Кроме того предполагается ещё отдельная секция наук финансовых, коммерческих и экономических. 213 Католическая пропаганда в Болгарии, а также и протестантская, из года в год всё усиливается и развивается среди православного болгарского населения. Кроме множества католических монахов и монахинь, наводняющих различные города и сёла, кроме множества училищ с учительским персоналом из католиков и протестантов, с каждым годом строятся новые костёлы и часовни не только в больших городах, но и в сёлах. Там где прежде и помину не было присутствия католического элемента, там незаметно образуется целая община. Терпеливо шаг за шагом католические миссионеры про- —328— кладывают себе путь в простодушном народе, и теперь редкий город без костёла или католической часовни… Что касается инославных училищ, то по статистическим данным 1900 г. в княжестве болгарском – 14 католических и 11 протестантских училищ. Католические училища имеются в следующих городах и сёлах: 3 в Варне, 1 в Виддине, 3 в Пловдиве, 2 в Рущуке, 2 в Софии и по 1 в Бургасе, Ямболе и с. Топузларе (ямбольского округа). Протестантские училища находятся в следующих городах и сёлах: 1 в Пловдиве, 1 в Хаскове, 1 в с. Церове (пазарджикского округа), 1 в Ловче, 1 в с. Хотнице (балбунарского округа), 1 в Софии, 3 в Самокове, 1 в с. Каялу-дере (каваклийского округа) и 1 в с. Меричлери (чирпанского округа). Во всех католических училищах в течение 1899–1900 учебного года было всего 1324 ученика, из них 266 православных, 691 католик, 5 протестантов, 304 еврея, 5 мусульман, 22 армяно-грегорианца и 31 с непоказанным вероисповеданием. В протестантских училищах всего было 456 учеников, из них 103 православных, 234 протестанта, 52 католика, 44 еврея и 23 с непоказанных вероисповеданием. 214 Инославные училища заметно стали умножаться со времени освобождения Болгарии от турецкого ига… Многие болгары посылают своих детей в американское миссионерское протестантское училище в г. Самокове. Согласно уставу училища туда принимаются дети обоего пола. Училище поставлено с внешней стороны весьма хорошо. Но – пишет корреспондент «Съветника» – худо то, что дети православных болгарских родителей губят здесь свою праотеческую веру и становятся протестантами или, в крайнем случае, равнодушными к своей вере. Все ученики и ученицы-пансионеры и пансионерки обязательно посещают протестантскую молельню, где конечно выставляется в лучшем виде всё протестантское в явный ущерб всему православному, а то и прямо православная вера подвергается осмеянию… По поводу тех симпатий, которыми пользуется протестантское самоковское училище среди болгар, редакция «Съветника» замечает: «мы-то болгары сделали ли то,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столь благоприятному положению способствовало и то, что в числе представителей «влиятельных кругов» (церковных, государственных, общественных, литературных) находились многие из бывших учеников его по СПбДА. Последним из окончивших курс Академии болгарских воспитанников был Христо Димитров (ко времени приезда Глубоковского в Софию – протоиерей в Пловдиве), допущенный к экзамену и, по отзыву взыскательного наставника, «превосходно выдержавший его» 19 февраля 1918 г., что было организовано исключительно по ходатайству и настоянию Глубоковского, поскольку распоряжением русского правительства еще во время Первой мировой войны все болгарские питомцы были уволены из всех учебных заведений Империи. Всего за годы профессорства H.H. Глубоковского в СПбДА в ее стенах обучалось свыше тридцати выходцев из Болгарии. «Значит, – писал он вскоре после своего приезда в Софию, – я был профессором избранного болгарского юношества чуть не 30 лет, а в числе моих учеников доселе здравствуют: 1) митрополиты [Охридский] Борис, [Видинский] Неофит, [Старо-Загорский] Павел, [Неврокопский] Макарий; 2) пастыри в столице (Страшимир Георгиев) и в провинции (Христо Димитров в Пловдиве, Иван Спасов в Старой Загоре), 3) государственные чины (Георгий Димитриевич Цветинов); 4) Деятели просвещения (К. Илиев, Христо Шалдев, П. Четаняев, Д. П. Пандов); 5) руководящие публицисты, издатели (Минко Генов, Савва Чукалов)» 2958 . Главная миссия и заслуга пребывания Глубоковского в Болгарии (как писал он сам и как оценивали его деятельность другие) состояла в профессорских трудах на Богословском факультете Софийского университета св. Климента Охридского 2959 . Со свойственной ему неутомимостью, любовью и преданностью делу Глубоковский принял самое деятельное участие в организации учебно-педагогической работы факультета, в созидании в его стенах научной традиции и подготовке специалистов. По словам митрополита Стефана (Георгиева), это была «великая опора нашего Богословского факультета» 2960 . Решение об открытии Богословского факультета принято 27 июля 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

E. G. Farrugia et al. R., 1988; Japund i M. Il culto i l " ufficio dei SS. Fratelli Cirillo e Metodio mella letteratura glagolitica//Christianity among the Slavs. 1988. P. 95-118; Божков А. Изображенията на Кирил и Методий през вековете. София, 1989; Культура Византии, 2-я пол. VII-XII в. М., 1989. С. 11-35; Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. 2 т.; e š med iev D. La contamination entre Constantin-Cyrille le Philosophe et Cyrille d " Alexandrie et sa répercussion dans l " art balkanique médiéval//Études balkaniques. Sofia, 1989. Vol. 25. N 1. P. 45-59; он же (Чешмеджиев Д.). Кирил Катански и Константин-Кирил Философ//Palaeobulgarica. 1992. Год. 16. 3. С. 55-60; он же. За «руските букви» в Пространното житие на Константин-Кирил Философ//КМС. 1995. Кн. 10. С. 116-137; он же. Кирилло-Мефодиевская идея у русских//Bulgarian Hist. Review. Sofia, 1995. God. 23. Kn. 4. P. 5-14; он же. За едно малко известно «Сказание за превода на Свещеното писание» от Хилендарския манастир//Бог и цар в бълг. история. Шумен, май 1992 г. Пловдив, 1996. С. 166-169; он же. Кирил и Методий в бълг. ист. памет през Средните векове. София, 2001; он же. Бележки върху култа на св. Седмочисленици в средновек. България//Пти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 425-444; он же. Култовете на бълг. светци през XI-XII в.//Науч. трудове/Филол. фак-т Пловдивски ун-т «Паисий Хилендарски». Пловдив, 2003. Т. 41. Кн. 1. С. 495-503; Zl á mal B. Slovanšti apoštolové sváti Konstantin-Cyril a Metodj//Bohemia sancta: ivotopisy eských svtc a pátel boich. Praha, 19892. S. 7-14; Capaldo M. Rispetto del testo tràdito o avventura congetturale? Su di una recenta interpretazione di VC 13//Europa Orientalis. R., 1990. Vol. 9. P. 541-644; idem. Sulla datazione di un " iscrizione pseudo-salomonica ad opera di Constantino il Filosofo//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di S. Graciotti. R., 1990. P. 945-960; idem. Sulla Vita Constantini: Questioni minori di metodo, di esegesi, di critica testuale//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

С.: Изд–во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин–т по философия). Миларов С. Н. История на българский народ 679 — 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки. С., 1966. Милев Н. Римокатолическата пропаганда в България през XVII в. С., 1914. Милков Т. Антим, първи български Екзархъ. Пловдив, 1899. Мутафчиев П. Поп Богомил и св. Иван Рилски/Философски преглед. 1934. Нестор, архим. Българските манастири и старини църкви — памятници на культурата//Църковен вестник. 1960. Бр, 21. Нестор, архим. 890 години от основаването на В. Търновският манастир «св. Троица»//Църковен вестник. 1960. Бр. 4. (См. и 1970. Бр. 27.). Нестор, архим. Историческият Костенечки манастир «св. Спас»//Църковен вестник. 1967. Бр. 22. Нестор, архим. Къпиновският манастир//Духовна култура. 1962. Бр. 10. Нестор, архим. Плаковският манастир — средище на Велчовата заве–ра//Славяни. 1960. Бр. 4. Нестор, архим. Преображенският манастир//Църковен вестник. 1959. Бр. 31. Нестор, архим. св. Патриарх Евтимий Търновски//Духовна култура. 1953. Бр. 3. Никое Петър, д–р. Варненски и Преславски Симеон/Сборник в чест на митрополита Симеона. С., 1922. Никое Петър, проф. Възраждане на Българския народ. Църковно–национал–ни борби и постижения. Под редакцията на акад. Димитър Косев. С.: Изд–во Наука и изкуство, 1971. Ников П., проф. Възраждане чрез Църквата. България 1000 години. С., 1930. Николаев Вс. Славянобългарският фактор в християнизацията на Киевска Русия. С., 1949. Николай (Кацарски), архим. Приносът на Рилския манастир за поддържането и укрепването на българо–съветската дружба. С., 1970. Образъ на царскый ферманъ за решение–то на българскый въпрос. Цареград, 1970. Орешков. Автобиография на Софрони Врачански. С., 1914. Павлов Т. Безсмъртно славянско и общочовешко културно дело. (Константин Кирил Философ). С, 1971. Паисий Хилендарски. Славяно–Българска история. Под редакцията на Петър Динеков. С.: Български писател, 1972.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Крупным успехом первых лет новой Б. стало объединение княжества и Вост. Румелии. Инициативу в деле объединения взял на себя образованный в февр. 1885 г. в Пловдиве Тайный комитет (с апр. 1885 Болгарский тайный центральный революционный комитет, БТЦРК), одним из руководителей к-рого был З. Стоянов - активный участник Апрельского восстания 1876 г., автор популярного в среде болг. молодежи 1-го т. «Записок о болгарских восстаниях» (вышел в 1884), пропагандировавшего идеи революционного романтизма. Лидеры БТЦРК выдвинули задачу объединения Вост. Румелии с княжеством под скипетром Александра Баттенберга. В сент. 1885 г. в столице Вост. Румелии Пловдиве объединение было провозглашено и одновременно было сформировано т. н. временное правительство объединенной Б. во главе со Стояновым. Александр Баттенберг издал манифест об объединении и обратился к великим державам с просьбой о его признании, что формально являлось нарушением условий Берлинского договора. По инициативе российского правительства для решения болг. вопроса в К-поле была созвана специальная международная конференция. Тем не менее еще до окончания ее работы серб. кор. Милан под предлогом нарушения установленного Берлинским договором равновесия на Балканах в нояб. 1885 г. объявил Б. войну. Кратковременный военный конфликт завершился в февр. 1886 г. подписанием Бухарестского мирного договора, согласно к-рому отношения между Сербией и Б. восстанавливались на прежних условиях. Возобновившая свою работу по окончании сербо-болг. войны международная конференция признала объединение Вост. Румелии с княжеством Б. в форме личной унии. 5 апр. 1886 г. в Стамбуле был подписан протокол об объединении, предусматривавший назначение болг. князя ген.-губернатором Вост. Румелии сроком на 5 лет, объединение администрации и войск княжества и области и передачу Турции Кырджалийского окр. из состава Вост. Румелии. Восстановление единства Сев. и Юж. Б. оказало благотворное влияние на дальнейшее развитие экономики страны и способствовало консолидации болг. нации.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

С., 1970. Т. 1 — 3. Камбурова-Радкова Румяна. Рилският манастир през възраждането. С., Държавно издателство. Наука и изкуство. С., 1972. Кацарски Н., архим. Приносът на Рилския манастир за поддържанете на българо-съветската дружба//Църковен Вестник. 1970. Бр. 20. Кирил, митроп. Пловдивски. Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949. Кирил, митроп. Натанаил, митрополит Охридски и Пловдивски (1820 — 1906). С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (f1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 —1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 -78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. — С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 —1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 -6, 8; 1958. Кн. 5 -6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя — възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. 7—8. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. 10. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

С 19-го мая 1900 г. в самоковском богословском училище происходили выпускные экзамены в присутствии представителя от Св. Синода высокопреосвященного Максима, бывшего скопийского митрополита и управляющего ловченской епархией. На испытания зрелости явились 73 воспитанника, из них 70 выдержали с успехом устные и письменные экзамены. Всего в 1899–1900 учебном году в самоковском богословском училище было 215 учеников: в I классе 40, во II – 60, в III – 39 и в IV – 76. Ученики первых трёх классов все, за исключением одного, перешли в соответствующие высшие классы. 198 19 июня состоялся годичный акт в зале семинарии. На акте роз- —318— даны аттестаты ученикам, окончившим полный семинарский курс и годичные свидетельства прочим воспитанникам. Вместе с аттестатами высокопреосвященный Максим раздал окончившим воспитанникам от имени Св. Синода награды книгами. – На приёмные экзамены, начавшиеся 25 августа 1900 г., явилось свыше 120 человек. Конкурсный элемент был письменный и устный: письменный по болгарскому языку, священной истории, арифметике и чистописанию, устный – из катехизиса. Поступающие должны иметь не свыше 18 лет. Выдержали экзамены в 1 класс 80, из них 30 с наилучшими успехами приняты стипендиатами: 1 из виддинской епархии, по 4 из вратчанской, ловченской и старозагорской, по 3 из самоковской и софийской, по 2 из пловдивской, доростольско-червенской и сливенской и 5 из терновской. Кроме того, на остальных трёх курсах пользовались стипендиями 12 воспитанников из терновской епархии, 11 из софийской, 18 из пловдивской, 6 из виддинской, 8 из вратчанской, 10 из старозагорской, 8 из сливенской, 11 из ловченской, 5 из доростольско-червенской, 6 из варенской и 9 из самоковской. Стипендиаты дают обязательство, что поступят в духовное звание по достижении определённого законом возраста, иначе обязаны возвратить истраченную на них сумму (по 480 левов за каждый год). Все воспитанники носят однообразную священническую одежду. 199 К сожалению, однако, едва только 10% из окончивших курс богословского училища или семинарии принимают священный сан. Отчего зависит это прискорбное явление? на это вопрос отвечают различно. Одни указывают, как на причину, на необязательность священнического положения, другие на презрительное отношение общества к священникам, третьи – на трудность священнического служения, четвёртые – на незнание кандидатами священства церковного устава и пения, пятые – на нежелание семинаристов надеть священническую рясу. 200 Каковы бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так было не всегда. Многие помнят «Алёшу» — сердечное народное имя памятника советскому воину-освободителю, заложенного 9 мая 1948 г. и открытого под Пловдивом 5 ноября 1957 г. на Холме Освободителей (Бунарджик) неподалёку от памятника героям Шипки — русским солдатам, павшим в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. за независимость Болгарии. На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г. в день народных гуляний по случаю Победы советский солдат Алексей Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар и пустился плясать. И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г. Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А. Занков, И. Цветанов, И. Топалов, Б. Марков, Г. Коцав. Алексей Скурлатов (1922— 2013) К «Алёше» ведёт гранитная стоступенчатая лестница. Почти двенадцатиметровая статуя на шестиметровом постаменте, видная из любой точки города, смотрит на восток. В руках советского солдата — опущенный автомат. Монумент изготовлен из железобетона, имеет гранитную и сиенитную облицовку и украшен барельефами с надписями «Советская Армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов». Кто же стал прототипом каменного Алёши? И какова его судьба? Прообразом памятника является рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, после тяжёлого ранения переведённый в связисты. Алексей ушёл на фронт добровольцем. «На войну меня взяли в августе 1941 года, прямо с трактора, — вспоминал уроженец Алтая. — На дорожку мне мама узелок с нашими алтайскими яблоками дала, но я их не ел, аромат мне ещё долго дом напоминал».

http://ruskline.ru/opp/2024/04/27/soldat...

43 Наличие славянской церковной структуры на уровне епископии было необходимым условием для формирования и развития славянского богослужения (Туницкий. 1913. С. 226). 48 ПЖКл XXIII.67 (Iliev. 1995. P. 101: 885–886; Туницкий. 1918. С. 126: 23–24); Gautier. 1986. P. 205:35–36. 51 Так, В. Златарский полагал, что центры семи епархий находились в Дристре (Силистре), Филиппополе (Пловдиве), Сердике (Софии), Охриде, Брегальнице, Мораве и Провате (Златарский. 1927. С. 207–214), тогда как по мнению В. Гюзелева количество епархий было больше и их центры находились в Плиске (архиепископия), Дристре (Силистре), Филиппополе (Пловдиве), Сердике (Софии), Бдине (Видине), Скопье, Нише, Провате, Девелте, Мораве, Охриде, Тивериуполе и Белграде (Гюзелев. 2014. С. 237–238. Ср.: Събев. 1987. С. 256). Подробнее см.: Kuzev. 1988. 52 В последней трети IX в. в Главинице новая базилика была построена на фундаменте разрушенной трехапсидной базилики V-VI вв. (Muçaj. 2002; Muçaj, Hobdari. 2004. F. 190– 194, 198–207). 54 В послании охридского архиепископа Феофилакта указывается, что в Деволе был построен один из семи кафедральных соборов (Gautier. 1986. P. 205:35–36). Местоположение средневекового Девола, который находился около селения Звезда (Zvezdë) в Корчанском регионе, сомнений не вызывает, однако раскопки и зондажи там не проводились, а при обследовании местности в ноябре 2014 г., проведенном албано- российской группой (проф. д-р Скендер Мучай (Skënder Muçaj), проф. д-р Алексей Пентковский, магистр Суеля Джуери (Suela Xhyheri)) локализовать местоположение этой базилики не удалось. 55 В конце IX в. в Дристре была построена трехапсидная базилика, которая изначально выполняла функции архиепископии (Ангелова, 2003. С. 21–25, 30–31, 35–44; Атанасов, 2007. С. 138–149). 58 Иванов. 1931. С. 553–554; Данчева-Василева, 2008. С. 29–30. Дополнительным подтверждением нахождения епархиального центра в Софии при князе Борисе-Михаиле может служить кратковременное пребывание там болгарского патриарха после ухода из Дристра/Силистры в начале 70-х гг. Χ в. (Иванов. 1931. С. 557). Базилика «Св. София» была реконструирована либо после крещения князя Бориса-Михаила, как традиционно принято считать (Филов. 1913. С. 146–147), либо в 730–811 г. (Fingarova. 2011. S. 151–158), однако последняя датировка во многом определяется греческой надписью, содержащей пожелание многолетия патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010