Драгоценная Пименовская икона Московского Благовещенского собора, принесенная, по преданию, из Константинополя в том же 1387 году, с изображением Младенца на левой руке, но с некоторым вариантом в изображении Матери, склонившейся к Сыну, темно-коричневого письма (подновленного в новейшее время), заслуживает стоять наряду с перечисленными драгоценными памятниками. В 1351 г. еп. Суздаля Дионисий заказал с образа Одигитрии в Константинополе два списка «в ту же меру и в должину и в ширину» и прислал их на Русь. Один был поставлен в Суздальском соборе, другой в ц. Спаса в Нижнем Новгороде 77 . Кроме многочисленных копий Смоленской Одигитрии, находящихся в Лавре преп. Сергия, Шуе, Костроме и пр., мы можем представить замечательный (табл. XXI) по сохранности образ Одигитрии во Владимире Волынском. Это икона из разряда местных, не позже XVI века, и в письме представляет любопытное сочетание византийского типа с итальянскою живописью. Богоматерь смотрит прямо перед собою на молебщика и имеет чрезвычайно моложавый вид, правая рука ее раскрыта перед грудью и отличается длинными пальцами, напоминающими Перуджино. Младенец в светлой рубашке, подпоясанной, и мантии, мелко шраффированной, благословляет тройным перстосложением, а левою рукою поддерживает мантию. Удлиненный овал лика Марии и итальянский тип ребенка полны своеобразной красоты. Поле покрыто басменным окладом, тонко набитым травными рисунками в стиле Возрождения. Икона, должно быть, привезена с юга из Молдавии и представляет интерес по аналогии с афонскими типами. В Зографском монастыре указывается на большую икону Богоматери, так наз. «акафистную» 78 , как на святыню, сохранившуюся от столетия, когда обитель будто бы претерпела от латин, насильно вводивших унию. Икона, на самом деле (рис. 60), не имеет ничего общего с такою древностью и относится к XVII веку. Но она не лишена интереса и по соотношению лика Одигитрии, с которой она списана, с Акафистом, и по строгой передаче типа 79 . 60. Икона Б. М. «Акафистная» в Зографе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Петровская, писана святым митрополитом Петром, с 1323г. Август 29 в Москве, в Успенском соборе; список в Калуге. Печеницкая или Печениковская, в Глухове, в Троицком соборе; одна осталась невредимой в пожаре 1784г.; в селе Печениках, Стародубского уезда (Она же и Корсунская). Печерская-Киевская см. Киево-Печерская. Пещерная, см. Спилиотисса. Пименовская, принесена из Царь-града в Москву, в 1368г. митрополитом Пименом; находится в Московском Благовещенском соборе; празднование 6 Июня. Икона источала благовонное миро. Писийская, в Сизополе Писидийском; уже в VI в. славилась чудесами, источая миро из своей длани; в начале VIII века считалась древней; копия с неё в Новоспасском монастыре в Москве; празднование 3 Сентября и 6 Июня. Пицундская, в г. Пицунде (в Абхазии), ныне в Гелатском монастыре, см. Гелатская. Подольская, в Житомире, в Успенской церкви. Пожайская, , XVII в., Ковенской епархии и уезда, в Успенском первоклассном монастыре; празднование 2 Июля (Русский Паломник 1890, стр. 28 и 42). Покров Пресвятой Богородицы, в Москве, в церкви Воскресения Христова в Барашах; – в церкви Покрова, что в Красном Селе. Полыньковая, на о. Кипре, найдена в пещере, заросшей полынью, 9 Июля. Помогательница жёнам чады рожати, (известие краткое о её названии в Церковных Ведомостях 1891, стр. 1806). Попская, на Афоне, в Хиландаре. Преосвященный Порфирий говорит по поводу этой иконы: «В Православной Церкви Божья Матерь почитается покровительницей певчих (это понятие выражено в известном ирмосе: Твоя песнословцы, Богородице), посему икону Её ставили в певческой школе; и как у греческих певцов нотная наука называется поповское искусство, то и икона Покровительницы певчих называлась поповской, а у Божественного Младенца перстосложение изображается такое, каким начальник хора подавал знак к пению (Путешествие на Афон, часть II, отдел 1 стр. 23–24) Празднование 12 Января. Портаитисса, см. Иверская. Похвала Пресвятой Богородице, на Афоне, в Дионисиате. По преданию, пред нею был в первый раз читан акафист, по избавлении Константинополя от обложения сарацин в 626 году. Два раза она была похищаема (в 1592 и 1767г), и оба раза похитители принуждены были возвратить её обители. Списки в Москве, в Успенском соборе и в церкви её имени, близ Каменного моста. Празднование в субботу 5 недели Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Мы, затем, видели, что иные из местнопрославленных икон: Достойно есть, Скоропослушницы, Млекопитательницы, Акафистной, Попской, Ктиторской, Закланной, Предвозвестителънииы, Сладкое Лобзание не отличаются и древностью, так как большинство принадлежит XVI – XVII столетиям, и только некоторые XV веку, ни художественностью письма, ни оригинальностью композиций. Большинство излюбленных Афоном типов относится к так называемой критской школе, основавшейся на подражании западной, преимущественно южно-немецкой живописи. Построение иконографии Богородицы зависит, стало быть, целиком от исторической разработки и издания памятников Запада и России. Научное исследование и издание точных снимков икон: Боголюбской, Владимирской, Влахернской, Гребенской, Девпетерувской, Донской, Елецко-Черниговской, Казанской, Корсунской, Курской-Коренной, Мирожской, Муромской, Новгород-Северской, Пименовской, Путивльской, Свенской, Смоленской, Тихвинской, Феодоровской Костромской, Хлынской, Ярославской и некоторых других произведений XI – XIV столетий создает главный период восточной иконографии Богородицы и крупный отдел в истории христианского искусства. Необходимые правительственные меры должны быть приняты против подновления и искажения этих важнейших памятников иконописи. Обитель Зографская не напрасно славится своими тремя чудотворными иконами вел.-м. Георгия: подобных им нет и в общей среде христианских древностей. Из них Аравийская и Зографская близки по древности, но первая хуже сохранилась и не могла быть воспроизведена фотографиею. Зографская икона, почитаемая чудотворною и нерукотворною (табл. XXIII), стоит у правой колонны близ правого клироса и представляет (как, впрочем, и все остальные) святого по грудь, держащего в левой руке копье и в правой меч ниже рукояти. Узнать одежду можно только по ризе, если она верно передает скрытые под нею формы, но на вороте можно различить малиновое с золотом оплечье. Способ, которым наброшена мантия, связанная узлом у плеча, ничего не имеет общего с древностью; письмо лика весьма недавно подновлено и притом так, что мало осталось нетронутого: волосы написаны поверх прежнего рядом завитков и локонов, над бровями сделанные оживки, по носу, губам и под глазами проведены резкие белильные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Один из древнейших памятников зодчества, Архангельский собор, по счастью, не получил сильных повреждений. Снарядом повреждена лишь постройка с южной стороны, где помещается соборная палатка, и выбито несколько стекол. Вчера, несмотря на храмовый праздник собора, богослужение в нем не совершалось. В Благовещенском соборе. В Благовещенском соборе артиллерийскими снарядами снесено крыльцо у южной паперти и сильно повреждены стены собора. Внутри собора выбиты стекла и рамы. От сотрясения находившаяся в южной паперти собора очень древняя икона Пименовской Божьей Матери упала на пол и треснула вдоль, а киот с нее и стекло разбиты на мелкие части. Собор Двунадесяти апостолов. Собор Двунадесяти апостолов, бывший крестовой церковью для Патриарха, потерпел очень много от снарядов. В стенах видны в 13 местах большие углубления от снарядов и в 3 местах пробиты стены насквозь. Влетевший в храм в сделанное отверстие в южной стене снаряд произвел большие поломки в иконостасе, повредил распятие, стоявшее у левого клироса, стенопись и иконостас. В алтаре собора также произведены сильные повреждения, выбиты все рамы и стекла. Правое отделение алтаря, где хранятся сосуды со святым миром, уцелело без всяких повреждений. Сильные повреждения замечаются на восточной стене алтаря и в нижнем этаже здания. Один из снарядов попал в келью синодального иеромонаха Варсонофия, находящуюся в верхнем этаже собора, и уничтожил мебель и имущество иеромонаха. Чудов монастырь. Громадные повреждения причинены бомбардировкой Чудову монастырю. Крыльцо с фронтоном и одной из башен разрушено снарядом, в находящейся внизу монастырской лавке снарядом разбито окно и сделана большая брешь; угол митрополичьих покоев сильно поврежден, и в нем виднеется брешь; купола над Алексиевским храмом повреждены, выбиты все рамы и стекла. В Михайловской церкви выбиты рамы и обстреляны стены; монастырские кельи повреждены пулями и снарядами, и в них выбиты все окна. Во время канонады братия во главе с архиепископом Гродненским Михаилом все время усердно молилась в Алексиевской церкви пред мощами святителя Алексия. 2 ноября особенно усилился обстрел и канонада монастыря и было решено перенести мощи святителя в Ермогеновский храм, находящийся под Михайловской церковью. Пули попадали в Алексиевскую церковь все чаще и чаще; были пробиты стекла, поврежден иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме высоцких, на Русь были привезены многие иконы, в том числе и «Пименовская Богоматерь» (Государственная Третьяковская галерея). Икона получила свое название оттого, что, по преданию, она была принесена из Константинополя русским митрополитом Пименом в 1381–1388 годах и помещена в Благовещенский собор Московского Кремля. Скованность движения Богоматери, невыразительность ее лика, резкость колорита доказывают, что эта композиция «Умиления Богоматери» выполнялась далеко не лучшим столичным живописцем. Однако несомненно, что, привезенные на Русь, в Болгарию, Сербию, Грузию, иконы всегда были первыми посланниками новых художественных тенденций Византии. Они играли роль тех образцов, на которые стремились ориентироваться. Богоматерь Пименовская. Икона XIV в. В почти одновременных (первая половина XIV века) иконах на тему Благовещения из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и из церкви св. Климента в Охриде художники уделяют большое внимание архитектуре. Сложной формы павильоны, на фоне которых в обоих случаях помещена фигура Марии, служат тому, чтобы подчеркнуть ее значение. Между нею и архангелом Гавриилом происходит диалог, устанавливается тесная внутренняя связь. Но икона московского собрания несколько более интимна, впечатление чего создается не только появлением в сцене служанки, слушающей разговор. Образы Марии и архангела здесь более сдержанны по проявленным ими чувствам, проще, лиричнее. Как икона «Владимирской Богоматери» вошла в русское искусство, так и «Благовещение» из Охрида стало неотделимо от сербского, оказав значительное влияние на тех мастеров фрески, которые работали для короля Милутина. Благовещение. Икона XIV в. Благовещение. Икона XIV в. Интерес к изображению Богоматери вызвал к жизни многочисленные ее иконографические типы. Марию трактуют по-разному, то как царицу небесную, сидящую на троне, а трон этот, как, скажем, в иконе из Вашингтона, напоминает храм, и таким образом подчеркивается идея, что Богоматерь покровительствует церкви на земле; то ее изображают прежде всего как мать, и тогда лирическая интерпретация образа становится гораздо более ясно выраженной, чем в иконах того же извода, но более раннего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

6 июня Пименовская икона Сия икона находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена сюда из Константинополя в 1361 г. Московским митрополитом Пименом и потому получила название Пименовской. По молитве пред этой иконой было много чудотворений. 8 июня Ярославская икона Эта чудотворная икона принесена в Ярославль свв. благоверными князьями Василием и Константином (память их 3 июля), мощи коих почивают в том же соборе. Икона находится в Ярославском кафедральном соборе. 9 июня Коломенская икона Эта икона есть изображение Колочской, ко торой празднуется 9 июля с 1413 года (см. ниже). 11 июня Абульская Икона сия прославилась в Испании, в городе Абуле, отчего так и называется. Одна слепая монахиня получила прозрение пред этой иконой; с того времени и стали праздновать сей иконе 11 июня. Икона Достойно есть Эта икона находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335 году, она стоит там, в соборном храме, в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец-священноинок жил отшельником со своим послушником недалеко от Кареи. Редко оставлял он свою келью. Случилось, что старец однажды отправился к всенощному бдению на воскресный день в монастырь, ученик же его остался в келье, получив от старца благословение совершить службу дома. Во время всенощной он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял к себе в келью с приветливостью. Во время совершения всенощной они оба начали петь молитвенные песнопения. Когда пришло время пред 9-й песнью величать Пресвятую Богородицу, оба они встали пред Её иконой и начали петь известную песнь «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и пр. Но гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поём прежде, и сам запел: Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, – и уже после этой песни прибавляем: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2023-01-27 18:42:20 Владелец: Nikols36 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2023-01-27 18:49:49]: Икона живописная, на составной иконной доске 370х310 мм. Оклад утрачен. Хочу восстановить и оформить в киот. [Добавлено 2023-01-28 10:51:37]: К большому сожалению риза утрачена и стоит задача изготовления новой ризы, с этой целью и прошу помощи в опознании иконы. Ищу мастера для изготовления ризы. Попытки опознаний [ 2023-01-28 01:07:03 ] qwerty : ног у Христа нет похоже Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " http://pravicon.com/icon-137 но для цельности образа нужна риза [ 2023-01-28 11:16:44 ] Nikols36 : Спасибо, но на образах Иконы Пресвятой Богородицы " Казанская " нет изображений рук Богородицы? [ 2023-01-28 11:42:43 ] Nikols36 : Спасибо, но на образах Иконы Пресвятой Богородицы " Казанская " нет изображений рук Богородицы? [ 2023-01-29 00:18:27 ] qwerty : да действительно проглядел уперся в ноги интересно у Богородицы две руки а у Христа одна может вторая была где-нибудь под державой самая похожая пожалуй Икона Пресвятой Богородицы " Уральская " но это вроде новая икона но можно под нее сделать ризу http://pravicon.com/icon-742 посмотри Икона Пресвятой Богородицы " Оковецкая (Ржевская) " если без Николы http://pravicon.com/icon-241 так же можно обратить внимание Икона Пресвятой Богородицы " Петровская " http://pravicon.com/icon-248 и Икона Пресвятой Богородицы " Пименовская " http://pravicon.com/icon-251 [ 2023-01-29 00:22:45 ] marinakova : Такие образы называются Одигитрия по гречески. На русском - Путеводительница. Богородица указывает рукой на Спасителя - на наш пусть спасения. Нет оклада, так на новосделаном и напишите - Одигитрия, если необходимо назвать образ. Они все так изначально определяются, именно по такому сложению руки Богородицы. Более конкретное название идёт от того места, где совершилось чудотворение от иконы и оно зафиксировано и тогда просто это место и добавляется: Одигитрия Смоленская,Костромская и так далее. Посмотрите в календаре их достаточно много. А Ваша икона когда станет намоленной Вами, тогда она и проявит свою любовь и чудо и сможете её как-то назвать - по названию Вашего населённого пункта, улицы и или чуда, которое совершилось. Но только, когда оно свершиться. А пока просто - Одигитрия. И таких икон великое множество. Как я поняла, икона очень поновлена, практически старыми остались только руки или я ошибаюсь? Но это не важно. Мастера поищите на сайте икон-арт. Там все спецы со всей страны и не только. Найдёте, кто ближе к Вам, да и более точно расскажут. И, наверняка, у них есть раздел, где уже есть старые ризы отдельно, которые также продаются. Всего самого доброго.

http://pravicon.com/unknown-3184

Такие иконы в странах византийского культурного ареала известны издавна. Собственно, к типу «Одигитрии» можно отнести очень много известных икон: Влахернскую, Тихвинскую , Грузинскую, Иверскую , Пименовскую, Психосострию, Перивлепту и др. Казанскую икону можно признать «урезанным» вариантом «Одигитрии». И именно к этому типу относится и наша отечественная, принятая от Византии святыня, позднее названная «Смоленской». «Смоленская» икона в окладе, 1456 «Смоленская» икона, Новгород,1484-1504 «Смоленская» работы Дионисия, XVI век «Смоленская» икона, 1564 «Смоленская» икона, XVI век «Смоленская» икона, Поморье, XVII век «Смоленская» икона, Палех, XVII «Смоленская икона», 1703 г. «Смоленская» икона, конец XVIII — начало XIX века «Смоленская» икона, XVIII век «Смоленская» икона, XIX век У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 апреля, 2023 3 июня, 2022 26 октября, 2021 3 августа, 2021 21 июля, 2021 6 июля, 2021 18 мая, 2020 6 ноября, 2019 3 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/ikonografiya-smolensko...

Иоасаф сказал: „в сем образе преизобилует особенная благодать Божия; в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны“. Согласно распоряжению св. Иоасафа св. икона была перенесена в самый храм и поставлена сзади левого клироса, при чем святителем было также повелено, „чтобы она всегда стояла на этом месте (т. е. сзади клироса) и даже после перенесения церкви на Пески“. С того времени Песчанская св. икона прославилась многими чудесами, особенно в холерные 1831, 1848 и 1854 годы. 230 Пименовская св. Икона принесена была из Константинополя митр. Пименом в 1381 г. в Москву и ныне находится там в Благовещенском соборе за престолом, куда была перенесены в 1491 г. Однажды во время совершения пред нею молебна (на дому купца Титрумова) она прославилась истечением от нее благовонного мира, почему и называется также и Мироточивою. Богоматерь на этой св. иконе изображена в полурост, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою. 231 По Киевской летописи, Пирогощая св. икона была принесена в Россию из Константинополя вместе с Владимирскою св. иконою «во едином корабли»; вел. кн. Киевский Мстислав в честь этой св. иконы заложил церковь Пресвятой Богородицы, названную Пирогищею . 232 Св. икона, известная под наименованием Плачущая , прославилась в 1854 г. в Сокольском монастыре (в Румынии) чудесным истечением слез из очей изображенной на ней Богоматери и именуется также Сокольскую. 233 Св. икона, именуемая Подательница , или «Прибавление ума», находится в г. Рыбинске (Яросл. губ.), в храме Преображения, ж представляет собою изображение Богоматери во весь рост с Богомладенцем на Ее руках. Пред этой св. иконою благочестивые родители имеют обыкновение молиться о даровании своим детям книжного учения. 234 Подлеская св. икона находится в приходской Святодуховской церкви: с. Подлесья, Минской еп. По местному преданию, она явилась на камне подле креста, стоявшего близ дороги, одной проходившей здесь слепорожденной девице, которая тогда же прозрела. Сначала эта св. икона находилась в построенной на месте ее явления часовне, а впоследствии была перенесена в храм, построенный там воеводой Георгием Санегой, получившим, по молитвам пред нею, исцеление от тяжкой болезни. 235 С глубокой древности на Руся воздвигались храмы в честь Покрова Пресвятыя Богородицы; много также существует в честь Ее Покрова и свв. икон, благоговейно чтимых верующими. Из чудотворных и особо почитаемых икон известны следующие иконы Покрова Богоматери : в Николаевском соборе г. Новогрудска и в с. Жукове, Минской губ.; в Москве – в Покровском соборе св. Василия Блаженного, в церкви Воскресения, что в Барашах, и в церкви Покрова, что в Красном селе; в г. Харькове, в Христорождественской церкви, за рекою Лопанью (см. также 1423, 1425, 1430, 1455, 1512, 1562 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты. На полях иконы изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант , апостол Филипп святая праведная Анна Праведная , святитель Николай , преподобномученица Параскева , великомученица Екатерина . После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ. Икона " Взыскание погибших " Звонарская. Фото начала XX века (в окладе) Вторая московская святыня Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери. Икона " Взыскание погибших " Звонарская. Фото конца XX века (без оклада) Когда в 1934 году храм закрылся, икону " Взыскание погибших " собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

http://drevo-info.ru/articles/2948.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010