Мастер повторил тип поясного образа Спасителя с раскрытым Евангелием, который был очень популярен в старообрядческой среде и неоднократно воспроизводился в произведениях поздней иконописи ( Тарасов. 1995. Табл. 46). Тюлину удалось довольно точно передать характер личного письма, принятого мастерами в зрелом XVI в., а также найти компромиссное решение при моделировке одежд, сохранив строгость форм, свойственную московской иконописи 2-й трети XVI в. Однако заметны отклонения от древних образцов: дробность складок гиматия, прозрачность в трактовке пробелов, тип надписей на фоне. Икона «Благовещение» (нач. ХХ в.; ц. Владимирской иконы Божией Матери в М.) также наделена стилевыми признаками произведений московской школы XVI в., но в пространственном построении и приемах письма отчетливо проявляется художественное мышление иконописца Нового времени. Размытое представление о стилистике московской школы иконописи отражено не только в манере письма, но и во владельческой «атрибуции» Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XIX в.; частное собрание, Москва). На нижнем поле находится надпись «московских писем», а на тыльной стороне доски расположена надпись с датой «XVI в.», хотя сама икона по стилю близка произведениям 2-й четв.- сер. XVII в. и могла бы быть примером успешно выполненной стилизации под иконопись этого периода. Ярким высококачественным образцом «стильной» иконы под ранний XVII в. является произведение мстёрского мастера «Благовещение» (2-я пол. XIX в.; частное собрание, Москва). «Отче наш». Икона. Иконописец С. И. Козлов. 1885 г. (частное собрание) Самой популярной темой стилизаций в иконописи мстерских мастеров была «строгановская школа» Напр., на иконе «О Тебе радуется» (нач. ХХ в.; ц. Владимирской иконы Божией Матери в М.) автор удачно показал особенности стиля «первых» строгановских писем кон. XVI - нач. XVII в. Более старой традиции следует композиционное решение; ракурсы фигур и статичность поз хорошо соотнесены с характером моделировки одеяний и техникой личного письма, характерной для иконописи позднего XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) На иконах, в основе к-рых лежит текст Минейной редакции Жития, обычно совпадают клейма, изображающие пострижение, рукоположение во иеромонаха, основание мон-ря в Переяславле, встречу с прп. Сергием Радонежским и блгв. вел. кн. Димитрием Донским, уход с Авнеги, основание обители в Вологде, пророчества святого, его преставление и погребение, но есть варианты и с более подробным изображением чудес от гроба (иконы XVI-XVIII вв., ВГИАХМЗ), когда на первый план выдвигается целительная помощь святого. В житийном цикле встречаются и редкие сюжеты: сретение иконы Д., чудо о болезни «корчета», чудо о белоризцах, названное в Житии «Чудо о граде Вологде», разорение мон-ря в Смутное время (икона XVII в. из собр. ЯХМ). Известны житийные иконы, где повествование строится в соответствии с агиографической традицией, начиная от рождения Д. Сохранилась икона преподобного с 12 клеймами жития 2-й пол. XVI в. (музей в Рекклингхаузене, Германия), в т. ч. с композициями: крещение, обучение грамоте, поставления в сан иеродиакона, пресвитера и игумена (редкие сюжеты). Подобный состав клейм, подчеркивающий избранность и служение Богу Д. с детства,- на иконе с 18 клеймами из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (XVII в., ВГИАХМЗ); он близок ранним житийным циклам прп. Сергия Радонежского. Впосл. в отдельный иконописный сюжет выделились житийные клейма «Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого» (икона-хоругвь 2-й пол. XVI в. с оплечным образом Иисуса Христа на лицевой стороне из ц. равноапостольных Константина и Елены, основанной на месте сретения образа Д., ВГИАХМЗ) и «Чудо о белоризцах» (икона XIX в., ВГИАХМЗ), к-рые подчеркивают значение Д. как защитника города и помощника в ратном деле. С XVII в. получило распространение изображение Д. вместе с Вологодским святым прп. Игнатием Прилуцким. В 1635 г. костромской иконописец Денис вместе с товарищем Терентием выполняли стенопись и иконы в Димитриевом Прилуцком мон-ре, в т.

http://pravenc.ru/text/178017.html

многофигурных композициях 2-й пол. XVI в., скорее всего воспроизводящих сложные программы московских произведений. М. В. (с не совсем обычной для него длинной бородой) и Феодор присутствуют на одной из икон «диптиха» кон. XVI в. из Входоиерусалимской ц. в Каргополе с изображениями св. воинов, мучеников, мучениц и св. правителей, в т. ч. равноапостольных имп. Константина и кн. Владимира (ВГИАХМЗ; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 86, 91. Ил. 68). Иной, более сложный состав персонажей имеет многорядная икона «Деисус с избранными святыми» (частное собрание), которая, судя по изображению канонизированного в 1588 г. блж. Василия Московского, создана в Москве в кон. XVI в. (Divine Treasures. 2014. N 1023). На ней представлен сонм Вселенских и Русских святых разных чинов, причем фигуры М. В. (в шапочке с опушкой из белой ткани) и Феодора вместе с образами серб. святых Симеона и Саввы вынесены на поля, что указывает на их особое значение. Судя по иконографическим признакам (облик бородатого средовека или старца, княжеская шапка, шуба и крест в деснице), вырезанная из кости фигура неизвестного князя на лицевой стороне запрестольного Киликиевского креста из Спасо-Прилуцкого мон-ря близ Вологды (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ) также может изображать М. В. Помещенная рядом с ней поздняя фигура бородатого святого без головного убора, с пальмовой ветвью - атрибутом мученика - скорее всего заменяет первоначальный образ боярина Феодора. Во 2-й пол. XVI в. к этому стандартному иконографическому типу, очевидно, добавился новый вариант - изображения обоих Черниговских святых с непокрытыми головами. Его редким примером являются фигуры М. В. и Феодора на полях новгородской иконы «Явление Божией Матери прп. Александру Свирскому»; кроме них здесь представлены Новгородские святители Иоанн и Никита (Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки; Hommage to St. Alexander of Svir. 1996. N 38). Возникновение этого варианта, к-рый противоречил сложившейся традиции и рекомендациям иконописных подлинников, но выражал идею смиренной молитвы князей, отложивших свои земные венцы, предвосхищает процесс распространения нового типа княжеской иконографии в искусстве XVII в.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Б. и. с образом Богоматери Пирогощей в Киеве. Почитание Нек-рые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Б. и. в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресв. Богородицы . О судьбе и почитании Б. и. в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,5 ´ 26,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Б. и. (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича суздальского, женой вел. кн. блгв. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и за заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова. Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Боголюбская икона Божией Матери (“Моление о народе”). 2-я пол. XVI в. (ГИМ) Встречающиеся в лит-ре сведения о почитании Б. и. в Москве XV-XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлевском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой вел.

http://pravenc.ru/text/149497.html

кремлевской ц. во имя И. З., построенной в 1435 г. «на воротах» Владычного двора к западу от собора Св. Софии и разобранной в сер. XVIII в., являлась икона с поясным образом И. З. в серебряном золоченом окладе 2-й трети XVI в. (с кон. XIX в. находилась в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Софийского собора, ныне местонахождение неизв.; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 300. С. 524-525) - И. З. представлен в крещатом саккосе и омофоре с крупными крестами, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. Изображение И. З., поясное или в рост, фронтальное или в молитвенном обращении, могло помещаться на дробницах, служивших для украшения предметов церковного убранства и шитья, напр. святительских митр (напр., митра, созданная по заказу митр. Макария Новгородского для Софийского собора, 1653, АОКМ) или подвесных пелен к местным иконам (напр., пелена из Благовещенского собора Московского Кремля, 70-80-е гг. XVIII в., ГММК). В XVII-XVIII вв. в качестве образца для храмовых икон И. З. служили гравюры: укр. печатных изданий, напр. Требника митр. Петра (Могилы) для иконы из ц. во имя И. З. в Костроме (сер.- 3-я четв. XVII в., Костромская епархия; см.: Костромская икона XIII-XIV вв.: Свод рус. иконописи/Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 83) - святой облачен в традиц. одежды; «Святцев» работы Г. П. Тепчегорского (1722) - облачение осовременено, что повлияло на рус. иконы 1-й пол. XVIII в. Так, на иконе И. З. суздальского иконописца И. А. Киприянова (Куприянова) (1733, ГВСМЗ), где святой представлен в митре, в саккосе из европ. узорчатых тканей, в омофоре, с палицей на боку; его облику приданы черты, резко отличные от древнего типа И. З.- аскета,- у И. З. молодое, округлое лицо, волосы густые и длинные, окладистая борода; текст на свитке: «Держися духовных, презирай житейская». Подобный извод применялся также в живописи по эмали на дробницах, украшавших церковную утварь, как на потире работы неизвестного московского мастера (1741-1742, ГММК; Костина. 2003. Кат. 260. С. 320). Древняя схема, восходящая к изображению свт. Николая Чудотворца (Зарайского), также использовалась мастерами Нового времени, насыщавшими ее деталями, характерными для барочного вкуса,- обильным узором тканей, использованием мотивов золоченой резьбы, как на иконе-пяднице из Ярославля (1-я пол. XVIII в., ЯХМ). Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XV в. (АМИИ) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XV в. (АМИИ) Редко встречающееся изображение И. З. на обороте выносной иконы известно по визант. иконе с образом Богоматери «Одигитрия» на лицевой стороне и с поясным изображением святителя на обороте (кон. XIV - нач. XV в., оборот под записью XIX-XX вв., ГММК); по предположению Э. К. Гусевой, икона была связана с вел. кн. Иоанном III Васильевичем или с московским Златоустовским мон-рем.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Г. Наперсная икона «Богоматерь с Младенцем и свт. Николай Чудотворец» из фондов Музеев Кремля//Оружейная палата и проблемы изучения рус. средневек. искусства: Семинар 29 сент. 2015 г. (в печати)). В подобных композициях бывает использован извод предстояния святителя тронному образу Божией Матери с Младенцем (икона сер.- 2-й пол. XVI в., ЧерМО). Уникальное значение Н. как главного заступника за людей, в т. ч. перед Царицей Небесной, нашло отражение и в самостоятельных изводах: связанный с прославлением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери сюжет «Явление Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца пономарю Юрышу», к-рый в сер. XVI в. входит в цикл чудес, расположенных на раме Тихвинской иконы (в Благовещенском соборе Московского Кремля, ГММК; из Успенского собора Дмитрова, ныне в ЦМиАР). Известны и особые изводы икон, обретенных или прославленных в XVI в., на к-рых фигуры Пресв. Богородицы и Н. написаны рядом, как на упомянутой Ржевской (Оковецкой) иконе. Сопоставление Н. и Пресв. Богородицы с Младенцем Христом, как главных «адресатов» христ. молитвы, отражало то, что именно в Их безгрешности и благодатной природе чудес Н. сомневались еретики протестант. толка, в т. ч. и оказавшиеся на Руси или испытавшие их влияние последователи, настаивавшие на «простоте» человеческой природы Спасителя, Божией Матери и Н. На протяжении XVI-XVII вв. получают распространение в качестве самостоятельных иконных изводов повторения чтимых и чудотворных икон Н. Как правило, это житийные иконы, в среднике к-рых воспроизведен тот или иной прославленный иконный образ (Зарайский, Можайский, Великорецкий, Гостунский), часто с подписью, позволяющей опознать преемственность почитаемого оригинала. В это время на Руси появляются иконы, написанные рус. мастерами под воздействием поствизант. икон с образом Н.- с резким, контрастным личным письмом, и характерными среднеземноморскими крупными чертами лика: поясная икона из частного собрания; икона из вологодской ц. свт. Леонтия Ростовского (3-я четв. XVI в., ныне во ВГИАХМЗ) - святитель, в облачении, с «шитыми» деталями на епитрахили и палице, изображенный в рост; икона кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Оригинальные изводы русской иконографии Н. в XVI в. появляются на иконах, где избранные эпизоды деяний святителя представляют его чудеса, как знак его высочайшего избранничества среди людей. Это икона с 2 чудесами, на к-рой образ Н. сопоставлен с т. н. Никейским чудом, спасением на море и с исцелением бесноватого - эти чудеса осуществляет Н. через ангелов (неск. икон сер. XVI в.: из частного собрания в Лондоне, из собр. А. В. Морозова, ныне в гТГ; икона XIX в. из собр. Ф. М. Плюшкина, ныне в ГРМ; иконы и прориси XIX в. из собрания общины Поморского согласия в Самаре, прорись из собр. В. П. Гурьянова; см.: Smirnova E. S. St. Nicholas the Wonderworker with Angels and Miracles: A New Image of St. Nicholas of Myra in Russian Art of the 16th cent.//J. of Icons Studies: Museum of Russian Icons. Clinton, 2015. Vol. 1. P. 1-21). В эту же эпоху была прославлена в Москве как общерус. святыня икона Н. из вятского с. Великорецкого, чей цикл деяний святителя включает изображение 2 морских чудес. Иконы с образом Н. как покровителя почитаются и становятся фамильными святынями, прежде всего те, в к-рых заключены частицы мощей святого ( Ковтырева Л. В. Вкладная икона кн. Ивана Андреевича: К проблеме атрибуции иконы св. Николая Можайского из собр. Третьяковской галереи//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 129-135). Свт. Николай Чудотворец, с чудесами. Сер. XVI в. (частная коллекция, Лондон) Свт. Николай Чудотворец, с чудесами. Сер. XVI в. (частная коллекция, Лондон) В XVI в. появляются изводы, представляющие Н. в молении Пресв. Богородице с Младенцем. На иконе из часовни дер. Топса на Сев. Двине (сер. XVI в., ныне в ГРМ) Божия Матерь держит на протянутых руках Младенца, смотрящего на Нее и Ее благословляющего, а Н. перстами правой руки прикасается к крышке Евангелия, которое держит на левой руке. На золотой наперсной иконе с черневыми фигурами из приклада к иконе-списку Н. Великорецкого (2-я пол. XVI в., ГММК) святитель стоит перед Богоматерью, Которая держит Младенца на вытянутых руках, при этом Богомладенец тянется к Н., благословляя его, святитель поднял руки в молении ( Зюзева С.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ГМЗРК) Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв. На резной иконе «Ростовские святые и свт. Николай Чудотворец» (кон. XVI в., ГММК) - прямоличная фигура И. с двуперстно благословляющей десницей, в левой покровенной руке Евангелие. На деревянном кресте (сер. XVI в., ГМЗРК) с ростовым изображением свт. Леонтия на обороте, на средней перекладине в круглых медальонах, вырезаны полуфигуры Ростовских святителей, в т. ч. образ И. ( Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., РГИАХМЗ) представлены святители Иаков, Леонтий, Исаия и И., на раме полуфигура свт. Петра, митр. Московского ( Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364). Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные одним из лучших московских ювелиров А. И. Ратьковым в 1796 г. (ГМЗРК, см.: Пуцко. 2004. С. 145-156). В картушах, изготовленных из серебряной позолоченной пластины в технике чеканки, изображены чудеса во время погребения святителя: многофигурная похоронная процессия, вверху над собором в облаках благословляющий И.; 2-е чудо - исцеление архим. Стефана. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери Ростова, ГМЗРК) в 15 медальонах - чеканные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают Ростовские чудотворцы, в центре «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону». В большом медальоне, в правом верхнем углу, представлен И. в динамичном повороте к центру, с Евангелием в руке. Во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. образ И. вводился в многочисленные произведения ростовской финифти с изображением Ростовских святителей (в основе иконографий - традиц. изводы). Такие иконы развозились паломниками по всей России. Эта же иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Многочисленные поствизант. изображения Д. С.-воина продолжают традиции палеологовской эпохи, которые в XVIII-XIX вв. дополняются цитатами из западноевроп. искусства. Среди них есть произведения с традиц. поясной фигурой: миниатюра из Стихираря (Sinait. gr. 1234. Fol. 60v, 1469 г.); образ сер. XVI в. (Византийский музей в Афинах); 2 иконы 2-й пол. XVI в. (Национальный музей средневек. искусства в Корче, Албания) - одна из ц. вмч. Д. С. в Берате, к-рая приписывается мастеру Онуфрию; другая с надписями: Ο Μυροβλτης (Мироточивый) и Μγας Δοξ - его сыну Николаю; икона 2-й пол. XVIII в. (мон-рь Ксиропотам) и мн. др. К сер. XIX в. появилось неск. примеров трансформации этого типа под воздействием искусства барокко: Д. С. изображается в активном развороте, в доспехах западноевроп. типа и в фигурном шлеме (икона 1844, мон-рь Кастамонит на Афоне; гравюра, 1864). Примеры икон с изображениями в рост: царские врата критской работы, 2-я пол. XV в. (Музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос),- на створках фигуры великомучеников Георгия и Д. С., попирающих змея и скорпиона; образ 1632 г. (мон-рь Хиландар) - ориентирован на памятники раннего XIV в.; икона XVII в. (мон-рь Эсфигмен). Многочисленны произведения с парными изображениями великомучеников Георгия и Д. С. или с изображением неск. св. воинов (икона 1515-1538 гг. с Георгием, Д. С. и Феодором из Протата), иконы Д. С. и Нестора, попирающих соответственно царя Калояна и гладиатора Лия (икона XIX в. из представительства Иверского мон-ря в Карее на Афоне). Среди копирующих палеологовские образцы изображений святого в поствизант. монументальной живописи - росписи кафоликонов мон-рей Кутлумуш (1540) и Ставроникита на Афоне (1546, Феофан Критский); ц. Панагии Влахернитиссы в Берате, Албания (кон. XVI в.),- с надписью: Μγας Δοξ; парекклисиона Панагии Горгоэпикоос в мон-ре Дохиар на Афоне (1744) и др. Изображения Д. С. на престоле Изображения святого, восседающего на престоле, существовали уже в ранневизант. время (вотивные мозаики базилики в Фессалонике), но широкое распространение получили в комниновском и палеологовском искусстве.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона из деисусного чина ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде. XVII в. (ВГИАХМЗ) 2 вышитых покрова на гробницу Д., 1-й трети XVI в. и сер.- 2-й пол. XVII в., вклад И. Д. Милославского (оба в собр. ВГИАХМЗ), повторяют иконографию XV в., исполнены в московских мастерских. Близкое раннему нагробному покрову изображение святого встречается на шитой пелене 1-й пол. XVI в. (ГИМ) - Д. в красно-коричневой мантии и голубом подряснике изображен рядом с прп. Никитой Переславским в центре правой каймы (на левой кайме симметрично - святители Леонтий Ростовский и Кирилл Александрийский) вместе с визант. и рус. святыми (преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, Евфимием Суздальским, Кириллом Белозерским и др. основателями мон-рей). В вологодском искусстве XVI-XVII вв. образ Д. входил в состав деисусного ряда иконостаса, обычно справа, парным нередко являлся преподобный, к-рому посвящен престол в данной церкви,- преподобные Дионисий Глушицкий (XVI в., ВГИАХМЗ), Сергий Радонежский (XVI в., из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), Кирилл Белозерский (XVII в., из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде, ВГИАХМЗ). На деисусной иконе XVII в. из вологодской ц. вмч. Георгия Победоносца (ВГИАХМЗ) благословляющая десница Д. поднята к плечу. Житийные иконы Д., к-рые находились во мн. храмах Вологды, имеют различный состав клейм и соотносятся с текстами преимущественно Минейной редакции Жития святого. Наиболее раннее произведение с 16 клеймами жития работы Дионисия относят к 1487-1491 гг. или к 1503 г. Вокруг средника с поясным образом святого сюжеты расположены в хронологическом порядке: пострижение Д. в монахи; поставление в пресвитеры; основание Никольского мон-ря в Переславле-Залесском; беседа с прп. Сергием Радонежским; встреча с блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским в Москве; основание Воскресенской ц. на Авнеге и изгнание; основание мон-ря близ Вологды; пророчество о смерти блгв. вел. кн. Димитрия Донского; благословение брата на торговлю; благословение Пахомия на игуменство; преставление Д.; погребение Д.; чудо о вятчанах; исцеление Симеона; чудо о соборной церкви; исцеление Иоанна. В житийном цикле дионисиевской иконы, воспроизведенном на 2 списках вологодского происхождения (XVI в., ГРМ; XVII в.?, ВГИАХМЗ), главной темой является монашеская жизнь, духовный путь преподобного. Посмертные чудеса, среди к-рых есть исторический сюжет - построение в 1487 г. 3-й деревянной церкви, изображают Д. покровителем обители и целителем. Известен вариант подобной иконографии на иконе с 12 клеймами (XVI в., ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178017.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010