На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме. Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место. Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

http://pravoslavie.ru/1920.html

При монастыре действует гостиница. В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери - чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля). Адрес : 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская») Подробнее... Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Адрес: 103031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка, дом 19, строение 1 (ст. м. Сретенский Бульвар) Телефон: 8 (495) 623-34-44 , 8 (495) 628-78-54 Проезд: от станций метро " Сухаревская " , " Лубянка " , " Тургеневская " , " Трубная " пешком около 10-15 минут. Подробнее... Покровский женский монастырь (Москва) [ править править код ] В 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в память своего родителя — Патриарха Филарета, усопшего на Покров Пресвятой Богородицы, были выделены земли и заложен храм на месте, где раньше находилось кладбище бездомных и странников. Поэтому поначалу именовался монастырь Божедомским (на Убогих Домах). Достраивалась обитель при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, на которых стояли дома, где сдавалось жильё. Потому в простонародье монастырь стали называть «комнатным».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

На рубеже XVII и XVIII вв. Д. и. была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней, в т. ч. редкий лал (Копии с описных книг Благовещенского собора 1701-1703 (1721) гг.//РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11-16 об.), а также крупный жемчуг. Обновленная икона была вставлена в раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц (ныне в Благовещенском соборе на изначальном месте). Убор Д. и. не сохранился: в 1812 г. гвардейцы Наполеона разграбили драгоценные камни, а после революции 1917 г. от оклада сохранилось лишь неск. предметов, среди них - наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями нач. XV в. (Царский храм. 2003. Кат. 2. С. 84). Ист.: ПКМГ. Ч. 1. С. 293-294, 300-301; Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, с 1632 по 1682 г. М., 1844. С. 134; Забелин И. [Е. ] Историческое описание Моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 18932. С. 8-12; Димитрий (Туптало), свт. Творения. СПб., 1910. Кн. 5. С. 686-694; Переписная книга Моск. Благовещенского собора XVII в. по спискам Архива Оружейной палаты и Донского мон-ря//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 4-5. Лит.: Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 142; Грабарь И. Э. Феофан Грек: Очерк из истории древнерус. живописи//Казанский музейный вестн. 1922. 1. С. 3-20 (переизд.: Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве. М., 1966); Антонова В. И. О Феофане Греке в Коломне, Переславле-Залесском и Серпухове//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 10-22; Хорошкевич А. Л. О месте Куликовской битвы//История СССР. 1980. 4. С. 101-102; Гусева Э. К. Иконы «Донская» и «Владимирская» в копиях кон.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери , «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери ). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского. Из сказания известно о принадлежности иконы московскому великокняжескому дому и ее связи с походом на Новгород в 1471 г., поэтому нельзя исключить ее московского или новгородского происхождения. В пользу последней версии свидетельствуют иконографическое сходство чудотворного образа с нек-рыми новгородскими иконами Божией Матери, в т. ч. с вывезенной в Москву при Иоанне IV Гефсиманской (Иерусалимской) иконой Божией Матери , а также встречающиеся в лит-ре сведения об основании ц. Успения на Бору новгородцами и предположение о новгородском происхождении топонима «Лубянка». Однако замечание Н. П. Кондакова о том, что после раскрытия в 1917 г. Г. и. «оказалась прямо итало-критского письма» ( Кондаков. Рус. икона. 1933. Примеч. 1. С. 208),), позволяет предположить, что это могла быть греч. икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иоанном III в храм на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы. Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1 Донской монастырь Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы. Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы. Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами. Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1 Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

Богородицы. М., 1904. С. 284). Донская икона Божией Матери. Кон. XIV в. (ГТГ) Д. и. выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает неск. листов (Переписная книга. 1873. С. 4-5). Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV-XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть животворящего древа Господня», др. кресты и панагии - св. мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» ( Стерлигова. 2003. С. 66-68; она же. 2006. С. 163-164). Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц. Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах - «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам» - образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых рус. святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Главными святынями Донской обители являются мощи святителя Патриарха Тихона и Донская икона Божьей Матери. Иконографичесская композиция Донской иконы – Богородица Умиление. Отличительная особенность – обнаженные до колен ножки Богомладенца. Золото фона и полей практически полностью утрачено. Отсутствуют и надписи и перекрестие нимба Младенца. Мафорий Богородицы украшен золотым орнаментом, в который вплетены буквы (распространенная практика в византийском и древнерусском искусстве). Также в Донском монастыре весьма почитаются иконы Богородицы Федоровская и «Знамение» и образ преподобного Серафима с частицей его мощей. Храмы и другие сооружения Донского монастыря Малый собор Донского монастыря Старый, или Малый, собор Донского монастыря строился в 1591–1593 годах, зодчими Бориса Годунова под руководством зодчего Федора Коня – строителя стены Белого города. Несмотря на небольшие размеры, собор обладает теми качествами, которые отличают монументальные сооружения XVI века. За годы существования храма его архитектура и внутреннее убранство претерпели значительные изменения. В 1678–1679 годах к храму были пристроены два придела – Преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата, а также трапезная и шатровая колокольня. Их строительство было связано с победами над турками под градом Чигирином. Эти постройки обогатили композицию соборного храма, не нарушив единства ансамбля. Первоначально храм был расписан фресками, которые были уничтожены в начале XVII века. Фрески, восстановленные во время реставрационных работ 1946–1949 годов, относятся уже к концу XVIII века. После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем находился музей. После Великой Отечественной войны Малый собор был возвращен Церкви. С 1949 года и до наших дней в храме ведутся богослужения. Также здесь была устроена мироваренная печь, и в течение последующего времени на Страстной неделе Великого поста совершалось мироварение. В 1992 году несчастье обрушилось на Малый собор: по злому умыслу храм был подожжен, и выгорела почти вся трапезная. Лишь по промыслу Божию уцелели иконы в иконостасе и трапезной. Во время проведения реставрационных работ были обретены мощи святителя Тихона. После пожара были заново расписаны стены трапезной части храма, где находится Донская икона Божией Матери, восстановлены иконы, киоты и все остальное. Реконструированы и обновлены мироваренная печь и чаша.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преподобный Сергий Радонежский весьма чтил эту икону, и его келейной иконой был список «Одигитрии Смоленской». Эта святая икона участвовала во всех событиях нашей истории от времен татарских нашествий, войны с литовцами и поляками вплоть до войны с Наполеоном. Отступая от Смоленска, святую икону везла с собой артиллерийская рота полковника Глухова. Сам главнокомандующий Кутузов со всем войском молил Владычицу о помощи и спасении России. Накануне Бородинского сражения икону носили по военному лагерю и служили молебны. После войны 1812 года икона пребывала в Смоленском Успенском соборе вплоть до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году лишь сказано, что икона «пострадала от войны». Ныне чтимые списки Смоленской иконы Божией Матери находятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе и в Московском Новодевичьем монастыре. По характеру иконописания Смоленская икона Божией Матери – это «Одигитрия», «Путеводительница», относящаяся к самым древним образцам византийской иконописи. На ней образ Богоматери почти лишен движения: голова чуть повернута к Младенцу, правую руку Богоматерь держит перед Собой, левой поддерживает благословляющего Младенца. Голова Иисуса Христа – в фас, в левой руке Богомладенца – свиток. Праздник иконы: 28 июля ст.ст. (10 августа н.ст.). Москва. Новодевичий монастырь Икона Божией Матери «Знамение» Великий Новгород, господствовавший в свое время над севером Руси, расположен на берегах Волхова. Великий Новгород занимает видное место в нашей истории. Это был богатый торговый город, самостоятельный и самоуверенный, – «господин Великий Новгород». Он памятен нам и в связи со святым князем Александром Невским, победителем шведов на Неве и тевтонцев на Чудском озере. Исключительно выгодное местоположение не только избавило Новгород от татарского разорения, но и благоприятствовало его отношениям с Византией и Западом. Ha протяжении многих веков в нем созидалась самобытная русская культура, отличающаяся строгим и величественным в своей простоте стилем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Грузии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.   Справка : Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон " О музейном фонде и музеях в РФ " , по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения – например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной Церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода – икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.

http://pravoslavie.ru/17771.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010