Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Какие иконы иметь дома? Обязательно – икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», необходимы для православного христианина. Из иконографии Спасителя для домашней молитвы обычно выбирается поясное изображение Господа Вседержителя, а из Богородичной иконографиииконы типа «Умиление» или «Одигитрия». Конечно, если памятной датой для семьи являются дни чествования каких-либо икон, например, Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то целесообразно иметь в доме именно эти иконы, так же, как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Тем, у кого есть возможность иметь в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского Православия укрепилось и особое почитание святителя Николая, иконы которого имеются почти в каждом православном доме. Среди изображений пророков можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных апостолов Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников. Выбор икон для дома всегда индивидуален и зависит от многих условий, как внешних, так и внутренних. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему или любому другому священнослужителю стоит обратиться за консультацией. Теперь по поводу репродукций икон и цветных фотографий с них. Иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

Вскоре от священника было получено письмо с указанием, как проехать в село, копия была препровождена А.М. Васнецову, который изъявил согласие произвести осмотр иконостаса. Однако впоследствии А.М. Васнецов не смог заняться этим вопросом, и осмотр иконостаса провел 8 сентября 1906 года С.Д. Милорадович, оставивший после осмотра такие сведения: «Храм деревянный, внутри оштукатурен, построен в 1600 году; иконостас уже заменён новым, работы местных кустарей. Из икон остались: местная икона Смоленской Божией Матери тонкого письма, в серебряной ризе XVII в. И жемчужный убрус; старые царские врата прописаны масляной краской; две старых рамы: одна с деревянной иконой Спасителя, другая – с житием Божией Матери, в средину коего была вложена Смоленская икона Божией Матери; северная и южная двери с хорошо сохранившейся иконописью; иконы 2-го и 3-го яруса целы, пройдены масляной краской, вероятно в 1886 году; за левым клиросом икона Божией Матери 16х22 вершка в шитом шелками убрусе». Видимо, доглое ожидание представителя комиссии побудило священника церкви на установку нового иконостаса. Часть же икон было отправлено на реставрацию в Моску, о чем свидетельствует письмо из Московского археологического общества: «Запросить священника села Дупли… о причине неприсылки своевременно Обществу накладной и просить возместить расход за хранение присланных икон на станции железной дороги». Старый иконостас уцелел и его судьбу можно проследить в документах за 1915 год. 23 декабря 1915 года и 16 мая 1916 года в духовную консисторию было доложено, с просьбой уведомить, не встречается ли препятствий к продаже гофмейстеру П.Д. Ахлестышеву, для вновь построенной им в своем имении Федино, старых икон и царских врат, оставшихся после переделки в Одигитриевской церкви села Дупли и совершенно не нужных. По выражению священника о.Николая Преображенского, иконостас «в случае требования начальства может быть продан». Начальство разрешило перенос иконостаса под наблюдением известнейшего архитектора В.В. Суслова, руководившего постройкой церкви в имении Федино. Ныне церковь в Федино находится в плачевном состоянии, от иконостаса из Дуплей не осталось и следа.

http://sobory.ru/article/?object=38179

Описываемая церковь заключает под своею кровлею собственно три храма: главный во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы; придельные: на северной стороне – св. мучеников Флора и Лавра, на южной – свю великомученицы Екатерины. Первые два существуют издревле; последний устроен двадцать лет тому назад. Антиминс в приделе Флора и Лавра освящен в 1778 году преосвящ. Феодосием епископом коломенским и каширским; прочие антиминсы – в недавнее время преосвящ. Дмитрием. Утварью церковь бедна; но иконостас главного храма, в вышину 12 сажен без одного аршина, резной, сверху до низу вызолоченный, великолепен. Он устроен в 4 яруса: в первом изображены, кроме местных икон, двунадесятые праздники, во втором апостолы, в третьем пророки, в четвертом праотцы: вверху распятие. В числе икон, замечательных по богатству украшений, в ризах и венцах, можно указать на следующия: в настоящей 1) местныя иконы Спасителя и Ввеедния во храм Пресвятой Богородицы. В 1828 году на эти иконы, согласно воле неизвестного жертвователя сделаны сребро – кованныя ризы, ценою в тысячу рублей асс. Каждая. 2) Иоанна Предтечи, в 1833 году так же одетая в богатую серебрянную ризу; деньши на этот предмет, тысяча рублей, так же пожертвованы неизвестным. 3) Иоанна Богослова. В приделе Флора и Лавра, кроме храмовой и других местных икон, замечательна икона Успения Божией Матери тем, что написана и украшена серебрянною ризою за 740 рублей асс., вложенных в 1830 году неизвестно кем в церковную кружку. В последствии ризы на поименованных здесь икон вызолочены и украшены камнями. В Екатериненском приделе иконостас резной так же сверху до низу вызолоченный, но иконы в нем без окладов, впрочем написаны настолько удовлетворительно, что нет никакой нужды прикрывать их ризами. Здесь всего только 9 икон, за написание которых заплачено мастерам 340 р. сер. Позолота иконостаса стоила 700 р. сер. Придел главным образом сооружен на средства Д.А. Янькова, много лет служившаго в Веневе земским исправником, и его супруги Екатерины Андреевны. Живое участие в устройстве придела принимали и некоторые другие прихожане и особенно церковный староста; а из шнуровой книги, выданной из консистории для сбора пожертвований, видно, что на устройство его собрано было в продолжении двух лет 1188 руб. сер. Екатериненский придел освящен 1845 года ноября 24 преосв. Дмитрием.

http://sobory.ru/article/?object=34430

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Умиление (но без державы у Спасителя). Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13819.jpg:   Размер: 608x700, 0.43 MPix, 78 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (439) , (24) . Описание: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. С изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. М., 2010 (Перепеч.: СПб, 1891). С. 180: 19.03. УМИЛЕНИЕ.Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске, где и поныне находится. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает. Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где и основан Святогорский монастырь в[...] Файл 30530.jpg:   Размер: 415x607, 0.25 MPix, 99 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (148) , (4) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Умиление. Афон. 18.5 х 15 см. На обороте штамп: Благословение Св. Афонской Горы Русскаго Пантелеимонова Монастыря. Частное собрание. Файл 30532.jpg:   Размер: 1340x1532, 2.05 MPix, 442 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (229) , (5) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. 1-я пол. XIX в., Россия. Дерево, темпера. 32,2 х 25,4 см. Частное собрание. -- На окл. нап. Умиление. На фоне окна есть изобр. Богородицы Недреманное око Углическая (таких списков несколько). Файл 30934.jpg:   Размер: 661x849, 0.56 MPix, 236 Kb. Дата: 2018-01-09, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (195) , (5) . Описание: Икона Божией Матери " Умиление " (из старинного гравированного листа XVIII столетия с изображениями икон Божией Матери). В кн.: Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. Рис.439.

http://pravicon.com/icon-330

Итак, место для икон определено, подобраны и сами иконы. Как их разместить? В какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие устные требования? В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Так, например, если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что отвлекает от молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева, как в классическом иконостасе. Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей. При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей. Верх домашнего иконостаса желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Во время молитвы перед иконами должна возжигаться лампадка, а в праздники и воскресенья она может гореть и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещается, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. А так как православная семья молится перед едой, то икона нужна и на кухне. И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, особенно освященную, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. К святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. И следует знать: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами святых Своих взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

http://azbyka.ru/semya/domashnij-ikonost...

Если ложные изображения были мертвостью перед Богом, то истинные, священные несли в себе Его силу и благодать, и через них совершались чудеса: перед кивотом расступились воды Иордана ( Нав.3:14–16 ); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью ( 1Цар.5:1–6 ); Оза умер, дотронувшись до ковчега ( 2Цар.6:6–7 ); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ). Ковчег был местом особого присутствия Божия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих, поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили ему, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу ( Чис.10:35–36 ; Нав. 6:5–7 ). Как говорилось выше, святыня Соломонова храма не была отвергнута ни Спасителем, Который назвал его «домом молитвы», ни Его учениками –апостолами. В Священном Писании нет прямого указания о почитании икон, но из всей ветхозаветной истории совершенно ясно: все, что служит к славе Божией, угодно Богу. Для чего служат в Православной Церкви иконы? Во-первых, для напоминания нам о Боге, о Его великих делах, о священных событиях, о Его земной жизни, о Матери Божией и святых угодниках; затем, для возбуждения религиозного чувства, для веры, любви к Богу: для молитвы и, наконец, для прославления Бога искусством, как это делается и в пении. Иконы служат благому делу, и потому не могут быть неугодны Богу. Протестанты отрицают иконы, они считают почитание икон идолопоклонством, ссылаясь на Священное Писание: «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Протестанты обвиняют православных христиан в том, что они воздают иконам поклонение и почести: молятся перед ними, встают на колени, зажигают лампады, свечи, кадят, украшают их. Протестанты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам – одно и то же. Действительно, всякое идолопоклонство противно Богу. Но идолопоклонство ли почитание святых икон? Идолы и кумиры изображают несуществующих богов, происшедших от вымысла человеческого; иконы же изображают истинного, действительно существующего Бога; поклонение идолам – это поклонение бесам ( 1Кор.10:19–20 ; Откр.9:20 ); поклонение священным изображениям – это поклонение Единому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В этот же день была освящена надвратная Казанская икона Божией Матери с ангелами, воссозданная на внутренней стороне Никольской башни Московского Кремля. Чин освящения совершил управляющий делами  Московской Патриархии , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий .  Двухчастный образ Спаса Нерукотворного с ангелами и Пресвятой Богородицы на престоле со святителями Петром и Алексием Спасской башни Московского Кремля воссоздан в 2023 году. Согласно церковному преданию, появление икон над проездными воротами Спасской башни связано с избавлением Москвы от осады войском Мехмеда I Гирея в 1521 году, когда были написаны иконы Спасителя (на восточной стене) и Богоматери со святителями московскими Петром и Алексием (на западной стене). Появление живописного образа Спаса Нерукотворного над образом Богоматери Печерской связано со встречей царем Алексеем Михайловичем чудотворного Нерукотворного образа из Вятки в 1658 году. В 1866 году иконы были счищены и написаны заново, а в 1923 году было принято решение об удалении икон с фасада. Исследования, проведенные в 2015 году, подтвердили полную утрату живописи в киоте. Для соблюдения исторической достоверности эскиз воссоздаваемого образа был разработан на основании иконографии, известной по рисунку 1860-х гг. и фотографиям начала XX века. Двухчастный образ в верхней части содержит изображение Спаса Нерукотворного в иконографическом изводе «Спас на убрусе», плат поддерживают два ангела. Нижний сегмент занимает образ Богоматери Печерской с предстоящими святителями Петром и Алексием. Над воротами всех проездных башен Московского Кремля исторически располагались иконы, которые были особо почитаемы верующими, а некоторые из них считались чудотворными. В советское время они считались утраченными. Вопрос о возвращении надвратных икон на проездные башни Московского Кремля исследовался Фондом Андрея Первозванного с 2007 года. В результате проведенных архивных изысканий было обнаружено, что в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади иконы могли сохраниться. Для проверки этой версии в апреле 2010 года были проведены натурные исследования, которые подтвердили сохранность икон. Образы Христа Спасителя на Спасской и святителя Николая на Никольской башнях были бережно закрыты металлической сеткой с нанесенной поверх штукатуркой. Отреставрированные образы были вновь открыты в 2010 году.

http://patriarchia.ru/db/text/6054242.ht...

Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А. Урушева " У Рогожской заставы " и книге Макарова " Очерк истории Рогожского кладбища в Москве " . Храм в стиле русского классицизма, увенчанный ротондой с куполом и крестом, с желтой окраской; выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Высота купола 43 метра. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет. Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV-XVIII вв. В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев. Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева. Своеобразно «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям. Не менее уникальна деревянная лестница, которой, как и храму, 213 лет. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена - хоругви - дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечания свв. алтарей в 1905 году. В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма. В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила - школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.

http://sobory.ru/article/?object=03402

Господи Боже, прославляемый в Святой Троице... Как Ветхий Завет рассказывает нам о Твоем явлении в образе трех Ангелов этому славному патриарху Аврааму, в новой же благодати Отец был явлен через голос, Сын плотью в Иордане, а Святой Дух в виде голубя; и опять же Сын, Который плотью вознесся на небо и сидит одесную Бога, послал Утешителя Духа на апостолов в виде огненных языков; и на Фаворе Отец был показан преславным Твоим ученикам в голосе, Святой Дух в облаке, Сын же в сверхсветлом свете, так и мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем – не для того, чтобы обоготворять ее, но чтобы, взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего... На всех четырех типах иконы Святой Троицы, упомянутых в чине освящения, отсутствует изображение Бога Отца. Святой Дух изображен на иконе «Крещения» в виде голубя; на иконе «Пятидесятницы» в виде лучей и огненных языков, почивающих на головах апостолов; на иконе «Преображения», как следует из молитвы, образом присутствия Святого Духа является облако. Чин не может использоваться для освящения каких-либо икон Святой Троицы, на которых изображен Бог Отец или Святой Дух в виде голубя вне контекста Крещения Господня («Новозаветная Троица», «Отечество» и пр.). Такие иконы вообще не подлежат освящению или пребыванию в храме, поскольку противоречат строгому запрету на любые изображения Бога Отца. Для освящения икон Спасителя или одного из Господских праздников используется соответствующий чин, включающий молитву, в которой вкратце излагаются богословские основы иконописания и вспоминается история Нерукотворного Образа, посланного Христом Авгарю Эдесскому. Отдельные чины существуют для освящения икон Божией Матери, одного или нескольких святых, а также для «разноликих икон». Особым чином освящается кивот для хранения святых мощей. Некоторые Требники печатают также специальный Чин благословения и освящения иконостаса. Молебные пения В Православной Церкви существует большое количество молебнов, молебных пений и молитв на разные случаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010