Знаками простершегося над Россией Покрова Царицы Небесной стали чудотворные иконы Ее. Сердце Православия – Москву освящает Владимирский образ Матери Божией, западные пределы Его оберегают иконы Смоленская и Почаевская, северные – Тихвинская, на востоке сияет Казанский, на юге – Донской образ Пречистой. От края до края Россия словно бы усыпана светильниками чудотворных икон Богородицы, они являлись в больших городах и малых селениях, в святых обителях и приходских храмах, в лесах и на реках и просто в домах людей благочестивых. В епархии, которую я возглавлял прежде – Среднеазиатской, в Киргизии, в городе Пржевальске, хранится особо чтимый образ Пречистой, несущий на себе следы пуль – безбожники стреляли в эту икону с близкого расстояния, но пули не смогли пробить доску, на которой написан святой образ. Первый образ Матери Божией по преданию начертал святой евангелист Лука. Взглянув на это изображение, Пречистая Дева соизволила благословить его в таких словах: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этим образом да будет». С той поры Божественная благодать неизъяснимо почиет на множестве икон Богородицы, щедро изливая чудеса по молениям тех, кто с верою и надеждою прибегает перед ними к заступлению Царицы Небесной. Сами названия многих таких образов звучат Божественной поэзией: «Путеводительница», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина», «Утоли мои печали»… Сама Царица Небесная по преданию вручила образ Своего Успения четырем византийским зодчим и направила их в Киев, дабы был построен храм в первой на Руси святой обители, основанной преподобными Антонием и Феодосием. Поэтому Киево-Печерский образ Успения Владычицы стал благословением колыбели русского иночества. Милостью Матери Божией Церковь Российская стала обладательницей четырех чудотворных Ее икон, созданных по преданию святым евангелистом Лукой. Первая из этих бесценных святынь, икона «Одигитрия», впоследствии получившая название «Смоленская», прибыла в Россию в 1046 году – византийский император Константин IX Мономах благословил ею свою дочь Анну, выходившую замуж за русского князя Всеволода Ярославича.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В храме находится чтимая икона святого. Еще одна чтимая икона святого великомученика Георгия находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Храм Сергия Радонежского в Бусиново Икона святого Георгия с частицей мощей святого есть также на окраине Москвы, в храме Сергия Радонежского в Бусиново. Здесь же хранятся частицы мощей блаженной Матроны Московской и благоверного князя Александра Невского, частицы гроба святого Патриарха Тихона и чудотворные иконы Божией Матери «Благодатное Небо» и Молченская. Текст был впервые опубликован 5 мая 2012 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/gde-pochtit-pamyat-svy...

Так Холмская икона снова воссияла в русском православном храме, привлекая к себе бесчисленное множество поклонников. От этой иконы совершалось и совершается много чудесных знамений. Сказание о всех бывших от иконы чудесах содержится в особой книге архимандрита Иоанникия (Голятовского) «Новое небо». Во время нашествия татар при Батые некоторые из их отрядов подступили к городу Холму с намерением взять его и предать разграблению. В городе в это время жили две русские княжны. Видя невозможность отразить силой оружия многочисленные полчища врагов, они прибегли к благодатной силе молитвы и вместе с жителями поверглись пред чудотворным Холмским образом Божией Матери, умоляя Ее, как Заступницу рода христианского, взять город под Свою защиту и сохранить его от врагов. Затем княжны взяли из храма чудотворную икону и, взойдя на городскую стену, поставили ее против врагов, как крепкую стену и несокрушимое ограждение. На татар напало вдруг какое-то помешательство: гора, на которой стоит город, показалась им необычайно высокой и крутой и потому совершенно неприступной; думая, что они подступают к городу, в действительности они удалялись от него все дальше и дальше и, наконец, пораженные страхом в беспорядке бежали. Чудесным заступлением Богоматери город был спасен от разорения, а жители от гибели. Почаевская икона Эта икона принадлежит к числу наиболее чтимых народных святынь. Ее значение усугубляется еще местом ее нахождения. Она стоит на рубеже между Россией и Австрией, православием и католичеством. Вокруг этой иконы боролись православные за родную веру и молились о подкреплении их ревности и стойкости. По множеству истекших от нее чудес, она стала известной по всему славянскому миру. Ее чтут в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии, и наряду с православными ходят к ней на поклонение христиане других исповеданий. Чудеса от этой иконы отличаются не только из ряду вон выходящей многочисленностью, но и своей необычайностью. В монастырских книгах сохраняют записи с подписью самих исцеленных, часто скрепленные печатями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

Сама Царица Небесная благословила град Севск Своим образом, именуемым Молченским. Молченский образ Божией Матери – особенный. По сюжету он сходен с иконой «Гора Нерукосечная» и связан с пророческими предсказаниями Ветхого Завета, в частности с символическим толкованием пророка Даниила сна Вавилонского царя Навуходоносора: «Камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2, 35). «Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (Дан.3, 44). Мессианское царство изображается в виде горы, наполнившей всю землю. Гора – символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы. Покрывало Божией Матери – густые кучевые облака, которые символизируют Вездесущность Бога, Его величие. В облаках видны небесные светила – солнце и луна. Они помещены там, где обычно помещаются звезды «приснодевства»: одна на челе и две на плечах. На челе – солнце, на плечах – луна. Христианская традиция отождествляет Христа с Праведным солнцем, а луна – светило, заимствующее свое сияние от «Солнца Правды» Христа, – символизирует Церковь Божию. Радуга, проходящая через облаковидный мафорий Богоматери, идет от Младенца Христа к земле как знак Нового Завета Бога и человека. В правой руке Матери Божией лестница, которую благословляет Богомладенец. Это лестница духовного совершенствования, возводящая идущего путем праведности на небо. Более всего поражает лик Богоматери, наполненный внутренним светом, неземной теплотой и Материнской любовью живых, ясных и внимательных глаз. Празднование Молченской иконы Божией Матери совершается дважды в год: 18 сентября/1 октября – в день обретения иконы на болоте Молчь – и 24 апреля/7 мая – в день перенесения иконы в Севск. С 2004 года 7 мая ежегодно традиционно совершается крестный ход в честь праздника с иконой по городу Севску. Много верующих обращается к Заступнице Небесной и по вере своей получает и сейчас Ее благодатную помощь. На крестный ход приезжает множество паломников из городов Брянска, Железногорска, Трубчевска и из других мест. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Молченская (Молчанская) " .

http://pravicon.com/image-32602

Михаила Плещинского. В 1937-1941 гг. органы НКВД организовали в Никольском соборе неотапливаемую пересылочную тюрьму, в которой в зимнее время скончалось много заключенных. Их останки похоронены под алтарем церкви. В 1946 г. здание Никольской ц. было отремонтировано, в нем устроена книжная база. В 1956-1990 гг. в храме неудачно провели реставрационные работы. В 1989 г. Могилёвский и Мстиславский архиеп. Максим (Кроха) принял решение о возрождении мон-ря. 28 марта 1991 г. был заново освящен Онуфриевский храм. 18 окт. того же года решением Синода Белорусской Православной Церкви (БПЦ) мон-рь был открыт. 5 авг. 1993 г. в помещении Онуфриевского храма состоялось заседание Синода БПЦ, на к-ром к лику местночтимых святых был причислен архиеп. Георгий (Конисский). В память о нем ежегодно 6 авг. совершается крестный ход от обители до дома, где проживал святитель. В 2002 г. рядом с Никольским храмом погребен архиеп. Максим (Кроха). Среди святынь М. м.- икона-портрет имп. св. Николая II, образ свт. Николая Чудотворца с частицей его мощей, списки Белыничской иконы Божией Матери, Могилёвской Братской иконы Божией Матери и иконы «Благодатное Небо». В 1996 г. при М. м. было учреждено сестричество во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, для к-рого в том же году построен каменный 2-этажный корпус. При обители действуют воскресная школа и молодежный правосл. хор. К 2017 г. в мон-ре проживали игум. Евфросиния (Сидорович) и ок. 15 насельниц. Ист.: АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71; 55. С. 80-81; АВАК. Т. 15. 241. С. 384-386; Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе, 1697-1699. М., 1992. С. 11, 14. Лит.: Кацер М. С. Архитектура г. Могилёва//Изв. АН БССР. 1948. 6. С. 45-60; Т. I. Apximэkmypa Mariлeba: З ricmopыi i забудовы горада. Мн., 1973; Флиер А. Я. Никольская ц. в Могилёве//Архит. наследство. М., 1984. Вып. 32. С. 98-102; Марзалюк I. А. у XII-XVIII ст.: Людзi i рэчы. Мн., 1998; он же. пасады//Apxeoлoriя Бeлapyci: Энцыкл.: В 2 т. Мн., 2011. Т. 2. С. 48-50; А., Nyшkih I. А. на ckpыжabahhi. 20002; Св.-Никольский жен. мон-рь г. Могилёва. Могилёв, 2006. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Архив Пн Послание Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона в преддверии «Дней русской духовной культуры» в Латинской Америке 11 октября 2008 г. 12:55 Послание Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в преддверии «Дней русской духовной культуры» в Латинской Америке Возлюбленные о Господе отцы, братья, сестры и дети! В прошлом году Господь, по Своей благости, сподобил нас испытать радость восстановления полноты братского общения внутри единой Русской Православной Церкви в сердце нашего Отечества — Москве в дни, когда Святая Церковь воспевала Христа Спасителя, вознесшегося на Престол Божий и примирившего Небо и землю. Эту радость мы потом отметили в нескольких епархиях Русской Зарубежной Церкви , куда была принесена икона Божией Матери «Державная» сопровождающей ее официальной делегацией Московского Патриархата и хором Сретенского московского ставропигиального мужского монастыря . Обращаясь к клиру и пастве Русской Зарубежной Церкви, блаженнопочивший Митрополит Лавр назвал эти торжества «счастливым случаем к умножению наших усилий, направленных на то, чтобы благодатные дары Воскресшего и Вознесшегося Господа были приняты достойно». В нынешнем году празднования в рамках празднования «Дней русской духовной культуры» в наши приходы в Латинской Америке прибудет эта величайшая святыня Русской Православной Церкви в сопровождении делегации Русской Православной Церкви, одним из членов которой будет новохиротонисанный епископ Каракасский Иоанн , и певчих вышеуказанного монастырского хора. Надеюсь и верю, что эта поездка благотворно повлияет на дальнейшее развитие и углубление нашего единства и совместного служения Богу и людям. Ибо Господь того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи были «едино стадо» под управлением Его, «Единого Пастыря» (Ин. 10:16). Поэтому призываю всех помолиться перед Державной иконой Божией Матери, принять участие в совместных богослужениях и причаститься Святых Христовых Таин, воспользоваться возможностью пообщаться с нашими соотечественниками и узнать больше о положении Церкви в России, послушать умилительное пение хора, и тогда мы достойно примем благодатные дары Воскресшего и Вознесшегося Господа, Его милости и благословения, в эти праздничные дни. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/471998.htm...

2) Образ Пресвятой Богородицы «Что тя наречем», размера, одинакового со Спасителевым, т. е. вышины 1 аршин 11 1 / 2 , вершков, ширины 1 аршин. Богоматерь изображена во весь рост, с Предвечным Младенцем на левой руке; в правой, покоящейся на персях, держит сложенный плат: у Спасителя в руке Евангелие. По обеим сторонам, против плеч – тропарь: «Что тя наречем, о Благодатная; небо, яко возсияла еси солнце правды: рай, яко прозябла еси цвет нетления: деву, яко пребыла еси нетленна: чистую матерь, яко имела еси на святых твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Вокруг всего изображения, вероятно, по точному смыслу слов тропаря: «яко возсияла еси солнце правды», было прежде золотое сияние, которое при обновлении, равно, как и прежнее белое поле, закрашены. Лик и одежда поновлены не были, и прежние краски на них сохранились еще весьма хорошо. Ныне образ сей помещен на левом столбе у входа в собор с красных дверей. На обе сии иконы в 1859 году сделаны медные позлащенные оклады, чеканной работы. 3) Образ преподобного Пафнутия Боровского чудотворца. Вышина 1 аршин 11 1 / 2 , вершков, ширина 14 1 / 2 вершков. Преподобный изображен во весь рост, в мантии и епитрахили; правая рука, благословляющая, в левой – хартия с словами: «Не скорбите убо братия, и не стужайте си. Бог , создавый нас, Той рабов своих утешит, и от всякия скорби избавит». На образе – риза медная, позлащенная. Ныне образ сей находится в Введенском храме, против настоятельского места 42 . 4) Образ Введения Пресвятой Богородицы, вышиной 2 арш., шириной 1 аршин 4 вершка; писан по белому полю красками с золотом. На главе Приснодевы венчик серебряный позлащенный с короною, работы современной иконе, весом 17 золотников. Икона сия поновлена не была и потому, более прочих свидетельствует об искусстве иконописца, писавшего ее. Ныне, она находится в трапезе. Из прочих икон, упоминаемых по старинным описям и доселе сохранившихся, замечателен. 5) Образ Владимирской Божией Матери, штилистовый, московского иконного письма; на оном риза и убрус низаны по голубой фольге, мелким жемчугом, цветами; вверху на венце вставлен сердолик в серебряной оправе; на убрусе и ризе вставлены две звездочки и восемнадцать белых простых камешков. Венец, поля и свет покрыты окладом серебряным, позлащенным, весом 1 фунт 13 золотников. Икона эта ныне помещена над жертвенником в главном Введенском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Те государи, которые скончались после 1564 г., не получили изображений на стенах собора, но в память о них изготавливались надгробные портреты – парсуны, – которые ставились при гробницах. Известны парсуны царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, князя М.В. Скопина-Шуйского, царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (написан в 1677 г.), Федора Алексеевича, а также царицы Натальи Кирилловны и царевны Марии Ивановны. Иконостас собора выполнен из золоченого дерева и покрыт резьбой. Он сооружен в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми при обновлении собора после осквернения его французами в 1812 г. Тогда были сделаны и новые Царские врата. Иконы Архангельского собора в основном написаны в XVII веке художником Дорофеем Ермолаевым. Самой замечательной и древнейшей является храмовая икона архангела Михаила с восемнадцатью клеймами, написанная, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги Димитрия Донского. Однако по особенностям живописи ее относят к началу XV века. Также чтима икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится в иконостасе. Этот чудотворный образ находился ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софьей, когда она стала супругой московского князя Василия Дмитриевича. Архангельский собор был усыпальницей русских князей. Самая древняя гробница в нем – Ивана Калиты. Рядом похоронен его сын – князь Симеон Гордый. Гробница великого князя Дмитрия Донского находится во втором ряду, у южной стены. Около иконостаса стоят гробницы великих князей Василия Темного, Ивана III и Василия III. За иконостасом, в дьяконнике, похоронены царь Иван IV и его сыновья – Иван Иванович и Федор Иванович. Примечательной особенностью формирования великокняжеской усыпальницы является ее ориентация по сторонам света. Захоронения великих князей совершались на южной стороне, удельных князей – на западной; опальных князей – на северной. Усыпальница Ивана Грозного и его сыновей, созданию которой сам царь уделял большое внимание, расположена в южном предалтарье собора, то есть в юго-восточном углу. Умершие в опале князья Юрий Иванович Дмитровский, Андрей Иванович, Владимир Андреевич и Василий Владимирович Старицкие были похоронены в северо-западном углу собора, там, «где опалные князи кладутца».

http://sobory.ru/article/?object=03385

Иконопись, в некотором смысле, является искусством прикладным: она служит высшему искусству - искусству христианской жизни, искусству преображать, с помощью Божественной благодати самого человека и его жизнь. Д) Темы иконописи Основной темой иконописи является Господь Иисус Христос, как совершенный образ Бога Отца. Божия Матерь, по существу неотделима от Христа: благодаря Ей стало возможным Боговоплощение и, тем самым, изображение Бога. Святые почитаются нами, поскольку в них " изобразился " Христос. Они сами являются живыми иконами Господа, подобно этому, и в той же мере, и их изображения. На иконах изображаются также события Священной истории. В них иконопись стремится выразить спасительный для нас богословский смысл этих событий, а не историческую их обстановку. Поэтому некоторые называют иконопись " богословием в красках " . Для успешного выполнения своего дела сам иконописец и его деятельность должны отвечать некоторым условиям: он должен быть православным и исполнять свое дело с молитвой и в надлежащей духовной настроенности. Многие из лучших иконописцев причислены к лику святых. Е) Святость иконы Икона также есть место благодатного присутствия Изображаемого. Она становится таким местом в силу ее освящения и дарования ей имени. Не только человек, но вся природа, весь материальный мир, как созданный и содержимый Словом Божиим, особенно после Боговоплощения, способен стать приемником и передатчиком Божественной благодати. К тому же таинственная грань между духовным и материальным - неуловима. 7-й Вселенский Собор утвердил православное отношение к иконам: в иконе подлежит почитанию изображенный на ней Христос или святой, а не материальный предмет, на котором икона изображена. В Православной Церкви особым почитанием и благодатной силой обладают иконы Божией Матери. И это понятно, так как Пресвятая Дева является тем " мостом " , той " лестницей " , которая соединяет невидимое небо и наш видимый, дольный мир. 41. Почитание святых мощей В Православной Церкви существует также особое почитание святых мощей, т.е. останков почивших святых людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010