Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, регент Н.А. Мышкин. В сугубую ектению было включено прошение: «Еще молимся Тебе Господу Богу нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас недостойных рабов Твоих, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на Церковь Русскую, от лет древних, наипаче же в мимошедшее столетие чрез милостивое явление иконы Пречистыя Твоея Матери, именуемыя «Державная», ею же страна и Церковь наша, в годы гонений невредима и непреоборима от всех стрел вражиих восстающих на ню сохраняшеся, и припадаем и славословия Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: избави и впредь от всех бед верныя люди Твоя и всегда яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Благосерде Господи, услыши и помилуй» . Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, Его же милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающее со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на Церкви Русской в мимошедшем столетии бывших, ю же велиею милостию Своею невредиму сохранил еси и даровал ей знамение милости Своея, чрез явление чудныя иконы Пречистыя Матери Своея, именуемыя «Державная», ею же Церковь наша в годы лихолетия и гонений, от страшных бед, скорбей и разделений предивно ограждашеся и спасашеся. Молим Тя, Благосерде Господи, огради и ныне Церковь Твою святую и страну нашу и всю Русь, от всякого злаго обстояния и от поползновения многих распри, разделения и расколы творящих. Пробави милость Твою любящим и ныне усердно благодарящим Тя. Утверди благословение Твое на державе нашей и на всей земле Русской, да Дух Твой благий почиет на нас и якоже древле, так и ныне прославится всесвятое имя Твое, молитвами Пречистыя Твоея Матери, от лет древних покрывающей и заступающей страну нашу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков». Затем были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в революционной междоусобной брани погибших».

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

Николая Тульского. По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством перенесена была в собор и на пути явила первое чудо, исцелив одного слепца, который три года ничего не видел. Другой слепец тоже получил зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери, которые и до сих пор подаются всем, с верой притекающим к Ее чудотворному Образу. На другой день после обретения, в соборном храме совершена была литургия; Архиепископ, повелев снять список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса, от него бывшие, отправил все это в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV. Царь на месте обретения приказал соорудить деревянный храм и устроить при нем во имя Казанской иконы Божией Матери женский монастырь для сорока инокинь. Храм был сооружен, монастырь открыт и в нем первою инокиней, а затем и первой настоятельницей была обретшая чудотворную икону Богоматери девица Матрона, а по пострижении в монашество инокиня Мавра. Вот как явилась в Казани чудотворная икона Божией Матери, имени который посвящен ваш храм. Но не в одном вашем селе и не один ваш только храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; нет св. храмы в честь Ее, чудотворные иконы размножены по всей России; есть они в других многочисленных селах, есть они и во многих городах, есть и в столицах. Всюду русские православные люди усердно прибегают под державный покров Владычицы Богородицы, прося Ее молитв пред Ее пречудным Казанским Образом со слезами. И как нам не прибегать с молитвами к Царице Владычице Богородице. Невелика, кратковременна наша жизнь, но эти краткие дни исполнены постоянных трудов, забот, болезней, печалей, лишений, оскорблений, всяких потерь, опасностей и иных многих бедствий. Да, други мои, немного ясных дней в жизни нашей выпадает на долю нашу. Одна скорбь сменяется другой. После одной заботы или печали наступает другая и сменяется третьей. Кто же ободрит, укрепит и утешит нас в этих скорбях? Одна у нас Мать утешительница – это Матерь Божия и Матерь всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века». Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это – всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть »добрым воином Иисуса Христа« ( 2Тим. 2:3 ), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей». Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Затем был совершен чин основания нового храма, в котором испрашивается благословение Господне строящемуся дому Божию, а также его строителям. В ходе молитвословия фундамент будущего храма был окроплен святой водой, а в его основание Митрополит Евсевий и Губернатор Псковской области вложили закладные камни, а также закладную грамоту: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Божиею милостию! Во утверждение Православия! Сия благословенная грамота положена в основание Храма в честь святаго мученика Русского царя Николая II и его семьи на месте начала его страдальческого пути на станции Дно Псковской области. В лето 2017 от Рождества Христова, 1-го/14-го марта, при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, Митрополите Псковском и Порховском Евсевии, Губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке». По окончании Псковский Архипастырь поблагодарил всех за совместную молитву и особо отметил: «Дорогие друзья, дорогие наши братья и сестры и все православные, которые сегодня на этом месте! Сейчас мы посадили живое древо, основали строящийся храм в честь благоверного императора российского, мученика Николая и его венценосной семьи. Мы посадили древо, которое должно быть живым и плодоносящим. Но каждый из нас должен иметь свое участие в строительстве этого храма. По возможностям, по силам принесите свое усердие, свое сердце, как любовь к нашей России, как любовь к нашим благочестивым родителям. И дай Бог, чтобы это строительство было благополучно, приятно, памятно, послужило бы на пользу всем и ныне живущим, и нашим потомкам. Доброго здоровья всем вам, с праздником сегодня и с грядущим праздником в честь прославления чудотворного образа нашей Русской земли Матери Божией, именуемой «Державная». Храни Господь!» Затем ко всем собравшимся обратился Губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак, который в своем приветственном слове поздравил всех собравшихся и сказал: «Историческое значение того действа, которое мы сейчас совершили, сложно переоценить. Оценку этому безусловно дадут следующие наши поколения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Храм на Бутовском полигоне выстроен в традициях шатровой архитектуры. Наиболее близким по облику является деревянный трехшатровый собор в Кеми, который в какой-то мере явился прообразом храма в Бутове. Перед храмоздателями собора Новомучеников и Исповедников Российских стояла задача создать средствами архитектуры в синтезе с другими видами церковных искусств такой образ, который бы свидетельствовал о мученическом подвиге православных, принявших смерть за исповедование Христа. Архитектором М.Ю. Кеслером было предложено оригинальное решение: несколько углубить фундамент храма и обсыпать западную часть храма землей, чтобы создать впечатление холма. Теперь, чтобы попасть в реликварий, нужно спуститься вниз по лестнице, как это обычно делается при спуске в крипту, где в греческих храмах хранятся останки святых. Первый этаж храма посвящен памяти страданий Новомучеников и Исповедников Российских. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. В двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года - обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. Изначально предполагалось написать отдельные иконы всех бутовских мучеников, но так как в лике святых было прославлено более 320 человек, то было принято решение о написании соборных икон по дням расстрелов. Эти соборы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). Центральный придел нижнего храма посвящен иконе Божией Матери, именуемой " Державная " ; правый - во имя священномученика Серафима, митрополита Ленинградского; левый - в честь святителя Иоанна Шанхайского. Центральный придел верхнего храма - Воскресения Господня; правый придел - Святых Новомучеников и Исповедников Российских; левый придел - Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На колокольне храма установлен большой набор колоколов, отлитых на тутаевском колокольном заводе. На колоколах также изображены лики Новомучеников и Исповедников Российских, в том числе Царственных страстотерпцев.

http://sobory.ru/article/?object=16836

Казанская икона явилась 27 лет спустя присоединения Казани к государству Российскому, что произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Очевидно для укрепления веры православного народа. Подтверждение чему находим в Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»: «Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение». Это было время, когда решался, по сути, вопрос о направлении русской экспансии. И явление иконы Божией Матери укрепило Русь в ее в движении на восток. А уже через три года 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Русь твердо двинулась не на Запад, а на Восток, на собирание вокруг Москвы евразийского пространства. Символично также и то, что в России было три самых чтимых иконы Казанской Божией Матери в трех столицах: в Казани, затем в Москве и Санкт-Петербурге. В 1612 году икона являет чудо спасения Отечества от польской оккупации и главное чудо сохранения русской самобытности: Собор 1613 года однозначно решает никаких иных кровей царевича на русский престол не звать. Памятником этому чуду стала Казанская церковь на Красной площади в Москве с чудотворным образом Казанской Божией Матери, построенная князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. А также и новый праздник иконе 22 октября ст. ст. в память взятия московского Китай-города, что предопределило очищение Москвы от поляков. Именно в этот в Санкт-Петербурге по распоряжению Царя Петра Алексеевича в 1721 году состоялись торжества в честь заключенного 30 августа Ништадтского мира, завершившего тяжелейшую войну со Швецией, которая закрывала для России выход к Балтийскому морю и превращение в великую державу. Государь Петр Алексеевич после торжественного молебна в Троицком соборе по случаю победного завершения войны принял поднесенные ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом титулы Великого, Императора и Отца Отечества. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, Россия де-юре стала империей. Так что День народного единства должен обращать наши взоры не только к подвигу ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от поляков, но к дню рождения Российской Империи.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/po...

18.03.2021 15 марта Церковь вспоминает явление иконы Божией Матери «Державная» Явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой празднует Православная Церковь 15 марта. «Державная» относится к типу «Панахранта» – один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу «Одигитрия». Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом. В… 15.03.2023 Верующие Узбекистана могут помолиться перед чудотворной иконой царя-страстотерпца Николая II 10 марта 2024 года в собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте была доставлена чудотворная мироточивая икона царя-страстотерпца Николая II. Перед началом Литургии образ в храм торжественно внес глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, сообщает сайт Ташкентской епархии. Также в соборе был вновь установлен Годеновский крест. В своей проповеди после Литургии владыка Викентий поблагодарил хранителя чудотворного образа царя-страстотерпца Николая II Александра Чернавского за возможность приложиться к известной святыне православным жителям Узбекистана. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа отметил, что мироточивый образ будет пронесен по храмам Ташкентского благочиния. 14.03.2024 Утвержден текст акафиста Божией Матери в честь Ее иконы «Целительница» Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил в новой редакции текст акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой «Целительница». Данное решение было принято на основе рапорта председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании Синода 12 марта 2024 года (журнал 23), сообщает сайт «Патриархия.ru». Священный Синод постановил одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенный текст акафиста. 13.03.2024 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/themes/ikona

В храме святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (иконы) . Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прмцц. Анне и Матроне Алексиевским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5554082.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/487 ). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года были утверждены тексты тропаря и кондака преподобномученице Дарии (Зайцевой). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5605342.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/492 ). 3 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 441. 5 Там же. С. 432–433, 438. 6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 7 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467. 8 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона Богородицы (иконы) должен петься дважды. 9 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-14/

Однако мандорла Божией Матери отличается от мандорлы Спасителя как своими красками, так и отсутствием золотой разделки. Сине-зеленая, по краям окрашенная в розовый цвет, переходящий в красный, она, по-видимому, является образным переложением слов канона Божией Матери, где Она прославляется как «огнеобразная колесница Слова» 160 , как «утро светлейшее Солнца носящая Христа» 161 и др. Символика сочетания этих цветов, очевидно, соответствует ночному мраку греха и неведения и заре утра наступающего дня воссоздания мира. Этим подчеркивается космическое значение Богоматери и Ее роль в воссоздании как «мир обновившей во чреве Своем всецел» 162 . Холодный тон закрывающего борта иконы оклада, сделанного из тисненого серебра, и гравированные венчики усиливают общий теплый тон иконы и, прекрасно сочетаясь с красками, придают ей торжественный и праздничный вид. Богоматерь Одигитрия Богоматерь Одигитрия. Тверь. Первая четверть XV в. ЦМиАР Богоматерь Одигитрия. Начало VII в. Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон Иконографический тип Богоматери Одигитрии ( δηγτρια) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь благословила этот Свой образ со словами: «Мое благословение пребывает навеки с этой иконой». Святой Лука послал этот образ в Антиохию «державному Феофилу» вместе с текстом Евангелия. Около середины V в. по приказанию императрицы Евдоксии образ был послан в Константинополь в подарок ее свекрови, императрице Пульхерии 163 . Это повествование было общепринятым в Византии в IX в., когда впервые появляется наименование «Одигитрия» на печатях. Неизвестно, происходит ли это название от храма «Путеводителей» (τν δηγν), в котором императоры обычно молились перед выступлением в походы, или же икона Богоматери, именуемая «Путеводительница», дала название храму, перестроенному Михаилом III (842–867).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010