Основные праздники В дальнейшем изложении мы вкратце разберем иконы церковных праздников. Прежде всего, это иконы величайшего праздника Пасхи (Сошествие во ад и Жены Мироносицы у Гроба) и иконы двенадцати великих, так называемых двунадесятых праздников – шесть Господских, четыре Богородичных (см. разбор иконостаса на с. 106–107), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, среди икон главных праздников помещены также иконы других, менее важных праздников, как то: Воскрешения Лазаря, Покрова Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы и две иконы Распятия – писаная и резная (крест). Иконы праздников, расположенные по течению церковного года, приведены в следующем порядке: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Жены Мироносицы у Гроба, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Троица, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Преображение Господне, Успение. В выборе разбираемых здесь икон, как праздников, так и Спасителя, Божией Матери и отдельных святых, мы руководствуемся не их художественным достоинством, а их строго православной иконографией. Другими словами, здесь воспроизведены лишь те иконы, которые не имеют никаких догматических искажений, никаких заимствований из западного искусства и вполне передают неповрежденное учение Православной Церкви, ничем не нарушая иконописного канона. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Псков. Конец XVI- начало XVII в. Псковский музей-заповедник. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...» 242 В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафистник Акафистник — собрание акафистов, торжественных славословий, гимнов Господу, Божьей Матери, святым: Часть I Акафист Пресвятей и Животворящей Троице Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали Акафист Воскресению Христову Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Акафист Святому и Животворящему Духу Акафист ко причащению Святых Христовых Таин Часть II. Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению) Акафист явлению иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред иконою Ея, именуемою Троеручица Акафист успению Пресвятыя Богородицы Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, всех скорбящих Радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице именуемыя «Скоропослушница» Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице честному Ея знамению еже в велицем Новеграде Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа нечаянныя радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице явления ради Ея иконы «Державныя» Часть III. Акафист Святому Архангелу Михаилу Акафист Святому Ангелу Хранителю Акафист Святому Иоанну Предтечи и Крестителю Господню Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы Акафист Святителю Христову Николаю Акафист Божественным страстем Христовым Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню Акафист о упокоении усопших Часть IV. Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, Чудотворцу Акафист Святому равноапостольному князю Владимиру Акафист преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу Акафист Святому великомученику и целителю Пантелеймону Акафист Святым мученицам Вере, Надежде и Любви, и матери их Софии Акафист Святой великомученице Варваре Акафист благодарственный Акафистник Предисловие Слово «акафист» греческого происхождения; «акафистос химнос» значит буквально «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и святых, которым христиане обыкновенно внимают стоя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Смоленская церковь 1808 г., выстроена в формах классицизма с готическим декором архитектором А.Н. Бакаревым. Храм отреставрирован и действует. Ивантеевка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Приписные храмы: храм свт. Луки Симферопольского; храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; храм вмч. Георгия Победоносца; крестильный храм Предтечи Иоанна; часовня мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери расположена в историческом центре города, образовавшегося от слияния старинных поселений Вантеево, Копнино и Новоселки. Первый деревянный храм был построен в 1748 г. П.В. Евреиновой в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Через полвека храм обветшал, и жена владельца полотняных и бумажных фабрик коллежская асессорша Е.О. Баташова решила построить рядом со старой новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Строительство храма по проекту А.Н.Бакарева, ученика М.Ф. Казакова, шло пять лет и завершилось в 1808 г. Краснокирпичное здание с богатым белокаменным убранством — образец романтического направления в архитектуре классицизма. В 1938 г. храм Всемилостивого Спаса закрыли. Много лет он использовался под склад. Кладбище при храме уничтожили. В 1970-х гг. храм отреставрировали для Городского историко-краеведческого музея. В 1989 г. в стенах храма впервые был отслужен водосвятный молебен с акафистом Божией Матери. До закрытия в храме находился особо чтимый Смоленский образ Пресвятой Богородицы. Во дворе храма в 1992 г. построили приходской дом с храмом-крестильней во имя святого Иоанна Крестителя. К храму Смоленской иконы Божией Матери в Ивантеевке приписан храм святого великомученика Георгия Победоносца в поселке Заозерный . http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=138 Церковь Смоленская является объектом культурного наследия федерального значения (Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). В храме особо почитаются: образ Смоленской иконы Божией Матери и местночтимая икона свт. Николая Угодника. Также в церкви хранятся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=01554

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм на Старом поле /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не позже 1720. Год утраты:Не установлен. (Разрушена) Адрес: Рязанская обл. Спасский район, село Торчино, в 1-ом километре от села. Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы». Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань. «А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево». «Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.

http://sobory.ru/article/?object=61649

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Собор Богородичных Икон СОБОР БОГОРОДИЧНЫХ ИКОН Для иконы этого типа типично изображение миниатюр многих икон Богородицы с подписями (названиями), иногда с одним более крупным изображением иконы в центре. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Собор Богородичных Икон (Многочастная Икона Пресвятой Богородицы) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: БОГОМАТЕРЬ НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИ. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Поступила в 1941 году. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве. Реставрирована в 1994 году в ГТГ И.В. Авериной. ГТГ инв. 28821. Клеймы: Нечаянная радость, Арапетская, Новоникитская, Призри на смирение, Цареградская, Святоильинская, Словенская, Иерусалимская, Писидская, Виленская, Лоретская, Корсунская, Ерм[...] Файл 11757.jpg:   Размер: 1191x1503, 1.79 MPix, 1528 Kb. Дата: 2010-11-22, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (770) , 1 (33) . Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и е[...] Файл 12262.jpg:   Размер: 680x839, 0.57 MPix, 510 Kb. Дата: 2011-04-16, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (608) , (24) . Описание: Продавалась на большой пластиковой доске 33 х 40 см в окружении икон двунадесятых праздников. Размер Богородичной части (на фото) 19.5 х 24.5 см. Качество печати миниатюр, к сожалению, невысокое, но подписи пропечатаны четко. На обратной стороне доски логотип " Софрино " .

http://pravicon.com/icon-454

Храм иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " (Тосно) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Тосненский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ранее – храм Казанской иконы Божией Матери) на городском кладбище уникален тем, что построен в годы страшных гонений на Церковь. Содержание История [ править править код ] Тосненский Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ранее – храм Казанской иконы Божией Матери) на городском кладбище уникален тем, что построен в годы страшных гонений на Церковь. Удивляет тот факт, что проповедь слова Божия в этих стенах никогда не прекращалась. Тогда в СССР Дома Божии безжалостно разрушались, перестраивались и подвергались разграблению. Возведение новых храмов было под неофициальным запретом, ведь государственной религией был атеизм. Считается, что новый храм в Тосно — вероятно в числе немногих в нашей стране, построенный на новом фундаменте в советское время. Здесь обрели пристанище святые иконы и утварь из поруганных безбожными властями храмов и монастырей. В середине XIX века на этом месте была построена деревянная кладбищенская часовня, которая верующими жителями поселка Тосно в 1936 году была переоборудована под храм после закрытия каменной церкви Казанской иконы Божией Матери. В 1962 году каменное здание бывшего храма было перестроено под районный Дом культуры. Перед началом Великой Отечественной войны деревянный храм Казанской иконы Божией Матери закрыли. Но во время войны, в 1942-1943 годах богослужения здесь возобновились при настоятеле иеромонахе Афиногене. После войны церковная жизнь в Тосно стала возрождаться, в 1947 году возобновились богослужения в храме-часовне. Победа над фашизмом воодушевила сердца верующих, ведь отечество одолело врага благодаря Милосердию Божию, заступничеству Пресвятой Богородицы и святых угодников. Количество прихожан росло, помещения церкви стало не хватать, и было принято решение построить новый храм. В июле 1952 года при настоятеле протоиерее Владимире Демичеве по проекту ленинградского епархиального архитектора В.П. Засорина началось строительство новой деревянной церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Калуга. Калужской иконы Божией Матери женский монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Калужке. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Калужке Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Рождества Богородицы с приделами Петра и Павла и Св. Николая построена в 1760 на месте деревянной. Средства на постройку дал владелец этих мест В.К. Хитрово, по др. сведениям - Сергей Иванович Тургенев, предок писателя. Храм в советское время использовался как цех калужского химфармзавода, с 1992 действующий. http://www.vgd.ru/ Приход основан в 16 веке боярами Хитрово, которым принадлежали окрестные деревни. Главное событие в истории прихода - обретение в 1748 году “Калужской” чудотворной иконы Божией Матери. Храм каменный, трехпрестольный был построен в 1760 г. В.К. Хитрово. В начале XX в. при храме были две церковно-приходские школы. Одна в д. Калужка, а другая в д. Турынина Слобода. Последняя была основана 2 октября 1896 г. по благословению еп. Макария. В разные годы в ней обучалось от 90 до 130 человек. В 1950 г. здание отдали под среднюю школу 28. Главный престол построенного в 1760 году храма был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Северный придел был освящен в честь Свт. Николая, а южный в честь Петра и Павла. В XIX веке храм был расширен. А в начале XX века трапезная храма была расписана. При храме было два дома для церковного причта. Ранее на Калужско-Тульском тракте стояла приписная часовня. До 1918 г. штат храма состоял из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Явление “Калужской” чудотворной иконы Божией Матери произошло в 1748 г. в сельце Тинькове, в доме помещика В.К. Хитрово в 1748 г. Икона, написанная на суровом холсте, была найдена служанками на чердаке дома. При этом одна из них, оплевавшая лик Богородицы, лишилась языка и тут же руки и ноги ее онемели. Она выздоровела только по молитвам родителей пред обретенной иконой. Помещик взял икону к себе в дом, украсил ее рамою и дозволил приходить к ней всем желающим. Вскоре помещик перенес ее в приходской храм Рождества Богородицы, завещав никогда не брать ее из храма.

http://sobory.ru/article/?object=02572

В советское время храм не закрывался. В 1918 г. в него были переданы иконы и утварь из Черского Свято-Михайловского храма Гродненской епархии. Среди церковных святынь здесь находится чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей ризы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Смоленская» (XVI в.), икона Божией Матери «Утоли моя печали» (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=03401

В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы www.kotoroy.net  В наши дни при упоминании слова «бутырки» большинство людей вспоминают лишь знаменитую тюрьму. Однако изначально это было особое понятие: бутырками называли избы, жилища, сёла, стоявшие отдельно от общего поселения. Зачастую бутырки отделялись от основного посёлка полем или лесом. По предположениям историков, существовала у бутырок и специальная функция – это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест… Деревянная церковь в Бутырках, которые долгое время принадлежали Романовым (ещё до их восшествия на престол), была воздвигнута в 1646 – 1647 гг. владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца, построена в 1682 – 1684 гг. Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы. Тогда же она освящена патриархом Иоакимом. Это был большой соборный храм, на стенах с четырёх сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие выбрали эти иконы не случайно, они вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определённой фразе молитвы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти (самая крупная – западная).

http://pravmir.ru/cerkov-rozhdestva-pres...

Иконы Рождества Богородицы Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… 20 сентября, 2012 Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв… Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода. В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.). Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели. Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010