Толгская икона была обретена в 1314 году. Тогда епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги, где в те времена был дремучий бор. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл, и икону. Епископ сразу же захотел принести Пресвятой Богородице хоть самые малые труды — он принял решение строить деревянный храм на этом месте и до тех пор, пока его не построит, в город не возвращаться. Узнавшие о чуде Божией Матери и о решении владыки ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Так к полудню храм был уже возведен. Вскоре на этом месте возник монастырь, а Толгская икона прославилась многими чудесами. Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. В 1926 году монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение обители проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из Ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с того времени пребывает в монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Донская икона Божией Матери находилась в войске Димитрия Донского во время славной Куликовской битвы 8 сентября 1380 г 85 . Икона Знамения Пресвятой Богородицы, Курская-коренная, явилась в 1295 году на корне дерева в лесу одному жителю города Рыльска. На месте явления иконы внезапно открылся источник, и здесь сначала построена была часовня, а потом обитель Коренная. Икона Божией Матери Толгская явилась в 1314 году ростовскому епископу Трифону на берегу Волги, недалеко от Ярославля. На месте явления св. иконы построена была обыденная церковь , и при ней основан Толгский монастырь. Икона Божией Матери Тихвинская являлась в 1383 году в нескольких местах новгородской области, окружённая светом, и остановилась недалеко от города Тихвина, где и сооружён был храм и монастырь Тихвинский. Икона Божией Матери Колочская явилась в 1413 г. одному селянину Луке в лесу в 15-ти вёрстах от Можайска. Лука принёс св. икону сначала в Можайск, потом в Москву, где от неё совершилось бесчисленное множество чудес, и, наконец, отнёс опять на место её явления, и здесь был сооружён храм и потом монастырь Колочский. Икона Божией Матери Казанская явилась спустя 27 лет после взятия Казани. В 1579 г. одной девятилетней девочке Матроне, жившей со своей матерью в Казани, в сновидении было открыто место, где была сокрыта икона Богоматери. 8 июля мать Матроны пришла на указанное место н начала копать землю. Долго копала она, но св. иконы не находила. Когда начала копать Матрона и прорыла землю на пол-аршина, вдруг явилась чудотворная икона, обёрнутая в ветхое сукно. Св. икона, прославленная многими чудотворениями, была перенесена в ближнюю церковь св. Николая, а царь Иоанн повелел на месте обретения иконы построить храм во имя Пресвятой Богородицы и основать женский монастырь. Благовещенский собор в Москве Число праздников в русской Церкви увеличилось чрез установление новых, в честь русских святых, св. икон и в память знаменательных событий. В XIV в. последовало открытие мощей святителя Петра и благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Высоко-Петровский список иконы Богоматери «Толгской» впервые за 100 лет из музея привезут в обитель Москва, 13 апреля 2016 г. В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в субботу 16 апреля, в Высоко-Петровском монастыре встретят монастырскую чудотворную икону Божией Матери «Толгская», которая на протяжении 100 лет хранится в запасниках Государственного исторического музея. Она пробудет в монастыре всего один день. Икона прибудет в обитель в 8:50 и будет находиться там до 17:00. Все это время соборный храм в честь преподобного Сергия Радонежского будет открыт для свободного доступа верующих к святыне. После Божественной литургии будут совершаться молебны с акафистным пением Толгской иконе Богоматери, сообщают из обители. Справка: Икона написана в XVIII веке как точный список знаменитой Ярославской Толгской иконы Божией Матери, чудесно обретённой в водах реки Толга в 1314 году. В 1920 году этот чтимый список с образа Богоматери попал в запасники Государственного исторического музея (ГИМ), благодаря чему икона была спасена от неминуемого уничтожения, которому подверглись большинство икон Высоко-Петровского монастыря. Почти 100 лет икона находится в запасниках ГИМ, и впервые за это время на один день ее доставят в Высоко-Петровскую обитель. Широкое почитание москвичами Высоко-Петровского списка иконы Божией Матери «Толгская» побудило изобразить этот святой образ в 1748-50 гг. на стене Толгского храма, выходящей на улицу Петровка, так, чтобы и в позднее время, когда обитель была закрыта, любой проходящий мог бы помолиться у монастырской святыни. Толгский образ прославился многочисленными исцелениями. Высоко-Петровский же список иконы известен тем, что именно к нему приходили москвичи помолиться о своих чадах, и особенным почитанием он пользовался у семей, имевших трудности с зачатием и рождением детей. Народная память сохранила любовь к Высоко-Петровской Толгской иконе. Вскоре после возвращения обители Толгского храма сюда стали приходить москвичи со своей молитвой об уврачевании семейных проблем, о своих детях. Особенно часто в храм приходят с молитвой Богоматери москвички, которые просят Пречистую Деву о чадородии и получают помощь. 13 апреля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92441.html

Праздник Знамения Пресвятой Богородицы установлен в память избавления Новгорода от врагов в 1167-м г., при Андрее Боголюбском и Новгородском архиепископе Иоанне. Икона Феодоровской Божией Матери явилась в 1239 г. 16-го августа князю Василию Ярославичу, и названа Феодоровскою потому, что некоторые благочестивые люди видели, что св. великомученик Феодор Стратилат нес ее по улицам города Костромы. Икона была поставлена в Костромском соборе и стала особенно известною с того времени, когда мать царя Михаила Феодоровича, инокиня Марфа Иоанновна, отпуская сына на царство, благословила его этою иконою на великое служение. Это совершилось 14-го марта; в этот день и положено праздновать Феодоровской Божией Матери. Иконе Устюжской Божией Матери празднуется 8-го июля в память чудесного истечения мира от иконы Божией Матери, находящейся в соборной Церкви города Устюга. Это чудо совершилось молитвами благочестивых граждан устюжских, и особенно св. Прокопия Юродивого. Икона Толгской Божией Матери явилась в 1814-м г. епископу Ярославскому и Ростовскому Трифону, в семи верстах от Ярославля, при потоке Волги, называемом Толгою. Это было 8-го августа. Икона Донской Божией Матери принесена была Донскими казаками великому князю Димитрию Иоанновичу, когда он шел на Мамая. В Куликовскую битву она была среди воинов, а потом перенесена в Москву. В 1591-м году молитвами царя Феодора Иоанновича пред этою иконою, Россия спасена от крымских татар и, в память этого, на месте, где, во время битвы стояла среди воинов икона, построен Донской монастырь, и установлен крестный ход, на время оставленный, но потом возобновленный в 1654-м г. при царе Алексее Михайловиче, который также молитвою пред этою иконою укрепил себя на борьбу с неприятелем. Икона Тихвинской Божией Матери явилась при Димитрии Донском и митрополите Пимене в 1383-м г. над водами Ладожского озера, и переносимая невидимою силою с места на место, остановилась при реке Тихвинке. Здесь построен был храм Успения Божией Матери и хотя он несколько раз сгорал, икона оставалась невредимою. При Василии Иоанновиче построен храм каменный, а в 1546-м году построен нынешний Тихвинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Икона Божией Матери Толгская Празднование 8/21 августа Икона Божией Матери Толгская (празднование 8/21 августа). Тайна тайн непостижимая, Глубь глубин необозримая, Высота невосходимая, Радость радости земной, Торжество непобедимое, Ангельски дориносимая Над родной землей… М.А. Волошин «Хвала Богоматери» (1919) В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы. Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды. Святитель Прохор, епископ Ростовский, в схиме Трифон В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

http://pravoslavie.ru/put/050821011542.h...

Из Альманаха «Православный Собеседник» 2008 г: В. Мухин «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». - Изд-во КДС, Казань, 2008 г. Церковь Ильинская одна из бедных забулачных казанских церквей. Она не раз подвергалась опустошительным пожарам в 1749 и 1815 гг. и после пожаров, по бедности и малочисленности своих прихожан, долго оставалась в запустении, поэтому ее не раз закрывали. В пожаре 1815 г. церковь обгорела внутри и снаружи, книги богослужебные и приходорасходные сгорели; всего сгорело на сумму 14 930 руб. От пожара были спасены некоторые ценные вещи церковной утвари и иконы. В последний раз Ильинская церковь обгорела в 1859 г. Ильинская церковь каменная, с каменною же колокольнею и с деревянною с двух сторон оградою. Когда и кто устроил каменную Ильинскую церковь – неизвестно, но до пожара 1749 г. она была еще деревянною. Можно предположить, что каменною она устроена во второй уже половине XVIII ст. Таким образом, когда Н. Баженов в своей казанской истории (ч. 11, стр. 68) говорит, что церковь Ильинская построена при Елизавете Петровне, то следует разуметь не первоначальное построение Ильинской церкви, а только устройство каменной церкви. Престолов в ней два: главный в холодной церкви – во имя пророка Божия Илии Фесвитянина, а в трапезе теплой придельный – во имя Толгской Божией Матери. Церковь значительно оправлена и благоукрашена благодаря заботам приходских священников В. А. Кремкова и А. И. Кроковского и церковного старосты Грободелателева. Трапеза вновь окрашена внутри масляною краскою маляром Курицыным; в ней устроена новая круглая печь, обтянутая листовым железом. Иконостас в трапезе также исправлен. В настоящей холодной церкви тот же Курицын отделал стены зеленою краскою под мрамор и написал на западной стене три картины: Вознесение пророка Илии на небо, Исцеление сына сунамитянки и Принесение жертвы на Кармиле. Иконы в иконостасах большею частью бедной, не искусной работы. Из древних икон уважаются: в трапезе местная икона Толгской Божией Матери, св. Николая чудотворца и Трех святителей казанских Гурия, Варсонофия и Германа, пред последнею иконою часто заказывают служить молебны черемисы, приезжающие в Казань на базар. На окне трапезы, в киоте за стеклом, деревянное резное распятие с резными же предстоящими. Эта икона была когда-нибудь или в часовне, или наверху иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=32863

В левой колонне – икона Св, Стефана Пермского, написанная в рост, с изображением по сторонам чудес из его апостольского подвижничества. Эти три последние иконы в летнее время, когда служба бывает в верхнем Соборе, переносятся туда. В левой же колонне, за клиросом, икона Похвалы Божией Матери, копия с чудотворного образа. Риза на ней серебряная, пожертвована монахом Иоакимом, в соучастии Г-жи М., очень ценная и тяжеловесная. На правой стороне, у стены, в особой раке часть мощей Св. Мученицы Иулиании, и на налое серебряный вызолоченный складень с частию животворящего древа креста Господня и частями святых мощей. Складень этот сооружен усердием Московского фабриканта Мешкова. У левой стены храма в трех ковчегах: одном позолоченном и двух серебряных, имеющих форму гробниц, покоятся части святых мощей разных угодников. Серебряный ковчег пожертвован Г-ном Котовым в Москве. Посредине ковчегов устроен небольшой металлический киот, в коем – икона с изображением Стефана Пермского и частица мощей этого угодника, составляющая величайшую святыню Ульяновской обители. По сторонам среднего алтаря два придела: по правую – во имя Похвалы Божией Матери, по левую – Святителя Стефана. В иконостасе правого придела икона Спасителя, несущего на раменах своих овча; риза на этой иконе глазетовая, с разноцветными камнями. На образе Похвалы Божией Матери – риза серебряная, вызолоченная; пожертвована Г-ном Щипуновым, Чердынским обывателем. В том же иконостасе древняя икона Толгской Божией Матери, в бисерной с камнями ризе, и образ Великомученика Пантелеймона, присланный из Афонского Монастыря. В иконостасе левого придела особенно ценная икона Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе, с вызолоченными митрой и венцом на главе угодника. Трапезная церковь под копусом колокольни, во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Образ угодников помещается в этом храме за колонной на правой стороне; на нем риза серебряная вызолоченная, пожертвована Щипуновым. Церковь во имя Николая Чудотворца, во втором ярусе колокольни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эмалевая икона. 80-е гг. XIX в. (ГМЗРК) Ранние известные изображения И. на его иконах и в настенных росписях сер.- 2-й пол. XVI в. были созданы после канонизации святителя. На таблетке сер. XVI в. (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 51. 397) И. представлен среди избранных святых - святителей Николая и Стефана, прп. Саввы Освященного. На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» сер. XVI в. (РГИАХМЗ) представлены в рост И. (в традиц. головном уборе), святители Леонтий, Исаия и Игнатий, на раме - полуфигура свт. Петра ( Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. С. 364). На 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» 1565 г. работы Д. И. Усова, иконописца кн. Юрия Ивановича Тёмкина-Ростовского (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 52-53. 399. Ил. 14), И.- в фелони, омофоре и митре, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке, шапка волос и раздвоенная борода средней величины - включен в число избранных святых, рядом с др. Ростовскими святителями. И. изображен на выносной иконе Божией Матери «Знамение» в композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи» на обороте (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 29. 371) - на верхнем поле в группе избранных святых. Икона создана в новгородских землях, следов. уже в ранний период расширились границы распространения изображений Ростовского святителя. Свт. Иаков Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Иаков Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) В 1563-1564 гг. выполнены росписи в соборе Преображенского монастыря Ярославля, где на сев.-вост. столпе И. показан в рост, с разведенными в стороны руками, пальцы десницы сложены в 2-перстном благословении, на левой руке - Евангелие ( Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 95, 100. Табл. 9). Если в иконографии святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, рус.

http://pravenc.ru/text/200159.html

На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча). Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце. Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010