На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/2110485.html

1997. Cat. 2.30. P. 98-100). Иконы XIV в. также написаны на золоте и представлены различными изводами: Богоматерь «Умиление» Островитянка (Νησιτισσα (Μεσονησιτισσα)) 3-й четв. XIV в., по изводу и стилю являющаяся зеркальным переводом чудотворной Донской иконы Божией Матери, созданной на Руси в кругу художников, близких к мастеру Феофану Греку (90-е гг. XIV в.), Богоматерь с Младенцем Филаттуса (Θυλττουσα - Защитница; 1383-1384), а также храмовая икона вмч. Георгия с поясным его «портретом» в воинском облачении, перевязь написана с имитацией лицевого тиснения (3-я четв. XIV в.). К числу личных вкладов принадлежат иконы небольшого размера, напр. «Одигитрия», с преподобным и пустынником на полях (кон. XIV - нач. XV в.). В XVI в. был создан ряд икон для украшения монастырского кафоликона и др. храмов - Великий Деисус (храмовый эпистилий с традиц. Деисусом, дополненным образами 12 апостолов), иконы с Богоматерью и Младенцем на престоле (с эпитетами «Паммакаристос» и «Панимнетос»). К числу богатых вкладов принадлежит житийная икона прп. Павла Ксиропотамского с 12 клеймами деяний и мученичества посл. трети XVI в. (Ibid. Cat. 2. 77. P. 147-148). В среднике образа святому поклоняются стоящие на коленях заказчики, чьи имена подписаны: воевода Валахии (Молдо-Валахии) Петр, его супруга Мария и сын Влант. Е. Цигаридас соотносил указанного Петра с господарем Молдавии Петру Хромым (1574-1579, 1582-1591); при общем повторении принципов и приемов визант. времени житийные композиции имеют узнаваемые детали орудий мучений и архитектурных элементов, создающие эффект натурализма. Подписи сделаны по-славянски. Христос на Престоле. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) К числу аналойных икон, возможно, принадлежит небольшого размера икона с композицией «Оплакивание (Положение во гроб)», также повторяющая принципы визант. живописи и иконографии; орнамент на полях написан под влиянием вост. искусства. По пропорциям и изводу композиция небольшой иконы, согласно мнению Л. Тоски, имеет сходство с фреской люнета над входом в наос в вост.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

100. С. 298, 300. Ил. на с. 299). Оклад этой чудотворной иконы с драгоценными камнями, жемчугом и полупрозрачными эмалями зеленого и темно-синего тонов исполнен мастерами дворцовой Золотой палаты Московского Кремля. К. и. кон. XVII в. из московской ц. свт. Николая Чудотворца на Берсеневке имеет драгоценный оклад 1-й четв. XVIII в. также работы кремлевских мастеров (ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 41, 42. С. 63-65 с ил.). Традиции мастеров Оружейной палаты прослеживаются в живописи К. и. 1-й пол. XVIII в. (Русское искусство из собр. ГМИР/Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. Ил. на с. 2, 88), в подписных иконах: 1720 г. иконописца, придворного певчего дьяка иерея Феодота Протопопова-Ухтомского, видимо обучавшегося у Симона Ушакова (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 26. С. 202-203. Ил. на с. 53), 1721 г. иконописца Успенского мон-ря Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) Тихона Семёнова (ГВСМЗ) (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2004. Кат. 106. С. 473. Ил. на с. 472). В стилистике К. и. 2-й пол. XVIII в. заметно влияние стиля барокко (Из новых поступлений: Кат./ЦМиАР. М., 1995. Кат. 37. С. 29-30. Ил. 36). Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) К. и. особо почиталась старообрядцами. Художественным своеобразием отличаются созданные в различных старообрядческих центрах К. и. 2-й пол. XVIII-XIX в. на Ветке (Ветковский музей народного творчества. Минск, 1999. 82, 86, 93, 95 с ил.), в Невьянском Заводе (Невьянская икона: Альб. Екатеринбург, 1997. Кат. 56, 91, 113, 117. Ил. на с. 78, 117, 138, 142; Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 54-59, 266-267 с ил.), в Сызрани (Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 14, 38, 134. Ил. на с. 15, 39, 135). Иконные образцы с изображением К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Прп. Пафнутий Боровский. Икона. Сер. XVI в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае) Иконографический тип П. в молении Иисусу Христу или Божией Матери относится к самым ранним (небольшая икона сер. XVI в. из ризницы мон-ря вмц. Екатерины на Синае). На иконе-пяднице в серебряном позолоченном окладе 2-й пол. XVI в., исполненной в мастерских Московского Кремля (первоначально находилась у раки св. царевича Димитрия Угличского в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК), П. показан молящимся Иисусу Христу, благословляющему его из небесного сегмента. Лик преподобного обращен вверх, борода разделена на волнистые пряди, очерченные вырезом оклада, правая рука опущена (ладонь повернута ко Спасителю), в левой - четки, по контуру мантии - золотая опись, позем с изображением кустов или невысоких деревьев. На крупноформатной иконе кон. XVI - нач. XVII в. (?) с поновлениями XIX в. (до 1887) и нач. XXI в. (ц. Рождества Христова на Рогожском кладбище в Москве; первоначально, возможно, деисусный образ) жест святого отличается: правая рука поднята для крестного знамения, в левой - развернутый свиток. В 1-й четв. XVIII в. созданы иконы святого (из собрания Н. П. Кондакова, ГРМ; в серебряной раме, ГИМ), где он предстоит Богоматери с Младенцем в облачном сегменте; во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) и в посл. четв. XVIII в. (в окладе 1780 г., из собрания Л. К. Зубалова, ГИМ) - аналогичные иконы с образом Иисуса Христа (жест П. варьируется). Этот тип изображения получил распространение на иконных образцах XVII-XIX вв. (ГИМ). Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский, с житием. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Образ П. изредка вводили в состав деисусного ряда иконостаса в храмах Калужской епархии, напр. на иконе 1-й пол. XVIII в. (ок. 1708?) в притворе ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рощинской слободе Боровска. Известны также изображения П. в небольших деисусных композициях, напр. на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (из кремлевского собора свт. Николая Гостунского, ГММК) он изображен вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, пальцы правой руки сложены для крестного знамения, левая - в молении; П.- седой старец с разделенными на прямой пробор волосами и лежащей прядями бородой средней величины. На 2 иконах кон. XIX - нач. XX в. (мстёрский или московский мастер, ц. прор. Илии в Верее (Московская обл.)), первоначально входивших, очевидно, в деисусный ряд иконостаса одного из подмосковных или калужских храмов, изображены прп. Тихон Калужский и П. (в рост, вполоборота вправо, надпись на свитке соответствует приведенной в иконописном подлиннике из коллекции Г. Д. Филимонова).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). В 1641 г. в обители была построена теплая ц. во имя Всех святых. В 1661 г. старую колокольню на 2 столбах заменили шатровой. В 1711 г. холодную ц. Похвалы Пресв. Богородицы перенесли и поставили над св. вратами. В 1716 г. сгорела ц. Всех святых. 22 авг. 1723 г. был заложен каменный храм, в 1726 г. освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери теплая церковь нового храма; в его алтаре хранился створчатый деревянный киот, в к-ром Владимирская икона была принесена М. из Кевроля на Чёрную гору ( Максимов. 1864. С. 516. Примеч.). 22 марта 1735 г. был освящен главный холодный храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, на его строительство имп. Анна Иоанновна повелела выдать 1 тыс. р. из таможенных доходов. В 1841 г. к сев. стороне теплой церкви пристроили еще один придел - в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех. Согласно ведомости для Коллегии экономии за 1735 г., в Красногорском мон-ре находились 2 деревянные церкви с 2 престолами и каменная с 1 престолом, колокольня, 4 кельи, хлебня, поварня, 2 амбара и погреб с амбаром. За мон-рем размещались мельница, конский и скотный дворы, келья. В обители проживали игумен, 4 монаха, трудились 14 наемных рабочих («оным жалованья не производится, питаются общею пищею»). Согласно переписным книгам, мон-рю принадлежала 161 четв. пашенной земли, с к-рой собиралось 135 четв. ржи и яровой пшеницы; в поле находилось 3100 копен сенных покосов; обитель владела пристанью на р. Пинеге, рыбными ловлями на Сояльском оз. Численность зависимых крестьян и бобылей составляла 32 чел. Доходными статьями обители были: «подаяния христолюбцев» - 52 р., средства за совершение треб - 22 р., за проданный скот - 25 р., за рыбу - 10 р., за работу мельницы - 5 р., всего в приходе значилось 114 р. Все средства оставались в казне мон-ря, «а в Коллегию экономии от того монастыря» ничего не платилось (РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 695. Л. 315 об.). По реформе 1764 г. монастырь был выведен за штат. Красногорская обитель была закрыта в 1920/22 г., судьба Грузинской иконы после 1946 г. неизвестна. В мон-ре в разные годы размещались коммуна, детский лагерь отдыха, психоневрологический диспансер, с 90-х гг. XX в. здесь находится туристический комплекс «Красная Горка». В 2006 г. был отреставрирован настоятельский каменный корпус, но вскоре там случился пожар. Храм в честь Грузинской иконы Божией Матери и колокольня находятся в руинированном состоянии.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча). Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце. Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИТРОФАН Свт. Митрофан Воронежский, с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и мц. Агриппиной. Икона. 1833 г. (частное собрание) Свт. Митрофан Воронежский, с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и мц. Агриппиной. Икона. 1833 г. (частное собрание) (Мирское имя Михаил; нояб. 1623, под Владимиром-на-Клязьме - 23.11.1703, Воронеж), свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых), еп. Воронежский (1682-1703; с 1696 - Воронежский и Азовский), Биография В Духовном завещании М. написал, что он «родителми благочестивыми родихся в мир и во благочестии непорушном восточныя церкве в православной вере воспитан» (Духовное завещание. 1903. С. 3). В синодиках Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря род М. начинался с лиц духовного звания (Жития. 2007. С. 10). Михаил был женат, имел сына, о чем свидетельствует его письмо от 1700 г. архимандриту Шартомского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Александру с просьбой позаботиться о сыне - Иване Михайловиче, к-рый в этот период был подьячим в Макариевом Унженском мон-ре (Там же). Еще в 1683 г. с той же просьбой он в первый раз письменно обращался к властям этой обители. Свт. Митрофан Воронежский посещает царя Петра I. 2-я четв. XIX в. (частное собрание) Свт. Митрофан Воронежский посещает царя Петра I. 2-я четв. XIX в. (частное собрание) В 1663 г. Михаил овдовел и вскоре принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. И вскоре стал известен своим благочестием. Уже в 1665 г. по просьбе братии М. был поставлен во игумена Космина мон-ря Сарским и Подонским митр. Павлом III . В период игуменства М. в мон-ре был построен, расписан и снабжен всей необходимой утварью обновленный храм Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

стене, рядом с иконостасом, образа апостольского ряда, к-рый есть только в крыльях иконостаса боковых приделов. Из 16 икон апостольского ряда 2 были отреставрированы и хранятся в Музее К. м. Иконостас кафоликона Киккского мон-ря. 1754 г. Фотография. Нач. XX в. Иконостас кафоликона Киккского мон-ря. 1754 г. Фотография. Нач. XX в. В 1758 и 1761 гг. экономом К. м. иером. Иоанникием для местного ряда были созданы иконы «Собор Бесплотных небесных сил» и «Собор всех святых». Написанная в 1786 г. икона местного ряда «Праведные Иоаким и Анна» не имеет подписи автора. Некоторые иконы праздничного ряда с изображениями двунадесятых праздников и сцен Страстей Господних, вероятно, выполнены худож. Михаилом Фессалоникийцем, сыном Апостолиса, к-рый работал в К. м. в посл. четв. XVIII в., и мастерами его круга. Иконописец Михаил Киприот (Проскинитис или Хаджи-Михаил) написал 9 икон из 3-го ряда иконостаса главного нефа: в центре - «Иисус Христос Лоза истинная» и парные изображения 16 апостолов. Неск. икон местного ряда принадлежит кисти Иоанниса Корнароса. Справа от царских врат находится икона «Иисус Христос Спаситель мира» (1790), слева - Киккская икона Божией Матери в серебряном окладе (1789) (см. подробнее в ст. Киккская икона Божией Матери ), рядом с ней - «Ап. Лука пишет Киккскую икону Божией Матери» (1792), в местном ряду сев. части иконостаса - иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия», ок. 1790; замироточила в 1997), «Рождество Пресв. Богородицы», «Вмч. Георгий Победоносец» (1804, видимо, создана Корнаросом вместе с учеником иером. Григорием Киккотом), «Мученики Сергий и Вакх» (1793), на сев. стене рядом с иконостасом - «Ап. Лука приносит Богоматери написанную им икону для благословения» (1791). Во 2-м ряду сев. части иконостаса 5 подписанных Корнаросом икон: «Вмч. Димитрий Солунский» (1792), «Прп. Иоанн Лампадист» (1792), «Вмц. Екатерина» (1793), «Прор. Илия» (1793), «Арх. Михаил» (1793). Др. расположенные в этом ряду иконы очень близки по стилю к его работам. М. Аспра-Вардаваки считает, что Корнаросу принадлежат иконы «Прп. Симеон Столпник» (1792) и «Преподобные Иоанн Дамаскин и Савва Освященный», а остальные - его последователям: напр., «Мч. Мамант и свт. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский» (1792) - ученику Корнароса Григорию (Ιερ Μον Κκκου. 2010. Σ. 119-120). Вставленная в спинку архиерейского трона икона «Отрада и Утешение» (1801) также относится к работам Корнароса.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Страстная икона Божией Матери. 3-я четв. XVII в. (Александровский Успенский мон-рь) Страстная икона Божией Матери. 3-я четв. XVII в. (Александровский Успенский мон-рь) Молебен перед мощами прп. Лукиана. Фотография. 2015 г. Согласно описанию Стромилова, Лукиановская икона «Рождество Пресв. Богородицы» в длину составляла 131/2 вершка, в ширину - 11 вершков. Иконография образа представляет собой псковский извод, особенностями к-рого являются изображение окруженного птицами фонтана у нижнего поля иконы и позем с крупными цветами (подобная икона кон. XVI - XVII в. хранится в Псковском гос. объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике: Инв. 1619, происходит из ц. Новое Вознесение г. Пскова (Древнерусская живопись в музеях России: Иконы Пскова: (Кат.). М., 2012. Т. 2. С. 58)). В среднике были изображены сцены Рождества Пресв. Богородицы, купания Младенца служанками, укачивания в колыбели и ласкания Марии Ее родителями; в правом верхнем регистре представлено моление прав. Анны, в левом - прав. Иосифа. При строителе Моисее († 1709) на чудотворную икону была изготовлена серебряная позолоченная риза весом 6 фунтов 14 золотников. В 1771 г. по прошению жителей Александровской слободы в память об избавлении города от чумы было установлено ежегодное проведение крестного хода с иконой из Л. п. в слободу в 6-ю неделю по Пасхе. По преданию, 1-й подобный крестный ход состоялся при жизни прп. Лукиана, в 1654 г.,- в «моровой год». Молебны перед иконой служили по ходу следования процессии в домах сельских жителей и горожан, во всех храмах Александровской слободы и округи. В XIX в. крестный ход завершался у часовни «Спас», образ возвращался в Л. п. к празднику Рождества Пресв. Богородицы. В 1843 г. на средства александровских купцов И. Ф. Баранова и П. С. Зубова для иконы был изготовлен новый оклад. В 1922 г. образ был вывезен в музей «Александрова слобода». В 1927 г. прихожане собора Рождества Христова г. Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать икону в действующий собор, но получили отказ. К 2016 г. местонахождение чудотворной иконы неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

И того дни ходит святитель со властьми от Софеи со кресты к Знамению Богородицы... И, пришед в церковь, поставляет святитель чюдотворную икону с кажением на свое место по чину» ( Голубцов. 1899. С. 129-130). В среднике иконы «Прор. Илия с житием» (кон. XIV - нач. XV в., НГХМ) огненное восхождение соседствует с полуфигурным изображением Богоматери Никопеи. В новгородской художественной практике образ Божией Матери «Знамение» часто был представлен в небесном сегменте на иконах особо чтимых святых: «Избранные святые: Прор. Илия. Никола. Анастасия» (кон. XV в., ГТГ); «Прор. Илия, бессребреники Косма и Дамиан, с Богоматерью «Знамение»» (1-я треть XVI в., собрание В. Н. Набокова-Алексеева; Шесть веков рус. иконы: Кат. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 21). Сохранилась 2-сторонняя выносная икона новгородского происхождения «Богоматерь «Знамение». Огненное восхождение прор. Илии» (XVI в., частное собрание; Russian Pictures, Works of Art and Icons. London, Sotheby " s Thursday 5th April 1990. [S. l.], 1990. P. 176). Среди многочисленных в рус. искусстве ростовых изображений избранных святых следует отметить икону «Богоматерь с Младенцем и прор. Илия» (2-я пол. XV в., АМИИ). Богородица изображена держащей обеими руками полуфигуру Младенца Христа в типе «Никопеи», фигура И. наполовину утрачена, т. к. икона пострадала. И. рядом с образом Богоматери типа «Воплощение» может рассматриваться как проповедник боговоплощения. Редкие примеры изображения Богоматери, представленной в рост в разных иконографических типах, рядом со святыми известны и в визант. искусстве (напр., 2-сторонняя икона «Св. Иоанн Креститель. Богоматерь «Одигитрия» и св. Иоанн Креститель» (3-я четв. XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне)) и в древнерус. искусстве (напр., икона «Богоматерь с Младенцем, свт. Николай Чудотворец» (XVI в., ГРМ)). Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. XIII в. (ГТГ) Жертвоприношение на горе Кармил. Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Жертвоприношение на горе Кармил.

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010