479 ...князя Дмитрея Галецкого, по реченному Шемяку... – Дмитрий Юрьевич, князь Галицкий (ум. в 1453 г.), сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского. После смерти отца и ослепления в 1436 г. Василием II старшего брата боролся за великое княжение. В 1446 г. занял московский престол, однако, не получив поддержки, оставил Москву и обосновался в Новгороде, где и умер (по мнению современников, был отравлен). 480 ...и засяде Казань пустую, Саинов юрт. – Русские летописи намекают, что Улу-Мухаммед взял Казань силою и овладел городом лишь после убийства правившего там местного хана Ли-бея (Али). События эти относятся к 1438 г. 481 И умре в Казани и со юнейшим своим сыном с Ягупом: оба ножем зарезаны от болшего сына своего Мамотяка. А царствова на Казани 7 лет. – Хан Улу-Мухаммед умер в 1445 г. Рассказ о его убийстве одним из сыновей носит, по-видимому, легендарный характер. Обстоятельства смерти Улу-Мухаммеда по другим источникам неизвестны. Царевич Ягуп (Якуб, Юсуф) в 1445 г. вместе со своими братьями Касимом и Махмутеком (Мамотяком) участвовал в походе Улу-Мухаммеда на Русь, после чего еще несколько лет служил Василию II. Махмутек (уменьшительное от «Махмуд»), старший сын Улу-Мухаммеда, принимал активное .участие в деятельности своего отца. Он осуществлял командование в Суздальской битве 7 июля 1445 г., в которой был взят в плен Василий II. Русские летописи часто упоминают Махмутека рядом с его отцом. По мнению В. В. Вельяминова-Зернова, основанному на ряде летописных известий, именно Махмутек (а не Улу-Мухаммед) захватил Казань уже после смерти отца и основал Казанское ханство. 484 ...и многи грады полского короля отня державы своея, завладевшые князем Гедимоном. – Гедимон – Гедимин (ум. в 1341 г.), великий князь литовский с 1316 г. Захватил ряд западнорусских земель. Опираясь на союз с Тверью (князь которой Дмитрий Михайлович был женат на дочери Гедимина Марии), пытался отделить от русского государства Новгород и Псков. Убит при осаде одной из крепостей крестоносцев. 485

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученый исследователь касимовских царей и царевичей, В. В. Вельяминов-Зернов, отыскал даже, в бумагах Гагина, самый указ, данный на постройку касимовской мечети. Приводим его здесь: „Указ ея императорскаго величества самодержицы всероссийской из касимовской воеводской канцелярии города Касимова татарской слободы сотнику Сеит Бектемирову сыну Шакулову. Сего 1768 г. февр. 13 дня в присланном от его превосходительства г. генерал-майора и кавалера и воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в касимовскую воеводскую канцелярию предложении написано: ея императорское величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе татарам для молитвы их мечеть; объявя сие ея императорскаго величества повеление, касимовской воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и в исполнение онаго предложения в касимовской воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему ея императорскаго величества указу. Апреля 9 дня 1768 года“ 42 . На стене этой мечети, над дверью, вделан камень, выкрашенный зеленою краской; на нем находится надпись с обозначением года (1768 по Р. X. или 1182 гиджры) и тех лиц, которые соорудили эту мечеть 43 . Г. Лепехин, посещавший в 1768–69 годах татар, живущих по реке Черемшану, говорит, что, каждая деревня имеет свою мечеть и духовную особу, а смотря по множеству дворов, двух или трех 44 . Тоже самое подтверждает и другой путешественник того же времени, г. Рычков. „Проезжая по большой части татарскими деревнями (казанской и оренбургской губерн.) с прилежанием взирал я, говорит он, на воспитание их детей. Обряды, кои употребляют они при воспитании питомцев своих, достойны справедливой похвалы: ибо они с самого младенчества стараются их воспитать в познании их закона и всех должностей человеческих, а для того почти в каждой татарской деревне находится молитвенный храм и училище для детей, которых обучает живущий тут мулла“ 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

См.: Временные правила организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, утвержденные 22 декабря 1901 г. СПб., 1902; Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899–1907. М., 1971. С. 79–83.) 55 (В Киеве... в начале февраля были ужасные беспорядки в университете...теперь закрыт. – 24.01.1902 г. сходка студентов Киевского университета отказалась признать министерские «Временные правила» и приняла решениео забастовке, до тех пор, пока студенческие требования не будут удовлетворены. 2–3 февраля в демонстрации на центральных улицах Киева участвовало около 300 студентов и до 1000 рабочих. Демонстранты выкрикивали лозунги: «Долой самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!» – и на площади демонстративно сожгли «Временные правила». 04.02.1902 г. в ИКУ была назначена лекция ректора профессора Ф.Я. Фортинского, на которую пригласили товарища министра народного просвещения Г.Э. Зенгераи попечителя учебного округа В.В. Вельяминова-Зернова. В ответ на призывыФортинского и Зенгера к благоразумию в аудитории поднялись шум исвист. За обструкцию речи Зенгера 80 студентов в тот же день исключили изуниверситета и выслали из Киева. На экстренном заседании Совета университетас участием Зенгера, в связи с невозможностью дальнейшего чтения лекций, было принято решение с 5 февраля прекратить занятия. См.: Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899–1907. М., 1971. С. 72–74, 77–78.) 56 (Получил письмо от обер-прокурора К.П. Победоносцева ... он обвиняет Московскую академию... начальствующих в семинариях. – Письмо обер-прокурора К.П. Победоносцева ректору МДА епископу Арсению:) 10 февраля 1902 г. «Конфиденциально... Преосвященный Владыка! Уверяют нас, что в Московской академии и в Казанской все спокойно. Однако все семинарии волнуются по поводу пущенного именно из Московской академии нелепого воззвания к совокупному мятежу и к составлению петиций по 100 пунктам каких-то фантастических требований о преобразовании учебных заведений! Крайне прискорбно, что именно Московская академия проявляет такое бессмыслие и погрузилась в мечтания о делах, в коих путаются умы государственные. Разумеется, и здесь, как всюду, это свидетельствует об ослаблении или отсутствии нравственной связи между профессорами и студентами, и о преобладающем влиянии некоторых безумных, коим остальное стадо более разумных и спокойных не может дать отпора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Матвей Семёнович Иван Дмитриевич Яков Львович Иван Львович КОЛЕНО XIV: Тимофей Иванович Степан Иванович Григорий Иванович Григорий Фёдорович Никита Иванович Яков Иванович Савва Иванович Дмитрий Иванович Михайло Иванович Григорий Петрович Михайло Алексеевич Семён Алексеевич Фёдор Михайлович Василий Леонтьевич Афанасий Леонтьевич Фёдор Леонтьевич Роман Никитич Андрей Никитич Дмитрий Иванович Пётр Иванович, женат на княжне Марфе Андреевне Ромодановской Иван Данилович Наталия Львовна, за Иваном Родионовичем Стрешневым Мария Львовна, за князем Волконским Александр Матвеевич Дмитрий Матвеевич NN Матвеевна, за боярином князем Андреем Петровичем Прозоровским Иван Иванович Никита Иванович Татьяна Ивановна, 1) за Денисом Демидовичем Левшиным † 1719; 2) за генерал-поручиком Михаилом Семёновичем Хрущовым Мария Ивановна, за князем Михаилом Несвицким КОЛЕНО XV: Василий Степанович Лев Степанович Илья Степанович Родион Михайлович Лев Васильевич Анна Ивановна, за Михаилом Михайловичем Бобрищевым-Пушкиным Иван Вениаминович брех был воеводою на Каме в 1505 и в 1506 годах, и утонул в Каме. Григорий Вениаминович стерляг находился наместником в Великих-Луках в 1500 году. Григорий Фёдорович 6) был воеводою в шведском походе 1549 года; братья его: Иван Фёдорович синец и Андрей Фёдорович также были воеводами, первый в полоцком походе 1551 года, второй в казанском походе 1544 года; Иван Григорьевич деша был наместником в Копорье с 1580 по 1582 год; Дмитрий Иванович 32) был окольничим при Царях Феодоре I и Борисе Годунове; из братьев его: Юрий Иванович был воеводою: в Коперье (1594), в Шацке (1597), во Пскове (1601); Михайло Иванович был наместником каширским (1594) и послом ко двору Императора Рудольфа II (15951596), а из сыновей окольничего Дмитрия Ивановича: Никита Дмитриевич был чашником при Годунове, и при Царе Михаиле находился воеводою: в Терках (1618) и на Двине (1626); вторым судьёю владимирско-судного приказа (16291634), и наконец окольничим; Семён был воеводою в Шацке. Василий Афанасьевич 40) был, при Годунове, вторым судьёю владимиско-судного приказа; Владимир Иванович 44) был воеводою: в Усвяте (1578), в Озерищах (15791581); в Новгороде-северском (1590) и в Путивле (1594); Данило Афанасьевич 61) был воеводою в Туринске (16161620); Мирон Андреевич был сподвижником Ляпунова, потом находился воеводою в Новгороде (1618), в Тобольске (16251627); вторым судьёю в ямском приказе (16301633); воеводою в Вязьме, откуда, в 1634 году, мужественно отразил Поляков; был воеводою в Казани (16361637) и в Воронеже (16381641), и наконец окольничим. Шесть Вельяминовых-Зерновых убито пол Конотопом 109, 115, 116, 120, 123 и 128); Иван Силич 117) убит под Чигириным; Лев Андреевич 134) был воеводою в Сургуте с 1681 по 1686 гол. Двадцать Вельяминовых-Зерновых владели населёнными жителями в 1699 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В результате, как пишет летописец, «была между боярами брань великая и слово недоброе». Войска Василия были наголову разбиты отрядами его дяди Юрия, который вскоре захватил Великокняжеский престол, а племянника своего Великого Князя Василия отправил княжить в Коломну. Но будучи изгнанным из Москвы, Василий вскоре собрал вокруг себя всю московскую знать не желавшую находиться под Галицким князем Юрием и последний был вынужден уступить ему - Василий II снова вернулся в Москву. Однако сыновья князя Юрия - Василий Косой и Дмитрий Шемяка - не смирились и начали войну с Великим Князем Василием. Успех переходил из рук в руки, Василия II не раз изгоняли из Москвы и даже ослепили (за что он и получил прозвище Темный). Война эта осложнялась еще и вмешательством казанских татар. В июле 1445 г. татары разбили около Суздаля русские войска, и раненый Василий II Васильевич был взят в плен. Но, в конце концов, он победил и передал Престол своему сыну Ивану, объединившему Русь и свергшему монголо-татарское иго. Твердости сего Великого Князя мы обязаны решительным отвержением унии с Римом. Последний московский митрополит из греков Исидор в 1439 г. подписал Флорентийскую унию, после чего получил от Папы сан кардинала. В 1441 г. он торжественно въехал в Москву, провозгласил акт унии и стал поминать за Божественной Литургией Папу Римского, после чего Василий Васильевич объявил его еретиком и арестовал. Исидор, правда, из-под ареста бежал в Рим, но с того времени Москва стала выбирать себе митрополитов на собрании русских епископов. Кроме того, Великий Князь Василий II в 1450-е гг. значительно ограничил политическую самостоятельность Новгорода, Пскова, Рязани, чем способствовал укреплению единого Русского государства. В 1462 г. Василий тяжело заболел и 27 марта, в субботу, на четвертой неделе Великого поста, скончался. Погребен Великий Князь в Москве в Архангельском соборе. Также сегодня мы вспоминаем лейб-медика, академика медицины, профессора Императорской Военно-медицинской академии, директора Максимилиановской клиники Николая Александровича Вельяминова (1855-1920). Он родился 15 февраля 1855 г. в Санкт-Петербурге в семье офицера Преображенского полка. В детстве жил в Германии, обучался в гимназиях. В 1872 г. Вельяминов поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешёл на медицинский факультет. В 1877 г. после объявления Русско-турецкой войны, Вельяминов сдал досрочно экзамены и был выпущен младшим ординатором в Тифлисский военный госпиталь, а затем служил в действующей армии с 1877 по 1878 гг. До 1884 г. работал ассистентом у К.К.Тейера в Николаевском военном госпитале, а также на Женских медицинских курсах. В 1880-1881 гг. Вельяминов отправился в качестве отрядного хирурга в Ахал-Текинскую экспедицию под началом генерала М.Д.Скобелева. Вельяминов оставил «Воспоминания хирурга из Ахалтекинской экспедиции». В 1883 г. он получил степень доктора медицины.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/de...

10 Труды восточн. отделения Импер. археол. общества. Ч. X. Спб.1864 «Исслед. о касимов. царях и царевичах» В.В. Вельяминова-Зернова ч. 2-я стр. 1–2 и 83–84. 14 Труды восточн. отделения Импер. археол. общества. Ч. XI. Спб. (1866 г.) «Исслед. о касимов. царях и царевичах» стр.218, 219. 37 В этих статьях, впрочем, ни слова не говорится о мечетях, а упоминается только вообще о веротерпимости. Вот эти статьи: 494. В толь великом государстве, распространяющем свое владение над толь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер. 495. И нет подлинно иного средства, кроме разумного иных законов дозволения, прав. нашею верою и политикою неотвергаемого, которым бы можно всех сих заблудших овец паки привести к истинному верных стаду. 496. Понеже человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их противные истине государства и соединению граждан. См. Наказ имп. Екатер. II. Спб. 1770 г. стр. 320 и 322. 38 Рукоп. указ императрицы Екатерины II казанскому губернатору князю Мещерскому (в бумагах акад. каз. библиотеки, собранных бакалавр. Гр. Зах. Елисеевым). 41 Путешествие по разн. провинциям Р. импер. ч. 1. Спб. 1773 г. стр. 42, 43. Также «Исследование о кас. царях и царевичах» в Трудах восточ. отдел. импер. археол. общества. Спб. 1863 г. ч. IX. стр. 64, 65. 42 Исследование о касимовских царях и царевичах, В. В. Вельяминова-Зернова. ч. 1. стр. 61 и на обор. 47 Из бумаг бывшей свияж. провинц. канцелярии, доставленных мне студентом Импер. каз. университета А. Μ. Лебедевым. 55 Описание киргиз-кайсакских, или киргиз-казачьих орд и степей. Соч. Ал. Левшина, ч. II. стр. 276. 277 и 281. 58 Описание всех обитающих в рос. Государстве народов. Соч. Иоанна Готтлиба. Перев. с немец. изд. Глазунова. Спб. 1799 г., ч. II стр.8. 71 Соврем. т. XXIX. Отд. II. Внутр. или Букеевская киргиз – казачья орда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

П.В. Долгоруков Воронцовы-Вельяминовы отцовский ОТ БОЯРИНА ПРОТАСИЯ КОЛЕНО VI: Вениамин, сын Андрея-Фёдора Юрьевича Грункина (см. статью о Вельяминовых) КОЛЕНО VII: Фёдор Вениаминович Алексей Вениаминович великий КОЛЕНО VIII: Василий Фёдорович, родоначальник старшей ветви Воронцовых-Вельяминовых, угасшей в XVII веке Фёдор Фёдорович ланько Иван Фёдорович оксак, родоначальник Аксаковых Фёдор Алексеевич КОЛЕНО IX: Иван Васильевич щадра, окольничий † 1522 Иван Васильевич сухий Иван Васильевич обляз, окольничий † 1524 Константин Васильевич Данило Фёдорович, родоначальник младшей, поныне существующей ветви Воронцовых-Вельяминовых Владимир Фёдорович, родоначальник Вельяминовых (см. выше 33, статья о Вильяминовых) КОЛЕНО X: Василий Иванович Афанасий Иванович Андрей Иванович Афанасий Иванович семейка Никита Иванович Василий Константинович немый Иван Данилович Семён Данилович КОЛЕНО VII: Фёдор Никитич Иван Никитич горбатый Иван больший Васильевич Василий Васильевич Иван меньший Васильевич Михайло Иванович Иван Иванович Семён Иванович Василий Иванович КОЛЕНО VIII: Борис Васильевич Андрей Иванович батрак Никифор Семёнович Кирило Семёнович Фёдор Семёнович Матвей Борисович Иван Борисович Михайло Андреевич Леонтий Андреевич Алексей Кирилович Василий Фёдорович КОЛЕНО XIII: Яков Матвеевич Григорий Иванович Дементий Иванович Андрей Алексеевич Иван Алексеевич Алексей Алексеевич КОЛЕНО XV: Митрофан Иванович Василий Иванович Иван Васильевич щадра и брат его Иван Васильевич обляз находились окольничими при Иоанне Великом и при великом князе Василие Иоанновиче. Василий Иванович 14) ездил послом в Крым в 1517 году; потом был воеводою на Угре (15201521). Василий Константинович немый был боярином и дворецким князя Юрия Иоанновича, сына Иоанна Великого; потом находился великокняжеским наместником в Костроме (1543); из сыновей его, Иван больший Васильевич был воеводою в полоцком походе 1551 года, а Василий Васильевич воеводою в походах: казанском 1544 года и шведском 1549 года. Андрей Иванович 32) был воеводою в Орешке (1582) и в Тюмени (1590). Двое Воронцовых-Вельяминовых владели населёнными имениями в 1699 году. Герб (Общий Российский Гербовник, часть V, 16): во всём сходен с гербом Вельяминовых (см. выше). Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1656 . Казанский, мужской, ныне ча­совня среди пахатного поля в окрест­ностях села Апухтина, Тверской губ., Калязинского у., в 29 вер. к вост. от Калязина. О нем известно только, что он существовал к XIII ст. и был разорен татарами, по другим же из­вестиям его разрушили в 1610 г. по­ляки. “Архив ист. и практич. свед., относ. до Росс.”, 1860–61 г., II, 5 (Замет. о г. Калязине); “Твер. губ. в.”, 1850 г., 41 (Письма о древн. м-рях). 1657 . Казанский, женский, едино­верческий, находился при посаде Кли­мове, Черниговской губ., Новозыбковского у., в 24 вер. к юго-вост. от Новозыбкова по дороге в Чернигов, при р. Ирпе. Первоначально был раскольничь­им и незадолго до 1789 г. принял единоверие. “Ист.-стат. опис. Чернигов. епар.”, Общий обзор, 132. 1658 . Казанский – Николаевский – Старый на Алатыре, женский, со­всем уничтоженный, при гор. Алатыре, Симбирской губ. Несомненно существо­вал в ст. В деле о ссылке Рома­новых, в 1601 г., сказано: «Бояре при­говорили: Федора Романова тещу, Марью Шестову, постричь в Казан. м-ре на Алатаре; и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову велети тещу Рома­нова, Марью Шестово, взяти у Якова Вельяминова и послати в Казанской м-рь на Алатыр, а велети ее постричь». При­казание это дано 1 июля, а уже 3 июля изменено, и Шестова отправлена в Ни­колаевский м-рь в Чебоксарах. В 1638 г. состоялось повеление перевести сюда мо­нахинь Покровского Ладинского м-ря, Пол­тавской губ., но оно не было приведено в исполнение, так как эти монахини основали новый м-рь, существующий поныне под именем Киево-Николаевского или Николаевского-Нового. Нужно пола­гать, что с построением обширного но­вого м-ря, старый упразднен. Казанским назывался потому, что находился в Казанской епархии, а Николаевским по церкви. “Акты истор.”, II, 38 (Дело о ссылке Романовых) и см. Киево-Николаевский м-рь, II, 870. 1659 . КазанскийБогородицкий, мужской, ныне кам. церковь Казан. Бож. Матери, в гор. Саратове. Он существо­вал еще в ст. и в 1658–66 г. им управлял игум. Филарет. В 1691 г. приписан к Высокопетровскому м-рю, а в 1704 г. упразднен. Леопольдов, “Стат. опис. Саратов. губ.”, II, 4; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 962; “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 95 (Письмо 1699 г. Тамбов. еписк. к Астрах. митроп.; упомин. архим. Иосиф); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., II, смесь, 6 (тяжба Астрах. митроп. с Москов. Высокопетр. м-рем); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XXXIX, 242 (опис. церкви и остат­ков м-ря); “Труды Саратов. архивн. Комиссии”, I, 595 (о Казанской церкви и быв. при ней м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Алпатьево. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1867 и 1872. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Луховицкий р-н, с. Алпатьево Координаты: 54.884533, 39.313593 Изменить описание Добавить фотографии Автор: Илья Смирнов Снято: 10 марта 2014 Добавлено: 12 марта 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Это древнее село известно с 1595 г., оно было вотчи­ной рязанского Спасского монастыря. Каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери построена здесь в 1872 г. После революции ее закрыли и переоборудовали под клуб. В настоящее время передана верующим. Ведется реставрация, совершаются богослужения. Источник: Луховицкое благочиние Село Алпатьево ( Алпатье ) в 35 верстах от уездного города Зарайска. В платежных книгах 1595 г. деревня Алпатьева вместе с деревней Елагиной значатся в числе вотчин Рязанского Спасского монастыря. В выписи с писцовых книг Рязанского уезда и меры Воронцова – Вельяминова при деревне Алпатовской показано пашни четверть, наезжие пашни 99 четверти, перелогом 100 четвертей, лесом поросло 50 четвертей, а всего земли 250 четвертей в поле, сена у реки Оки на берегу на лугу Мосякине 50 копен, леса черного и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты, поперек на версту, да рыбные ловли: озеро Возыль и озеро Научанец. А писана та вотчина за Спасским монастырем по государева жалованной грамоте подписью дьяка Прокофия Пахирева 1623 г. и в по приправочным книгам Василия Волынского с товарищами 1597 г. Из описи, произведенной деревни Алпатьевской в 1763 г., видно, что в ней по ревизии 1744 г. было 176 душ, они делились на 88 тягол, с них собиралось в монастырь окладных денежных доходов 8 руб. 80 коп. За рыбные ловли в реке Мече и в 2 озерах, бывших в крестьянском владении, платили в Зарайскую воеводскую канцелярию оброку в год по 12 коп., на монастырь крестьянами до 1762 г. пахалось 11 четвертей в поле. На приказные всякие мирские расходы собиралось по 17 руб. 60 коп., для разных монастырских работ бывало работников пеших 72 чел. и конных 138, им заработанных с крестьянского общества полагалось в год 22 руб. 97 коп.

http://sobory.ru/article/?object=18997

Игумении Георгиевского монастыря упоминаются лишь после Смутного времени, но, вероятно, уже в нач. XVI в. монастырь был женским и особножительным. Сохранилась духовная грамота 1542-1543 гг. кнг. Аксинии Ромодановской, дочери Ю. Кошкина, в которой она распорядилась продать свои кельи в Георгиевский монастырь, а вырученные средства отдать взаймы «в рост». Полученные на проценты деньги делили пополам между причтом храма и старицами. Имена наследников, названные в духовной, указывают на семью Захарьиных-Юрьевых-Романовых. В их числе и будущая царица Анастасия, чей отец выступает в качестве первого душеприказчика. По-видимому, именно кнг. Аксиния совпадает с героиней монастырского предания Феодосией. Возможно, Феодосия - это монашеское имя Аксинии Ромодановской, хотя факт ее пострижения в источниках не зафиксирован. По описанию монастырского храма Казанской иконы Божией Матери, на наружной стене восточной стороны алтаря был помещен образ Спасителя, у его подножия была высечена надпись: «На сем месте погребена сего монастыря начальница Феодосия Романова-Кошкина». Источником существования монастыря были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, который в свою очередь отдавался в долг под проценты, о чем свидетельствуют размеры заемных обязательств князей Феодора и Иоанна Борисовичей и духовная кнг. Аксинии Ромодановской. В кон. XVII - нач. XVIII в. Георгиевский монастырь владел 173 дворами, в 1744 г. за монастырем числилось 757 крестьян. В XVI-XVIII вв. в монастыре были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т.д., в их числе - кн. Феодор Юрьевич Ромодановский, гр. Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Н.М. Зотов. Со 2-й пол. XVII в. в Георгиевском монастыре велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской церковью по благословению патриарха Московского Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведен 5-главый храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 окт. 1703 г.), и вмц. Екатерины (упразднен в 1779 г.). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг 5-главый 2-светный четверик с сильно выступающими 3 полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. 4-скатную кровлю венчало необычное 5-главие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, к-рые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав.

http://sobory.ru/article/?object=34972

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010