В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже возликовала в душе, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку. – Я скоро выйду, – крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась. Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос: – Скажите, а у вас икона Девы Марии есть? – Есть… – обреченно ответила Валентина. – А можно посмотреть? – Так смотрите! – сдерживая раздражение, промолвила Валентина. – Вот «Казанская», вот «Донская», вот «Всех скорбящих Радость», вот «Смоленская»… – Это все Дева Мария? – скептически спросила привередливая покупательница. – Да, эти все и другие на этой полке стоящие – образы Божией Матери. – Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете, – возмутилась дама. – Если нету, так и скажите, что нету. Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же. Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала сакральный и удивленный возглас: – Да не может быть! А можно посмотреть? – и дама указала на весь Богородичный ряд. Валентина уже ничего не сказала, она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери. Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями. Помощники Валентины куда-то убежали, часы церковные неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал Троицких зеленых украшений. Покупательница, перебрав более дюжины икон, остановила свой выбор на образе «Умиление». – Вот. Эту возьму, – указала дама на икону «Умиление». – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере – Вот. Эту возьму, – протянула она икону Валентине и добавила: – Эта больше всего на Деву похожа. Без Ребенка на руках, по крайней мере. Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и, как и три часа назад, устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

http://pravoslavie.ru/94925.html

Но вспоминаем Её и по случаю рождества Её, по новому календарю, и по случаю того, о чём говорится в тропаре успения, который мы недавно пели: «В рождестве девство сохранила еси, а во успении мира не оставила еси». Да, рождество Пресвятой Богородицы... Она действительно сохранила всё абсолютно, что было дано Ей в творении и, когда Она родила Спасителя, то в рождестве Сына Своего Она не потеряла Своего девства и не перестала быть Приснодевой. Но, в то же самое время, как это случилось, так и в успении (мы только недавно об этом говорили и пели: «И мира не оставила еси») и действительно, Она мира не оставила, потому что мы знаем, всё время так или иначе Пресвятая Дева Богородица является нам, является очень часто через чистых невинных деток, как это было в истории с Державной иконой Божией Матери и с Казанской иконой Божией Матери и многими другими иконами. И сегодня мы празднуем икону Владимирскую – знаменитую великую русскую святыню, которая на самой заре христианской стала почитаемым образом Пресвятой Богородицы и затем из Византии прибыла к нам сначала в Киев, а потом из Киева была перенесена в град Владимир и с тех пор называется Владимирская икона. Но в сегодняшний день в 1395 году специальный Крестный ход из Москвы пошёл в город Владимир для того, чтобы взять эту Владимирскую икону, эту замечательную икону, которую, когда вы смотрите, насмотреться не можете – до такой степени она привлекает вас, оторвать глаз не можете от этого удивительного образа, от этого удивительно милосердного и молитвенного и чудесного любящего взгляда Пресвятой Девы, который, по преданию церковному, был изображён самим евангелистом Лукой прямо с натуры, так что это был портрет Её. И вот встреча произошла в сегодняшний день в том далёком году на Кучковом поле в Москве, и это называется второй праздник Сретения – сретения с иконой, то есть встреча иконы Владимирской в Москве. Почему? Потому что на Москву в это время шёл Тамерлан, страшный завоеватель монголо-татарский, который опустошил многие-многие земли, и который шёл на наш престольный город.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Явление чудотворного образа Казанской Божией матери было знаменательным . Трудно распространялся христианское вероучение в покоренном царем Иваном Грозным Казанском царстве. Однако Пресвятая Богородица, видя старания русских миссионеров, не замедлила оказать им Небесную помощь. В июне 1579 года в Казани был страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, который истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали иноверцы, решив, что Бог прогневался на христиан. " Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием " . Но вскоре город начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в храм святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита. Список с новоявленной иконы был послан в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме служил в то время священником будущий Патриарх Гермоген. Через пятнадцать лет, в 1594 году, будучи уже митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был сам: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " .

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

За богослужением молились: архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь;  игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  г. Москвы; игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино; игумения Ангелина (Нестерова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря  Вяземской епархии ; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Серафима (Старых), настоятельница Благовещенского женского монастыря г. Вязники Владимирской области; насельницы Казанской Амвросиевской обители, благотворители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполняли хор сестер Казанской Амвросиевской пустыни, регент — монахиня Магдалина (Родина), и хор Сретенской духовной семинарии, регент — А.В. Амерханов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил во иеромонаха иеродиакона Илию (Руднева), насельника  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Проповедь перед причастием произнес иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону со  словом напутствия  и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница Казанской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную сестрами обители. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с  Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/4254724.ht...

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября. Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана. Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу, несомненно, и на небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви. К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святе и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/32534.html

После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, " что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий " . Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. " Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни, разоренной поляками " . Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена. Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт. Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). Вместо деревянного корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами. В пустыни жили духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке. После 1917 года здесь была организована коммуна " Пчела " . Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.

http://sobory.ru/article/?object=01116

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Третий крестный ход в честь Владимирской иконы 21 мая до 1722 г. совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской улице. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 г., а также в память спасения Москвы в 1521 г. от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было; жители стеклись в Кремль в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель, и искали спасения в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела во сне, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты св. Петр и св. Алексий вместе с другими святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они встречены были преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. Существовавшая ранее часовня Владимирской Божией Матери находилась на Никольской улице, у Владимирских ворот, пристроена с севера к алтарю церкви Владимирской Божией Матери. Часовня существовала здесь до 1692 г., когда была построена заменившая ее церковь. Постоянное посещение богомольцами было причиною, что и при церкви в 1805 г. оказалось нужным построить часовню, с новым списком святой иконы. Этот список украшен богатою ризой в 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=34372

Благообразная жена во второй раз явилась девице и повторила ей свое повеление; девица опять сказала о видении матери, но мать и теперь ничего с своей стороны не сделала. Наконец, Матерь Божия явилась девице в третий раз и уже строго, с некоторой угрозой, сказала ей: если ты не исполнишь Моего повеления и не объявишь о Моем тебе видении, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь. От этих грозных слов девица пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в себя, она о видении опять пересказала матери, прося ее немедленно объявить о нем воеводам и Архиепископу. Мать согласилась и вместе с дочерью отправилась сперва к воеводам, но воеводы не дали веры ни матери, ни дочери, и они со слезами пошли от них к Архиепископу Иеремии, но и Архиепископ почему-то не поверил им, и они глубоко опечаленные, пошли от него домой, не зная, что делать. Но вот мать решилась сама отыскивать икону – взяла заступ и стала рыть землю на месте пепелища. Копала долго, но ничего не нашла. Начали пособлять ей и другие – взрыли все место, которое указала им девица, но успеха не было. Тогда девица сама взяла заступ и стала рыть там, где была у них печь – и вот здесь то, под печью, в глубине двух аршин, она и обрела искомое сокровище: икона Божией Матери с предвечным младенцем на руках, наконец, явилась. Она была завернута в рукав ветхой одежды из сукна вишневого цвета, но светлая, без малейшей порчи Ликов, как будто она была только что написана. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу и все жители Казани стеклись к месту обретения. Узнали об этом и воеводы и Архиепископ, и они также поспешили сюда и со слезами пред св. иконой Богоматери просили себе прощения за свое неверие. Здесь находился и Гермоген, бывший в то время священником при Николо-Гостиннодворской церкви в Казани, впоследствии митрополит и патриарх. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволения принять из земли на свои руки обретенную икону и понес ее в сопровождении всего духовенства и народа, по повелению Архиепископа, в ближайшую к месту обретения церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства. Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях. Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…». Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…

http://sobory.ru/article/?object=09408

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010