- Никоновский в 155 пудов, пожертвованный в 1699 г. угодичским крестьянином Никоновым, - Мусин – Пушкинский, известный под именем Бамба (набатный); был отбит жертвователем в Гурьевом городке, где он служил вечевым колоколом, - Каррский, литый в Казани Ф. А. Карром; он имел превосходный звон, но в 1840 г. дал трещину, вследствие чего в 1876 г. вновь перелит с прибавкою веса, который доходит теперь до 385 пуд. 15 фун. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. На центральной площади села Угодичи, за памятником землякам, погибшим в Великую Отечественную войну, стоит печальный останец - ободраный, без кровли, столп трёхъярусной колокольни. А когда-то здесь была прекрасная церковь - статная, пятиглавая, плюс четыре шатровых верха по углам и часовня в ограде. Роскошный Богоявленский храм перекликался с Никольской церковью. Это сооружение было первенцем каменного строительства в Угодичах. Основной объём поставили в 1620-1627 годах, то есть в то время, когда ярославская архитектурная школа, оправившись после потрясения Смуты, нащупывала новый стиль. Шатрики приделов, трапезная и колокольня появились позднее. Автор книги " Ростовский уезд Ярославской губернии " краевед А. Титов, оставил любопытное описание церкви: " Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению святого Исаии, епископа Ростовского и Суздальского, на том самом месте, где преподобный Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви... " Судя по изысканиям Титова, церковь перестраивалась и расширялась неоднократно. " Наконец, с 1851 по 1857 г. церковь была снова перестроена на сумму прихожан и старанием церковного старосты Артынова... а внутренность храма украшена новою отличною живописью, арабесками, лепной работою, мраморными столпами и т.п., хотя через эту перестройку древний вид церкви сильно изменился и утратил свою прежнюю архитектуру " . Несмотря на утрату Богоявленской церковью первоначального облика, А. Титов считал её " лучшим украшением Угодич " . В ней хранились чтимые иконы: храмовая - Богоявления Господня, список с образа Божией Матери Владимирской из Успенского собора Ростова, Спас Нерукотворный, подаренный, по преданию, самим Иваном Грозным. Ещё одна дарованная (по крайней мере, по легенде) правящей фамилией икона - Рождество Пресвятой Богородицы, которую вроде бы передала в Богоявленскую церковь княжна Софья, дочь Дмитрия Донского. Ещё одной святыней был " древний восьмиконечный крест превосходной греческой работы, привезённый из Греции " .

http://sobory.ru/article/?object=09729

Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской богоматери, чудотворная икона коей издревне находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами. Ныне в село Курбе находится 125 домов, в том числе одиннадцать каменных. Жителей мужского пола до 335 душ Из журнала «Москвитянин» за 1852 г. Казанская церковь Каменная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней (1880), 16-ти лепестковый центрический в плане основной объем. Два придела: Никольский и Спасский. В советское время закрыта, использовалась под МТС, ныне заброшена. Воскресенская церковь Кирпичная пятиглавая церковь, построенная в начале XVIII в. В 1851 г. пристроена трапезная с Никольским приделом. Закрыта в 1929-1930 г.г., использовалась как Дом культуры. В настоящее время пустует. Курба – одно из самых больших и древних сёл Ярославской земли. Село красиво расположено на высоком берегу речки Курбицы. XV-XVI вв. здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Первым князем Курдским был Яков-Воин Иванович, погибший в битве с казанцами на Арском поле в 1455 г. Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский был ближайшим сподвижником Ивана IV, пока в 1564 г. не перебежал к польскому королю. После бегства Курбского село было передано в государственную собственность, впоследствии - различным владельцам. В 1722 г. часть Курбы приобрел капитан первого ранга, известный кораблестроитель времен Петра I Гаврила Авдеевич Меншиков (1672 - 1742). В 1710 г. он первым среди русских мастеров самостоятельно, без помощи иностранцев, построил многопушечный корабль для Балтийского флота. А всего за свою жизнь он построил более двухсот судов. После смерти Меншикова его владение перешло к роду Нарышкиных.

http://sobory.ru/article/?object=00574

Первые шесть деревень расположены по Любимско-Буйской большой дороге, остальные в окрестностях села, все при колодцах и прудах, исключая Казанской Пустыни, которая при реке Костроме. Почтовый и телеграфный адрес: город Любим, Ярослав. губ. В приходе две начальные школы: в селе церковно-приходская и в деревне Ермакове земская. Причта по штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику. Причтового капитала в билетах 668 рублей. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии, 1908 г., стр. 298-299 В версте расстояния от церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на р. Секше, есть деревенька «Пустынь». Непосредственно за нею стоит столбик с кровелькой, а в нем икона пресвятой Богородицы Казанской. Подле нее пролегает большая дорога в г. Судиславль. Непосредственно за столбиком идет к востоку земляной мыс. Он сажен в пятнадцать длиною и сажен в восемь шириною. В весенний разлив это место омывается водами реки Костромы, неподалеку принимающей в себя речку Секшу. По краям мыса идет ровик и возвышаются ели, но они растут и по всему пространству мыса. Среди их видны на нем задернелые могилы, а в левом углу мыса стоит деревянная часовня. Таков вид сей земляной стрелки в настоящее время. Ранее тут было иное. Елей было больше и они были старее; но лет двадцать тому назад, 8-го июля, в самый праздник Казанской иконы Богоматери и в крестный ход сюда из Секшинской церкви, восемь из елей были опалены и разбиты молнией. Несколько лет потом они стояли подсохшими и наконец были спилены. Еще отличнее от теперешнего был вид данной стрелки в более глубокое древнее время. В «Выписи из Костромских книг письма и межеванья Ивана Языкова да подьячего Григорья Богданова 156 (1648 г.) и 157 году (1649 г.)», сохранившейся в Секшинской церкви, значится на месте нынешней деревни «Пустыни» «займище пустынника старца Капитона». Жил он здесь в хижине лишь с иконой пречистой Богородицы Казанской. Современниками его были местные помещики Костромичи Иван Никитин Рожнов, живший с братьею в деревне Григорове, да племянники его от братьев Григорий Васильев Рожнов и сын Федор Иванов Рожнов, живший в сельце Окульцеве.

http://sobory.ru/article/?object=24566

Подготовил Тихон Сысоев ]. Прокомментированные иллюстрации : Иерусалимский храм, в который вошла Богородица. Макет; Завеса, в вышивке которой, по преданию, участвовала сама Богородица и которая в момент смерти ее Сына на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51); Икона праздника с пояснениями; Юная Богородица в храме молится с рукоделием в руках. Живопись; Византийский император Юстиниан, при котором (VI в.) начали отмечать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконопись; Хор семинаристов (типичная «семинарская» фамилия «Введенский» давалась представителям духовного сословия с конца XVII в.). Фото; Ярославский Толгский  монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — один из старейших в России. Основан в 1314 году. Фото//Фома. - – декабрь 2018. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). Митрополит Антоний (Паканич), управляющий делами Украинской Православной Наша Церковь не хочет быть «антироссийской», так же как и «антигреческой». Она должна быть Церковью Христовой . [Как на действия Константинопольского Патриархата смотрят изнутри Украинской Православной Церкви? Как относятся там к идее автокефалии и каких последствий от решения Фанара опасаются больше всего? Об этом ведется беседа с управляющим делами Украинской Православной Церкви, митрополитом Борисопольским и Броварским Антонием (Паканичем)].  Материал подготовлен редакцией журнала « Фома в Украине ». Фотографии Всеукраинского  крестного хода мира, любви и молитвы за Украину//Фома. - — декабрь 2018. - С.32-36. - (раздел « Вера »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает телеведущая, журналист, актриса, сценарист Алена Горенко //Фома. - — декабрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Что решил Собор епископов Украинской Православной Церкви .   [Текст постановления, которое принял 13 ноября 2018 года Собор епископов Украинской Православной Церкви]//Фома. - — декабрь 2018. - С.37. - (раздел « Вера »).   Патриарх Кирилл. Я пытался поговорить с Патриархом Варфоломеем от сердца к сердцу . Из ответов на вопросы участников VIII Международного фестиваля «Вера и слово», 30 октября 2018 года, Москва. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — декабрь 2018. - С.38-39. - (раздел « Вера »).   Новомученики:  Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномуче ник  Иоасаф ( Боев ). 20.04.1879-10.12.1937. На фото:  архимандрит Иоасаф (Боев). Таганская тюрьма. 1937//Фома. - – декабрь 2018. – С.40-42. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Согласно утвержденного проекту и сметы под деревянный сруб церкви был подведен кирпичный цоколь на булыжном фундаменте толщиной в два с половиной кирпича и высотой над землёй 71 сантиметр. Древний деревянный храм " клецкого " типа был осовременен надстройкой над ним деревянного восьмерика, с устройством на южном и северном фасадах треугольных фронтонов и обивкой всех фасадов " кровельной доской " . Внутри церкви стены и своды были оштукатурены по дранке известковым раствором с алебастром. Все работы были окончены в августе 1856 года, а 30 сентября этого года состоялось освящение главного Никольского престола, 1 октября - был освящен придел Иоанна Предтечи и 2 октября - придел апостолов Петра и Павла. Церковный староста и священнослужители церкви своим рапортом в Ярославскую духовную консисторию сообщили: " Во время построек по церкви нашей помещица прихода нашего титулярная советница Екатерина Иванова дочь, вдова Щербакова и бывший прихожанин наш, ныне рязанский купец Иван Иванов Овсяников, пожертвовали в церковь села нашего на предмет украшения по 1000 рублей серебром, всего 2000 рублей серебром " . Работы выполнялись подрядчиком крестьянином вотчины господина Мизина деревни Каченяткино плотником Иоассоном Кондратьевым. Сохранилось описание интерьеров Никольской церкви до её перестройки 1853-1856 годов. Она имела трехъярусный иконостас, местами украшенный позолоченной резьбой и резные позолоченные царские врата с традиционнымм изображениями. Над ними была устроена резная позолоченная сень, в которой помещалось изображение Бога Саваофа, а по сторонам его два образа с изображениями Тайной Вечери. С правой стороны царских врат находился образ Спасителя, украшенный серебряными позолоченной цатой и венцом. В венце были вставлены 4 камня, а в цате три камня, оправленные серебряной оправой. Рядом была помещена Толгская икона Божией Матери, украшенная медными цатой и венцом, и к которым были подвешены два креста серебряные и один крест яшмовый в серебряной оправе. Далее находились южные двери иконостаса с изображением ангела. Рядом с ними был помещен храмовый образ святителя Николая Чудотворца " с чудесами его " , украшенный серебряными венцом и короной. Здесь же, по сторонам образа были написаны Спаситель и Божия Матерь в серебряных венцах. Рядом, на повороте местного ряда, по южной стене находился образ Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=33805

Трапезная палата с Крестовой церковью была также сооружена в начале 16 века. Здание трапезной монументально, по внутренней композиции напоминает Грановитую палату Московского кремля. Примыкающая к ней Крестовая церковь - небольшой четырехстолпный одноглавый храм на подклете. В настоящее время лишена купола и используется под музейные помещения. Еще в 1218 году в монастыре была поставлена каменная Входоиерусалимская церковь. В первой половине 17 века ее заменило новое здание, завершавшееся тремя главами на горках кокошников. В 1831 году на волне борьбы с древней архитектурой ее заменили заурядной постройкой в стиле провинциального классицизма, с колоннадой и куполом. Освящена новая церковь была во имя Ярославских чудотворцев. Кроме трех храмов, в Спасском монастыре сохранились Святые ворота (1516), стены и башни 16-17 веков, удивительной красоты звонница 16-19 веков, а также настоятельские покои и кельи 17 века. Спасо-Преображенский монастырь, в Ярославле. Основан в 1216 году великим князем Константином Всеволодовичем; в 1788 году обращен в архиерейский дом. Здесь почивают открыто мощи святых князей Федора, Давида и Константина (см. 5 марта и 19 сентября) в церкви их имени. Ежегодно 22 июня в монастыре празднуется с крестным ходом из городского собора переложение мощей святых князей в устроенную святым Дмитрием Ростовским кипарисовую раку, которая ныне с почивающими в ней святыми мощами хранится в серебряной раке (устроенной в 1831 году). В монастырском Печерском храме Божией Матери особенно чтится Ее чудотворная икона, прославившаяся в 1823 году исцелением женщины, 17 лет страдавшей тяжким недугом. На этой Печерской святой иконе Богоматерь изображена в короне, восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими Ей коленопреклоненными преподобными Антонием и Феодосией Печерскими. Празднование в честь этой святой иконы совершается 14 мая. В монастыре имел временное пребывание в 1613 году царь Михаил Федорович. Отсюда была послана первая от царя грамота, извещавшая земскую думу о согласии его на принятие царского венца. Событие это увековечено в 1896 году часовней, устроенной в нижнем этаже Богородской башни. В книгохранилище монастыря имеются многие ценные рукописи XIII века (например Евангелие юсовое на пергаменте), XVI и последующих веков. При монастыре учреждена (с 1885 года) церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00216

У подножия холма, на котором поставлена Никольская церковь, прежде находилась шатровая часовня, выстроенная местными купцами в 1888 году (Такие часовни строились тогда по всей России в память «о чудесном спасении императора Александра III во время железнодорожной катастрофы в Борках). После революции на месте часовни поставили памятник В.И. Ленину. По книге Борисова Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье». Зимний Никольский собор с тремя престолами: первый – св. Николая Мирликийского, второй - св. благоверных князей Бориса и Глеба и св. благоверного князя Александра Невского. Собор сей построен в 1837 г., приходский, строен тщанием прихожан. Особо чтимая икона Троеручицы Божией Матери, почитается за чудотворную. Одна каменная часовня при Никольском соборе, в саженях 40 от него, построена в 1888 г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. " Парадный фасад " Мышкина с Волги определяют доминанты двух храмов, окружённые городской средой - спускающимися с холмов к реке купеческими жилыми домами и общественными сооружениями. Главной организующей точкой остаётся Успенский собор; таковым он должен был стать согласно плану 1780 года. Высочайше утверждённая планировка отражала " подаренный " Мышкину в 1777 году статус уездного города и учитывала особенности топографии. Изгиб реки позволял развернуть на приволжских террасах своего рода амфитеатр; сбегавшие вниз овраги, нарушая строгий классицизм городского плана, невероятно обогащали и украшали панораму. Городские площади следовало организовать вокруг храмов: Успенского, на тот момент существовавшего только " в теории " , и Никольского, уже прочно стоявшего на земле. Надо сказать, что возведение Успенского собора сильно повлияло на всю городскую застройку: сооружение несколько " вывалилось из масштаба " , доминирование оказалось очень уж сильным. Для того чтобы новый храм не подавлял город, пришлось пойти на ряд радикальных мер, таких как перестройка Никольского собора в стиле ампир по проекту губернского архитектора П.Я.

http://sobory.ru/article/?object=03189

Храм Воскресения Христова является подворьем Богоявленского женского монастыря.  Воскресенское - старинное село в Угличском районе, в котором сохранился довольно внушительных размеров великолепный храм в честь Воскресения Словущего. Полное название этого местечка - село Воскресенское в Поречье, так как территориально оно относилось к сельскому поселению Поречье-Рыбное (Ростовский район), что в 70 километрах отсюда. Различные источники сохранили очень противоречивые сведения о времени строительства каменного Воскресенского храма. Аполлинарий Крылов указал в своей сводке Ростово-Ярославской епархии годом строительства этой церкви - 1809-й. Согласно же кратким сведениям о монастырях и церквях, храм в селе был выстроен в 1837-1843 годах. А на клейме, выведенном вязью внутри храма, значится следующая дата: " Настоящий храм Воскресения Христова построен в 1837 году, освящен в 1838 году, сентября 14 дня " . И вот что ещё говорят краеведы: возможно, храм построили во второй половине XVIII века, а в XIX веке он был перестроен. Это событие нашло отражение в названии церкви - в некоторых источниках храм именуется в честь Воскресения Словущего, то есть эта церковь посвящена значимому событию 335 года, когда в Иерусалиме построили и освятили Храм Гроба Господня. Поэтому престольным праздником церкви, по некоторым источникам, называется день Воскресения Словущего, или же другое название торжества - обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме. После постройки этого храма село получило своё название по посвящению возведённой церкви. Зайдя в этот удивительный храм, вы увидите, что он делится на две части: летнюю и зимнюю. Зимняя (или трапезная) часть храма когда-то отапливалась четырьмя изразцовыми печами. Два престола - Иверской иконы Божией Матери и Святителя Леонтия, Ростовского чудотворца - располагались слева и справа в зимней половине. Стены храма покрывали росписи на темы из Евангелия, некоторые сюжеты в храме до сих пор можно разглядеть. Вот Христос защищает блудницу и говорит книжникам и фарисеям: кто без греха? На сводах видим изображение Крещения Господня - Иоанн Предтеча и Спаситель зашли в воды Иордана. А вот известный сюжет из жития первого ростовского епископа святителя Леонтия: здесь владыка обучает детей. Глядя на сохранившийся иконостас Леонтьевского придела видим, что основные цвета, которые были выбраны для благоукрашения зимнего придела, - это нежно-голубой и синий. И это неудивительно: Богородичные оттенки здесь потому, что в Воскресенском особо чтили Царицу Небесную и Её Иверский образ, который, как следует из предания, был обретён над водами. Икона явилась местным крестьянам и хранилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=04069

vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Корсунской иконы Божией Матери Село Новое. Троицкий храм В Троицкой церкви села Новое сохранился роскошный барочный иконостас и образцы монументальной настенный живописи. Церковь, возведенная в 1776 году, замечательна еще и тем, что даже во времена гонений на веру богослужения в ней не прекращались. Вместе с жителями села и волонтерами Фонд занимается облагораживанием территории храма и заменой ветхой церковной ограды на новую. Также специалисты разрабатывают проект реставрации главного украшения исторической ограды – Святых врат, являющихся образцом раннего классицизма. vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Интерьер Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас Троицкого храма Село Новое Ярославской области vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий храм Село Новое Ярославской области Село Васильевское. Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери Храмовый комплекс села Васильевское состоит из двух церквей. Церковь Всемилостивого Спаса была построена в 1733 году. По преданию, ранее на этом месте находились палаты князя Андрея Курбского. Храм всегда был действующим и не закрывался даже в самые суровые годы гонений. Именно в нем сейчас находится Казанская икона Божией Матери, чудесным образом спасенная во время закрытия церкви в селе Курба. Пятиглавый летний храм Смоленской иконы Божией Матери воздвигнут в 1793–1804 годах. Внутри него сохранился резной барочный иконостас XVIII века, недавно отреставрированный. Стены храма украшают росписи конца XIX столетия, имитирующие лепнину. vk fb tw ok @ g+ lj Храмовый комплекс церквей Всемилостивого Спаса и Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери vk fb tw ok @ g+ lj Храм Смоленской иконы Божией Матери

http://pravoslavie.ru/141938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010