Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., «Николы Липенского», содержит такое молитвенное обращение: «О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:» Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые. Житийные иконы Николая Чудотворца Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Ныне храм Тихвинской иконы Божией Матери пребывает в полуразрушенном состоянии. Местный приход Святой блаженной Ксении Петербургской совместно с приходом храма Илии Пророка, что на Пороховых, и с благочестивыми местными жителями периодически ведут работы по очистке территории вокруг храма от различного бытового мусора и от зарослей кустарника и деревьев. В годы советской власти храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был разрушен. http://www.kseniya.front.ru/htm/hram.html Деревянная церковь существовала уже в 1728 году. Церковь каменная, с таковою же колокольней и оградой. Построена в 1787 году тщанием прихожан. Престолов в ней четыре: главный в честь Тихвинской Божией Матери, второй во имя Святителя и Чудотворца Николая, третий в честь Казанской Божией Матери и четвертый во имя Всемилостивого Спаса. К церкви приписано шесть часовен, из них две каменных. В 1899 году в приходе состояли село Путилово и деревни Алексеевка, сельцо Антоновское, Валовшина, Крутой Ручей и две Шальдихи: Горная и Нижняя (853 двора, 2252 мужчины и 2556 женщин). Источник: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 292-298; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 360-361; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. 8 июля 2018 года в поселке Путилово Ленинградской области в день празднования 300-летия церкви Тихвинской иконы Божией Матери состоялось торжественное освящение возрожденного храма. Митрополит Варсонофий освятил храм Тихвинской иконы Божией Матери в Путилове и совершил в нем Божественную литургию. Год постройки церкви между 1784 и 1786., архитектор Е.Т.Соколов. Ранее на ее месте была деревянная, да погорела. Вместо нее построили храм Тихвинской иконы Божией Матери с приделами св. Николая, Казанской иконы Божией Матери и Всемилостивого Спаса. Храм в Путилово закрыли 11 марта 1938 г., когда забрали последнего священника, 74-летнего о.Николая Орнатского. В конце ноября 1937 арестовали дьякона Иоанна Фортунатова и священника о.Николая Чернова. Все они и другие священники соседних приходов в Лаврово, Кобоне, Назии, Сухом были арестованы по одному делу и шли как участники контрреволюционный группы под руководством о.Иакова Чулкова из Никольского храма в д.Кобона. Все были расстреляны. Храм подвергся поруганию, иконы были вынесены и сожжены в ближайшей пекарне. Некоторые иконы все же удалось спасти, среди них и старинная храмовая икона, следы пребывания которой в 1990-х годах ведут из милиции с.Жихарево и теряются за дверьми Музея религии и атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=06378

Выставка «Заступник с берегов реки Великой» представляет различные варианты иконографии святителя в русском искусстве и, прежде всего, связанной с Вятской землей иконографией «Никола Великорецкий» — поясное изображение святителя Николая, окруженное восьмью клеймами жития. Ключевой памятник выставки — древняя икона этого извода, написанная столичным мастером в середине XVI столетия. К этому же изводу принадлежит несколько произведений из собрания Вятского художественного музея. На Руси почитались иконы святителя как пришедшие из Византии, так и сформировавшиеся собственно в русском искусстве. Иконография икон святителя Николая разнообразна: оглавные, оплечные, поясные, ростовые, житийные образы. Интерес к образу святого, к собиранию и изучению его икон объединяет музейных сотрудников и частных коллекционеров. На выставке также показываются древние иконы святителя из деисусного чина, поясные иконы с «никейским чудом», чтимые «Зарайский» и «Можайский» образы святителя Николая. Иконы Николая Чудотворца, написанные в XVI-XIX веках, представляют различные центры русского иконописания: Москва, Центральная Россия, Ярославль, строгановские вотчины, Мстера, Палех, Выг, Поволжье. Наряду с иконами столичного уровня письма экспонируются образцы народной иконы. Большая часть памятников является иконами, выполненными на деревянной основе в техниках темперной и масляной живописи. Их дополняют скульптурный «Можайский» образ святителя Николая, оклады, старообрядческие меднолитые иконы святителя различной иконографии. В числе живописных памятников — замечательная подписная икона «Святитель Николай Чудотворец», созданная в 1911 году художником, воплотившем эстетику модерна в русское сакральное искусство, — Виктором Михайловичем Васнецовым. Многообразие икон святителя Николая Чудотворца свидетельствует о глубоком почитании святого в различных уголках страны в самых разных слоях русского народа. Выставка «Заступник с берегов реки Великой» в Вятском художественном музее продолжит свою работу до 18 июля 2021 года. Она будет интересна как специалистам, так и широкому кругу посетителей, интересующихся церковным искусством и почитающих святителя Николая Мирликийского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Композиция с изображением «Чуда о детище» с XIV в. включалась в древнерус. житийные циклы свт. Николая Чудотворца: напр., на иконе «Никола Зарайский, с житием» из ц. свт. Николая Чудотворца в Киевце в Москве, согласно легенде, привезенной из Киева (нач. XIV в., ГТГ); на иконе с образами свт. Николая, Ростовских святителей Исаии и Леонтия и с житием свт. Николая (кон. XIV - нач. XV вв., ГТГ); на житийных иконах свт. Николая из Николо-Угрешского мон-ря (кон. XIV в., ГТГ); из ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове близ Пскова (ГТГ, сер. XV в.). В ранних изображениях чуда, как правило, показан момент обретения младенца в соборе подле висящей на стене иконы с поясным образом святителя. В редких случаях «Чудо о детище» представлено в 2 клеймах, как, напр., на иконе свт. Николая (Николы Зарайского), с житием (частное собрание, нач. XVI в.), где сцене с обретением младенца предшествует сцена моления его родителей святителю. С XVI в. в композиции с чудом о младенце в клеймах житийных икон появляется много деталей. На иконе 1-й пол. XVI в. из с. Борисково (РязХМ) изображены киевский собор Св. Софии с узнаваемыми архитектурными деталями, икона свт. Николая, подле которой лежит ребенок (отрок), и сам свт. Николай, указывающий на спасенного ( Пуцко В. Г. Древнейшее изображение Киевской Софии//Моск. ж. 2005. 11. С. 50-53). На иконе 2-й пол.- кон. XVI в. в одном клейме подробно проиллюстрирована вся история: на фоне условного изображения Киева (город с храмами, заключенный в кольцо красных стен) и похожего на море Днепра показаны плывущие в ладье родители и тонущий ребенок, свт. Николай, стоящий на водах с младенцем в руках, обретение живым мальчика в соборе Св. Софии. В монументальной живописи чудо включено в роспись ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673): на переднем плане - сценав ладье с падающим в воду ребенком, на заднем - сцена его обретения живым в интерьере собора. Лит.: О чудотв. иконе свт. Христова Николая Мокрого//Киевские ЕВ. 1869. 12. Отд. 2. С. 439-444; Этингоф О. Е. Византийские иконы XV - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 186-195; Cihkebuч Н. О. Peлikbiï та чyдombophi ikohu Coфiï Киïвськоï. К., 2011; Верещагина Н. В. Николай Мирликийский - духовный патрон новообращенного Киева. Од., 2012.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Дата возникновения церкви во имя Николая Чудотворца (Николы Гостинского) неизвестна, упоминается в Сотной книге за 1630 год. Согласно записям в 1629 году деревянная холодная церковь во имя святого Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца сгорела, осталась одна теплая деревянная церковь во имя Дмитрия Прилуцкого, которая сгорела в 1679 году. 17 мая 1682 года вместо сгоревшего деревянного начато строительство каменной Никольской церкви, окончено строительство в 1685 году. В 1698 и 1715 годах церковь сильно пострадала от пожара и не позже 1720 года была надстроена вторым ярусом – холодной церковью. Холодная – во имя святителя Николая чудотворца, теплая – во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого Вологодского чудотворца (имела придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев). В нижнем Дмитриевском храме среди иконостаса имелись: образ святителя Николая чудотворца, древний, греческого письма; преподобного Дмитрия Прилуцкого; образ Космы и Дамиана, древний, предвечный младенец изображен с перстосложением староверческим. В особых киотах хранимые иконы: Божией Матери Пашковская; Божией Матери „поможение родить женам " ; изображение Вседержителя на финифти. Из ценностей можно отметить: особый серебряный ковчег с 12 частями святых мощей; три колечка от мощей великомученицы Варвары, одно костяное и два серебряных. В верхнем Никольском храме: храмовой образ святителя Николая чудотворца. Одновременно со строительством второго этажа в 1720 году была построена и отдельно стоящая колокольня. Первоначально колокольня имела фигурную главу, а в 1776 году, глава была заменена тонким шпилем с крестом и ангелом. До этого имелась деревянная колокольня с 8 колоколами (построена в 1674 году, сгорела в 1679 году). По устным преданиям, Никольская церковь была построена на средства купцов Пановых, косвенным доказательством чего может служить надпись на стене паперти теплой церкви: «1746 года марта 19-го числа преставился раб божий Устюга Великаго купец Василий Алексеев Панов». По версии В. П. Шильниковской церковь была основана приезжими торговыми «гостями», поэтому и получила название «Гостинская». Из достопримечательностей – главы церкви и колокольни выкованы из зеленой меди и вызолочены через огонь. На позолоту ушло 700 червонцев купцов Пановых. В феврале 1930 года Никольская церковь закрыта, с марта используется под пересыльный лагерь, потом столярную мастерскую. 1 августа 1978 года после реставрации открыт купол Никольской церкви. На позолоту использовано 70 грамм сусального золота. Глава и крест изготовлены специалистами Великоустюгского литейно-механического завода. Чуть выше по реке находился еще один храм (примерно, где сейчас находятся солнечные часы).

http://sobory.ru/article/?object=03461

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

Описание: чудотворной иконы Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском монастыре. Чудесное событие при чудотворной иконе Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском Монастыре Орловской губернии г. Ельца мещанка, девица Мария Фаддеева дочь, Терентьева, пешая отправляясь большою дорогою Воронежской губернии от г. Бирюча на г. Валуйки, в последних числах сентября прошлаго 1868 года, по случаю холодной погоды получила сильную простуду, от которой у ней образовалась горячка; в такой болезн[...] Файл 32999.jpg:   Размер: 1038x1200, 1.25 MPix, 591 Kb. Дата: 2018-11-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (63) , (0) . Описание: Общежительного Малицкого мужского монастыря во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, составленный по чиноположению общежительных обителей Святой Афонской горы. Главной святыней Малицкой обители является знаменитая чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ. Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось [...] Файл 33304.jpg:   Размер: 463x625, 0.29 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (0) . Описание: икона свт. Николая (Николы Пахринского) (резная). Святыня храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине. В 1783 г. в Знаменский храм из обветшавшего и упразднённого Никольского храма Васильевского погоста был передан древний чудотворный образ святителя Николая Чудотворца.    Святитель Николай стоит в рост с мечом в приподнятой правой руке и с храмом в левой. Иконография образа святителя Николы Пахринского схожа с Николой Можайским. Отличается Пахринский образ, во-первы[...] Файл 33305.jpg:   Размер: 1024x1294, 1.33 MPix, 357 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (72) , (0) . Описание: «Никола Закамский» («Никола Берёзовский»). Икона Николы Закамского была обретена в XVI веке около села Никольское (ныне – Николо-Березовка, Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии). В 1657 году икона прославилась чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула, куда чудотворную икону доставили по реке Каме. В память об этом чуде была установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась вплоть до советских времен. Вновь традицию Сарапульского кр[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

принесение Великорецкого образа в Москву (месяца июля в 29 день). Точно известно, что память и служба, положенные свт. Николаю на 6 декабря, имеют греческое происхождение. Этот праздник – самый древний из названных. К памятям, несомненно установленным в честь свт. Николая на Руси, относятся: принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», явление чудотворного образа Великорецкого, принесение Великорецкого образа свт. Николая в Москву. Соответственно основной корпус гимнографии этих праздников написан русскими песнотворцами. В честь Зарайского образа свт. Николая созданы акафист, тропарь и кондак. Праздник принесения Великорецкой иконы в Москву имеет свой тропарь. На память явления Великорецкого образа полагается отдельная служба, на 90% она составлена из оригинальных русских стихир, остальная часть – греческие тексты, заимствованные из декабрьской службы. Вопрос о происхождении праздников и служб в дни перенесения мощей и Рождества свт. Николая на данный момент является открытым. Окончательный ответ на него станет возможным после того, как будет исследован весь корпус греческой и русской гимнографии, посвященной святому. Но сегодня вполне реально сделать предварительный вывод и предположить русское происхождение гимнографии названных праздников. В данной работе мы не будем привлекать гимнографический материал праздника перенесения мощей, но к песнопениям рождественской службы в честь святителя обратимся прежде всего потому, что этот материал менее известен, а точнее – вовсе не известен широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Мы знаем о существовании двух разных служб на Рождество свт. Николая. Одну из них можно считать русской на 30%, другую – на 90%. Когда и где были установлены интересующие нас памяти и составлены к ним праздничные службы? Время установления праздников в честь Зарайской и Великорецкой икон святителя соответствует времени свершения тех событий, о которых они рассказывают. Так, принесение чудотворной иконы свт. Николая «иже от Корсуни в землю рязанскую» произошло в 1225 г. С этого, вероятно, и полагается начало празднованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1087 г. мощи угодника Божия Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии. Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.). В Византии иконография святителя складывается в X-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку. Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием. Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Само храмовое помещение было раньше магазином, его продавали, и русская община смогла купить только помещение нижнего этажа, в котором трудолюбивыми сербами был оборудован храм. Жертвовали средства для этого храма русские православные, постепенно были написаны иконы, многие в Москве писались. Когда мы там были, храм был полон, много детей причащаются, а площадь церкви небольшая, где - то метров около тридцати. Есть Воскресная школа для детей и взрослых, выпускают Храмовый листок, свои псаломщики, хорошо поют молитвенно и приятно. Есть в храме большие соборные иконы: св. Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью о том, кто пожертвовал. Одна раба Божия умерла, а завещала эти иконы храму, она была беженкой из Харбина, и иконы из Харбинского храма Николая Чудотворца. Священник на приходе русский? Настоятель из России, русский священник отец Владимир Шибаев и матушка Татиана, приход русский. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Сен - Луи находится на месте немецкого концлагеря для женщин и детей. Мне дали возглавить Литургию, потом служили молебен, нас было три священника: отец Владимир, отец Константин - молодой священник, и я. Вместе с отцом Владимиром поехали в Бюсси, в женский Покровский Православный монастырь. А где это местечко? Бюсси располагается между Базелем и Парижем, небольшое селение, есть католический храм. После второй мировой войны несколько монахинь пожелали вместе молиться и создали общину. Место выбрали, похожее на русский пейзаж, на нашу природу, купили небольшое имение и стали строить монастырь. Из конюшни оборудовали храм, очень просторный, там чисто и красиво, сохраняются частицы Святых мощей, памятные иконы Покрова Божией Матери. В монастыре насельницы - монахини из разных стран, есть из Японии, из Африки, читают по - французски, Богослужение идет на французском и на славянском, каждая монахиня должна знать русский язык. В монастыре живет трижды правнучка императора Николая I и правнучка того наполеоновского генерала, единственного вернувшегося из России: он не тронул Савво - Сторжевский монастырь под Москвой, и живым вернулся на родину. В монастыре после войны занимались благотворительностью, сейчас переводят богослужебную литературу на французский язык, есть перевод службы по - французски Равноапостольной Ольге и Акафист.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010