Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Ворониха (Осташево). Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1904. Адрес: Вологодская область, Верховажский район, Сибирское с/п, д. Ворониха Координаты: 60.63647, 42.678625 Проезд:В Верховажье по мосту через Вагу, далее налево, в Другосимоновской по указателю на Сибирь. Возможен проезд с Тарноги через Феклуху. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деревне находятся два недействующих храма: каменный в честь Николая Чудотворца и деревянный в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Каменный храм Николая Чудотворца был построен в 1904 году. Сейчас этот храм сильно разрушен и пустует. Деревянный Богородице-Одигитриевский храм был построен в 1866 году, имел три престола: главный – во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» и два других – Рождества Христова и Зосимы и Савватия Соловецких. На данный момент здание храма перестроено до неузнаваемости, купола и главки сняты, изменен внешний вид, в нем располагаются почта, библиотека, медпункт и сельский клуб. Осташево известно именем Акиндина Васильевича Макаровского, который остался в народной памяти как блаженный Акиндин. По преданию, это был Христа ради юродивый старец, обладающий даром предвидения. Скончался в 1908 году и был похоронен возле храма. В наше время на его могиле установлен крест и могильная ограда. http://vologda-mitropolia.ru/vnews/item/ На Вороньей Горке, у осыпей, на краю Крестового поля выстроена деревянная теплая церковь, четвериком с колокольней и звонами. Освящена во имя Рождества Христова. (Предположительно год освящения церкви – 1750, по ветхости разобрана в 1906 году, по освящению каменной церкви Святителя и Чудотворца Николая). По скудности и малочисленности прихода приписана к церкви Покрова Божией Матери на Кулое (ныне – Н-Кулое). Приход церкви Рождества Христова – Осташево, Сибирь до деревни Иринодоры (ныне Оринодоры) – окормлялся клиром этой церкви. Богослужения проходили по двунадесятым праздникам, исполнялись и церковные требы (крещение, венчание, соборование и отпевание мирян). Проводились службы и в часовнях по деревням прихода. В Осташеве часовни имелись в деревнях: Савинская – «Голубая часовня», Захаровская, Анисимовская – на Подоле, Анциферовская – обыденная, от скотского падежа. Кузнецовская – Покрова Пресвятой Богородицы, 1682 года. (Ныне перенесена в д. Ворониха и освящена 23 декабря 2000 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы).

http://sobory.ru/article/?object=21238

Ганина Яма. Монастырь Святых Царственных страстотерпцев. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Этот храм был освящен 19 мая 2002 года – в день рождения Николая II. Необычен многочисленностью куполов: их здесь семнадцать. Откуда такая цифра? По задумке, она напоминает о дате трагедии – 17 июля 1918 года, когда большевики расправились с Императорской Семьей. В храме два почитаемых образа святого Николая Чудотворца. Один из них написан на Афоне и освящен на мощах святого, вторая икона Николая Чудотворца принадлежала Николаю II. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Весной 2001 г. был заложен монастырский храм святителя Николая Чудотворца. Спустя год, 19 мая 2002 г., храм был освящен. Семнадцать куполов, семнадцать крестов придают храму удивительно торжественный вид. Их число напоминает нам о 17 июле – дате уничтожения царских останков. Высота храма также составляет 17 м. Свято-Никольский храм находится вблизи «открытой шахты рядом с одним из кострищ, где уничтожались останки Августейшей семьи. В храме пребывает особая святыняикона святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя Николая II, находившаяся с Императором в доме Ипатьева. Как свидетельствует хранитель иконы священник Владимир Ведерников: Государю незадолго до смерти удалось незаметно передать этот чтимый им образ двум монахиням Ново-Тихвинского монастыря. Впоследствии одна из сестер в конце 1950-х гг. вручила в Екатеринбурге эту икону совсем ещё молодому священнику. В 2002 г. уже пожилой батюшка передал святой образ Царской обители. 19 мая 2002 г. генеральный директор УГМК Андрей Анатольевич Козицын, один из самых постоянных и заботливых ктиторов монастыря, преподнёс в дар храму еще одну писанную в XIX в. икону святителя Николая Чудотворца со словами: «Мы находимся в вечном долгу перед Императором и членами его семьи. Пройдут годы, прежде чем будет снято проклятие за совершённое здесь 80 лет назад злодеяние. Надеюсь, что сегодня, освятив в день рождения Николая II этот храм, мы все стали немного чище».

http://sobory.ru/article/?object=05764

В Великорецком крестном ходе и торжествах на месте обретения Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца приняли участие 90 тысяч верующих 9 июня 2015 г. 18:44 3-8 июня 2015 года в Вятской епархии состоялся традиционный Великорецкий крестный ход — торжественное шествие с иконой святителя Николая Чудотворца из города Кирова в село Великорецкое, на берег реки Великой, где более шести веков назад был обретен чудотворный образ. 3 июня в Успенском соборе Свято-Трифонова монастыря г. Кирова, где постоянно пребывает икона святителя, была совершена Литургия, по окончании которой начался один из наиболее многолюдных и древних крестных ходов в России. Православные паломники из Вятки, многих регионов России и других стран преодолели пешком более 150 километров. Центральным событием крестного хода стала Литургия 6 июня на реке Великой, в день празднования явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк . Правящий архиерей Вятской епархии впервые после возрождения крестного хода преодолел пешком весь путь до места обретения чудотворной иконы. В ночь с 6 на 7 июня паломники отправились в обратный путь. 8 июня крестный ход с иконой святителя Николая вернулся в г. Киров. Навстречу колонне, возглавляемой митрополитом Вятским и Слободским Марком, выдвинулся встречный ход духовенства Вятской епархии и верующих. По традиции люди старались пройти под иконой святителя Николая. Около полудня шествие достигло храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на улице Луганской, где был совершен водосвятный молебен перед образом святителя Николая. Затем крестный ход встретили в храме в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, у которого также состоялся молебен святителю Николаю. Продолжившееся далее шествие праздничным звоном встречали все храмы города. По прибытии в Свято-Трифонов монастырь торжественный молебен на площади возле собора возглавил митрополит Марк. По окончании молебна владыка митрополит поблагодарил всех паломников за участие в крестном ходе.

http://patriarchia.ru/db/text/4113642.ht...

Храм Николая Чудотворца (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святого Николая Чудотворца во Владычной слободе — один из старейших сохранившихся храмов города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Владычная слобода — район в Заречье, получила название по принадлежности до 1649 года вологодскому Архиерейскому дому (владыке). Содержание История [ править править код ] Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века. В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому. Владычная слобода перестала существовать с середины XVII века, когда правительство под давлением дворянства и посадского населения запретило духовенству приобретать новые земли. Владычная слобода стала принадлежать посаду. Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. По некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведение его относится в 1669 году. Никольский храм построен двухъярусным и представляет собой очень высокий куб, увенчанный пятью, тесно и красиво поставленными куполами. Луковичные главы красивой формы, барабаны убраны арочным поясом, поддерживающимся колонками, перехваченными посредине гирьками. Колокольня - распространенного типа в Северо-восточном крае в первую половину XVIII века. Внутренность церкви Святителя Николая была покрыта лепкой. Иконостас был едва ли не лучший в Вологде. Верхний летний, холодный, и нижний - зимний, тёплый. Летний храм посвящён Святой Троице, и ещё там был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», праведного Прокопия Великоустюжского и Тихвинской иконы Богородицы (ныне не существуют). В нижнем храме сейчас два престола - в честь первомученика архидиакона Стефана (правый) и Святителя Николая (слева). Церковь была богато украшена и наполнена святынями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

К дню памяти ликвидаторов аварии на ЧАЭС в Винницу были доставлены чудотворные иконы из Чернобыля 15 декабря 2006 г. 17:02 Во вторник 12 декабря, в канун дня памяти ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, в Винницу из Чернобыля прибыли чудотворные иконы — Чернобыльский Спас и икона Святителя Николая. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе святыни встречали духовенство и прихожане. С иконами Чернобыльский Спас и Святителя Николая связывают исцеление людей от лучевой болезни и других недугов, вызванных радиацией. История написания этих икон необычна. Сюжет будущей иконы Спаса постоянно снился Юрию — человеку, который посвятил свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии в Чернобыле получил огромную дозу радиации. Со временем Юрий пришел в храм, а впоследствии, по благословению блаженнейшего митрополита Владимира написал икону «Чернобыльский Спас». 28 августа 2003 года она была освящена Его Блаженством в Киево-Печерской Лавре. На иконе изображен Спаситель с Божьей Матерью и Небесным Воеводой Архистратигом Михаилом, а в нижней части образа стоят чернобыльцы, которые ценой своего здоровья спасли жизнь миллионам украинцев. Отец Николай, настоятель Чернобыльского Свято-Илльинского храма, где находятся чудотворные иконы, рассказал нам историю написания Чернобыльского Спаса, и особо подчеркнул, что люди, изображенные на иконе, — это Божье воинство, которое воевало со смертью, и каждый из них выполнил наибольшую заповедь любви, о которой говорил Христос: «Нет большей любви, чем когда кто-то отдает душу свою за друзей своих». Вторая святыня, которая прибывшая в Винницу, — это икона святого Николая. Она имеет давнюю историю. Ее возраст — более 200 лет и за это время, по словам отца Николая, благодаря ей были исцелены тысячи людей, которые пришли поклониться святыне и просили помощи у Святителя. Отец Николай рассказывает, что видел, как чудотворный образ остановил мощный пожар, с которым не могли справиться пожарные. Свидетельством чудес и полученных исцелений от угодника Божьего являются богатые украшения иконы святого Николая, ведь, по давней православной традиции, именно так благодарные прихожане выражали свой почет святым образам, через которые получили помощь. Православие в Украине /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/171281.htm...

1876. Стб. 844), т. е. в клеймах были представлены 12 фигур с нимбами (помимо 8 изображений святителя, еще 4 фигуры), в отличие от иконы из Ипатиевского мон-ря, на которой в клеймах представлены 10 фигур с нимбами (помимо свт. Николая, в сцене «Приведение во учение» - отец отрока Николая, в сцене «Успение» - один из святителей). Это означает, что повторение чудотворного оригинала сочеталось с использованием различных иконографических программ, в согласии с ними варьировался житийный цикл свт. Николая. Другие списки Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Освящение ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) в Москве Симоном, митр. Москов-ским и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 668 об.) Число повторений Великорецкого образа чрезвычайно велико, а география их распространения демонстрирует широту почитания этого образа. В короткое время местночтимая святыня стала «общим достоянием» для Москвы, районов Северо-Восточной (Вологодские земли) и Северной Руси (Архангельск, Холмогоры, Карелия), для ближайших с Вяткой епархий - городов В. и Ср. Волги (Кострома, Казань). Появление святыни в этих городах иногда приводило к созданию особых живописных редакций житийной иконы-списка, напр. вологодской, в свою очередь распространенной от Архангельского края на севере до окрестностей Вологды и Кириллова Белозерского мон-ря ( Маханько. 2011). Видимо, после прославления иконы в столице ее списки раздавали в мон-ри. Согласно текстам описей и др. письменных документов, такие иконы были во мн. мон-рях на севере, северо-востоке и в вост. областях Московской Руси. Великорецкие иконы могли находиться в разных по функции храмах обители - в надвратных (в мон-рях Псково-Печерском и хлыновском Трифоновом Успенском) или в соборных, над игуменским местом (в Соловецком мон-ре) или у гробницы основателя (в Кирилловом Белозерском мон-ре), либо встречая и приветствуя входящих в обитель, либо обозначая место настоятеля или погребения святого покровителя и основателя.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

В первые же дни после этого более ста больных – хромых и сухоруких, слепых и глухих, немых и одержимых злыми духами – исцелились от одного прикосновения к гробнице с мощами Святителя Николая. Через некоторое время мощи его были перенесены в Бенедиктинский монастырь, где покоились в храме во имя святого мученика Евстафия до тех пор, пока в 1089 году жители города Бари не соорудили для них подземную часовню (крипту). Папа Римский Урбан II (1088–1099) собственноручно положил мощи Святителя Николая в мраморный саркофаг. Это вторичное перенесение мощей также произошло 9 мая. С тех пор вошло в обычай ежегодно отмечать этот памятный день. В середине XII века над упомянутой криптой был сооружен большой трехнефный храм, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца. В те времена Апулия находилась в юрисдикции Константинопольских Патриархов. Такое положение существовало до 1196 года, когда норманы завоевали греческие владения в Италии. Таким образом гробница с мощами Святителя Николая оказалась у римокатоликов. В 1953 году во время капитального ремонта храма по благословению папы Римского Пия XII была открыта гробница (саркофаг) с мощами Святителя Николая. В ней оказалась чудодейственная вода, которую местные монахи-доминиканцы называют манной, уподобляя ее манне ветхозаветной ( Исх. 16:33 ). Эта манна чудесным образом постоянно возобновляется в гробнице Святителя. Русской Православной Церковью празднование в честь перенесения мощей 9 мая было установлено вскоре после 1087 года при митрополите Киевском Иоанне II (1077–1089). В то же время появилась русская редакция повествования о перенесении мощей Святителя Николая и была составлена торжественная служба в честь этого праздника (по одним сведениям, ее написал Григорий Черноризец – инок Киево-Печерской обители, по другим, – Ефрем, епископ Переяславский). В честь Святителя Николая Чудотворца на Руси были построены многочисленные храмы и монастыри. В каждом православном храме непременно имеются иконы Святителя – чтимые и чудотворные образы, свидетельствующие о благодатном предстательстве Святителя Николая, явленном им на Русской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святая икона отцом Августалием пожертвована в церковь преподобных Афонских и стоит в алтаре за престолом. Икона святителя Николая Чудотворца Весной 1898 года пустынь Фиваиду посетил один боголюбец, уроженец Таврической губернии Давид Яковлевич Долгий. От себя он пожертвовал в вечное достояние Фиваидской пустыни святую икону святителя и чудотворца Николая, оставив письменное сообщение об этой иконе за собственноручной подписью следующего содержания. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Молитвами Пресвятой Богородицы и Святителя Христова Николая да спасет и сохранит Господь Бог нас и всех православных христиан во веки веков. Аминь. Христолюбивые мои отцы Святой Горы Афона и пустыни Нового Скита Фиваиды! По вашему прошению и любви к святителю Христову Николаю я, многогрешный раб Божий Давид Яковлев Долгий, уроженец Таврической губернии Мелитопольского уезда, селения Михайловки, даю в дар вышеозначенной пустыни Фиваиде икону святителя Христова Николая, обновившуюся силой Божией у меня в доме в 1896 году, в ночь с Великого Четверга под Пятницу. У меня имеется передняя комната, где я никакими хозяйственными делами не занимаюсь, а содержу ее для молитвенных и душеполезных упражнений и чтений святых книг. Я украсил ее разными хорошего качества иконами и картинами, в числе коих были у меня две старые иконы: одна Божией Матери, а другая святителя Христова Николая. Иконы эти от ветхости и сырости сильно затемнели, фольга на них вся заржавела, какие были крестики и другие уборы на иконе, заржавели и отпали, так что я не раз намеревался вынести икону святителя Николая в заднюю мою комнату, а лучше всего – на чердак. Все другие иконы у меня были хорошие, новые, а святого Николая и еще Божией Матери – темные, ветхие и заржавленные настолько, что не было у меня больше никакого желания держать их в передней комнате. Сколько раз я хотел было вынести их, но все время как будто меня что-то удерживало, какой-то страх или случайность отклоняли меня от этого намерения. В последний раз, убираясь в комнате к празднику Святой Пасхи, моя жена поснимала все святые иконы, чтобы удобнее было выбелить стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимировка. Часовня Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2006. Архитектор:В.М. Польгуев Адрес: Хабаровский край, район им Лазо, с. Владимировка, ул. Октябрьская Координаты: 48.106652, 135.134875 Проезд:По трассе Хабаоровск - Владивосток через 35 км от города Хабаровска начнется село Владимировка. Через 300 км от въезда в город справа будет видна церковь и двухэтажный деревянный дом, выполненный в том же стиле. Церковь и дом находятся на отдельной площадке с въездом. Изменить описание объекта Деревянная часовня в честь святителя Николая Чудотворца у трассы А-370, между поселками Кругликово и Владимировка, района им. Лазо, Хабаровского края. Построена в 2006 г. местным предпринимателем. В лоно Хабаровской епархии принята после освящения в июне 2015 года. А. Дубинец 9 сентября 2017 Западный фасад деревянной часовни в честь святителя Николая Чудотворца у трассы А-370, между поселками Кругликово и Владимировка, района им. Лазо, Хабаровского края. Построена в 2006 г. местным предпринимателем. В лоно Хабаровской епархии принята после освящения в июне 2015 года. Относится к храму иконы Божией Матери «Споручница грешных» А. Дубинец 9 сентября 2017 Карта и ближайшие объекты Во Владимировке, в окрестностях железнодорожной станции Кругликово, в районе имени Лазо открылся православный храм. Это второе в районе, после Мухена, специально отстроенное здание церкви, остальные располагаются в приспособленных помещениях. Здание церкви построил местный предприниматель еще в конце девяностых годов прошлого столетия. Однако смерть не позволила ему довести до конца начатое дело. Возведенное под крышу строение долго стояло в запустении, пока на поселковом сходе не было принято общее решение всех жителей – достроить храм. Так миром и достроили. Источник: Сайт строительства Хабаровского края http://www.skyscrapercity.com 10 июня 2015 года в селе Владимировка митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий освятил часовню в честь святителя Николая Чудотворца. На важное для двух соседних сел - Владимировка и Кругликово – событие собрались верующие вместе с главой Кругликовского сельского поселения района имени Лазо Хабаровского края Снежаной Николаевной Ждановой. Приезд правящего архиерея – важное событие для сельчан, а потому чувствуется волнение: встречают хлебом-солью.

http://sobory.ru/article/?object=28790

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010