Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом». Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Собственно фестивальную программу открыл петербургский бард - царский бард Антон Галицкий, исполнив песню «Девочка и памятник», в которой описана встреча кронштадтской девочки с памятником о. Иоанна Кронштадтского, где они беседуют. Это реальный случай, ставший песней, а песня стала уже неформальным гимном Иоанновского фестиваля. Одну из песен он посвятил Императору Петру Великому, за что получил мощное рукопожатие «царской» руки. На Фестивале вспоминали важные события в жизни Кронштадта и России. В частности, в течение этого года в Кронштадте была написана икона Божией Матери «Благодатное небо» ( иконописец - Ростислав Гирвель ) в дар Северному флоту для города Полярный Североморской епархии. Эта икона была представлена на празднике и в ближайшие дни будет отправлена в Заполярный круг. Состоялись своего рода проводы иконы из Кронштадта в Полярный. Об этом проекте подробно рассказал Советник Губернатора Санкт-Петербурга, директор Санкт-Петербургского «Музей истории подводных сил России имени А.И.Маринеско» капитан 1 ранга Михаил Вячеславович Юрченко, который курирует этот проект. Икона будет доставлена в Североморск на военном самолете, а оттуда морем в город Полярный. Встречать ее будут епископ Североморский Тарасий, представители Северного флота, городской администрации, общественность и настоятель Никольского собора города Полярный протоиерей Сергей Мищенко, в котором Икона обретёт постоянное место, выражаясь военным языком, своей дислокации. В честь иконы на Фестивале Антоний Галицкий исполнил новую песню «Благодатное Небо России» (музыка - прот.Сергия Мищенко, слова — прот.Геннадия Беловолова). Этой же песней предполагается встретить икону и в городе Полярный. На Фестивале мы не могли не отозваться на события, которые сейчас происходят на Донбассе. На Фестиваль приехал протоиерей Сергий Филонов из Тихвинской епархии, который несет особое послушание - окормляет беженцев из Мариуполя, расселенных в Тихвине. Это более 100 беженцев, конечно, нуждаются в духовной поддержке. Отец Сергий приехал не один, а привёз на Фестиваль семью из Мариуполя с отроковицей Леной, которая трогательно прочитала стихотворение, написанное правнучатой племянницей о. Иоанна Кронштадтского Галиной Николаевой Шпякиной, участвовавшей в предыдущих фестивалях и умершей год назад. Для участников V Фестиваля стало большим утешением, когда слова последней ближайшей родственницы Дорогого Батюшки прозвучали на Фестивале из уст юной исполнительницы из Мариуполя. Это было очень сердечно, также как и выступление Егора Филонова, мальчика из Тихвина, который прочитал стихи об о.Иоанне Кронштадтском.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/17/zd...

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт. Современное состояние [ править править код ] В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам. В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В.Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/palomnik/Костомаровский...

Но разве с тех пор, как Богоматерь призвана была на небо, уменьшилось стремление к Ней сердец человеческих? Только не нужно теперь, возлюбленные, плыть из Антиохии в Иерусалим, чтобы войти в общение с Ней. Перед успением Своим Богоматерь говорила плакавшим перед Нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать весь мир, заботиться о нем. И как чудно сбылось это обещание! Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, приобрел в Ней неизменную Заступницу. Если жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою валятся люди, где гибнут мечты и надежды, где звучат нескончаемые вопли и стоны, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью и любовью во взоре, с ланитами, по которым стекают жемчужины слез, стоит над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. He в силах Она изменить лица земли, водворить рай на месте земной юдоли плача. Но приникая к исстрадавшейся, отчаявшейся душе человеческой, как склонялась некогда над Своим Божественным Младенцем, Она шепчет душе верную весть о лучших днях. Как Мать, Она умеет подойти к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием. Ужасы жизни меркнут перед сиянием дивных картин, навеваемых на душу Ее благодатною силою, вместо земного раздора и земных невзгод восхищенному взору открываются райские дали, сонмы светлых небожителей, сверкание лучей славы Божьего Престола... Слава, слава Деве Марии! Она является таинственной лестницей, по которой соскучившееся и стосковавшееся на земле человечество восходит на небо. Она всегда служит связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям, дерзновением людей к Богу... Какие символы, какие предания открывает нам святая Церковь ?.. Вот Андрей юродивый, молясь в храме, полном народа, возводит глаза к небу и видит, как Богоматерь, стоя над народом в воздухе, осеняет народ Своим омофором, молясь за него... в тот момент, когда слышны слова молитвенного славословия Владычице: «Мы, благоверные люди, радостно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием... Покрой нас честным Твоим омофором!» Того же блаженного Андрея Ангел водит по райским селениям, показывает ему святых и их светлые обители, но не видит Андрей Той, Кого больше всего хочется ему видеть, Кого больше всего ищут его глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Как реставратор Я. Е. под наблюдением И. Е. Забелина и В. И. Сизова «добросовестно и осторожно» возобновил в 1894 г. 120 образов из собора в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех Чудова мон-ря в Москве (см.: Древности: Тр. МАО. М., 1900. Т. 17. С. 170-172). В 1899 г. поновлял стенопись ц. Воскресения словущего (не сохр.) в Павловском посаде (ныне г. Павловский Посад Московской обл.). В 1906 г. обновил местночтимую Иверскую икону Божией Матери 1765 г. в Троицком соборе г. Вязьмы Смоленской губ. (см.: Изв. имп. археол. комис. СПб., 1914. Вып. 52. С. 43. Б. подписи). Имеется ряд подписных икон, выполненных Я. Е. или в его мастерской: 2 иконы свт. Николая Чудотворца - кон. XIX в. и кон. XIX - нач. XX в. (г. Тарту, Эстония; ПГХГ - храмовый образ из иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца в Перми со штампом мастерской на лицевой стороне), образ «Успение Богородицы» 1896 г. (частное собрание; надпись справа возле нижнего края средника: «[Я.] Епанешниковъ 1896»), икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), икона «Вмц. Параскева» кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Германия; клеймо мастерской слева на поземе), список 1900 г. иконы Божией Матери «Благодатное Небо» из Архангельского собора Московского Кремля, выполненный для Успенской ц. в усадьбе В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время в Воскресенском соборе Тутаева; на обороте подробная надпись об авторстве и освящении иконы), образ «Успение Богородицы» 1901 г. (г. Лиепая, Латвия) и др. Стилистика работ Я. Е. сочетает традиционные иконописные принципы исполнения с академической светотеневой моделировкой формы, особенно личного. Произведения мастерской отличаются большим разнообразием творческих приемов (гравировка по левкасу, чеканка по золоту, «золотопробельное» письмо и т. п.). Как правило, иконы Я. Е. выполнены темперой или в смешанной технике на орнаментированном золотом фоне с имитацией на полях цветных эмалей или на цветном разбеленном фоне, иногда с пейзажем. Нек-рые иконы написаны на металле. Кроме подписей на лицевой стороне, свидетельствующих об авторстве Я. Е., на оборотах икон встречается штамп мастерской с изображением гос. герба (двуглавый орел с короной) и текстом: «Исполнено въ придворной Художественной Мастерской Я. Е. Епанечникова Москва, 1-ая Мещанская ул., С. Д. [собственный дом]». Николай Яковлевич

http://pravenc.ru/text/189995.html

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 — сняты колокола, в 1930 — собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г. И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города. Описание [ править править код ] Успенский собор — возрождающаяся святыня Херсона. Храм постепенно восстанавливается после надругательства во времена безбожной власти. И хотя трудов потребуется ещё очень много, община живёт полноценной литургической жизнью. Главный предел собора, как нетрудно догадаться, освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и наш Храмовый День — праздник Успения 28 августа. Южный придел освящен в честь святителя Николая (престольный праздник 19 декабря), а северный — в честь великомученицы Варвары (престольный праздник 17 декабря). Сейчас оба придела находятся на реставрации. В настоящее время богослужение совершается во временном храме, расположенном в притворе coбopa.IMG_0507 Благодатное НебоОсобенно почитается прихожанами собора и всеми православными Херсонщины чудотворная икона Божией Матери «Благодатное Небо». Церковное празднование в честь этой иконы установлено в понедельник Светлой Седмицы. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Понедельник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен, панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Вторник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен с акафистом вмц. Варваре и панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Среда: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен о страдающих от недуга пьянства с водоосвящением и акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», панихида. 17.00 — вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Внимательно и неленостно да подвизаемся, братия, чтобы заповедями Божиими и силою веры исправлять, очищать и возвышать нашу деятельность, и от видимой жизни естественной восходить к сокровенной жизни благодатной, да будет временная жизнь наша сродным началом жизни вечной, да не будет временная смерть наша преддверием смерти вечной, да будет гроб наш дверию в небо! Обратимся паки к разсматриванию иконы. Вторая часть ея не так проста, как первая. Над смертным одром и над бездыханным телом Пресвятыя Девы икона представляет Самого Христа Спасителя, держащаго на руках душу Ея, в образе младенческом, знаменующем, без сомнения, начатие новой в небесах жизни. Писания не говорят, чтобы сие телесными очами видели все бывшие свидетелями успения и погребения Божией Матери. Посему надлежит полагать, что составитель иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому, и просто видимое соединил с духовно-созерцаемым. Изобразив тело Пресвятыя Девы, оставленное душею Ея, он как бы предупреждал вопрос: что в сие время происходило с Ея душею? И в ответ на сие, изобразил видимо и Ея душу, носимую руками Ея Божественнаго Сына. Здесь раждается новый немаловажный вопрос: какую силу имеет сие изображение? Не есть ли это простое представление воображения? – Нет. Так думать было бы не сообразно с достоинством древней святой иконы. Дерзость писать иконы по воображению живописца есть порождение своеволия новейших времен. Древние изображали на иконах то, что находили в достойных веры писаниях или в предании. И художник нашей иконы, святый Петр, без сомнения, не был расположен писать на иконах мечты воображения. Заключим не обинуясь, что его икона представляет нам не произвольный плод воображения, но созерцание, согласное с существом предмета. Надобно ли, по церковному правилу осторожности, показать согласие сего предания с Священным писанием? – Для сего можно указать на слова Христовы: «бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» ( Лyk. XVI. 22 ). То, что слова сии принадлежат к притче, не должно быть поводом к сомнению о их значении: потому что и приточныя лица изображаются чертами действительной природы. Как смерть и погребение богатаго суть черты действительной природы: так несение Ангелами умершаго нищаго, в терпении стяжавшаго душу свою, есть черта действительнаго созерцания. Итак сличайте. Если Писание свидетельствует, что души святых человеков, исходя от тела, приемлются Ангелами: то не совершенно ли согласно с сим, предание, между прочим посредством иконы, свидетельствует, что пресвятая душа Матери Господней, высшей Ангелов, исходя от тела, прията была Самим Ея Божественным Сыном? Ангел же, по другому преданию, послан был к Ней еще прежде на землю, дабы предварить Ее о приближавшемся преставлении; а потом собор Ангелов приветствовал Ее небесными песнопениями, которых отголосок слышали достойные во время Ея погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По левую сторону царских врат образ Божией Матери, прозванный «Благодатное небо», по преданию, подарен Витовтом, гордым князем Литвы, дочери своей Софии, когда выходила она за сына Донского; другая икона, Благовещения, поставлена в честь архангела Гавриила, чтобы и радостный вестник примирения неба с землею стоял наряду с архистратигом небесных сил в соборе бесплотных. За северною дверью опять образ великого архиепископа Кесарии, ибо много Василиев отдыхают в соборе под сенью его молитв, а другая икона, Феодора Стратилата, – ради двух спящих царей Феодоров. И горькая инокиня Марфа, бывшая некогда царицею, вверяя хранению архангелов нетленные мощи своего блаженного отрока Димитрия, поставила в виду их, на северной стене, икону Тихвинския Божия Матери, на память долгого своего заточения в пределах тихвинских, у пустынных вод Белого озера. – Таковы местные иконы святилища. Приступим теперь к лику усопших; но с кого начать? с которого конца развить сию хартию смерти, погребальным свитком обвившую все столпы и стены? – Прежде всего припадем к священной раке юного царевича и посреди такого сонмища мертвых насладимся утешительною мыслию грядущего воскресения земной оболочки нашей в прославленном образе, которого начатком и свидетельством служит нетление святых, угодивших Богу. Открыта рака, и в ней под богатым покровом почивает Димитрий; хранители ангелы не будят дитя до последнего утра; но вот на гробовой доске отразился как в зеркале чистый лик его, в том возрасте, в каком заснул на земле: из серебра вычеканены княжеская одежда и то ожерелье, которое дерзнул схватить убийца, занесший нож на свято – го, а вокруг юного чела сияют два венца, земной царевича и небесный мученика. В долгом ряду князей, прежде него усопших, как будто для него нарочно оставлено было самое почетное место, в сердце собора, у правого столпа, пред иконостасом; но это место указано – Годуновым! Борис, как родоначальник нового племени царей, первый отклонился от смиренного их порядка вдоль стены, чтобы выступить на самую средину храма, и чрез шесть недель он выкинут был призраком убиенного, Лжедимитрием, сквозь пролом соборной стены, как недостойный пройти чрез освященные врата; а на праздное место Бориса царь Шуйский, солгавший России о кончине невинного отрока, принужден был своими руками поставить его раку пред лицом всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010