Одна из главных святынь подворья — чудотворная Валаамская икона Божией Матери. Об одном из чудес от нее прихожане и гости подворья узнали, кстати, в момент работы над поясками. Тогда поблагодарить Матерь Божию за Ее милости пришла молодая семья. Оказалось, у Елены и Павла семь лет не было детей. К Валаамской иконе их направил духовник, и вот теперь они пришли с семимесячным сынишкой Кириллом на поклон к Царице Небесной. Здесь, в верхнем храме (нижний освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского) находится знаменитая чудотворная икона великомученика Пантелеимона, написанная по благословению преподобного Аристоклия Афонского, начальника Афонского подворья на рубеже XIX-XX веков. Чудес от нее, так же, как и от Валаамской, тоже записано много. Есть здесь писаная на Афоне копия известнейшей иконы святой праведной Анны, бабушки Господа. По молитвам пред нею тоже происходят уже зафиксированные чудеса. Кроме того, прихожане подворья особо почитают иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святителя Иоанна Шанхайского, святого благоверного князя Александра Невского с частицами мощей. И, конечно, образ святителя Николая в житии, пожертвованный храму в середине 90-х годов народным артистом СССР Иннокентием Смоктуновским. Частенько люди застывают в безмолвной молитве перед ковцежцами с частицами мощей великих подвижников России — преподобных старцев Глинской пустыни, Антипы Валаамского и Афонского, святых Дивеевских преподобных и блаженных. На Валаамском подворье, слава Богу, большой и дружный приход. Священники успевают окормлять паству еще и в приписных храмах — святителя Николая при НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, во имя иконы Божией Матери «Целительница» при ведомственной медсанчасти 33 Московского почтамта, во имя иконы Божией Матери «Всецарица» при Центральной клинической больнице 2 им. Н.А. Семашко. Кроме того, уже 16 лет в Коломенском районе в селе Бортниково действует еще одно подворье Валаамского монастыря, где верхний храм освящен во имя Валаамской иконы Божией Матери, а нижний — во имя святых Царственных мучеников.

http://pravmir.ru/moleben-ob-osvobozhden...

Так престарелый митрополит, и известный всей России миссионер, закрепил законность пребывания чудотворного списка иконы Богородицы в крепости Семипалатинской. Не лишним было бы отметить, что этот указ владыки Филофея был одним из его последних постановлений, в том же 1720 г. маститый старец-митрополит ушел на покой в Троицкий Тюменский монастырь. С тех пор, чтимый список Абалацкой иконы Божией Матери находился в семипалатинской церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. «По описи церковного имущества за 1751 г. можно видеть, что в церкви к этому времени уже существовала колокольня из 6 колоколов и имелось три иконы Богоматери – одна из них – список с чудотворной иконы Абалацкой Божией Матери, привезенная Лихаревым летом 1720 года». Прославленная столь явным чудом Божиим икона была окружена почитанием, и благоговейно хранилась в крепостной церкви, однако, как выяснилось, ей необходимо было еще более прославиться и освятить собою саму местность, где икона изволила оставаться. В одну из ночей 1740г. икона Божией Матери скрылась. «По рассказам ее обрели в вечернее время, версты полторы далее крепости, стоящею около горного ключа, с зажженною перед нею свечою. Икона была снята и возвращена в церковь, а ключ получил название Святого». Существует и более пространное предание, которое приводит священник Димитрий Алексинский. Согласной этому рассказу икону нашел заблудившийся в лесу татарин, который поехал в зимнее время за дровами, но сбился с пути и замерзал. Будучи человеком неправославным, но верующим в Бога, он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. Внезапно он увидел в чаще леса светящийся огонек, пойдя к которому он нашел икону, стоящую около тополя с воженной свечей у подножья дерева и бьющим из-под корней тополя ключом воды. Узнав местность путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священник, взяв несколько сибирских казаков, имея в проводниках татарина, спешно отправился к тому месту.

http://pravicon.com/info-3847

В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую». Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк. Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Образ из орловского Введенского жен. мон-ря (до 1788 относился к Черниговской епархии) исполнен в размер оригинала, закрыт серебряным позолоченным окладом. Богородица изображена в венце, с 12 звездами вокруг нимба. По преданию, икона попала в обитель в 1712 г. как благословение свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Черниговского. Заступничеством Божией Матери инокини и монастырское имущество не пострадали во время пожара 1843 г.; обитель была быстро отстроена на новом месте «без всяких денежных средств». Чудеса, происходившие от иконы, записывались в мон-ре (первое зафиксировано в 1858), среди них преобладают исцеления больных младенцев. Чудотворная Орловская Б. и., находившаяся в уездном городе, была более известна, чем первообраз из с. Балыкина. В наст. время она находится в алтаре монастырского собора. Особенностью Ростовской иконы Божией Матери «Умиление» (празд. 19 июля) (кон. XVIII - нач. XIX в.) является изображение венца на голове Богородицы, яблока и свитка в руках Младенца. Икона (размер 64 ´ 52 см) была выносной и имела специальную рукоять. Прославилась в 1910 г. в Ростове Вел. после чуда исцеления от эпилепсии и малокровия 10-летней Лизы Лепёшкиной. Известие о чуде быстро распространилось по всей России, и в Ростов стали стекаться паломники. Перед чудотворным образом неоднократно служил свт. Тихон (Белавин) , архиеп. Ярославский и Ростовский. 22-23 мая 1913 г., во время торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, св. царь-страстотерпец и мч. Николай II с августейшей семьей молился в Ростове Вел. перед чудотворным образом; во время посещения ростовского Спасо-Иаковлевского мон-ря он беседовал с исцеленной девочкой. В 10-е гг. XX в. с чудотворной иконы сделали неск. списков (напр., 2 иконы и хоругвь с живописным изображением из ц. свт. Николая на Всполье в Ростове Вел., образ в Спасо-Иаковлевском мон-ре). Паломники разносили по России небольшие эмалевые образки (10-е гг. XX в. ГМЗРК, ЦМиАР) с наименованием иконы «Умиление» или «Умиление Ростовская». Был издан эстамп с изображением чудотворной иконы и молитвы к ней (предположительно написана еп. Угличским Иосифом (Петровых) ). Перед разрушением Благовещенского храма в 1930 г. икона в резном киоте (10-е гг. XX в.) была перенесена в ц. свт. Николая на Всполье, где хранится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/77450.html

Так вот, раньше, когда мастер реставрировал икону, скажем, для музея, то он часто делал с нее список. Благодаря этому возобновлялись уже утраченные традиции и техники, а простые художники становились иконописцами. А когда реставрируешь икону, работаешь над каждым слоем, погружаешься вглубь иконы, то постигаешь самые основы иконописного дела. Позже, когда я стал «вольным художником», то основным моим заработком была именно реставрация икон. Старинные иконы во времена перестройки вдруг появились в огромном количестве, и почти все они нуждались в помощи. И если тогда почти все они вывозились за границу, то сейчас меня очень радует тот факт, что начался обратный процесс: иконы возвращают в Россию. – А как вы стали писать именно мелкописные иконы?Как-то мне показали несколько икон Осипа Чирикова и Василия Гурьянова. XIX век. Я смотрю на них и не понимаю, как они написаны. Я стал изучать, ходить в архивы музеев, осваивать техники, что-то изобретать. У меня к тому времени был достаточный опыт в миниатюре, я и шкатулки расписывал, и кольца, и все эти навыки мне очень пригодились. А уже в этом веке появился спрос на новописанные иконы. Если в 1990-х всех интересовали только старинные иконы, то сейчас всё больший интерес к современным иконописцам. Это дает толчок к появлению новых иконописных мастерских, новых мастеров. Хотя не всегда они справляются со своей высокой задачей: иногда видна спешка, незнание канонов, непонимание… Но, думаю, время всё расставит на свои места. – А на ваши мелкописные иконы сегодня большой спрос? Можно ли их увидеть в храмах? – Не могу сказать, что спрос большой. Он есть. Устойчивый. И хорошо, что так. У меня на одну мелкописную икону уходит два месяца и более. Представляете, что будет, если вдруг увеличится спрос? Я просто не смогу с ним справиться. А спешки в таких делах быть не должно. Плюс я пишу достаточно молельных икон и для храма Петра и Павла в Сестрорецке, прихожанином которого являюсь, и для наших прихожан. В этом храме можно увидеть достаточно моих работ, хотя именно миниатюрного письма там немного. Задачи несколько иные. А мелкописные иконы пишутся в основном под заказ. Я их после сдачи заказчику больше не вижу. Одна, правда, есть и у меня дома – это образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Я его всем с удовольствием показываю.

http://pravoslavie.ru/62750.html

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне , 5 июля — на Никольской . 24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными. 28 августа 2010 года состоялась торжественная церемония открытия надвратной иконы на Спасской башне Кремля. Чин освящения отреставрированной иконы совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В церемонии принял участие Президент РФ Д.А. Медведев . 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.   Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах. Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

http://patriarchia.ru/db/text/1259438.ht...

В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства. Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях. Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…». Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…

http://sobory.ru/article/?object=09408

24 мая 1928 г. Максим Свитич стал титуловаться «епископом Барабинским» в связи с перенесением кафедры обновленческого викариатства из Каинска в Барабинск (в 1925-1927 существовала Барабинская обновленческая епархия, к-рую в 1925-1926 возглавлял «епископ» Александр Четыркин, в 1926-1927 - «епископ» Владимир Злобин). Преобразованная из вик-ства в самостоятельную епархию Барабинская кафедра Сибирской митрополии прекратила существование в 1932 г. Святыни, крестные ходы До 1917 г. наиболее почитаемыми святынями на территории Каинского у. были чудотворная икона вмц. Параскевы , находившаяся в часовне близ св. колодца в окрестностях с. Вознесенского (ныне Вознесенка Венгеровского р-на Новосибирской обл.), список Казанской иконы Божией Матери в пос. Дмитриевском, местночтимая икона свт. Николая из Николаевской ц. с. Осиновые Колки (ныне с. Осиново Куйбышевского р-на), а также хранившийся в той же церкви прижизненный портрет на холсте свт. Иннокентия (Кульчицкого) , еп. Иркутского, привезенный в 1843 г. паломниками из иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-ря . До 1917 г. в Каинском у. существовала традиция совершать крестный ход 2 раза в год при посеве хлебов. Спустя десятилетия после полного разорения, в 1995 г., была возрождена традиция паломничеств к колодцу в урочище Половинка близ с. Вознесенка Венгеровского р-на, где, по преданию, не позднее сер. XIX в. явилась чудотворная икона вмц. Параскевы (сама икона считается утраченной). Вода из колодца почитается целебной, над ним в 2005 г. была установлена сень с куполом и крестом. Там же ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи, в день явления иконы вмц. Параскевы, совершается крестный ход к колодцу от места, где стоял разрушенный в советское время приходской храм с. Вознесенка. Особо почитаются в епархии Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Покровском храме г. Татарска, к-рая была подарена приходу в Татарске в 1912 г. группой переселенцев и чудом уцелела в период гонений, и Иверская икона Божией Матери , хранящаяся в храме Рождества св. Иоанна Предтечи в Куйбышеве, подаренная общине в 1907 г. строительницей храма А. И. Шкроевой в память 50-летней службы в Томской епархии архиеп. Томского и Барнаульского св. Макария (Невского) . Освящена икона в Иверской часовне в Москве. Монастыри Действующие: Квашнинский во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (муж., в дер. Квашнино Барабинского р-на, открыт 15 дек. 2011); община при приходском храме Нерукотворного образа Господня (муж., в Венгерове, действует с 2002 как подворье новосибирского мужского монастыря св. Новомучеников Российских). Лит.: Сулоцкий А. И., прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864; он же. Многочтимые иконы по Зап. Сибири: В Тобольской епархии. Омск, 1881; Байдин В. И., Федоров С. В. Сибирская икона. Омск, 1999. С. 215; Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319895.html

Се гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати комуеждо по делом его» ( Апок. ХХ, 11–12 ). Вот последнее слово нашего Господа в откровении Его Иоанну! Но для нас, братии мои, особенно важно в этом случае то, что Господь попускал нечестивым поругаться над самою святынею Своею или совершенно сокрывал ее тогда, когда оскудевала вера и благочестие и умножались грехи и беззакония в среде самого избраннаго народа Божия. Ныне возвещу вам, говорил Господь устами пророка, что Аз сотворю винограду Моему: отъиму ограждение его и будет в разграбление: разорю страну его и будет в попрание, занеже ждах да сотворитъ гроздие, сотворих же терние... Поищем вины постигшей нас скорби в себе самих. Нет ли чего в нас самих недостойного благоволения пречистой Матери Божией, а напротив достойного гнева Ея и отвращения 7 . И конечно, трудно предположить, чтобы кто-нибудь из слушателей арх. херсонского и наших современников ответил на этот вопрос отрицательно. Но как ни тяжело допустить мысль, навеваемую довольно настойчиво утешительным словом казанскаго архипастыря, что «дикий изверг человечества» «повидимому святую икону сжег», что это «бесценное сокровище, быть может, навсегда для нас потеряно», с печальным фактом исчезновения казанской святыни приходиться считаться, затаив в глубине души слабую искру надежды на повторение счастливого конца истории святотатственного похищения иконы Касперовской Божией Матери в 1872 году. При этом, однако-же, православному русскому человеку, горячему патриоту, любящему свою Родину и глубоко верующему, что в самые тяжелые, критические моменты жизни нашего отечества, по молитвам лучших сынов его, Заступница рода христианского – Матерь Божия всегда простирала свой милостивый покров над ним и посылала свыше неожиданную помошь и избавление, следует ли приходить в то скорбное тяжелое уныние, какое овладело всею казанскою Церковью и тою в частности обителью, которой вверено было Провидением хранение этой святыни? Можно ли и в праве ли мы согласиться с сетующими, что похищенная «святыня Казани» есть «историческая святыня всей России» в собственном смысле этого слова, потому что якобы «пресвятая Дева чрез свою икону казанскую явила покров свой над всей русской землей»? И если бы мы согласились на время с тем преувеличенным представлением об исчезнувшей ныне иконе Казанской Вожией Матери, какое не чуждо, очевидно, казанцам и какое они выскавывают в порыве скорбного чувства, под влиянием невознаградимой для них утраты, то сохраняет ли свой практический жизненный смысл настоящий праздник 22 октября в честь Казанской Божией Матери, установленный «в царствующем граду Москве, избавления ради ог Ляхов в лето 7121»? Имеет ли и теперь практическое значение «Служба явлению иконы пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския», положенная в нашей Минее на этот праздник, или же и ей суждено теперь стать достоянием лишь церковного архива? Само собою разумеется, что утрата чудотворной явленной иконы для Церкви казанской – утрата незаменимая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В монастыре находились две чудотворные иконы - Одигитрии и Умиления. Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Синичьей горе было видение, он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришел на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигитрии. Жители близлежащего селения Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой Умиления. Только Тимофей смог снять икону с ветвей дерева. После этого обе иконы поставили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского (Сказания 1993:469-471). Икона Одигитрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом ее торжественно носили по близлежащим селам, оставляя ее там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование иконе бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания связанные с явленной иконой, не раз видел ее и встречальную икону Умиления в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов. Вероятно, поэтому знакомая поэта П.А.Осипова, помещица из соседнего Тригорского, писала ему: «Сегодня у нас было интересное зрелище: увоз иконы Святогорской Божьей Матери. С час тому назад прошел крестный ход при чудной погоде; множество довольно приличной публики, в ожидании прибытия иконы, расположилось у подошвы нашей горы десять или 12 экипажей, стоявших по близости, дополняли картину». Иконы, иногда древние и прославленные Пушкин видел в квартирах своих друзей и знакомых, например, у княгини Зинаиды Волконской, салон которой Пушкин посещал. Как сообщает А.Н.Муравьев, княгиня любила св. равноапостольную Ольгу, «так как и в ее жилах текла кровь Рюрикова, и род Белозерских особенно благоговел пред сею великою просветительницею Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010