Святыни Толгского монастыря будут принесены в Саратовскую епархию 29 октября 2009 г. 14:10 6 ноября 2009 года в Саратов будут принесены святыни Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской области частица Ризы Господней, икона Божией Матери «Толгская», икона с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), а также частицы мощей святых мучеников Адриана и Наталии. С 6 по 20 ноября святыни будут находиться в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова. Все это время в храме будут непрерывно совершаться молебны с пением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее чудотворной иконы «Толгская». История возникновения древней Толгской обители связана с чудесным обретением иконы Божией Матери. Она была явлена 8/21 августа 1314 году ростовскому святителю Трифону на берегу реки Толга притока Волги. В тот же день на месте обретения иконы была построена церковь, вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а вскоре здесь был устроен монастырь. Ныне прославленная многочисленными чудесами икона Пресвятой Богородицы «Толгская» является одной из самых почитаемых икон Божией Матери в России. В числе христианских святынь особое место занимают те, что непосредственно связаны с жизнью Спасителя и Его Крестной смертью на Голгофе. Одна из таких святынь частица Ризы Господней пребывает в Толгском монастыре. Часть Ризы (льняного хитона Господа, о котором при Его Распятии римские воины метали жребий) была перенесена в Москву в 1625 году из Персии в подарок царю Михаилу Федоровичу. От Ризы было отделено четыре частицы, одна из которых была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным, построившим в городе храм во имя Пророка Божия Илии. С 20-х годов ХХ века, после кампании по «изъятию церковных ценностей», серебряный ковчег с частицей Ризы Господней считался безвозвратно утраченным. В 2003 году святыня была обнаружена в фондах Ярославского областного историко-архитектурного музея-заповедника и возвращена Ярославской епархии . В Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря почивают святые мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), известного архипастыря и великого подвижника Русской Православной Церкви XIX века, одного из самых значительных духовных писателей России. В Саратов прибудет икона святителя с частицей его мощей. Святые мученики супруги Адриан и Наталия, мощи которых также будут принесены в г. Саратов, пострадали за веру при Римском императоре Максимиане Галерии в начале IV в. Их почитают как покровителей христианского брака. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/923924.htm...

История Всехсвятской церкви восходит до XIII столетия. Сначала она была деревянная, построенная св. Петром царевичем в 1287 г. и освященная во имя св. вкм. Варвары, икону которой царевич принес в дар церкви. В 1408 г. на праздник Всех святых в Варваринской церкви вспыхнул пожар, в котором погиб не только этот храм, но и значительная часть Ростова. В воспоминание Божия гнева, посетившего город, церковь была устроена вновь, но уже во имя Всех святых, с приделом вкм. Варвары. В XV столетии при Всехсвятской церкви служил известный «поп Георгий Скриница», происходивши из рода князей Шубиных; по удалении архиепископа Тихона в 1503 году Георгий был назначен блюстителем ростовской кафедры. В XVI столетии упоминается другой священник Всехсвятской церкви – Петр, к которому приходил для ночлега св. Иоанн Милостивый, проживавший тогда в Ростове. Всехсвятская церковь до перестройки ее в 1766 г. была деревянная и в переписных книгах XVII в. о ней читаем: «храм древян, клецкий Всех святых, а в храме образ Всех святых на золоти, да образ Николы чудотворца». Последняя икона сохраняется в церкви поныне; кроме ее замечательны: 1) образ Всемилостивого Спаса, написанный в 1645 г., бивший прежде над городскими воротами, в 1743 г. перенесенный во Всехсвятскую церковь ; 2) икона вкм. Варвары, вышитая, работы XVII века; 3) небольшой образ вкм. Варвары с частицами ее мощей; 4) древняя икона Александра Свирского . Церковь Толгской Божией Матери Церковь Толгской Божией Матери стоит на Ивановской улице, за бывшим когда-то рвом, следы которого видны и поныне. В простонародии храм более известен под именем «церкви Иоанна Милостивого», св. мощи которого почивают здесь под спудом. Церковь каленная, построена в 1761 г., ранее же была деревянною, в ней два предела: холодный – во имя Толгской иконы Божией Матери и теплый – во имя Иоанна Предтечи. О почивающем в храме святом Иоанне известно очень немного. Пришел он в Ростов в XVI столетии и жил до 1582 г., проводя дни свои в скитании по городу и забавах с малыми детьми; жизнь его была смиренная, чистая, исполненная терпения, соединенная с непрестанной молитвой; определенного местожительства св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Существует уникальная икона И. сер. XIX в. в технике ростовской финифти (ГМЗРК): И. в широкой длинной рубахе стоит на траве вполоборота влево на фоне Толгской ц. и оз. Неро. Его лик с узкой на конце бородой и ниспадающими на плечи прядями волос обращен к Толгской иконе Божией Матери в облаках, правая рука протянута вперед, в левой - клюка. Небольшой эмалевый образок 1-й трети XIX в. (ЦМиАР) представляет И. поколенно, с четками в правой руке и с посохом в левой. Единоличное изображение И. имеется также на книжной миниатюре 1762 г. в рукописи Ростовского патерика (РНБ. Ф. 775. Тит. 43. Л. 293 об.). И. изображен босым, стоящим вполоборота влево со сложенными на груди руками перед образом «Коронование Богородицы», назван: «Стый Иоанн Милостивый Власатый Ростовский чудотворец». Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. 43. Л. 293 об.) Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. 43. Л. 293 об.) С XVII в. образ И. часто встречается в иконописи среди Ростовских святых; в надписях, как правило, именуется «Милостивый». Так, на иконе 1686 г. с надписью на нижнем поле: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием   год» - в 1-м ряду представлены Ростовские святители, во 2-м - преподобные и блаженные; у И. русые волосы и округлая борода. Образ находится в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, куда был перенесен в 1814 г. из упраздненной ц. Воскресения словущего ( Израилев. 1900. С. 16). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК), находившейся над городскими воротами Ростова, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы. И.- крайний справа в верхнем ряду (за блж. Исидором), с длинными русыми волосами и окладистой бородой, с клюкой в левой руке, в рубахе оливкового цвета. Получил распространение извод «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Богоматери», среди образов святых преобладали Ростовские. На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) И. написан вверху слева, погрудно, вполоборота к центру, с посохом в правой руке, за др. ростовским юродивым - Исидором. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) И.- в правой части композиции в повороте влево, в молении, с короткими волосами и окладистой русой бородой. Облик И. близок к описаниям подлинников, но его одежда необычна - красная рубаха, украшенная светлым мехом. «Владимирская икона Божией Матери, со святыми на полях» (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106) была исполнена иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» по заказу Ростовского градского общества для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, которое участвовало в Крымской войне 1853-1856 гг. (впоследствии икона была помещена в Успенском соборе Ростова). Среди поясных изображений рус. святых, гл. обр. Ростовских, на правом поле 2-м снизу написан И.

http://pravenc.ru/text/469398.html

А. А. Романова Иконография Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес. Икона. 3-я четв. XVII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес. Икона. 3-я четв. XVII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. об особенностях иконографии И. под 3 сент. сказано: «Подобием рус, брада аки Леонтия Ростовскаго и подоле, и круглая, власы на главе велики, риза как у Алексея, человека Божия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31); «риза как на Алексее человеке Божии, брада Леонтия Ростовскаго, подоле и круглее, власы велики» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 26; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 30; кон. XVIII в.); «ризы преподобническия, брада Леонтия Ростовскаго» (БАН. Двинск. 51. Л. 81; кон. XVIII в.); «брадою и ризою аки Алексей, человек Божий» (ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 55; 30-е гг. XIX в.). В подлиннике 1850 г., составленном диак. Василием Поникаровским на основании подлинника XVII в., об И. сообщается: «Сей бе рус впроседь, власы и брада долги просты, риза едина подряски, подпоясан ремнем, в правой руке ключка» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 73 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан т. о.: «...так как в подлинниках, а равно и в описании жития его не сказано о летах и подобии его, то лучше писать его более средних лет, худощавым, с большими волосами, как видно из прозвания «волосатый», и большой бородой с проседью; в грубом кафтане» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 73; далее ошибочно прибавлены особенности иконографии блж. Иоанна Большой Колпак). К первым изображениям И. относится икона 3-й четв. XVII в. с клеймами чудес от его гроба (130×189 см). Образ находится на стене около места погребения святого в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Средник выделен широкой полосой со сложным растительным серебристым орнаментом; И. изображен стоящим на зеленом поземе с травами-кустиками, левая нога слегка выдвинута вперед, в правой руке - посох с согнутым концом, клюка или кочерга - характерный атрибут юродивых. Пальцы правой руки сложены в благословении, в левой опущенной руке - развернутый свиток с надписью: «Понудимся, братие, на кратцем веце сем...» И. в длинном охристо-коричневом одеянии с отложным воротником и пуговицами посередине, густые русые волосы длинными прядями спускаются с плеч, окладистая борода средней длины. Фон светлый, зелено-голубой, в верхней части с мелкими клубящимися облаками; надпись: «Святой Иоанн Милостивый Ростовский чудотворец». Очевидно, это раннее изображение святого послужило образцом для создания его икон.

http://pravenc.ru/text/469398.html

В Саратове открылась выставка икон Божией Матери из Ярославского музея Саратов, 31 марта 2006 г . Икона в музее — это произведение искусства. Здесь к ней относятся несколько отстраненно: внимание искусствоведа обращено к художественной школе, мастерству исполнения, сюжету. Однако ни один образ в мировой культуре не окружен таким почитанием и любовью, как образ Божией Матери. Поэтому любой разговор о выставке, открывшейся в Радищевском музее, начинается с рассказа о любви. Действительно, существует великое множество Богородичных икон. Сам лик Божией Матери изображен на них по-разному: Она может быть ласковой и строгой, скорбящей и радостной. Ее взор всегда обращен в самое сердце человека, и это никого не может оставить равнодушным: скорбит ли Пречистая – это скорбь о наших грехах, радуется Она – тоже нашей радостью о Господе. Поэтому даже разнообразие иконографии Божией Матери происходит от великой народной любви к Ней. На Ярославской земле особенно почитаема Толгская икона. Она была явлена в 1314 году на берегу реки Толги под Ярославлем, на месте чудесного обретения образа в честь него был основан монастырь. По своему типу это икона " Умиление " , к которому относится и знаменитая Владимирская. Образы этого типа полны трогательной нежности и грусти: Мать обнимает Сына, прильнувшего щекой к ее щеке. На выставке из фондов Ярославского музея представлены Толгская икона в списке XIX столетия, Владимирская XVIII века, соответствующая размеру и композиции оригинальной иконы, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Образ Пресвятой Богородицы Ярославской датируется XVI веком. Примерно в это же время была написана икона Смоленская " Одигитрия " , сохранившаяся в Ярославле. " Одигитрия " (греч. Путеводительница) – один из самых торжественных Богородичных образов. Пресвятая Богородица, поддерживая Младенца левой рукой, правой указывает на Него как на истинный путь спасения. Икону не случайно называют богословием в красках. Часто она повествует о евангельских событиях, в символических образах раскрывает понятия христианства. Древнейшая икона, представленная на выставке – " Распятие Христово " – написана в XV веке. Центральную сцену замечательного образа " Рождество Христово " XVIII века сопровождают изображения ангельского благовествования пастухам о приходе Спасителя, путешествие и поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет. А название выставке дала икона XVII столетия " Похвала Богоматери " . Эту " похвалу " принесли Отроковице ветхозаветные пророки, единодушно склонившиеся перед Ее престолом, в благодарность об исполнении чаяний исстрадавшегося народа Божия, об избавлении от рабства греху.

http://pravoslavie.ru/16859.html

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

С. 177. Кат. 103). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» 1645 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 2006. С. 250-253. Кат. 70), первоначально находившейся над городскими воротами Ростова, ок. сер. XVIII в. были приписаны во 2-м ряду оплечные изображения ростовских святых, в т. ч. И. На иконе избранных Ростовских чудотворцев XVII в. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) фигура И. помещена в центре, по сторонам - образы прп. Авраамия и блж. Исидора. Образ 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове представляет Ростовских святых в 2 ряда, И. в 1-м ряду крайний слева, на нижнем поле надпись: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием…» ( Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 67). Подобная икона Московских и Ростовских святых с изображением в центре свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVII в., происходит из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 21) включает полуфигуру И. (с волнистой, раздвоенной на конце бородой с проседью) в центре 2-го ряда вместе со свт. Филиппом Московским. Сохранились икона И. XVII в. из ростового деисусного чина (ЯХМ), хоругвь с фигурами свт. Ионы Московского и И. в молении перед образом Спаса Нерукотворного XVIII в. (на обороте - мц. Параскева, ГМЗРК), икона «Избранные святые» 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК), где И. представлен справа. Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) С XVII в. были распространены изводы «Богоматерь с Младенцем и молящимися Ростовскими святыми» (напр., прориси с икон XVII в., ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447), «Избранные святые перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери», где среди избранных святых преобладали Ростовские чудотворцы, в т.

http://pravenc.ru/text/200159.html

7). О построении храма в честь новоявленной иконы упоминается и в акафисте иконе Божией Матери Тихвинской (ик. 4), а несколько далее – об устроении на месте явления иконы обители (ик. 6, конд. 7). В акафисте в честь иконы Божией Матери Толгской говорится: «Имея попечение о создании храма Божия и обители на месте явления чудной иконы Твоея на Толге, святитель Трифон вкупе с насельники града Ярославля обыденно храм Божий воздвигают и тако созидают новую обитель святую» (ик. 3). После того как в акафисте изложены события, касающиеся построения храма или обители Богоматери, начинается повествование о чудесах от святых икон. Эти чудеса многоразличны 334 . Но в некоторых случаях в разных акафистах передаются события однородные. Так, в нескольких акафистах рассказывается о чудесном спасении иконы Богоматери во время пожара храма или обители. В акафисте в честь Толгской иконы Божией Матери читаем: «Сгоревшу внезапу храму Твоему, икона Твоя святая неопалима и невредима в нем сохранися, ангельскима рукама невидимо принесенная из заключенного и огнем пылающаго храма, вне монастыря, в лесную дубраву» (ик. 7). В акафисте в честь Феодоровской иконы Богоматери передается о подобном же событии: «Сгоревшу храму, в немже бе поставлен святый образ, сохрани его в пепле невредима от огня и тако мневших сгореша его печаль в радость преложи» (ик. 7). В том же акафисте говорится, что при втором пожаре, когда сгорел храм, видели «на воздусе икону Богоматери стоящу» (конд. 8). Во время пожара города Владимира и собора, где хранилась Владимирская икона Богоматери, она осталась невредимой (ик. 6 акафиста Владимирской иконе). Далее в акафистах рассказываются случаи помощи, оказываемой Пресвятой Богородицей обители, городу, всей земле Русской, русскому воинству. Так, о помощи Богородицы обители говорится в акафисте в честь Тихвинской иконы Божией Матери (конд. 8–9, ик. 7–9), о милости Богородицы к обители и граду Ярославлю – в акафисте в честь Толгской иконы Божией Матери (ик. 4, конд. 10). В акафисте в честь Грузинской иконы Богоматери говорится о чудесном спасении «от запаления огненнаго» Красногорской обители (конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Из запасников Государственного исторического музея в Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь будет принесен чтимый список Толгской иконы Божией Матери 15 августа 2018 г. 17:32 21 августа 2018 года, в день празднования Толгской иконе Божией Матери — престольный праздник Толгской церкви Высоко-Петровского ставропигиального монастыря  г. Москвы, в обитель будет доставлен чтимый Высоко-Петровский список Толгской иконы Богородицы, изъятый из монастыря в 1920 году и с тех пор хранящийся в запасниках Государственного исторического музея. Образ доставят в обитель к 8.20, он будет находиться в храме преподобного Сергия Радонежского. После торжественной встречи иконы будет совершена Божественная литургия. В течение всего дня Сергиевский храм будет открыт для желающих поклониться святыне. Вечером того же дня, в 17.00, в храме прп. Сергия Радонежского будет совершено всенощное бдение. По окончании богослужений сотрудники ГИМ расскажут паломникам об истории иконы. Аккредитация СМИ проводится пресс-службой Высоко-Петровского монастыря до 12.00 20 августа по электронной почте press@vpmon.ru . Образ Пресвятой Богородицы «Толгская» был написан в XVIII веке и представляет собой точный список с Ярославской Толгской иконы Божией Матери, чудесно обретенной в водах реки Толга в 1314 году. Монастырская Толгская икона Божией Матери была написана как храмовый образ новопостроенной Толгской церкви в Высоко-Петровском мужском монастыре по заказу родственницы покойного императора статс-дамы Анастасии Александровны Нарышкиной. В 1920 году этот чтимый список попал в запасники Государственного исторического музея, где находился все это время. Благодаря этому она была спасена от уничтожения, которому подверглись большинство икон Высоко-Петровского монастыря. В 1980 году икона Божией Матери была отреставрирована И.А. Гоголевой. В настоящее время образ Богородицы «Толгская» XVIII века хранится в запасниках Государственного исторического музея. Третий год подряд чтимый Высоко-Петровский список Толгской иконы Божией Матери на один день доставляют в обитель. 16 апреля 2016 года икона впервые за 100 лет была доставлена в Высоко-Петровский монастырь. Пресс-служба Высоко-Петровского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5251792.ht...

– Как вообще возникла проблема взаимоотношений музеев и Церкви? – История эта началась на заре 90-х, когда наш первый президент Борис Николаевич Ельцин одним взмахом руки отдал несколько знаменитых чудотворных икон, находившихся до этого в музейных собраниях, Русской Православной Церкви. Он фактически изъял их из музейного фонда, передав в действующие храмы. Судьба этих икон сложилась по-разному. Богоматерь Толгская оказалась в Толгском монастыре в Ярославле, Богоматерь Знамение – в Софийском соборе в Новгороде, а Богоматерь Боголюбская – во Владимире, в Успенском соборе Княгинина монастыря. Надо сказать, что хранящаяся у нас в Третьяковской галерее Богоматерь Владимирская чудом избегла такой же участи – нам удалось тогда отговорить президента и отделаться двукратной отправкой ее на богослужения в Успенский собор Московского Кремля. Что касается первых двух икон, то состояние их пока более или менее благополучно – Толгская пребывает под постоянным музейным надзором, а в Софийском соборе в Новгороде, где находится икона Знамения, существует особая должность хранителя, которую в настоящее время занимает чрезвычайно профессиональный и ответственный человек, работающий одновременно с этим в Новгородском музее. В таких условиях большинство угрожающих факторов можно обнаружить заранее и таким образом предотвратить порчу икон. Хотя, конечно, беспокойство остается… Толгская икона Божией Матери известна в трех списках конца XIII – начала XIV века. Второй из них считается чудотворным, сказание о его чудесном обретении составлено в XVI веке. Согласно этому сказанию, в 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор остановился на ночлег на берегу Волги, в месте впадения в нее реки Толги. Ночью он увидел столб света и чудесно явившийся мост через Волгу, пошел по нему, взяв свой посох, и, достигнув противоположного берега, увидел образ Пресвятой Богородицы. С утра слуги епископа не нашли его посох, и тот, рассказав о ночном видении, велел им ехать на другой берег, где посох и был найден. Чудотворная икона хранилась в монастыре, построенном на месте ее обретения, а в 20-е годы была передана в Ярославский художественный музей. В 2003 году икона была передана в монастырь, оставаясь, тем не менее, частью коллекции Ярославского художественного музея. В Государственной Третьяковской галерее хранится другой список последней четверти XIII века.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010