Какое проклятье наследует тот, кто публично разглашает прегрешенье своих духовных отцов! Да что тут говорить? Не только проклятье получает разглашающий грехи своих духовных отцов. Он достоин смерти! Раз уж дерзкий и злословящий своего отца по плоти достоин смерти, как установил Бог: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:17 ), то насколько более достоин смерти публично поносящий своих духовных отцов?! Ибо насколько дух выше природы и душа выше тела, настолько духовные отцы выше природных и кровных отцов. И если Бог запрещает порицать мирских начальников народа: «Начальника», – говорит Он, – «в народе твоем не поноси» ( Исх.22:28 ), то насколько более Он запрещает порицать духовных начальников народа, как я уже говорил, патриархов, архиереев, священников и всех духовных пастырей и учителей? Святой Максим говорит: «Не допускай на отца твоего (то есть духовного отца) поношения и не поощряй бесчестящего его, дабы не разгневался Господь на дела твои и не истребил тебя из живущих на земле» (Первая сотница о любви). Не следует соблазняться теми, кто соблюдает заповеди и священные правила Христиане, остерегайтесь порицать других. А более всего и в особенности постарайтесь, братья мои, не соблазняться и смущаться, когда видите и слышите, что некий брат соблюдает заповеди Господни и священные правила святых апостолов и Вселенских и Поместных Соборов, а также святых отцов. Но прежде всего стремитесь и сами подражать брату, восхваляя его, как блюстителя церковных преданий и заповедей Господних. И ни в коем случае ради Божьей любви не поносите такого человека оскорбительными прозвищами, не браните и не преследуйте его как нарушителя современных обычаев и людских преданий. Во-первых, потому, что, понося и преследуя его, вы поносите и преследуете Самого Христа, Его божественных апостолов и святых. Ибо ради любви к заповедям Христовым и ради истины, которая была передана апостолами и святыми, терпит он и ратует. Во-вторых, порицая такого человека и преследуя, вы причисляете себя к тем древним гонителям святых и тиранам, а его заставляете причислять к тем древним гонимым святым и делаете так, чтобы он удостоился благословения Господа, Который говорил: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Которых Он возвысил до Себя И на которых Отец смотрит любящим взором – Как на усыновленных и удочеренных Жертвой Христовой, И действием Святого Духа Приведенных в единство. Отче праведный! И мир Тебя не познал, А Я познал Тебя, и сии познали, Что Ты послал Меня – познали через свое единство, В котором открывается любовь Отца и Сына. И Я открыл им Имя Твое и еще открою, Да любовь, Которою Ты возлюбил Меня, В них будет, и Я в них . Нам нужно еще и еще познавать Его Имя, То есть Его Самого и то, какова Его любовь. Иисус обещает нам открывать ее больше и больше, Чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви Могли постигнуть со всеми святыми, Что широта и долгота, и глубина и высота (четыре перекладины Креста) И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, Дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф 3:18-19) . Это больше, чем мы можем себе представить (ср. Еф 3:20) , Он сделает это, Но нам нужно Его попросить… Молиться, молиться и молиться… Дух молитвы – это дух единства, А действуя и рассуждая внешне, Мы ничего не решим. Господи! Созидай в нас единство, И дай нам понимание Твоей Молитвы… Чтобы она вошла в нашу плоть и кровь, В сердце и разум… Будем повторять Его Имя, Имя Иисуса, Чтобы через Него познать Отца и Сына… Господи Иисусе Христе Боже наш, любви Творче и благим Дателю, давый нам рабом Твоим любити друг друга, якоже Ты нас возлюби, да единою любовию уединени суще, Тебе молимся и хвалу Тебе возсылаем… яко Ты еси Любы наша, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь .   «Познавший таинство Креста и Гроба (Господня) познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие» – Творения прп. Максима Исповедника, Главы о богословии. Сотница 1, 66. http://www.bogoslov.ru/text/2612687.html#_ftn1 Ср.: Свт. Филарет (Дроздов). Слово в Великий Пяток 1816 г. http://www.pravoslavie.ru/34748.html Ср.: «Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа» (Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, III:

http://blog.predanie.ru/article/pervosvy...

Могила интересует приезжих потому, что ее еще называют “могилой семисаженного святого”. Она обращает на себя внимание своей несоразмерной длиной, имеющей около 26 аршин длины, 3 аршина ширины, 2 ½ аршина высоты. Проводник туземец уверяет, что святой был “очень большой”, высокий, но на самом деле длина могилы получилась от постепенного ее удлинения погребением родственников святого. Намогильник кирпичный оштукатурен алебастром. Местоположение могилы очень живописно: весной и летом приятно провести время под тенью старых развесистых карагачей. Основатель Самарканда, Тимур, очень любил свой город и желал сохранить свою столицу. Ему посоветовали, что в основание города надо положить мощи четырех пророков, – и он перенес мощи пророка Даниила. Поклоняются гробнице Даниила и мусульмане (они и следят за ней), и евреи, и христиане. У гробницы часто бывают исцеления, и в память их люди отрезают лоскуты и вешают на ветках». Из книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии Сотница 1. И сказал Господь Осии: Сильно блудодействует земля, отступив от Господа, и положу конец царству дома Израилева, ибо Я уже не буду миловать дома Израилева, чтобы прощать его ( Ос. 1, 2–5 ). 2. Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида (Христа Мессию), царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни (при Илии и Енохе) ( Ос. 3, 4–5 ). 3. Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием ( Ос. 4, 1–2 ). 4. Господь оживит нас, изцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним... яко утро готово обрящем Его (Христа Бога), и приидет нам яко дождь ранний и поздный земли ( Ос. 6, 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

О разделении заповедей на две скрижали В. Что значит, что десять заповедей разделены были на две скрижали ? О. Сие значит, что в них заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему , и посему предписываются два рода должностей. В. Не говорил ли о сем чего Иисус Христос? О. На вопрос: Кая заповедь больши есть в законе? – Он ответствовал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:3640 ). В. Все ли человеки суть ближние наши? О. Все, потому что все суть создания Единого Бога и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо близки нам, как чада единого Отца Небесного по вере в Иисуса Христа. В. А почему еще нет заповеди о любви к самому себе? О. Потому, что и без заповеди, по природе, никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю ( Еф.5:29 ). В. Какой должен быть порядок в любви к Богу, ближнему и к самому себе? О. Любить себя должно только для Бога и частью для ближних, любить ближних должно для Бога, а любить Бога должно для Него Самого, и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним должно приносить в жертву любви к Богу. Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин.15:13 ). Иже любит отца или матерь паче Мене, – говорит Иисус Христос, – несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ). В. Если весь закон заключается в двух заповедях, то для чего они разделены на десять? О. Для того, чтобы яснее представить должности наши к Богу и ближнему. В. В которых заповедях предписываются должности к Богу ? О. В первых четырех. В. Какие именно должности? О. В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочтения. В третьей – не нарушать богопочтения ниже словом. В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

«Поэтому воспринявший заповедь и исполнивший ее воспринял и таинственно имеет в себе Святую Троицу» (Главы о богословии и домостроительстве Воплощения Сына Божия. Сотница 2, гл. 71). Ты жаждешь стать выше того, кто творит чудеса, и величественнее того, кто изгоняет бесов и пророчествует? Исполняй заповеди Господа, и получишь свое. Ведь многие творили чудеса и знамения, изгоняли демонов и пророчествовали, но отпали от Царства Небесного и попали в ад, так как не соблюли заповеди Господа. Хранящие же заповеди спасаются и благодаря этому оказались выше их. Кто подтвердит эти слова? Во-первых, Сам Господь: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие»» ( Мф.7:22–23 ). Во-вторых, святой апостол Павел: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). И в-третьих, золотоустый святитель Иоанн, который сказал, что Христос не наделил Своих учеников даром творить чудеса, но дал им заповедь любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Именно заповедь любви, а равным образом и другие заповеди отличают истинных учеников Христа и прочих святых. И как раз спасают их не чудеса, а заповеди. «Таким образом, умалчивая о чудесах, которые они имели совершить, Он отличительным признаком их поставляет любовь. Почему же так? Потому что она-то в особенности означает святых людей, так как она есть основание всякой добродетели. Ею по преимуществу все мы и спасаемся... Что же? Не гораздо ли лучше показывают это чудеса? Нет... чудеса привели (ко Христу) вселенную, но это потому, что им предшествовала любовь. Если бы не было любви, не было бы и чудес». (Беседа 72 на Евангелие от Иоанна). Одним словом, хочешь, христианин, получить Царство Небесное? Вечную жизнь и блага, которые не видел глаз, не слыхивало ухо и не чувствовало человеческое сердце? С усердием и любовью храни все заповеди Господа, и получишь награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Поэтому [расслабленный] и пролежал в немощи тридцать восемь лет. Ибо тот, кто созерцает зримое творение не для прославления Бога и не возносит благочестиво мысль свою к умопостигаемому естеству, по справедливости пребывает в расслаблении указанное число лет. Ведь число тридцать, воспринимаемое с точки зрения естественного созерцания, означает чувственную природу, а рассматриваемое с точки зрения [духовного] деления, оно означает практическую добродетель. Число же восемь, постигаемое с точки зрения естественного созерцания, означает умопостигаемую природу нетелесных (существ], а с точки зрения умозрительной - премудрое богословие. Тот, кто не подвигается этим к Богу, остается расслабленным до тех пор, пока не приходит к нему [Бог] Слово и не научает его, повелевая кратко: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8) - то есть [Бог Слово] повелевает быть властителем [своего] ума и [хранить] его от обдержащей любви к наслаждениям, тело поднять на плечи добродетелей и уйти в дом [свой], то есть, разумеется, на Небо. Ибо подобает более худшему быть поднятым лучшим на плечи [духовного] делания ради добродетели, нежели чем допустить, чтобы лучшее увлекалось худшим, вследствие расслабленности души, в погоню за наслаждениями. 81. Чистотой помыслов мы не выходим за пределы нашей сущности и сущности всего того, что после Бога, а также не обретаем навыка в непреложной добродетели. Однако когда мы посредством любви восстановим [наше утерянное] достоинство, тогда познаем силу Божественного обетования. Ибо следует верить, что достойные, согласно [своему] незыблемому постоянству [в добродетелях], суть там, где ум [их], предвосхищая это любовью, укоренил силу [свою]. Ведь тот, кто не вышел из самого себя и из всего, что может постигаться мыслью, кто не поселил себя в Молчании, превышающем [всякое] мышление, тот совсем не может быть свободным от изменчивости [вещественного] бытия. 82. Всякое мышление отражает множественность, или, по крайней мере, двойственность. Ибо оно есть посредствующая связь неких крайностей, соединенных друг с другом, то есть оно есть связь мыслящего и мыслимого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

Преходящим временем называется такое прошедшее время глагола, которое выражает действие, долго продолжавшееся или несколько раз повторявшееся. Например: Воды многи бх т ( Ин.3:23 ) Рассмотрим преходящее время вспомогательного глагола быти. Единственное число Двойственное число Множественное число Мужской род Жен. и сред. род 1. бхъ, бхъ 1. бхова, бхова 1. бхов, бхов 1. бхомъ, бхомъ 2. бста, бста 2. бст, бст 2. бсте, бсте 3. бше, б 3. бста, бста 3. бст, бст 3. бх, бх, бша Примечание. Преходящее время имеет в учебной литературе по церковнославянскому языку несколько различных наименований. Его называют также прошедшим продолжительным, прошедшим несовершенным, многократным прошедшим временем, или имперфектом. Оно используется преимущественно для всякого рода описаний. В этом времени даны, например, описание земли в начале сотворения мира ( Быт.1:2 ) и описание Овчей купели в Евангелии от Иоанна ( Ин.5:2–4 ). Более понятной его функция станет ниже, когда мы познакомимся с аористом. Упражнение 9 Поставьте приведенные в скобках церковнославянские слова в соответствующую форму преходящего времени. Правильность решения можно проверить, обратившись к церковнославянскому тексту. Ответ считается правильным, если приведена одна из форм, перечисленных в таблице выше. Например, если в тексте написано бхомъ, а обучающийся написал бхомъ, ответ считается правильным, так как в таблице это две равноправные формы 1-го лица множественного числа. Образец: В Антиохии, в тамошней церкви ………….. (быти) некоторые пророки и учители ( Деян.13:1 ). В Антиохии, в тамошней церкви бх некоторые пророки и учители ( Деян.13:1 ). 1 . Ибо вы ………….. (быти), как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших ( 1Пет.2:25 ). 2 . И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я ………….. (быти), посланные из Кесарии ко мне ( Деян.11:11 ). 3 . Скиния свидетельства ………….. (быти) у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному ( Деян.7:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

С. 238: «Набонид посвятил свою дочь в жрицы бога Нанна в Уре, дал ей новое имя Белшалти-Нанна и заново отремонтировал для нее здания Эгипара, где издавна жили жрицы. Нет никакого сомнения в том, что найденный нами огромный дворец был именно этим зданием. В нем и жила царственная жрица – сестра царя Валтасара. В книге пророка Даниила рассказывается о том, как во время пира Валтасару была предсказана гибель Вавилона». «В эпоху господства христианской веры все, что было сказано в Библии, считалось неоспоримой истиной, буква ее была священна. Эпоха Просвещения принесла с собой критику, но именно тот самый век, в который критика во всех материалистических философиях превратилась в перманентное состояние, принес одновременно и доказательство тому, что, наряду с шелухой последующих измышлений, в Библии содержится ядро верных сведений» (Керам К. «Боги, гробницы и ученые». Изд. «Иностранной литературы». М., 1960). С. 207211: «Археолог Ботта находит Ниневию»: «Я полагаю, – писал Ботта, – что я открыл первые изваяния и сооружения, которые с полным основанием следует отнести ко времени расцвета Ниневии». «Этот первый ассирийский дворец явился важным научным открытием. До сих пор колыбелью человечества считали Египет. О Двуречье до этого сообщала только Библия . Открытие же Ботта свидетельствовало о том, что в Двуречье, действительно, некогда существовала такая же древняя, а если признать теперь сведения Библии достоверными, то даже еще более древняя, чем Египет, блистательная и величественная цивилизация, которая, в конце концов, была уничтожена огнем и мечом». Лейярд проводил раскопки в 18301840 гг. На С. 233241 читаем: «Хуш, – так говорится в десятой главе первой книги Моисея, – Хуш, сын Хама, внук Ноя, родил Нимрода. Сей начал быть силен на земле. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию и Реховоф-ир, Калах и Рессен – между Ниневией и между Калахом; это город великий ( Быт.10:812 ). Слова пророка: Некогда Ассур был как кедр ливанский, весь покрытый листвой, раскидистый, высокий, и вершина его возвышалась ( Иез.31:3 ). В книге пророка Софонии содержится продолжение этого ужасного пророчества: И прострет Он руку свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. И покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет никого, кроме меня» ( Соф.2:1315 ). Пророчество это сбылось уже много столетий назад. Теперь Лейярд извлекал на свет то, что осталось от этой древней цивилизации».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

С. 248: «Осенью 1849 г. Лейярд приступил к раскопкам на Куюнджикском холме, расположенном напротив Мосула, на другом берегу реки Тигра, и обнаружил один из самых замечательных дворцов Ниневии. Как выяснилось впоследствии, это были остатки дворца кровавого деспота Сеннахирима (704681 гг. до н. э.), – одного из самых могущественных правителей Ассирийской империи». С. 251: «Сеннахирим был во всех отношениях натурой необыкновенной. Его правление ознаменовано войнами. Он воевал в Вавилонии, в 701 году выступил в поход против Тира, Сидона, Аскалона и Екрона. Он вел войну против Езекии из Иуды, советником которого был пророк Исаия. Он хвастался, что уничтожит в Иудейской стране 46 крепостей. Но под Иерусалимом ему пришлось пережить свое Ватерлоо. Пророк Исаия предсказал: Не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала ( Ис.37:33 ). И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые ( Ис.37:36 ). Сегодня мы знаем, что войска Сеннахирима уничтожила тропическая лихорадка» (но ведь факт уничтожения налицо!). С. 264273: «2 октября 1897 года Роберт Кольдевей обнаружил сады Семирамиды и раскопал Вавилонскую башню. Вместе с двумястами рабочими Кольдевей копал день за днем более 15 лет подряд. Он, действительно, наткнулся на Вавилон Навуходоносора. Это при Навуходоносоре, которого пророк Даниил называл “царем царей” и “золотой головой”, город начал монументально отстраиваться... Вавилонская башня! Кольдевею удалось обнаружить гигантский фундамент. В надписях же шла речь о башнях. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи, на смену которой была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополасара: “К этому времени Мардук повелел мне вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье”. А сын его Навуходоносор добавил: “Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этемен-анки (Вавилонской башни), так, чтобы поспорить она могла с небом”».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа «В следующий день…», 1//Творения. Т. 12. Ч. 1. С. 297. 108 Он же. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения. Т. 10. Кн. 1. С. 167. 109 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия. 21, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190: «Потому Он даровал ему и душу, чтобы он был и бессмертным навсегда». 110 Он же. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. Беседы на кн. Бытия. 13. 1. 111 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 112 Св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях. 11, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132; его же. «На следующий день…», 1. 113 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. С. 489. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 5. Гл. XII, 1 и XIII, 3//Творения. М., 1996. С. 467, 476. (Б–ка отцов и учителей Церкви). 114 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. II, 27//Указ. соч. С. 489–490. 115 Свт. Григорий Нисский. Беседа на Песнь песней, 12//Творения. Т. 39. Ч. 3. С. 301. 116 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως. θεσσαλ., 1977. Σ. 62. 117 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику Кн. II, 24, 27//Указ. соч. С. 488–489. 118 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XVII, 9//Творения… Т. 4. Кн. 1. С. 153. 119 Свт. Григорий Нисский. Слово о блаженствах, 3//Творения. Т. 38 (Ч. 2). С. 395. 120 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на кн. Бытия XVIII, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 158. 121 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Ефесянам 19, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 158; О воскресении мертвых, 8//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 479. 122 Преп. Максим Исповедник. О богословии. Гл. 5. Сотница 6. Гл. 48. 123 Свт. Григорий Палама. Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы//Св. Григорий Палама. Беседы/Пер. архим. Амвросия (Погодина). Репр. изд. M., 1994. С. 76. Т. 3. 124 В книге Бытия: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть! И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010