Скачать epub pdf 13. Св. апостол Матфий Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» ( Лк.2:25 ). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов ( Лк.10:1 ). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо ( Деян.1:21–23 ). После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс.68:26 ), написано еще: достоинство его да приимет другой ( Пс.106:8 ). Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов ( Деян.1:15–26 ). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же     Прот. Полотебнов а    1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1:3).     Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1:1—4, и 24, 49—52. Книга - в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19:11—13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1:1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1:3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

(Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.) Здесь Господь говорит 70-ти Апостолам тоже, что говорил ранее 12-ти. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл. Лк.10:13 . Гóре тебе, хоразине, гóре тебе, Вифсаидо: яко áще в тире и Сидóне быша силы были бывшыя в вáю, дрéвле ýбо во врéтищи и пéпеле седяще покаялися быша: Лк.10:14 . обáче тиру и Сидóну отрáднее бýдет на суде, нéже вáма. (Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.) По еванг. Матфею, такие точно слова были высказаны Господом после речи Его к народу об Иоанне, Его Предтече ( Мф.11:21, 23 ). Хоразин, Вифсаида, это были галилейские города, лежавшие недалеко от Капернаума (Галилея – одна из частей Палестины). Апостолы Андрей, Петр и Филипп происходили из Вифсаиды. Какие именно чудеса явлены были в этих городах, – в Евангелии нигде не сказано: так как о многих из чудес Христовых не сказано в нем, как говорит еванг. Иоанн ( Ин.20:39 ). Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морскою торговлею, города Финикии, области, соседней с Иудеею, главною частию Палестины. Жители их отличались роскошью. Господь говорил, что даже привыкшие к роскоши и порочные жители и этих городов покаялись бы и обратились к вере в Бога и Спасителя, если бы в них сотворены были Иисусом Христом такие чудеса, какие Он сотворил в городах Хоразине и Вифсаиде (быша силы были бывшия в вас). Во вретище и пепле. Вретище, это широкая и грубая одежда бедных людей. Ее надевали и богатые в знак печали: при этом еще посыпали голову пеплом или пылью ( Иов.1:21, 2:12 ). Отраднее будет на суде и дал. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл. Лк.10:15 . И ты, капернаýме, иже до небéс вознесыйся, до áда низведéшися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Следовательно, Ему, как Спасителю мира, необходимо избрать таких руководителей, и Он избирает их в лице Апостолов. Мк.3:14 . И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, Мк.3:15 . и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; И сотвори (поставил из них) дванадесять (двенадцать), т. е. из многих Своих учеников и последователей Иисус Христос избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Они долженствовали быть как бы патриархами новых будущих 12 колен нового Израиля ( Откр.21:14 ), т. е. христиан. Впоследствии Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на всякое колено. Да будут (чтобы были) с Ним и да посылает их проповедати, т. е. чтобы эти избранные Христом ученики были свидетелями всей Его жизни, учения и чудес, были постоянными Его учениками и помогали Ему, когда Он пошлет их, в деле Евангельской проповеди и в устроении новозаветной Церкви: отчего они получили название Апостолов, что значит с греч. посланников. И имети власть целити недуги (исцелять от болезней) и пр. Т. е. Господь дал Своим Апостолам–проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника; так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – „дабы удивляя чудесами“, пишет Блаж. Феофилакт, „они приобретали внимательных своему учению слушателей“: потому что чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий. Мк.3:16 . поставил Симона, нарекши ему имя Петр; Мк.3:17 . Иакова Зеведеева и Иоанна брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть, сыны громовы; И нарече Симону имя Петр. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. Ин.1:42 ). Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А.М. Смулов 5. Кирилло-мефодиевская миссионерская традиция: этапы, методы и их развитие в последующие века Перейдем к рассмотрению методов миссионерской работы Православной Церкви. В с. 27] сказано совершенно верно: «Что касается методов, которыми русские пастыри [читай: «миссионеры» – С.А.М.] должны руководиться для достижения своих целей в деле внутренней миссии, то они так же многочисленны и разнообразны, как многочисленны и разнообразны отступления и уклонения от истиннаго учения и нравственности». И там же отмечено: «Выработать же для внутренней миссии какой-либо определенный метод и им руководствоваться всегда и везде – нет никакой возможности, так как христиане, составляющие Церковь , если прежде всего индивидуумы и, в силу своей индивидуальности, по-разному воспринимают евангельское учение, по-разному реагируют на все окружающее их». Безусловно, что сказанное верно и для внешней миссии. Кроме того, отмеченное определяет бесконечную инвариантность (изменчивость) миссионерских методов во времени и обстоятельствах. Практически единственным трудом, систематизирующим, хоть в какой-то степени, методы миссии является, уже упомянутая выше, работа Ниже приведем ряд основополагающих, специфических и исторически зарекомендовавших себя методов, применяемых в Благовестии. Перечислим эти методы и дадим их краткую характеристику: 1 . Проповедь – один из важнейших методов работы миссионера. Господь Иисус Христос указывал апостолам из 12-ти: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.10:7 ). При этом Он определил: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; …» ( Мф.28:19–20 ). Проповедь должна свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, его земном служении, возвещать Евангелие, говорить о Спасении с. 128–129]. 2 . Чудеса – специфический метод, неотъемлемая часть миссионерских деяний, подтверждающий истинность проповеди и величие веры с. 129]. Святой апостол от 70-ти и евангелист Лука, спутник св первоверховного апостола Павла, в книге «Деяния святых апостолов» указывает на молитвенное обращение ко Господу: «… ныне, Господи, … дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» ( Деян.4:29–30 ), которое и было исполнено в Божественном чуде немедленно, исполнялось и исполняется во все последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Когда побивали камнями святого первомученика Стефана, еврейский юноша по имени Савл одобрял это убийство. Савл и сам участвовал в преследовании христиан. Он испросил у первосвященника позволения на продолжение гонений в Дамаске. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:3-9 ). В 37 г. в Дамаске Савл принял от Анании Святое крещение с именем Павел, став затем первоверховным апостолом. Апостол Павел из колена Вениаминова родился в Тарсе Киликийском в 5 г., когда Христу было 9 лет. При обрезании он получил имя Саул (Савл) в честь первого царя из этого колена. Вероятно, что с детства он получил и созвучное латинское имя, возможно, даже родовое – Павел. Родители-фарисеи получили римское гражданство , которое наследовал Савл. У родителей было двое детей: Савл и его сестра. В юные годы в Тарсе Савл изучил греческий язык, хотя мыслил по-еврейски. Для завершения образования он был направлен в Иерусалим к Гамалиилу. По раввинскому правилу сын должен иметь ремесло, и мальчик стал скиниетворцем . Но вряд ли Павел был талмудистом. Он цитирует Писание по «70-ти», что недопустимо для талмудиста. Павел получил хорошее эллинистическое образование. Ревность о Боге была причиной того, что Павел был девственником. Благовестническая деятельность ап. Павла делится на 3 периода: 1й период – время приготовления (около 7 лет). Благовествуя в синагогах, Павел через прозелитов выходил на язычников, сначала в Дамаске, а затем в аравийских странах, где в течение 3х лет он в уединении осмысливает и приводит в систему сообщенное Святым Духом. Затем ап. Павел вновь отправляется в Дамаск, а затем в Иерусалим, чтобы показать верующим, что он не отстраняется от 12-ти. В Антиохию для обращения язычников был направлен Варнава, который своим помощником взял Павла. После года трудов они были посланы (в 44 г.) в Иерусалим с пожертвованием для беднейших христиан.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Следующий вопрос – о сохранности Церкви и ее исповедания веры с дня Пятидесятницы до современности. Все протестанты и неопротестанты учат о том, что Православная Церковь отступила от Первоапостольской Церкви. Адвентисты обвиняют в отступлении от почитания субботы и законов кашрута – чистой и нечистой пищи согласно определениям Пятикнижия Моисеева; баптисты в том, что православные крестят младенцев; пятидесятники, что якобы Церковь утратила крещение «святым духом», если нет дара говорения на иных языках и ежедневного чуда и прочее. Несмотря на все их расхождение между собой в вероучительных заблуждениях (основные особенности мы рассмотрим ниже), всех их объединяет одно мнение – отступление Церкви от веры после апостольского периода. В начале работы уже было сказано об условиях принадлежности к Церкви и признаках отпадения от Нее. Один из таких признаков, который утеряли сектанты – апостольская преемственность. Русская Православная Церковь имеет преемственность от святого Андрея Первозванного. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – 179-й от Апостола Андрея 27 . Апостольская преемственность передается от избранных Апостолов – от 12-ти и от 70-ти. Отсутствие преемственности говорит о самочинной организации собравшихся и объявивших себя церковью, но к Церкви Христовой никакого отношения не имеющих. Преемственность – это не просто формальная передача власти. Через преемственность передается благодать Святого Духа от дня Пятидесятницы до настоящего времени. Апостол Павел пишет своему преемнику епископу Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Итак, дары Духа Святого передаются согласно преемственности. Без нее любая организация, именующая себя «христианской церковью», безблагодатна. Когда мы говорим об апостольской преемственности, то необходимо рассмотреть вопрос об обращении Савла, будущего Апостола Павла. История с его обращением описывается в книге Деяний Апостолов, глава 9. Отвергая апостольскую преемственность и ссылаясь на эту историю, возникает учение о том, что как Апостол Павел не входил в число учеников и был призван внезапно, так и нам встретился Христос на пути и мы уверовали в Него. В ответ на такое недоразумение можно предложить внимательно прочитать тест : «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9, 3–5 ). Обычно, дочитывая до этого места, адептам втолковывают, что нет необходимости ни в какой преемственности, ведь мы, как и Апостол Павел, призваны Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Таким образом, последние годы 70-ти-летнего старца, испытавшего уже пять гонений, были проведены им в Александрии, но всё же в постоянной борьбе против различных ересей, колебавших Церковь , и в неутомимых стараниях водворить мир и согласие в потрясаемой Церкви. В 373 г. упокоился от земного подвига своего этот непоколебимый и могучий защитник Православия, пребыв до 80-ти летней жизни верным и самоотверженным конца своей служителем и столпом всей душой возлюбленной им Церкви Христовой. Много сочинений осталось после св. Афанасия, – и не было бы столько уклонений от Православия – в виде различных сект всё более и более, и в наше время в особенности, распространяющихся искателей религиозной правды вне Откровения, если бы они изучали со всем душевным вниманием вдохновенные писания этого и подобных ему вселенских учителей и отцов Церкви. Страдание св. мучеников: Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому Римлянину, именем Катулу язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова Апостола: «Рабы, во всём будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, со страхом Божиим; и всё, что вы ни делаете, делайте от души, и как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаянии от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Иисусу Христу!» ( Кол.3:21–24 ). В том же духе смиренного подчинения своей участи воспитывали эти Боголюбивые люди и детей своих Кириака и Феодула. Между тем, придя в возраст, дети стали тяготиться тем, что им приходилось жить с язычниками и таить от них свою веру. – Уйдём от нечестивых, – говорили они своей матери, – ведь сама же ты научила нас Священному Писанию , в котором сказано, чтобы удаляться от нечестивых... и зачем скрываем мы от них нашу веру? Не лучше ли смело высказать господину нашему, что мы христиане? Если он убьёт нас, то мы знаем, что нам предстоит вечная жизнь с Христом Богом. Чего же бояться нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 28 1–11. Предсказание и символическое действие, совершенное пророком Ананией. 12–17. Ответ Иеремии на это предсказание. Иер.28:1–11 . В противоположность Иеремии, утверждавшему, что плен вавилонский продолжится 70 лет, некто Анания из Гаваона стал говорить, что ему будто бы открыто Богом другое, именно, что этот плен продолжится только два года, и что спустя два года из плена вернется даже царь Иехония. Иеремия на это сказал, что Ананию можно будет признать истинным пророком только тогда, когда его пророчество сбудется. Тогда раздраженный Анания разломал то ярмо, какое носил на себе Иеремия. Иер.28:1 .  В тот же год, в начале цар­с­т­во­вания Седекии, царя Иудейского, в четвертый год, в пятый месяц, Анания, сын Азура, про­рок из Гаваона, говорил мне в доме Го­с­по­днем пред глазами священ­ников и всего народа и сказал: Анания, как происходивший из священнического города Гаваона, вероятно, и сам был священник. Иер.28:6 .  и сказал Иеремия про­рок: да будет так, да сотворит сие Го­с­по­дь! да исполнит Го­с­по­дь слова твои, какие ты про­изнес о воз­враще­нии из Вавилона сосудов дома Го­с­по­дня и всех плен­ников на место сие! Иеремия хочет сказать: «хорошо бы было, если бы твое предсказание на самом деле осуществилось!» Иеремии самому было тяжело предсказывать 70-ти летний плен своему народу. Иер.28:8 .  пророки, которые издавна были пре­жде меня и пре­жде тебя, пред­ска­зывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Истинность призвания пророка Иеремия здесь доказывает тем, что пророк говорит неприятное слушателям и этим подвергает себя опасности. Значит, уже велико было действие Духа Божия, заставлявшего говорить пророков в таком тоне, если они все-таки говорили! Отсюда можно заключить о том, что они были истинные посланники Божии. Иер.28:9 .  Если какой про­рок пред­ска­зывал мир, то тогда только он при­знаваем был за про­рока, которого истин­но по­слал Го­с­по­дь, когда сбывалось слово того про­рока. Моисей ( Втор 18.22 ) повелевал только тогда признавать известного человека за пророка, когда какое-либо пророчество его сбудется.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010