С.-Петербургский Комитет в отчётном году также продолжал с прежнею энергией и прежним успехов трудиться над выполнением тех задач, которые указаны Епархиальным Комитетом Уставом Миссионерского Общества, в широкой мере пользуясь помощью, какую уже несколько лет оказывают сему Комитету торжественные общие собрания членов его, с чтением на сих собраниях об отечественном миссионерстве в разных его отношениях. Таких собраний, отличавшихся особенным многолюдством, было три 23 февраля, 8 марта и 29 ноября. На этих собраниях записалось 263 члена и была собрана значительная сумма пожертвований в пользу Миссионерского Общества. Одно из вышеупомянутых торжественных собраний было приурочено к воспоминанию столетней годовщины со дня рождения знаменитого алтайского миссионера, о. Архимандрита Макария. В этот день роздано было присутствовавшим за литургией в Казанском соборе и вечером на общем собрании множество брошюр, листков и проч., знакомящих с жизнию великого подвижника на поприще православного благовестничества. Не излишне заметить здесь, что Комитетом, нарочито, в виду этого особо знаменательного дня, были изданы следующие книжки: ) «Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии» и 2) «Жизнеописание архимандрита Макария». Сост. М. Макаревский. Спб. 1892 г. Что касается общего количества доходов по С.-Петербургскому Комитету за отчётный год, то доходы сии возросли до 19,459 руб. 57 к. Но кроме Полтавского и С.-Петербургского Комитетов, резко выделяющихся среди других Комитетов своею особенно благоуспешною деятельностью на пользу Миссионерского Общества и отечественных миссий, некоторое увеличение доходов и числа членов Общества в отчётном году усматривается в Епархиальных Комитетах: Владимирском (прибавилось 20 новых членов), Кишинёвском (87 членов), Самарском (16 чл.), Смоленском (14 чл.), Якутском (7 чл.) и Тверском (6 чл.). Этими увеличениями однако не могут быть вознаграждены те чувствительные потери и в количестве членов и в денежных поступлениях, какие Миссионерское Общество понесло в отчётном году в двух только Комитетах: Одесском и Харьковском. В первом из сих Комитетов убавилось, сравнительно с предшествующим годом, 415 членов и 5654 р. 39 коп. доходов, а во втором 130 членов и 2180 руб. 86 к. Уменьшение в численности членов и доходов встречается, хотя в меньшей степени, в Комитетах: Каменец-Подольском (убав. 16 членов), Тобольском (171 чл.), Пермском (21 чл.), Витебском (8 чл.), Уфимском (8 чл.), и Енисейском (50 членов). Как выше было замечено, это печальное явление преимущественно объясняется неурожаем и эпидемиею минувшего года, но, без сомнения, нечто надобно отнести здесь и на долю недостаточно усердного и внимательного отношения к обязанностям по сбору пожертвований в пользу Миссионерского Общества, какое обнаруживали в иных Епархиях некоторые лица из приходского духовенства 3 . III часть

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

15 авг. 1902 г. М. был назначен ректором Каменец-Подольской ДС и возведен в сан протоиерея. В 1903 г. М. опубликовал 2-й т. своей догматики и представил 1-й и 2-й тома в МДА на соискание ученой степени магистра богословия, магистерский диспут состоялся 9 апр. 1904 г. Оппонентами на защите выступили проф. А. Д. Беляев и проф. А. И. Введенский . Из отзыва Беляева и материалов диспута, опубликованных в «Богословском вестнике», видна степень зависимости М. от источников, к-рыми он пользовался. Отношение М. к источникам во мн. случаях некритическое, по этой причине фактические ошибки и даже опечатки из сочинений др. авторов оказались включенными в сочинение М. Отзыв Введенского был издан отдельной брошюрой «К вопросу о методологической реформе православной догматики» (1904). Введенский упрекал М. в приверженности устаревшему методу изложения правосл. вероучения, к-рый называет макариевским по имени митр. Макария (Булгакова) . Указав на новые запросы общества, Введенский, в частности, упоминал острые вопросы к Церкви относительно вероучения, поднимавшиеся на С.-Петербургских религиозно-философских собраниях. Сам Введенский ратовал за «генетический» метод раскрытия догматов, впервые предложенный, хотя и не вполне последовательно, в «Опыте православного догматического богословия с историческим изложением догматов» (К., 1878-1891) еп. Сильвестра (Малеванского). В целом труд М. был признан полезным, а автор удостоен степени магистра богословия. В 1904-1905 гг. М. опубликовал «Очерк православного догматического богословия» в 2 томах. Уже в 1-м издании 2-томник был одобрен Учебным комитетом при Синоде в качестве учебника для семинарий и заменил собой «малую догматику» митр. Макария (Булгакова), т. е. его «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия» (СПб., 1869), остававшееся основным пособием по догматике на протяжении неск. десятилетий. Новый учебник М. был наиболее популярным пособием по догматическому богословию вплоть до закрытия духовных школ в революционные годы. Учебник был рассчитан на студентов 5-го и 6-го класса семинарий (по 1 части на каждый год обучения) и не только тематически соответствовал учебной программе, но и был составлен с учетом учебного плана по предмету. Так же как «малая догматика» митр. Макария представляла собой сокращение его полного 5-томного курса «Православно-догматического богословия», издание М. является сокращенным вариантом полного курса «Православного догматического богословия» в 4 томах, 2 из которых на момент издания «Очерка...» еще не были опубликованы. В «Очерке...» помимо сокращения основного текста в сравнении с полным курсом сокращены обширные святоотеческие цитаты, практически отсутствуют отсылки и подстрочные комментарии, убраны тематические библиографические списки.

http://pravenc.ru/text/2561726.html

А как проситель в службе не состоит, то в монашество проситься может и должен по установленному порядку с указанием монастыря, в который поступить желает и с согласием настоятеля» (Резолюции. Т. 4. С. 204. 9466). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Помнится, писал я Вам, Отец Наместник, чтобы сказать иеродиаконам Иеремии и Дионисию, что они поступили не по правилам монашеским, просясь в другое место без благословения. Вы не уведомили меня, сказано ли с каким последствием, а мне надобно было знать, ибо дело не кончено и требует дальнейшего соображения . Предложение мое о молитве пред сеянием обрезали и ограничили только местами, в которых неурожай оглашен правительством. Чудно, что мы боимся испугать друг друга – молитвою!» (Письма преподобному Антонию. С. 233, 236. 286). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Был у митрополита Филарета 19 Марта, чтоб спросить: “Не позволит ли он приехать сюда, к болящему Каменец-Подольскому Владыке, племяннику его, Бакалавру (ныне архиепископу Костромскому)?” Филарет отвечал: “а) Поздно. Преосвященный Кирилл при последнем уже часе; б) неудобно, ибо распутица; в) неизвестно, будет ли это утешением больному (может подумать, не приехал ли племянник за наследством); г) сам преосвященный Кирилл не почитает свое положение опасным; д) что же касается до наследства, оно будет сохранено. Да и что у него есть, когда им нечем благодарить Доктора?” Владыка дивится, от чего у Преосвященнаго Кирилла так много болезней, и они у него так сложны: “Кажется, он человек совершенно воздержный. В юности, когда учился, был хоть несколько хил, но и свеж и жив. Жизнь его спокойная. Он без сильных страстей. Поразительных приключений с ним я не знаю”» (Казанцев. С. 84). марта. Резолюция на выписке из консисторского журнала о желании священника возвратиться на место прежнего своего служения: «Дело сие исполнено обстоятельств, которых нельзя было ожидать. Священник Загорский, встретив непредвиденныя обстоятельства и возымев намерение возвратиться в Москву, не сделал даже до сих пор своему начальству о сем официальнаго представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В наиболее распространенном сказании, начинающемся словами: «8-й убо тысящи» и в котором именно только одном и находится известная тирада Максима грека о великокняжеской библиотеке, находим подтверждение мнению о позднем происхождении сказания. В конце его автор говорит: «аз же писах сие сего ради, яко многое множество писаний его остася и последним людем многим неведом, кто Максим, да сия прочет и разумеют о нем, яко муж истинно благочестив и ни единого в нем порока еретическа несть». Если Максима совсем позабыли, даже не знали кто он, то, следовательно, прошло достаточно времени со дня его смерти до составления сказания автором. Какие же замечания можно сделать в частности относительно каждого из этих трех подробных сказаний о Максиме греке ? Выше я говорил, что одно краткое сказание, именно приписываемое диакону каменец-подольскому Исаии написано после апреля 1591 г. А. В. Горский и К. И. Невоструев в «Описании славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» (отд. 2, т. 2, М. 1859 г. стр. 580–581) заявляют, что это сказание «очевидно стоит в зависимости от более пространного «сказания известна о при ходе на Русь Максима грека (Синод. библиотеки ркп. 157), начинающегося словами: «инок Максим философ возлюбленный».., и поэтому должно признать, что сие последнее (второе подробное сказание) написано ранее 1591 г.» А Филарет архиеп. черниговский идет еще дальше и в своей статье о Максиме греке 347 говорит, что это пространное (в Синод. ркп. 157) сказание «писано в Троице-Сергиевом монастыре и недолго спустя после смерти Максима, потому что сочинитель говорит об уважении, какое воздано было преподобному Максиму при его гробе в лавре». – Но с этими мнениями нельзя согласиться. Между кратким сказанием и настоящим подробным действительно есть сходство: выражения первой половины краткого сказания находятся в разных местах подробного сказания; но ни выражений, ни известий второй половины краткого сказания нет в подробном. Естественен вопрос: какое из этих сказаний появилось ранее, краткое ли сказание находится в зависимости от подробного, или наоборот подробное от краткого? Если бы краткое появилось после подробного, тогда оно представляло бы извлечение, сокращение последнего и в нем не заключалось бы таких сведений, которых нет в подробном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СМАРАГД (КРЫЖАНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Смарагд (Крыжановский) Смарагд (Крыжановский) ( 1796 - 1863 ), архиепископ Рязанский . В миру Крыжановский Александр Петрович, родился 9 марта 1796 года в с. Великой Березянке Таращенского уезда Киевской губернии в семье местного священника. Семья священника была большая, но обеспеченная. Воспитывая своих детей в труде, отец заботился и об образовании их. В 1805 году поступил в Киевскую духовную семинарию , а затем и в академию , где проучился до III курса ( 1815 г.), затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую академию , которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в С.-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников . В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона , а 20 сентября - во иеромонаха . 30 июня 1821 года был переведен инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию , где в 1823 году был утвержден действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архим. Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила ему звание профессора с утверждением его членом цензурного комитета. Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений. Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвел всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчет о своей ревизии. В 1823 году проводил ревизию Каменец-Подольской семинарии; в 1821 - 1825 годах состоял членом комитета по построению академических зданий

http://drevo-info.ru/articles/14870.html

При этом отмечалось, что «лучшую часть сочинения» составляет «вторая его половина, где автор с большею компетентностию говорит о предмете, ближе ему известном – о талмуде и ново-иудейской религии». В предисловии к третьему – дополненному – изданию книги «Беседы православного христианина из евреев с новообращёнными из своих собратий...», увидевшему свет в Новгороде в 1897 г., А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) писал: «Беседы эти, печатавшиеся предварительно в Духовном журнале и изданные отдельною книгою в свет почти 25 лет тому назад, были весьма милостиво приветствованы Духовенством многие епархий 110 , так что скоро пришлось повторить это издание, которое также имело значительный успех. Достаточно сказать, что одною Енисейскою Консисториею было потребовано от меня 200 экземпляров. Немало было выписано этих бесед Каменец-Подольскою Консисториею, Могилёвскою, Варшавскою, Астраханскою и другими. Вот, что между прочим писал мне о беседах приснопамятный Высокопреосвященный Платон Архиепископ Рижский, впоследствии – Митрополит Киевский: «Прочесть беседы ваши во второй раз не есть трата по пустому времени. Господь да благословит труды ваши на пользу Святой церкви». На беседы продолжаются требования и до настоящего дня, но оне все давно разошлись». 111 А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) много публиковался в периодических церковных и светских изданиях: в том числе, в журнале «Духовная Беседа» и приложении к нему (официальном разделе) «Церковная Летопись», журналах «Странник» и «Домашняя Беседа», издававшихся в Санкт-Петербурге, в «Киевских Епархиальных Ведомостях» и газете «Новгородские губернские ведомости». Заметное сочувствие к его просветительно-миссионерской деятельности проявлял редактор «Духовной Беседы» духовный писатель, протоиерей И.К.Яхонтов. На страницах этого журнала и приложения «Церковная Летопись» были опубликованы статьи А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа): «Как смотрят евреи на нарушение государственных законов» (1868 г.), «О еврейской присяге» (1868 г.), «О суевериях и предрассудках евреев» (1868 г.), «Вероучение и толки нынешних евреев о Мессии» (1868 г.), «О кагале и его влиянии на евреев» (1868 г.), «О еврейских братствах – «хеврес«» (1869 г.), «Суждения о мерах к обрусению евреев» (1869 г.), «Правда о русских и, так называемых, польских евреях» (1870 г.), «Талмудический рассказ о разорении Иерусалима» (1870 г.), 112 «О религиозном движении современных евреев» (1870 г.), 113 «Талмудические сказания о храме иерусалимском и о богослужениях, совершавшихся некогда в нём» (1872 г.), «Русское законодательство о евреях и противодействие оному со стороны кагала» (1873 г.), «Толкования раввинов на книгу: «Песнь Песней»» (1873 г.), 114 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить БАГИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виталий Игнатьевич Багинский ( 1883 - ?), священник Родился в 1883 году в Житомирском уезде Волынской губернии в семье псаломщика. Воспитывался в Белокриницком 2-го разряда сельскохозяйственном училище. Окончил три класса Волынской духовной семинарии , " при ней держал экзамен по богословским предметам, о чем имеет свидетельство " . Поступил на физико-математический факультет Киевского университета по естественному отделению. Оттуда, по словам его жены, со 2-го курса поступил в кавалерийское училище в городе Киеве . По окончании получил офицерский чин. В 1903 году оставил военную службу и 20 августа этого же года был рукоположен во священника к одному из приходов Волынской епархии . Принят на службу в Омскую епархию и 28 июня 1908 года определен настоятелем Серафимовского храма села Рагозино Тарского уезда Тобольской губернии. С 1914 года служил в Никольской церкви села Евгащино Тарского уезда. В это время в семье Багинских было пятеро детей. В 1917 году создал в Евгащино отделение кадетской партии и через врача Эмилию Этлингер поддерживал связь с центральным комитетом этой партии. Использовал церковную проповедь для пропаганды своих политических убеждений. Являлся постоянным председателем союза кредитного товарищества (союзбанка), а в конце 1917 года входил и в состав волостной земской управы. Во время борьбы с большевиками на территории Тарского уезда, возглавлял карательный отряд. Сочинения Использованные материалы   Встречается написание фамилии - Б о гинский.   По сведениям " Справочной книги Омской епархии " . По другим данным - в г. Каменец Подольской губернии.   По другим данным - 4 класса. Редакция текста от: 11.12.2014 18:09:40 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " БАГИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/23768.html

По случаю переведения бакалавра Проценко-Михайлова, по его собственному желанию, в Черниговскую семинарию профессором философии, на место его определен св. Синодом окончивший курс наук магистр Я. Г. Амфитеатров, в 1840 году принявший монашество с именем Антония; а за назначением Гогоцкого бакалавром немецкого языка, преподавателем языка польского утверждён магистр В. Аскоченский. С. Петербургская академия также получила наставника из сего курса, магистра Андрея Кречетова. В распределении прочих воспитанников некоторою особенностью можно почесть то, что несколько человек, по требованию светского начальства, поступили в гимназии на учительские должности. Академия, кроме законоучителей, снабдила в настоящую пору киевский учебный округ министерства народного просвещения следующими наставниками из своих питомцев: в Житомирскую гимназию назначив, по распоряжению академического начальства, Евсевский Павел, в Немировскую – Маковский Григорий, в Ровенскую – Епифанович Иван, в Каменец-подольскую – Гриелский Николай. Кроме сего св. Синод, по соображении важности, в кругу духовного образования, Библейской Истории и Священного Писания , а с другой действительно замеченного в некоторых семинариях недостатка преподавателей, по сравнению с числом учащихся и с самыми предметами учения, призвал полезным назначить в многолюднейшие семинарии, для преподавания Библейской Истории в среднем отделении и Чтения свящ. Писания во всех трёх отделениях, особых наставников, с производством положенного им по штату жалованья. Испросив на сие Высочайшее соизволение, Синод положил в киевском духовно-учебном округе открыть особые наставнические вакансии для преподавания двух вышесказанных предметов в семинариях Киевской, Волынской, Орловской, Полтавской, Черниговской, Подольской, Курской, Воронежской и Харьковском Коллегиуме. Внимание высшего начальства к трудам наставников академии выразилось повышением одних в соответственных их должностям званиях и Высочайшими наградами других. Так 1839 г. ноября 14 бакалавр Авсенев «за отличное преподавание уроков» возведён в звание экстраординарного профессора; 5 октября 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учредив попечительства о бедных духовного звания, правительство указало некоторые новые средства призрения духовных вдов и сирот; но эти новые средства были не настолько надежны и достаточны, чтобы можно было совершенно заменить ими старые средства; поэтому, высказав свое осуждение этих последних, правительство все-таки должно было оставить их совершенно по-старому 207 . Те же самые средства призрения, в качестве впрочем «употребляемых по необходимости и обычаю», указаны затем и в Своде законов 208 . Нам нет нужды говорить много о том, как, пользуясь подобными определениями самого законодательства, развивалась в текущем столетии самая практика наследственности духовных должностей. Факты у всех в свежей памяти и, кроме того, с величайшей подробностью рассмотрены в современной нам светской и духовной литературе по поводу возбуждения вопроса об улучшении быта духовенства 209 . Еще доселе найдется довольно приходов, в которых одни и те же духовные роды служат наследственно не одно даже столетие 210 . Едва ли потом не каждому из современных нам людей духовного звания приходилось писать, или, по крайней мере, читать эти слезные прошения преосвященным о зачислении мест за сиротами, в которых постоянно указывалось на то, что просимое место родовое, находилось столько-то десятков лет во владении отца, деда, прадеда, дяди, тестя и т. п. Те из архипастырей, которые наиболее отличались практикой зачисления и предоставления мест, пользовались громкой репутацией милостивых, отцов и утешителей вдов и сирот, и сами считали свои действия вполне богоугодными и законными пред судом нравственным. В жизнеописании преосв. Кирилла Каменец-Подольского, особенно прославившегося милосердием к сиротам, находим наприм. известие такого рода: «для сирот он нередко изменял принятому им правилу – не рукополагать на священнические места из не окончивших курс семинарии. Усильные просьбы и слезы осиротевшего семейства делали то, что преосвященный дозволял желающему занять сиротский приход оставлять курс богословского учения и посвящал его в священника».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных . Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии (см. Брестская уния ) и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся» (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 573)). Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии. В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский ) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

http://pravenc.ru/text/153351.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010