Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга  книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь  Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в России, в царствование Алексея Михайловича, о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания. Алеша – герой России и Болгарии Разведчик Алексей Скурлатов Белеет ли в поле пороша, Пороша, пороша, Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят, Стоит над горою Алёша, Алёша, Алёша, Стоит над горою Алёша - Болгарии русский солдат... Советская эпоха дала миру новых героев. В 1967 году Краснознаменный ансамбль имени Александрова впервые исполнил песню, посвященную советскому воину-освободителю Алеше. Десятью годами ранее, в 1957 году, в болгарском городе Пловдив был установлен одноименный памятник. Песня «Алеша» на слова Константина Вашенкина и музыку Эдуарда Колмановского, стала не просто популярной в СССР - это был настоящий хит, и гимн города Пловдив, где песня ежедневно исполнялась по местной радиостанции. Прототипом одиннадцатиметрового монумента стал рядовой Алексей Скурлатов. В сентябре 1944 года он участвовал в Болгарской операции, был разведчиков и связистом, прокладывал телефонную линию между Плодивом и Софией.

http://foma.ru/alexei-celovek-bogij.html

Из распоряжений епархиальных архиереев отметим окружное послание управляющего пловдивской митрополией, бывшего скопийского митрополита Феодосия от 10 сентября 1902 г. 3690) ко всем священникам означенной епархии о церковной живописи. Изложив заслуги православной церкви в сохранении и развитии живописного художества с введением иконопочитания и отметив крайний упадок иконописи в болгарской церкви, окружное послание предлагает священникам и церковным настоятелям, чтобы изображения на иконах и стенах, произвольно написанные невежественными живописцами (каковы, например, изображения в церквах сел Баткун, Чепе- —163— лари, Широка луха и многих других), были исправлены искусными живописцами, изображения же на новых иконах и в новых храмах поручались только лицам, окончившим курс рисовального училища в Софии и имеющим диплом, или же поручались только тем живописцам, которые имеют одобрение и разрешение от митрополии. В случае, если священники и церковные настоятели и после сего будут заказывать изображения в церквах невежественным живописцам, то израсходованные на подобные невежественные изображения суммы будут взысканы с священников и церковных настоятелей, сами же изображения будут замазаны 1253 . „Црковен Вестник“ 1902 г. 34 (14 декабря) в передовой статье: „Една забравена 500-годишнина“ с сожалением отмечает, что забыто такое событие, как исполнившееся в 1902 г. пятисотлетие кончины последнего терновского патриарха Евфимия. Ещё в апреле 1902 г. один духовный журнал напоминал, что скоро предстоит празднование 500-летняго юбилея патриарха Евфимия, но на это напоминание никто не обратил должного внимания. По-видимому, другие юбилейные торжества, происходившие в Болгарии с таким шумом и ещё более шумными приготовлениями, сделали то, что забыт этот 500-летний юбилей. А между тем патриарх Евфимий не заслуживает такого забвения. Древняя болгарская история не много представляет таких великих лиц, каким был патриарх Евфимий. Достаточно сказать, что в наше время нельзя указать другого деятеля болгарской истории, который бы привлекал к себе такое внимание учёных славистов, как патр. Евфимий. Учёные труды гг. Сырку, Радченко, Калужняцкого, архим. Леонида, Симича, Качановского, Хр. Попова и др. о жизни и трудах патр. Евфимия лучше всего свидетельствуют, какой сильный интерес возбуждает к себе этот, по выражению некоторых учёных, „славянский гений“. Патриарх Евфимий знаменит и как плодовитый писатель, как в частности исправитель славянских церковно-богослужебных книг, и как ревностный пастырь... Вопрос об юбилее затрагивали и некоторые свет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

573 . В заключение настоящего очерка отметим тот отрадный факт, что, не смотря на всю ненормальность отно- —596— шений нынешнего болгарского правительства к России, русский язык и литература делаютъ успехи в Болгарии. Из отчетов болгарских публичных библиотек: Софийской, Филиппопольской и Варненской видно, что требования на русские книги в них занимают видное место, почти равное требованиям на болгарские книги, и превосходит требования на книги французские и немецкие. Так, в Филиппопольской (Пловдивской) библиотеке в янв.-марте 1892 г. было взято для чтения 3.290 книг, из коих было: 1.347 болгарских, 1.130 русских и 620 французских; немецких же всего 17. Между русскими книгами всего более беллетрических и исторических. В Софийской библиотеке читаются преимущественно юридические и военные сочинения. В Варненской публичной библиотеке также охотно читаются русские авторы. 574 Трудно, конечно, с точностью определить, сколько в Болгарии покупается русских книг и изданий, но говорят, будто «Нива» имеет там около тысячи подписчиков. В софийской высшей школе преподавание математики и всеобщей истории ведется на русском языке. Г. Воскресенский Соколов П.П. К вопросу о психологическом отношении человека и животных [Рец. на:] Светлов П.Я., свящ. Человек и животное в психическом отношении/Отд. отт. из журн. «Вера и разум». Харьков, 1892//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 597–611 (2-я пагин.) —597— (Критическая заметка) Священник П. Светлов. Человек и животное в психическом отношении. Харьков 1892. (Отдельный оттиск из журнала «Вера и Разум») Сравнительная психология и зоопсихология принадлежать к числу наук, которые еще до сих пор не вышли из пеленок и пока составляют лишь задачу будущего. В области этих наук не только не существует общепризнанных обобщений и выводов, но нет даже достаточно проверенного фактического материала для таких выводов. Мало того, у этих наук нет даже точных методов исследования. Между тем, как вопрос о методах психологии человека в последнее время подвергся такой широкой и систематической разработке, методологического исследования почти не коснулись сравнительной психологии и зоопсихологии. Правда, в западной литературе существует множество сочинений по сравнительно-психологическим и зоопсихологическим вопросам; но, к сожалению, большинство этих трудов не имеет никакого научного значения. За немногими исключениями эти труды наполнены или беспочвенными теориями и праздными рассуждениями, или анекдотическими рассказами, которые могут быть интересны только детям. Если таково вообще положение сравнительной психологии и зоопсихологии, то в нашей русской науке оно особенно печально. У нас нет ни одной работы в этой области, которая заслужи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце 1898 года канцелярия болгарского Св. Синода обнародовала «статистические сведения относительно епархии и духовенства, равно и о бракоразводных делах в княжестве болгарском». Сведения эти относятся к 1890–1897 гг., отчасти к 1884–1890 гг. Вот эти сведения. Княжество болгарское разделено на 11 епархии, из коих три в южной и восемь в северной Болгарии. Епархии суть следующие: пловдивская или филиппопольская, старозагорская и —461— сливенская (в южной Болгарии или Румелии), варненская, доростольская или рущукская, терновская, ловчанская, врачанская, виддинская, софийская и самоковская (в северной или собственно в княжестве). Эти епархии состоят из 60 наместничеств и 2.106 приходов. Во всех епархиях в 1890 г. было 377.358 домов, считая в каждом доме средним числом по 8 душ. В 1897 г. число приходов возросло до 2.123, а домов до 519.913. Состав духовенства следующий: 11 митрополитов, 1 епископ, 11 архимандритов, 1.902 приходских священника, 1.373 священника до рукоположения своего состояли учителями, и 19 диаконов. Всех церквей 1.767, кроме того 274 параклиса, 175 мужских монастырей с 215 монашествующих и 19 женских монастырей с 306 сестрами. – В течение 1884–1891 гг. было разведено браков всего 1.809, по отдельным епархиям – в филипиопольской 345, софийской 310, терновской 254, доростольской 173, виддинской 151, врачанской 174, ловчанской 101, самоковской 98, варненской 88, сливенской 77 и старозагорской 38. Горожане и селяне разводятся почти в равной пропорции. Большая часть бракоразводных дел (615) – по прелюбодеянию; затем 383 случая по причине буйства и пьянства, 343 случая по причине отсутствия одного из супругов, 113 случаев по причине психического расстройства и пр. Число случаев расторжения браков с годами все возрастает: между тем как в 1884 году всех браков расторгнуто 151, в 1891 году их 281. Увеличивается ежегодно и количество браков, хотя далеко не в такой пропорции, как их расторжение. Так, в 1887 г. всех браков было заключено 23.445, а в 1896 году – 24.799, т.е. за 9 лет число браков увеличилось только на 5%, тогда как число разводов увеличилось почти на 90%. 2699

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Польше с 2014 года снесли около 100 памятников советским солдатам, в том числе на месте гибели генерала армии Ивана Черняховского. В апреле этого года в польском городе Явор неизвестные осквернили центральный обелиск на местном кладбище, где покоится прах более 500 солдат и офицеров Красной армии. В болгарском Пловдиве в 2017 году националисты нарисовали свастику на памятнике советскому воину-освободителю " Алеша " . Неоднократно вандалы раскрашивали в разные цвета памятник Советской армии в Софии. Подвергались осквернению памятники советским воинам-освободителям и в других странах Европы, включая бывшие республики СССР . Так, в 2017 году был залит цементом мемориал " Вечный огонь " в Киеве. В апреле сего года тысячи жителей Латвии выступили против инициативы по сносу памятника освободителям Риги, с которой выступили некоторые латвийские политики. А в декабре 2018 года на воинском кладбище в Зиепниеккалнсе, где погребены несколько тысяч советских военнопленных, погибших в 1941-1944 гг., сотни жертв Холокоста и пленных был поврежден и разрисован похабными надписями постамент памятника». Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии Общественной палаты по развитию СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич заявил, что «за последние несколько лет в Европе участились случаи осквернения памятников советским воинам-освободителям. Особого внимания здесь заслуживают Польша и Прибалтика, где мы фиксируем не только надругательство над воинскими захоронениями и памятниками, но и их уничтожение». «Практически у всех памятников и мемориалов установлено видеонаблюдение, - отметил он, - но мы знаем лишь единичные случаи, когда кто-то понес наказание за осквернение памятников советским воинам. Для Германии подобные выходки вандалов менее характерны. Немецкие общественники делают многое для сохранения исторической памяти, ухаживают за могилами советских воинов. Например, в ноябре 2018 года в баварском Пуххайме состоялась церемония почтения памяти русских солдат, погибших в немецком плену. Тем более, прискорбно, что инцидент в Трептов-парке произошел накануне 70-летия со дня торжественного открытия мемориала».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/08/na...

«К сожалению, - посетовал Александр Малькевич, - современные европейские политики не отличаются хорошей памятью, а нацистские организации стали чувствовать себя все вольготнее. Этому способствуют регулярные попытки руководства некоторых стран переписать историю, с чем, как правило, несогласно большинство обычных граждан. Об этом говорит то, что даже жители Польши и Прибалтики, где в определенных кругах процветают антироссийские настроения, не только ухаживают за могилами советских солдат, но и встают на защиту памятников воинов-освободителей, как это было, например, в Эстонии с " Бронзовым солдатом " ». Он выразил надежду на то, что «вандалы, осквернившие памятник в Трептов-парке, будут найдены, и их действия получат должную оценку как со стороны германских властей, так и со стороны международных организаций. В частности, свое веское слово должны сказать в ЮНЕСКО». «Фонд защиты национальных ценностей» подготовил ТОП-10 памятников воинам Красной Армии, которые напоминают жителям Старого Света о бессмертном подвиге наших солдат и офицеров. Название памятника Место установки Дата открытия Современное состояние и связанные с памятником инциденты Комментарий «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлин, Германия 8 мая 1949 года Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место. 2 ноября 2015 г. на территории мемориала, в структуру которого входит памятник, был совершен акт вандализма. Неизвестные попытались разбить плиту с надписью «Родина-мать не забудет своих героев». Также ими был разрушен информационный стенд перед входом в комплекс. 4 мая 2019 г. был осквернен памятник «Скорбящая мать», также входящий в структуру мемориального комплекса в Трептов-парке. Неизвестные облили его машинным маслом, что повредило структуру памятника. «Алёша» Пловдив, Болгария 5 ноября 1957 года Неоднократно (1989, 1993, 1996) предпринимались попытки сноса памятника. В 1996 г. Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/08/na...

Лит: Байданов Г. Някои думи за техническото устройство и произхождението на българския черковен напев. Пловдив, 1899; Кръстев В. Очерки върху развитието на българската музика. София, 1954. С. 87-94; Динев П. Нови данни за старобългарския напев//Българска музика. 1961. 5. С. 30-33; он же. За самобитността на «Болгарский роспев»//Там же. 1963. 3. С. 22-29; он же. По следите на българския напев в Румъния//Там же. 1965. 7. С. 23-28; Тончева Е. Болгарски роспев: Композиционно-структурни особености на стихирарическия жанр//Проблеми ни старата българска музика. София, 1975. С. 95-159; она же. Добри Христов за старата българска музика//Из историята на българската музикална култура - XIX и нач. на XX в. София, 1975. С. 52-78; она же. Манастирът «Голям Скит» - школа на «Болгарский роспев»: Скитски «болгарски» ирмолози от XVII-XVIII в.- школа на «Болгарский роспев». София, 1981. Ч. 1: За Болгарский роспев; Ч. 2: Из Болгарский роспев; она же. Балкански нотирани извори за Скитския «Болгарский роспев» в Украйна//Търновска книжовна школа. София, 1985. Брой 4. С. 421-429; она же. Музикално тълкуване (екзегезис) на балкански мелодии в Скитския «Болгарский роспев»: (Към проблема за поствизантийската музикална екзегетика на Балканите през XVII-XVIII в.)//Българско музикознание. 1988. 2. С. 40-80; она же. Определението «българско» в музикалните ръкописи на византийско-славянския ареал//Там же. 1990. 2. С. 61-72; она же. За устния църковнопевчески професионализъм в православния ареал - подобно пеене по извори от XV-XIX/ХХ в.//Муз. хоризонти. София, 1993. [Извънреден брой]. С. 87-103; она же. За стилистиката на славяноезичното църковно пеене на Балканите (по музикално писмени извори от XIV-XVIII в.)//В памет на Петър Динеков: Традиция. Приемственост. Новаторство. София, 2001. С. 432-447; Tontscheva E. Kompositions und Strukturbesonderheiten des «Bolgarski rosspev»//Musica Antiqua. Acta Scientifica, 3. Bydgoszcz, 1972. S. 33-65; eadem. Die Skitische musikhandschriftilichen Familie des Bolgarskij Rospev von 17-18 Jh. und die spätbyzantinischen Musikpraxis//JÖB. 1982. Bd. 32/17. S. 85-98; eadem. Zur südslavischen psalmodieschen Tradition (Bulgarischer Polyeleos - Psalm 135)//Musica Antiqua. Acta Scientifica, 10. Bydgoszcz, 1994. S. 139-150; Симпозиум «Болгарский роспев»: (Българо-руски музикални връзки през XIV-XVIII век): I междунар. конгрес по българистика (София, юни 1981): Докл. София, 1982; Болгарский роспев: Българо-руски музикални връзки през XIV-XVIII в.//Българско музикознание. 1982. 1; Константинова Н. Болгарский роспев в юго-западных русских нотнолинейных ирмологах//Славянска палеография и дипломатика. София, 1980. 1. С. 273-281; Димитрова М. Репертоарът «Болгарский роспев» в сборника на Йосиф Крейницки от 1677 г.//Българско музикознание. 1989. 2. С. 61-75.

http://pravenc.ru/text/149677.html

Священники, особенно молодые, обязаны подавать хороший пример – Произошли ли какие-то существенные изменения в Софийской богословской школе с тех времён, когда вы там учились? Как она сегодня устроена? – В настоящее время в Болгарии есть несколько семинарий, которые находятся в ведении Синода. Безусловно, в этой среде сохранена церковность. Есть теологические факультеты. У нас также есть духовная академия в Пловдиве. Но с богословским факультетом дела обстоят немножко труднее. Должен сказать, что в государственных вузах на богословские факультеты принимают в основном православных, но есть и неправославные студенты, потому что, согласно закону, университет обязан принимать людей любых конфессий. Поэтому дела там обстоят не совсем так, как хотелось бы. И преподавателями могут также стать неправославные люди. В духовных академиях, безусловно, учатся только православные крещёные люди, и преподаватели там только православного вероисповедания. В нашей епархии есть священник, который окончил богословский факультет университета, однако это явление нечастое. В основном выпускники богословских направлений вузов уходят в светские структуры. – Владыко, позвольте расспросить вас о тех русских, которые в своё время жили в Болгарии, и о тех русских, которые живут там в настоящее время. – Я так понимаю, что речь идёт об эмиграции, которая во время революции в России пришла и в Болгарию, и в другие страны Европы. Все эти люди были очень интеллигентны и духовны, насколько я помню. Они очень много дали и Европе, и остальному миру, и Болгарии, в частности. В их среде были старцы, которые пришли и в Болгарию. Схиигуменья Мария (Дохторова), о которой я говорил ранее, была в числе белых эмигрантов. Сначала она приехала в Сербию, основала там несколько монастырей, при ней, можно сказать, возобновилось женское монашество, которого там почти не было уже в это время. Потом, находясь в Болгарии, она принесла огромную духовную пользу для всех нас. У схиигуменьи Марии было очень много духовных чад. Для нас она была ярким примером христианской жизни.

http://pravoslavie.ru/139643.html

Прошли годы. Однажды, накануне второй мировой войны, к Ванге явился невидимый незнакомец и сказал: «Скоро мир перевернется и много народа погибнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать мертвым и живым. Не бойся! Я буду рядом с тобой и буду говорить то, что ты должна им передать!» С тех пор Ванга обрела пророческий дар. Она может рассказать прошлое и будущее обращающимся к ней людям, читать человеческие мысли независимо от расстояния и языка, на каком мыслит и говорит человек. Как считают ученые, изучающие необычные способности Ванги, из каждых ста ее прогнозов верными оказываются восемьдесят. Болгарская ясновидица Ванга поддерживает общение с умершими, задает им вопросы, получает от них ответы, видит перед собою их образ. Накануне посещения этой гадалки человек должен подержать у себя под подушкой две или три ночи кусок сахара, а затем с ним идти на прием к Ванге. И она, держа в руке этот сахар, как бы считывает с него прошлое и будущее своего пациента. Из Священного Писания известно, что все те, кто вызывает души умерших и общается с ними, действуют от темной силы. Волшебники, гадалки, спириты имеют общение не с истинными душами умерших, а с бесовскими наваждениями. Им является бес под видом душ умерших и отвечает на вопросы. Уже одно это безошибочно указывает на то, что Ванга действует не Божией силой. И использование сахара, с которого эта гадалка считывает судьбу человека, тоже исходит не от Господа Бога. …Вся Болгария знает о невидимом существе «кики», которое подружилось с одной девочкой из города Пловдива. Этот невидимка стуком отвечает окружающим, на их вопросы, а самой девочке, у которой он живет на левом плече, подает ответы через ее мысли. Однажды эта девочка вместе со своими родителями посетила Вангу, их сопровождал и невидимка «кики». Ванга своим духовным взором видела это существо, и описывает его, похожим на человека с умными человеческими глазами, но с птичьей головой. По словам Ванги, «кико» ей открыл, что его разгадку надо искать в Древнем Египте, во времена, когда люди изображали богов с птичьими головами, т.е. поклонялись диаволу в форме идолов.

http://azbyka.ru/diavol-i-ego-nyneshnie-...

– развитие в них чувства ответственности как перед собой, так и перед другими, ближними, обществом, природой и окружающей средой; – рост учеников как самостоятельных личностей, которые могут мыслить, иметь свою собственную позицию, решать свои проблемы, развивать способности, избирать благие цели и средства к их достижению; – самодисциплина – возможность контролировать негативные эмоции; – развитие честности как личностного качества; – развитие чувства уважения к другим вне зависимости от возрастной, социальной, половой, расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности; – достижение высокого интеллектуального уровня через знакомство с богатством и глубиной христианской культуры; – приобретение умения общаться в группе и включаться в совместную групповую работу; ученик воспитывается как член конкретной общности и общества в целом; – воспитание уважения к законности и законам – через постижение необходимости, значения и смысла законов. Материально-техническое обеспечение обучения основам религии Для приобретения знаний, умений и опыта в процессе обучения основам религии в детском саду и общеобразовательной школе необходимо, чтобы предмет был материально-технически обеспечен учебным кабинетом и соответствующими дидактическими материалами. Профессиональная образовательная подготовка учителей по основам религии Профессиональная образовательная подготовка учителей по основам религии осуществляется богословскими факультетами Софийского университета имени святого Климента Охридского и ВТУ имени святых Кирилла и Мефодия, а также кафедрами теологии при Шуменском университете имени епископа Константина Преславского и Пловдивском университете имени святого Паисия Хилендарского в его филиале в Кырджали имени Любена Каравелова, которые каждый год выпускают специалистов – преподавателей основ религии по государственному заказу. Учителя по основам религии должны иметь специализированную образовательную квалификацию. Они должны иметь образовательную степень бакалавра богословия и законченную образовательную степень магистра дошкольной и начальной школьной педагогики, полученные на педагогических факультетах Болгарии. Они могут быть воспитателями или учителями в начальной школе и иметь законченную степень магистра богословия. Специфический возрастной период дошкольников и младших школьников требует соответствующей подготовки учителей. Кроме того, данный предмет может преподаваться воспитателями и учителями младших классов с переквалификацией по богословию, полученной на богословских факультетах и кафедрах.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010