Вскоре после того, как отец Нафанаил со своими солдатами был освобожден из болотной засады, его полк в составе остальных русских войск двинулся на Париж. При помощи Божией взяли город, и был объявлен войскам трехдневный отдых, гуляние и дозволение распоряжаться полной свободой: пить, есть и брать, что кому угодно. Многие из начальников, товарищи отца Нафанаила, набрали себе золота и других ценных предметов, а отец Нафанаил ничего не взял себе. «Что же, – он сам себе говорил, – наберу денег, и тут же убьют меня? Какая мне будет польза из этого?» И поэтому он не взял себе ни золота, ни других ценных вещей, но пил и кушал, что ему нравилось. По возвращении в Россию товарищи его купили себе богатые имения, женились и стали хозяйничать, а отец Нафанаил подал в отставку и определился в число братства Митрофаниева монастыря, где вскоре был пострижен в мантию, а затем и рукоположен во иеромонахи с именем Нифонт. Послушание ему было дано стоять при гробе и мощах святителя Митрофания; на этом послушании отец Нифонт прожил семь лет. В числе братства Воронежской обители был весьма благоговейный и святой муж, иеродиакон и иконописец (имени его отец Нафанаил не помнил). Этому-то иеродиакону отец Нифонт поручил написать для себя, в свою келью святую икону Божией Матери Владимирскую. Иеродиакон исполнил заказ. Святую икону он писал в посте и молитве красками, составленными на святых мощах со святой Богоявленской водой, наподобие того, как инок Иамвлих писал святую икону Божией Матери Иверскую. Благоговейный иконописец написал святую икону в самом прекраснейшем, можно сказать, художественном виде: выражение ликов Богоматери и Богомладенца Господа Иисуса неуловимы при взгляде на святую икону, но в душе чувствуется благоговение, страх Божий и какая-то необъяснимая духовная радость и утешение. Святая икона Божией Матери стояла в келье у отца Нафанаила. Он сделал для нее массивную серебро-позлащенную ризу, которая и теперь на ней, и привесил свой военный орден – крест святого Владимира 4-й степени. Прожив несколько лет в Воронежской обители, отец Нифонт пожелал поклониться святым местам Палестины и Афона. Выхлопотав себе увольнение, он отправился в путь, куда взял с собою и свое сокровище, келейную икону Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько лет назад чудотворная икона была возвращена Русской Православной Церкви и сейчас она находится в Софийском кафедральном соборе города Новгорода. Икона Знамения в смысле иконописном – «Оранта», то есть «Предстоящая», с молитвенно поднятыми руками; на груди Богоматери – диск или медальон с полуфигурой Христа-Эммануила, благословляющего правой рукой, а левой держащего свиток. Праздник иконы: 27 ноября ст.ст. (10 декабря н.ст.). Икона Божией Матери «Феодоровская» Первые сведения об этой иконе восходят к XII веку и связаны с памятью святого великомученика Феодора Стратилата – воина, пострадавшего и обезглавленного за веру во Христа в IV веке. Предание говорит, что святой Феодор Стратилат неоднократно приносил эту святую икону людям после татарских разорений. Потому-то ее первоначальное название – Феодоровская. После построения в Костроме специально для этой иконы Успенского собора с приделом в честь святого Феодора Стратилата она стала известна как Феодоровская-Костромская. «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Эта чудотворная икона связывается в русской истории с избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. В те знаменательные дни, когда после долгой смуты собрался всероссийский собор для избрания царя, в Ипатьевский монастырь (около Костромы), где укрывался Михаил Феодорович, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а в Костроме взяли с собой и Феодоровскую икону Божией Матери. Предстали они перед матерью юного Михаила, старицей Марфой, и просили ее отпустить сына на царство. После первого отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архиепископ Рязанский взял в руки икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу со следующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога». Против таких слов старица Марфа не смогла устоять: она упала перед Феодоровской иконой на колени и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» Так перед этой иконой был избран первый царь из дома Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

30 нояб. 1562 г. перед походом на Полоцк царь Иоанн IV вместе с братом Юрием пешком с крестным ходом, возглавляемым митр. Макарием и архиеп. Ростовским Никандром, в сопровождении священников отправился к ц. во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот, неся с собой Донскую икону Божией Матери. За царем следовало воинство. В храме был отслужен молебен о даровании победы, после чего царь с войском отбыл, взяв с собой кресты (среди них был особо почитаемый крест прп. Евфросинии Полоцкой) и Колочскую икону Божией Матери . 27 нояб. 1612 г. состоялось особое общегородское богослужение - москвичи и воины ополчения одновременно молились перед чудотворными иконами Божией Матери Казанской и Владимирской, вынесенными архиеп. св. Арсением Элассонским с крестным ходом из освобожденного от интервентов Кремля. После установления празднований Казанской иконе Божией Матери в 1613 г. (8 июля, в день обретения в Казани, и 22 окт., в день освобождения от поляков) во Введенскую ц. на Сретенке из Успенского собора Московского Кремля стали совершать большие крестные ходы. В шествиях принимали участие царь и патриарх, проносили Владимирскую и Казанскую иконы Божией Матери. Помощь Божией Матери через Ее Донскую икону войскам царя Алексея Михайловича видели в отражении нападения крымских татар на Украину (1646), в честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с иконой в Донской мон-рь. В 1649-1660 гг. совершались ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе Божией Матери. Во время больших крестных ходов этот образ выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Покаянные крестные ходы, к-рым предшествовал общенародный пост, устраивались во время стихийных бедствий (напр., в июне 1518 по случаю затяжных дождей). Ряд благодарственных крестных ходов проводился традиционно. С 1591 г. до сер. XIX в. в память о победе над крымскими татарами ежегодно 19 авг. совершался малый крестный ход в Донской монастырь из кремлевских соборов через Боровицкие ворота, Каменный мост, Якиманку и Донскую ул.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: " Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет " . Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году ( 21 мая , 23 июня , 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/914072.htm...

Эта икона появилась у нас из Греции при князе Юрии Долгоруком. В Греции она была очень почитаема, византийская церковь и греческий народ свято верили, что эта икона апостольского происхождения, что эта икона идет прямо от апостола Луки. В понимании, в психологии людей того времени она была величайшей святыней, и эта святыня стала достоянием нашего народа, стала достоянием Руси. Когда князь Андрей вез на повозке эту икону, то, не доезжая до нынешнего города Владимира, остановился на ночь, так как с лошадьми произошло что-то такое, что они не хотели дальше продвигаться. По его рассказам и по рассказам его свиты, по преданию нашего народа, он увидел тогда чудесный сон: будто бы явилась ему Божия Матерь во весь рост, держа в правой руке свиток с чем-то написанным, левую руку воздвизая ко Спасителю, умоляя Его за землю Русскую, за народ русский, и повелела ему, князю, чтобы на этом месте он построил храм и монастырь и поставил в нем такую самую икону, какую видел во сне; а икону эту греческую, которую он вез из Вышгорода и думал поставить в Ростове, чтобы он не вез в Ростов, а поставил во Владимире. Князь выполнил это повеление, явленное ему во сне от Божией Матери, построил на этом месте два храма и монастырь, и это место стало известно под названием Боголюбове, а князь стал называться Боголюбский. Он велел художникам-иконописцам написать икону Божией Матери так, как он Ее видел, как Она явилась ему во сне. И велел князь себя самого изобразить коленопреклоненно пред Божией Матерью, молящегося и просящего Ее помощи, заступления и покрова для земли Русской, для народа русского. И так эта икона была написана, а князь в начале второй половины XII века, в 1157 году назвал эту икону очень интересно — Боголюбивой. Потом, когда она уже была поставлена в городе, который назвали Боголюбовой, она была переименована, очень похоже, — в Боголюбскую. Таким образом, эта икона Боголюбская или Боголюбивая, как вначале она называлась, тесно связана с Владимирской иконой Божией Матери, величайшей святыней русского народа, русской истории всех времен, ибо Владимирская икона Божией Матери освятила всю историю Руси, всю историю нашего народа. Она начала свое благословение в Киеве, в тот период, когда центром Руси был Киев, потом была перенесена во Владимир, когда центр Руси двинулся на северо-восток. В конце XIV века она была перенесена в Москву, когда Москва стала окончательно центром всей необъятной великой нашей страны, простирающейся от Буга по Америку, от Северного полюса по Тибет и Китай, и тогда она, Владимирская икона Божией Матери стала палладиумом, стала покровом, стала символом всей Руси, всего русского народа.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась. Замечательно, что тот же неверующий врач Каппель, на другой день по внесении св. Иконы в город, обходя свой квартал, к своему удивленно увидел, что даже те, которые были безнадежны, получили облегчение. Врач, говорят, придя домой, бросил шляпу и воскликнул: «Боже мой, это чудо!  Ясно видя в этом чудесную помощь Богоматери, жители Владимира с общего согласия предложили преосвященному иерониму Владимирскому епископу в память спасения от язвы каждый год приносить во Владимир Чудотворную Икону. С этого времени было установлено приносить Икону Богоматери каждый год 21-го мая. 20-го мая Боголюбскую Икону переносят в село Доброе; 21-го после ранней обедни приносят во Владимир. Из Успенскаго Владимирскаго собора выходит Духовенство с Архиереем в крестном ходу, встречает Икону у Сергиевской церкви и вносит в собор. Икона стоит в город 26 дней и во все это время носится по домам, и три раза обносится вокруг города. Икону отпускают в Боголюбов и 6-го июня в крестном ходу к празднику в честь Боголюбской Иконы, совершаемому 18-го июня со времен благоверного князя Андрея Боголюбского.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

В этот раз была возможность под праздник быть в Лавре на всенощной, остаться ночевать в Посаде и утром пойти на литургию. Вечером стояли в Покровском храме. Служба хорошая, Владимирская икона Божией Матери — самая любимая. А вот голова моя плохая, еле держится. От духоты нехорошо. После службы идем теплым вечером через Березки. Решили проведать А. Н., принести ей воды из колонки. У нее была дочь, воды наносила. Посидели на террасе, поговорили для приличия о политике (пришлось говорить о выступлении Э. А. Шеварднадзе, отвечать К. на вопросы...), стали прощаться. Дали нам пучок зеленого лука, несколько вареных картофелин, и К. срезала нам несколько роз. Замечательных, классически розовых, крепких, крупных. Таким место только в раю. Мы идем ночевать. Еще светло. Пока самые светлые вечера и есть возможность не спешить, идем медленно и молча. Нам обеим трудно, потому и не говорится. Общая наша боль и тягота от слов не ослабеет. Знаешь, что одно спасение в таком случае — терпение, но трудно... Около четырех просыпаюсь, вспоминая, что праздник любимой моей иконы, что мы скоро будем в Лавре на службе и что у нас есть розы. Они пахнут нежно и трогательно. В их запахе слабенький лучик надежды. На что? На милость Божию, на помощь Царицы Небесной... Идем в Троицкий собор к Преподобному. Впереди пусто. Стоим у входа в нерешительности. Прошел приложиться отец Матфей, возвращаясь, пригласил: " Уже открыто " . Он шел начинать литургию. Редко его приходилось видеть служащим в праздник. Но вот и служба к концу. Вышел отец Н. В его проповеди был рассказ бывшей сотрудницы Третьяковской галереи, которая еще до революции ходила в Успенский собор Кремля и помнила, с каким благоговением относились все к Владимирской иконе Божией Матери. Когда собор закрыли и икону без ризы, без всякого уважения поставили в запасник, она не могла успокоиться, все думала о том, как бы так сделать, чтобы икону поместить в действующий храм. Поговорила с начальством — не против (это было еще до ее реставрации). Поговорила со священником одной из церквей (не говоря, о какой именно иконе она хлопочет) — и он не против. Стала усердно молиться Матери Божией, прося открыть ей Свою волю. В последнюю ночь перед тем, как она хотела передать икону в храм, видит во сне эту икону и понимает, всем существом ощущает, что Матери Божией это не угодно. Просыпается с мыслью: если так — пусть все остается как есть. И успокаивается на этом. Через некоторое время узнаёт, что тот храм, куда она хотела отнести икону, взорвали ночью... Владимирская икона Божией Матери до сего дня находится в Государственной Третьяковской галерее. О ней пишут книги и статьи, печатают снимки. С ней знакомится весь мир — читающий, неравнодушный к красоте мир, оторванный от Церкви. Ему Она светит этим образом, чтобы окончательно не заблудился.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А незадолго до этого Константинопольский патриарх Лука Хризоверг по внушению Пресвятой Богородицы послал в Киев князю Юрию Долгорукому великую святыню — чудотворную икону Божией Матери, написанную еще евангелистом Лукой. Около 1130–1131 гг. вместе с иконой Божией Матери «Пирогоща» обе святыни были перенесены на Русь. Здесь им оказали достойную встречу: для иконы Богоматери «Пирогоща» построили церковь, а икону, впоследствии названную Владимирской, поместили в родовом имении св. равноапостольной Ольги в Вышгороде в бывшем там женском монастыре. Это было знаком особой милости Божией и великого благословения для Российской земли. «Видя чудес множество» от принесенной в Вышгород святой иконы Божией Матери, благоверный князь Андрей «возгореся духом и умоляше Пречистую Богородицу, да скажет святую волю Свою» и да благословит его. Со слезами и любовью раскрывал он свое сердце в горячей молитве перед чудотворной иконой Преблагословенной Владычицы: «О, Пречистая Госпоже, Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Аще хощеши, можеши мне Помощница быти в Ростовской земле, идеже тщимся шествовати, и тамо посети нас, Владычице!» — так часто и умиленно взывал князь. И Матерь Бога нашего услышала немолчный вопль Своего избранника и благословила его благое начинание. Пресвятая Богородица, «от иконы Своей милости нам источающая», видимым знамением указала волю Свою. В Вышгороде икона иногда возвышалась, поднималась, стояла на воздухе, иногда в храме «ношашеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место. Тогда благоверный князь Андрей, «улучив желаемое» и взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, «идяше в путь свой, радуяся и поя Богу» (акафист). Тайно от всех молодой князь со священником Микулицею (Николаем), диаконом Нестором и их семействами весной 1155 года выехал из Киева. Благочестивое предание, записанное позднейшими летописцами, сообщает, что благодать Божия была с ним. Едва путники вступили в пределы Ростово-Суздальского княжества, как от иконы Божией Матери начали совершаться чудеса, впоследствии записанные духовником князя Андрея «попом Микулицей» в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717). Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви (не сохр.). Это были иконы: «Воскресение - Сошествие во ад», Божией Матери «Живоносный Источник», вмч. Феодора Стратилата, святых Зосимы и Савватия, святых Космы и Дамиана (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 37/42; Сухова. Икона Никола Явленский. 2017). В наст. время нет данных о том, что муромцы-иконники 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. занимались и церковными росписями. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. иконописным центром М. и В. е.- Вязниками (Вязниковская слобода), согласно к-рым известно о вызове в Москву к «стенному письму в Архангельском соборе» в 1660 г. вязниковцев попа-иконописца по прозвищу Волк ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 128) и иконописца 3-й статьи Андрея Артемьева (упом. в 1660-1692) (Там же. С. 64). Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. 1680 г. он получил из Патриаршего казенного приказа за 74 иконы (ризы прописаны золотом) Владимирской Божией Матери по 10 алтын за икону; с 14 янв. по июль 1681 г. написал для патриарха 30 таких же икон, а в янв. 1684 г.- 12 икон; в янв. 1686 г. написал тех же икон 26 в Патриаршую домовую казну, а в марте 1688 г.- еще 10 икон. В марте 1692 г. он же доставил для патриарха 5 икон Спаса, сидящего на престоле, 3 иконы Спаса поясного и 48 икон Владимирской Божией Матери (Там же). Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы (упом. в 1683-1691) значится как поставщик Богородичных образов в Патриаршую домовую казну: 21 янв. 1683 г. он поставил 51 икону Владимирской Божией Матери, а в февр. 1685 г.- 53 иконы той же иконографии. В февр. 1687 г. он доставил туда же 51 икону Владимирской Божией Матери и 2 иконы «Знамение», в марте 1689 г.- еще 38, в янв. 1690 г.- 70 икон Владимирской Божией Матери и «Знамение», в янв.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимирская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ). Часто в интернете эту икону неверно называют Флорищевской иконой. Файл 362.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 658 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (697) , (35) . Описание: Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Файл 12254.jpg:   Размер: 323x400, 0.13 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-04-13, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (261) , (8) . Описание: Икона Божией Матери «Владимирская» с предстоящими ювелир: Ахапкина Светлана художник: Соколова Елена скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12647.jpg:   Размер: 450x555, 0.25 MPix, 458 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (267) , (11) . Описание: Икона в окладе " Богоматерь Владимирская " . Дерево, масло; оклад - серебро. Россия, Москва, мастер Тихонов Афанасий, пробирный мастер Дубровин Н.Д., 1838г. Файл 13558.jpg:   Размер: 525x700, 0.37 MPix, 165 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (217) , (8) . Описание: Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Первая треть XV века (1410-е) Из Успенского собора Московского Кремля. ГММК (Успенский собор) Файл 18002.jpg:   Размер: 900x1373, 1.24 MPix, 171 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» Ушаков Симон Федорович (1626–1686) 1668 г. 104 × 61 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Файл 19031.jpg:   Размер: 2415x3990, 9.64 MPix, 2291 Kb. Дата: 2012-08-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (4) . Описание: Была загружена кем-то как " Межетская чудотворная икона Божией Матери " , не соответствует общепринятой иконографии Мещетской иконы.

http://pravicon.com/icon-58-photo

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010