Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный». Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

http://pravoslavie.ru/33917.html

«Благовещение Пресв. Богородицы» показано в варианте со стоящими друг напротив друга фигурами архангела и Девы Марии, под Ее ногами - алая подушка, позади - трон, голова склонена к вестнику. В архитектурных формах кулис в композициях античные элементы перемежаются со средневековыми, образуя декор из 2 колонн с резными капителями, в виде портика в сцене «Распятие»; к зап. мотивам исследователи относят очертания арок в архитектуре композиции «Сретение». В сцене «Благовещение» над красным велумом, перекинутым между постройками, помещен медальон с образом Бога Отца с крестообразным нимбом (Ветхий денми), от Которого исходит луч со Св. Духом в виде голубя в медальоне. Пресв. Богородица в сцене «Рождества Христова» написана в изводе Млекопитательницы: Ее положение более напоминает сидящее, тем самым сближая иконографию с зап. изводом Богоматери «Смирение» (Madonna della Umilta), обеими руками Она придерживает сидящего на Ее правом колене Младенца, верхняя часть Его тела спеленута, ножки поставлены на согнутое левое колено Матери. Эта многофигурная композиция включает традиц. изображения ангелов, прославляющих событие, пастухов со стадами и волхвов с дарами, а также круглого колодца и прямоугольного чана для водопоя. В сцене омовения ножки обнаженного Младенца в отличие от центрального изображения оказываются скрыты коричневым покровом одеяния повивальной бабки. Под композицией «Рождество Христово», у юж. стены, смонтирован деревянный иконостас с иконой свт. Николая Чудотворца XVII в., некогда скрывавшей раннюю фреску с образом этого святителя. Группы святых в полный рост, расположенные в нижней части стен в наосе и в нартексе, по стилю датируются 2-й пол. XIV в. Среди них есть традиц. пары святых (напр., воины Феодор Стратилат и Георгий Победоносец), и святые, в сопоставлении которых просматривается определенная программа: на юж. прясле юго-зап. столба двое св. Иоаннов - Иоанн Предтеча и уроженец Кипра Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (их изображения представлены и в раннем слое росписи алтаря).

http://pravenc.ru/text/2566148.html

В деле устроения монастыря основатель обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители - в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь . С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни, а из Глинской пустыни в 1870 году прибыли иноки и иеромонахи, ученики Глинских старцев, из которых некоторые были позже настоятелями. Употребив на строительство и благоустройство монастыря колоссальный по тем временам капитал в полмиллиона рублей, ктитор также пожертвовал новой обители свою прекрасную библиотеку и коллекцию старинных икон. В 1879 году он окончательно переехал из Москвы в Тулу на постоянное пребывание в основанном им монастыре. В обители для него был построен деревянный дом-келья, где он прожил одиннадцать лет. Весной 1890 году Василий Иванович решился принять монашеский постриг . 22 апреля того года последовало резкое ухудшение состояния его здоровья. На следующий день он приобщился Святых Христовых Тайн и над ним было совершено таинство елеосвящения . Через два часа он принял великую схиму с наречением имени в честь Варсонофия Великого . С этого времени он всецело отдался молитве. Ежедневно после ранней литургии приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой. 26 апреля 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Рака над мощами прп. Варсонофия Щегловского. Фото нач. XXI в. Мощи и почитание Тело схимника-ктитора было положено в нижней Пантелеимоновской церкви двухэтажного собора в честь иконы Божией Матери " Млекопитательницы " - под алтарем северного придела, посвященного святому Василию Блаженному. В 1988 году как преподобный схимонах Варсонофий Щегловский был причислен к лику святых в Соборе Тульских святых . После десятилетий поругания, в 1990 году обитель была возвращена Церкви. К началу 2000-х годов над могилой святого было сооружено надгробие в виде резной раки с большой ростовой иконой преподобного Варсонофия. Не позднее 2017 года в Щегловской обители стали торжественно отмечать его память в день кончины - 26 апреля (9 мая н. с.) .

http://drevo-info.ru/articles/13678770.h...

Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все эти качества удивительно сочетались в нем. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Он учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Много потрудился архимандрит Гавриил для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего. Со времени закладки в скиту нового храма Великой Княгиней Александрой Петровной, в монашестве — схимонахиней Анастасией, которая прислала первый камень с надписью в основание собора, произошло сильное противостояние греков против русских монахов на Афоне вообще и против Ильинского скита в частности. Отцу Гавриилу, как известному миротворцу, стяжавшему благодатный мир Божий, удалось миром закончить конфликт в пользу Ильинского скита. Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству отца Гавриила по Высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской империи.     Преподобный схиархимандрит Гавриил. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божьей Матери «Млекопитательница», частью Древа Животворящего Креста Господа и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословению митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов разных губерний эти святыни были поставлены в храмах столицы и других городах для поклонения благочестивых христиан и сборов посильных пожертвований. Посещением Божиим добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для строительства и удовлетворения других нужд.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

Книги, свечи, церковная утварь – все было привезено в храм хрупкой Анисией Ивановной. Сельский народ разбирал книги тут же и просил еще. Приходилось ездить снова. А еще – раз выхлопотали храм, надо было выхлопотать и того, кто там будет служить. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий с пониманием отнесся к сельчанам. Да только в те годы не хватало священнослужителей. Поначалу священник приезжал служить только на праздники. А потом бабушки выпросили себе «своего» батюшку. «Подсказали мне люди Кондрашкина Олега, что хороший он парень, – говорит Анисия Ивановна. – Я приехала в епархию, говорю: «Владыка Сергий, у вас есть молодой семинарист хороший, он с сельской местностью знаком, может быть, и ему пондравится у нас, смирится с нашим недостатком». А мы тогда даже налог епархиальный платили картошкой да капустой, которые сами вырастили. Ну вот так у нас в 1997 году появился батюшка. Тут уж стали у нас и венчать, и крестить. Батюшка у нас очень хороший, деятельный. Он помощников находит. Храм нам расписывают сейчас – художника тоже нашел батюшка Олег». Обновленные иконы Иконы в Успенском храме тоже необычные. Найти храмовые иконы для новой церкви было непросто. Собирали иконы для храма по домам у сельчан. Икону Успения Божией Матери отдала церкви раба Божия Клавдия. Отдала, а потом ходила в церковь, молилась, плакала перед ней: сколько рядом с этой иконой прожила, она для нее как живая была. Икона была темной, лики почти не видны, только и знали бабушки, что это икона Успения Богородицы, потому что Клавдия так сказала. Сделали для иконы красивый киот, поместили в храме, молебен перед ней отслужили – и случилось чудо. Икона засияла свежими красками! Признаться, когда я увидела эту икону, подумала, что она новая, недавно написанная. А ведь ее даже не реставрировали! Обновилось и еще несколько икон, пожертвованных прихожанами. Теперь они находятся в алтаре – это иконы Божией Матери «Млекопитательница» и Владимирская. На них были видны лишь очертания, а в алтаре они стали проявляться все ярче и светлее. А не так давно в храм принесли икону из Зубовки. И никто не знал, что это за икона, потому что она была вся черная после перенесенного пожара. «Мы смотрели-смотрели, думали-думали, – рассказывают бабушки. – Так ничего и не увидели. Потом протерли немного и повесили. А она все больше и больше начала проявляться. И мы узнали, что это Николай Угодник».

http://pravoslavie.ru/37948.html

Погребение совершено 16-го марта 1886 года. Так окончилась жизнь этого энергичного деятеля, который, вышед из мещанской семьи, личной энергией достиг почтенного общественного звания и значительных прав и, умирая, оставил о себе добрую память. Хорошо его знавшие уважали его за многие черты его личного характера. Это был человек приветливый, ласковый, добрый; услужливый, расторопный, почти постоянно благодушный и весьма подвижной 23 . Все эти простые, но умные и энергичные чисто русские люди – иеромонах Никандр, Гавриил Васильевич и Александр Гаврилович Бочарниковы, отлично отвечали заветным намерениям В. И. Макарухина; это были простые, но крепкие и истинно трудовые руки, существенно необходимые для такого многосложного и чрезвычайно хлопотливого дела, как создание целого монастыря. Все они, вместе со своим первоначальником В. И. Макарухиным, похоронены в стенах ими созданной св. обители и останутся в ней навсегда истинно достопамятными. IV. Основание обители Аще не Господь созиждет дом, Всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранит град, Всуе бде стрегий.   Пс. 126:1   Настойчивым и честным трудом составив значительное состояние и при этом ведя строго скромный образ жизни, В. Ив. Макарухин естественно пришел к мысли – назначить или определить свое состояние на одно доброе и богоугодное дело, которое бы благословил Господь как истинную жертву благоговейного раба своего. Но – какое же дело? – По обычаю древнерусскому Вас. Ив. нашел себе советника в лице своего тайного духовника старца-иеромонаха Никандра. Однажды, полный святых дум о высоком деле благотворительности, В. Ив-ч приходит к о. Никандру и со всем детским простосердечием открывается ему, что имеет большое состояние и желал бы употребить оное на истинно доброе и не малое дело. Старец сердечно отнесся к этому заявлению боголюбивого простеца и повел с ним беседу об основании св. обители там, где ее не существует, но где она была, именно в Туле. Сюда направлена была мысль о. Никандра потому, что он по происхождению был туляк и знал о желании тульских граждан восстановить упраздненный в Туле Предтечев монастырь. Любя свой родной город Тулу, о. Никандр усердно и убедительно ходатайствовал пред В. Ив-чем о том, чтобы в Туле устроилась св. обитель иночествующих. Беседа его по сему предмету с В. Ив-чем закончилась полным успехом: В. Ив-ч дал на то свое полное согласие пред Боголюбской иконой Пр. Богородицы, пред которой они вдвоем беседовали о построении монастыря. Царица Небесная была, так сказать, единственной посредницей между ними. И вот почему сия икона Богородицы составляет заветную святыню Тульской Щегловской обители. Она помещается в храме Богородицы-Млекопитательницы на левом северном столбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь. Молитвы при недостатке материнского молока Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Млекопитательница» Тропарь, глас 3-й Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим. Кондак, глас 5-й Душ наших чувствия очистивше, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенной и Господа вышних сил, во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице. Молитва Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Плачущая в Париже икона Божией Матери - копия великой русской святыни (ФОТО) Суздаль, 4 марта 2015 г. «Православная икона Божией Матери византийского периода, которую турецкая семья обрела в Антакье и привезла с собой в Париж (хотя они и мусульмане), начала источать слезы», - пишет греческий портал Romfea . Как рассказывают сами Альдидароглу, эту икону им подарил православный монах-грек из Ливии в 2006 году. Помолиться чудотворному образу едут люди из разных стран. Узнали о нем и в России...      Но одного взгляда на фотографию чудесного образа было достаточно, чтобы сразу узнать: это копия великой святыни Покровского монастыря города Суздаля! Именно копия, не список. Список невозможно сделать полностью похожим на образец, как фотографию. Икона Божией Матери, плачущая в Париже Дело в том, что иконография этой иконы совершенно уникальна. По ошибке ее некоторое время называли Грузинской из-за распахнутого на груди мафория, открывающего уголок туники Божией Матери. Она отличается от традиционной иконографии Одигитрии положением правой руки Богородицы: лежит на ножках Богомладенца, как на иконе " Богоматери Римской " или иконе " Млекопитательницы " . Отличается позой Младенца, Его одеждами. И самое, казалось бы, неприметное отличие - благословляющая правая рука Младенца. Она полностью совпадает с каймой мафория! Богомладенец как бы сокрывает Себя, а являет нам Матерь Свою. Иконописец не повторил бы этого. Повторила это какая-то фототехнология. Поверх этой копии написаны глаза. Но об этом позже. Сама святыня хранится в Третьяковской галерее, датируется шестидесятыми годами XIV века. В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается драгоценный убор к этой храмовой иконе «Пречистыя Богородицы», состоящий из 225 предметов - все они принесены в благодарность за совершенное чудо. Икона из суздальского Покровского женского монастыря По преданию, именно перед этой иконой молилась кроткая царица Анастасия Романовна о рождении наследника. И родила одного за другим трех сыновей. В 1552 г., перед походом на Казань, царь Иоанн Грозный, отслужив молебен в Покровском суздальском монастыре, услышал слова игуменьи Василисы, тихо сказанные ему вслед: «Вернешься царем Казанским».

http://pravoslavie.ru/77672.html

Спасо-Преображенский кафедральный собор (http://eparhiya.od.ua) – Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о митрополите Агафангеле. Все-таки это человек-легенда. Может быть, вам запомнились какие-то моменты в общении с ним? Или вы хотели бы что-то выделить в нем? – В первую очередь хочется сказать, что митрополит Агафангел является одним из самых активных сторонников единства с Русской Православной Церковью. Это еще проявилось в начале 1990-х годов, когда Филарет только начинал свою деятельность в качестве, так сказать, борца за автокефальную Церковь, независимую от Москвы. Владыка один из немногих открыто выступил против этого движения, выступил против Филарета, за что даже на некоторое время был запрещен в служении. В будущие годы владыка всегда поддерживал единство с Русской Православной Церковью. Это важно для нашей Церкви. Второе качество – это его молитвенность. Владыка даже сейчас, несмотря на свои преклонные годы (ему уже за 80), совершает очень и очень много богослужений, даже по сравнению с другими архиереями. Почти каждый вторник он совершает акафист у иконы Божьей Матери «Млекопитательница», которая находится в Свято-Успенском монастыре. По пятницам совершает акафист перед чудотворной Касперовской иконой Божьей Матери. Очень часто служит на престольные праздники. Естественно, служит в воскресные и праздничные дни. То есть его любовь к Богу, к Божьей Матери, о чем он часто говорил в проповеди, является настолько искренней и неподдельной, что это видно всем прихожанам. И поэтому владыка стяжал очень большую любовь у одесской паствы. Третье качество, которое хотелось подчеркнуть, это то, что он очень сильно повлиял на возрождение церковной жизни на Одесской земле. Это возрождение храмов. Это и постройка новых храмов и монастырей, тех, которых никогда не было. Вообще о владыке можно говорить очень много. О нем даже уже написаны книги! – Отец Владимир, также мы знаем, что Одесса в советское время была одним из духовных и административных центров Русской Православной Церкви. Да и вообще никогда не была бедна на выдающихся церковных деятелей. Расскажите, пожалуйста, каких заметных личностей Одесской епархии вы можете вспомнить?

http://pravoslavie.ru/141152.html

Митрополит Варсонофий побывал на Западном берегу реки Иордан декабря 2019 В сопровождении иеромонаха Дометиана (Маркаряна), заместителя начальника РДМ, архипастырь поднялся на Сорокадневную гору и помолился в монастыре Искушения. С высоты открывается живописный вид на Иерихон и окрестности. В обители лежит камень, на котором молился Господь перед выходом на проповедь. Для безопасности камень сейчас находится за стеклом из-за того, что несколько лет назад один из паломников пытался отгрызть для себя частичку. Митрополит также посетил подворье Русской духовной миссии в Иерихоне. Участок для подворья приобрел архимандрит Антонин (Капустин) в 1874 году с целью приема паломников, направлявшихся к горе Искушения и месту Крещения на Иордан, и посвящено оно евангельскому Закхею-мытарю, впоследствии - апостолу от 70-ти, епископу Кесарии Палестинской. Об этом свидетельствует памятная надпись, оставленная архимандритом Антонином на фасаде паломнического дома: " Днесь в дому твоем подобает Мне быти " (Лк. 19:5). На этом месте был дом мытаря Закхея, о чем свидетельствовали руины не дошедшей до наших дней древней " башни Закхея " . Старшая сестра монахиня Лукиана (Ганичева) провела для гостей экскурсию.   В монастыре святого Герасима Иорданского было совершено моление перед иконой Божией Матери " Млекопитательница " . Во время бегства в Египет от гонений царя Ирода в этом месте останавливалось святое семейство и Богородица кормила грудью Младенца Христа. ИА " Вода живая " , 09.12.19 Поделиться 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 24 сентября 2023 23 сентября 2023 22 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010