Великий грешник, восходящий к сияющим вершинам христианского идеала путем бескорыстного служения людскому сообществу, стал одной из центральных фигур русской классической литературы и даже был воспринят в качестве своеобразной нравственной парадигмы национального характера, с готовностью архетипа воскресающей на крутых поворотах российской истории. Созданная писателем Зайцевым мирская часть биографии Авраамия Галичского находится целиком в русле этой традиции. Кстати, первоначальные опыты Авраамия в поисках его призвания сопоставимы с духовными исканиями героев известных писателю произведений отечественной словесности на эту тему: «сбирать на построение храма Божьего» ушел из дома некрасовский Влас, сторожил огороды и учил детей отец Сергий в открытом финале толстовской повести, послушником монастыря является пред читателем романа Достоевского Алеша Карамазов. Своеобразие интерпретации Зайцева состоит в том, что его «великий грешник» – не разбойник, убийца или блудник, а завистник. Грех Авраамия скрыт от других, но от этого не менее мучителен, и писатель наглядно и убедительно рисует страдания нарушителя десятой заповеди, пораженного, может быть, самым безотрадным из грехов. (Ведь грешник-завистник лишен даже недолгой греховной радости утоления своей пагубной страсти, кроме совсем уж унылого злорадства при виде чужого несчастья.) В центре произведения Б. К. Зайцева не столько чудо обретения богородичной иконы, сколько чудо преображения души грешного героя. Показательно, что первоначальное название новеллы «Богоматерь Умиление Сердец» автор изменил на «Сердце Авраамия». В конце новеллы точно обозначены три составляющие чуда, происшедшего с героем, – его духовное «томление», «молитвы» и «сострадание». Отзывчивый читатель, переживший вместе с Авраамием его душевный катарсис, добавил бы, пожалуй, еще одно понятие – «умиление». В этом контексте следует отметить, что писатель переосмыслил само название чудесной иконы. Икона Галичской Богоматери, подобно иконам Богоматери Владимирской и Донской, относится к типу «Умиление» («Елеуса»). В иконографии это обозначает особую композицию образа (Богоматерь и Младенец прильнули щекой друг к другу). В новелле икона получает название «Умиление Сердец», чем подчеркивается ее воздействие на душу грешного и страдающего от своей греховности героя (в первую очередь, смягчение его тяжелого сердца 229 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

— О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Богородице, Матерь Христа моего, Ходатаица, Заступница, Крепкая Помощница всего рода христианского, — так молился он, — буди и о мне грешном Ходатаицею и Молитвенницею к Сыну Своему и Богу нашему, да призрит на смирение мое. Его ради исшел я в пустыню сию. Тебя, Матерь сладкого мне Христа, предлагаю Молитвенницею о мне, ибо Ты — Спасение и Пристанище всем. Совершив эту молитву, Авраамий пропел еще акафист Богоматери и затем присел немного отдохнуть. Вдруг он увидел на соседней с ним горе яркий свет и услышал выходящий оттуда голос: — Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Божией Матери. Пораженный и изумленный Авраамий повиновался: взойдя на гору, где сиял свет, он увидел на дереве икону Богоматери с Предвечным Младенцем. Икона сияла таким ослепительным светом, что преподобный, будучи не в состоянии вынести его, пал ниц на землю и долго так пролежал, плача от умиления и восторга. Затем вторично послышался голос: — Авраамий! Встань и укрепись! Когда он поднялся, света уже не было вокруг иконы. Инок стал со слезами молиться. В это время икона сдвинулась со своего места и сама сошла на руки преподобного. Плача от радости, Авраамий повторял с умилением евангельские слова: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа Моего ко мне». Благоговейно приняв дивную икону и поставив ее на дереве, Авраамий обратился с молитвой к Господу: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, Иисусе Христе! Ты сподобил меня видеть икону Матери Твоея в пустыне сей и от нее озарил меня зарею неизреченного Твоего света». Взволнованный этим чудом, он всю ночь провел без сна, занимаясь неустанным воспеванием благодарственных песней в честь Богоматери. Через некоторое время Авраамию пришла мысль: взять икону, идти с ней в другое место, туда, куда укажет Божия Матерь, направляющая путь его. Размышляя об этом, Авраамий заснул. Вдруг во сне он услышал голос от иконы: — Авраамий! Пребудь на месте сем, и спасешься, и обитель воздвигнешь во упокоение мне. Я не оставлю тебя и учеников твоих, снабжая и соблюдая их во все дни живота твоего; и не только во время жизни твоей, но и по твоем к Богу отшествии Я неотступна буду от обителей твоих, покрывая их и даруя им всякое изобилие.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В следующий воскресный день в сопровождении христолюбивого воинства назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место 618 для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление свое от врагов. Когда совершалось это священное торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений со священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честной Крест и другие св. иконы, бывшие в плену. Узрев чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слезы и лобызали св. изображения. По изгнании врагов из Москвы князь Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанскую. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и мать его, великая старица инокиня Марфа Ивановна, возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход – в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое – в 22-й день октября, когда очистися Московское государство. Чудотворный образ украсил многой утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 году 619 . Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор 620 . Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Казанская икона Божией Матери сделаласъ семейною в царском роде. В 1649 году 22 октября установлено совершать празднование Казанской иконе Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так, 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление своё от врагов. Когда совершилось это священное, торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений с священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честный крест и другие святые иконы, бывшие в плену. Узревши чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слёзы и лобызали св. изображения. По изгнании врагов из Москвы, князь Пожарский освятил храм в своём приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанской. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и матерь его великая старица инокиня Марфа Ивановна возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое в 22-й день октября, когда очистилось Московское государство. Чудотворный образ украсил многою утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 г. Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор. Со времени изгнания Поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича икона Казанской Божией Матери сделалась семейной в царском роде. В 1649 году, 22 октября установлено совершать празднование Казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Димитрия Алексеевича, – что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября: «в 1613 году, в 22-й день октября, милостью Божией, молитвами и заступлением Пречистые Владычицы нашей Богородицы Казанские чудотворные иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольскаго чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, в царствующем граде Москве, при отце нашем блаженные памяти великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— Владычице, Ты призираешь на людей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе? После горячей молитвы епископ, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно, вошел в свой шатер и до утра уснул. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившемся. Слуги его переправились через реку и, ища жезл, нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богоматери и под ней жезл. Они вернулись с жезлом к Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками поехал к иконе и узнал в ней ту самую, которую ночью видел в такой славе, подойдя к ней по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. Плакали и все бывшие с ним в радости и умилении. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и спутники архиерейские. Заложена была небольшая церковь. В Ярославль проник в то же утро слух о чудесном явлении иконы; сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Положено тогда же ежегодно 8 августа праздновать явление иконы. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления ее на реке Толге названы Толгскими. Прошло более полувека. В обители настоятельствовал Герман. 16 сентября 1392 года за утреней, когда священник возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», из правой руки Богоматери на иконе истекло миро, от которого благоухание распространилось по всей церкви. Когда после утрени стали по случаю этого чуда служить молебен, то при пении «Владычице, приими молитвы раб Твоих» миро истекло из левой ноги Младенца. То и другое миро доставило исцеление многим больным. Вскоре в монастыре случился пожар и сгорел храм, где хранилась икона. Вынести ее не успели. Все скорбели, что она погибла. Но после пожара ее нашли в чудесном сиянии в монастырской роще.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

иконы Смоленская, Иверская и Владимирская Богоматери вокруг Белого Города, Китая и стен Кремлевских: это напомнило грозное нашествие Темир-Аксака на Москву в 1395 году, когда Владимирская икона принесена была из Владимира в столицу и когда Тамерлан, преследовавший Тохтамыша, бежал из России, ни кем гонимый. От Сретенских ворот до Арбатских, крестный ход шел между двумя рядами обозов с воинами ранеными и умирающими, которые с умилением крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия, с жадностью принимали кропление св. водою. Зрители плакали. Среди столь необыкновенная, трогательного шествия св. вера являлась живой посредницей и утешительницей в страданиях человеческих. Между тем, на полях Бородинских, принял начальство над войском маститый Кутузов, которому отечество вверяло судьбу свою; 25 Августа прошло в приготовлениях к решительной битве; накануне ее, по всей лиши армии пронесли другую путеводительную икону Смоленской Богоматери, взятую с Днепровских ворот города, и отпели ей молебен 12 . Кончилась и роковая Бородинская битва, упитавшая кровью поля Можайские; она ослабила, но не удержала стремления многочисленного врага, была не концом, а началом новой войны. Промысл вел дела человеческие своим путем, к своим целям. Лефортовский дворец в Москве служил пристанищем для раненых, где они перевязывали свежие еще раны, стирали с себя кровь и пот: вздохи там мешались с воплями тяжело уязвленных, томившихся в предсмертных страданиях. Для услаждения их скорбей недоставало еще утешения святой веры; к ним-то Преосвященный Августин 31 Августа отправляет с Духовенством Чудотворные иконы Иверской и Смоленской Богоматери. Нельзя изобразить тех чувствований, какие тогда выражались на лицах воинов, когда они встречали священнослужителей, притекших к ним со святынями: они забыли свои язвы, прекратили стоны, исторгаемые мучительной болью – с умилением и слезами радости взирали на св. иконы. Среди страдальцев совершенно было молебное пение и водосвятие. Они с усилием оставляли скорбное ложе свое и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к Подательницам отрады и окропиться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

На оборотной стороне Донской иконы Божией Матери, которая, как предполагается, была написана знаменитым иконописцем Феофаном Греком, изображено Успение Божией Матери. В смысле иконописном это очень хорошо сохранившийся образ XIV века типа «Умиление». Богоматерь наклонила голову к Младенцу, сидящему на Ее правой руке и опирающемуся на Ее правое плечо. Ножки Богомладенца обнажены до колен. Икона выражает чувство радости, спокойствия и нежности, что создает совсем особое впечатление. В иконе видно зарождение новой русской иконописной традиции XIV века. Москва. Донской монастырь Праздник иконы: 19 августа ст.ст. 1сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Казанская» Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь. B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля. Москва. Казанский собор на Красной площади

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ЯХРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Яхромская икона Божией Матери. Псков (?). Первая половина XVI века. Из собрания Лихачева Н.П. Государственный Русский музей Яхромская икона Божией Матери Празднование 14 октября Относится к иконографическому типу " Взыграние " . Явилась 14 октября 1482 года отроку Косме сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира , и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: " Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ " . Свет исходил от иконы Пресвятой Богородицы , явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель , где был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм, в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там образовалась обитель . Иконография Младенец Христос изображён справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающимся к Её щеке; одной рукой Он прикасается к Её подбородку. Ножки Младенца скрещены, подошва одной из них развёрнута к зрителю. Использованные материалы   В ряде источников указано, что Косме явилась икона Успения Пресвятой Богородицы, однако до наших дней сохранился только предположительный список явленной иконы, изображающий Божию Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи " Умиление " . Редакция текста от: 28.11.2020 08:55:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ЯХРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/2455.html

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Сия беды, о Владычице, род наш избави, да святыня Твоя во граде Харькове утвердившися, в том непоколеблена пребудет во веки и сердца наша умилением исполняти не престанет.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яже в роде воеводы того яко сто лет икона Владычицы пребывши, завещанием внука его в соборную церковь града Харькова поставляется и оттоле молитвы людей Божиих сию, аки крыла Херувимов, присно окружают.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородице Пречистая, аще и многогрешни суть людие, в Твой святый храм притекающии, но якоже Сын Твой спасения ради грешник от Небес к нам пришел есть, тако и Ты от Небесных кругов на моления наша призри и прошений людей Твоих не презри, Всепетая.  Седален, глас 8 Воистину близ есть Господь сокрушенным сердцем, воистину смиренный духом Всеблагий Твой, о Владычице, Сын спасает, понеже аще и единому Антонию угоднику видение Твое явити сподоби, но того подобием и до днесь раби Твои упования на Бога исполняются, и утверждение в Православной вере обретают, и о правде ревностию озаряются. Песнь 4 Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Людие Божии, милости от Матере Господней приемлющии, души своя похвалами Пречистей насыщают, но насытити не могуще, радуйся, Благодатная, паки к Ней взывают и, тако творяще, искушения греховная от себе отгоняют.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Аще и премного укрепися на христианы диавол, овогда убо враги на ня посылаяй, овогда же обычаи растленныя посреде нас разсееваяй, но мы на Твое заступление, Владычице, уповающе, сего дерзости противлятися не престанем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Горе вам, злочестивии, от почитания Матере Божия и от Церкве Христовой отпадшии еретицы, себе бо самех сия радости лишили есте, еже Пречистую Богоматерь прославляти и тем сердца своя умилением исполняти. Покайтеся убо и к нашему лику сопричтитеся. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Так как теперь им стоит только поименовать Почаев, как сейчас же выдают им билет в означенную Рудню, между тем, как доселе, без особенных справок попасть на эту станцию для многих было очень и очень нелегко. Наступивший 1884 год принес Хойнацкому еще более радости, так как в этом году напечатаны были остальные его церковно-богослужебные произведения, разрешенные св. Синодом, как то: 1) Служба в честь чудотворной иконы Божьей Матери Почаевской; 2) Служба Преподобному Иову и 3) Акафист ему. В том же году автор имел не многим достающееся утешение слушать отправление им же составленной службы в честь Иконы Божьей Матери на самой Горе Почаевской, в праздник победы, 23 июля, когда он сам же совершал эту службу на своем празднике. Тогда же Господь судил ему впервые прочитать лично и составленные им Акафисты пред Иконою Богоматери и мощами Преподобного Иова, и как сам он говорил нам тогда, вскоре по возвращении из Почаева, – «такой радости и такого умиления в его жизни никогда не было, и, вероятно, добавил он, не будет»... (Кроме сего мы знаем, что Хойнацким составлен в 1884 году превосходный Акафист в честь чудотворной иконы Божьей Матери Козельщанской. Но, как лица, упоминаемые в нем, находятся в живых доселе, то Акафист этот не может быть напечатан, – от чего желающие читают его в рукописи, и то пока домашним образом. Тем не менее Ново-прославленная Козельщанская Икона таким образом имеет свой Акафист, которым почитатели ее, без сомнения, не умедлят воспользоваться в свое время). В том же 1884 году в память бывшего юбилея Лавры напечатаны были Хойнацким специальные юбилейные брошюры: 1) «Лавра Почаевская››. Краткий исторический очерк по поводу исполнявшегося пятидесятилетия со дня включения Почаевской Лавры в число православных Русских Лавр, и 2) «Воспоминание о святых угодниках Киево-Печерской Лавры из среды коих вышли блаженные иноки, основавшие обитель Почаевскую». Обе эти статьи напечатаны были в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1884 года, и как они были отпечатаны также отдельными оттисками, то последние и доселе имеются в продаже в Лавре. Наконец в 1884       же году Хойнацкий сделал оповещение ученому миру, в виде особой библиографической заметки, о вышедшей также го поводу юбилея в Почаевской Лаврской типографии чрезвычайно важной не только для Лавры, но и для Русской духовной письменности книге под заглавием «Пчела Почаевская, – сборник назидательных поучений и статей, составленных и списанных Преподобным Иовом Игуменом Лавры Почаевской (1551 – 1651 г.) под редакцией профессора Киевской Академии Н И. Петрова». Хойнацкий сделал обстоятельный разбор, этой книги со своими на нее критическими замечаниями, и этот свой труд напечатал в известном распространенном журнале «Исторический Вестник» 1884 года, под заглавием: «Вновь открытый православный писатель-апологет XVI–XVII века».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010