Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) Вмц. Екатерина, ап. Иаков, брат Господень, прп. Мария Египетская. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ) С XI в. образы Е. получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во мн. было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского мон-ря. В мон-ре вмц. Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом Е., на нек-рых она представлена с вмц. Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц. Е. и Марина представлены на обороте житийной иконы вмч. Георгия Победоносца (XIII в., Кастория, Византийский музей в Афинах). На иконе рубежа XII и XIII вв. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае Е. изображена, возможно, по минейному принципу, вместе со свт. Григорием Акрагантским (дни памяти - 23 и 24 нояб.). Образ Е. включался в большинство церковных декораций средне- и поздневизант. периода, если там изображались св. жены. В монументальной живописи Е. также нередко изображается со св. женами, известными даром целительства. На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) Е. представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой. Е. изображена: в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (40-е гг. XI в.); в ц. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки) (кон. XII в.); в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166); в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия) (1180-1190); в ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191); в ц. св. Луки в Которе, Черногория (1195); в притворе Боянской ц., Болгария (1259); в наосе ц. свт. Николая в Молаи, Греция (кон. XIII в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). При отсутствии сопроводительных надписей образ Е. определяется по особенностям иконографии: роспись XII в. храма Богородицы на Акрополе (древний Парфенон) в Афинах, в наосе пещерной ц. св. Иоанна Предтечи близ Хрисафы, Греция (1290/91), в ц. св. Иоанна Предтечи в Зупене (Айи-Анарьири), Греция (кон. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/189599.html

Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Пророческий ряд появился в ростовом варианте (иконостас Софийского собора в Вел. Новгороде, 1528?). Важнейшим новшеством стало возникновение во 2-й пол. XVI в. поясного праотеческого ряда (наиболее ранний из достоверно датированных - в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, 1598). В центре его находилась икона «Отечество» (в более поздних И.- «Господь Саваоф», «Св. Троица (новозаветная)»). В Благовещенском соборе Сольвычегодска (кон. XVI в.) имелось 40 образов праотцев на 10 досках, в Троицком соборе Троице-Сергиева мон-ря (1600) - 21 икона праотцев. Над иконами праотцев устанавливали на столбиках резных или литых шестокрылов-херувимов. Началось также формирование пядничного ряда: маленькие вкладные иконы стали группировать на полке в нижней части деисусного ряда (Благовещенский собор Московского Кремля, Преображенский собор Соловецкого мон-ря и др.). Местные иконы оставались плохо упорядоченными, по преимуществу соблюдалось только положение храмовой иконы справа от царских врат. Наряду с многоярусными иконостасами в XV-XVI вв. были широко распространены И., состоявшие только из деисусного ряда. В Вел. Новгороде, по описи 1617 г., их было большинство (72 из 132). Все И. имели тябловую конструкцию: иконы стояли на брусьях-тяблах (рус. «тябло» от греч. τ μπλον; см.: Фасмер М. Этимологический словарь рус. языка. М., 1987. Т. 4. С. 139), концы к-рых заводились в кладку стен и вост. столбов. Лицевые стороны брусьев украшали орнаментальной росписью (тябла ц. прп. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского мон-ря, кон. XVI - нач. XVII в.), резьбой и позолотой (тябла ц. прп. Кирилла Белозерского того же мон-ря) или в особых случаях басменным окладом (такой оклад существовал на И. Успенского собора Московского Кремля в 1627). Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. Иконостас кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 1612 г. В состав И. входят царские врата (или райские врата), расположенные в центре местного ряда, а также боковые врата, ведущие в жертвенник и диаконник .

http://pravenc.ru/text/389068.html

(Памятники Синая. 1925. С. IX; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 45-46). Наиболее ранние источники, свидетельствующие о пребывании грузин на Синае, относятся к IX в., когда груз. книжники и монахи, теснимые в Палестине мусульм. экспансией, перевезли на Синай монастырские б-ки из мон-рей св. Саввы Освященного (Сабацминда), Палавры (от Παλαι λαρα - Старая лавра) и др. Сведения о грузинах, пребывавших в Е. в. м. в араб. период и эпоху крестоносцев, содержатся во мн. колофонах и записях пилигримов, сохранившихся в груз. рукописях скриптория Е. в. м., а также в ктиторских надписях пожертвованных на Синай икон и груз. эпиграфике ( Клдиашвили. 1989. C. 117-135; Схиртладзе. 1998. С. 61-72). Ворота Исповедания близ мон-ря вмц. Екатерины Ворота Исповедания близ мон-ря вмц. Екатерины На Синае груз. книжники продолжили лит. деятельность и создали крупный центр груз. письменности, т. н. синайскую лит. школу. В 864 г. учеником прп. Григория Хандзтийского переписчиком Макаром Лететели в дар синайской груз. общине был преподнесен созданный в лавре св. Саввы Освященного Синайский Многоглав (Sinait. Iber. 32-57-33, 864 г.) - наиболее ранняя датированная груз. рукопись, содержащая 50 сочинений 18 отцов Церкви. В IX-X вв. на Синае трудились книжники и каллиграфы Иоанн Минчхи , Иоанн-Зосим , Иоанн Кумурдойский, Микаел Катамонели, Квирике Мидзнадзорели, Езра Кобулеанисдзе и др. Груз. монахи подвизались в ц. прор. Моисея на горе Хорив (X-XI вв.; Sinait. Iber. 15, 19; груз. эпиграфика церкви), в ц. во имя Пресв. Богородицы близ ц. прор. Илии на горе Хорив (XII-XIII вв.; Sinait. Iber. 81) и др. В рукописи Sinait. Iber. 6 (984) сделана запись о пребывании грузин в Синацминда (груз. Святой Синай): речь могла идти как о Синае в целом, так и о Е. в. м. ( Tarchnisvili. 1958. Р. 179; Chitty. 1995. Р. 169; Алексидзе. 2000. С. 16-18). Однако основным средоточием груз. диаспоры на Синае был Е. в. м., во многих груз. источниках упоминаемый как монастырь «Купины», «Богоматери Купины» (Макловани, Маклуана, от груз.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Иконография Вмц. Марина. Икона. XIII в. (коллекция Дж. и Д. де Менил, Хьюстон, США) Вмц. Марина. Икона. XIII в. (коллекция Дж. и Д. де Менил, Хьюстон, США) В восточнохристианском византийском, древнерусском, болгарском и сербском, западноевропейском средневек. искусстве встречается неск. основных иконографических изводов М. В большинстве случаев М. представляют молодой, с округлым лицом, в красном мафории, синем, голубом или зеленом хитоне, в традиц. иконографии мучеников - с крестом в правой руке; левая поднята на уровне груди, ладонь ее раскрыта и развернута вовне в жесте приятия благодати. М. могут также изображать в позе оранты или побивающей молотом беса. В Ерминии мон. Дионисия Фурноаграфиота под 19 июля сообщается, что «святая Марина была усечена мечом» (Ерминия ДФ. С. 213). Вмц. Марина. Роспись церкви Сливницкого мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, Македония. XVII в. Вмц. Марина. Роспись церкви Сливницкого мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, Македония. XVII в. Самые ранние известные изображения святой находятся: на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина, в житии» (VIII-IX вв., см.: Sophocleous. 1994. Cat. N 1a; на оборотной стороне образ вмч. Георгия XIII в.) из Византийского музея в Пафосе (поясной образ, оранта); в росписи 1-й пол. IX в. ц. Мерьемана (в рост, оранта) и кон. X в. в Токалы-килисе (в рост, с крестом в правой руке, левая в жесте приятия благодати) в Гёреме, Каппадокия; в мозаиках 30-40 гг. XI в. нартекса ц. Осиос Лукас в Греции (фронтальный поясной образ в медальоне, с крестом в руке). Встречаются единоличные поясные и ростовые изображения М. на иконах, на миниатюрах, в настенных росписях. Поясной образ М. находится на лицевой стороне 2-сторонней иконы «Св. Марина и св. Виктор», XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на иконе XIII в. из коллекции Джона и Доменики де Менил (Хьюстон, США), на визант. серебряном реликварии (до 1213, Музей Коррер, Венеция), на иконе 1-й пол. XV в. (Византийский музей, Афины), на иконе 2-й пол. XV в. (Византийский музей, Никосия); в росписях церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1317/18) и вмч. Георгия в с. Убиси в Грузии (кон. XIV в.; изображена на юж. стене вместе с равноап. Феклой Иконийской). В рост, фронтально М. представлена, напр., на житийной иконе XIII в. (Провинциальная пинакотека, Бари) в позе оранты; на иконе XVI в. из ц. Агия-Лара в Лимасоле; во фресках церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница в Сербии (ок. 1320; на столбе) и Рождества Пресв. Богородицы Сливницкого мон-ря в Македонии (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

1, 2) и дважды седым, с вьющимися волосами и короткой курчавой бородой (Fol. 3v, 5). В более поздних памятниках И. бывает представлен как старец с длинными, как правило, волнистыми волосами, спускающимися на плечи прядями, с сужающейся книзу широкой бородой, в хитоне и гиматии. Часто в произведениях визант. искусства на хитон И. нашит клав, что свидетельствует о его благородном происхождении. В рус. памятниках И. изображали с темными волосами, тронутыми сединой. Правая рука пророка перед грудью в именословном благословении или поднята вверх, как на мозаике купола Еммануила в соборе Сан-Марко в Венеции (кон. XII в.). Атрибут И., согласно иконописным подлинникам,- лжица, к-рая на иконах встречается довольно редко (напр., на иконе «Богоматерь с пророками» 1-й пол. XV в. из Галереи Академии в Венеции). Однако более популярным его атрибутом являются клещи с горящим углем, что связано с видением И. Так, на иконе «Богоматерь Киккотисса, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) крупно изображен серафим, к-рый протягивает И. клещи с горящим углем. Др. примеры данной иконографии - миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 72v, посл. четв. IX в.); икона «Прор. Исаия» из пророческого ряда иконостаса Рождественского собора новгородского Антониева мон-ря (сер. XVI в., НГОМЗ); икона-складень «Похвала Богоматери» (ок. 1471 г., ГММК). Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Исаия. Клеймо иконы «Богоматерь Киккотисса, с пророками и праотцами». 1-я треть XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В ранне- и средневизант. период И. часто изображали стоящим фронтально. Позже на мозаиках ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция (ок. 1290) и купола мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) он представлен в движении, а в росписи новгородской ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (1363) исследователи отмечают необычайную изогнутость фигуры, сравнивая ее с пружиной. По иконографии образ И. схож с изображениями прор. Иезекииля.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Несмотря на значительные утраты в живописи лика, прослеживается тот же иконографический тип; в руках - крест. С крестом в правой руке и раскрытым свитком в левой И. Л. представлен в «Енклистре» мон-ря прп. Неофита на Кипре (ок. 1183), между преподобными Онуфрием Великим и Феодосием Великим. Со свитком И. Л. изображен: в ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315) - симметрично образу прп. Саввы Освященного; в ц. свт. Николая в Рамаче, Сербия (ок. 1395), - седовласый старец с немного завивающейся раздвоенной бородой и свернутым свитком в левой руке, симметрично образу прп. Макария Египетского; в ц. Успения Протата в Карее на Афоне (нач. XIV в.); в ц. Введения во храм в мон-ре Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (до 1389). Образ И. Л. сохранился в церквах Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343); Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350); свт. Климента в Охриде (1378). В иконописи образ И. Л. нередко бывает включен в состав избранных святых: на иконе «Святые отцы Синая» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.) представлен с крестом в правой руке, левая открыта ладонью вовне; на эмалевой пластине оклада мозаичной иконы с изображением ап. Иоанна Богослова из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (XIV в.). Среди редких уцелевших единоличных образов - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XV в.), где И. Л. представлен в темном монашеском облачении, в мантии с 3 пуговицами (редко встречающаяся деталь), с куколем на голове; пальцы правой руки сложены именословно, в левой - свернутый свиток. Редкость подобных изображений И. Л., а также особое значение этого святого для Синайского мон-ря позволяют предполагать, что эта икона была создана именно там. В поствизант. живописи сохранялись основные особенности иконографии И. Л. Он представлен: в кафоликоне Великой Лавры прп. Афанасия (1535, Феофан Критский с сыновьями Симеоном и Неофитом) - со свитком; в Метеорах в соборе свт.

http://pravenc.ru/text/471351.html

из с. Ободова Спировского р-на Тверской обл., XV в., ЦМиАР), а также с развернутым свитком с текстом молитвы «Владыко многомилостиве» в руке (по типу иконографии Богоматери Параклесис (Агиосоритиссы), напр., Д. в верхней части иконы «Святые братья Алфановы», 1701, НГОМЗ); св. Иоанн Предтеча - с развернутым свитком в руке («Васильевский чин»); ап. Петр - с развернутым свитком в виде раструба («Высоцкий чин»). Деисус. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) - древнейший тип композиции, по содержанию отвечающей теме моления Церкви перед Христом. Прообразом такого Д. является популярное в ранневизант. период изображение Христа с 12 учениками (росписи катакомб, III-IV вв.; мозаика апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; апостолы в медальонах в мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 560-565). Один из ранних примеров апостольского Д.- икона с Д. и 12 праздниками (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), напоминающая изображение иконостаса в миниатюре. В среднике - 5-фигурная композиция с архангелами, по сторонам - попарно 12 апостолов в рост. Сокращенный вариант такого апостольского Д., с Петром и Павлом и 2 евангелистами, представлен в среднике эпистилия темплона из мон-ря Ватопед на Афоне (XII в.). Эпистилий темплона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XIII в.) представляет собой поясной апостольский Д. без архангелов, включающий помимо изображений Богоматери и св. Иоанна Предтечи образы апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов и великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Д. с евангелистами находился в иконостасе кафоликона мон-ря Хиландар (XIV в.). В рус. искусстве самым ранним примером апостольского Д. являются псковские иконы ростового чина из ц. Успения Пресв. Богородицы на Пароменье в Пскове (XV в., ПИАМ). Этот тип композиции не получил распространения на Руси в XV-XVI вв. и чаще встречается в искусстве кон. XVII в. (напр., иконостас ц. Покрова в Филях). «Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе» «Предста Царица одесную Тебе».

http://pravenc.ru/text/171595.html

районах Ближ. Востока. Помимо этого монастырь получал денежную помощь из христ. стран. Особой щедростью славились герцоги Нормандии X-XI вв., регулярно оделявшие милостыней посланцев мон-ря. Наконец, нек-рые суммы жертвовали в мон-рь паломники, стекавшиеся туда со всех концов христ. мира. Араб. географы аль-Мукаддаси (985) и аш-Шабушти († 1000) описывали Е. в. м. как процветавший и с большим количеством монахов, автор Х в. Ахмед ибн аль-Касс упоминал о 60 монашествующих ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. P. 30). Среди синайской братии IX-XI вв. известны как арабоязычные уроженцы Египта и Сирии, так и визант. греки и представители др. народов. В X-XI вв. заметную роль на Синае играла груз. община (см. в разд. «Грузины в Е. в. м.»). Большое значение для дальнейшей истории мон-ря имело предание о перенесении ангелами тела вмц. Екатерины на вершину горы, соседней с горой Синай, где оно было чудесным образом обретено монахами. Впосл. эта гора стала называться горой Св. Екатерины. Мощи великомученицы были положены в небольшой церкви, построенной на вершине горы, а затем перенесены в соборный храм Е. в. м. Вопрос о хронологии этих событий остается открытым. Самые ранние упоминания о мощах вмц. Екатерины на Синае в агиографических источниках относятся к кон. Х в. Традиционно обретение мощей на вершине горы датируется временем ок. 800 г. Но паломники начинают упоминать о них только с 1-й пол. XI в. ( Jones C. W. The Norman Cult of Saints Catherine and Nicolas/Ed. G. Gambier//Hommages à André Boutemy. Brux., 1976. P. 216-230). Однако умолчание более ранних источников, в т. ч. патриарха Евтихия Александрийского (933-940), компенсируется наличием в араб. рукописи Sinait. arab. 542 (кон. IX - нач. X в.) трактата о честной главе вмц. Екатерины. Дата перенесения мощей в соборный храм неизвестна. Вероятно, это произошло в кон. XII в. Филипп де Милли в 60-х гг. XII в. еще видел мощи на горе Св. Екатерины, но в XIII в. паломники поклонялись им уже в мон-ре. Мощи святой находились в мраморной раке, от них происходило мироточение.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

деталями. На берегу рядом со св. Иоанном Крестителем изображается дерево с прислоненной к нему секирой: на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции (30-40-е гг. XI в.), на иконе-тетраптихе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.), на мозаике Палатинской капеллы в Палермо на о-ве Сицилия (ок. 1146-1151) и др. Эти предметы иллюстрируют слова проповеди св. Иоанна Крестителя, призывающего к покаянию: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9). В воде рядом со Христом или на берегу изображается крест на колонне: на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 299; 1-я четв. XI в.); на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас; на иконе-эпистилии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.); на миниатюре из Евангельских чтений из мон-ря Дионисиат на Афоне (XI в.). Крест напоминает, что с момента К. Г. начинается общественное служение Спасителя, конечная цель к-рого - искупление крестным страданием грехов человеческого рода. Об этом говорится в тропаре 7-й песни канона предпразднства: «Мертвость Божественную знаменительне образующее, погружением в воде трикратным в Крещении Христу совостаем, тридневному востанию приобщающеся». Помимо 2 учеников св. Иоанна Крестителя в композицию включается и множество крещаемых - раздевающихся на берегу, прыгающих в воду, плавающих, как, напр., на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). В палеологовскую эпоху выработанные ранее элементы иконографии К. Г. сохранялись, иногда видоизменяясь. Напр., олицетворение Иордана могло изображаться в виде небольшой фигурки в воде, рядом с к-рой помещали персонификацию моря - жен. фигуру в раковине или верхом на рыбе (в качестве иллюстрации вышеупомянутого 113-го псалма: «...море виде и побеже...»),- на мозаике ц. Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (после 1315); на фреске кафоликона монастыря Протат на Афоне (нач. XIV в.). Ранее эти образы встречались в иллюстрациях Псалтирей, напр. Хлудовской (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010