Ее очень часто берут в дома и служат молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Не раз во время бездождия с ней совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Празднование этой иконе 2 июля установлено в 1618 году, в память избавления Рязани от запорожских казаков. В 1714 году Феодотьевская икона была поновлена и поставлена в особом киоте в Рязанском Успенском соборе. На ней изображена Богоматерь, держащая на левой Своей руке Предвечного Младенца. Он правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Пожайская икона В десяти верстах от города Ковно, на живописном берегу реки Немана, находится Пожайский Успенский мужской монастырь, основанный в XVII веке (между 1662 и 1674 годами). Замечательной и драгоценной святыней его является чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Пожайской. Она весьма древнего происхождения и прислана из Рима папой Александром VII в благословение основателю Пожайского монастыря Христофору Сигизмунду Пацу, великому канцлеру великого княжества Литовского. Икона помещается за левым клиросом соборного Успенского храма, в овальной золоченой раме, и писана на холсте. Изображение отличается замечательной красотой и вдохновенностью. Лик Пресвятой Девы выражает умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим, с верой прибегающим к Ее благодатной помощи и заступлению. Празднование Пожайской иконе совершается 2 июля и привлекает многочисленные толпы богомольцев. Замечательно, что богомольцами являются не только православные, но и старообрядцы и даже римо-католики; все они усердно стремятся на поклонение этому образу Царицы Небесной с верой в чудеса Ее милосердия к роду человеческому. 3 июля Смоленская икона в Новгороде 3 июля 1831 года в Новгородской Спасо-Преображенской церкви, на арке, находящейся над главным входом в холодный храм, отвалился вдруг толстый слой штукатурки, и в образовавшейся нише обнаружилось изображение Смоленской иконы Божией Матери. Это изображение представляет собой фресковую иконопись, относящуюся к XIV веку.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Г. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена//Светильник. 1914. 9. С. 14-15. Ил. на вкл. между с. 1 и 2, 4 и 5; Первосвятители Московские: Кат. выст. М., 2001. Кат. 32. С. 165-166). Арх.: Повесть митр. Ермогена//ГИМ. Син. 982. Л. 1 об.- 36 . Ист.: Летопись о многих мятежах и о разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей... СПб., 1771; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2 [Новый летописец]; ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 155 [Мазуринский летописец]. Лит.: [Елисеев Г. З.]. Краткое ист. сказание о чудотв. иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849. С. 3-15, 49-56; он же. Казанская чудотв. икона Божией Матери//ПС. 1858. Ч. 3. С. 391-412; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 5-34; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 109; Славин А., псевд. [Протопопов А. П.]. Историческое повествование о святых, явленных и чудотв. иконах Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, именуемых: Казанской и «Всех скорбящих Радость». СПб., 18644. С. 11-29; [Наумова А. С.]. Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургскаго Казанскаго собора. СПб., 1867; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресв. Богородицы в Моск. Казанском соборе//Древности: Тр. МАО. 1869. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичь мон-рь: История и совр. его состояние. Каз., 1879. С. 29-53; Кастальский Д. И., прот. Сказание о чудотв. Казанской иконе Божией Матери. М., 18922; Указатель достопримечательностей г. Казани/Сост.: П. А. Верещагин. Каз., 1895. С. 20-21; З[авьялов] А. А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//СПбДВ. 1895. 16. С. 363-367; 18. С. 406-411; 20. С. 447-450; 22. С. 487-491; 24. С. 532-534; 25. С. 550-553; Булгаковский Д. Г., свящ. Казанская чудотв. икона Божией Матери и бывшия от нее чудеса. СПб., 1896; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 301-305 (переизд.: М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

" Мать и Заступница " августа 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смоленском храме " Поздравляю всех с престольным праздником - памятью Смоленской иконы Божией Матери, - сказал владыка в проповеди. - Сохранилось предание, что этот список Смоленской иконы Божией Матери появился здесь вместе с рабочими из Смоленска, которые строили Петербург и не могли остаться без своей покровительницы, путеводительницы, защитницы - иконы Матери Божией Смоленской. Есть и другое предание - что храм этот помогала строить блаженная Ксения Петербургская. Мы сегодня собрались здесь, где находятся мощи святой, чтобы помолиться Царице Небесной за Санкт-Петербург, который Она охраняет все эти годы. Мы, верующие, с радостью приходим в храм в праздники, посвященные Божией Матери. Она - самый близкий нам человек, мы именуем Ее Царицей Небесной, нашей Матерью, Заступницей, Путеводительницей. Обращаемся к Ней через множество Ее икон. Господь даровал Своей Матери возможность слышать каждого из нас, когда мы перед иконой Богородицы становимся на молитву. Это большая милость от Господа - Он помогает нам не только сам, но и поручает нас Своей Матери " . " Множество людей обращаются к Ней - труждающихся, обремененных, болящих, скорбящих, - продолжил архипастырь. - Матерь Божию почитают в православных и католических странах, все остальные люди не знают Ее. Миллионы людей постоянно возносят к Ней свои молитвы, это происходит из года в год, из века в век, и Царица Небесная всех нас слышит. Есть множество чтимых икон Божией Матери, в том числе образ Смоленский. Почитание его - всемирное. С его помощью здесь, на земле, множество людей получили исцеление. В каждой православной семье есть икона Божией Матери. Все обращаются к Ней, и Она внимательно слушает каждого. Все знают: бывало, придешь к какому-нибудь начальнику, а он только делает вид, что слушает. А придешь к другому - он слушает внимательно, входит в твое положение. Матерь Божия как раз вникает в то, что мы говорим, смотрит, как себя ведем, исправляемся или нет. Она радуется, когда исправляемся, каемся. В земной жизни Матерь Божия " слагала в Своем сердце " (Лк. 2:19) все, что говорил Господь, поэтому Ей так важно, чтобы люди жили по Его заповедям. И сегодня мы просим Ее защитить Санкт-Петербург. Мы должны жить так, чтобы не огорчать Божию Матерь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери О[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Югская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Югская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божестве[...] Акафист Божией Матери Одигитрия Югская Кондак 1  Взбранной Воеводе, Царице Небесе и земли,/путеводящей верныя люди Своя к тихому и доброму пристанищу,/похвальная пения приносим Ти раби Твои, Богородице./Ты же, Всемилостивая Заступнице, всех притекающих к Тебе с верою,/от всякаго навет[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Югская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.

http://pravicon.com/icon-239

Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!» 10 января Чудесное исцеление Симона расслабленного Событие, о котором идет речь, совершилось около 1540 года. Некто Симон лежал больной в своей хижине. Болезнь, несколько лет приковывавшая его к одру, заключалась в расслаблении всех членов тела. Хижина Симона была расположена за оградой обители, именуемой, в честь ее основателя, преподобного Павла Обнорского и Комельского, — Троицким Павло-Обнорским монастырем (в 15 верстах от г. Грязовца Вологодской губернии). Положение больного было безнадежное. Уже никакие человеческие усилия не могли разорвать цепей, приковавших расслабленного Симона к постели, и заставить страдальца ходить. Помощи неоткуда было ждать. Но расслабленный Симон и не ждал ее от людей: он все свои надежды возложил на Господа и на Пречистую Его Матерь. Не раз он обращал свои взоры в сторону обители, как бы оттуда ожидая себе помощи и избавления. И было ему по вере его. Однажды явилась ему Пречистая Богородица. Она была окружена солнечными лучами, и ризы, покрывашие Ее, блистали, как молния. Она явилась не одна: за Ней шел старец, держащий рукой клобук. Очень может быть, что этот старец был никто иной, как Павел Обнорский, основатель соседней с хижиной больного обители. Богоматерь подошла к одру Симона и сказала: — Что ты лежишь? Иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать. Преподобный же старец сказал Ей: — Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь. Тогда Пресвятая Дева взяла расслабленного за два пальца правой руки и потянула. Больной Симон тотчас же почувствовал силу и крепость в своем теле, вскочил и побежал совершенно здоровый. 11 января Елецкая икона В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой». Под 11-м числом января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году». Под 5-м же февраля об Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух известиях сомнительным может казаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это разрешается таким образом, что одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона (празднование которой совершается 5 февраля) признается подлинником, а другая — Елецкая, находящаяся в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, — списком с первой иконы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

Исачковская Густынская, или 150 Близ г. Прилук Полтавской губернии находится в Троицкой церкви Густынского монастыря чудотворная икона Божией Матери и по изображению своему представляет снимок с чудотворной иконы, именуемой Смоленскою, но по месту нахождения в Густынском монастыре известна под именем Густынской. И кона поставлена в иконостасе с левой стороны царских врат Троицкого Густынская алтаря, в зимнее же время переносится в тёплую трапезную церковь во имя Воскресения Христова. К субботе же пятой недели Великого поста – день Похвалы Пресвятой Богородицы – на икону возлагается из искусственных цветов венок, который лежит на ней до субботы 5-й недели следующего года. Икона прекрасной живописи. В левой руке Предвечного Младенца изображено закрытое Евангелие как источник света и вечной жизни. Размер иконы 1 аршин 131/2 верш, в вышину и 1 аршин 21/4 верш, в ширину; икона покрыта серебряно-позолоченною ризою, на которой выбиты очень мелкие цветочки наподобие драгоценных камешков. Особого дня церковного празднования Густынской иконе не установлено, но в продолжение всего года по субботам пред нею отправляется молебное пение с акафистом Пресвятой Богородице. Густынская икона Богоматери называется также Ярмарковой, потому что она выносится ежегодно на ярмарку, бывающую на монастырской площади, обносится вокруг всей ярмарки и поставляется в особой, для того устроенной часовне, где и пребывает во все время ярмарки. Время прославления Густынской иконы неизвестно, но из древней летописи Густынского монастыря видно, что уже в 1670 году икона была прославлена великими чудотворениями, что она прежде была поставлена над колодцем и после многих чудесных знамений была перенесена в монастырь. И в настоящее время при этой святыне многие и великие чудотворения совершаются над страждущими душевно и телесно, которые прибегают с живою верою и горячею молитвою к Матери Господа нашего Иисуса Христа. Владимирская Владимирская В церкви святых праведных Захарии и Елисаветы, что в Кавалергардском Её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полку, находится икона Богоматери, богато украшенная драгоценными камнями, именуемая Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская) " Описания иконы Описание иконы Игрицкая Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Святая икона Богоматери, именуемая Игрицкая, была явлена в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни, недалеко от города Костромы. Местные крестьяне нашли икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в течение 50 лет в полном запустении после моровой язвы. В XVI веке на этом месте была пустынь святого Николы Великорецкого. Рукописное сказание о явлении Смоленской–Игрицкой иконы повествует о том, что во время царствования царя Иоанна Грозного в 1530 году постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и с тех пор пустынь опустела. Икона Пресвятой Богородицы стояла на престоле и блистала светлыми красками, как вновь написанная. После первого молебна, отслуженного перед этой святой иконой, прозрел ослепший боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Тогда четыре благочестивых христианина остались жить около запустелой церкви и приняли иноческий постриг. Впоследствии на месте явления иконы Богоматери была выстроена новая церковь и возникла иноческая обитель – Песоченский монастырь[...] Икона Игрицкая (Песоченская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Названа икона по месту явления в Игрицком урочище при реке Песочне, недалеко от Костромы. Явился образ в 1624 году и впервые прославился исцелением слепого боярина Севрюга. Он жил близ Костромы, в селе Савицком. Однажды крестьяне, пасшие его стадо в Игрице, подошли к полуразрушенной церкви. Храм более 50-ти лет стоял в запустении после сильного мора, в 1571 году опустошившего Кострому и окрестные селения, так что многие жилища остались пустыми. Войдя в церковь, они увидели на престоле икону Божией Матери, как будто только что написанную, и сообщили о том своему господину. Икона оказалась СМОЛЕНСКОЙ «ОДИГИТРИЕЙ». Боярин Севрюг пригласил из города своего духовника отслужить молебен пред найденной иконой. Молебен был отслужен в присутствии его родственников и народа, и когда священник окропил водою слепого Севрюга, то он тотчас прозрел. Тогда на месте явления иконы был устроен монастырь. Икону ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи, приносили в Кострому для совершения пред нею молебствий. П[...]

http://pravicon.com/icon-228

В память об этом торжественном богослужении и в благодарность я хотел бы преподнести сей святой обители редкий образ Божией Матери, Царицы Небесной, чтобы он напоминал и сестрам обители, и всем паломникам о замечательном богослужении, которое мы совершили в день 200-летия Бородинской битвы. Мы принесли сегодня Смоленскую икону — ту самую, пред которой молились Кутузов и наши воины. Мы и сегодня молились пред нею. Пусть Царица Небесная защищает страну нашу, воинство наше, народ наш и сию святую обитель, укрепляя всех нас на путях спасения. Храни вас Господь». В дар Спасо-Бородинской обители Святейший Владыка передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название. В 1812 году, перед началом Бородинского сражения, чудотворный образ был доставлен из Смоленска в Москву. В день битвы икону обносили крестным ходом вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Затем образ был перемещен в Лефортовский дворец, где находились раненые воины. Перед взятием Москвы французами святыня была отправлена в Ярославль, где оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона была возвращена в Смоленск и пребывала в Успенском кафедральном соборе до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Сейчас на его месте в кафедральном соборе находится чудотворный список Смоленского образа, датируемый 1602 годом. В 1812 году при оставлении Смоленска он был взят 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова святыня была обнесена по всем рядам войск, и в присутствии главнокомандующего и всей армии перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением.

http://patriarchia.ru/db/text/2455715.ht...

Но мало-помалу эту святыню забыли, чему способствовал следующий случай: игумен Митрофан II, прибыв настоятелем в Макарьевскую обитель издалека, по незнанию важного значения и истории этой иконы, допустил переписать её в Смоленскую и перенёс её в Благовещенскую церковь , где она оставалась в неизвестности почти целое столетие. В 1858 году Господу было угодно открыть людям забытую святыню. По случаю обновления ветхого иконописания, оказалось необходимым в числе икон прочистить и эту св. икону, тогда известную под именем Смоленской. При прочистке под верхним письмом оказался целым и невредимым другой чудный лик Богоматери с надписью: «Макарьевская» – и с подписью тропаря и кондака Пресвятой Богородице, самого древнего письма. При этом совершилось много благодатных знамений. Все эти чудесные события, сопровождавшие обретение Макарьевской иконы Божией Матери, записаны в монастырской летописи со слов самовидцев и исследованы законным порядком. 18.09. Целительница Святая икона современна святой Нине, просветительнице Грузии IV века, и находится в Цикланском храме в Карталинии. 22.09. Услышательница Услышательница На Афоне, в Зографском монастыре, находится чудотворная икона XIV века. Пред сею иконою, именуемой Услышательницей, всегда молился преподобный Косьма и получил от неё извещение о пути спасения. Икона и теперь находится в алтаре Зографской церкви. 23.09 Словенская 107 Словенская В упразднённой Словенской Богородичной пустыни Костромской епархии находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Словенскою. Явление сей иконы относится к 1635 году. Точный список с неё находится в селе Новоспасском Московской губернии Дмитровского уезда. 24.09. Мирожская 108 Мирожская В Пскове, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской монастырь, основанный в 1156 г. В нем есть чудотворная икона Знамения Богородицы Мирожской. Пресвятая Богородица изображена на ней во весь рост стоящею; по правую руку в молитвенном виде изображён благоверный князь Псковский Довмонт, во св. Крещении Тимофей, а по левую в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна. Икона сия прославилась в 1567 году 24 сентября чудесным излиянием слез и другими чудотворениями во время морового поветрия, бывшего в Пскове при царе Иоанне IV Васильевиче. С тех пор в честь Мирожской иконы Богородицы составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г. По этой службе доныне совершается празднование ежегодно 24 сентября. 09. Гербовецкая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Почему-то критики увидели в этом сходство с какой-то нумерологией. В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-Морского флота России. В храме списки икон Пресвятой Богородицы, связанные с молитвой русских людей к Царице Небесной в годы военных испытаний. Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская, Порт-Артурская икона, именуемая " Торжество Пресвятой Богородицы " . Главной иконой Главного храма Вооруженных Сил стал святой лик Спасителя. «Спас Нерукотворный» изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Главная башня Кремля – Спасская. Образ " Спаса Нерукотворного " , пока строился храм-памятник, провезли по воинским частям и храмам всей страны. Перед иконой молились во многих соединениях и воинских частях Российской армии, во многих храмах Русской Православной Церкви.  Святыне смогли поклониться не только тысячи военнослужащих, но и православные верующие в разных уголках нашей Родины. По воздуху, по воде, по земле святыня преодолела более 57 тысяч километров. Образ побывал в более чем 120 городах, посетил более 150 храмов, более 300 соединений и воинских частей.  Свой путь икона начинала в городе-герое Севастополе, на священной земле Херсонеса. Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. А скреплены доски иконы прикладом знаменитой трёхлинейки, винтовки Мосина с пометкой " 1944 г. " . Лик на иконе Спаса Нерукотворного окружают образы Пречистой Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах складня. Владимирский образ Царицы Небесной – главная святыня Русской земли осеняет воинов Древней Руси. Казанская икона изображена над сражениями 1612 г. Смоленская осеняет русских воинов в битвах 1812 г. А Тихвинская икона над сражениями Великой Отечественной. Первый город, освобожденный в ходе контрнаступления Красной армии в 1941-м, – Тихвин.

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010