Уразумей отсюда, что мы, почитая иконы Спасителя, Матери Божией и святых, делаем это во славу Божию, как учит великий апостол Павел: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Православный : Но иконы пишутся или вырезаются людьми, а где в Священном Писании сказано, что Бог повелел прославлять Его рукотворными предметами? Священник : Если хочешь узнать об этом подробнее, прочти внимательно следующие места Писания: Исх.25:1–40; 26:1–37; 27:1–21; 28:1–39 ; Евр.8:5 и убедись, что Бог, повелев изготовить множество предметов во славу Его, обещал Сам в них присутствовать 73 . Православный : А откуда следует, что Он заповедал возжигать перед этими рукотворными предметами свечи и лампады или кадить перед ними, как делают это священники в наших храмах и миряне у себя домах? Священник : Я уже сказал об этом, но чтобы ты еще больше уверился, послушай. Бог заповедал Моисею устроить скинию свидетельства и обещал, что будет являться в ней Сам: И устроят они Мне святилище, и Я буду являться посреди вас ( Исх.25:8 ). Для этой священной скинии Он повелел, среди многих других вещей, изготовить двух херувимов из золота (см.: Исх.25:18–19 ). Эти изваяния предназначались для крышки ковчега, сам же ковчег Завета надлежало изготовить, по тому же повелению, из определенного материала и определенных размеров: Сделайте из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя ( Исх.25:10 ). Затем перед этим ковчегом с двумя херувимами Бог повелел сделать светильник из золота чистого, указав, что чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны быть из единого куска ( Исх.25:31 ). И не только светильник, но и лампады: И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его ( Исх.25:37 ). И, сверх того, заповедано было Богом поставить золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения ( Исх.40:4–5 ). Все повеления эти в точности исполнил святой пророк Моисей: И поставил он светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх.40:24–25 ), и поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою, и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь ( Исх.40:26–27 ). Отсюда видишь, брат, что по воле Божией устроены были и скиния свидетельства, и ковчег Завета, и херувимы, и светильник с лампадами перед ковчегом, и каждение благовонным фимиамом. Но разве не человеческими руками изготовлены вещи, о которых говорил Бог, и не повелением Божиим во славу Его? И разве повеление это не скреплено обещанием, что Он будет обитать и открывать Себя в них?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И.Ц. Миронович Лекция 22. Апостолат мирян Рад вас приветствовать. Так. Сходите во 2-й класс и посмотрите на столе икону (фотокарточку) Божией Матери. Не оставил ли я там? Попросите разрешения. И на столе должна лежать фотокарточка. Вот выходим мы за границы Евангелия и попадаем в область новую для нас –Πραξις αποστολον– «Дела Апостолов», или книга «Деяний Апостолов». В этой книге Благодарю Вас – вот мне дали икону, фотокарточку одной и той же иконы в трёх видах. И женщина, которая дала эту фотокарточку, говорит, что она была выкуплена у сатанистов. Они кощунствовали над ней, а вот молодой человек говорит, что это было в тридцатые годы, когда . И вот три образа одной и той же иконы – на двух Она с закрытыми глазами, на третьем – с открытыми. Вот, если кто хочет посмотреть – может быть, видел? А? И что ся вам мнит? Я вот думаю, что самая серьёзная апологетика в пользу иконопочитания – это как раз вот наши чудотворные иконы и чудеса, какие от них происходят. Лучшего свидетельства, что такая форма поклонения иконам и, вообще, что богослужебный культ угоден Богу – в земных, добавим, условиях, – лучше вот этих доказательств нет ничего. Хотя вы открываете книгу Апокалипсис и читаете в ней следующее – откроем все Апокалипсис. Я сейчас скажу, какую главу: где он видит сходящий с неба Небесный Иерусалим – синоним Царства Божия. «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря [а море – это синоним хаоса – 21-я] уже нет». И дальше описывает нам размеры Небесного Иерусалима и материалы, из которых он сделан, этот город. Говорится – 16-й стих, – что «Город расположен четвероугольником, длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолит, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хризопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

В 1871 г. храм исправлен усердием графа Павла Андреевича Шувалова: деревянные паперти заменены каменными, из бременского камня; церковь снаружи оштукатурена и окрашена светло-голубой клеевой краской; внутри устроены кирпичные своды, мраморный пол, а в алтаре – паркетный. Церковь внутри отличается изяществом и чистотою, какие редко можно видеть в сельских храмах. В юго-западной стороне церкви погребен строитель храма обер-камергер граф Андрей Петрович Шувалов и жена его, Фекла Игнатьевна. На полу находятся две мраморные плиты, с рельефными крестами и мраморными венками; над могилами – образ св. Андрея Первозванного, на полотне, в позолоченной раме, работы Плешанова; могила окружена бронзовой, позолоченной решёткой. В северо-западной стороне погребена графиня Ольга Есперовна Шувалова, урожденная княгиня Белосельская-Белозерская, умершая в 1869 г. Гробница ее, из белого мрамора, изящной работы. Она имеет вид часовни, с 4 арками; в куполе часовни – крест, ниже пола церкви – углубление, обшитое мраморными досками; на полу поставлен мраморный ящик и в нем цинковый гроб, покрытый мраморной доской; над гробницею – мраморный крест, с вызолоченным венком. Северная и западная арки – с зеркальными стеклами и вокруг них оранжерея с свежею зеленью и цветами; в восточной арке – вход в могилу. В южной, закрытой, арке поставлены иконы Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и Ольги. Могила отделена от церкви бронзовой решеткой. При входе в могилу, над аркой, на мраморной доске, надпись: «не бойся, токмо веруй, и спасена будешь»; вокруг арки, позолоченными буквами, евангельские изречения: «если любите Меня, соблюдите мои заповеди, и я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки.» (Иоак.14:15: 16); с правой стороны: «воля пославшего Мя отца есть та, чтобы из того, что Он мне дал, ничего не погубит, но все то воскресит в последний день» ( Иоан.6:39 ); с левой: «воля пославшего Мя есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:40 ). Против гробницы, на стене, икона, писанная на полотне академиком Тюриным. На иконе изображена, стоящая у креста, Мария Магдалина. Цена иконы 4000 р. Устройство всей могилы, или часовни, стоит до 22 т. р. с. Она устроена скульпторами Мадерно и Руджио.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

… высшим белым духовенством… — К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. … чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Иверской… — Об этих иконах см. примеч. 31 к Главе восьмой и примеч. 26 к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта «к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с.собою обе иконы «Он (Ростопчин. — Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы…» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). … ибо не мечом нашим… исповемыся вовек!» — Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С Тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». «Не мы, не мы сотворихом… до конец земли». — Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа — какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова». «Тебе Бога хвалим»… — начальные слова благодарственного гимна, составленного в IV в. святителем Амвросием Медиоланским . … был бы хорош в Петербурге … мало соответствовал нашим древним храмам Кремля. — Проект Витберга поражал современников «и необыкновенной смелостью художественной мысли и таинственностью мистического ее значения». «Это огромнейших размеров здание начиналось уже церковью во имя сошествия Христа в ад; над ней сооружался храм Рождества Спасителя, а еще выше второго должен был возвышаться храм Воскресения. Вся вышина от подошвы первого храма до купола должна была превосходить не одним десятком сажен храм св. Петра в Риме» (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 206, 208). Рисунок проекта Витберга был воспроизведен при его «Записках» (см. выше, примеч. 1) в «Русской старине».

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой». Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь , святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взывают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывáется в них прорóчество Исáиино, глагóлющее: слýхом услышите, и не имате разумети: и зряще ýзрите, и не имате видети. Отолсте бо сéрдце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и óчи свои смежиша, да не когдá ýзрят очима, и ушима услышат, и сéрдцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» ( Мф.13:14–15 ). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ). Это о нас. – Сост. Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изображения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены. В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но это чудо будет совершено перед людьми , а не перед Богом, ибо это – лжечудо, и не есть проявление высшей реальности неба, а целиком рассчитано на эффект перед людьми, на то, чтобы обольстить их. Все эти ложные чудеса лжепророк совершит, чтобы обольстить живущих на земле . Ему не дастся обольстить тех, которые, ходя по земле, душой живут на небе и там имеют свое сокровище, которых жительство на небесах. Те же, которые не только телом, но и душой живут на земле, только о земном помышляют и к земному прилепляются, те будут обольщены лжепророком и примут антихриста. Поэтому, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). Так лжепророк будет творить свои знамения перед антихристом. 13 .14–15 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Как в христианстве есть иконопочитание, есть иконы Спасителя, Божией Матери, святых, так будет создана и икона антихриста и учреждено поклонение ей. Здесь мы явно видим, что общество антихриста будет не безрелигиозным, а с новой религией, с явным культом сатаны. Лжепророк добьется не только почитания антихриста, но даже и его иконы. Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Так и поклонение иконе антихриста будет особой формой поклонения антихристу. Собственно, это будет финалом идолопоклонства. Прежде приносившие жертвы идолам приносили их фактически бесам ( 1Кор. 10:20 ). Здесь же поклонение будет оказано не идолу, а непосредственно иконе антихриста, посланника сатаны. История повествует нам, что человеческий разум может доходить до такого безумия, как оказание Божеской почести человеку. Есть примеры римских императоров – Калигулы, Нерона, Домициана, Декия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В каждый Богородичный праздник мы за Литургией слышим послание апостола Павла Филиппийцам, где о Божией Матери ничего не говорится, — речь идет о Спасителе. Но и к Пресвятой Деве Марии могут быть отнесены слова апостола: «Он был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной, и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилась всякая тварь — земная, небесная и преисподняя» (см. Флп. 2:8-10). В этих словах — очень важное послание, имеющее прямое отношение к жизни каждого человека. Бог превознес Сына Своего, потому что Сын смирил Себя и был послушен даже до смерти, и смерти крестной. Чему же был послушен Господь Иисус Христос? Он был послушен воле Триединого Бога — Отца, Сына и Святаго Духа. Он Свою земную жизнь устроял в полном соответствии с волей Божией. И, наверное, это послание апостола Павла читается в Богородичные дни потому, что Дева Мария так же Себя смирила и была послушна воле Божией, даже до крестной смерти Сына Своего. Слова апостола Павла, относящиеся, как я уже сказал, к Господу и Спасителю, и жизнь Пресвятой Богородицы, соответствующая этим словам, заставляют нас задать один очень важный вопрос. А именно, если самое главное в жизни человека — быть послушным воле Божией, то как эту волю узнать? Мы каждый день вовлекаемся в разные ситуации, очень часто требующие сделать выбор. Иногда этот выбор является критически важным для нас. Каждый приходской священник знает, с какими неожиданными вопросами обращаются иногда верующие на исповеди или просто спрашивая: «Мы не знаем, как нам поступить, — менять место жительства или нет, приобретать квартиру или нет, ехать куда-то или нет?» Иногда священники, в свою очередь, обращаются ко мне с просьбой помочь им найти правильные ответы, на что я обычно говорю: «В таких ситуациях вы не можете дать правильный ответ, потому что он будет от человеческой мудрости, а не от Божественного вдохновения, а нам всем — и духовенству, и монашествующим, и мирянам — нужно научиться жить в соответствии с волей Божией». И если жизнь будет устраиваться в соответствии с волей Божией, то и решения в частных ситуациях будут укладываться в общее русло нашего повиновения Божественной воле.

http://pravoslavie.ru/115916.html

И вот прибытие в Луганск Иерусалимской иконы Божией Матери, которая навсегда останется в нашей епархии, это как раз и есть момент прошения к Божией Матери для каждого из нас, и момент нашей благодарности – это те труды, те акафисты, которые мы совершаем перед Божией Матерью. Мы благодарим Ее за то, что мы, с Божьей помощью, переживаем этот тяжелый период, что у нас есть силы не только его пережить, но и достойно пережить, чтобы мы не впали в дух уныния, чтобы мы могли достойную жизнь проводить, в первую очередь, как люди, а во вторую – как православные люди. В том потоке людей на службах, в глазах каждого человека читается, и на исповеди это чувствуется, что люди это начинают осознавать. Осознавать то, что нам, действительно, нужно меняться. Что-то, что происходит вокруг нас, всегда зависит от самих нас. Это не просто исходящее, независящее от нас, нет. То, что мы сеем, мы это же пожинаем. Законы жизни неизменны. Так это изначально было.      Камешек положили, положили второй, третий – это есть уже строение. А если мы ничего не делаем, то ничего и не получается. Так же и душа, если мы занимаемся ею, приносим добрые плоды, Господь видит наши добрые дела, Он нас сохраняет и продлевает дни нашей жизни. Если же наша жизнь сама по себе бесполезна, не приносящая плода, то как Господь говорил в Евангельской притче: “Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: “вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?” Но он сказал ему в ответ: “господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее” (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9). То есть, смоковница, которая плод не приносит, нет в ней смысла. Ее срубают и бросают в огонь. И смоковница сгорает, потому что она не нужна. И каждый человек должен понимать, что он должен приносить достойные плоды: плоды покаяния, плоды исправления жизни и плоды нашей дальнейшей жизни, то есть наши добрые дела и поступки, чтобы мы смотрели друг на друга с открытыми сердцем и душой, чтобы не были закомплексованы, чтобы не были эгоистами, чтобы научились, в первую очередь, соблюдать мир в семье, потому что любой мир, который вокруг нас зиждется, он начинается с семьи.

http://pravoslavie.ru/91076.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Сам Господь даст вам знамение» 10.12.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери " Знамение " Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение» Икона «Знамение» изображает тайну Рождества Христова и предстательство за род человеческий Божией Матери. В седьмой главе пророка Исаии есть рассказ о том, как был осаждаем со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали, как листья при сильном ветре в лесу. Однако Господь говорит через пророка царю Ахазу о двух соединенных армиях, окружающих Иерусалим: «Не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней». Пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Это событие напоминает не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех испытаниях, которым подвергаются люди до самой смерти, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас может быть либо самонадеянное упование на свои собственные силы, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее ложное смирение, когда мы исполнены такого уныния, бездерзновения, отчаяния, что уже не решаемся обращаться ко Господу и просить у Него помощи и знамения победы. Об этом же свидетельствует и событие, через которое прославилась в нашем Отечестве икона «Знамение». Божия Матерь показывает нам, что с нами Бог и что каждому из нас, повторим еще и еще раз, угрожают две опасности. Одна — это безрассудно надеяться на свои собственные силы, а вторая, равная ей, и по существу того же внутреннего содержания, — когда мы унываем и полны мрачной покорности злу, как это происходит сегодня с нашим народом. И со всеми народами. Враги наши исполнены самоуверенности в надеянии на свои силы, а народ в массе своей пребывает в унынии. Как не вспомнить нам слова Господа, что кончине мира будет предшествовать «уныние народов»! (Лк. 21, 25).

http://moral.ru/znamenie/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010