Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христианине. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона «Взыграние младенца», икона «Взыскание погибших», икона «Достойно есть»,– Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сегодня, 1 сентября, Церковь празднует память Донской иконы Божией Матери 1 мин., 01.09.2023 Память чудотворной Донской иконы Божией Матери, с молитвами перед которой русское войско одержало победу на Куликовом поле в 1380 году, празднует Православная Церковь 1 сентября. Шел 1380 год. Вблизи реки Дон, на поле Куликовом стояли друг против друга готовые к бою войска. Близилось время битвы, и перед прекрасным и строгим образом Богородицы, написанным Феофаном Греком, войска святого князя Дмитрия Донского собрались на молитву. Битва была выиграна русскими войсками. Икона Богоматери, получившая именование «Донская», с честью была принесена князем Дмитрием в Москву. Спустя 200 лет, в царствование великого князя Федора Иоанновича, к Москве с войсками подошел крымский хан Казы-Гирей. Сил было недостаточно, чтобы отстоять город, но царь, памятуя исторические события, распорядился доставить Донскую икону из Кремля на то место, где лагерем стали войска защитников Москвы. И вновь произошло чудо – во время боя татары в панике начали отступать, причем несли при этом большие потери. В память о победе на месте военного лагеря был основан знаменитый Донской монастырь. Сама же Донская икона Божией Матери сейчас находится в храме при Государственной Третьяковской галерее. По установившейся традиции, лишь раз в год, к 1 сентября, святой образ переносят в Донской монастырь Москвы, чтобы все могли поклониться Богородице, уже не раз защищавшей Русь от бед. Читайте также: Монастырь эпохи возрождения 7 интересных фактов о Донском монастыре Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-pamyat-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru Патриарх Кирилл надеется, что утраченные иконы Богородицы когда-нибудь вернутся 1 мин., 01.09.2020 Считающиеся утраченными оригинальные образы Божией Матери «Казанская», «Смоленская» и другие, возможно, будут обретены вновь, когда это будет угодно Самой Пресвятой Богородице, такую надежду выразил патриарх Кирилл. – Многие считают, что … иконы, которые оберегали наше Отечество, в том числе Казанская икона , великая святыня, исчезли безвозвратно. Не знаю, насколько то, что я скажу, соответствует действительности, но все чаще и чаще появляются свидетельства о том, что эти иконы не исчезли, – сказал Первосвятитель во вторник 1 сентября после Литургии по случаю праздника в честь Донской иконы Божией Матери. Святейший добавил, что «все чаще и чаще появляются сведения о том, где эти иконы могут сегодня находиться, – и Одигитрия Смоленская, и Казанская». – А если есть сведения о том, где они находятся, то это уже залог того, что в какой-то момент времени, когда будет угодно Царице Небесной, эти иконы будут установлены в местах, где и должно им совершаться поклонение, – сказал в этой связи патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что названные образы Божией Матери и другие иконы найдутся, потому что «общенациональные святыни не могут храниться в частных коллекциях, как не могут бесконечно храниться в музеях без всякой возможности поклониться им». – А уж если хранятся, то, по крайней мере, по каждой просьбе Церкви такие чудотворные иконы должны снова быть там, где перед ними возносится горячая молитва, – заявил Первоиерарх. В связи с этим, патриарх Кирилл поблагодарил руководство Третьяковской галереи и других благодетелей, благодаря которым Донская икона Божией Матери регулярно приносится для поклонения в Донской монастырь Москвы. Напомним, что в 2020 году Донская икона Божией Матери пребывает в Большом соборе Донского монастыря с 31 августа до 10:00 2 сентября. Все это время перед ней совершаются молебны с чтением акафиста. Читайте также: О самых разных иконах Пресвятой Богородицы подробнее читайте здесь Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarh-kirill-nadeetsja...

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени – 1160 года – святая икона стала именоваться иконой Божией Матери «Владимирской». В 1164 году икона Божией Матери «Владимирская» была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня». B 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих. Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Нужно ли нам после этих потрясающих свидетельств, после этого почти физического осязания первых десятилетий христианской эры еще доказывать, что православная иконописная традиция за двадцать веков не уклонилась в сторону с правильного пути? Что Бог , Тот Бог Истинный, Который «с человеки поживе», – изобразим, что и делается иконописанием; что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, как учили святые отцы. И что поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней? Ничего не нужно! Ничего больше не нужно после того, как мы «вложили персты» и от святых Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита причастились к духоносному свидетельству Истины! Добавим разве только, что икона вполне становится иконою, т.е. предметом религиозного почитания, лишь через освящение. «Освящением проводится непроходимая грань между религиозной картиной, как бы она ни была высока по своему религиозному содержанию и художественным достижениям, и иконой, сколь бы она ни была скромна в этом отношении». «Освящается икона сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Требник). Вот что делает икону иконой! Грань между чудотворной и не чудотворной иконой не безусловная и не принципиальная, a лишь фактическая. В молитве из Требника на освящение иконы Божией Матери говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворнаго действия». Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально, через присутствующую в ней благодать, чудотворна. Проявляя чудеса, становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления. Этим, так сказать, выявлением себя и отличается икона чудотворная от не чудотворной. В чудотворных Своих иконах Божия Матерь являет Свою близость к нашему миру, с которым Она живет одной жизнью и скорбит его скорбями, – «во успении мира не оставила еси, Богородице». Обратимся сейчас к непосредственному рассмотрению некоторых наших чудотворных икон Божией Матери и увидим, что приведенные слова из тропаря Успению о неоставлении Ею мира находят неисчислимые подтверждения в нашей отечественной истории. Икона Божией Матери «Владимирская»

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Троицы; по сторонам его иконы страданий Спасителя. Первое время после построения иконостас заканчивался, вместо распятия, иконою, изображавшею терновый венец Христа, поддерживаемый ангелами; по сторонам этой иконы был еще ряд с иконами страданий Христа. Под образом Пр. Троицы находится образ Благовещения, справа и слева от него два полуяруса, в которых помещаются иконы праотцев и пророков. Ниже образа Благовещения – икона Спасителя на троне, в архиерейском облачении; по бокам ее образа Божией Матери и Иоанна Предтечи; за ними 12 апостолов. Над иконами Божией Матери, Иоанна Предтечи и апостолов небольшие иконы, изображающие их страдания: бегство Бож. Матери в Египет, усекновение главы Предтечи, мученичество апостолов. В следующем ряду середину занимает образ Тайной вечери, a no сторонам его 12 главных праздников и Воскресение Христово. Иконостас изображает всю историю Божественного промышления о спасении рода человеческого. Иконы писаны русскими иконописцами XVIII в. Стиль их т. называемый фряжский, близкий к живописи; в раскраске преобладают светлые тона; фигуры нередко помещаются среди ландшафтов. Местных икон в иконостасе шесть. По правую сторону царских врат находится образ Спасителя на троне, в архиерейском облачении, писанный по обещанию иеромонахом монастыря Ливерием в 1688 г. За этим образом – храмовой образ – Донская икона Бож. Матери; за нею образ вмч. Екатерины, – ангела строительницы собора, царевны Екатерины Алексеевны; по левую сторону царских врат: образ Едесской Богоматери с коленопреклоненным Алексием, человеком Божиим (вероятно, ангел отца храмоздательницы, ц. Алексея Михайловича), Иоанна Богослова и муч. Ирины (ангел другой вкладчицы м-ря, жены думного дьяка Ирины Кирилловой). Храмовой образ – Донская икона Бож. Матери – копия с явленной на Дону иконы Бож. Матери, находящейся в Благовещенском, соборе, в Москве. Писан образ этот на кипарисной доске, по подготовке, называемой у иконописцев левкасом. Края иконы возвышаются и образуют рамку, как и у многих древних икон, писанных в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девятнадцатый день. Поучение 1-ое. День празднования Донской иконе Богоматери. (История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу). I. Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ея иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке, как символом, т.е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы, и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во 2-й половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в сердце православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первою решительною и необычайною попыткою со стороны русских свергнуть с себя страшное и тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет. Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли митрополита Московского Алексия и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы небесной. И донцы шли в этот поход с великою верою в заступление Царицы небесной, и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Соротина городка, из Благовещенской его церкви. Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Корсунский крест 4. Донская икона Божией Матери 5. Спаситель 6. Двери (боковые из паперти в главный храм) 7. Алексий Человек Божий и ап. Петр 8. Феодоровская икона Богоматери 9. Корсунский крест 10. Корсунский крест 11. Корсунский крест Два корсунских креста 12. Двери (боковые из паперти в главный храм) 13. Господь Вседержитель 14. Арка над входом в церковь Воскрешения Лазаря 15. Арка над входом в церковь Воскрешения Лазаря 16. Икона Рождества Божией Матери из Рождественской церкви 17. Новоникитская икона Богоматери из Верхоспасского собора 18. Икона Печерской Богоматери из Ризположенской церкви 19. Царские двери из Рождественского храма 20. Арка над входом в церковь Воскресения Словущего 21. Изразцовая печь в коридоре у Верхоспасского собора 22. Две изразцовые печи из Верхоспасского собора 23. Две изразцовые печи из Верхоспасского собора 24. Иконостас церкви Воскрешения Лазаря 25. Дверь (из царских дверей XVII в.) из Распятской церкви в церковь Воскресения Словущего 26. Икона Положения ризы – над входом в Ризположенскую церковь 27. Нерукотворенный образ Спасителя, «в чудесех», из Верхоспасского собора 28. Икона Похвалы Богородицы из храма Спаса, на Бору. 29. Икона Богоматери – Млекопитательницы, из Верхоспасского собора 30. «Тощия свечи» из Ризположенской церкви 31. «Тощия свечи» из Ризположенской церкви 32. Псковская икона Богоматери из церкви Воскресения Словущего 33. Спаситель, из Верхоспасского собора 34. Распятие Иисуса Христа, из Благовещенского собора 35. Страшный суд, – из придела Собора Богоматери в Благовещенском соборе 36. Царские двери из церквиВоскресения Словущего 37. Иоанн Креститель, – из Благовещенского собора 38. Воскрешение Лазаря, фреска из Лазаревской церкви 39. Распятие Иисуса Христа, из Распятской церкви 40. Святитель Димитрий Ростовский , – оттуда же 41. Иоанн Богослов, из Верхоспасского собора 42, 43, 44. Оклады на иконах в приделе Собора Богоматери, – в Благовещенском соборе 45–61. Иконы из иконостаса Распятской церкви 1971 Правосл. Обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

С означенного года церковь расписана геометрическими и лиственными орнаментами и картинами из жизни Божией Матери по образцам картин храма Спасителя, изображениями ангелов, пророков и святителей. Живопись эта по новости своего стиля не соответствует стилю храма. Иконостас храма деревянный резной, вызолоченный. Сооружен он вместе с иконами в 1856 году. Стиль его древнерусский, с кувшинообразными колонками, бочкообразными покрытиями, столбцами около царских врат. Все иконы писаны по золоту, в иконописном стиле, с золотою отделкой одежд. Расположение икон в иконостасе такое. Вверху – образ Пресв. Троицы; по бокам его – праотцы; под образом Пресв. Троицы и образами праотцев – Знамение Божией Матери и пророки; ниже Деисус и апостолы; еще ниже Тайная вечеря и дванадесятые праздники; в нижнем ярусе иконостаса две иконы, обе древние. Эти иконы: Нерукотворенного Спаса – направо от царских дверей – и Донская икона Божией Матери – налево от тех же дверей. Обе эти иконы принадлежат кисти царского иконописца Симона или Пимена Ушакова, одного из лучших древнерусских иконописцев, по мастерству не уступавшего некоторым европейским иконописцам его времени. Донская икона Божией Матери написана в 1668 году. Когда в иконостасе этой церкви стоял Донской образ Божией Матери, данный монастырю царем Феодором Иоанновичем, образ работы Симона Ушакова стоял в трапезе на правой стороне. По перенесении первого образа в собор, образ работы Симона Ушакова занял его место в иконостасе описываемого храма. Обе иконы Симона Ушакова и образ Тайной вечери в художественных серебряных вызолоченных ризах. При описанном храме царь Феодор Алексеевич в 1678 году соорудил два придела: один – во имя преп. Сергия Радонежского, другой – во имя вмч. Феодора Стратилата. Первый из этих приделов напоминал о полотняной церкви преп. Сергия, стоявшей на этом месте при нашествии Казы-Гирея; второй – был посвящен ангелу царя Феодора Алексеевича – строителя храма. Архитектура приделов имеет черты, отличающие ее от архитектуры главного храма и относящиеся уже к XVII столетию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010