главным образом святыми Отцами VII, VIII и IX века. В это время срацины огнём и мечом распространяли свои владения, налагали дань на побеждённых, от которой освобождали только под условием принятия ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010