25 . Искушения Иисуса Христа в пустыне составляют исторический факт. Но искушение, по самому своему понятию, не может быть только объективным явлением, а должно иметь внутреннюю действительность. Искушение, как внешнее явление, без соответствующей внутренней действительности, не имеет значения. И, конечно, евангельские свидетельства о том, что в пустыне ко Христу приступал искуситель, получают полный смысл только под тем условием, что предложения диавола были действительным искушением для Иисуса Христа. Внутренняя действительность Его искушений не может подлежать сомнению. – Какова же была эта действительность? Апостол Павел называет Иисуса Христа αρχιερα, πεπειρασμνον κατ πντα καθ’ μοιτιτα χωρς αμαρτας, – первосвященником, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха, – точнее по славянскому переводу: искушена по всяческим по подобию, разве греха ( Ebp. IV, 15 ). Полное подобие нашим искушениям ( κατ πντα καθ ομοιτητα) и безгрешность ( χωρς μαρτας) составляют, по мысли апостола, две границы, обнимающие область искушений Иисуса Христа по их внутренней действительности. Руководясь этими указаниями ап. Павла, богословская наука должна определить внутренний характер искушений Иисуса Христа как безгрешных, но по всему подобных нашим. Вопрос о внутренней действительности искушений Господа Иисуса далеко не из легких богословских вопросов. Искушения Христа должны быть по всему подобны нашим. Это подобие, по учению того же апостола Павла, имеет глубокое значение в деле искупительного служения Христа. Сам претерпевший в искушениях, Он может помочь и искушаемым ( Ebp. II, 18 ). Мы имеем, восторженно пишет апостол, не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи ( Ebp. IV, 15. 16 ). – Но наши искушения греховны. Большинство из них возникает всецело из наших греховных наклонностей, гнездится своими корнями в нашем греховном сердце; наконец, каждое искушение, хотя не кончалось бы греховным делом, хотя шло бы извне, неизбежно встречает в нас греховные расположения 125 . Христос же был безгрешен. Самое подобие Его искушений нашим имеет все свое значение неразрывно в связи с тем, что Он был искушен без греха. Посему подобие искушений Христа нашим не противоречит ли Его безгрешности? А Его безгрешность не уничтожает ди действительности Его искушений?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

ГЛАВА ПЕРВАЯ Павел, волею Вожиею (δια θελματος Θεο) Апостол Иисуса Христа. Павел, волею Вожиею (δια θελματος Θεο) Апостол Иисуса Христа. Смотри, предлог δια он отнес к Отцу, — и заметь, — это для ариан. Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе. Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе. Смотри, какая в то время была добродетель: святыми и верными он называет мужей мирских, имеющих жен и детей. А теперь и в горах и пещерах не таковы. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Сказав: благодать, прибавляет: от Бога, Отца нашего, дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Вот и Бог и Отец одного и Того же Христа: Бог как воплотившегося, а Отец как Бога Слова. Благословивший нас во Христе (Иисусе) [ 1 ] всяким духовным благословением. Благословивший нас во Христе (Иисусе) [ 1 ] всяким духовным благословением. В отличие от иудейского благословения он назвал это духовным. Ибо то было более телесным. Бог благословит, сказано, плод чрева твоего (Втор.7:13); и благословит вхождение твое и исхождение твое [ 2 ]. Здесь же всякое благословение духовное, и ни в чем у нас нет недостатка. Ибо мы сделались бессмертными и сына ми Божиими, и сонаследниками Христа, и начаток наш приемлет поклонение от вышних сил. Посему справедливо сказал: всяким благословением, потому что нам даровано все божественное и духовное. Во Христе. То есть чрез Иисуса Христа дано нам благословение, а не чрез Моисея, как иудеям. Поэтому не только качеством благ, но и посредником отличаемся от них. В небесах. В небесах. Как бы поясняя, почему наше благословение духовно, он говорит: в небесах. Ибо благословение иудеев было на земле, а посему и телесно: «благая (говорится) земли снесте; землю текущую медом и млеком; благословит Господь землю твою» (Пс. 127, Исх.33, Числ.13:14, Втор.11:27 и 31). А здесь ничего нет земного, но все небесное. Поэтому-то и духовно наше благословение. Ибо Царство Небесное обещано нищим, и гонимым — великая награда на небесах (Мф. 5:3).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Затем, в следующих стихах, апостол не только вообще, как в Флп. 2:5 , но in specie (в частности. – Прим. ред. электронного издания) чертит главные моменты богочеловеческой жизни, в которых проявилось смиренномудрие Христа, которые были порождены этим настроением, лежащим в основе всякой самоотверженной деятельности. И это изображение основных чувствований Иисуса Христа, хотя имеет в такой связи, по-видимому, вводное значение, даётся у апостола с вниманием, отвечающим важности предмета, в выражениях, поражающих экспрессивностью и изысканностью, и в такой полноте, что не только раздельно указываются моменты самоуничижения Христа, но и описывается последовавшее за самоуничижением прославление Его от Бога Отца: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ( Флп. 2:6 ); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам; и по виду став как человек ( Флп. 2:7 ), смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2:9 ), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2:10 ), и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:11 ). Первый вопрос, который возникает при чтении апостольских слов и на который даются разнообразные ответы, относится к субъекту, обозначенному у апостола именем Христа Иисуса: Флп. 2 ν Χριστ ησο, Флп. 2 ς. Кого апостол разумеет под этим именем: предвечного ли Сына Божия, Который уничижил Себя уже при вхождении в мир ( εσερχμενος ες τν κσμον: Евр. 10:5 ), при Своём воплощении, явив нам образ божественной кротости ( λγου θεο κατβασις)? или человека Иисуса, Который показал в Своей земной жизни образец человеческого смирения? Употреблённое апостолом имя Христос Иисус одинаково допускает и тот и другой смысл 6 . Различные ответы на этот вопрос в большинстве случаев определялись и определяются общими воззрениями на лицо Иисуса Христа. Восточные отцы и учители церкви разумеют под именем Иисуса Христа единородного предвечного Сына Божия, Который был Богом и имел не менее Отца 7 ; впрочем, западные отцы и учители относили имя Иисус Христос к Богочеловеку и подвиг уничижения приурочивали уже к земной жизни Иисуса Христа 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но, когда человек познаёт свою греховною нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию пред Богом, желание стать праведным пред Ним. Он начинает алкать и жаждать правды – оправдания пред Господом. Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть сего оправдания. Однако оставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но голода своего утолить не может. Он не имеет средств, чтобы загладить грехи, которыми оскорбил Бога, нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как все существо его, душа и тело заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому они насытятся ( Мф. 5:6 ). Он Сам указывает им путь к достижению оправдания чрез веру в Него как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому под правдой Божией в собственном смысле надо разуметь оправдание через веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него и были теми алчущими и жаждущими правды, которых ублажает Господь. Об этом же оправдании через веру в Иисуса Христа апостол Павел так говорит: Ныне, независимо от дел закона, явилась на земле правда Божия; правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим. 3:21–25 ). Но вера в Иисуса Христа, конечно, должна сопровождаться добрыми делами, потому что вера без добрых дел мертва есть ( Иак. 2:26 ). И Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14:15 ). Итак, блаженны алучщие и жаждущие правды через веру во Иисуса Христа, ревностно исполняющие святые заповеди Его. Ищущим оправдания через веру в Него обещает Господь насыщение, то есть успокоение, удовлетворение их духовной потребности. Как, поев и утолив жажду, получает человек подкрепление своих телесных сил, так же, с искренним желанием принимая веру во Иисуса Христа, утоляет человек свой душевный голод, оправдывается верою, успокаивается благодатью Святаго Духа, укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша греховная нищета прикрывается ими так, что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами, – елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Евангелист Марк повествует, что когда Иисус после преображения воспретил ученикам рассказывать о том, чт о они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых, – они недоумевали, чт о значит воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 ). Ясно, что здесь шла речь о чем-то другом, о чем-то новом, непонятном для учеников, а не о будущей жизни Иисуса. Таким образом, Ренан признанием предсказаний Иисуса Христа о Своем воскресении ( Мф.12:40 ; Лк.17:24–25 ) за достоверно-исторические разрушает всю свою историю жизни Иисуса. Иисус уже по этому одному не есть обыкновенный человек. Но с другой стороны, этим признанием, по отношению к вере учеников в воскресение Иисуса Христа, Ренан скорее подтверждает объективность события воскресения, чем субъективный его характер. Иисус предсказывал о Своем воскресении; ученики тогда не понимали Его, а теперь веруют, что Он воскрес. Не естественно ли отсюда логическое заключение, что Иисус воскрес? Иначе нужно отвергнуть пророчества Иисуса. Ренан указывает далее на то, что тогда иудеи верили, будто ветхозаветные праведники не действительно умерли, но их тела находятся живыми в Хевроне. Странно. Откуда знает Ренан об этом? У Ренана, кажется, один источник для всех сведений, как это и в его жизни Иисуса – это его собственная фантазия. Апостол Петр ясно говорит о Давиде: он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ( Деян.2:29 ). Петр говорит это в Иерусалиме и притом в праздник пятидесятницы, когда было там величайшее множество народа, и он упоминает об этом факте, как общеизвестном и ниоткуда не подвергающемся сомнению. И притом Апостол говорит об этом для доказательства воскресения Иисуса Христа. Он говорит, что Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не будет оставлена душа Его во аде, и плоть Его не увидит тления (ст. 31), и в доказательство на то, что действительно слова эти не относятся к Давиду, Апостол Петр указывает на то, что Давид сам еще и теперь во гробе пред нашими глазами, что он не воскрес и не возшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную мене (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего». Апостол опять обращает слово к великому Первосвященнику Иисусу Сыну Божию, начав говорить о Нем выше (гл. 3, 1–6). Он говорит о величии первосвященнического служения Иисуса Христа и о Его превосходстве перед первосвященником ветхозаветным для того, чтобы утвердить в читателях христианах из Евреев живую веру в Иисуса Христа и одушевить их постоянною ревностию к соблюдению заповедей Христовых. «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Христа, Сына Божия». Говоря так, св. Павел указывает на несравненное превосходство «первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). Это превосходство выражает он словами: «прошедшего небеса». Ветхозаветный первосвященник имел то превосходство пред священниками, что как образ великого Первосвященника Иисуса Христа, он однажды в год входил «во святое святых». А Иисус Христос, как Первообраз, которого предызображали все ветхозаветные первосвященники, вошел не во святое святых, чтобы там, подобно первосвященнику по чину Аарона, принесть кровавую жертву пред ковчегом завета, как пред лицем Божиим, но как Агнец, предвечно закланный ( Откр.13:8 ), Самого Себя принесший на кресте в жертву за грехи мира; Он прошел небеса, т. е; вознесся превыше всего сотворенного, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ), т.-е. воспринял и по человеческому естеству Божескую славу, стал вечным Ходатаем Бога и человеков, как единородный Сын Божий, истинный Бог, возвеличивший Божескою славою и наше человеческое естество, воспринятое Им в нераздельное единение с Своим Божеским лицем. «Имея Первосвященника великого». Ветхозаветные праведники желали видеть сего первосвященника, и не видели ( Мф.13:17 ); а нам Отец небесный даровал это счастие ( Ин.3:16 ; Рим.8:32 ); мы верою имеем общение с Господом Иисусом, и в Нем получаем жизнь вечную ( 1Ин.5:11–13 ). «Будем твердо держаться исповедания нашего». Помышляя о таком величии нашего первосвященника, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться нашей православной веры, той веры, которой научил нас Сам великий первосвященник Иисус Христос, которую приняли от Него избранные ученики Его и Апостолы и все слушавшие Его и уверовавшие в Него, а от сих и все принявшие Христово учение, и последующие учению и руководству православной Церкви. Будем постоянны и непоколебимы в исповедании нашей веры среди всяких скорбей, гонений, соблазнов и обольщений, с твердою надеждою на Господа Иисуса, Спасителя нашего. Блаженный Феодорит говорит: «Исповеданием наименовал нашу веру; ибо исповедуем, что мы веруем, не только в Отца и Сына и Святого Духа, но и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, и в царство небесное» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Проповедь славы Имени Господа нашего Иисуса Христа во всех языках есть апостольское послушание веры, принятое ими от Самого Господа. Поэтому в послушание веры они не щадили своей жизни за Имя Господне. Имя бо Божие вами хулится во языцех ( Рим. 2:24 ) А в последние времена восхулили Имя Божие ослеплённые лжеверием имяборцы. Имяборчество – страшная ересь предконечных времён! Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, чтоб проповедано было Имя Мое по всей земле ( Рим. 9:17 ). Проповеданное во все времена и по всей Земле, Имя Божие восхулилось с двадцатого века имяборцами, ложно представляющими о себе, что они православные. Из Первого Послания к Коринфянам Церкви Божией, сущей в Коринфе, освящённым о Христе Иисусе званным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, тем же и нашем ( 1Кор. 1:2 ). Молитва Иисусова – призывание во всяком месте Имени Господа нашего Иисуса Христа – происходит от самих времён апостольских. Призывающие всегда, во всяком месте, имя Господа Иисуса именуются Апостолом Павлом «освящёнными о Христе Иисусе» и «званными святыми». Какая благодать Божия непрестанно призывать в молитве Иисусовой это «Святое Имя Его», каким нарекла Его Сама Пресвятая Богоотроковица Дева Мария, с верою в Его Божество! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради, помилуй нас грешных!.. Молю же вы, братие. Именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголите ecu ( 1Кор. 1:10 ). Но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Это есть апостольское свидетельство о действии Имени Господа Иисуса в деле Искупления человека от греха, проклятия, вечной смерти и власти диавола. Это формула, констатирующая факт оправдания нашего силою крестных страданий Искупителя, выражаемых или означаемых именем «Иисус». И, как утверждённая Богом через Апостола, эта формула принята Церковью в последование святого Таинства Крещения, в так называемый «чин измовения». Таинство совершается, по заповеди Спасителя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сила этого таинства ещё раз подтверждается словами Апостола: И такими были некоторые из вас (т. е. блудники, идолослужители, прелюбодеи, мужеложники, пьяницы, хищники, злоречивые и прочие, которые не наследуют Царствия Божия), – но омылись, но освятились, но оправдались Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Апостолы пребывают в молитве вместе «с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его». Это упоминание очень важно, поскольку дает представление о том, кто, помимо одиннадцати апостолов, входил в первоначальную церковную общину. Под «некоторыми женами» 158 понимаются женщины, которые следовали за Иисусом при Его жизни. В Евангелии от Луки упоминание об этих женщинах относится к началу Его общественного служения: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Повествуя о распятии Иисуса, евангелист Марк отмечает: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними были и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк. 15:40–41 ). Женщины, следовавшие за Иисусом, многократно упоминаются и другими евангелистами в других контекстах. Они являются постоянными героинями рассказов о воскресении Христа во всех четырех Евангелиях. Матерь и братья Иисуса также не случайно включены автором Деяний в список Его последователей. В синоптических Евангелиях о них упоминалось в последний раз только в связи с эпизодом, в котором они стояли за дверью, когда Иисус проповедовал; вместо того чтобы выйти к ним, Он указал на учеников и сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:49–50 ; ср.: Мк. 3:31–34 ). К этому можно добавить информацию из Евангелия от Иоанна о неверии братьев Иисуса в Него ( Ин. 7:1–5 ) и из Евангелия от Марка о том, как родственники хотели взять Иисуса обратно в семью, подумав, что Он сошел с ума ( Мк. 3:21 ). Свидетельства Иоанна и Марка относятся к начальному периоду служения Иисуса, когда имел место конфликт между Иисусом и Его родственниками по плоти 159 . Как долго продолжался этот конфликт, неизвестно. Однако мы видим Матерь Иисуса стоящей у Его креста ( Ин. 19:25 ), а о братьях узнаем из Деяний. Это означает, что в какой-то момент – раньше или позже – родственники Иисуса по плоти не только примирились с Его образом жизни, но и стали Его последователями. Одному из «братьев Иисуса», Иакову, будет отведена важная роль в формировании иерусалимской церковной общины ( Деян. 12:17; 15:13; 21:18 ; 1Кор. 15:7 ; Гал. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Второй образ ношения язв Господа Иисуса у христиан бывает, когда кто-либо, желая идти совершеннейшим путем спасения и стараясь совершеннее угодить Богу, умерщвляет тело свое разными видами умерщвлений, как те, например, которые отверглись мира и себя самих, которые заковали себя железными поясами и веригами, которые облеклись в колючие власяницы, которые приводили в немощь плоть свою различными видами умерщвлений, даже до ран и изнеможения тела. Это знают те, о которых говорит апостол: «Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр. 11, 37–38 ). Подвиги и труды их, хотя они и добровольны и совершаются без пролития мученической крови, суть как бы язвы, и язвы Христовы, которыми хвалится и апостол Павел после многих самоумерщвлений: «Я, – говорит он, – ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Тот же святой апостол Павел вменяет умерщвления наши в страдания Господа, говоря: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2Кор. 4, 10 ). Слушайте: «В теле мертвость Господа Иисуса». Умертвили ли мы себя с помощью Божией, умерли ли для греха – эта мертвость наша есть мертвость Господа Иисуса, ибо мы – тело Его, согласно Писанию: «вы – тело Христово, а порознь – члены» ( I Kop. 12, 27 ). И как мы сами не свои, а Христовы, по словам Писания: «вы не свои... вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. б, 19–20), ценою Крови Христовой, так и все добрые дела наши, все подвиги и труды наши, все умерщвления наши – не наши, а Христовы, как совершаемые с Его помощью: «без Меня, – говорит Христос, – не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Итак, умерщвляющий себя носит в теле своем «мертвость Господа Иисуса», носит «язвы Господа Иисуса на теле своем». Третье ношение язв Господа Иисуса – в боголюбивом сердце, которое как невидимо, так и неисследимо и непостижимо. Ибо кто может познать тайны сердца? Два первые образа ношения язв Господа Иисуса – страдание за Христа и самоумерщвление – не для всякого выполнимы; третий же образ – ношения язв Господних в сердце – возможен для каждого христианина, только бы он пожелал этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Иисус осуждает образ действий Иоанна (ст. 39) и углубляет принцип разделения, который уже лежал в основании Его вопроса. Принцип разделения устанавливается в ст. 40: «Кто не против нас, тот за нас» 35 . Для надлежащего его понимания он должен быть сопоставлен с другим принципом разделения, который сохранен в Мф. ( Мк.12:30 ) и Лк. ( Мк.11:23 ). В Лк. приводится и наш принцип (Лк. Мк.9:50 ). Второй принцип звучит так: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. Мк.12:30 ). Можно ли согласовать эти два принципа? Заслуживает внимания, что в нашем случае Иисус говорит о тех, кто не против Его и учеников, а во втором – о тех, кто не с Ним. Вопрос: с Иисусом или против Иисуса, каждый должен поставить самому себе. Это разделение внутреннее. В конечном счете, существенно только оно. Когда Иисус, как в Мк., говорит о Себе и учениках, Он имеет в виду общину учеников вокруг Него как центра. В дальнейшем Он говорит об учениках. Ударение – на внешнем, объективном факте. Это понял Лука, и слово Иисуса передал так ( Мк.9:50 ), как оно стоит в позднейших списках Мк. Но Господь не хочет отрицать значение и за внешним фактом. Он продолжает Свою мысль так: «Ибо кто (так – по-гречески, по-русски: «и кто») напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (ст. 41). По самой своей форме ст. 41 возвращает нас к ст. 39. Очевидно, чудо именем Иисуса уже предполагает готовность послужить и Его последователям. В самом деле, что означает совершение деяния во Имя Иисуса? В свете ст. 41 раскрывается значение предыдущих указаний. Господь говорит: «Во имя Мое» (ст. 37, ср. ст. 39); ученики «Именем Твоим» (ст. 38). Какое это имя? Оно ясно уже из контекста. Господь раскрывает перед учениками сущность мессианского служения. Его Имя есть Имя Его как Мессии. В ст. 41 это сказано прямо: «Потому что вы Христовы». Чудо именем Иисуса есть чудо Его именем как Христа. Очевидно, сознание Его Мессианства начало пробуждаться и вне круга Его ближайших учеников. Наличность этого сознания сообщала и внешнему разделению его положительное значение. Это – то же, что знал и ап. Павел. Он писал к Коринфянам: «Никто говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. Мк.12:3 ). Фактически, оба принципа разделения между собой совпадают. Иначе и не может быть. К кому относится ст. 42? По связи со ст. 36–37, как будто, к детям. Но дети даны как образы умаления, а ссылка на детей вызывает вопрос Иоанна, который является исходной точкой для нашего поучения. Из предыдущего ясно, что совершение чуда во Имя Иисуса уже предполагает веру в Него как в Мессию. Эту веру Господь ценит. Ст. 42 относится, несомненно, к тому, кого вера подвигает к совершению чудес во имя Иисуса, но кто еще не имеет решимости прямо пристать к Его ученикам. Предостережение звучит сурово.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010