Скачать epub pdf Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича , профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича , а также митрополита Антония Храповицкого , бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам ( Еф.3:14–19 ): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». И заканчивает апостол Павел свою молитву: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:20–21 ). Там есть выражение «генерация» по-немецки, «во все генерации». Вот с этой молитвы я бы хотел начать слово о святых отцах. Разрешите мне сегодня говорить о святых отцах, а завтра уже об учении святых отцов. Они, как люди великие, а потом следует за этим их святое учение. Из этой молитвы апостола Павла, которая меня всегда глубоко впечатляла, видно, что от Бога Отца всякое отечество называется и на земле, и на небе. Бог есть Отец, и святой Василий Великий говорит между прочими отцами, что первое и подлинное настоящее Имя Бога нашего – это имя Отец. Первое имя Его не Творец, не Промыслитель, но Отец. И это Имя не только относится к нам, но, прежде всего, относится к Его Сыну, и Он – Отец Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Значит, Он Отец вечно. И по самому бытию Своему Он – Отец. Ибо наше название отцом даже своих родителей на земле или на небе, то отчество – имя, отчество мы получаем оттого, что Бог есть Отец. Это значит, что даже наши родственные связи и духовные связи со своими отцами, – потом будем объяснять, – происходят из Самого Имени Божия. И в этом, – что мы называем отцом своего родителя, или родителей, отца и мать, и своих духовных отцов, – мы уже исповедуем одну связь с Богом Отцом. Мы уже соотносим свои связи – родительские физические и родительские духовные – с Богом. Правда, почти все знаем, что Христос сказал: «Отцом себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ). Но именно этим Христос хотел сказать, чтобы все наши названия – или родителей отцом, или учителей своими отцами – были в связи с Богом как единым истинным подлинным Отцом. Можно даже сказать словами Христа: «Не называйте отцом никого на земле». Не запрещает называть отцом родителей как физических, так и духовных, а именно называть их в связи с этим, что Бог Единый и подлинный Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Справедливо божественный Павел говорил, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим.6:10 ). Что ми хощете, – сказал он, – дати, и аз вам предам Его? Велика дерзость, велико безумие! Можешь ли ты, скажи мне, предать Того, Кто держит все, владычествует над всем, повелевает морем, Владыку всякой твари, творящего все словом и повелением? Но дабы укротить его безумие и показать, что Он по воле своей предан был, послушай, что делает Господь. В самое время предательства, когда вышли на Него с оружием и дрекольми, со светилы и свещами, Господь говорит: кого ищете ( Ин.18:4 )? Они не знали того, кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, если бы Сам Он не восхотел. Он не мог даже видеть того, Кого хотел предать, несмотря на то, что были светильники и столько света. Ибо это выразил евангелист, сказав, что они имели светилы и свещи, и при всем том не находили его. Сказано: Иуда же стояше с ними, т. е. тот, который сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Ибо Он ослепил их ум, желая показать свою силу и расположить их к тому, чтобы они отстали от злобы своей и чтобы узнали, что они предпринимают невозможное для них. И потом, дабы ты знал неисчетную Его силу, послушай, что говорит евангелист: услышавши голос, – сказано, – отступили назад и пали на землю. Видишь ли, как они, не в состоянии будучи слышать и голоса, падением показали свое бессилие и силу испустившего глас? Но наблюдай человеколюбие Господне! Так как ни Иуда не оставил сего бесстыдства, ни иудеи своего безумия, то Он Сам себя предает. «Когда Я, – как бы так сказал Он, – сделал все с своей стороны, явил силу Свою и показал, что они предпринимают невозможное дело, хотел обуздать злобу их, а они не хотят этого и остаются при своем безумии: то вот Я сам себя предаю». Это я говорю теперь для того, чтобы кто-нибудь не стал осуждать Христа, говоря: почему Он не отвратил Иуду от этой злобы? почему не сделал его лучшим? – Скажи мне, как следовало сделать его лучшим, по принуждению, или по воле? Если по принуждению, то таким образом он не мог сделаться лучшим; ибо никто не может быть добрым по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ты же знаешь, Киев: «…не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Книга Исход 20:5,6). Пойми, Украина, что нет ничего более страшного, чем роль уничтожителя Церкви, уготованной Тебе. И происходящее сейчас – это центральный момент главной – духовной войны! А бывшее ранее: Перестройка, дружба с Западом, диверсия – взрыв на Чернобыльской АЭС, уничтожение СССР и промывка Ваших легковерных мозгов: все это пазлы плана детей погибели по уничтожению православия и русского мира. Узнай же, Украина, пророчество монахов Святогорской Лавры, озвученное Никитой Михалковым: «…воссоединение Руси будет ровно через полгода, как только еретики и раскольники захватят Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры». Вы скажете: а где ссылки? Не все публикуется в интернете, но передаётся и известно. Почему Вы не слышите предупреждение великого апостола Иоанна: «Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне». «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». ( 1-е Соборное Послание Апостола Иоанна, 2:9, 3:15). Не Вы ли Наши братья, христиане? Не мы ли одной крови? И сравни это с бреднями Твоих «отцов-основателей»: « Украина — для украинцев. Итак, изгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей». «Ненавистью и беззаветной борьбой будешь воспринимать врагов Твоей Нации с ненавистью и бескомпромиссной борьбой». « Не разрешишь никому запятнать ни славы, ни чести Твоей Нации». « Будешь бороться за распространение силы, славы, богатства и пространства Украинского государства». К чему привели советы развратителей Твоих? Нет ни славы, ни чести, ни силы и богатства – но распад государства, гибель, разорение и разрушение. Не предупреждал ли Спаситель: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их». ( Мф. 7:15,16) «оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.» (Мф 15:14).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/31/_u...

Удивившись этому, я прославил Бога, который прославил раба своего и почтил его нетлением прежде общего и всемирного воскресения. Вот что я должен был сказать о его остатках! Что касается его духа, то он получил великий доступ к Богу. Особенность сего доступа я теперь постараюсь показать в немногих словах. Во св. граде есть один серебряных дел мастер, родом из Дамаска, по имени Ромул, первый из диаконов, служащих при св. Гефсимании. Этот Ромул рассказал мне следующее. «Во время кончины блаженного Саввы обокрадена была моя мастерская, и пропало почти 100 литр серебра. Я тотчас пошел во храм св. мученика Феодора, в продолжении 5 дней освещал сей храм и день и ночь пребывал в слезах при решетке алтаря. Около полуночи 5 го дня я заснул и увидел св. мученика Христова Феодора. Он сказал мне: какую нужду имеешь ты во мне? Что ты так печалишься и плачешь? Я ему отвечал, что я лишился и своего и чужого серебра, молился, но не получил никакой пользы. Святой отвечал мне: меня здесь не было. Нам повелено было идти и встретить св. душу аввы Саввы и отвести ее в место упокоения. Теперь ты поди в такое-то место и найдешь там укравших твое серебро! В самом деле, мы нашли серебро точно так, как сказано было в видении». Два брата по плоти, родом из той страны, которая обиловала плодоносными полями, из селения Вурии, имея веру к св. Савве, усердно принимали и угощали всех, приходившйх из его монастырей в их страну по каким-либо делам. Притом они и жили богоугодно. Но по некоторому действию сатаны, во время собирания винограда они оба впали в столь сильную болезнь, что домашние отчаялись в выздоровлении их. Беспокоясь о потере винограда, эти два брата вспомнили о Савве и молились ему о помощи. Святой явился каждому из них особо и сказал: «я молил Бога о вашем здравии, и Бог услышал мою молитву. Во имя Иисуса Христа, истинного Бога, встаньте и идите на свою работу!» Они тотчас укрепились, возвестили домашним об этом чуде и пошли на свою работу. С того времени ежегодно в самый день этого чуда они делают всему своему селению всенародный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Услышав это, Ирод послал убийц своих пред утром, и они заклали Захарию в храме Господа Бога. На следующий же день пришли все люди в святилище и ждали Захарию с приветствием. А так как он медлил, то некоторые из них отважились войти в святилище. И вот был голос, говорящий: «Захария убит». Устроили же все люди плач и великую печаль в течение семи дней и семи ночей. Кровь же Захарии сгустилась у алтаря, как камень, а тела нигде не оказалось. Елисавета же, когда бежала с сыном и пришла в горы, утомилась и думая, что за ней гонятся, возопила: «гора Божия, прими матерь с чадом, несправедливо преследуемую». И тотчас на том месте, где она была, расступилась гора и впустила ее в себя. Она ходила с сыном своим среди расселины, и не было никакого входа. Но ангел постоянно приходил к Елисавете, так что она, находясь одна в горе, не имела ни в чем недостатка. Убийцы же Иродовы, гнавшись там по следам ее, пришли к расселине, в которой она находилась, и, не видя никакого входа, возвратились. В том же месте, где жила Елисавета, по левую сторону протекал источник, а по правую – постоянно приносимые хлебы. И когда было младенцу пять месяцев, сказал ангел Елисавете: отними младенца и больше не давай груди, но бери верхушки фиников, и дикий мед будет выходить из камня, который над твоей головой: это давай ему есть. Ибо не истощится мед, ни верхушки, пока Господь Бог не повелит вам выйти отсюда. Когда же младенец был тринадцати месяцев и укрепился, будучи питаем от ангела, то начал понемногу ходить ногами. И сказал ангел Елисавете: «выйди отсюда и иди в дом отца твоего, поскольку муж твой Захария убит; ищущие сына твоего умерли, а с ними и гнев их». Елисавета же отвечала: «господин, я не нахожу пути, по которому бы могла выйти». И когда она держала младенца на руках своих, внезапно впала в исступление и вышла как бы по воздуху, и по выходе ее тотчас сомкнулась гора со всех сторон и сделалась такой, как и прежде. И тотчас она узнала дорогу, которой пришла, и с радостью и веселием пошла в дом свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Уступаем тебе собственность. Бог тебе поборник, мы не можем противиться». Произнося это и сему подобное, они, в виде воронов, с криком и шумом в ту же полночь все тотчас удалились с этого холма. В эту ночь в пустыне, лежащей около этого холма, ночевали пастухи, стерегшие свое стадо. Они, видя с шумом летящих воронов и слыша крик их, очень устрашились и говорили между собою: «видно, какие- нибудь святые мужи находятся в Кастеллии. Они прогнали оттуда бесов. Пойдем к этому холму и узнаем, что значит это явление, и ежели там находятся святые мужи, то поклонимся им». По наступлении утра, они взошли на Кастеллийский холм и, нашедши там святого старца одного, рассказали ему о том, что они видели и слышали в прошедшую ночь. Святой Савва сказал им: идите, дети, в мире и страха их не убойтеся ( 1Пет.3:14 ). Ободривши их таким образом, он отпустил их с миром. По прошествии же дней поста, он возвратился в лавру и, совершивши праздник Пасхи, взял с собою некоторых из отцов, пошел в Кастеллий и начал очищать это место и строить келлии из найденного там леса. Когда они очищали, то под деревами нашли большой дом со сводом, который сделан был из удивительных камней, и в котором можно было жить. Очистивши от земли и украсивши этот дом, Савва сделал из него церковь . С того времени он вознамерился устроить на этом месте киновию. Это и исполнилось. Когда Савва с братией работал в этом Кастеллии и около месяца Августа уже нисколько не имел съестных припасов; то авва Маркиан, настоятель киновий около Святого Вифлеема, посредством откровения узнал о стесненном положении божественного старца. Ибо авва Маркиан ночью видел некоторый ангельский образ, который сиял и сказал ему: «вот ты, Маркиан, сидишь спокойно и имеешь все нужное для телесной пищи; раб же Божий Савва из любви к Богу трудится в Кастеллии с братией. Он алчет и не имеет ничего нужного для пищи. Итак, без отлагательства пошли к ним пищи, дабы они не ослабели». Авва Маркиан тотчас встал, приказал приготовить рабочий скот и, навьючив его различными припасами, послал их с братиями в Кастеллий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Утешайтесь надеждою 14.01.2013 23:44:12 Сергей Белозерский На днях мы узнали о двух страшных трагедиях - крушении автобуса с паломниками ехавшими в Почаевскую Лавру, и страшном наводнении, разрушившем город Крымск. Для язвительных атеистов такие события - еще один повод посмеяться над упованием Христиан, а для некоторых из Христиан - причина горького недоумения. Как люди, ехавшие на поклонение Богу, не были избавлены от крушения и смерти? Что же наша вера говорит о таких событиях? Православие - не шаманизм. Цель его - не в обеспечении обильных уловов, удачной охоты и даже физической безопасности. Да, косвенным эффектом благоустроения в душах людей является благоустроение и их земной жизни - но цель Евангелия не в этом. Послушание заповедям Божиим избавляет человека от многих бед и опасностей, грозящих ему в этом мире - и, по статистике, верующие люди живут в среднем дольше - но цель нашей веры не в долголетии. Еще блаженный Августин противопоставлял веру язычников, которые просили у своих богов вполне земных благ - достатка и безопасности - вере христиан, которые ищут благ вечных, которых смерть не может нас лишить. Напротив, смерть вводит нас в полноту обладания этими благами. Евангелие не обещает нам земных благ - напротив, нам сказано, “что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян.14:22)”. Всем людям надлежит умереть; христиане не изъяты из общей участи. Благочестивые люди могут стать жертвами болезней, или несчастных случаев, или стихийных бедствий, или злодеев, как и все остальные. Почему? Потому что, как говорит Апостол, благочестие не служит для прибытка (1Тим.6:5). Если бы мы ценой веры и благочестия могли купить себе страховку от земных бед, тогда и для веры не оставалось бы места, и благочестие не было бы благочестием. Все это было бы не больше, чем покупкой определенных земных благ себе, а не проявлением любви к Богу и ближнему. Но есть и более важная причина: для верного Христианина смерть - это врата в вечную жизнь. Апостол Павел говорит о перспективе своего мученичества: “Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Фил.1:23,24)”. Обратим внимание на и то, что Апостол говорит уже перед лицом грозящей ему казни. Что может быть более подавляющего, более ввергающего в уныние и отчаяние, чем перспектива скорой насильственной смерти? Но слова Апостола полны светлой радости: “Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. (2Тим.4:6-8)”

http://radonezh.ru/analytics/uteshaytes-...

Церковь и мир Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 О Церкви Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Иногда кажется нам, читая Откровение Ветхозаветное и Новозаветное, и даже творения святых отцов, что как будто бы много слов о Церкви нет. Нет такой специальной книги или особого текста, послания в Библии или трактата в творениях святых отцов, которые были бы посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. (2 файла в формате МР3 ) О святости Из бесед с отцом Афанасием (Евтичем) на молодежном съезде в 1985 году. К трудному вопросу о том, есть ли святые вне христианства или есть ли святые вне Церкви, что такое праведность и как понимать слово «святость», отец Афанасий указал на различие между благодатными дарами и природными дарами в человеке, растолковал различие разных уровней и качеств. (MP3 файл. Продолжительность 37:34 мин. Размер 18.1 Mb ) Учение святых отцов Прежде всего надо сказать, что Бог положил Свое Откровение в личности Сына Своего Единородного. Его откровение – не одна теория, не одна наука в смысле чего-то независимо и объективно данного вне Бога. Суть Божественного Откровения, Его истины – в лице Его Единородного Сына, воплощенного как Иисус Христос, исторический Богочеловек. Это очень важно для Православия, для учения святых отцов.(МР3 файл. Продолжительность 46:22 мин. Размер 22.3 Mb ) О святых отцах Редакция сайта Православие.Ru предлагает вниманию читателей аудиозаписи лекций, прочитанных протосингелом Афанасием (Евтичем) в 1984 году в мюнхенском монастыре преп. Иова Почаевского на молодежном съезде . Записи лекций были любезно предоставлены для публикации на сайте протоиереем Николаем Артемовым.(МР3 файл. Продолжительность 40:45 мин. Размер 19.6 Mb )

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013011421...

Что требуется для того, чтобы признать останки человека святыми прославленными мощами? Обыкновенно думают, будто главным и исключительным признаком святости мощей является их нетление. Не совсем так. Хотя несомненно, что нетление мощей уже является признаком святости, так как Господь именно Святому не дает увидеть тление ( Пс.15:9–10 ); тем не менее за одно нетление мощей Церковь никогда не прославляет их. И наоборот, Церковь прославила многие останки Святых, которые подверглись тлению. Таковы, например, мощи Преподобного Серафима Саровского , Преподобномученицы Анастасии, пр. Иова Почаевского и других. Главным признаком Святости мощей являются чудеса, изливаемые от останков Святых Угодников, независимо от того – предались ли эти останки тлению, или нет; при этом чудеса особенные по своей важности, как например, прозрение слепого, исцеление немого, хромого и т. д. надлежаще удостоверенные. Следовательно, сущность вопроса о Святых мощах не в том, могут ли, или нет тела умерших Святых оставаться нетленными, а главным образом, в возможности чудес, изливаемых от Св. Мощей. О том, что Святые мощи могут источать чудеса, свидетельствует Слово Божие. Именно, в четвертой книге Царств повествуется, как через прикосновение к костям пророка Елисея воскрес мертвый: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитин пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребал одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисеи, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ). Вспоминая об этом дивном событии, Премудрый Сирах пишет о пророке Елисее: «Ничто не одолело его, и по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» ( Сир.48:14–15 ). Значит, нет ничего невозможного в том, что мощи Святых Угодников, являясь как бы проводниками Божественной Благодатной силы, могут источать чудеса. У Святого человека все свято. Из книги Деяний мы знаем, что даже платки и опоясания с тела Апостола Павла имели чудодейственную силу, так что «на больных возлагали платки и опоясания с тела Апостола Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

ЯР: Спасибо. Стало спокойнее на душе. Жаль что 80% бездействуют. А: Вот читаешь и видиш что люди явно зазомбированы всем етим хламом. Все такие мудрые и все знают чего хочет Америка, про доллар, уничтожить православие и тд., давайте еще вспомним про массонов. Вы извините, претендуете на всезнание и ведение которое имеет только Господь Бог, и наперед знаете что будет с миром? ЯР: Я безусловно ничтожество и писал что думаю. Простите. Для нас - вы распропагандированы. Для вас - мы. Вот дожили... А про массонов тоже можем вспомнить - история ведь наш лучший учитель. А: Люди милые будьте попроще, не читайте на ночь газет и особенно новостей не смотрите... ЯР: Делай как я говорю а не так как я делаю? Вы это имеете в виду? вадим к. 14 апреля 2015, 22:41 Вадим К. Александру. Ходим и молимся. Молимся об упокоении душ невинно убиенных и замученных наших братьев. 2 мая исполнится год со дня одесской расправы. Эта кровь нами не будет забыта, она вопиет на небо. О радости говорите, Александр? Слушайте, что говорит Господь об этой радости иудеям устами пророка Исаии: " Слушайте слово Господне, внимай закону Богу нашего. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия. Правда обитала в ней, а теперь - убийцы. " Если Вы, Александр, из одной с нами Церкви, послушайте, что скажу. Если не из одной, послушайте другие жители Киева и Украины. Кто из ваших преподобных отцов учил вражде с Москвой и Россией и тому, чтобы быть в союзе с ее неприятелями и лить кровь своих собратьев? Встаньте, отцы Печерские, встаньте преподобные Антоний и Феодосий, встань преподобномученик Евстратий, встань Иов, игумен Почаевский, встаньте все вы и посмотрите, что теперь делается на вашей земле, увы! Увы, до какого времени нам довелось дожить!

http://pravoslavie.ru/78514.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010