Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Елевсипп, ученик великого подвижника преподобного Феодора Сикеота (память его 22 апреля), сопровождая всюду своего учителя, удостоился быть свидетелем самого чуда мироточения от Писидийской иконы Божией Матери, когда около 600 года св. Феодор, возвращаясь из Царьграда, заехал в Созополь нарочно с целью поклониться чудотворной Мироточивой иконе Богоматери. Войдя в храм Пресвятой Богородицы и простерши руки свои в молитве наподобие креста, св. Феодор устремил очи свои к чудотворной иконе, и елей чудесной силой исторгся из иконы Богоматери и оросил очи предстоящего здесь перед ней святого угодника Божия. Все бывшие там, увидев это знамение благодатной силы, воскликнули: «Воистину велик этот раб Божий». Свидетельство о Мироточивой Писидийской иконе Богоматери содержится также в посланиях св. Германа, патриарха Константинопольского (память его празднуется 12 мая). В начале гонения на святые иконы, бывшего при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.), Герман в послании к Фоме, епископу Клавдиопольскому, оправдывая почитание св. икон практикой церкви и указывая в подтверждение этого на изображение Спасителя, устроенное кровоточивой женщиной, на Эдесский нерукотворенный образ Спасителя и на изображение Богоматери, писанное евангелистом Лукой, замечает, что «чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие». Это сообщение патриарха Германа было утверждено в своей истинности седьмым Вселенским собором, на котором оно и читалось. У нас в России есть древний список с Писидийской Мироточивой иконы, который с 1608 года находится в Московском Новоспасском монастыре под названием Писийской или Писидийской иконы. Эта икона была келейной у матери царя Михаила Феодоровича Романова (1613 — 1645 гг.) Ксении, принявшей в иночестве имя Марфы. Кроме Писидийской, существует еще другая Мироточивая икона Божией Матери, известная под именем Пименовской (сведения о ней см. под 6 июня).

http://pravicon.com/info-1358

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в. Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея. Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных. Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Главный престол освящен в честь Святой Троицы, приделы — в честь преподобного Пимена Великого и Владимирской иконы Божией Матери. С этой иконой связано чудо. По преданию, однажды в начале XIX века здесь играл слепой мальчик. Неожиданно в руку ему попал какой-то предмет. В это время пыль запорошила ему глаза. Он протер их этой рукой — и мгновенно прозрел. И увидел, что держит в руке маленький образ Владимирской Богоматери, вырезанный в камне. Во имя ее тогда и устроили придел. Этот образ потом долго хранился в храме. В 1927–1932 годах регентом хора в Пименовской церкви был инок Платон — будущий патриарх Пимен . Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства. В 50-60-е годы храм славился своим хором. Старожилы и сегодня рассказывают, что в нем тогда пели солисты Большого театра. Святыни храма — храмовый образ Св. Троицы (послепетровское время), особо чтимые — Казанская и Тихвинская иконы Божией Матери (конец XVII b.), Спас Великий Архиерей (начало XVIII b.), Владимирская икона Божией Матери (середина XVIII b.), «Пименовский» образ Божией Матери (начало ХХ в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), Свт. Николая Чудотворца (XVIII b.), Спасителя (вторая половина XVII — начало XVIII вв.), «Благовещение» (XVIII b.), Пимена Великого (середина XVIII b.). А уж эти-то кадры наверняка сделаны в каком-нибудь райцентре! Остап Бендер в окружении беспризорников шагает на поиски стульев, распроданных на аукционе («Двенадцать стульев», 1971 г., реж. Л. Гайдай). Узкий переулок, мощеная булыжником мостовая, вдали — небольшая церковь… Ан нет! Это Москва, причем одна из центральных улиц. Большой Ватин Переулок, сбегающий от Гончарной к Яузской улице, по соседству со знаменитой высоткой на Котельнической набережной — если бы кинематографисты поднялись на несколько шагов вверх по переулку, она бы попала в объектив кинокамеры. Остап Бендер шагает по Большому Ватину переулку в поисках двенадцати стульев, так же, как несколько лет спустя по нему пройдут Костик и Рита из «Покровских ворот»

http://pravmir.ru/svyatyni-v-sovetskom-k...

Последние часы своей жизни князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной. Празднество Игоревской иконы совершается одновременно с памятью страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича — 5 июня. Стоит икона в Успенском соборе киевской лавры, в приделе апостола Иоанна Богослова. Она покрыта серебряной вызолоченной ризой, на которой вырезана надпись о том, что она принадлежала князю Игорю и что перед ней излил он свою последнюю молитву. Икона древнегреческого письма, и выражение ее чрезвычайно утешительно. К помощи этой иконы прибегают особенно люди, подвергающиеся скорбям и гонениям. 6 июня Пименовская икона Пименовская икона Богоматери находится в московском Благовещенском соборе, за престолом. Она так именуется потому, что была принесена в Москву митрополитом Пименом из Царьграда. Это было в 1381 году. От этой иконы совершилось много чудес. Однажды купец Тотрумов поднял сию икону в свой дом для совершения молебствия. Во время молебна от иконы истекло чудное благовонное миро. Все видевшие сие чудо пришли в умиление и прославили Христа Бога и Его Пречистую Матерь. Когда этим миром стали помазывать болящих, многие из них получили исцеление. 8 июня Урюпинская икона Богоматери Этот образ находится в Области войска Донского, в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре, в Хоперском уезде. Он хранится в местном храме Покрова Пресвятой Богородицы. Явление Урюпинской иконы Богоматери последовало 8-го июня 1827 года. Несколько лет она после явления хранилась в келье одной подвижницы Ирины, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую и там поставлена на церковной площади против Покровской церкви, а в 1854 году внесена в самый храм. В Покровской церкви она хранится в резном позолоченном киоте перед левым клиросом. К этому киоту привешено много дорогих серебряных лампад, подаренных в церковь благодарными мирянами, получившими исцеления от Урюпинской иконы Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

В иконостасе также помещена икона московской школы – «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) 6 . Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте – упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери 7 , а справа от нее, на аналое, – уменьшенный список с иконы преподобного Пимена. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина – двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе – Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: «Явление трех Ангелов Аврааму» (над Владимирской иконой) и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (над южной дверью центрального алтаря). Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле. В левом приделе – композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия. В правом приделе – параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами «В начале бе Слово». Святейший патриарх Пимен и пименовский храм Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. – С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

2 Казанская икона Божией Матери по особенности письма может быть отнесена к концу XVII века. Икона многократно подвергалась реставрации. Божия Матерь изображена оплечно – потребовалось большое мастерство иконописца, чтобы с такой простотой и твердостью начертать лик Божией Матери, значительно превосходящий обычные размеры человеческого лица. 3 Тихвинская икона Божией Матери представляет собой меру и подобие древней чудотворной иконы Тихвинской. Имели место многочисленные реставрации. Это икона изящного письма, выполненная одним из больших иконописцев своего времени, вышедшим из среды мастеров царского двора. Особенно тонкими чертами отличаются лики Божией Матери и Младенца. 4 Владимирская икона Божией Матери во многом напоминает древний чудотворный образ. И хотя икона может быть отнесена к середине XVIII века, в ней видны черты художественной традиции середины XVII века. Икона написана с большим мастерством – как в изображении ликов, так и в сложной деталировке одежд. Живопись ликов выполнена традиционными приемами, что создает впечатление скульптурности, наполненности формы. Цвета яркие, контрастные: красный хитон и синяя перевязь одежд Младенца. Икона многократно реставрировалась. 5 Чаще именуется «Нечаянной Радостью», поскольку композиция Богоматери с Младенцем повторяет этот чтимый москвичами образ. Икона подарена храму служившим здесь в пятидесятых годах отцом Василием Скворцовым и, возможно, исполнена по его заказу. 6 Икона преподобного Пимена Великого представляет святого подвижника в рост, молящимся в пустыне. Правая рука молитвенно поднята, в левой – развернутый свиток с текстом из 33-го псалма. Преподобный облачен в схиму с откинутым куколем и в коричневую мантию. Композиция торжественная, живописная цветовая гамма – приглушенная. Икона написана в традициях школы Симона Ушакова и может быть отнесена к середине XVIII века. 7 Данный образ Божией Матери написан на стекле. Принесен в Пименовский храм из храма Казанской иконы Божией Матери в Сущёве, где он особо чтился верующим народом. В период пребывания в Пименовском храме обновленцев икона была разбита. Предпринимались попытки восстановить ее при настоятелях протоиереях Михаиле Голунове и Валериане Николаеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Со времени патриаршей интронизации Святейший Патриарх каждый год совершает по случаю дня своего Ангела торжественные службы в Пименовском храме (см. «ЖМП», 1971 и все последующие годы.–Ред.). Торжественные патриаршие служения в Пименовском храме являются для православных москвичей ежегодным радостным осенним церковным торжеством, на которое они тысячами собираются под сводами этого храма и в его ограде. Пименовский храм, заложенный еще при Святейшем Патриархе Никоне воротниками – стражниками городских ворот, ныне широко известен среди верующих Москвы. Здесь начинал свой церковный путь Святейший Патриарх Пимен. В храме сооружены престолы во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобного Пимена Великого . Известно, что Московская Русь как государство образовывалась под духовным окормлени-м обители Живоначальной Троицы, созданной Преподобным Сергием Радонежским, Игуменом земли Русской. Святой Сергий был Небесным покровителем Святейшего Патриарха Пимена до принятия им монашеского пострига. Святейший Патриарх Пимен является Священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Владимирская икона Божией Матери, под покровом которой святой благоверный князь Андрей Боголюбский положил начало созиданию Великой Руси в XII веке, является покровительницей града Москвы, а правящий архиерей столицы – Патриарх Пимен. Преподобный Пимен Великий – Небесный покровитель Святейшего Патриарха Пимена. Такова глубокая духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с московским Пименовским храмом. Поэтому так умилительны и торжественны бывают здесь богослужения в дни тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви. В эти дни Пименовский храм бывает заполнен благочестивыми верующими москвичами, приходящими сюда из разных концов столицы вознести молитвы Пресвятой Троице, Божией Матери _и преподобному Пимену Великому о здравии, спасении и долгоденствии своего Первосвятителя и Отца. 1 Икона Святой Троицы являет нам трех Ангелов (без праведных Авраама и Сарры), восседающих за столом. Позади Них возвышается могучее древо, слева – палата. В живописи сочетаются традиционные черты XVII века (золотые росписи одежд, иконографическая схема) с новыми натуралистическими живописными приемами первой половины XVIII века, заимствованными из европейского искусства. Икона представляет собой характерный образец московской живописи послепетровского времени. Лики Ангелов написаны в традиции живописных приемов московского иконописца второй половины XVII века Симона Ушакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Пимена Великого, преподобного, в Новых Воротниках церковь (Нововоротниковский переулок, дом 3). Деревянный храм Святой Троицы с приделом Пимена Великого в Воротниковской слободе, в которой жили сторожа, охранявшие ворота Земляного города, был выстроен в 1658 г. при переселении воротников из Старое в Новое Сущево. Современное здание церкви возведено в 1696–1792 гг. в барочных формах. Главный престол освящен в честь праздника Святой Троицы, но по укоренившейся традиции храм называют по приделу. Первоначально он представлял собой одноапсидный восьмерик на четверике, который завершался глухим барабаном с маленькой главкой. Церковное здание расширялось и перестраивалось в 1760–1770, 1806–1807, 1881–1883 и 1892–1893 гг. Появился второй придел – Владимирской иконы Божией Матери, выложили три новых апсиды, расширили трапезную, пристроили паперть. При этом фасады храма получили новое оформление в духе эклектики, воспроизводящей формы русского стиля и московского барокко. В 1896 г. храм расписали по эскизам В.М. Васнецова, выполненным для киевского Владимирского собора. Ныне существующая ограда в необарочных формах поставлена в 1825 г. Двухярусный мраморный главный иконостас был изготовлен в 1907 г. (архитектор Ф.О. Шехтель, мастер И.А. Орлов). В его резьбе воспроизведены раннехристианские символы и декоративные элементы, свойственные этому времени. Иконостасы всех трех алтарей представляют собой единый ансамбль, состоящий из киотов, колонн и карнизов, покрытых тонким резным узорочьем. В советские годы храм не закрывался. В 1928–1929 гг. его молодежным хором руководил монах Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1936 г. храм захватили обновленцы. Здесь с 1944 г. и вплоть до смерти в 1946 г. имел свою последнюю кафедру «митрополит» Александр Введенский. В храме много чтимых икон и старинных образов – Казанская икона Божией Матери (конец XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695 г., автор – Ф. Феофанов), икона Спас Великий Архиерей (начало XVIII в.), икона Пимена Великого (середина XVIII в.). Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/16 Комментарии и обсуждение Обновленцы не " захватили " храм на рубеже 1936/1937 г., а получили его в " бесплатное пользование " от советской власти после того, как та соблаговолила закрыть и снести уникальный московский храм Спаса Преображения на Б. Спасской улице, построенный на рубеже XVII-XVIII в. Последним настоятелем Преображенской церкви (в 1934-1936 гг.) был обновленческий митрополит Александр (Введенский); с начала 1937 г. он стал настоятелем церкви Пимена Великого и оставался им до кончины 25 июля 1946 г. Соответственно, Пименовский храм служил его кафедральным храмом более 9 лет. 21 мая 2022. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04848

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010