С. сохранился в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Со 2-й пол. XI в. наиболее распространенным становится изображение Е. C. с куколем на голове. В куколе, коричневой монашеской мантии, с раскрытым свитком в левой руке он представлен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря (кон. XI - нач. XII в.); в алтаре церкви мон-ря прп. Неофита на о-ве Кипр (ок. 1183); Боянской ц. (1259). В соборе мон-ря Милешева фигура Е. С. на одной из лопаток стен, разделяющих композицию «Страшный Суд», распознается по надписи на свитке; предположительно Е. С. изображен в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1263-1268); ц. прп. Ахиллия Ларисского в Арилье, Сербия (1296); ц. ап. Петра в Расе, Сербия (посл. четв. XIII в.); ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); ц. св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359); трапезной Протата на Афоне (нач. XIV в.); церкви мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (1381-1389); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); собора Нямецкого Вознесенского мон-ря, Румыния (1497). В иконописи изображения Е. С. известны в основном в составе избранных святых и на минейных иконах: триптих (нач. XIV в.) и «Большой Деисус, со святыми» (2-я пол. XV в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В поствизант. период наряду с изображением Е. С. среди монашеских образов (росписи собора Каламбаки, Греция (XVI в.); мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654); мон-ря Хурези, Румыния (1654)) получила распространение сцена успения Е. С. Истоки этой иконографии - в к-польской живописи XIV-XV вв. Одно из таких произведений описано в экфрасисе 1-й пол. XV в., приписываемом Марку или Иоанну Евгенику. Эта сцена встречается в минологиях среди иллюстраций текста Жития Е. С.: миниатюры Минология 1327-1340 гг. (Bodl. Oxon. Fol. 1, 26r). Один из ранних памятников, представляющий развернутый вариант этой иконографии,- образ 1457 г.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и Христос» ( Greg. Pal. Hom. 11; рус. пер.: Григорий Палама, свт. Беседы. М., 1994. Т. 1. С. 109; см.: Царевская. 2007. С. 183). Так же парно в медальонах полуфигуры Авраама и И. были представлены на зап. склоне сев. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), на зап. и вост. склонах на сев. подпружной арке в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря в Вел. Новгороде (нач. XV в.?). Ростовой образ И. помещен между окнами барабана в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (1563-1564), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (1641) и др. Фреска «Встреча Исаака с Ревеккой» украшает внешнюю стену зап. галереи ц. прор. Илии в Ярославле (50-е гг. XVII в.). Вероятно, к XIII в. относится икона с праотцами Авраамом, И. и Иаковом из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou A., Sotiriou M. G. Icônes du Mont Sinai. Athenes, 1956. Vol. 1. Fig. 181). «Жертвоприношение Исаака» представлено также на т. н. большом саккосе митр. Фотия (1414-1417, ГММК). Единолично И. изображен на иконах, входящих в праотеческий ряд высокого иконостаса. Самый ранний пример - ростовая икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., вклад в собор Бориса Годунова). Подобные иконы происходят из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК) - полуфигура на архитектурном фоне, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1652, КГОИАМЗ), Вознесенского собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (ок. 1679, ГММК), Рождественского собора Антониева мон-ря (кон. XVII в.), Троицкого собора Троице-Сыпанова мон-ря в Нерехте (1679-1680, КГОИАМЗ), Покровской ц. с. Селезениха Лихославльского р-на Тверской обл. (кон. XVIII в., ГНИИР) и мн. др. В цикле «Страшный Суд» И. изображается вместе с Авраамом и Иаковом в раю: у сидящих на престолах ветхозаветных патриархов (или только у Авраама, как, напр., на фреске Успенского собора во Владимире, 1408) за пазухами видны детские фигурки - души праведных.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ПАНТАНАССА» [Греч. Παντνασσα, «Всецарица»], один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей. В научной историографии - наименование одного из иконографических типов образа Богоматери в искусстве визант. традиции. Эпитет «Пантанасса» впервые встречается в трудах свт. Василия Великого († 379), позже - свт. Германа Константинопольского († до 754). Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) В средневизант. период на о-ве Св. Гликерии (совр. Инджир-Адасы, Турция) в Мраморном м. существовал мон-рь Богородицы П.- τς Παντανσσης γας Θεοτκου ( Janin. Grands centres. 1975. P. 56-57). В 1142 г. он был заново освящен; возможно, в связи с этим в 1136-1155 гг. для мон-ря была изготовлена иллюстрированная рукопись Слов Григория Назианзина, заказанная игуменом к-польского мон-ря Пантократора Иосифом Агиогликеритом (ныне в мон-ре вмц. Екатерины на Синае - Sinait. gr. 339). XII веком датируется свинцовая подвесная печать братии этого мон-ря (Dumb. Oaks. Seals 3. N 63.1). В кон. XII в. вдовствующей имп. Марией Антиохийской был основан, а при имп. Исааке II (1185-1195) достроен мон-рь Богородицы П. в К-поле ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 225). В XIV-XV вв. его посещали мн. паломники: т. н. Армянский Аноним, Стефан Новгородец (ок. 1350), дьяк Зосима (1419-1422), т. н. Русский Аноним (1424-1434), к-рые оставили описания обители и ее святынь ( Majeska. 1984. P. 377-379). Известна базилика Богородицы П. в Афинах (постройка VII-X вв.), с XIII по XVII в. бывшая монастырской, а после 1690 г. ставшая приходской церковью. Древнейший сохранившийся мон-рь, посвященный Богородице П., расположен в Мистре (1428), в нем находится одна из наиболее известных икон «П.» (XIX в.), другая, почитаемая чудотворной (XVII в.),- в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне, старец Иосиф Исихаст (1897-1959) принес ее из Нового Скита.

http://pravenc.ru/text/2578838.html

Лит.: Gardthausen V. Catalogus codicum graecorum sinaiticorum. Oxonii, 1886; Описание греч. рукописей мон-ря св. Екатерины на Синае/Ред., доп.: В. Н. Бенешевич. СПб., 1911. Т. 1; 1914. Т. 2; Пг., 1917. Т. 3. Вып. 1; Checklist of Manuscripts in St. Catherine " s Monastery, Mount Sinai, microfilmed for the Library of Congress, 1950/Ed. K. W. Clark. Wash., 1952; Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catharine " s on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970; Harlfinger D. et al. Specimina Sinaitica: Die datierten griechischen Handschriften des Katharinen-Klosters auf dem Berge Sinai: 9. bis 12. Jh. B., 1983; Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs/Éd. J.-M. Olivier. Turnhout, 19953; Σιν Ο θησαυρο τς Μονς Αγας Ακατερνης/Επ. Κ. Μανθης. Αθνα, 1990. Σ. 349-357; Τ να ερματα το Σιν/Επ. Π. Γ. Νικολπουλος. Αθναι, 1998. Э. П. А., Р. Н. Кривко Гимнографические рукописи греческого собрания представляют особую ценность не только как древнейшие, но и как имеющие структурные и содержательные особенности, к-рые не отражены в др. памятниках. Так, написанный на Синае Принстонский палимпсест, верхнее письмо к-рого - грузинское, а нижнее - греческое, датируемое VIII в., имеет особое значение для истории слав. богослужебной лит-ры. Греч. текст представляет собой фрагмент Ирмология с такой же структурой, как и древний славянский: ирмосы расположены в нем согласно порядку следования песней, а не гласов, как в совр. традиции. Др. греч. Ирмологии, имеющие такую структуру, неизвестны. Вмц. Екатерина. Икона. 1838 г. Киев. Мастер О. А. Белецкий (мон-рь вмц. Екатерины) Вмц. Екатерина. Икона. 1838 г. Киев. Мастер О. А. Белецкий (мон-рь вмц. Екатерины) Среди новонайденных в 1975 г. рукописей есть сборники таких жанров, к-рые ранее не были известны в визант. гимнографии. К ним относятся прежде всего 2 фрагмента Тропология (Sinait. gr. МГ 5, VIII-IX вв., и МГ 56, IX в.), до этого изученные только на основе сир. и груз. традиций. Фрагмент Sinait. gr. МГ 56 состоит из 5 листов, колофон указывает на палестинскую литургическую традицию, к к-рой принадлежит источник: Σν Θ(ε) τροπολγιον πασν τν γων ορτν παντς το τους κατ τν καννα τς Χριστο το Θ(εο) μν ναστσεως (С Богом Тропологий всех святых праздников всего года, согласно установлению [храма] Христа Бога нашего Воскресения [в Иерусалиме]). Тропологий Sinait. gr. МГ 56 начинается с полного текста службы предпразднству Рождества Христова. Др. новонайденный Тропологий (Sinait. gr. МГ 5) содержит богослужебные тексты подвижного и неподвижного круга, начиная со стихир предпразднству Рождества Христова (в начале рукописи лакуна) и заканчивая 2-м тропарем 7-й песни канона прав. Иосифу Аримафейскому 12 июня. После этой даты Тропологий обрывается.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Противоречия Синайских иерархов и Иерусалимских патриархов периодически обострялись. Так, в 1723 г. Синайский архиепископ протестовал против упоминания Синайской горы в титулатуре Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 323-327). Грамота К-польского патриарха от 1782 г. выводила Синай из подчинения Иерусалимскому престолу, однако обстоятельства и последствия появления этого документа неизвестны ( Воронов. 1871. С. 397-400). V. Бедуинское окружение. От XVI - нач. XIX в. до нас дошло значительное количество источников, позволяющих с большей степенью точности, чем для ранних эпох, реконструировать характер отношений монахов с бедуинами. Кочевники, населявшие юг Синайского п-ова, объединялись в конфедерацию Тавара (от 7 до 11 племен). Непосредственное окружение обители составляли монастырские «рабы», к-рые за особую плату обрабатывали сады в оазисах, привлекались для строительных работ, сопровождения паломников. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» мон-ря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе неск. десятков км. По договору с мон-рем они обязаны были защищать его от др. племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в мон-рь. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами мон-ря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом из плохой муки (для арабов в мон-ре с XVII в. существовала особая пекарня), маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. В голодные годы требования кочевников возрастали, Е. в. м. из-за экономических трудностей зачастую не мог откупаться от них, а то и совсем прекращал хлебные раздачи. Это приводило к конфликтам с бедуинами, к-рые захватывали подворья в оазисах, грабили караваны, шедшие в мон-рь, брали в заложники монахов и паломников, а иногда прямо нападали на обитель, обстреливая ее и пытаясь поджечь ворота. В мон-ре были ружья и неск. пушек, однако, памятуя о бедуинском обычае кровной мести, из них стреляли больше для психологического воздействия на нападающих. Ввиду фактически независимого статуса синайских бедуинов Е. в. м. в случае конфликтов редко апеллировал к суду каирских властей, предпочитая обращаться к посредничеству бедуинских шейхов, к-рые достаточно часто выносили решения в пользу монахов. Известны даже случаи тюремного заключения задолжавших или провинившихся бедуинов на Джуванийском подворье ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

В сев. певнице ц. ап. Андрея на Треске, расписанной митр. Иоанном Зографом в 1388-1389 гг. полуфигура М. И. располагается среди др. преподобных и анахоретов. Изображения М. И. в росписях визант. храмов вне минейного цикла часто встречаются в монастырских соборах. В соборе Протата (ок. 1290, мастер Мануил Панселин) М. И. с подписью «Омологитис» изображен в люнете окна на юж. стене наоса кафоликона в медальоне; он седовласый старец, с высоким лбом, недлинной седой бородой, крупным носом, глубоко посаженными глазами под кустистыми бровями, впалыми щеками и узкими, крепко сжатыми губами. На нем светлый плащ, темный куколь опущен, правая рука с благословляющим жестом поднята перед грудью, в левой - свиток, перевитый красной нитью. Гораздо больше изображений в рост сохранилось в росписях афонских храмов поствизант. времени: в наосе кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий), в литийном притворе кафоликона мон-ря Дионисиат (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас), на сев. стене в трапезной того же мон-ря (ок. 1553), в трапезной Вел. Лавры (3-я четв. XVI в., мастер Феофан Критянин). В некоторых росписях он предстает как личный покровитель заказчика росписи или строителя храма, как в декорации ц. свт. Николая Чудотворца черногорского мон-ря Подврх (1613-1614, мастер свящ. Страхиня из Будимли), на юж. стене нефа в ц. Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Сливница (Македония, XVII в.) или на вост. стороне юго-зап. столба, рядом с прп. Иоанном Дамаскином, в груз. монастыре во имя Креста Господня в Иерусалиме (1643-1644). Прп. Максим Исповедник. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Сливница, Македония. XVII в. Прп. Максим Исповедник. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Сливница, Македония. XVII в. К наиболее ранним иконам с образом М. И. можно отнести «Распятие Христово, с избранными святыми» в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (XIII в.), где на нижнем поле в чине преподобных и аскетов, в левом углу помещено изображение, подписанное именем М. И. Это средовек, у него худощавое лицо, короткие коричневые волосы и короткая острая борода.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

н. Триморф). Благодаря новым атрибуциям к комплексу добавились еще 4 иконы: архангелов Михаила, Гавриила и апостолов Петра, Павла. Смягченность линий силуэтов, весомость объемов, более определенный характер широких контурных линий, высветления, плавно и вместе с тем рельефно подчеркивающие форму, эмоциональная открытость образов отличают их от раннекомниновских памятников. В иконе «Прор. Илия» изографа Стефана, оставившего свою подпись на нижнем поле, также очевиден диалог с ранними образцами, переработанными с т. зр. пластики и движения. Прор. Илия изображен в рост, фронтально, с воздетыми в молении руками, лик его обращен вправо, к слетающему к нему ворону с хлебцем в клюве. Тонко варьируя оттенки 2 цветов - серого и охры, художник создал богатую колористическую гамму. Монументальный образ прор. Илии с обобщенными формами фигуры, тонко написанным ликом и необыкновенно изящными кистями рук напоминает изображение прп. Петра Монемвасийского на миниатюре из Синайского Евангелистария (Sinait. gr. 204. Fol. 5, кон. X в.), однако отличается от него динамикой позы и выразительностью тяжелых форм. Младенец Христос. Фрагмент мозаичной иконы " Богородица Одигидрия " 1200 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Младенец Христос. Фрагмент мозаичной иконы " Богородица Одигидрия " 1200 г. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В XIII в. получил распространение новый тип икон, в среднике к-рых представлено изображение святого, а в клеймах на полях - сцены его жития. Корпус житий прп. Симеона Метафраста уже к кон. Х - нач. XI в. нашел отражение в памятниках изобразительного искусства - в миниатюрах рукописей и монументальной живописи. Появление в 1-й четв. XIII в. житийных икон «Вмц. Екатерина», «Свт. Николай», «Св. Иоанн Предтеча», «Вмч. Георгий», «Вмч. Пантелеимон» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае свидетельствует о том, что к этому времени полностью сложилась и получила устойчивые формы традиция написания житийных циклов в иконе. Совершенство живописи и отточенность стиля характерны для каждой из этих икон.

http://pravenc.ru/text/387113.html

(ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд. «Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

родителей Пресв. Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос - в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах И. и А.; на мозаиках в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) - медальоны с оплечными образами; в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), в конхе апсиды - Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением»,- ростовые фигуры И. и А. в легком развороте к центру, в правой руке А. крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука И., левой он придерживает край гиматия; на мозаиках ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), полуфигуры И. и А. в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресв. Богородицы (не сохр.); в росписях ц. Спаса на Нередице - полуфигурные изображения в медальонах И. и А. на сев. и юж. подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1322) над входом в храм И. и А. представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник». Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. В визант. Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сент., в день памяти И. и А., может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращенными друг к другу (на миниатюре Минология имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 13, 976-1025 гг.; на одной из 6 икон т. н. синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре греко-груз. рукописи - РНБ. O. I. 58. Л. 77, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием - Vat. gr. 1156. Fol. 248r, 3-я четв. XI в.; на минейной иконе-диптихе (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в росписи ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386; в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1350); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология - Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 8r, 1327-1340; в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/468935.html

праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010