«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафистник Акафистник — собрание акафистов, торжественных славословий, гимнов Господу, Божьей Матери, святым: Часть I Акафист Пресвятей и Животворящей Троице Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали Акафист Воскресению Христову Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Акафист Святому и Животворящему Духу Акафист ко причащению Святых Христовых Таин Часть II. Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению) Акафист явлению иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред иконою Ея, именуемою Троеручица Акафист успению Пресвятыя Богородицы Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, всех скорбящих Радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице именуемыя «Скоропослушница» Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице честному Ея знамению еже в велицем Новеграде Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа нечаянныя радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице явления ради Ея иконы «Державныя» Часть III. Акафист Святому Архангелу Михаилу Акафист Святому Ангелу Хранителю Акафист Святому Иоанну Предтечи и Крестителю Господню Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы Акафист Святителю Христову Николаю Акафист Божественным страстем Христовым Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню Акафист о упокоении усопших Часть IV. Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, Чудотворцу Акафист Святому равноапостольному князю Владимиру Акафист преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу Акафист Святому великомученику и целителю Пантелеймону Акафист Святым мученицам Вере, Надежде и Любви, и матери их Софии Акафист Святой великомученице Варваре Акафист благодарственный Акафистник Предисловие Слово «акафист» греческого происхождения; «акафистос химнос» значит буквально «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и святых, которым христиане обыкновенно внимают стоя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Владыку Питирима иногда ругают за то, что Минеи 1978–1989 годов вышли гражданским шрифтом, усматривая в этом некий умысел. Многие люди, и даже некоторые священнослужители из молодых, не понимают, что в те годы в СССР набрать книгу традиционным церковнославянским шрифтом было попросту невозможно: после октябрьского переворота все типографские наборные кассы церковнославянского шрифта были уничтожены. Можно было выпустить репринт, как это было сделано с Октоихом, Триодью постной и цветной и другими богослужебными книгами, но тогда в Минеи не попало бы огромное количество служб, которые входят в них и используются за богослужением вот уже 30 лет. Откройте мартовский том, вышедший в 1984 году, – там, под 2 марта, найдете две службы Божией Матери в честь Ее иконы, именуемой «Державная». Маленькая справочка об иконе и две службы. Напомним, что икона эта была явлена в тот день, когда царь-страстотерпец Николай подписал отречение от престола. На иконе изображена Матерь Божия с Младенцем Христом, сидящая на троне, со знаками царской власти в руках – скипетром и державой. Пресвятая Богородица воспринималась как хранительница России в отсутствии царя, и службы в честь этой Ее иконы имеют политический подтекст. Тем не менее в 1984 году эти тексты были опубликованы. В Совете по делам религий из житийных справок вычеркивали упоминания о местонахождении мощей и чтимых икон; слово «новомученики» в названии службы византийским святым, пострадавшим в XV веке, вызвало шок и было несколько видоизменено. Но, видимо, загруженные работой, сотрудники Совета внимательно читали прежде всего житийные справки, написанные более понятным им языком, а богослужебные тексты... да что там может быть интересного современному человеку? Несмотря на масштаб работ, в широких научных кругах об особенностях зеленых Миней стало известно далеко не сразу. Характерная ситуация, повторявшаяся неоднократно: на конференции к сотруднику Издательского Отдела (или Издательского Совета) подходит ученый со словами: «Я занимаюсь святым N., обследовал все рукописи, связанные с ним, нашел неопубликованный текст службы, думаю, Церкви это должно быть интересно». – «Очень интересно. А Минеи смотрели?» – «Смотрел». – «Зеленые Минеи?» – «А что это такое?..» – Объяснение, обмен телефонами. Через несколько дней в Издательском Отделе (или Совете) раздается звонок: «Эта служба там уже опубликована...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

суботи Великого посту Кирил звершив утреню в 18 березня 2016 р. 20:38 Вечером 18 марта 2016 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в соборе Рождества Пресвятой Богородицы  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря  г. Москвы (со вторника, 15 марта, на субботу 19 марта перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»). В богослужении участвовали клирики Зачатьевского монастыря и духовенство г. Москвы. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря, заместитель председателя  Синодального отдела по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), насельницы Зачатьевской обители. В храме присутствовал заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин. Богослужебные песнопения исполнил хор Зачатьевского монастыря, регент — монахиня Сергия (Газарян). По окончании службы игумения Иулиания приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар Его Святейшеству Постную Триодь. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с кратким словом. «Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с окончанием первой седмицы Великого поста, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — С одной стороны, трудное время — утром и вечером богослужения, особо строгие ограничения на пищу. Но, тем не менее, первая седмица всегда придает силы, чтобы пройти все поприще Великого поста, и молитва именно в эти дни обогащает мыслями и светлыми духовными переживаниями». «Очень рад, что многие из здесь присутствующих, особенно наша молодежь, сопутствовали мне практически каждый день и вместе со мной молились», — сказал Предстоятель, приветствуя участвовавших в богослужении волонтеров. «Всякий раз, когда я посещаю Зачатьевскую обитель и вижу эту возрожденную красоту, я возношу хвалу Господу и выражаю благодарность всем, кто здесь потрудился, — нашим замечательным благодетелям, сестрам, духовенству. Действительно, в самом центре Москвы воссоздан, причем в такой красоте, которой и не было первоначально, этот дивный исторический монастырь, так тесно связанный с именем святителя Алексия, митрополита Московского», — продолжил Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4405944...

В 10 веке, когда над столицей христианской империи нависла угроза, было явление Богоматери. Во Влахернском храме совершалось всенощное бдение. Блаженный Андрей. в 4 часу ночи увидал величественную Жену, идущую от царских врат с сонмом святых, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Нею, воспевая духовные гимны. Андрей спросил ученика Епифания: Видишь ли Госпожу и Царицу мира? Вижу, – отвечал он. Учение о Божией Матери как Царице Небесной выразилось в иконографии. Один из таких образов – икона Державная. «Как к Ней можно отнести слова «Свет» и «тишина»»? Пресвятая Дева не только является Матерью Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим), но и Сама часто именуется Светозарной. Как звезда пресветлая. Владычице, вся Она в сиянии Света – Боге, как угль раскаленный в великом огне. Вся пресветла и огненна. Как легко помыслить, что Он, Бог, есть Свет и Святость, так и Она есть вечный Свет и вечная Святость (св. прав. Иоанн Кронштадский). Слово тишина с полным основанием может быть применимо к Божией Матери. Она умиротворяет, дает людям желанную тишину. Поэтому мы просим Её об этом: непрестанно молим Тя, благую Матерь, да сохраниши всем нам мир и тишину, да избавиши нас от волнений и смут, от крамол и междоусобных браней, и от всяких смертоносных язв, да вси в благочестии пребывающе, в тихом и безмолвном житии благодушно хвалу Богови воспевают: Аллилуия (Акафист Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой Ирусалимская). Для православного человека сыновья любовь к Божией Матери составляет драгоценную сторону его духовной жизни. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякия нужды и печали. Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог? иеромонах Иов (Гумеров) О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» установлено 15 марта. Ее явление произошло в день отречения от престола императора Николая II. Крестьянка Евдокия Адрианова трижды видела во сне, что в этом селе находится забытый образ, через который будет явлено покровительство Царицы Небесной русскому народу. Икона, до 1812 г. пребывавшая в московском Вознесенском монастыре, была обнаружена в храме села Коломенского под Москвой. Богородица изображена на ней при царских регалиях – в красной мантии, в короне, с державой и скипетром. В настоящее время икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 г. Святой благоверный князь Даниил Московский 17 марта — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского , сына святого князя Александра Невского. В 1272 г. он получил по разделу небольшое Московское княжество и за время своего правления укрепил и увеличил его. Благочестивый князь никогда не пытался захватить чужие земли и всегда старался выступить миротворцем, за что получил от своего умершего родича Переяславские земли, что выдвинуло Московское княжество в число самых значительных. В 1303 г. князь Даниил тяжело заболел и перед смертью принял схиму. Сорок мучеников Севастийских 22 марта церковь празднует день памяти 40 севастийских мучеников . В 313 г. в армянском городе Севастии 40 воинов-христиан отказались принести жертву языческим богам. После мучений их вывели раздетыми на лед замерзшего озера и оставили на ночь. Чтобы сломить их волю, на берегу была растоплена печь. Когда один из воинов, не выдержав холода, зашел в баню, он упал мертвым. Стражник, увидев над головами мучеников светлые венцы, объявил себя христианином и присоединился к ним. Наутро мученики были казнены, а тела их предали огню. День памяти святителя Григория Двоеслова – 25 марта. Святитель Григорий Двоеслов Этот папа Римский, живший в VI в., известен благочестивой жизнью, мудрым управлением церковью, борьбой с ересями, а более всего – многочисленными богословскими трудами. В честь одного из них — «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» — святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником». Кроме того святой Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании.

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Патриаршее служение в субботу первой седмицы Великого поста в Троице-Одигитриевском монастыре Зосимова пустынь 16 марта 2019 года 16 марта 2019 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, праздник Державной иконы Божией Матери (на этот день с пятницы, 2 (15) марта, перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь , расположенный в Троицком административном округе города Москвы («Новая Москва») вблизи г. Наро-Фоминска. В Троицком храме обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Матфей ;  епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник  Троице-Сергиевой лавры ; игумен Лаврентий (Балаев), насельник  Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь ; духовенство Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни. В храме присутствовали: министр культуры РФ В.Р. Мединский, директор Правового департамента Правительства РФ К.Ю. Панферов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергунина, префект Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы Д.В. Набокин, глава администрации сельского поселения Новофедоровское г. Москвы А.В. Шутиков, заместитель главы администрации — начальник территориального управления Наро-Фоминск Московской области Г.П. Пензов. За богослужением молились настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова), сестры обители и паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь (регент Е.Б. Чуйко). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Дионисия (Миловидова), насельника Оптиной пустыни.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Несмотря, однако, на все это, святая икона Божьей Матери вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым для ограниченного человеческого разума путем снова явилась в Ксенофе. Братия Ватопеда после этого вторичного исчезновения иконы из их запертого храма и обители окончательно убедились в чудесности этого события. Они не решились более противиться промыслительной о спасении всех воле Небесной Царицы и оставили напрасный труд перенесения Ее иконы в свою обитель. Икона Одигитрия и доныне благоволит пребывать в Ксенофской обители и будет пребывать там дотоле, доколе державной воле Ее то будет угодно. Братия Ватопедского монастыря в память этого чудесного события и в знак своего благоговения к сей святой иконе положили доставлять для нее в Ксеноф свечи и елей. Это свое постановление они исполняли несколько лет, пока Ксенофская братия не отказала им в этом, потому что перестала нуждаться в посторонней помощи. Икона Одигитрия в Ксенофе находится в соборном храме, при колонне левого клироса, т. е. в том же месте, в каком она стояла и в Ватопеде. Не так давно, в дни греческого восстания, Святая Гора была занята турками. Один из них хотел надругаться над Одигитрией Ксенофской — этой христианской святыней, но тогда же был наказан Правосудием Божиим за свое безумие и дерзость. В России находится много чудотворных икон, именуемых Одигитрия, или Смоленская. Икона «Находящаяся над вратами» Эта святая икона Божией Матери находится над вратами Ватопедского монастыря с наружной их стороны. О ней рассказывают следующее. В 1882 году, в апреле месяце, когда Афонская Гора была занята турецкими войсками, один из неистовых агарян возымел дерзость выстрелить из ружья в божественный лик Пречистой Девы. Святотатственный выстрел ударил в правую руку изображенной на иконе Богоматери. Тотчас же, как только было совершено это безумие, нечестивцем овладело помрачение ума, и он повесился в саду на одном из масличных деревьев, в виду монастырских ворот. Имя этого несчастного агарянина было Хусейн.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Да, некоторые винят Императора за его отречение от Царского престола, но причину такого отречения эти " некоторые " не хотят понять, а ведь о ней так много сказано. Именно за любовь к России и русскому народу Царь Николай принес себя в жертву разбойникам, изменникам, предателям и убийцам. Он, подобно пророку Ионе, святителю Григорию Богослову, ради спасения народа, ради мира решился на такой трагический шаг. Лучше пострадать самому, нежели страдать своим людям. Лучше предать себя в руки Божии и Его Святой воле, чем устраивать мятежи и братоубийственные войны. Император не раз говорил: " Нет таких жертв, которых бы я не принял, чтобы спасти Россию " . По пророчеству старца Авеля " Царь Николай сменил Царскую корону на Терновый венец по образу Христа, и он будет предан своими же людьми на мученическую смерть " . Неужели мы не понимаем, братие, слов праведного отца Иоанна Кронштадтского, ведь он назвал Царя Николая " праведным и благочестивой жизни; Богом послан ему тяжкий крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду " . А святая блаженная Параскева Саровская ставила портреты Царственных мучеников вместе со святыми иконами. Можно много приводить еще примеров, где Дух Святый через уста праведников свидетельствует об Императоре Николае II, как об избранном сосуде, страстотерпце, святом Царе, православном помазаннике, мученике за веру и народ Божий. Но и этого достаточно, чтобы понять, что почитание и прославление Царя- мученика требует от нас правда Божия. Он должен быть прославлен Церковью здесь на земле, как прославлены Новомученики Российские. К этому подвигает нас и всенародное почитание невинно убиенных Царственных страдальцев верующим народом не только в России, но и в других странах. Ведь не секрет, — в каждом доме, в каждой православной квартире теперь можно видеть портрет или икону Русского Царя- мученика Николая. За последние годы в разных изданиях появляется множество публикаций, в которых повествуется о благодатной помощи и небесном заступничестве Российских страстотерпцев, когда народ обращается к ним в своих молитвах. И то чудесное мироточение икон безвинных страдальцев, которое неоднократно наблюдается многими из духовенства и прихожанами православных храмов, еще раз подтверждает, что они имеют дерзновение пред Богом молиться за Россию и ее народ. Как вы знаете, в день отречения от престола Императора Николая II произошло событие, которое исполнило надеждой сердца православных людей. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери, русские люди не сомневались в том, что он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную Царскую власть над народом России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/31/my...

Архив Пн В канун субботы 1-й седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 18 марта 2016 г. 20:38 Вечером 18 марта 2016 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы (со вторника, 15 марта, на субботу 19 марта перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»). В богослужении участвовали клирики Зачатьевского монастыря и духовенство г. Москвы. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), насельницы Зачатьевской обители. В храме присутствовал заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин. Богослужебные песнопения исполнил хор Зачатьевского монастыря, регент — монахиня Сергия (Газарян). По окончании службы игумения Иулиания приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар Его Святейшеству Постную Триодь. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с кратким словом. «Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с окончанием первой седмицы Великого поста, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — С одной стороны, трудное время — утром и вечером богослужения, особо строгие ограничения на пищу. Но, тем не менее, первая седмица всегда придает силы, чтобы пройти все поприще Великого поста, и молитва именно в эти дни обогащает мыслями и светлыми духовными переживаниями». «Очень рад, что многие из здесь присутствующих, особенно наша молодежь, сопутствовали мне практически каждый день и вместе со мной молились», — сказал Предстоятель, приветствуя участвовавших в богослужении волонтеров. «Всякий раз, когда я посещаю Зачатьевскую обитель и вижу эту возрожденную красоту, я возношу хвалу Господу и выражаю благодарность всем, кто здесь потрудился, — нашим замечательным благодетелям, сестрам, духовенству. Действительно, в самом центре Москвы воссоздан, причем в такой красоте, которой и не было первоначально, этот дивный исторический монастырь, так тесно связанный с именем святителя Алексия, митрополита Московского», — продолжил Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/4404476.ht...

- Образ Успения Божией Матери. - Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской, древнего хорошего письма с сребряно-позлащенными венцами. - Образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем на левой руке, именуемый «Что Тя наречем, о Благодатная». - Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской. - Образ св. Николая чудотворца, обе иконы писаны в Москве по усердию державного внука св. патриарха Филарета, царя Алексея Михайловича, и присланы им к освящению Свято-Троицкого храма в 1666 г. Во время большого пожара в 1764 г. вынесены из храма и спасены. - Малый образ Живоначальный Троицы, дар царя Алексея Михайловича, присланный одновременно с вышесказанными к освящению Троицкого храма. Предание гласит, что после пожара в 1764 г., чудотворный образ Живоначальной Троицы был взят в Казанскую соборную городскую церковь, но на другой день явился в монастырском саду на яблони, потом был взят в Казанскую церковь ближайшего с. Ракитина, но и оттуда явился в монастырском саду на той же яблоне, наконец, взят в Троицкий монастырь г. Ельца, но и оттуда явился в монастырском саду Лебедянского монастыря. Это чудесное переселение св. образа было для святителя Тихона предзнаменованием восстановления погоревшего монастыря и того, что Елецкий монастырь был со всем штатом братским и имуществом переведен в сей Лебедянский в 1776 г. Св. образ на зиму поставляется в теплом Успенском храме в киоте за правом клиросом. Соборный Троицкий храм в 1874 г. внутри обновлен: стены окрашены масляною краскою и расписаны приличною живописью при помощи боголюбивых благотворителей. Колокольня каменная, крепкая, трехъярусная, небольшая, в связи с теплым Успенским храмом. Колоколов на ней 8, большой колокол в 98 пудов, слит в 1698 г. при игумене Филарете. Вкладчиками на отлитие были царь Петр Алексеевич и почти все его вельможи и полководцы. Звон всех колоколов очень гармоничен, вероятно, от вложенного при литье серебра. Каменный двухэтажный корпус настоятельский построен около 1670 г. В верхнем этаже помещается настоятель, духовник и старший иеромонах, а в нижнем казначей и прочая братия. Небольшой корпус двухэтажный, нижний этаж каменный, занимается рухлядью и столярною, а верхний деревянный – свободный, снаружи и внутри оштукатурен.

http://sobory.ru/article/?object=10180

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010