XIX в. на столбе Успенского собора лавры (реставрирован в 1881); произведения мастеров Холуя посл. четв. XVIII - нач. XX в. (ГЭ, СПГИАХМЗ, НКПИКЗ - происходят из ЦАМ КДА, частные собрания); иконы 2-й пол. XIX в. мастерской худож. И. М. Малышева в Сергиевом Посаде (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ, Митрополичьи палаты ТСЛ, ГМИР, ризница СДМ, частные собрания; лица М. совсем не видно под клобуком и мантией) и др. Положение фигуры М., его возраст, монашеские ризы, жесты в изображениях варьируются; иногда он в глубине кельи, а не в сенях, куда игумен вышел встречать Пресв. Богородицу, чаще - рядом с прп. Сергием. На прориси мастера Е. И. Козмина из посада Клинцы (ГИМ) помимо сцены явления Божией Матери присутствует дополнительный сюжет молитвы преподобных Сергия и М. внутри кельи. Подобные иконы, использовавшиеся в качестве «раздаточных» паломникам обители, десятками писали мастера, работавшие по заказам Троице-Сергиевой лавры (по описи 1641/42 г., в казенных палатах было 1163 образа «Сергиева видения», см.: Воронцова Л. М. О некоторых особенностях троицких икон XVI-XVII вв.: К проблеме атрибуции//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. 29 сент.- 1 окт. 1998 г. М., 2000. С. 291-292). Иногда в композицию включены образы обоих учеников прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАХМЗ) и др. На иконе «Сергиево видение» кон.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Чудотворная икона «Знамение» Божией Матери - «греческого письма, на липовой доске», на к-рой по сторонам Пресв. Богородицы изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн (Илия) Новгородский. Главная святыня Златоустовского мон-ря прославилась зимой 1847/48 г. во время эпидемии холеры после чудесного исцеления 60-летнего купца И. В. Воробьёва. С 1865 г. икона находилась в теплой ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, перед ней ежедневно служили 2 молебна, по пятницам читался акафист Божией Матери. Утрачена после разрушения мон-ря в 1933 г. Пименовская икона Божией Матери (3-я четв. XIV в. (ок. 1381), выносная двусторонняя; на обороте - Благовещение XVIII в.), по преданию, была привезена из К-поля митр. Пименом в 1381 или 1386 г., поставлена в Успенском соборе Московского Кремля в 1479 г., перенесена в Благовещенский собор не ранее сер.- 2-й пол. XVI в., где стала одной из 3 запрестольных икон с покровами, убрусцами, золотыми звездами-репьями, ковчегом-дароносицей (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. С. 54, 85-88. Кат. 3, 4). Реставрировалась в 1918 г., поступила в ГИМ, с 1930 г.- в ГТГ. «Всех Скорбящих Радость» икона Божией Матери написана ко времени перестройки Спасо-Преображенского храма на Б. Ордынке в 1683-1685 гг., обрела известность в 1688 г., после исцеления Евфимии Петровны Папиной (сестры патриарха Иоакима (Савёлова)), прихожанки храма. В 1711 г. царевна Наталия Алексеевна Нарышкина увезла икону в С.-Петербург, но неизвестно, был ли это оригинал или список, пребывавший в той же церкви. Обе иконы почитались как чудотворные. В Москве икона с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе. Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт с 30-х гг. XX в. по 1948 г. Судьба образа в этот период неизвестна. Считается, что имевшаяся в храме после его открытия особо чтимая икона Божией Матери - чудотворный первообраз. Но есть сведения, что первообраз был изъят, а находящийся в церкви образ - список 2-й пол. XVIII в., дар патриарха Алексия I.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

491). С этим событием связан ряд мероприятий свт. Евфимия II по установлению местного почитания новгородских святых, святителей и князей, нашедших отражение в памятниках новгородской письменности сер.- 2-й пол. XV в. 4 окт. 1439 г. была определена память кн. Владимиру Ярославичу, внуку св. кн. Владимира, гроб которого, как и гроб его матери, был «подписан» в тот же год (НПЛ. С. 420). Согласно основной редакции Жития архиеп. св. Илии (Иоанна) (2-я пол. XV в.), 4 окт. 1439 г. (вариант - 1440 г., см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 175) в паперти Софийского собора в приделе св. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под к-рой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Евфимию II во сне явился архиеп. Илия (Иоанн; 1163-1186) и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день их обретения совершать поминовение погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей Новгородских. Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) «Сказание о видении…» было включено в Житие свт. Евфимия II, составленное Пахомием Логофетом до 1464 г. (или после 1528 при свт. Макарии, в его бытность архиепископом Новгородским), оно получило известность в устных рассказах с кон. XV в. Тогда же издревле почитаемая (поскольку перед ней молились «святые архиепископы») в Софийском соборе икона Божией Матери приобрела именование «Корсунская». Нет точных данных о том, какой именно это был образ. Со 2-й пол. XV в. в Новгороде получили распространение списки К. и., названные «Иерусалимская» или «Грузинская» (в зависимости от извода - правостороннего или левостороннего). Среди древних памятников новгородского кафедрального собора выделялась не сохранившаяся до наст. времени икона Божией Матери «Одигитрия», известная по копии XVI в. (под сплошной записью XIX в., НГОМЗ; см: Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 1). Ее украшает уцелевший от древнего образа серебряный чеканный оклад 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Одним из ранних известных списков Е. А. и. является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы является изображение на шее Богоматери ленты, на к-рой закреплен медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь к-рое просвечивает основной тон одежд. На списке, возможно одновременно с его созданием, воспроизведен вотивный предмет, украшавший протограф (ср. живописное изображение драгоценного «приклада» - цат - на иконах свт. Николая Чудотворца (1-я четв. и сер. XVI в., ГТГ; XVI в., СПГИАХМЗ)). Под облаком надпись плохой сохранности: «[Ел]ецки[я] Пресвятыя [Б]огор[од]ицы». Вверху в облачном обрамлении - Св. Троица (т. н. Новозаветная). В верхнем регистре справа и слева от Богоматери на облаках изображено в 3 ряда небесное воинство. В нижнем регистре слева представлены избранные святые: святители Алексий и Петр Московские, свт. Николай Чудотворец, прп. Савва Сторожевский - 1-й ряд; свт. Филипп, св. Алексий (человек Божий?), преподобные Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий (?) Киево-Печерские - 2-й ряд. Справа - стены Ельца с куполами храмов в ограде города и под ними стан Темир-Аксака. Золотые поля и фон иконы, написанной на кипарисовой доске темперой, украшены резьбой по левкасу. По характеру письма, восходящему к стилистике владимирских мастеров, ориентировавшихся на палехскую иконопись, икона может быть датирована посл. четв. XIX в. Клейма с надписями следуют традиции изложения чуда явления Богородицы, во 2-м клейме отсутствуют сведения, к-рые могли бы прояснить историю создания этого списка. Известно, что 20 авг. 1980 г. икона была приобретена сотрудниками Елецкого краеведческого музея у местного жителя. В сент. 1995 г., в год празднования 600-летия явления Божией Матери Темир-Аксаку, икону передали Церкви. 3 сент. торжественным крестным ходом она была перенесена из музея в храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Оттуда икону переместили в собор в честь Вознесения Господня. В 1999 г. собор был ограблен, в числе 13 икон похитили и этот образ. По фотографии в 2003 г. был сделан список иконы, который ныне находится в соборе у левого клироса в киоте.

http://pravenc.ru/text/189781.html

Не рыдай Мене, Мати...», с избранными святыми. Икона. Посл. четв. XVIII в. (ок. 1780г.) Москва. 40,5х30,4 см. Из собрания М. де Буара. (Елизаветина) В ряду новых иконных композиций, явившихся в конце XV в. и перешедших в иконографию XVI в., но не удержавшихся в ее обиходе, икона Русского музея (точнее, тябло или вырезка с местной иконы) с надписанием титула: «Святыя жены мироносицы». Икона, действительно, дает внизу в малом же размере приход 4 жен мироносиц к пещере с гробом; их 4, и одна из них отмечена, как бы это была Богоматерь, на плече и надлобии звездой (действительно, на иконах XVI и XVII вв. есть даже «жена», отмечаемая титулом Божией Матери); с ними говорит ангел, сидящий «в ногах» гроба. Затем, среди горок, представлена пещера, накрытая лещадным навесом; внутри пещеры мраморный гроб, пустой, с длинным сударем по нему протянутым; апостол Петр наклонился облобызать сударь; в голове гроба другой ангел; под гробом вповалку лежат дюжина воинов с оружием в руках. Затем следуют любопытные символические подробности: над крышей пещеры в полукруге небесная сизо-дымчатая полоса, в которой видных по грудь четыре ангела, напряженно глядящие на небо, с упованием или веселием – нельзя разобрать по схеме их выражения. Выше горка в стиле XVI в. и по ней (как в Рождестве Христове) 6 ангелов, видных из-за горки до груди, славят, очевидно, Воскресение. Икона также заканчивается полукругом и напоминает подобные же иконы Рождества, создавшиеся в Италии и притом уже в начале XV в. Местная икона «Преображения Господня с деяниями» в 24 клеймах (Русский музей) любопытна как образец сравнительно раннего примера подбора евангельских событий (от Рождества Богородицы до Успения) и вообще священных изображений и Праздников: Воздвижения Честного Креста, Покрова Божией Матери, Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Чуда архангела Михаила, Вознесения Илии и Чуда вмч. Георгия. Икона относится к 1-й половине XVI в., к новгородским письмам. В Преображении под верхним изображением Спаса с Моисеем и Илиею находятся также 2 группы идущих апостолов, одна со Спасителем, и ниже 3 падающих апостола. И центральная икона, и все Праздники представляют точный список обычных композиций с простейшими палатными формами и строгим, но уже скудным рисунком конца XV – начала XVI в. Горки оканчиваются наверху рядами «пяточек», начинаются внизу малыми шашками и покрыты грубыми метелками, представляющими растительность. Все исполнено по шаблону и самые краски грубы, нечисты и отличаются в целом пестротой. В новгородском соборе Спаса Преображения в алтаре, на стене, была икона Преображения в деянии, с 16 клеймами Господских Праздников, с рядом святых вокруг, между ними святые Параскева и Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Димитрия Солунского называется «катафиги», а в алтаре мон-ря Осиос Давид (Латомос) находится мозаичная композиция (посл. четв. V в.), в основе к-рой - «Видение прор. Иезекииля». В рус. традиции написания выносных И. отмечается своеобразный «историзм», когда для обеих сторон выбирались древние изводы И. и образов святых, принадлежащие к одной эпохе. Так, на лицевой стороне 2-сторонней иконы из ростовской ц. святых Бориса и Глеба (ГМЗРК) в XV в. была написана Владимирская икона Божией Матери, а на ее обороте в XVI в. были изображены ростовые фигуры князей святых Бориса и Глеба по сторонам отца, св. кн. Владимира ( Вахрина. 2003. Кат. 39). Вероятно, выбор подобных сюжетов был связан не только с посвящением престола, но и с желанием прославить в Ростове древнейших рус. святых князей и икону Богоматери, к-рую кн. Андрей Боголюбский вывез из Киевской Руси в Ростовскую землю. Икона запрестольная Данный тип И. практически не изучен, версии о его происхождении носят гипотетический характер. В качестве аргумента о существовании практики размещения И. в алтаре (без точного указания их места) приводят текст письма прп. Нила Постника († сер. V в.) епарху Олимпиодору: «...весьма прилично поставить в святилище (алтаре) иконы» (ДВС. 1891 2. Т. 7. С. 126). В др. источниках не упоминается о наличии или отсутствии в визант. храмах запрестольных И. В числе сохранившихся запрестольных И. отмечаются списки, появившиеся вскоре после церковного прославления чудотворных первообразов. Известна запрестольная икона (кон. XIV в., ЧерМО) с изображением на лицевой стороне Петровской иконы Божией Матери , чья история и прославление связаны со свт. Петром, митр. Московским († 1326), и жизнью Московской кафедры во времена свт. Киприана, митр. Киевского и всея Руси († нач. XV в.). В 3-й четв. XVI в. была создана запрестольная икона, на обеих сторонах к-рой помещены изображения Страстной иконы Божией Матери (празднование установлено в 1641) и образ почитаемого в Вятской земле свт. Николая Чудотворца Великорецкого, широко известного после 1555 г.

http://pravenc.ru/text/389040.html

XVII в. и 3-й четв. XVIII в. (КМЗ КОК 24419; 24595; КМЗ ВХ 560). К 2011 г. часть книжного собрания И. м. хранится в Церковном историко-археологическом музее Костромской епархии, отдельные рукописи (помимо перечисленных выше) - в ГА Костромской обл. (Ф. 558) и в фонде 138 ОР РГБ (собрание Костромской обл. б-ки им. Н. К. Крупской). А. А. Турилов Святыни, ризница Частица ризы Господней в ковчеге (XVIII в.). Дар царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Частица ризы Господней в ковчеге (XVIII в.). Дар царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1 июля 1626 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет пожаловали И. м. часть ризы Господней, полученной им в 1625 г. в дар от персидского шаха Аббаса I. Святыня хранилась в Троицком соборе над царскими вратами в чеканном сребропозлащенном ковчеге (XVIII в.) вместе с частицами мощей многих святых. В местном ряду иконостаса Троицкого собора (2-я слева от царских врат) находится чтимая икона - список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (сер. XVI в.). Точных сведений о времени появления иконы в монастыре нет. В краеведческой литературе сер. XIX - нач. XX в. она упоминалась среди вкладов в обитель царя Михаила Феодоровича, однако во вкладной книге монастыря упоминаний об иконе нет. Тем не менее в монастырской описи 1701 г. указано, что икона стояла в местном ряду соборного иконостаса 2-й слева от царских врат (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 34). В 1756 г. ее поместили в специальный киот перед правым клиросом, в 1827 г. вернули на прежнее место в иконостасе. В 1867 г. в С.-Петербурге в мастерской Ф. А. Верховцева для иконы был создан «бриллиантовый» оклад (снят в 20-х гг. XX в. и передан в ГТГ, ныне местонахождение неизв.); совр. драгоценный оклад изготовлен в 2010 г. ( Куколевская. Тихвинская икона. 2003). Тихвинская икона Божией Матери. Икона местного ряда Троицкого собора. Сер. XVI в. Тихвинская икона Божией Матери. Икона местного ряда Троицкого собора. Сер. XVI в. К нач. XX в. в Троицком соборе сохранились ок. 90 икон, пожертвованных Д.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Митрофана Воронежского. Она всегда считалась той самой иконой, к-рая была прислана царем Алексеем Михайловичем ( Дыбко Д., свящ. Пензенская-Казанская икона Божией Матери//Любимая Газета. Пенза, 1999. Сент.). Размер иконы (96,3×72,7 см) почти точно совпадает с указанным в рукописи прот. Иакова Бурлуцкого. К. П. и. можно датировать 2-й четв.- сер. XVII в., что подтверждается характером доски XVII в. Первоначальный красочный слой к XIX в. имел утраты и потертости («полинял»). Ок. 1989-1990 гг. по благословению архиеп. Серафима (Тихонова; † 2000) образ отреставрирован в Пензе московскими реставраторами. Живопись во мн. местах (на одеждах, фоне, ликах) реконструирована, утраты красочного слоя тонированы. Доска с оборота покрыта воском, по стыкам скреплена металлическими планками. Оклад иконы относится к 90-м гг. XX в. (в 1991 икона его еще не имела: Чудотворные и особо почитаемые иконы Пензенской губернии. 1991. С. 14. Примеч.). На архивной фотографии К. П. и. с надписью: «Казанская Пензенская. В Пензенском кафедральном соборе» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 165) икона без оклада, под потемневшей олифой и прописями. В Спасском соборе находилась еще одна, называемая древней, Казанская икона, к-рая по высоте была больше чудотворной на 4,5 см и считалась ее «копией». Возможно, она была принесена из с. Атемар Саранского у. (ныне Лямбирского р-на, Мордовия). На этом образе была серебряная позолоченная риза с 22 камнями (в т. ч. 5 аметистами и яхонтом), к-рая первоначально украшала К. П. и. и была сделана в посл. четв. XVIII в., вскоре после пугачёвского бунта. В рукописи прот. Иакова Бурлуцкого рассказывается о 2 чудесах исцелений от К. П. и. В домах пензенцев хранились и др. рукописные описания чудес. Одно из них, кон. XVIII - нач. XIX в., находилось в доме купчихи Очкиной, другое, ок. сер. XIX в.,- у клирика кафедрального Спасского собора прот. Феодора Островидова. Известно об исцелении на смертном одре от горячки в день Успения Пресв. Богородицы (перед пугачёвским бунтом) пензенского мещанина, о спасении 2 городских бургомистров, Б.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

А. изображен на раме для иконы свт. Николая Чудотворца из церкви в дер. Гольяницы (ныне урочище в Пудожском р-не Республики Карелии, 2-я пол. XVII в., МИИРК), с Онуфрием, прп. Макарием Римским и прп. Марком «Фряческим» (Фракийским) - на иконе XVII в. (ГИМ, фрагмент - фигура П. А.- опубликован: Маркелов Г. Книга иконных образцов. СПб., 2006. Т. 2. 379. С. 294, 569), в чине преподобных и пустынников - на створках складней, в т. ч. написанных по заказу Строгановых: икона-складень с Владимирской иконой Божией Матери в среднике, с праздниками на полях и чинами святых на створах из Успенского собора в Вел. Устюге (нач. XVII в., мастер Прокопий Чирин, ныне в ГТГ), подобный складень из Похвальской ц. в пос. Орел Усольского р-на Пермского края, «поставления» Н. Г. Строганова (1603, ПГХГ). Появление образов П. А. было связано с патрональной тематикой, в честь него давали имена представителям рус. знати. Фигура П. А. присутствует на створке складня, средник к-рой занимает список Каплуновской иконы Божией Матери, а др. створку - образ праведной царицы Пульхерии; икона была вложена в киевский Выдубицкий мон-рь настоятельницей жен. киевского Флоровского мон-ря на Подоле - игум. Пульхерией (в миру П. А. Кушелева, супруга (невестка?) кн. П. А. Шаховского) (XVIII в., ГЭ; Косцова, Побединская. 1990. Кат. 69. с. 29. Ил. на с. 109). Сохранялась также связь П. А. с иконографией свт. Николая Чудотворца, о чем свидетельствует большая икона святителя (2-я четв.- сер. XVIII в.) из Никольской ц. в с. Никола-Ширь Кологривского у. (ныне Парфеньевский р-н Костромской обл.), на надставленных полях к-рой ок. 1792 г. были написаны фигуры предстоящих П. А. и Онуфрия Великого (Костромская икона. 2004. Ил. 336. Кат. 220. С. 589). Календарная основа иконографии П. А. сохраняется и в синодальный период, парные иконы П. А. и прп. Онуфрия Великого (пам. 12 июня) писали на Афоне - икона кон. XIX в. (Оренбургский обл. музей изобр. искусств; Рус. икона. 2019. Кат. 82. С. 180), а также в России - икона мастерской В.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ, связанный с историей Иоанна Милостивого свт. муж. мон-ря в с. М. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл. (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ). Монастырь основала во 2-й четв. XVII в. вдова полковника Речи Посполитой Константина Ярмолинского Ирина по благословению правосл. митр. Киевского и Галицкого Иова (Борецкого; 1620-1631) в своем имении Загайцы Кременецкого повета Волынского воеводства. Мон-рю были пожертвованы земли, в обитель были сделаны богатые вклады на сооружение храма и келий. В нач. XVIII в. потомки Ярмолинской отступили от правосл. веры. С 1709 г. монастырь принуждался к переходу в унию, в 1721 г. он стал униатским. В 1749 г. владелец Шумска Стефан Ярмолинский подарил мон-рю икону Божией Матери с Младенцем, к-рая стала называться «Загаецкая». Согласно преданию, икона была обретена в лесу близ Загайцев во времена прп. Иова Почаевского (1550-1651) (Загаецкий св. Иоанна Милостиваго муж. 3-кл. мон-рь//Волынские ЕВ. 1877. 16 окт.). В 1794 г. мон-рь возвращен в лоно Православия и существовал до упразднения в 1964 г. (официально открыт 18 окт. 2007). Празднование З. и. было установлено в 1933 г. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы (Загаецкий листок. Варшава, 1933). Образ сохранялся в ц. во имя свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (заложена в камне ок. 1636), до 2006 г., когда в ночь на 23 янв., во время вооруженного ограбления мон-ря, З. и. была похищена. Место ее пребывания до наст. времени не известно. На З. и. (размеры 50×80 см) представлена Богородица типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. Извод обладает специфическими чертами, в комплексе делающими икону хорошо узнаваемой. Руки Богородицы скрещены впереди, пальцы правой руки, лежащей поверх левой, сложены двуперстно.

http://pravenc.ru/text/182453.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010