Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ). Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами ( Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОСТОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) Красностокская икона Божией Матери. XVII–XVIII вв. (Свято-Крестовоздвиженсий собор Спасо-Евфросиниевского мон-ря) (Ружаностокская, Рожаностокская), (празд. 7 окт.), чудотворный образ, получивший название по месту обретения и пребывания в кон. XIX - нач. XX в. в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в урочище Красносток (до 1663 Кривосток) Сокольского у. Гродненской губ. (ныне дер. Ружанысток (рус. Красносток) Подлясского воеводства, Польша). Т. к. икона почитается православными и католиками, реконструкция ее ранней истории имеет неск. версий. Правосл. историография связывает К. и. с кн. Урусовым, воевавшим в Литве в XVI в.; в качестве протографа указывается закрывающийся складень ([ Орловский.] 1901. С. 15). Икона являлась родовой святыней Урусовых, переданной по женской линии семье Тышкевичей; у себя Урусовы сохранили копию древнего образа ( Семеняко. 1908. С. 6, 7). Однако, согласно генеалогии Урусовых, начало роду было положено только в 1615 г., когда Касим-мурза из ногайских князей принял крещение с именем Андрей. Вероятно, в преданиях отражены более поздние события русско-польск. войны 1653-1667 гг., когда воевода царя Алексея Михайловича кн. Семен Андреевич Урусов (ок. 1610-1657) в нояб. 1655 г. сражался с войсками Великого княжества Литовского на западе Белоруссии. Историк Православия на Подляшье свящ. Григорий Сосна полагает, что чтимый образ Божией Матери, списки которого известны в неск. храмах этого региона, существовал уже в нач. XVII в. в каменной церкви, построенной в Кривостоке в сер. XVI в. Хрептовичами. От этого образа иконографически могла происходить чудотворная К. и. из дома Тышкевича, написанная на кипарисовой доске и вставленная в 2-створчатый «походный складень». Она упоминается впервые при передаче Красностокского храма православным. Эту икону жена Тышкевича Евфросиния «благословила брать мужу в военный поход» ( Sosna. 2001. S. 247). В доме же осталась др. К. и., написанная по заказу Евфросинии в Гродно (возможно, худож. Иоганном Шреттером), вскоре проявившая чудесные свойства.

http://pravenc.ru/text/2458961.html

Поселянин Е. Богоматерь. С. 700-705; Сочагин А. Царское Село в открытках кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2002; Дмитриева Н. К. Царскосельская чудотв. икона Б. М. «Знамение»//Культурно-просвет. работа (Встреча). М., 2005. 7. С. 28; 8. С. 18; Царскосельская икона Божией Матери «Знамение». СПб., 2007. Э. П. И. «Знамение» Корчемная икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, пребывающий в муж. мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл. В мон-ре хранится и рукописное «Повествование об иконе Пресвятой Богородицы, Ее честнаго и славнаго Знамения, называемой «явленной», которое в городе Рязани в часовне при церкви Преподобнаго Симеона Столпника было написано по повести пожилых людей и по современным событиям в мае месяце 1851 г.». Оно содержит сведения об истории иконы и явленных через нее знамениях. «Знамение» Корчемная икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (собор мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове) «Знамение» Корчемная икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (собор мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове) Согласно «Повествованию...», в Рязани жила некая вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она истратила все, что имела, то взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму под названием «Красная», к-рая находилась у ц. прп. Симеона Столпника, чтобы обменять образ на вино. Корчемник принялся укорять женщину, говоря, что иконы, которыми родители благословляют своих детей, должно хранить с благоговением и передавать из рода в род. Тем не менее вдова не смогла преодолеть губительную страсть, но пообещала позже выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил ее в красном углу. Через неск. дней женщина, отдав долг, поставила икону в своем доме на прежнее место. Наутро икона исчезла. В то же утро вставший на молитву корчемник увидел икону в своей божнице и решил, что в его отсутствие вдова опять принесла образ. Однако домочадцы не подтвердили его предположение. Вскоре к недоумевавшему корчемнику пришла вдова и поведала об исчезновении иконы. После слов корчемника: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь» - женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, что Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но больше благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же в оставшиеся дни жизни моей не лишай меня окончательно Своего покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени до конца жизни не пила вина.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Сегодня даже специалисты не могут дать однозначный ответ на вопрос, где находится Калужская икона Божией Матери, найденная на чердаке помещичьего дома. Вероятно, чудотворные образы, находящиеся сейчас в Калуге, — это копии, и как раз в процессе их создания подлинник был заменен на список. Вскоре после обнаружения святыни владелец дома поместил ее в церкви своего села Калужки. Кстати, поэтому до всероссийского прославления образа его часто называли Калуженским. Помещик завещал переносить икону из храма только ненадолго, для крестных ходов и богомолий, но местом постоянного ее нахождения оставить сельский храм Рождества Богородицы. За исключением небольшого периода пребывания в Троицком соборе Калуги после Отечественной войны 1812 года, икона хранилась там до начала ХХ века. А после революции ее пришлось перенести сначала опять в Троицкий, затем в Успенский храм, а потом и вовсе поместить в Калужский краеведческий музей. В 40-е годы ХХ века ее вернули Церкви и установили в храме великомученика Георгия, где она находится и сейчас. Это либо первообраз калужской святыни, либо самый ранний список с нее. Другой чтимый образ находится в калужском Троицком храме. Он был передан в кафедральный собор в 1998 году из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, где хранился много лет. Этот список датируется последней третью XVIII века, то есть также был создан вскоре после обретения необычной святыни. Есть Калужская икона Божией Матери и на месте бывшего села Калужка. Теперь это окраина города, и здесь расположился женский монастырь в честь прославленного образа (подворье Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце). Калужская икона Божией Матери в храме Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане. Фото stanastasia.ru В Москве чтимый образ находится в приходе во имя Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане. Небольшой храм в честь Калужской иконы есть в Брянской области. Древний список XVIII века в 2016 году был передан на Валаам. А в Санкт-Петербурге в 2012 году мозаичное изображение Богородицы с книгой было обнаружено во время ремонта во внутреннем дворике здания на Невском проспекте. Так что Калужскую икону Божией Матери можно встретить не только в храмах и монастырях ее родной епархии, но и далеко за ее пределами. В чем помогает Калужская икона

http://foma.ru/kaluzhskaja-ikona-bozhiej...

Чудотворная икона «Знамение» Божией Матери - «греческого письма, на липовой доске», на к-рой по сторонам Пресв. Богородицы изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн (Илия) Новгородский. Главная святыня Златоустовского мон-ря прославилась зимой 1847/48 г. во время эпидемии холеры после чудесного исцеления 60-летнего купца И. В. Воробьёва. С 1865 г. икона находилась в теплой ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, перед ней ежедневно служили 2 молебна, по пятницам читался акафист Божией Матери. Утрачена после разрушения мон-ря в 1933 г. Пименовская икона Божией Матери (3-я четв. XIV в. (ок. 1381), выносная двусторонняя; на обороте - Благовещение XVIII в.), по преданию, была привезена из К-поля митр. Пименом в 1381 или 1386 г., поставлена в Успенском соборе Московского Кремля в 1479 г., перенесена в Благовещенский собор не ранее сер.- 2-й пол. XVI в., где стала одной из 3 запрестольных икон с покровами, убрусцами, золотыми звездами-репьями, ковчегом-дароносицей (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 54, 85-88. Кат. 3, 4). Реставрировалась в 1918 г., поступила в ГИМ, с 1930 г.- в ГТГ. «Всех Скорбящих Радость» икона Божией Матери написана ко времени перестройки Спасо-Преображенского храма на Б. Ордынке в 1683-1685 гг., обрела известность в 1688 г., после исцеления Евфимии Петровны Папиной (сестры патриарха Иоакима (Савёлова)), прихожанки храма. В 1711 г. царевна Наталия Алексеевна Нарышкина увезла икону в С.-Петербург, но неизвестно, был ли это оригинал или список, пребывавший в той же церкви. Обе иконы почитались как чудотворные. В Москве икона с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт с 30-х гг. XX в. по 1948 г. Судьба образа в этот период неизвестна. Считается, что имевшаяся в храме после его открытия особо чтимая икона Божией Матери - чудотворный первообраз. Но есть сведения, что первообраз был изъят, а находящийся в церкви образ - список 2-й пол. XVIII в., дар патриарха Алексия I.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Согласно «Сказанию...», в мон-ре к 1440 г. были 2 чтимые иконы: «чюдотворная зовомая Овиновская, иеже два Аггла принесоша», и ее список - «новонаписанная икона строения Князя Димитрия Георьгиевичя… что в сребреном киоте». Ко времени публикации в кон. XIX в. масштабного свода чудотворных икон общероссийского почитания об иконографии О. и. сложилось устойчивое представление как об иконе с изображением Успения Пресв. Богородицы ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 274; Поселянин Е. Богоматерь. С. 518-519). В дореволюционных справочниках с историей Паисиева мон-ря О. и. именуется иконой Успения Пресв. Богородицы (ППБЭС, с датой явления - ок. 1425) или сведения об ее иконографии не представлены (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Не позднее 1847 г. икона с названием «Овиновская» была включена в лицевой Свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (с 160 иконами) - на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника Имп. академии художеств Е. Н. Долгова (1800-1847) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1218. С. 485. 93); однако ценность таких памятников, в т. ч. иконописных, не в передаче иконографии иконы, к-рая трактуется по-разному и достаточно вольно, а собственно в фиксации ее названия (напр., на мстёрской иконе «Богоматерь Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» О. и.- поясной образ типа «Умиление» с Младенцем Христом на правой руке Божией Матери, иконописец В. А. Кукин, 1894, собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо». М., 2003. Кат. 63. С. 539-544). Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Важные сведения относительно святынь Паисиева мон-ря содержатся в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. 293. Л. 4). Помимо чудотворной иконы Успения, к-рая «во граде Галиче явися в лето 6960 (1452)», прежде был явлен др. образ, когда Овин «созидал церковь Святаго Николы в селе своем»; именно этот, прежде явившийся образ находился в Москве «при митрополите Ионе Чюдотворце и при Пайсее игумене Галицком и паки с Москвы не видимо осебе отхождаше в Галич…». Согласно этому источнику, в кон. XVII - нач. XVIII в. в мон-ре прп. Паисия были 2 чтимые иконы разной иконографии: связанная с именем Ивана Овина ранняя икона XIV в. Богородицы с Младенцем, «Овиновская», и явленная в игуменство прп. Паисия в сер. XV в.- «Успение Пресв. Богородицы», очевидно, храмовый образ обители.

http://pravenc.ru/text/2578155.html

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. XVIII в. (Петропавловская ц. Елецкого мон-ря) Др. святыня Е. м., Ильинская Черниговская икона Божией Матери , находится в Петропавловской ц. с левой стороны у солеи. Эта икона является копией XVIII в. чудотворного образа, написанного в 1658 г. насельником черниговского Болдинского монастыря монахом Геннадием (Григорием Дубенским). Икона находилась в мон-ре до 20-х гг. XX в., затем хранилась у мон. Агнии, к-рая перед кончиной передала святыню в открывшийся Е. м. Когда в кон. XVIII в. решено было создать ун-т на базе упраздненного Болдинского мон-ря, чудотворный Ильинский образ 28 нояб. 1786 г. перенесли в Успенский собор. Открытие ун-та не состоялось и 18 апр. 1794 г. Ильинская икона была возвращена в Болдинскую обитель. В Е. м. хранится еще один список Ильинской иконы меньших размеров, в серебряном окладе. Икона находилась в Е. м. до закрытия, затем у некой киевской монахини, к-рая перед кончиной передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. В 1994 г. по благословению наместника лавры икона была возвращена в Е. м. В обители хранилось Евангелие с надписью: «Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня». Погребения На территории Е. м. похоронены мн. князья, общественные деятели, подвижники благочестия. При проведении восстановительных работ архим. Иоанникий (Галятовский) обнаружил неск. захоронений в гробницах, изготовленных из дорогого красного камня. Под Успенским храмом похоронен трубчевский кн. Всеволод Святославич, сын черниговского кн. Святослава Ольговича, воспетый в «Слове о полку Игореве». Под настоятельским местом погребен архим. Иоанникий. Возле правого столпа в средней части Успенского храма покоится прах губернатора Черниговского наместничества генерал-поручика А. С. Милорадовича. Левее погребен 1-й викарий Черниговской епархии, настоятель Е. м. еп. Феофилакт (Праведников). С правой стороны входной главной арки, ведущей из притвора в храм Успения, похоронен ктитор и генеральный обозный В. Дунин-Борковский. В Успенском соборе погребены архимандриты-настоятели Е. м. Исаакий (Васенкевич), Тимофей (Максимович), Сильвестр (Новопольский), Игнатий (Максимович), Феофан (Романовский). В храме ап. Иакова, близ алтаря, похоронены Я. Лизогуб и сын его Евфимий, а также настоятель Е. м. еп. Новгород-Северский Нестор (Фомин). В Петропавловской ц. похоронен еп. Новгород-Северский Филипп (Бекаревич). В 1978 г., во время земляных работ, западнее Успенского собора был найден каменный склеп с захоронением переяславского полковника Л. Полуботка, отца гетмана Украины П. Полуботка. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/189789.html

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста , исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.). В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками. В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_прав._...

«Низложи сильная со престол», палеховского письма XIX века. Богоматерь «Неопалимая купина», московского письма XVII века, в старинной серебряной басме того же времени. Рядом с киотом, на той же южной стене, находится большая икона св. великомученика Георгия Победоносца, с чудесами, северных писем XVII в., в окладе. На стене к западу – икона с двумя Новгородскими Святителями Никитой и Моисеем и Знамением Божией Матери. На южном столпе – икона св. Николая Чудотворца, северного письма конца XVI века, и рядом с нею на арке – икона Знамения Божией Матери, старин. письма, в серебряной ризе XVIII века. На северном столпе – икона св. Иоанна Воина в рост с Нерукотворенным Спасом, ярославского письма XVII в.; рядом с нею на арке – икона Тихвинской Божией Матери, в серебряном окладе, XIX в. На западной стене, около входной двери, икона Тихвинская божия Матерь на древе, с предстоящим св. Николаем Чудотворцем. В проходе, на северной части арки,– икона Владимирской Божией Матери, в сребро-вызолоченной ризе, XVIII века. По северной стене: Святцы. рядом, над канунным столиком, равноконечный крест с распятием, письмо начала XVII века. По бокам распятия изображены Апостолы Петр, Симон, Павел, Иоанн Богослов и Филипп и Иосиф Аримафейский. Далее по стене, в особом открытом киоте, находятся малые иконы: Успение Божией Матери, московского письма XVII века, в современном серебрянном окладе. Образ «Недреманное око», на полях изображения Святых письма XVII века. Спаситель, стоящий в облаках с ангелами и припадшими Святыми Иоанном Предтечею и Варфоломеем, в старинном серебряном окладе, письмо и окладе XVII века. Святитель Николай, Мирликийский Чудотворец, современного феоно- греческого письма, в серебряном окладе с цветными камнями. Божия Матерь «Млекопитательница», ярославского письма XVII в., в серебряном окладе того же времени. Воскресение Христово со страстями, московского письма XVII века. Св. Иоанн Предтеча, св. Архангел Михаил и св. Тихон, письма XVIII в., в современном серебряном окладе, Собор св.. Иоанна Крестителя, ярославского письма XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

времени. Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в ц. св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря. Икона находится под слюдой, декоративные мотивы ее оклада XIX в. близки к праздничной ризе Я. К. и. Икона традиционно считалась ранним списком явленного образа. При ее обследовании в 2002 г., во время проходившей в Казани Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й пол. XVIII в. (См. ил.: ПС. 2004. Вып. 1(6). С. 1). Московская Казанская икона Божией Матери Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVI — нач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVI — нач. XVII в. Поновления 1687/88 и 1754 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (М. К. и.). В 1611 г. под Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением был принесен список явленной Казанской иконы. В летописях отмечено это важное историческое событие (Летопись о многих мятежах. 1771. С. 236; «Книга глаголемая Новой Летописец степен»//Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1792. Ч. 8. С. 167; Новый летописец, сост. в царствование Михаила Феодоровича, издан по списку кн. Оболенского. М., 1853. С. 131, 139, 164; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2. С. 113, 132; Т. 31. С. 155). Церковные и светские историки Г. З. Елисеев, П. С. Казанский , прот. А. И. Невоструев, прот. Д. И. Кастальский, митр. Макарий (Булгаков), архиеп. Сергий (Спасский), А. А. Дмитриевский , архим. Феодор (Поздеевский) на основании летописных свидетельств считали, что в Москву был принесен список явленной Казанской иконы, а не она сама. Находившийся в 30-х гг. XVII в. в Москве гольштинский путешественник Адам Олеарий называл М. К. и. «копией» явившегося в Казани образа, к-рая была доставлена в Москву ( Олеарий А.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010